МБОУ Ворот-Онгойская основная общеобразовательная школа
Доклад на тему
"Технология критического мышления"
Выполнила:
учитель начальных классов
Батуева Ольга Геннадьевна
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Теоретические основы технологии
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к технологиям открытого образования. Технология развития критического мышления ТРКМ) ориентирована на создание индивидуальных траекторий развития обучающегося в учебном процессе. При их использовании учащийся становится подлинным активным субъектом образовательного процесса. В условиях школы их применение может снять многие проблемы, стоящие в настоящее время перед педагогом. Разгрузить психологическую нагрузку на учащегося, одновременно подняв уровень его активности в обучении. К технологиям открытого образования относятся: «Дебаты», «Портфолио», «Развитие критического мышления через чтение и письмо», «Образ и мысль», «Педагогические мастерские».
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
(Reading and Writing for Critical Thinking, РКМЧП) возникла в Америке в 80-е
годы ХХ столетия, разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита в США.
В России технология известна с конца 90-х годов и по другому называлась «Чтение и письмо для развития критического мышления» – ЧПКМ. В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка;
К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии ТРКМ, в частности: Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл, является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.
Критическое мышление - один из ключевых навыков XXI века, позволяющий анализировать информацию, делать выводы и принимать решения на основе проведённого анализа, а также формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию. Ответим на вопрос: «Что же такое критическое мышление?».
Критическое мышление -это система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с точки зрения и формулирования обоснования выводов.
Критическое мышление -это способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, включая собственное суждение.
«Думать критически означает проявлять любознательность использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.
Критическое мышление, таким образом – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения. Оно формируется быстрее, если обучающиеся являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили, с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания т.е., самостоятельно устанавливают внутри предметные и межпредметные связи). Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.
Показателем наличия у обучающихся высокого уровня развития критического мышления является присутствие у них ряда важных качеств, а именно:
готовность к планированию,
гибкость,
настойчивость,
готовность исправлять ошибки,
осознание,
поиск компромиссных решений.
Признаками критического мышления являются:
продуктивность,
самостоятельность,
индивидуальность,
аргументированность,
социальность,
рефлексивность,
оценочность.
Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Обучаемые строят новые представления на основании предыдущих знаний и представлений.
Цель технологии ТРКМ:
Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс.
Развитие мыслительных навыков учащихся в процессе изучения литературных произведений, необходимых в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, различные стороны явлений и т.п.).
Задачей технологии является развитие базовых навыков и умений такие как: критическое мышление, креативность, самостоятельность и ответственность за результат, устанавливать причинно-следственные связи, умение логично связывать текст, умение критично относиться к информации.
Задача деятельности учителя пробудить в обучающемся исследовательскую и творческую активность. Предоставить условия для осмыслении материала, помочь обобщить приобретенные навыки.
Этапы технологии ТРКМ
Основа технологии-трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление и рефлексия.
I этап ВЫЗОВ
- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
- пробудить к ней интерес;
- активизировать обучаемого, дать ему возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
- структурировать последующий процесс изучения материала получения новых знаний, ввод новых понятий и терминов.
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
-направлена на вызов у учеников имеющихся знаний по изучаемому вопросу; -активизация их деятельности; -мотивация к дальнейшей работе | -вспоминают, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предложения); -систематизирует информацию до её изучения; -задаёт вопросы на которые захотел бы получить ответ |
На первом этапе можно использовать:
1. Прием "Инсерт"-это приём используется при работе с текстом, с новой информацией. По другому его называют технологией эффективного чтения.
I-interective (интерактивная)
N- noting (познавательная)
S- system for (система)
E- effective (для эффективного)
R-reading (чтения)
T-thinking (и размышления)
Заполняется таблица или в тексте делать пометки (значки). Можно использовать
V | + | - | ? |
Тезисно записывается термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны | Отмечается всё новое, что стало известно из текста | Отмечается противоречия т.е. то, что идёт вразрез с его знаниями и убеждениями | Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста |
2. Приём "Верно-неверно", например можно работать с карточкой-тестом:
| Верите ли вы, что… | Да | Нет |
1 | У существительных 3 склонения на конце слова после шипящих пишется ь | | |
2 | После шипящих и Ц в окончании под ударением пишется Е | | |
3 | Имя существительное изменяется по родам | | |
4 | Имена существительные бывают собственные и нарицательные | | |
5 | Окончание существительных зависит от падежа | | |
6 | Имена существительные изменяются по падежам | | |
3. Приём Ментальная карта - это инструмент, который позволяет структурировать информацию и мыслить, используя весь творческий потенциал. Ментальные карты-это наши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Этот приём можно использовать на этапах вызова, осмысления и рефлексии. Это творческая работа, при которой ребёнок может рисовать свои ассоциации, создавать свои значки и т.д. Очень мотивирует детей. Приём используют при различных целях: актуализации знаний, обобщение знаний, изучение нового, повторение, проверка знаний, разработка проектов, формирование УУД.
Работа с картой проходит следующие этапы:
1 этап- - учитель создаёт карту сам и объясняет логику её построения.
2 этап-учитель предлагает детям шаблон карты, а они заполняют пропуски в ней.
3 этап-дети создают карту самостоятельно по заданной теме.
Преимущества: концентрация информации на важных моментах, визуальные чёткие ассоциации, улучшение запоминания, возможность пересмотра.
4. Приём "Кластер" похоже на минтальную карту, но более сухая и строгая, графически организованная.
5. Приём "Тонкие и толстые вопросы"
Простые вопросы. Вопросы, ответами на которые будут какие-либо факты.
Уточняющие вопросы. "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то…?", интерпретационные (объясняющие) вопросы: "Почему листья на деревьях осенью желтеют?" Творческие вопросы: "Как изменился бы мир, если бы все ледники растаяли?", "Что бы ты сделал если бы прилетел на Марс?" Оценочные вопросы: "Почему знания языков ценятся высоко?" Практические вопросы: "Как посадить семена цветов?"
6. Приём "Корзина идей" может использоваться на всех этапах технологии. В эту корзину помещаем различные идеи , понятия, факты, имена, мнения.
II этап ОСМЫСЛЕНИЕ
– поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:
-получение новой информации;
-ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если обучающийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось непонятно, для прояснения этого в будущем);
- соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями для того, чтобы создать новое понимание;
- поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Сохранение интереса и размышление над освоением нового материала. Осмысленная направленная работа
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
-направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с информацией; -постепенное продвижение от знания старого к новому | -читает (слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения; -делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации) |
1. Приём "Мозговой штурм" Детям задаётся вопрос или проблема с целью активизации по конкретной теме, с конкретной информацией. Предложить решение по какой-то проблеме, обменяться информацией. Всё что думают по данной теме. В основном работа строится в группе. Идеи не критикуются, а выбирается наиболее правильный.
2. Метод "Шесть шляп мышления". Метод -психологическая игра. Шляпа определённого цвета отдельный режим мышления, и, надевая её, человек включает этот режим.
Виды шляп:
Белая: мы сосредотачиваемся на имеющиеся в распоряжении данных. (Чего и как мы достигли? Что нужно сделать дальше?)
Красная: включаем интуицию и чувства. (Что я чувствую по этому поводу?)
Чёрная: в ней должны быть пессимистом, но со здоровой долей критицизма. (Правда ли это…? Это точно сработает? В чём могут быть недостатки? Что мы можем сделать?)
Желтая: противоположность чёрной шляпе, оптимистический, позитивный взгляд на проблему. (Почему нужно сделать именно так? Каковы преимущества? Почему нужно так сделать? Почему это должно сработать?)
Зелёная: отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. (Какие ещё могут быть идеи? Что ещё можно сделать? Какие альтернативы?)
Синяя: надевает руководитель-тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет всем процессом-даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики. (Чего и как мы достигли? Что нужно сделать дальше?)
3. Приём "Кубик Блума" Может использоваться при проверке домашнего задания.
Предложи- своё название рассказа.
Назови-основные черты характера главного героя.
Придумай-другой выход из сложившейся ситуации.
Почему-автор написал это произведение?
Объясни-почему герой запомнил этот случай на всю жизнь?
Поделись своими мыслями, чувствами от прочитанного рассказа?
4. Приём "Фишбоун". Даётся скелет рыбы, у которой голова=проблема, кости скелета с одной стороны =факты, с другой стороны =причины, хвост=выводы.
III этап РАЗМЫШЛЕНИЕ:
- выражение новых идей и информации собственными словами;
- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
- анализ всего процесса изучения материала;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение
знаний, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим учащимся. Постановка обучающимися самостоятельно цели обучения создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого обучающегося создается целостное информационное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.
Учащийся получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером обучаемого в его образовании. Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники,
направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, преподаватель может планировать занятия в соответствии с уровнем знаний направленностью учащихся, целями занятия и объемом учебного материала.
Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии ТРКМ – научить учащихся применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
-следует вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения; -дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации | -соотносят "новую" информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления |
1. Приём "Синквейн".
1 строка-Тема синквейна
2 строка- 2 прилагательных
3 строка-3 глагола
4 строка-фраза, которая раскрывает суть явления (4слова)
5 строка-вывод, отражающий личное отношение к явлению (1 слово)
2. Приём "Знаю. Хочу знать. Умею." В таблицу заполняет ребенок свои мысли.
Критическое мышление - то особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей.
3. Чтение с остановками (осмысление).
Предварительно учитель делит текст на несколько частей. Основания
такого деления могут быть разные. Текст делится на сюжетные эпизоды (события). Процесс чтения дробится: от остановки до остановки. Перед чтением преподаватель может задать вопрос: «О чем будет текст?». Свои прогнозы учащиеся основывают только на знании заглавия. Далее читается первый фрагмент. После этого преподаватель может просить о том, чьи прогнозы оправдались, а чьи нет, и что будет дальше. Желательно все время следить за тем, чтобы ученики «не уходили» от текста, не фантазировали, а интерпретировали уже имеющиеся в тексте знаки и смыслы. Затем читается следующий фрагмент, делается остановка – и так до конца текста. Потенциал: дает возможность удерживать внимание на протяжении всего чтения текста, дают материал для обсуждения взаимосвязи эпизодов внутри текста, организует процесс параллельного обсуждения текста и собственного его восприятия, позволяет сделать процесс чтения увлекательным и интересным.