СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Технология развития критического мышления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Технология развития критического мышления"»

МБОУ Ворот-Онгойская основная общеобразовательная школа

















Доклад на тему

"Технология критического мышления"





















Выполнила:

учитель начальных классов

Батуева Ольга Геннадьевна












Технология критического мышления через чтение и письмо.

Теоретические основы технологии
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к технологиям открытого образования. Технология развития критического мышления ТРКМ) ориентирована на создание индивидуальных траекторий развития обучающегося в учебном процессе. При их использовании учащийся становится подлинным активным субъектом образовательного процесса. В условиях школы их применение может снять многие проблемы, стоящие в настоящее время перед педагогом. Разгрузить психологическую нагрузку на учащегося, одновременно подняв уровень его активности в обучении. К технологиям открытого образования относятся: «Дебаты», «Портфолио», «Развитие критического мышления через чтение и письмо», «Образ и мысль», «Педагогические мастерские».

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
(Reading and Writing for Critical Thinking, РКМЧП) возникла в Америке в 80-е
годы ХХ столетия, разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита в США.

В России технология известна с конца 90-х годов и по другому называлась «Чтение и письмо для развития критического мышления» – ЧПКМ. В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка;
К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии ТРКМ, в частности: Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл, является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.

Критическое мышление - один из ключевых навыков XXI века, позволяющий анализировать информацию, делать выводы и принимать решения на основе проведённого анализа, а также формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию. Ответим на вопрос: «Что же такое критическое мышление?».

Критическое мышление -это система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с точки зрения и формулирования обоснования выводов.

Критическое мышление -это способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, включая собственное суждение.

«Думать критически означает проявлять любознательность использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.

Критическое мышление, таким образом – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения. Оно формируется быстрее, если обучающиеся являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили, с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания т.е., самостоятельно устанавливают внутри предметные и межпредметные связи). Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

Показателем наличия у обучающихся высокого уровня развития критического мышления является присутствие у них ряда важных качеств, а именно:

  • готовность к планированию,

  • гибкость,

  • настойчивость,

  • готовность исправлять ошибки,

  • осознание,

  • поиск компромиссных решений.

Признаками критического мышления являются:

  • продуктивность,

  • самостоятельность,

  • индивидуальность,

  • аргументированность,

  • социальность,

  • рефлексивность,

  • оценочность.

Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Обучаемые строят новые представления на основании предыдущих знаний и представлений.

Цель технологии ТРКМ:

  1. Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс.

  2. Развитие мыслительных навыков учащихся в процессе изучения литературных произведений, необходимых в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, различные стороны явлений и т.п.).

Задачей технологии является развитие базовых навыков и умений такие как: критическое мышление, креативность, самостоятельность и ответственность за результат, устанавливать причинно-следственные связи, умение логично связывать текст, умение критично относиться к информации.

Задача деятельности учителя пробудить в обучающемся исследовательскую и творческую активность. Предоставить условия для осмыслении материала, помочь обобщить приобретенные навыки.

Этапы технологии ТРКМ

Основа технологии-трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление и рефлексия.
I этап ВЫЗОВ

- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
- пробудить к ней интерес;
- активизировать обучаемого, дать ему возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
- структурировать последующий процесс изучения материала получения новых знаний, ввод новых понятий и терминов.


Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

-направлена на вызов у учеников имеющихся знаний по изучаемому вопросу;

-активизация их деятельности;

-мотивация к дальнейшей работе

-вспоминают, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предложения);

-систематизирует информацию до её изучения;

-задаёт вопросы на которые захотел бы получить ответ

На первом этапе можно использовать:

1. Прием "Инсерт"-это приём используется при работе с текстом, с новой информацией. По другому его называют технологией эффективного чтения.

I-interective (интерактивная)

N- noting (познавательная)

S- system for (система)

E- effective (для эффективного)

R-reading (чтения)

T-thinking (и размышления)

Заполняется таблица или в тексте делать пометки (значки). Можно использовать


V

+

-

?

Тезисно записывается термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны

Отмечается всё новое, что стало известно из текста

Отмечается противоречия т.е. то, что идёт вразрез с его знаниями и убеждениями

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста


2. Приём "Верно-неверно", например можно работать с карточкой-тестом:


Верите ли вы, что…

Да

Нет

1

У существительных 3 склонения на конце слова после шипящих пишется ь



2

После шипящих и Ц в окончании под ударением пишется Е



3

Имя существительное изменяется по родам



4

Имена существительные бывают собственные и нарицательные



5

Окончание существительных зависит от падежа



6

Имена существительные изменяются по падежам





3. Приём Ментальная карта - это инструмент, который позволяет структурировать информацию и мыслить, используя весь творческий потенциал. Ментальные карты-это наши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Этот приём можно использовать на этапах вызова, осмысления и рефлексии. Это творческая работа, при которой ребёнок может рисовать свои ассоциации, создавать свои значки и т.д. Очень мотивирует детей. Приём используют при различных целях: актуализации знаний, обобщение знаний, изучение нового, повторение, проверка знаний, разработка проектов, формирование УУД.

Работа с картой проходит следующие этапы:

1 этап- - учитель создаёт карту сам и объясняет логику её построения.

2 этап-учитель предлагает детям шаблон карты, а они заполняют пропуски в ней.

3 этап-дети создают карту самостоятельно по заданной теме.

Преимущества: концентрация информации на важных моментах, визуальные чёткие ассоциации, улучшение запоминания, возможность пересмотра.



4. Приём "Кластер" похоже на минтальную карту, но более сухая и строгая, графически организованная.


5. Приём "Тонкие и толстые вопросы"


Простые вопросы. Вопросы, ответами на которые будут какие-либо факты.

Уточняющие вопросы. "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то…?", интерпретационные (объясняющие) вопросы: "Почему листья на деревьях осенью желтеют?" Творческие вопросы: "Как изменился бы мир, если бы все ледники растаяли?", "Что бы ты сделал если бы прилетел на Марс?" Оценочные вопросы: "Почему знания языков ценятся высоко?" Практические вопросы: "Как посадить семена цветов?"



6. Приём "Корзина идей" может использоваться на всех этапах технологии. В эту корзину помещаем различные идеи , понятия, факты, имена, мнения.


II этап ОСМЫСЛЕНИЕ

– поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

-получение новой информации;

-ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если обучающийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось непонятно, для прояснения этого в будущем);
- соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями для того, чтобы создать новое понимание;

- поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Сохранение интереса и размышление над освоением нового материала. Осмысленная направленная работа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

-направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с информацией;

-постепенное продвижение от знания старого к новому

-читает (слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения;

-делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации)



1. Приём "Мозговой штурм" Детям задаётся вопрос или проблема с целью активизации по конкретной теме, с конкретной информацией. Предложить решение по какой-то проблеме, обменяться информацией. Всё что думают по данной теме. В основном работа строится в группе. Идеи не критикуются, а выбирается наиболее правильный.


2. Метод "Шесть шляп мышления". Метод -психологическая игра. Шляпа определённого цвета отдельный режим мышления, и, надевая её, человек включает этот режим.

Виды шляп:

Белая: мы сосредотачиваемся на имеющиеся в распоряжении данных. (Чего и как мы достигли? Что нужно сделать дальше?)

Красная: включаем интуицию и чувства. (Что я чувствую по этому поводу?)

Чёрная: в ней должны быть пессимистом, но со здоровой долей критицизма. (Правда ли это…? Это точно сработает? В чём могут быть недостатки? Что мы можем сделать?)

Желтая: противоположность чёрной шляпе, оптимистический, позитивный взгляд на проблему. (Почему нужно сделать именно так? Каковы преимущества? Почему нужно так сделать? Почему это должно сработать?)

Зелёная: отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. (Какие ещё могут быть идеи? Что ещё можно сделать? Какие альтернативы?)

Синяя: надевает руководитель-тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет всем процессом-даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики. (Чего и как мы достигли? Что нужно сделать дальше?)



3. Приём "Кубик Блума" Может использоваться при проверке домашнего задания.

Предложи- своё название рассказа.

Назови-основные черты характера главного героя.

Придумай-другой выход из сложившейся ситуации.

Почему-автор написал это произведение?

Объясни-почему герой запомнил этот случай на всю жизнь?

Поделись своими мыслями, чувствами от прочитанного рассказа?


4. Приём "Фишбоун". Даётся скелет рыбы, у которой голова=проблема, кости скелета с одной стороны =факты, с другой стороны =причины, хвост=выводы.



III этап РАЗМЫШЛЕНИЕ:

- выражение новых идей и информации собственными словами;

- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

- анализ всего процесса изучения материала;

- выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение
знаний, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим учащимся. Постановка обучающимися самостоятельно цели обучения создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого обучающегося создается целостное информационное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.

Учащийся получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером обучаемого в его образовании. Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники,
направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, преподаватель может планировать занятия в соответствии с уровнем знаний направленностью учащихся, целями занятия и объемом учебного материала.

Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии ТРКМ – научить учащихся применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.


Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

-следует вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения;

-дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

-соотносят "новую" информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления



1. Приём "Синквейн".

1 строка-Тема синквейна

2 строка- 2 прилагательных

3 строка-3 глагола

4 строка-фраза, которая раскрывает суть явления (4слова)

5 строка-вывод, отражающий личное отношение к явлению (1 слово)



2. Приём "Знаю. Хочу знать. Умею." В таблицу заполняет ребенок свои мысли.

Критическое мышление - то особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей.

Знаю

Хочу узнать

Узнал





3. Чтение с остановками (осмысление).

Предварительно учитель делит текст на несколько частей. Основания
такого деления могут быть разные. Текст делится на сюжетные эпизоды (события). Процесс чтения дробится: от остановки до остановки. Перед чтением преподаватель может задать вопрос: «О чем будет текст?». Свои прогнозы учащиеся основывают только на знании заглавия. Далее читается первый фрагмент. После этого преподаватель может просить о том, чьи прогнозы оправдались, а чьи нет, и что будет дальше. Желательно все время следить за тем, чтобы ученики «не уходили» от текста, не фантазировали, а интерпретировали уже имеющиеся в тексте знаки и смыслы. Затем читается следующий фрагмент, делается остановка – и так до конца текста. Потенциал: дает возможность удерживать внимание на протяжении всего чтения текста, дают материал для обсуждения взаимосвязи эпизодов внутри текста, организует процесс параллельного обсуждения текста и собственного его восприятия, позволяет сделать процесс чтения увлекательным и интересным.