СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Технология развития критического мышления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка - итог работы по теме самообразования.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Технология развития критического мышления"»

МБОУ Сосновская средняя общеобразовательная школа № 1

филиал в д. Заречье Сосновского района Тамбовской области









Доклад

«Технология развития критического мышления»









Подготовила:

Сафонова Юлия Михайловна

учитель начальных классов





















2018 г

Содержание.

  1. Актуальность.

  2. Особенности применения технологии развития критического мышления.

  3. Практическая работа по применению технологии развития критического мышления.

  4. Основные результаты использования технологии развития критического мышления (ТРКМ)















































1. Каждый день мы наблюдаем, как динамично развивается наше общество. Оно диктует необходимость изменений в технологиях и методиках учебного процесса.

Задача современной школы – формирование человека, постоянно совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то есть человека творческого в широком смысле этого слова. И это посильная задача для школы при условии правильной организации учебно-воспитательного процесса, в котором происходит перераспределение ролей учителя и учащегося. Поэтому каждый учитель находится в поиске таких технологий и приёмов, которые помогли бы построить урок так, чтобы ученик был активным его участником, субъектом образовательного процесса. На помощь творческому педагогу приходят множество современных педагогических технологий.

Моё внимание привлекла технология развития критического мышления.

2. Что понимается под критическим мышлением?

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Технология РКМ имеет две особенности (базируется на «двух китах»):

  • структура урока, включающая три стадии: вызов, осмысление и рефлексию;

  • содержание, в основе которого – эффективные приёмы и стратегии, направленные на формирование у учащихся критического мышления.



1.2. Технология развития критического мышления – стадии и методические приёмы

Технологичекие

Этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

Учащихся

Возможные

приемы и методы

I стадия (фаза)

Вызов :

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

«Кластер»

«Загадка»

«Мозговой штурм»

«Отсроченная догадка»

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

«Театрализация»

«Да – нет»

«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест»

«Дискуссия»

«Перепутанные логические цепочки»

«Проблемный вопрос»

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия

Осмысление содержания :

- получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

«Зигзаг»

«Инсерт или «Чтение с пометами»

«Дерево предсказаний»

«Круги по воде»

«Чтение с остановками»

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

Метод «Думательных шляп»

«Кластер»

«Двухчастный дневник»

«Бортовой журнал»

На стадии осмысление (или реализации смысла), как правило обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит её систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

III. стадия

Рефлексия :

-размышление, рождение нового знания;

-постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

«Синквейн»

«Письмо к учителю»

«Пятиминутное эссе»

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»


На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Разнообразие словесных, наглядных и практических методов обучения технологии развития критического мышления делает способы обучения совершенно непохожими на стандартные. Обучающиеся получают возможность самостоятельно добывать знания, учатся слушать друг друга, делать выводы и обобщения. Учителю при этом отводится роль координатора: он наблюдает, анализирует, умело корректирует, не навязывая своего мнения. Такая совместная работа сближает, повышает уровень самооценки каждого ребенка, обеспечивает положительную динамику продуктивности мыслительной деятельности обучающихся.

3. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Приведу лишь несколько примеров из практики.

Кластер – очень похож на опорные схемы и сигналы. Значимость их в обобщении и запоминании материала трудно переоценить.



Пример: русский язык 4 класс. Составление Кластера «Звуки»

Кластер «Падежи» составлялся в течение нескольких уроков.









П.П. И.П.

1. о ком? о чем?

2. нет



1. кто? что?













Т.П.

Р.П.

1. кем? чем?

2. доволен

3. за, над, перед, с, под

Падежи

1. кого? чего?

2. нет

3. без, для, до, из, от, с, у, и др.







В.П. Д.П.

1. кому? чему?

2. дать

3. к, по

1. кого? что?

2. вижу

3. в, на, за, под, про, через























Окружающий мир 4 класс. Кластер «Природные зоны. Лес»
















Прием «Верные неверные высказывания» или «Верите ли вы?»

Русский язык 4 класс. «Значение и грамматические признаки глагола»

Учащиеся записывают в тетрадь в левую колонку номера «верных» высказываний, а в правую «неверных» высказываний.



Верные Неверные



Я предлагаю высказывания:

1. Глагол обозначает действие предмета.

2. В предложении глагол обычно является подлежащим.

3. Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопрос что делает?

4. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.

5. Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы -оньк; -еньк.

Верные ответы Неверные ответы

1, 3, 4 2,5

Правильные ответы заранее написаны на обратной стороне доски.


Окружающий мир 3класс. «Почва»

У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

  • … ветер может разрушить горы?

  • … опавшие осенью листья вредят почве?

  • … 1см почвы образуется за 300 лет?

  • … норы животных, живущих в почве, разрушают её?

  • … растения участвуют в образовании почвы?

  • … почва и камень родственники?

  • … почва – наша кормилица?



1

2

3

4

5

6

7















- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.

Математика 3 класс. «Двузначные числа». Выберите верные утверждения из следующих:

  • Здесь написаны только двузначные числа: 10, 11, 2, 12, 22, 25, 99.

  • Все числа двузначные.

  • Есть двузначные числа, записанные при помощи одной цифры.

  • Двузначные числа могут оканчиваться на ноль.

  • Результат сложения может быть двузначным числом.

  • При вычитании всегда получается двузначное число.


Методический прием инсерт приучает учеников к более осознанному чтению, развивает аналитический ум. На уроках я раздаю детям таблицу, которая выглядит так:

«V»
поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

«+»
 поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;



  «–поставьте

«–»(минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

«?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. А в данном случае маркировочный знак обязывает их быть внимательнее, и проявить интерес, задать вопрос и самостоятельно найти ответ на непонятный факт. Знак вопроса стимулирует ученика к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они знают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ на уроке у учителя, одноклассников.

Синквейн – это пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX в. под влиянием японской поэзии. В дальнейшем она стала использоваться в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи. Некоторые методисты полагают, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, средства оценки сформированности понятийного и словарного багажа учащихся. В ходе математического образования полезно составлять синквейны для рефлексии, обобщения, закрепления, осмысления математических понятий.

Первая строка синквейна состоит из одного слова (обычно существительного или местоимения). Оно обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь (тема стихотворения). Вторая строка включает два слова (чаще всего прилагательные или причастия), которые описывают признаки и свойства соответствующего предмета или объекта. Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, характеризующими действия объекта.

Четвертая строка – это фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка содержит одно слово резюме, слово ассоциацию, характеризующее суть предмета или объекта. Четкое соблюдение правил написания синквейна необязательно. Например, для улучшения текста в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Синквейн полезно составлять для следующих математических понятий: число, задача, линия, цифра, математика, величина, единица измерения, равенство, фигура, сложение, вычитание и т.д. На уроках математики можно использовать прямые и модифицированные задания, связанные с синквейнами. Пример прямого задания: «Составь синквейн к понятию «математика». Ученики могут выполнить это задание следующим образом:

Математика.

Сложная, точная.

Решать, думать, вычислять.

Заставляет логически мыслить.

Наука.

Пример модифицированного задания

«Запиши в первой строке слово, по которому составлен синквейн»:

______________________________.

Двузначные, однозначные.

Считать, складывать, вычитать.

Это главное в математике.

Счетные палочки.

Пример синквейнов по окружающему миру.

3 класс «Почва».

Почва
Живая, плодородная,
Разрушается, впитывает, выращивает
Солнце, ветер и вода разрушают горы
Земля.


Почва
Живая, неживая,
Разрушают, беречь, выращивать
1см образуется за 300 лет!
Земля-матушка

4 класс «Природные зоны. Лес».

Лес

Величественный, таинственный,

Живет, растет, радует,

Национальное богатство страны,

Кладовая природы


Использование приема «З – Х – У» («Знаю – Хочу узнать – Узнал») и заполнение таблицы З – Х – У направлены на развитие мыслительных способностей учащихся, самостоятельности мышления, выработку собственной позиции. Работу можно проводить устно или с использованием графического организатора.


Знаю о…

Хочу узнать о …

Узнал о…





Ориентируясь на название первого столбца таблицы «Знаю о...», школьники обобщают имеющиеся у них знания по изучаемой теме (этап актуализации). Исходя из своих интересов, они формулируют вопросы по данной теме, высказывают желание узнать что – либо новое (мотивационный этап, целевой) и заполняют второй столбец «Хочу узнать о...». В завершение изучения понятия или правила заполняется последний столбец «Узнал о...», в ходе чего ученики осуществляют рефлексию, обосновывают и систематизируют поступающие данные. Пример заполнения таблицы «З – Х – У» на математике Третий столбец заполняется в конце урока или изучения темы.

Знаю о делении

Хочу узнать о делении

Узнал о делении

Делить нужно поровну.

Делить можно с остатком, столбиком.

Делить на 0 нельзя

1. Как быстро разделить большое

число?

2. Как быстрее делить: в уме или на

калькуляторе?

3. Что означают слова раздельное

питание? Их говорят в том случае,

когда что-то делят?

4. Почему в книгах встречается слово раздел? В этом случае что-то делят?

Нашли ответ на вопрос 2:

на калькуляторе не всегда удобно

делить. Например, если надо разделить на 1 число 1 739 320, то делимое набирать долго. В таком случае

легче делить устно.

Остальные вопросы лягут в основу

мини-проектов


  1. Основные результаты использования технологии развития критического мышления (ТРКМ)

  • позитивная мотивация учения, идущая от интересов учеников;

  • самостоятельность и активность учеников – субъектов обучения;

  • осознание школьниками ценности личности;

  • осуществление учащимися активного поиска информации;

  • размышления школьников о том, что они узнали из этой информации;

  • выражение собственного мнения учениками;

  • связь обучения с жизнью;

  • создание условий для вариативности, индивидуализации и дифференциации обучения;

  • возможность интеграции отдельных дисциплин;

  • формирование таких черт, как направленность на самореализацию, удовлетворение потребности в самоутверждении, рефлексии;

  • организация мышления при помощи графических организаторов;

  • развитие навыков общения, культуры работы с текстом; формирование у учеников умений учиться, работать в группе, графически оформлять модель текстового материала, творчески интерпретировать имеющуюся информацию, ранжировать информацию по степени новизны и значимости, ориентироваться в потоке окружающей информации.







Список литературы

  1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пос. для учителя. М., 2004.

  2. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. 2004. № 2.

  3. Смолеусова Т.В., Венедиктова Е.И. Технология РКМЧП на уроке математики для реализации требований ФГОС НОО // Сибирский учитель. 2013. № 4.