СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад. Тезисы к научно- практической конференции 26.01.2024

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад. Тезисы к научно- практической конференции 26.01.2024»

Сл.1 Добрый день, коллеги! Хочу представить доклад по теме:

«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ в ГБПОУ ИО «ИКАТиДС»

Проблема мотивации волнует многих педагогов, но, несмотря на то, что этой проблеме посвящено много трудов отечественных и зарубежных ученых – она до сих пор не решена.

Сл. 2

Целью данной статьи является изучение проблемы мотивации студентов к обучению в колледже по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов и описание опыта формирования положительной мотивации студентов на занятиях обще- профессиональных дисциплин. Исследования показывают, что для усиления мотивации необходимо создавать благоприятные условия для формирования интереса к учению в процессе получения профессионального образования; эта задача рассматривается как необходимая составляющая глобальной стратегии личностного и профессионального становления и развития студента, что, в свою очередь, определяет комплекс задач научно-методического характера, реализуемых в учебных программах. Учитывая, что часть студентов несерьезно отнеслись к выбору профессии и, как следствие, безответ- ственно относятся к учебным занятиям и к учебе в целом, - эта задача непростая.

Сл. 3

Исходя из заявленной проблемы, одной из насущных задач преподавателей общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла ИКАТиДС является организация познавательной деятельности студентов таким образом, чтобы вызывать и поддерживать мотивацию к изучению учебных дисциплин, которая, по определению А.Н. Леонтьева является «мотором деятельности». Но, в отличие от целей, которые ставит перед собой человек, мотивы и мотивация им не осознаются:

«когда мы совершаем те или иные действия, то в этот момент мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают». Студенты, заинтересованные в получении знаний для хороших отметок, для успешных практических действий на практике, для продвижения по службе, в об- щем, стремящиеся к осуществлению каких-либо целей в будущей профессиональной деятельности, порой неосознанно начинают интересоваться изучением общепрофессиональных дисциплин, достигая хороших успехов.

Анализируя мотивационные установки студентов, пришедших учиться в колледж, важно учитывать структуру мотивационной сферы, а также выявлять доминирующие мотивы, которые будут вскрывать истинные побудительные аспекты, отвечающие на вопрос, зачем человек пришел учиться, какие цели он преследует, каким специалистом в будущем он станет. Важно понимать, что мотивационная направленность человека не только детерминирует его деятельность, но и пронизывает все сферы психической деятельности.

Сл.4

Мной было проведено исследование мотивов студентов первого и второго курсов Иркутского колледжа автомобильного транспорта и дорожного строительства методом анкетного опроса по методике А. А. Реан, В.А. Якунина.

Студентам была предложена анкета (таб.1) со списком мотивов учебной деятельности, в которой они должны были отметить пять наиболее значимых для них мотивов.

Таблица 1. Анкета.


Список мотивов


1. стать высококвалифицированным специалистом


2. получить диплом


3. успешно продолжить обучение на последующих курсах


4. успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»


5. постоянно получать стипендию


6. приобрести глубокие и прочные знания


7. быть постоянно готовым к очередным занятиям


8. не запускать изучение предметов учебного цикла


9. не отставать от сокурсников


10. обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности


11. выполнять педагогические требования


12. достичь уважения преподавателей


13. быть примером для сокурсников


14. добиться одобрения родителей и окружающих


15. избежать осуждения и наказания за плохую учебу


16. получить интеллектуальное удовлетворение




Результаты показали (рисунок 1) что для студентов ИКАТиДС характерно стремление к достижению высокого положения в обществе, выбор профессии на основе принятия и одобрения этой профессии окружающими. Наиболее выражены мотивы «стать высококвалифицированным специалистом» «получить диплом». Однако, при этом, мотив «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» проявлен на среднем уровне. Это можно объяснить тем, что студенты первого и второго курсов недостаточно хорошо представляют себе перспективы достижения успешности в своей будущей профессии. Также у студентов на среднем уровне выявлены материальный мотив (постоянно получать стипендию) и познавательный мотив (приобрести глубокие и прочные знания). На низком уровне проявляется мотив социальной идентичности:

«достичь уважения преподавателей» и «добиться одобрения родителей и окружающих». Студентов мало волнует перспектива наказания за плохие оценки - мотив «избежать осуждения и наказания за плохую учебу» выражен слабо!

Сл. 5


Рисунок 1. Диаграмма учебной мотивации студентов.


По результатам анкетирования можно сделать вывод, что, желая получить диплом и стать высококвалифицированным специалистом, студенты младших курсов не понимают, что для этого нужно «приобрести глубокие и прочные знания», «быть постоянно готовым к очередным занятиям», «не запускать изучение предметов учебного цикла», «не отставать от сокурсников».

Каждый преподаватель хочет, чтобы студенты изучали его дисциплину с интересом, с желанием посещали учебные занятия. Поэтому они находятся в постоянном поиске ответов на вопрос:

«Какими педагогическими средствами можно и нужно пользоваться при формировании у студентов положительного отношения к учебным дисциплинам?»

Ответ один - положительные эмоции, интерес, стимул — это фундамент формирования положительного отношения студентов к дисциплине.

Стимул к обучению формируются путём понимания студентами смысла в обучении: зачем ему ходить на занятия; зачем выполнять те или иные практические задания; как можно полученные знания, умения и опыт применить в будущей профессии.

Сл. 6

Мотив обучения — побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении. Имея мотив, человек может четко сформулировать цель своей деятельности.

Постановка целей — это направленность студента на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.

Интересы — познавательно-эмоциональное отношение студента к учению. Для преподавателя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.

Эмоции — реакция студента на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности студента, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.

Сл. 7

Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. К ним относятся обычные показатели успеваемости, посещаемости и показатели учебной деятельности студентов.

Учебная мотивация определяется рядом специфических для этой деятельности факторов:

• образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

• организацией образовательного процесса;

• субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими студентами и т. д.);

• субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к студенту, к делу;

• спецификой учебной дисциплины.

Из личной практики работы со студентами могу заверить, что важным источником желания обучаться для них является ощущение себя ком- петентным. Студент хочет что-то делать, если верит, что он cможет это делать. Для того чтобы учиться, он должен верить, что он может учиться. Именно поэтому на уроках необходимо создавать ситуацию успешности для каждого студента!

Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой. Поэтому планируя свою деятельность и отслеживая трудность отдельных студентов в решении поставленных им задач, нужно разделять задачи по уровню сложности и предлагать каждому студенту посильную задачу, тем самым создавая ситуацию успешности и возможность успешно справиться с поставленной задачей, а также ощутить себя по-настоящему компетентным.








Сл. 8, СЛ.. 9

Опыт показал, что наиболее целесообразными (действенными) являются следующие установки и действия, предпринимаемые нами по фор- мированию положительного отношения студентов к изучаемой дисциплине, развитию учебной мотивации:


1. Совместная со студентами работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач, то есть понимание студентом для чего ему нужна эта дисциплина. 2. Постановка реальных целей. Если цели завышены, и студенты справиться с этими целями не могут, у них не сформируется положительное отношение к дисциплине. 3. Учет возрастных особенностей студентов. 4. Выбор действия в соответствии с возможностями студента. Каждый студент по-разному воспринимает информацию: кому-то нужно прочитать учебный материал самому, кто-то лучше воспринимает его на слух, а кто-то воспринимает этот материал только на примерах из профессиональной деятельности с последующим практическим применением. 5. Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий. При этом подходе большее число студентов включается в работу, они положительно настроены на восприятие изучаемого материала. 6. Использование нестандартных форм проведения учебных занятий. Иногда для поддержания положительного отношения к дисциплине необходимо изменять стандартную форму проведения учебных занятий, например, показать видеоролики вместо лекционного материала. Практиче- ское занятие по технической дисциплине сделать творческим, чтобы студенты сами поставили себе задачи и выполнили их. 7. Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. Этот момент также является важным при формировании положительного отношения к дисциплине на учебных занятиях. 8. Использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности. 9. Эмоциональная речь преподавателя. Студентам всегда интереснее присутствовать на учебном занятии, когда преподаватель при объяснении нового материала рассказывает эмоционально, порой добавляя к речи жесты, перемещение по аудитории. 10. Вера преподавателя в возможности студента. Студенту важно понимать, что в него верят, что от него ждут и надеются, что у него всё получится. 11. Формирование адекватной самооценки студентов. В учебном процессе часто бывает две крайности: у студента заниженная самооценка и он не верит в свои способности и тогда его нужно хвалить, поощрять, тем самым повышая его самооценку. Другая крайность, встречаемая у студентов — это завышенная самооценка, когда студент уверен, что он и так всё знает, всё сделает вовремя, а потом оказывается, что не всё знал и не успел из-за своей самоуверенности. В этом случае нужно вовремя обращать внимания студента на его ошибки, тем самым побуждая его к адекватной оценки своих возможностей. 12. Оценка деятельности студента не только по конечному результату (правильно - не- правильно), но и по процессу его достижения. Например, если студент ничего не понимал на протяжении нескольких занятий, и вдруг разобрался в учебном материале, и у него стало всё получаться, его работа нуждается в положительной оценке, даже если до конечного результата ещё далеко.

СЛ. 10

На формирование положительного отношения к дисциплине большую роль играет личность преподавателя и характер его отношения к студенту Преподаватель должен являть собой образец внутренне мотивированной личности, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доми- нированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением. Преподаватель должен ожидать от каждого студента положительных результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Он должен уважать студентов, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность. Перед преподавателями стоит задача с первых дней обучения студента объяснить, в чём заключается суть специальности, какие знания, умения и компетенции понадобятся для того, чтобы в будущем стать успешными в профессиональной области. В процессе изучения нового материала нужно привязывать его к условиям производства, на конкретных примерах объяснять на каком рабочем месте эти знания будут нужны. Таким образом, у студентов появляется интерес к изучению данной дисциплины, понимание профессиональной значимости полученных знаний и умений.

СЛ. 11

Участие в различных профессиональных конкурсах также формирует положительное отношение к изучаемым дисциплинам. Например, многие студенты стремятся участвовать в движении WorldSkills, где проявляют и проверяют свои способности, решая реальные профессиональные задачи по определенной компетенции. Во время участия в подобных конкурсах студенты видят реальный результат своей учебной деятельности, у них появляется чёткое понимание, зачем они изучают многие дисциплины профессионального цикла.

СЛ. 12

Для формирования положительного отношения к дисциплине необходимо чередование лекционного материала с практическими работами, потому что только тогда формируется понимание изучаемой дисциплины. Имеет смысл при подаче нового сложного материала прежде проводить экскурсию на предприятие или показывать ролики реального производства. В этом случае студенты лучше воспринимают, о чем говорит преподаватель, и знания с умениями складываются в компетенцию. Используемые источники: 1. Основы обучения. Дидактика и методика. Методическое пособие. В.В. Краевский, А.В Хуторской, М.: Издательский центр «Академия», 2007 - 352с. 2. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие. — М.: Форум: ИНФРА-М, 2007 — 336 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!