СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Трудный ребенок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Трудный ребенок" помог в  ориентировке и выборе правильных  действий родителей в воспитании трудных детей.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Трудный ребенок»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ШКОЛА № 46 ГОРОДА МАКЕЕВКИ»













Доклад


«Трудный ребенок»











Подготовила учитель начальных классов

Мохонько М.В.






2017 год




Трудный ребенок. Какой он?

В качестве причин неуспеваемости ребенка можно назвать множество самых разных обстоятельств (часто болеет, поменялись школа и учительница), черт личности и характера (застенчивость, агрессивность, чрезмерная активность и непоседливость), ситуаций (конфликт в семье, неприязненные отношения с учителями и одноклассниками) и т. д. Все это можно объединить в три группы факторов:
психологические факторы 
педагогические факторы 
патологические факторы

У первоклассника еще не настолько развита саморегуляция, чтобы он мог целенаправленно осуществлять учебную деятельность в течение нескольких часов подряд. Традиционное обучение - в основном, методами сообщения и показа - требует от ребенка таких учебных действий, которые внешне выглядят как пассивные: слушание, чтение, наблюдение.

Однако эта внешняя пассивность обманчива: на самом деле для успешного усвоения учебного материала она должна сопровождаться высокой внутренней активностью, мобилизацией всех ресурсов ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ. Недостаточность этих ресурсов - первая психологическая причина неуспеваемости.

Итак: первая психологическая причина неуспеваемости - НЕДОСТАТОЧНОСТЬ РЕСУРСОВ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ.

Вторая причина - несформированные у ребенка умения самостоятельно управлять своей умственной деятельностью, то есть использовать свои ресурсы: сосредоточиться на учебном задании (произвольное внимание),целенаправленно запоминать и воспроизводить информацию (произвольная память), сравнивать, обобщать и делать выводы для получения новых знаний

Итак: вторая психологическая причина неуспеваемости -НЕУМЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РЕСУРСАМИ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ.

Третий психологический фактор неуспеваемости - недостаточность или нарушения мотивации. Любая деятельность, в том числе и учебная, должна чем-то побуждаться, то есть иметь мотив, иначе она просто не осуществляется.

Итак: третья психологическая причина неуспеваемости - ОТСУТСТВИЕ ИЛИ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ МОТИВАЦИИ.

Для учебной деятельности мотивы могут быть внутренними и внешними. Внутренние мотивы - это любознательность, интерес, стремление понять окружающий мир, увлеченность самим процессом познания.

В основе внутренних мотивов лежат врожденные потребности: в умственной активности, получении информации, новизне. Эти потребности ИЗНАЧАЛЬНО ПРИСУТСТВУЮТ В ПСИХИКЕ КАЖДОГО РЕБЕНКА, хотя их интенсивность может сильно различаться у отдельных детей. Иногда она бывает настолько низкой, что сами по себе внутренние мотивы не могут обеспечивать успешное обучение ребенка. Тогда взрослые используют специальные педагогические приемы, которые в психологии обозначают как "внешние мотивы", а именно: наказания и награды, угрозы и требования, соревнование и давление группы, похвала, возбуждение честолюбия, разъяснение о будущих благах и пользе и т. д. Общим во всех этих приемах является то, что знание перестает быть ЦЕЛЬЮ, а становится СРЕДСТВОМ - избежать наказания, получить награду, удовлетворить честолюбие...

Итак: четвертая психологическая причина неуспеваемости -СОЦИАЛЬНАЯ НЕЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.

От патологического развития личности педагогическая запущенность отличается тем, что она может быть исправлена без использования психотерапевтических методов, одними педагогическими воздействиями, то есть усилением ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО РУКОВОДСТВА и ВНИМАНИЯ взрослого к ребенку.
Мифы об интеллекте.

1. Учащимся с высоким уровнем интеллектуальных способностей не нужна специальная подготовка – и без нее они станут прекрасными мыслителями.
2. Учащимся с низким уровнем интеллекта ничего не поможет – они никогда не смогут мыслить на достаточном уровне. 
Однако связь между интеллектом и мышлением такая же, как между машиной и ее водителем: можно неумело управлять мощной машиной, а можно великолепно вести скромный автомобиль. Мощность – это потенциал машины, так же как интеллект – это потенциал ума, но как поведет себя автомобиль, зависит от умения водителя.

85% мыслительных операций основано на восприятии. Многие издержки мышления – это издержки восприятия (ограниченности взглядов), а не результат слабой логики. Восприятие – это основа мудрости. Логика же важна для технических дисциплин и особенно для таких замкнутых систем, как математика.
Исследование показало, что лишь 25 процентов учеников лучше воспринимают информацию на слух и выносят какую-то пользу из лекций. Еще 30 процентов учеников воспринимают информацию зрительно – в процессе обучения им нужно показывать слайды, изображения и картинки. Примерно 15–20 процентам детей требуется практический опыт, а 30 процентов учеников лучше воспринимают комбинацию различных методов обучения. 
Мир, который мы воспринимаем – это не реальный мир, это не нормальная территория. Это карта, составляемая нашей неврологией. То, на что мы обращаем внимание, на этой карте проходит дальнейшую фильтрацию через наши убеждения, интересы и предпочтения. Некоторые люди могут пользоваться своими органами чувств лучше, чем остальные. Эта способность замечать больше и делать более тонкие различия во всех каналах восприятия может значительнее обогатить нашу жизнь и является важным умением во многих областях деятельности, в том числе и в учебе. 
Как минимум у 70 процентов детей, испытывающих трудности в обучении, они связаны, в первую очередь, с несоответствием их модального типа методам обучения. 
По данным некоторых психологов, в настоящее время значительно увеличилось число детей «крайнего» визуального типа, что во многом связано с обилием всевозможных компьютерных игр, игровых приставок, увлечением телевидением, видеофильмами. Все реже и реже родители читают детям книги, рассказывают сказки. 
Это приводит к тому, что у многих детей к началу учебы в школе слуховой канал восприятия и обработки информации развит слабо, что, в свою очередь, компенсируется развитием зрительного канала. 
Итак, число детей визуального типа сейчас резко возрастает, а методы обучения в школе во многом остаются прежними, основанными в большой степени на речеслуховой подаче материала. 
Хотя учителя начальных классов применяют много наглядности, это напрямую не способствует формированию у детей умения действовать в умственном плане.

Большинство детей, успешно обучающихся в школе, имеют достаточно хорошо развитые все три модальности. Трудности в обучении чаще всего возникают у «крайних» визуалов и кинестетиков, то есть у детей с недостаточно развитыми остальными модальностями.

На разницу в типах восприятия накладывается и разница в способах восприятия: аналитическом или синтетическом. Это зависит от доминирования одного из полушарий мозга. 

Практическая работа. 
Распределите в три столбика следующие слова: орел, чешуя, плавать, овца, бегать, перья, рыба, летать, шерсть. 
Левополушарные дети воспринимают информацию дискретно, т.е. по частям, чаще развито слуховое восприятие, опираются они на смысловую сторону речи. Переработка информации происходит медленно, последовательно.

Правополушарные дети воспринимают информацию целостно, опираясь на интонационную сторону речи, у них более развита зрительная модальность. Переработка информации идет быстро, мгновенно.

У детей до 7 лет в основном доминирует правое полушарие. В процессе обучения начинает активизироваться левое полушарие, и к концу 1 класса оно становится доминантным. Это в норме.

У детей «группы риска» созревание мозга, а с ним и развитие базовых функций происходит замедленно и неравномерно. Они не могут переключиться на левое полушарие, в обучении начинаются трудности, к тому же в классе получают в основном слуховую и зрительную информацию.
Отличия и способности 
Многие известные люди столкнулись в школе с трудностями из-за того, что учились по-другому, но именно благодаря этим отличиям и развились их таланты, мастерство и умственные способности и они смогли внести свой вклад в развитие общества и мира. 
Уинстону Черчиллю трудно давалось чтение: обладая дефектом речи, он в придачу был гиперактивным. Его определили в класс, где учились самые слабые ученики. 
Альберт Эйнштейн несколько раз не мог сдать экзамен по математике. Его учитель говорил ему, что он слишком много мечтает и очень медлителен. 
Луи Пастер провалился на вступительных экзаменах в медицинскую школу и был известен как тугодум и зубрила. 
Томас Эдисон, у которого были серьезные проблемы с памятью, рассказывал о школе: “Я помню, что мне никогда не удавалось хорошо учиться. Я всегда был среди отстающих и чувствовал, что учителя меня недолюбливали, а отец считал тупицей”. 
Обладая ужасным почерком, проблемами с речью, трудностями с абстрактными математическими понятиями или чтением, эти люди нашли способы, как обойти или компенсировать свои недостатки. 
Дети – глаза 
Будучи проницательным наблюдателем, во время семейных путешествий на машине ребенок всегда замечал то, что пропускали его братья и родители. Он рано стал разбираться в цветах и предпочитал собирать головоломки, рисовать и смотреть телевизор, а не буянить или играть на улице. Он был самым тихим ребенком в семье. Если и говорил что-либо, то всегда кратко и обдуманно. В классе он часто отключался и находил за окном какой-нибудь объект для изучения или рисовал ракету или самолет. 
Ребенок наверняка обладает зрительным стилем обучения, если он: 
– при чтении книги нуждается в картинках, чтобы понять содержание; 
– лучше справляется с рутинной работой и домашним заданием, когда перед ним лежит список того, что нужно сделать; 
– хорошо запоминает лица и быстро забывает имена; 
– замечает появление в комнате новой картины или предмета, новую прическу своей матери или изменения на классной доске объявлений; 
– в социальной группе больше предпочитает наблюдать за другими, а не действовать сам ; - в общении соблюдает дистанцию, часто смотрит на собеседника; 
- любит порядок на столе, парте, соблюдает порядок в комнате. 
- имеет красивый, аккуратный почерк; 
- мало отвлекается на шум; 
- возможны трудности при восприятии аудиальной информации. 
Дети – уши 
У ребенка мозг работает, как магнитофон. Он может вспомнить то, что вы сказали три недели назад. По сравнению с мальчиками девочки вообще чаще одарены аудиторными и вербальными способностями. 
С раннего возраста ребенку нравилось общаться со своими братьями, сестрами и друзьями. Он рано стал разговаривать и обладал очень красочной речью. 
В классе его считают любимцем учительницы, потому что его часто вызывают. Он легко выполняет устные задания и быстро отвечает на вопросы учителей. Но он не чувствует себя любимцем, когда получает замечания за разговоры во время урока. Ребенок писал слова так, как слышал, поэтому у него много орфографических ошибок. Ему трудно запомнить таблицу умножения, выполнить тесты по математике. Как и большинство детей с аудиторным стилем обучения, он шевелит губами или шепчет, пытаясь запомнить факты, правописание слов. 
Ребенок обладает развитыми аудиторными способностями к обучению, если он: 
– способен выполнить задание, прослушав его лишь один раз; 
– любит слушать музыку и обожает, когда ему читают вслух; 
– легко запоминает телефонные номера, коды или имена; 
– может сосредоточиться, слушая лекцию; 
– легче решает проблемы, проговаривая их вслух.

- может хорошо имитировать речь других людей, звуки природы, хорошо декламирует;
- сильно отвлекается на шум. 
Ребенок – егоза 
Очень активный, энергичный ребенок. Он научился кататься на велосипеде раньше, чем другие дети во дворе, и постоянно был в движении. 
В детском саду ему особенно нравилось лепить животных из пластилина, рисовать пальцами, играть на улице, качаться на качелях и взбираться по лестнице. Он мог слепить корову с самыми правильными пропорциями, но когда нужно было нарисовать круг, его линия выходила за пределы листа. Когда дети стали учить в детском саду алфавит, у него возникли проблемы с различением букв. Буква у него не связывалась со звуком. 
Как и многие кинестетики такие дети не особенно беспокоятся о своей внешности. Они очень увлекаются спортом, и у них остается еще масса энергии. 
Такие дети наиболее эффективно обучаются в действии – участвуя в экспериментах, демонстрациях и, если им разрешают, путем метода проб и ошибок. Им надо, чтобы работали мускулы.

У ребенка преобладает двигательный стиль обучения, если он:
– лучше помнит то, что было сделано, а не сказано или прочитано; 
– учится всему на своем опыте; 
– всегда склонен потрогать вещи, даже если это запрещено; 
– нуждается в активном контакте с родителями, детьми и учителями и если не получает ожидаемого внимания – объятий, похлопывания, – будет пихать, толкать и щипать своих одноклассников или братьев и сестер; 
– такой активный, что через несколько минут после того, как его аккуратно одели, у него оказываются развязанными шнурки и торчит рубашка.

- при общении стоит близко к другому человеку;
- характерна живая мимика, выраженная жестикуляция; 
- на столе, парте, в комнате возможен беспорядок; 
- возможен неряшливый почерк; 
- часто вертит в руках какой-либо предмет; 
- возможны проявления различных эмоциональных реакций; 
- чувствителен к эмоциональным методам обучения. 

Очень важно осознать свой стиль обучения и стиль обучения ребенка, чтобы не мешать, а помогать ему в учебе!

Как выяснить свой стиль обучения? 

Как вы ведете домашнее хозяйство? 
Лозунг родителя с развитыми зрительными способностями: “Все должно быть на своих местах”. Записи, бумаги, семейные документы – все собрано на полке над рабочим столом; на столе нет никаких кип. Когда бы вы ни пришли, дом прибран, словно к приходу гостей. Это может привести к отчаянной борьбе между матерью и ребенком, когда тот достигнет подросткового возраста. 

Дом другой родительницы, у которой аудиторный стиль обучения, может показаться немного хаотичным, но она прекрасно знает, где находятся все вещи, и может легко сконцентрироваться на работе, даже если на ее столе лежат несколько бумажек или стопок документов. Общение очень важно для нее, гостеприимство и открытость делают ее дом приятным местом для детей. Ее любимая фраза: “Давай поговорим об этом”. Она часто объясняет детям, как и что делать, и раздражается, когда дети не слушаются ее. Иногда сыну кажется, что мать слишком много объясняет и говорит.

Родитель с кинестетическим стилем обучения обычно пишет на холодильнике: “Лучше творческий беспорядок, чем аккуратное бездействие”. Из всех трех типов мам такие меньше всего зациклены на порядке и меньше всего расстраиваются из-за беспорядка, они же и самые веселые. Строгим порядком в доме жертвуют ради игр и проведенного с детьми времени. Все это очень весело и замечательно, особенно если у мужа не преобладают зрительные способности и он не требует совершенства во всем, не ставит превыше всего порядок.
Как вы учитесь чему-то новому? 
Как бы вы научились работать на новом компьютере? 
Прочитали бы учебник и изучили массу диаграмм, чтобы научиться пользоваться компьютером? Если да, то у вас ведущими являются зрительные способности. 
Возможно, вы бы выбрали подход: “Дайте-ка мне повозиться с компьютером, чтобы разобраться в нем”. Тогда у вас, наверное, больше развиты кинестетические способности. 
Или вы, как и я, предпочли бы, чтобы вам кто-нибудь объяснил, как действует эта машина, используя главным образом аудиторный и вербальный методы? 
Или захотели бы комбинировать эти методы? 
Обучение происходит эффективнее, когда во время практики и тренировки мы подчеркиваем способности ребенка, а не его слабости. 
Несколько стратегий 
при обучении ребенка с кинестетико-тактильными способностями дома:. 
– Выложите на дощечке слова из теста или крема для бритья. 
– Назовите страну, океан, континент и скажите: “Начали”. Тот, кто быстрее пробежит через всю комнату и правильно укажет место на глобусе (карте), выигрывает этот раунд. 
– Для тренировки правописания и решения математических задач ученикам с кинестетическими способностями идеально подходит переносная магнитная доска для письма/рисования (ею удобно пользоваться в машине, на столе или там, где мало места). 
– Проверку географических или исторических фактов можно устроить, когда ребенок прыгает на батуте или бросает мячи в баскетбольную корзину. 
– Ученикам (особенно в младших классах) следует давать время отдохнуть и поиграть после школы, перед тем как переходить к домашним заданиям. 
– Помогайте ребенку содержать свое рабочее место в порядке, чтобы там не было отвлекающих внимание вещей. 
– Помогите ему разбить время выполнения домашнего задания на небольшие периоды. Засеките, когда он начнет работать, и через двадцать минут сделайте небольшой пятиминутный перерыв, чтобы можно было съесть печенье или поиграть с собакой, а потом продолжать работу. 
– Поместите на видное место записную книжку с домашними заданиями или календарь с расписанием на весь день. Для некоторых учеников даже лучше наклеить расписание на обложку тетради, которую он носит на все занятия. 
– Помогайте ребенку выполнить домашнее задание, консультируйте его и поддерживайте, но ни в коем случае не делайте за него. Это очень важно, особенно в младших и средних классах, если вы хотите, чтобы к девятому классу ребенок самостоятельно работал. 
– Разрешайте своему школьнику готовить с вами на кухне и обучите его какому-нибудь простому рецепту. Занимаясь кулинарией, он узнает о мерах объема, температуре, времени, о дробях и других математических понятиях. 
– Старайтесь как можно чаще обнять ребенка, похлопать его по плечу и оказать другие знаки симпатии и одобрения. Двигательно активные дети очень нуждаются в физических знаках внимания, и это у них с возрастом не проходит. 

Структура сервиза 
Детям приходится запоминать массу информации, кажущейся для них бессмысленной: в возрасте с пяти до двенадцати лет дети думают скорее конкретно, чем абстрактно. 
Эта проблема особенно касается тех, у кого развиты кинестетические способности и пространственное воображение. Эффективность их обучения и мотивация значительно снижаются при выполнении упражнений, связанных с бумагой и ручкой. Такие дети лучше усваивают материал, когда они дотрагиваются, видят, слышат и ощущают реальные вещи. 
Домашние обязанности, сортировка белья для стирки, сервировка стола, – хорошая практика для усвоения структуры (основного математического навыка) и распределения по категориям. 
Самые важные понятия, которые должны усвоить школьники, – что одинаковое, а что разное, что больше, а что меньше. Лучше всего они усваиваются на конкретных предметах и повседневных вещах. Положите в ряд несколько предметов и спросите: “Чем эти вещи похожи? Чем они отличаются? Какая из них самая большая?” Читая ребенку вслух, перед тем как закончить рассказ, сделайте паузу и задайте вопрос: “Что произойдет потом?” Это позволит развить навыки дедукции при обдумывании и решении математических задач. 
В магазине ребенок может подсчитать, сколько нужно заплатить за покупку, взвесить продукты на больших весах. Вы можете привлечь внимание ребенка-спортсмена к спортивной статистике в газетах. 
Большая доска 
Очень хорошо поместить в комнате ребенка с кинестетическими способностями учебную доску. На ней он может писать слова или готовиться к контрольным. Закрывающиеся боковые секции можно раскрасить яркими рисунками. Если эта доска для маркеров, то ее можно разукрасить цветными маркерами, а если она черная или зеленая, то тогда подойдут цветные мелки. 
Пусть ребенок сначала напишет слово в воздухе, а потом на доске, проговаривая каждую букву, а затем произнося каждое слово. Он может водить по буквам двумя пальцами, пока слово не сотрется. Потом пусть ребенок закроет глаза и попытается “увидеть” или нарисовать в уме правильное написание слова. А накануне контрольной кто-нибудь из родителей может диктовать слова, а он будет записывать их на доске. 
И самое интересное, что накануне ответа в школе ребенок может “преподавать” материал всей семье. В ходе активного обучения ребенок может хорошо усвоить понятия, объясняя их кому-нибудь другому. Исследования показали, что человек, объясняющий материал, усваивает 90 процентов всей информации. Ребенку даже может понравиться преподавать! Ученики с развитыми кинестетическими способностями могут стать самыми динамичными и эффективными учителями. 
Полезные игры 
Учителя обнаружили, что многим детям не хватает навыков, которые они обычно приобретают дома, играя в различные игры и карты. Играя, дети усваивают такие математические понятия, как счет, способность различать; учатся решать задачи, совмещая это с общением с друзьями и развлечением. Игры на доске, такие, как шашки, шахматы, монополия, предлагают миллионы возможностей для развития вербальных, математических и мыслительных навыков, которые потребуются детям при выполнении интеллектуальных заданий. Пачка игральных карт – это одна из самых дешевых и лучших “образовательных игрушек”. 
Карточки в кармане 
Напишите с одной стороны карточки название государства, а с другой – столицу (при желании можно добавить рисунок). Французское слово с одной стороны, перевод – с другой. По истории, биологии или литературе: вопрос на одной стороне, ответ – на другой. 
Любой младший школьник может написать букву алфавита на одной стороне карточки, а на другой – нарисовать соответствующую картинку цветным фломастером или карандашом. 
Каталожные карточки удобны для использования: их можно положить в карман и вынимать несколько раз в день, чтобы прочитать и повторить материал: стоя в очереди или, улучив свободную минутку, в классе. Каталожные карточки легко поместятся в кармане ребенка, а также в рюкзаке – это замечательный способ учиться на ходу. Если ребенок любит все цветное, то для каждого занятия можно приготовить карточки другого цвета. 
Разноцветные строчки 
Другой способ, который позволяет ученикам со зрительным типом восприятия подчеркнуть свои сильные стороны, – это выделение важной информации, которую нужно выучить. Он полезен и ученикам с кинестетическими способностями: записывая, они занимают свои руки. Ученику надо купить несколько разноцветных маркеров, причем каждый цвет будет отвечать за определенную информацию. В английском языке можно выделить зеленым существительные, голубым – глаголы, желтым – прилагательные и наречия, а розовым – союзы. 
Одаренные дети. 
Критерии одаренности. Одаренность - дар - талант - гений - способность. В учреждениях по управлению образованием есть такой эвфемизм: "дети с особыми возможностями". Все вышеприведенные понятия подразумевают различные подходы к одаренности, различные критерии выявления ее. 


  • Крайний полюс - "гений". Это, буквально, дух; частица бога в человеке. Определение, не поддающееся формализации и анализу. 


  • "Талант" близок в своем библейском смысле к понятию дара. Дар - это нечто, данное человеку свыше, определенное преимущество, возможность. 


  • Близок к понятию "возможность" и термин "способность". И то и другое подразумевает потенцию, возможность чего-то. Именно так и звучит определение "рабочей концепции" - "определяет возможность достижения┘ высоких результатов". 


Высокоодаренных отличают: 


  • высокие интеллектуальные способности, 


  • креативность (оригинальность, гибкость, продуктивность мышления), 


  • быстрое усвоение и выдающаяся память, 


  • интеллектуальное любопытство и стремление к знаниям, 


  • высокая личностная ответственность, 


  • убежденность в собственной эффективности и самостоятельность суждений, 

Все многообразие форм исчезновения детской одаренности, описанных в специальной психолого-педагогической литературе, можно свести, в основном, к следующим типам:


1. Утрата творческого потенциала: ребенок прекращает создавать особые, свойственные его одаренности творческие продукты — назовем это кризисом креативности
2. Снижение интеллектуальной активности ребенка, проявляющееся в исчезновении интеллектуальной продуктивности, — кризис интеллектуальности
3. Снижение или полная потеря интереса к процессу и результатам своего труда — кризис мотива достижений. Это описывается по-разному — или как нарушение волевой регуляции: «мог бы, но не хочу»; или как победа заниженной самооценки: «мог бы, но получится плохо»; или как неадекватная оценка требований социума: «мог бы, но это никому не нужно» и т.д.

Еще с 1980 года известно, что целенаправленное развитие креативности в специально организованных условиях невротизирует детей, делает их тревожными, агрессивными, приводит к хроническим психосоматическим заболеваниям, депрессии, перевозбудимости, вызывает межличностные конфликты. Одним словом, играет деструктивную роль.


Например, фантазия ребенка может иметь не творческое, а невротическое начало, выполняя функцию психологической защиты от тревожности, вызванной каким-либо внутренним конфликтом личности. Тогда, развивая фантазию как защитный механизм личности, мы усугубляем невроз ребенка, и больше ничего. Таких детей, к сожалению, с каждым годом становится все больше. Судя по статистике, это относят в разряд дезадаптаций, а это, скорее, школьные деструкции. 
Для здоровой, но несформировавшейся личности ребенка целенаправленное развитие фантазии также небезопасно. 
Если ребенку предоставить возможность накапливать индивидуальный познавательный опыт (акцент на каждом слове — индивидуальный познавательный опыт), а также быть субъектом собственной деятельности (акцент на каждом слове — субъектом собственной деятельности), у него есть все шансы этот тип кризиса счастливо миновать.

Второй тип кризиса, кризис интеллектуальности, возникает в случае перегруженности одаренного ребенка заданиями, развивающими только интеллектуальные способности, без учета индивидуальных познавательных потребностей ребенка, его личностных смыслов

Доминирование в развитии детей интеллектуального компонента, усугубляемое специализированным обучением, — это вещь очень коварная, прежде всего потому, что нарушается равномерность развития ребенка. 

Этот тип кризиса возникает, если в процессе формирования личности личностная рефлексия начинает доминировать над интеллектуальной. Это приводит к возникновению негативного «образа Я» и, как следствие, к торможению развития одаренности. Совершенно невольно одаренные дети постоянно сравнивают себя с окружающими сверстниками и часто расценивают результаты этого сравнения не в свою пользу. У них формируется комплекс неполноценности: «Я не такой, как все, значит, я хуже».

Леворукие дети. 
Врожденная леворукость приносила левшам одни неприятности. В средние века, особенно в период охоты на ведьм, это явление связывали с дьяволом. Возможно, тот факт, что Жанна д’Арк была левшой, в значительной степени повлиял на решение судей, приговоривших ее к сожжению. По мусульманской традиции, запрещается есть или умываться «нечистой» рукой. У кельтов за левую сторону тела человека отвечали потусторонние силы. А в одном труде по психологии, вышедшем в 1921 году, люди, предпочитающие пользоваться левой рукой для выполнения повседневных действий, рассматривались как слабоумные. В конце XX века стала популярной другая теория. На основе того, что многие выдающиеся исторические деятели, художники, изобретатели, актеры были левшами, это явление стало рассматриваться как признак гениальности.

У большинства людей в результате определенной системы учебы, тренировки, всей жизни резко доминирует одно полушарие (левое). Более слабое полушарие, у которого есть собственные уникальные особенности - не полностью выполняет свои функции, потому что оно ЗАБИТО более сильным. Кроме того, слабое полушарие очень вяло участвует в действиях, требующих двойного контроля. Так что от распростарненного сегодня традиционного подхода страдает не только небольшое количество переученных левшей, но и основная масса населения - правши.

Какие же причины увеличивают вероятность появления леворукого ребенка? Одной из важных считается так называемый родовой стресс. Родовой стресс обычно определяют наличием не менее чем двух неблагоприятных факторов, среди которых ниже нормального вес новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов при родовспоможении, асфиксия новорожденного и ряд других. 
Мы хотели бы еще раз подчеркнуть, что леворукость - это не просто преимущественное владение левой рукой, но отражение определенной межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга.

Исследователи, изучающие особенности роста, развития, состояния здоровья леворуких детей, подчеркивают, что леворукие дети требуют особого подхода, особого внимания, тем более при поступлении в школу. Многие рассматривают их как группу риска - риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска трудностей в процессе обучения. И эти тревоги не лишены основания. Почему?

Школа, учеба, особенно в первые месяцы, в первый год требуют от ребенка длительного напряжения, вызывают сильное утомление, предъявляют повышенные требования к личностным качествам. Новый коллектив, новые друзья, новые требования - это совсем не просто для любого ребенка, а для леворукого - тем более, ведь особенности межполушарной асимметрии влияют и на характер реакции организма на любые внешние воздействия. 

Этим детям сложно даются распределение внимания; несимметричные движения рук или ног; переключение с одного вида деятельности на другой, что проявляется в частых «застреваниях» в начале работы. Взрослые должны не только с пониманием и терпением относиться к ребенку, но и регулярно с ним заниматься.

Специальные исследования (Э. М. Александровская, 1987) показали, что леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации, им еще труднее, чем остальным, потому что для них характерны повышенная эмоциональность и впечатлительность. Кроме того, высокий уровень тревожности сочетается у леворуких детей с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, ответственностью, добросовестностью, а также хорошим пониманием социальных нормативов. Необходимо подчеркнуть, что леворукие дети ориентированы на общение. Именно общение со сверстниками служит для них источником положительного эмоционального подкрепления, в котором эти дети очень нуждаются.

Но возникновение конфликтов во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками является для левшей очень сильным психотравмирующим фактором и создает дополнительные трудности в процессе адаптации к школе. Многие родители и учителя жалуются на повышенную эмоциональность левшей (они быстро и по пустякам обижаются, сильно переживают любое резко сказанное слово, очень чувствительны к обидам и непониманию сверстников).
Учить на две руки - значит добиваться более точных, уверенных и совершенных движений. Учить левую руку фехтовальщика, теннисиста, левый глаз стрелка, левую ногу футболиста - создавать резерв, который есть у спортсмена любого возраста (и в мире существуют спортсмены, которые этим успешно пользуются).


Выводы: 
Детская одаренность будет укрепляться и развиваться, успешно проходить кризисные состояния и обретать новое качество, если будут сделаны акценты на следующих позициях. 
Во избежание кризиса первого типа необходимо предоставлять ребенку возможность быть субъектом собственной деятельности и развивать его индивидуальный познавательный опыт. 
Во избежание кризиса второго типа следует развивать наряду с интеллектуальной сферой одаренного ребенка его физическую, эмоционально-волевую, социально-коммуникативную сферы, поскольку законы развития для одаренных и обычных детей принципиально одни и те же. 
Во избежание кризиса третьего типа важно достигать воспитательными мерами оптимального соотношения личностной и интеллектуальной рефлексии в каждом конкретном случае, с каждым конкретным ребенком.

В современной Сибири число одаренных детей в каждом возрасте составляет от 8 до 10 %, а это самый высокий показатель на планете.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей