СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Ценностные приоритеты патриотического воспитания в современной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад о патриотическом воспитании учащихся начальной школы

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Ценностные приоритеты патриотического воспитания в современной школе"»

Слайд 1

Ценностные приоритеты патриотического воспитания

в современной школе

Слайд 2

«… В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро-сколько возможно больше и сколько возможно лучше»

Н.А. Добролюбов.


«Кто не принадлежит своему отечеству,

тот не принадлежит человечеству»

В. Г. Белинский.


Уважаемые коллеги, я рада Вас всех приветствовать. Все мы очень разные, неповторимые, но есть то неповторимое, что нас объединяет: Мы живем в России – мы россияне… У нас одна родина…

Россия – страна, имеющая большие духовно-нравственные традиции, которые прошли многовековой путь формирования и эти нравственные традиции требуют своего возрождения.


В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Слайд 3

Патриотизм. Каково содержание этого понятия? Прежде всего патриотизм - категория нравственная. А к нравственным поступкам ребёнка побуждает его сознание и убеждение, которые являются мотивами активности.

Слайд 4

Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Слайд 5

Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом.

Патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов. Школа, реализуя образование, обладает возможностью привести в соответствие цель, задачи, формы, средства духовно-патриотического воспитания и потребности, интересы, особенности современной семьи.

В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики.


Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. Важно научить детей ценить доброту, любовь, верность, долг, искренность, скромность, отзывчивость, гуманность и человеколюбие.

Необходимым условием становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного критически относиться к себе и к окружающему миру — является приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей.

Основная цель патриотического воспитания — формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов, а также - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.


Одной из важнейших проблем духовно-нравственного развития в современных социокультурных условиях является формирование ценностных ориентаций.

Слайд 6

Целенаправленная систематическая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дает устойчивые положительные результаты:

- дети овладевают системой знаний о своей малой Родине и о России;

- проявляют интерес к культуре, традициям и обычаям народов, осознают себя гражданами своего Отечества,

- стремятся к самовоспитанию, к самореализации.

У детей формируются начала действенного отношения к Родине, проявляющегося в умении заботиться о родных и близких людях, совершать добрые поступки по отношению к другим, беречь то, что создано трудом человека, природу, ответственно относиться к порученному делу. Появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственных качеств личности.

Приоритетным направлением является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств и этического сознания, формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

… Полноводная река берет начало с маленького ручейка. Мы об этом забываем. Нам понятнее ее мощное течение, а питающие ее ручейки некогда разглядеть. Но они и составляют полноводную реку. Так и любовь к Родине, патриотизм, питают ручьи различных чувств, и сливаясь, образуют глубокое гражданское чувство.

Слайд 7

Реку с названием «Патриотическое воспитание» питают ручьи:

- любовь к родителям и родному дому;

- любовь к природе, ее охрана и изучение;

- любовь к родному краю, его изучение;

- знакомство с национальной культурой;

- воспитание чувства национальной гордости;

- изучение государственной символики;

- военно-патриотическое воспитание.

Младший школьный возраст наиболее сенситивный период для воспитания положительных черт личности, интереса к общественным явлениям, совместным делам, в том числе и патриотизма. Податливость, доверчивость детей, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.

В младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру.

Важно не упустить этого момента и вовлечь каждого в насыщенную жизнь коллектива, имеющую социально-значимое содержание. Младшие школьники в силу конкретности мышления, еще не могут осознавать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут.

Слайд 8

Поэтому воспитание патриотизма начинаю с воспитания к близким: маме папе, дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребенок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом, близкому окружению – к тому, что рядом что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями: в саду растет яблонька, посаженная в честь его рождения; в огороде он помогал сажать и убирать картошку, в родном доме всегда тепло и уютно. Это и есть для малыша Родина – близкая, понятная, родная, наполненная звуками и запахами.

Слайд 9

Представление о Родине меняется, расширяется с годами. Совместная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию у ребенка положительной самооценки и положительно окрашенного, комфортного психологического состояния. Полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества. От того, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.

Эмоциональные переживания, а не разумные доводы часто имеют доминирующее значение. Педагогические воздействия заключаются в том, чтобы, во‑первых, представить ту совокупность чувственных образов, мыслей, состояния ребенка, которая характеризует смысл его внутренней жизни; во‑вторых, выделить те патриотические идеи, которые возникают на основе этих образов; в‑третьих, разработать определенные педагогические технологии, воздействие которых будет способствовать развитию и укреплению патриотических чувств.

Необходимость в патриотическом воспитании заключается в профилактике правонарушений, в преодолении отсутствия ценностных ориентаций, идеалов, недостаточного уровня нравственного, духовно-культурного развития, гражданско-патриотического воспитания обучающихся. Развитие личности, как субъекта культуры и духовности, подготовка его к самостоятельной жизни есть важнейшая проблема школы.

Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании патриотизма у школьников. Приоритет материальных интересов над духовными и нравственными резко снижает воспитательное воздействие семьи в сфере воспитания.

Выход из противоречия — приоритет комплексного подхода в воспитании и развитии школьника на основе обращения к истокам, к традициям малой родины.

Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребёнка в современное общество, развитие его способности жить в нём достойно, формирования ценностных отношений личности ребёнка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится очевидной неотложностью решения проблем воспитания патриотизма.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Патриотическое воспитание в начальной школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков. Оно должно быть включено в этот процесс до такой степени последовательно для расширения ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности учащихся сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе моральных норм и нравственных идеалов.

Патриотическое воспитание заложено в каждом уроке. Изучая окружающий мир, младший школьник знакомится с родной природой, экологической ценностью своего края.

Уроки математики дают представление о развитии отечественной науки.

Изобразительная деятельность, музыка развивают творческие способности учащихся, прививают чувство прекрасного, знакомят с национальной культурой.

Уроки русского языка, чтения формируют у учащихся культуру русского речевого общения, изучают историю России, исторические события в произведениях соотечественников.

Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Материалом для бесед могут служить факты из жизни класса, произведения художественной литературы, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина), происходящие события (в классе, школе, стране), вопросы и проблемы, волнующие детей.

Должно быть сформировано патриотическое сознание, расширены и углублены знания истории своего Отечества, малой Родины, привиты нравственные основы. В своей работе использую разнообразные и интересные формы по патриотическому воспитанию школьников. Провожу классные часы, главная цель которых: познакомить учащихся с событиями и объектами, историческими личностями, знаменательными событиями. Стараюсь, чтобы такие уроки (классные часы) вызывали у детей гордость за принадлежность к России, великому народу, желание изучать историю, природу родного края.

Слайд 10

Вместе с детьми занимаемся собирательством, в музейном уголке старинные вещи, старые фотографии и книги, которые дети сами приносят в школу.

Слайд 11

Совместно с библиотекой проводим различные беседы и викторины, которые имеют большой познавательный интерес и воспитательный эффект. Формы выбираем в зависимости от возраста: «Что? Где? Когда?» - вопросы отражают тему «Моё Отечество», «Сталинград: 200 дней мужества», «ЗОЖ».

Слайд 12

В предметные недели проводила конкурс «Знатоки природы».

Эмоциональное воздействие на детей оказывают литературные или литературно-музыкальные композиции. Для достижения воспитательного эффекта таких мероприятий важно хорошее исполнение ребятами, оформление, текст композиции.

Слад13

Также были встречи с ветеранами и тружениками тыла. Им были поставлены музыкальные композиции, составленные по воспоминаниям других участников войны или тружеников тыла, детей войны.

Слайд14

Особо удачные, следующие мероприятия: «Это День Победы порохом пропах», - «День Победы, стихи и песни о великом событии».

Слайд15

«Книга памяти» - композиция которая построена на материалах героических событиях Великой Отечественной войны. В этой книге очень много информации именно о наших земляках.

Слайд16

Также, творческие конкурсы патриотической тематики имеют развивательный и воспитательный эффект. Ребята демонстрировали свои способности в конкурсе сочинений, стихов, рисунков, письма на СВО.

Слайд17

Мои учащиеся являются активными участниками различных акций: «Подарок ветеранам» на СВО. Кроме подготовки подарков ребята пишут поздравления и письма.

Слайд18

Особое воздействие на формирование чувства патриотизма оказывают праздники, посвященные «красным» датам страны, села, школы или края.

Слайд19

Ко дню Защитника Отечества проводили праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», «Защитники Отечества». К таким праздникам, помогают готовиться родители.

Слайд20

Большую роль в воспитании любви к родному краю играет проведение народных праздников, это «Масленица», Рождественские колядки (посиделки), связанные с национальными традициями, характерными для родного уголка.

Слайд 21

Не забываю и о такой важной форме как походы, экскурсии.

Слайд 22

На каждый праздник, делаем выставки поделок, рисунков изготовленных своими руками и руками родителей под названием «Наши таланты».

Слайд 23

Постоянно участвуем в субботниках по уборке территории школы, берега реки. В таких акциях дети участвуют добровольно, в таком случае нравственная деятельность носит воспитательный эффект.

Как показывает опыт моей работы, уважение к своей стране, к её национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания.

Мои ребята активно принимают участие во всех классных и внеурочных мероприятиях, посвященных Дням воинской славы, создают проекты, принимают участие в творческих конкурсах и выставках, все эти мероприятия помогают детям вырасти добрыми, честными, преданными, отзывчивыми и любящими людьми. Они никогда не обидят маленьких, всегда помогут в беде, помогут пожилым людям.

Слайд 24

Безусловно, гражданско-патриотическое воспитание в школе должно охватывать всю педагогическую деятельность, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

В заключение хочу сказать…

Патриотическое воспитание – важнейшее направление воспитательной работы с детьми любого возраста, важно, чтобы эта работа соответствовала уровню развития ребенка, его представлениям об окружающем мире. Говоря о патриотическом воспитании, надо сказать, что здесь важна ежедневная, «ежеурочная» работа, а также личный пример учителя.

Немаловажно объединить усилия учителя, родителей и самих обучающихся.

Слайд 25

Мы должны помнить, что каждый день на нас смотрят глаза наших учеников. За партами сидит будущее России. И в этом будущем нам предстоит жить….