Утверждена
приказом Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 р.п. Беково Бековского района Пензенской области 28.02.2022 № 93
Долгосрочная целевая программа
«Я - гражданин России»
на 2022 - 2025 годы
Р.п. Беково Бековского района
2022 год
Паспорт
долгосрочной целевой программы
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа «Я – гражданин России» на 2022 - 2025 годы (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее одобрения (наименование и номер соответствующего акта | Приказ МБОУ СОШ № 1 р.п. Беково Бековского района Пензенской области от 28.02.2022 №93 |
Муниципальный заказчик - координатор Программы | МБОУ СОШ № 1 р.п. Беково |
Основные разработчики Программы | Осинина Т.Ю., заместитель директора по учебной работе; Оськина Е.А.., учитель математики |
Цели и задачи Программы | 1.Формирование на основе интеллектуальной компетенции и самостоятельного творческого навыка условий для развития духовно-нравственной личности. 2.Создание максимальных условий для формирования духовных качеств личности, освоения и осмысления таких сложных философских категорий, как: любовь, совесть, душа, духовность, разум, ответственность, долг, истина, благо, красота. 3. Сохранение духовно-нравственного здоровья и преображение духовного облика детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры 4. Изучение истории, регионального этнокультурного наследия Бековского района. 5. Стремление возродить традиции семейного воспитания |
Сроки и этапы реализации Программы | 2022 - 2025 годы |
Основные исполнители Программы | -учителя МБОУ СОШ № 1 р.п. Беково; -обучающиеся МБОУ СОШ № 1 р.п. Беково |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - позитивная социализация выпускников школы; - повышение у школьников уровня нравственного поведения, знаний об отечественной истории и культуры; - иметь сформированное патриотическое и гражданское сознание и самосознание; - уметь сострадать и проявлять милосердие; - проявлять активную жизненную позицию в обществе. |
Система организации контроля за исполнением Программы | - общий контроль за реализацией Программы осуществляется администрацией и Школьным Советом МБОУ СОШ № 1 р.п. Беково Бековского района Пензенской области в соответствии с полномочиями |
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
В настоящее время российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны. Без изменения духовно-нравственного состояния общества невозможно продуктивное осуществление никаких реформ. Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры.
Проблема развития личности подростка, формирование ее духовно-нравственной сферы является одной из центральных задач педагогики. Эти знания помогают учащимся приобрести черты зрелой личности, способной в дальнейшем адаптироваться в социуме.
В этой ситуации жизненно важной необходимостью становится воспитание на высоко духовно-нравственных основах, осознанное понимание смысла личностной и общественной духовно-нравственной практики.
Поэтому необходим системный, целенаправленный подход к воспитанию в рамках определенной программы ценностного воспитания. В рамках воспитательной программы школьник вместе с педагогом познает мир, взаимодействует с миром, старается полюбить этот мир. Только так можно достичь цели: взращивая личность, способную строить жизнь, достойную Человека. Школьное воспитание должно подготавливать детей к выбору жизненной дороги, конструировать индивидуальный вариант жизни.
2. Цели и основные задачи Программы
Цели Программы:
Формирование на основе интеллектуальной компетенции и самостоятельного творческого навыка условий для развития духовно-нравственной личности.
Создание максимальных условий для формирования духовных качеств личности, освоения и осмысления таких сложных философских категорий, как: любовь, совесть, душа, духовность, разум, ответственность, долг, истина, благо, красота.
Сохранение духовно-нравственного здоровья и преображение духовного облика детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры
Изучение истории, регионального этнокультурного наследия Бековского района.
Стремление возродить традиции семейного воспитания
Для достижения целей требуется решение следующих задач:
Воспитание у детей гражданского самосознания, любовь к Родине ,к родному краю, к своему народу .
Формирование понимания обучающимися их личной ответственности за будущее страны.
Приобщение детей к традиционным для России духовно-нравственным ценностям, знакомство с православной культурой.
Пробуждение у ребенка такие чувств, как чувство долга, совесть, свобода, ответственность, гражданственность, патриотизм, стыд, веру, надежду, любовь, готовность проявлять милосердие.
Создание в образовательных учреждениях условий для развития умений сострадать людям.
Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание путём ознакомления родителей с основами православной педагогики и психологии
3. Сроки реализации Программы
Программа реализуется с 2022 по 2025 годы включительно
4. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий по реализации долгосрочной целевой программы «Я – гражданин России» на 2022 - 2025 годы изложена в приложении 1.
5. Механизм реализации программы
Реализация мероприятий Программы осуществляется её исполнителями в соответствии с перечнем программных мероприятий, изложенных в приложении № 1 к Программе.
Для реализации мероприятий Программы используются основные направления работы:
Блоки | Воспитательные задачи |
Я и Я | 1) Формирование духовно-нравственных ориентиров. 2) Формирование гражданского отношения к себе. 3) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности. 4) Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств. |
Я и Отечество | 1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями. Раскрытие культурообразующей роли Православия для России. 2) Формирование гражданского отношения к Отечеству. 3) Воспитание верности духовным традициям России. 4) Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям. |
Я – защитник Отечества | Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите. |
Я и здоровье | 1) Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся. 2) Воспитание негативного отношения к вредным привычкам. 3) Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни |
Я и культура | 1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры. 2) Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов. 3) Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина. |
Я и семья | 1) Формирование представлений о семейных ценностях. 2) Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей. 3) Формирование у учащихся понимания сущности основных социальных ролей сына – мужа, дочери - матери |
Я и школа | 1) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. 2) Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии. |
Я и планета | 1) Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой. 2) Воспитание гуманистического отношения к людям. 3) Формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей. |
Для реализации мероприятий Программы используются формы работы с детьми:
-беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;
-рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей;
-проведение совместных праздников школы и общественности;
-использование аудиозаписей и технических средств обучения;
-экскурсии, целевые прогулки (по району, в областной центр);
-детская благотворительность;
-тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия);
-организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
-организация совместного переживания событий взрослыми и детьми;
-встречи с представителями власти Бековского района по вопросам духовно – нравственного воспитания.
Для реализации мероприятий Программы используются формы работы с педагогами:
-заседания педагогического и методического совета образовательных учреждений;
-заседания школьного и районного методического объединения классных руководителей.
Для реализации мероприятий Программы используются формы работы с родителями:
-родительские собрания на духовно-нравственные темы;
-лекторий для родителей;
-Дни открытых дверей;
-проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы);
-анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
-индивидуальные беседы;
-ведение социального паспорта класса в ОУ Бековского района;
-проведение совместных с детьми праздников.
6. Организация управления и контроль
за ходом реализации Программы
Администрация и Школьный Совет МБОУ СОШ № 1 р.п. Беково Бековского района осуществляет организацию и контроль за ходом реализации Программы, вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, несет ответственность за качественное и своевременное исполнение программных мероприятий.
7. Оценка эффективности Программы
Программа должна способствовать позитивной социализации выпускников школы.
В результате осуществления программы школьники должны:
-повысить уровень нравственного поведения, знаний об отечественной истории и культуры;
-иметь сформированное патриотическое и гражданское сознание и самосознание;
-уметь сострадать и проявлять милосердие;
-проявлять активную жизненную позицию в обществе.