Мотивация учебной деятельности учащихся. (7 минут) | Ребята, где мы с вами побывали на прошлом уроке? Да, там мы с вами узнали много интересного. Давайте вспомним, как звучала тема урока? Кроме цирка есть еще много удивительных и замечательных мест, куда можно отправиться. Скажите, вы любите ходить на экскурсии? Какие интересные места вы посещали? Куда вам хотелось бы сходить? Сегодня я хочу предложить вам отправиться в одно необычное место, где вы сможете не только увидеть, но и услышать много интересных вещей. Я приглашаю вас в ДОМ, в КОТОРОМ ЗВУЧИТ МУЗЫКА. Кто-нибудь догадался, о каком ДОМЕ я говорю? Что это за дом, и почему он «звучит»? Главным героем нашего урока будет театр. Но не просто театр, а театр музыкальный. И тема нашего сегодняшнего урока звучит так «Дом, который звучит». (Показ слайда №1) | В цирке Музыка в цирке ответы детей Мнение детей | П.Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи. К. Воспринимать различные точки зрения. Строить монологическое высказывание. Владеть диалогической формой речи. Л. Формировать интерес к обучению. |
Актуализация знаний (8 - 10 минут). Физминутка | Ребята, а что же такое театр? Кто-нибудь из вас был в театре? Зачем мы туда ходим? Всё верно. Ребята, скажите, а какие спектакли можно увидеть в музыкальном театре? Правильно. А кто-нибудь знает, как такие спектакли называются? Слайд №2 (изображения «Опера» и «Балет) Теперь мы с вами знаем, что музыкальный театр – это здание для опер и балетов. Давайте же отправимся туда. Но посмотрите, перед входом в театр висит афиша (Слайд № 3). Афиша – это красочное объявление о спектакле. Давайте внимательно посмотрим на эту афишу. Любая афиша рассказывает о предстоящем представлении. В ней указывается название, место, время. Афиша помогает нам узнать: где состоится спектакль, как он называется и во сколько состоится представление. Перед тем как войти, давайте немножко разомнёмся. Упражнение "Зарядка". (Дети выполняют движения по тексту.) А теперь давайте войдем в театр и посмотрим, что там происходит. Пришли мы с вами в театр, который находиться в Москве. В 1964 году на Воробьёвых горах Натальей Ильиничной САЦ был создан первый в мире Детский музыкальный театр, который сейчас известен во всех странах мира (слайды № 5, 6). Такой театр — единственный в мире. Он позволяет детям приобщаться к миру музыкального театра и симфонической музыки, познакомиться с выдающимися произведениями. Если мы остановимся перед входом в театр, то увидим на крыше эмблему театра - синюю птицу на золотой арфе – это символ мечты о счастье (слайд № 6). (Слайды №7) Верно, также важны такие атрибуты, как костюмы и декорации. Декорации помогают воссоздать то место, где происходит действие, разыгрываемое на сцене. Есть в театре еще очень важное место – это ЯМА, в которой находится оркестр. Она так и называется оркестровая яма. | ответы детей: чтобы смотреть спектакли, концерты) музыкальные ответы детей: «опера» и «балет», если не знают, попросить посмотреть на экран сказать, что там изображено ответы детей ответы детей (актеры, которые выступают на сцене и зрители в зрительном зале). (в этом театре герои спектакля поют, танцуют и исполняют свои роли под музыку Это украшение сцены симфонический оркестр дирижер | П. Строить сообщения в устной форме. К.Воспринимать различные точки зрения. Строить монологическое высказывание. Владеть диалогической формой речи. Р. Организовывать свои действия: ставить перед собой цель. |
Изучение нового материала Имитация игры на арфе + свободное дирижирование. Слушание Вокализация Вокально-хоровая работа | Ребята, Сейчас я предлагаю посмотреть один фрагмент. Смотрите и слушайте внимательно. Видеофрагмент «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1.27) Какой музыкальный спектакль был представлен? Закрепление жанра «вальса» Правильно это фрагмент из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Что вы можете сказать о музыке, которая прозвучала в этом фрагменте, какая она? К какому жанру мы её отнесем – песня, танец, марш. Мы прослушали «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского (Слайд № 8) Как вы думаете, почему эту музыку называют вальсом? Какой музыкальный инструмент солирует во вступлении? (Слайд № 9) Давайте мы с вами представим, что мы играем на арфе, но играем только, когда слышим этот инструмент во вступлении к вальсу. А когда зазвучит музыка самого вальса, мы с вами станем дирижерами. Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского А теперь представьте, что каждый из вас композитор и вам надо написать музыку. Поднялся легкий ветерок, и начал падать снег. Сначала полетела одна снежинка, затем вторая, третья. Так какую же мы с вами выберем музыку? Песни или танца? А может, есть танец, который танцуют неторопливо, плавно кружась? Представьте, что ваши ладошки – это снежинки, которые тихо падают под музыку. Звучит «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского (0.30). А теперь давайте посмотрим, как в балете артисты исполнят вальс снежных хлопьев. Видеофрагмент «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского Сейчас мы просмотрим еще один фрагмент спектакля, который проходил в музыкальном театре. Видеофрагмент «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова Вы увидели фрагмент музыкального спектакля. А что делали актеры на сцене? Есть музыкальный спектакль, в котором актеры только танцуют, а есть музыкальный спектакль, в котором актеры еще и поют. Как называется музыкальный спектакль, в котором актеры поют? В этом фрагменте вы услышали песню из оперы «Садко» Н. Римского - Корсакова. Скажите, как можно назвать эту песню? Почему? Какая эта песня, что она вам напоминает? Слайд № 10. Какую песню мы можем назвать КОЛЫБЕЛЬНОЙ? Совершенно верно. Давайте пропоем «баю-бай, ба-а-ю-у-бай» Так, какой же музыкальный спектакль мы можем назвать ОПЕРОЙ? Ребята, скажите - любой ли человек может выступать на сцене?
Мы с вами тоже, когда поём песню, должны стараться, чтобы как можно лучше исполнить её. А чтобы песня прозвучала у нас красиво, нам нужно распеться. Распевание А теперь давайте вспомним слова песни, которую мы начали с вами учить на прошлом уроке. Как она называется? В песне 3 куплета. Мы с вами выучили 2. Давайте споём их. Разучивание 3 куплета. Исполнение песни целиком. | Смотрят видеофрагмент Балет Дети приходят к выводу, что эта музыка может звучать в балете. Потому что музыка звучит плавно, неторопливо, кружась Арфа Песни, потому что музыка звучит плавно, неторопливо. Танца, потому что музыка звучит легко, с движением, кружась это танец вальс Смотрят видеофрагмент Актеры в балете танцуют БАЛЕТ – это музыкальный спектакль, в котором актеры танцуют Мнение детей Ответы детей. Опера Колыбельная Колыбельной мы называем песню, которую исполняют тихо, нежно, спокойно со словами «баю-бай» Музыкальный спектакль, в котором актеры поют, называется ОПЕРОЙ Нет, только тот, кто много репетирует, знает роль и хочет выступать «Слон и скрипочка» | П. Строить сообщения в устной форме. К. Воспринимать различные точки зрения. Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Р. Организовывать свои действия: ставить перед собой цель. Планировать работу для достижения цели. Л. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков. |
Закрепление полученных знаний | Мы сегодня с вами совершили путешествие в Музыкальный театр, где идут музыкальные спектакли. Что нового вы узнали на уроке? Музыкальный спектакль, в котором актеры поют, называется Музыкальный спектакль, в котором актеры только танцуют, называется… Давайте вспомним, музыка, каких композиторов сегодня звучала на уроке и как называются эти произведения? Слайд № 11 | Ответы детей ОПЕРА Балет Ответы детей | П.Соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни. К.соотносить песни с картинами. Л. формирование уважительного отношения к иному мнению; |