Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» для 1 класса (вариант 2) составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее ТМНР).
3. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка.Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для детей, имеющих сложный дефект развития. Физические недостатки могут ограничивать желание и умение танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными способами. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться к подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему способами. Музыкальными средствами можно помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего мира, развить эмоциональную отзывчивость на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений.
Уроки музыки способствуют развитию музыкального слуха, памяти, чувства ритма, а участие ребенка в музыкальных выступлениях содействуют его самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким образом, музыку мы рассматриваем как средство развития эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и самореализации ребенка. На музыкальных занятиях развивается не только способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике.
В основу программы «Музыка и движение» положена система музыкальных занятий, направленных на коррекцию недостатков эмоциональной сферы и познавательной деятельности, что включает в себя слушание, пропевание, движения под музыку, музыкальные игры.
Ведущим видом музыкальной деятельности учащихся с ТМНР являются музыкально – ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов, (погремушек, колокольчиков, трещоток и т.п.).
Выполнение упражнений с простейшими «звучащими» жестами подготавливает их к музицированию и выполнению более сложных ритмических заданий. С помощью картинок, игрушек, и др. визуальных интерактивных средств происходит знакомство с попевками или песенками. Пение учителя должно вызывать у учеников подражательные реакции.
Особое внимание обращается на стимулирование учащихся играм на музыкальных инструментах.Для того чтобы избежать повторности и разнообразить кинестетический, слуховой и познавательный опыт учащихся на уроках «Музыка и движение» активно используются самодельные музыкальные инструменты: трещотки, баночки с сыпучим материалом и т.п.
На музыкальных уроках дети обучаются разнообразным ритмичным движениям, соответствующим характеру звучания музыки:бег по кругу, взявшись за руки, высоко поднимая колени; бег по кругу, не держась за руки; бег с предметом; подскоки на месте;приседания с поворотами вправо и влево и др.
Большое значение уделяем коррекции эмоционально – волевой сферы и познавательной деятельности учащихся. В процессе образовательной деятельности учитываем быструю утомляемость учащихся, их эмоциональную неустойчивость. Поэтому переключаем учащихся с одного вида музыкальной деятельности на другую (пение на ритмичные упражнения, движение на слушание и т.п.).
Соответствующий песенный репертуар доступен для пения, музыкально – ритмических упражнений и понимания учащихся с ТМНР. Учитываем, что мелодии песен должны быть простыми, а тексты – ясными, конкретными, небольшими по объему. Репертуар песен подбирается в соответствии с возрастом и особенностями речевого развития учащихся. Программа «Музыка и движение» предусматривает пение под сопровождение музыкального произведения и без него. Программа каждого класса отражает постоянную работу как над произношением слов, так и над смысловым содержанием песен.
В содержание каждого урока входит слушание музыки, которое способствует расширению представлений детей о музыкальных произведениях. Они слушают и эмоционально реагируют на музыку разного характера, с помощью учителя используя вербальные и невербальные средства общения, объясняют услышанное.
Программа направлена на выработку динамической координации движений, их точности и четкости, способность удерживать двигательную программу при последовательном выполнении движений. Особое значение здесь приобретают упражнения, направленные на развитие тонкой моторики: сжимание и разжимание кистей, встряхивание и помахивание ими с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием взаимодействия анализаторов.
- Подготовка детей к восприятию музыки.
- Развитие эмоциональной и двигательной активности.
- Формирование музыкально-ритмических движений.
-Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур в различных видах музыки (пении, танцах, музицировании, музыкально-дидактических и хоровых играх).
Обучение игре на простых детских музыкальных инструментах.
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; систематизации и обобщению изученного материала).
Формы работы на уроке: фронтальная работа с использованием индивидуального и дифференцированного подходов.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные.
Программно-методический материал включает 3 раздела: «Слушание музыки», «Пение», «Движение под музыку и игра на музыкальных инструментах».
Тема | Дата | Кол-во часов | Формируемые представления | Материалы и оборудование | Содержание, виды деятельности |
Вводный урок. | | 1 | Правила техники безопасности на уроках предмета «музыка и движение». | Папка, иллюстрации, ноты к программным песням, звуковоспроизводящее оборудование, цифровые носители с записью музыкальных произведений, музыкальные инструменты, гимнастический инвентарь. | Знакомство с кабинетом, его оборудованием. Правила поведения и техники безопасности на уроке. |
Песни об осени | | 1 | Певческая установка, основы дирижерских жестов. | Папка, иллюстрации, ноты к программным песням. | Учатся правильно сидеть или стоять при пении, сохраняя прямое без напряжения положение корпуса и головы. Учить детей артикуляции гласных звуков, как основы работы над певческой дикцией и звукообразованием. Развивать слуховое внимание и чувство ритма на специальных мелодических попевках. Учить детей вместе начинать и заканчивать песню, понимать основные дирижерские жесты: внимание, вдох, начало и окончание пения |
Пение «Наступила после лета - осень» Слушание, разучивание. Муз.Савельева | | 4 | Начало и окончание музыки, характер музыки. Сила звучания. | Папка, иллюстрации, ноты к программным песням, цифровые носители с записью музыкальных произведений, музыкальные инструменты. | Учить реагировать на начало и окончание музыки, различать музыку грустную и веселую. Узнавать знакомые произведения. Познакомить с силой звучания (громкое, тихое, используя бубен, барабан). |
Слушание «Осенняя песенка» - муз. Васильева-Буглая, сл.А. Плещеева. Разучивание песни | | 2 | Простейшие танцевальные движения | Папка, иллюстрации, ноты к программным песням, звуковоспроизводящее оборудование, цифровые носители с записью музыкальных произведений, музыкальные инструменты, гимнастический инвентарь. | Выполняют движения в соответствии с ярко выраженным характером музыки, выполняют простейшие танцевальные движения: хлопать в ладоши, полуприседать, использовать отдельные элементы движений для инсценировки песен. |
Движения под музыку «Солнышко» - русская народная мелодия | | 3 | Певческая установка, детские музыкальные инструменты, основы дирижерских жестов. Начало и окончание музыки, характер музыки. Сила звучания. | Папка, иллюстрации, ноты к программным песням, звуковоспроизводящее оборудование, цифровые носители с записью музыкальных произведений, музыкальные инструменты, гимнастический инвентарь. | Учатся правильно сидеть или стоять при пении, сохраняя прямое без напряжения положение корпуса и головы. Учить детей артикуляции гласных звуков, как основы работы над певческой дикцией и звукообразованием. Развивать слуховое внимание и чувство ритма на специальных мелодических попевках. Учить детей вместе начинать и заканчивать песню, понимать основные дирижерские жесты: внимание, вдох, начало и окончание пения/ |
Пение «Песенка Дождя» - муз.и сл. Т.Бокач | | 2 | Начало и окончание музыки, характер музыки. Сила звучания. | Папка, иллюстрации, ноты к программным песням, звуковоспроизводящее оборудование, цифровые носители с записью музыкальных произведений, музыкальные инструменты, гимнастический инвентарь. | Учить реагировать на начало и окончание музыки, различать музыку грустную и веселую. Узнавать знакомые произведения. Познакомить с силой звучания (громкое, тихое, используя бубен, барабан). |
Слушание «Баю – баю» - муз. М. Красева. | | 2 | Простейшие танцевальные движения | Папка, иллюстрации, ноты к программным песням, звуковоспроизводящее оборудование, цифровые носители с записью музыкальных произведений, музыкальные инструменты, гимнастический инвентарь. | Выполняют движения в соответствии с ярко выраженным характером музыки, выполняют простейшие танцевальные движения: хлопать в ладоши, полуприседать, использовать отдельные элементы движений для инсценировки песен. |
Пение «Елочка» - муз. И. Метлова, сл. Т. Бабаджан. | | 2 | Певческая установка, детские музыкальные инструменты, основы дирижерских жестов. Начало и окончание музыки, характер музыки. Сила звучания. | Папка, иллюстрации, ноты к программным песням, звуковоспроизводящее оборудование, цифровые носители с записью музыкальных произведений, музыкальные инструменты, гимнастический инвентарь. | Учатся правильно сидеть или стоять при пении, сохраняя прямое без напряжения положение корпуса и головы. Учить детей артикуляции гласных звуков, как основы работы над певческой дикцией и звукообразованием. Развивать слуховое внимание и чувство ритма на специальных мелодических попевках. Учить детей вместе начинать и заканчивать песню, понимать основные дирижерские жесты: внимание, вдох, начало и окончание пения/ |
Музыкальная игра «Как у Дедушки Мороза» - русская народная мелодия. | | 2 | Певческая установка. Начало и окончание музыки, характер музыки. Сила звучания. | Папка, иллюстрации, ноты к программным песням, звуковоспроизводящее оборудование, цифровые носители с записью музыкальных произведений, музыкальные инструменты, гимнастический инвентарь. | Учить реагировать на музыку весёлого характера.Выполнять игровые движения. Узнавать знакомые произведения. Познакомить с силой звучания (громкое, тихое, используя бубен, барабан). |
Движения по музыку «Ловкие ручки» - муз. Е. Тиличеевой. | | 3 | Простейшие танцевальные движения | Папка, иллюстрации, ноты к программным песням, звуковоспроизводящее оборудование, цифровые носители с записью музыкальных произведений, музыкальные инструменты, гимнастический инвентарь. | Выполняют движения в соответствии с ярко выраженным характером музыки, выполняют простейшие танцевальные движения: хлопать в ладоши, полуприседать, использовать отдельные элементы движений для инсценировки песен. |
Пение «Солнышко» - муз. М. Рухвергера, сл. А. Барто. | | 2 | Певческая установка, детские музыкальные инструменты, основы дирижерских жестов. Начало и окончание музыки, характер музыки. Сила звучания. | Папка, иллюстрации, ноты к программным песням, звуковоспроизводящее оборудование, цифровые носители с записью музыкальных произведений, музыкальные инструменты, гимнастический инвентарь. | Учатся правильно сидеть или стоять при пении, сохраняя прямое без напряжения положение корпуса и головы. Учить детей артикуляции гласных звуков, как основы работы над певческой дикцией и звукообразованием. Развивать слуховое внимание и чувство ритма на специальных мелодических попевках. Учить детей вместе начинать и заканчивать песню, понимать основные дирижерские жесты: внимание, вдох, начало и окончание пения |
Слушание «Кукла» - муз. М. Старокадамского, сл. О Высоцкой. | | 2 | Начало и окончание музыки, характер музыки. Сила звучания. | Папка, иллюстрации, ноты к программным песням, звуковоспроизводящее оборудование, цифровые носители с записью музыкальных произведений, музыкальные инструменты, гимнастический инвентарь. | Учить реагировать на начало и окончание музыки, различать музыку грустную и веселую. Узнавать знакомые произведения. Познакомить с силой звучания (громкое, тихое, используя бубен, барабан) |
Движения под музыку «Ходим – бегаем» - муз. Е. Тиличеевой. | | 2 | Простейшие танцевальные движения. Характер музыки. | Папка, иллюстрации, ноты к программным песням, звуковоспроизводящее оборудование, цифровые носители с записью музыкальных произведений, музыкальные инструменты, гимнастический инвентарь. | Выполняют движения в соответствии с ярко выраженным характером музыки, выполняют простейшие танцевальные движения: хлопать в ладоши, полуприседать, использовать отдельные элементы движений для инсценировки песен. |
Пение «Дуду» - муз. А. Александрова, сл. Народные. | | 3 | Певческая установка, детские музыкальные инструменты, основы дирижерских жестов. Начало и окончание музыки, характер музыки. Сила звучания. | Папка, иллюстрации, ноты к программным песням, звуковоспроизводящее оборудование, цифровые носители с записью музыкальных произведений, музыкальные инструменты, гимнастический инвентарь. | Учатся правильно сидеть или стоять при пении, сохраняя прямое без напряжения положение корпуса и головы. Учить детей артикуляции гласных звуков, как основы работы над певческой дикцией и звукообразованием. Развивать слуховое внимание и чувство ритма на специальных мелодических попевках. Учить детей вместе начинать и заканчивать песню, понимать основные дирижерские жесты: внимание, вдох, начало и окончание пения |
Слушание «Зима прошла» - муз. Н. Метлова, сл.М. Клоковой. | | 2 | Начало и окончание музыки, характер музыки. Сила звучания. | Папка, иллюстрации, ноты к программным песням, звуковоспроизводящее оборудование, цифровые носители с записью музыкальных произведений, музыкальные инструменты, гимнастический инвентарь. | Учить реагировать на начало и окончание музыки, различать музыку грустную и веселую. Узнавать знакомые произведения. Познакомить с силой звучания (громкое, тихое, используя бубен, барабан). |
Движения под музыку «Мишка ходит в гости» - муз. М. Раухвергера. | | 3 | | Папка, иллюстрации, ноты к программным песням, звуковоспроизводящее оборудование, цифровые носители с записью музыкальных произведений, музыкальные инструменты, гимнастический инвентарь. | Выполняют движения в соответствии с ярко выраженным характером музыки, выполняют простейшие танцевальные движения: хлопать в ладоши, полуприседать, использовать отдельные элементы движений для инсценировки песен. |
Пение «Снежок» - муз. М. Иорданского, сл. И. Блюмендельд и Т. Сикорской. | | 3 | Певческая установка, детские музыкальные инструменты, основы дирижерских жестов. Начало и окончание музыки, характер музыки. Сила звучания. | Папка, иллюстрации, ноты к программным песням, звуковоспроизводящее оборудование, цифровые носители с записью музыкальных произведений, музыкальные инструменты, гимнастический инвентарь. | Учатся правильно сидеть или стоять при пении, сохраняя прямое без напряжения положение корпуса и головы. Учить детей артикуляции гласных звуков, как основы работы над певческой дикцией и звукообразованием. Развивать слуховое внимание и чувство ритма на специальных мелодических попевках. Учить детей вместе начинать и заканчивать песню, понимать основные дирижерские жесты: внимание, вдох, начало и окончание пения |
Слушание «Лошадка» - муз. А. Лядова, сл. Народные. | | 2 | Начало и окончание музыки, характер музыки. Сила звучания. | Папка, иллюстрации, ноты к программным песням, звуковоспроизводящее оборудование, цифровые носители с записью музыкальных произведений, музыкальные инструменты, гимнастический инвентарь. | Учить реагировать на начало и окончание музыки, различать музыку грустную и веселую. Узнавать знакомые произведения. Познакомить с силой звучания (громкое, тихое, используя бубен, барабан). |
Пение «Елочка» - муз. М. Красева, сл. З. Александровой. | | 3 | Певческая установка, детские музыкальные инструменты, основы дирижерских жестов. Начало и окончание музыки, характер музыки. Сила звучания. | Папка, иллюстрации, ноты к программным песням, звуковоспроизводящее оборудование, цифровые носители с записью музыкальных произведений, музыкальные инструменты, гимнастический инвентарь. | Учатся правильно сидеть или стоять при пении, сохраняя прямое без напряжения положение корпуса и головы. Учить детей артикуляции гласных звуков, как основы работы над певческой дикцией и звукообразованием. Развивать слуховое внимание и чувство ритма на специальных мелодических попевках. Учить детей вместе начинать и заканчивать песню, понимать основные дирижерские жесты: внимание, вдох, начало и окончание пения |
Слушание «Дождик» - муз. Г. Лобачева, русская народная песня. | | 2 | Начало и окончание музыки, характер музыки. Сила звучания. | Папка, иллюстрации, ноты к программным песням, звуковоспроизводящее оборудование, цифровые носители с записью музыкальных произведений, музыкальные инструменты, гимнастический инвентарь. | Учить реагировать на начало и окончание музыки, различать музыку грустную и веселую. Узнавать знакомые произведения. Познакомить с силой звучания (громкое, тихое, используя бубен, барабан) |
Движения под музыку «Гуляем и пляшем» - муз. М. Раухвергера. | | 2 | | Папка, иллюстрации, ноты к программным песням, звуковоспроизводящее оборудование, цифровые носители с записью музыкальных произведений, музыкальные инструменты, гимнастический инвентарь. | Выполняют движения в соответствии с ярко выраженным характером музыки, выполняют простейшие танцевальные движения: хлопать в ладоши, полуприседать, использовать отдельные элементы движений для инсценировки песен. |
Пение «Зимняя пляска» - муз. М, Старокадамского, сл. О. Высоцкой. | | 3 | Певческая установка, детские музыкальные инструменты, основы дирижерских жестов. Начало и окончание музыки, характер музыки. Сила звучания. | Папка, иллюстрации, ноты к программным песням, звуковоспроизводящее оборудование, цифровые носители с записью музыкальных произведений, музыкальные инструменты, гимнастический инвентарь. | Учатся правильно сидеть или стоять при пении, сохраняя прямое без напряжения положение корпуса и головы. Учить детей артикуляции гласных звуков, как основы работы над певческой дикцией и звукообразованием. Развивать слуховое внимание и чувство ритма на специальных мелодических попевках. Учить детей вместе начинать и заканчивать песню, понимать основные дирижерские жесты: внимание, вдох, начало и окончание пения |
Слушание «Праздничная» - муз. Н. Бахутовой, сл. М. Чарной. | | 2 | Начало и окончание музыки, характер музыки. Сила звучания. | Папка, иллюстрации, ноты к программным песням, звуковоспроизводящее оборудование, цифровые носители с записью музыкальных произведений, музыкальные инструменты, гимнастический инвентарь. | Учить реагировать на начало и окончание музыки, различать музыку грустную и веселую. Узнавать знакомые произведения. Познакомить с силой звучания (громкое, тихое, используя бубен, барабан) |
«Каблучки» - муз. Вилькорейской. | | 3 | Элементы танцевальных движений. | Папка, иллюстрации, ноты к программным песням, звуковоспроизводящее оборудование, цифровые носители с записью музыкальных произведений, музыкальные инструменты, гимнастический инвентарь. | Выполняют движения в соответствии с ярко выраженным характером музыки, выполняют простейшие танцевальные движения: хлопать в ладоши, полуприседать, использовать отдельные элементы движений для инсценировки песен. |
Пение «Веселые гуси» - украинская народная песня. | | 3 | Певческая установка, детские музыкальные инструменты, основы дирижерских жестов. Начало и окончание музыки, характер музыки. Сила звучания. | Папка, иллюстрации, ноты к программным песням, звуковоспроизводящее оборудование, цифровые носители с записью музыкальных произведений, музыкальные инструменты, гимнастический инвентарь. | Учатся правильно сидеть или стоять при пении, сохраняя прямое без напряжения положение корпуса и головы. Учить детей артикуляции гласных звуков, как основы работы над певческой дикцией и звукообразованием. Развивать слуховое внимание и чувство ритма на специальных мелодических попевках. Учить детей вместе начинать и заканчивать песню, понимать основные дирижерские жесты: внимание, вдох, начало и окончание пения |
Слушание «Пастухи играют на свирели» - муз. К. Сорокина. | | 2 | Начало и окончание музыки, характер музыки. Сила звучания. | Папка, иллюстрации, ноты к программным песням, звуковоспроизводящее оборудование, цифровые носители с записью музыкальных произведений, музыкальные инструменты, гимнастический инвентарь. | Учить реагировать на начало и окончание музыки, различать музыку грустную и веселую. Узнавать знакомые произведения. Познакомить с силой звучания (громкое, тихое, используя бубен, барабан). |
Движения под музыку «Пружинка» - русская народная мелодия. | | 3 | Простейшие танцевальные движения: хлопать в ладоши, полуприседать, использовать отдельные элементы движений для инсценировки песен | Папка, иллюстрации, ноты к программным песням, звуковоспроизводящее оборудование, цифровые носители с записью музыкальных произведений, музыкальные инструменты, гимнастический инвентарь. | Выполняют движения в соответствии с ярко выраженным характером музыки, выполняют простейшие танцевальные движения: хлопать в ладоши, полуприседать, использовать отдельные элементы движений для инсценировки песен. |
Движения под музыку «Прощаться – здороваться» - чешская народная песня | | 2 | Простейшие танцевальные движения: хлопать в ладоши, полуприседать, использовать отдельные элементы движений для инсценировки песен | Папка, иллюстрации, ноты к программным песням, звуковоспроизводящее оборудование, цифровые носители с записью музыкальных произведений, музыкальные инструменты, гимнастический инвентарь. | Выполняют движения в соответствии с ярко выраженным характером музыки, выполняют простейшие танцевальные движения: хлопать в ладоши, полуприседать, использовать отдельные элементы движений для инсценировки песен. |
Урок смотр | | 1 | | Папка, иллюстрации, ноты к программным песням, звуковоспроизводящее оборудование, цифровые носители с записью музыкальных произведений, музыкальные инструменты, гимнастический инвентарь. | Пение и слушание понравившихся песен |
- музыкальными инструментами (фортепиано или электронно-музыкальный клавишный инструмент,детские музыкальные инструменты, инструментарий К. Орфа и др.);
- техническими средствами обучения (магнитофон, проигрыватели для виниловых и компакт дисков, видеоаппаратура, диапроектор);
- музыкально-дидактическими пособиями (аудио- и видеозаписи, компакт диски, диапозитивы, звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры, нотная и методическая литература).
В классе ограничивается количество предметов, отвлекающих внимание (картины, стенды и т. п.). Помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию. Дети во время уроков располагаются на некотором расстоянии друг от друга. Учебные места двигательно-расторможенных детей находятся на минимальном расстоянии от преподавателя.
0 б. – не владеет
1 б. – частично владеет
2 б. – в полной мере владеет
36-45 баллов – высокий уровень достижения предметных результатов.
Функция оценки - учет знаний.
Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).
Оценка по предмету должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического, физического и музыкального развития обучающегося, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий обучающегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.
1. беседа,
2. тестирование,
3. наблюдение,
4. опрос.
1. Алпарова Н.Н. Музыкально-игровой материал для школьников / Н.Н. Алпарова – М.: Гуманит. Изд. «Владос», 2012
2. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке?/ Д.Б. Кабалевский— М., 2005.
3. Критская Е.Д. Музыка: 1—4 классы: Методическое пособие / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина— М., 2004.
4. Мерзлякова С.И. музыкально-игровой материал. Учебное пособие для учащихся /С.И. Мерзлякова – М.: Гуманитарное издание. «Владос», 2002
5.Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии . Учебное пособие для студентов пед.учеб. заведений/ Под ред. Е.А. Медведевой/ Изд. Центр «Академия»,2002г.
6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией. И.М. Бгажноковой 1-4 классы - М.: «Просвещение», 2014 год.