СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Домашнее обучение

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное планирование даёт возможность работать с детьми ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Домашнее обучение»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красногорская средняя общеобразовательная школа №1



РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО на заседании педсовета зам.дир по УВР директор школы

протокол №_____ протокол №______ ______________ _______Т.П.Горло

«____»________20___г. «____»_________20___г. «____»_______20___г. приказ №_______

«____»_______20___г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(индивидуальное обучение)


по ________истории_______________


для _______9__________класса
















п.г.т. Красная Гора – 2017г.





Пояснительная записка



Программа по истории для 9 класса составлена на основе государственного общеобразовательного стандарта и авторской программы «История России 6-9 кл.», А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной Москва, из-во «Просвещение» 2008 год, авторской программы О.С. Сороко-Цюпа 2011год Москва, из-во «Просвещение» «Новейшая история зарубежных стран. XX -начало XXI века» //Программы общеобразовательных учреждений. История. 5-6 классы, М.: «Просвещение», 2007 г., рекомендательного письма № 885 от 4 апреля 2014 г.Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию предметов регионального (национально - регионального) компонента «Брянский край», примерного тематического планирования курсу «История Брянского края» для 9 класса. В связи с тем, что данная программа предназначена для обучающегося с особыми образовательными потребностями и в соответствии с запросом родителей, изучение курса истории разбито на аудиторные часы и часы, отведённые на самоподготовку учащегося. В календарно-тематическом планировании темы для самоподготовки обозначены «с/п» и указаны способы их контроля.

Цели:

• освоение школьниками ключевых исторических понятий;

• раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе XX – начале XXI века;

• раскрытие специфики власти;

• знакомство с выдающимися деятелями отечественной и всеобщей истории XX – начале XXI века;

• раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.


Задачи:

- показать , как реализовывались стремления людей к свободе, равенству, справедливости, вооружить уч-ся знанием основ многообразного мирового опыта решения проблем , актуальных для современной России;

- подготовить подростков к пониманию сложности , противоречивости и многовариантности исторического , общественно-политического, цивилизационного развития;

- на конкретном, наглядном материале раскрыть опасность распространения в обществе идей расовой, религиозной, классовой нетерпимости, попыток решать внутренние проблемы за счет внешней экспансии, агрессии;

- воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся;

- формирование личностного отношения к истории и стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины и стран мира.

В результате изучения истории Брянского края ученик должен:

• знать основные этапы и ключевые события истории Брянщины с древнейших времён до конца XX века и выдающихся деятелей Брянщины;

• знать важнейшие достижения культуры Брянского края;

• уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения восточнославянских союзов, города, места значительных исторических событий, связанных с Брянщиной;

• владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;

• уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

• использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;

• уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Брянского края с древнейших времён до конца XVIӀ века, достижениям культуры.



Место и роль учебного курса, предмета – Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно-гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории XX – начале XXI в.

В базисный учебный план общеобразовательных учреждений Брянской области в 2014-15 учебном году включены предметы регионального (национально-регионального) компонента под общим названием «Брянский край».

Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта учащихся, отражающую особенности культурно-исторического, природно-географического, социально-экономического развития региона и формирующую целостное представление о социуме и путях самоопределения в нем.

Под региональным (национально-региональным) компонентом понимается педагогически отобранный материал, раскрывающий:

• историческое, культурное, национальное, географическое, демографическое, природно-экологическое своеобразие региона, дополняющее содержание Федерального компонента;

• региональную специфику социальной жизни общества.

Это реализуется в результате освоения содержания образования, дополняющего и конкретизирующего содержание разделов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Это позволит помочь ученикам осмыслить события и явления на пересечении глобальных российских тенденций, представлять различие и сходство процессов, общность судеб Брянской области и России в целом, будет способствовать формированию мировоззренческой, нравственной, политической культуры учащихся, ориентации на гражданские и патриотические ценности, формированию позитивного и заинтересованного отношения к своей малой Родине.

Не менее важным является формирование проектно-ориентированного мышления, умение выстраивать стратегию жизни и последовательно реализовывать ее через систему практических действий на основе адекватной оценки своих возможностей и сложившейся ситуации.

С учётом специфики региона в качестве определяющей выбрана социокультурная модель регионального компонента. Центральной частью социокультурной модели является краеведческое содержание компонента. Краеведение включает в себя системный курс знания краеведения и деятельностное краеведение в сфере основного общего и среднего (полного) общего образования. Содержательные аспекты социокультурной модели могут быть реализованы через обогащение содержания федерального компонента государственного образовательного стандарта на базе местного материала.

* краеведческим подход - выявление историко-культурных связей, знакомство с социальным и культурным пространством региона для развития самосознания школьника;

• содержательно-деятельностный подход - включение учащихся в активную творческую проектно-исследовательскую деятельность;

• личностно-ориентированный подход - создание условий для формирования готовности и потребности личности к самообразованию;, ориентации в современном информационном пространстве социума, культуры и истории в рамках собственных проектов;

• практико-ориентированный подход с учетом условий местности;

• интегративный подход предполагает внутрипредметную интеграцию и межпредметные связи. В отборе содержания образования процесс интеграции призван обеспечить целостность взгляда на окружающий мир, в контексте которого видятся аспекты региональной жизни.




Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю.

Новейшая история — 24 часа

История России XX – начала XXI -44 часа

История Брянского края - 34 часа

Учитывая индивидуальные особенности детей и запросы родителей, количество часов по предмету разбито на аудиторные часы, проводимые учителем, и часы для самоподготовки.




Используемые учебники:

Учебник Данилов А.А., Л.Г.Косулина. «История России XX -начало XXI века. 9 класс», М.: «Просвещение», 2011 г.


Учебник О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа «Новейшая история зарубежных стран 20-начало 21 века. 9 класс». -М.: «Просвещение», 2011г.


История Брянского края: XIX-XX вв. Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений/Под общей редакцией В,Ф, Блохина -Брянск: Издательство«Курсив»,2012.









































Содержание изучаемого курса.


НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. XX — НАЧАЛО XXI в.

9 класс (24 ч)

Авторы: А. О. Сороко-Цюпа, кандидат исторических наук; О. Ю. Стрелова, доктор педагогических наук

Данная программа является составной частью учебно-методического комплекта по курсу «Новейшая история зарубежных стран» для 9 класса общеобразовательных учреждений и отражает особенности структуры и содержания одноименного школьного учебника, авторы О. С. Сороко-Цюпа и А. О. Сороко-Цюпа (Просвещение, 2003).

ПРОГРАММА

Введение. Новейшая история как историческая эпоха (1ч)

Периодизация новейшей истории XX — начало XXI в. и особенности исторического развития: скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Основные события и вехи XX столетия. [Образ XX в. в воспоминаниях его современников.]1 Достижения и проблемы XX в., определяющие историю человечества в новом тысячелетии.

РАЗДЕЛ I. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX в. (12ч)

Тема 1. Страны Европы и США в 1900—1918 гг.

Первая мировая война (4 ч)

^Мир в начале XX в.— предпосылки глобальных конфликтов. Новая индустриальная эпоха, ее основные характеристики. [Технические изобретения, изменившие жизнь людей в передовых странах Европы и США] Вторая промышленно-технологическая революция как основа важнейших перемен в экономическом развитии ведущих стран Европы и США. Индустриальное общество в начале XX в.: главные векторы исторического развития и черты социальной жизни. Страны мира в новую индустриальную эпоху: лидеры и догоняющие. Особенности модернизации в начале XX в. Усиление регулирующей роли государства в экономике. Причины и формы вмешательства государства в экономическую жизнь в начале XX в. Социальный реформизм как один из основных элементов государственной политики индустриально развитых стран. [Социальные реформы в ведущих странах Европы и США в конце XIX — начале XX в.] Социальные реформы и милитаризация как два альтернативных пути реализации накопленного передовыми странами экономического потенциала в первой трети XX в. [Быт и образ жизни европейцев и североамериканцев в условиях массового промышленного производства.]Предпосылки формирования в начале XX в. единого мирового хозяйства и его последствия. [Причины прорыва США в экономическом развитии. Факторы экономического роста в Германии, экономической стабильности в Великобритании и экономического отставания во Франции, Италии и Австро-Венгрии.] Неравномерность экономического развития как характерная черта эпохи. Новое соотношение сил и обострение конкуренции между индустриальными странами.

МКС (История России): Российская империя в начале XX в.: экономическое и политическое развитие.

МПС (Физика, Химия): Важнейшие научные открытия и технические изобретения в конце XIX — начале XX в.

• Основные направления демократизации социально-политической жизни в начале XX в. Политические партии и главные идеологические направления партийной борьбы: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. [Религиозные и националистические партии и движения.] Социалистическое движение в начале XX в.: внутренние разногласия, эволюция социал-демократии в сторону социал-реформизма. Либералы у власти. [Особенности политического развития в Европе и США в начале XX в.] Рабочее движение в новую индустриальную эпоху. [Политики-профессионалы: Ллойд Джордж, Вудро Вильсон, Жорж Клемансо и др.]

ВКС (Новая история): Консервативные, либеральные, радикальные течения в общественной жизни XIX в. Марксизм.

МКС (История России): Политические течения и партии в начале XX в.

МПС (Обществознание): Политическая сфера и ее роль в жизни общества. Многопартийность. Политические партии и движения. Роль средств массовой информации в политике.

% Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале XX в. и борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий и образование новых военно-политических союзов. Раскол великих держав на два противоборствующих блока — Тройственный союз и Антанту. Гонка вооружений. [Локальные конфликты конца XIX — начала XX в. как предвестники «Великой войны».] Рост националистических настроений в европейском обществе.

ВКС (Новая история): Империализм. Международные отношения в XIX в. Начало борьбы за передел мира.

МКС (История России): Россия в международных отношениях начала XX в.

(Ь Июльский (1914 г.) кризис, повод и причины Первой мировой войны. [Таврило Принцип.] Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой войны. [Важнейшие битвы и военные операции 1914—1918 гг. на Западном фронте. Война на море. Дипломатия в ходе войны.] Изменение состава участников двух противоборствующих коалиций: Четверной союз и Антанта. Человек и общество в условиях войны. Масштабы человеческих потерь, социальных потрясений и разрушений: Первая мировая война как самая кровавая и разрушительная за всю историю человечества. [Морально-психологические последствия войны.]

МКС (История России): Россия в Первой мировой войне.

Парижская мирная конференция (1919 г.): надежды и планы участников. [Программа «14 пунктов» В.Вильсона как проект послевоенного мирного урегулирования.] Новая карта Европы по Версальскому мирному договору. [Другие договоры бывших противников и союзников.] Идея Лиги Наций как гаранта сохранения мира и разоружения. [Устав Лиги Наций.] Вашингтонская конференция (1921 —1922 гг.), договоры колониальных держав. Оформление Версальско-Вашингтонской системы послевоенного мира и ее противоречия. Новое соотношение сил между великими державами. Причины неустойчивости новой системы международных отношений.

МКС (История России): Декрет СНК о мире (1917 г.). Образование новых государств на территории бывшей Российской империи. Брестский мир.


Тема 2. Версальско-Вашингтонская система в действии (4 ч)

/ Социальные последствия Первой мировой войны. [«Потерянное поколение».] Формирование массового общества. Демократизация общественной жизни (всеобщее избирательное право). [Участие широких масс в политике как развитие демократии и как угроза вовлечения масс в реакционные, стихийные движения.] Изменения в расстановке политических сил в странах Европы. Новая роль социал-демократии в политической системе. [Рабочие и социал-демократические партии — путь от оппозиции до формирования правительства.] Раскол в рабочем и социалистическом движении: образование леворадикальных сил — коммунистических партий. [Создание Коммунистического Интернационала (1919 г.) и его роль в международной политике в 1920-е гг.] Активизация праворадикальных сил — образование и расширение влияния фашистских партий. Революции, распад империй и образование новых государств как политический результат Первой мировой войны. [Революции в Германии, Австрии и Венгрии: общее и особенное. Международная роль Октябрьской (1917 г.) революции.]

МКС (История России): Октябрьская революция 1917 г. в России.

Развитие международных отношений в 1920-е гг. [Генуэзская (1922 г.) международная конференция. Советско-германские переговоры в Рапалло (1922 г.), их экономические и политические по следствия.] Эра пацифизма и пацифистские движения 1920-х гг| [Локарнские договоры (1928 г.). Пакт Бриана—Келлога (1928 г.).] Особенности развития стран Европы и США в 1920-е гг. Экономический бум и торжество консерватизма в США, политическая нестабильность и трудности послевоенного восстановления в Европе. План Дауэса и перемещение экономического центра капиталистического мира в США. Эпоха зрелого индустриального общества. [Культ наживы на фоне экономического подъема в США и «закат Европы» как мироощущение европейцев первого послевоенного десятилетия. Кумиры и символы 1920-х гг.]

МКС (История России): Восстановительный период и построение «основ социалистической экономики» в СССР в 1920-е гг. Международные отношения и внешняя политика СССР в 1920-е гг.

3 Причины экономического кризиса 1929—1933 гг. и его масштабы. Великая депрессия: социально-психологические последствия мирового экономического кризиса. [Человек и общество в условиях мирового экономического кризиса.] Проблема соотношения рынка и государственного регулирования. Два альтернативных пути выхода из кризиса и их реализация в странах Европы и США. Либерально-демократическая модель — социальные реформы и государственное регулирование. [Неолиберализм и кейнсианство — идеология и практика государственного регулирования экономики.] Тоталитарный и авторитарный режимы, главные черты и особенности. Причины наступления тоталитаризма и авторитаризма в 20—30-е гг. XX в.

ВКС (Новая история): Экономические кризисы в XIX в.

МПС (Обществознание): Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Безработица. Экономические цели и функции государства. Социальные конфликты и пути их разрешения. Политический режим.

Особенности экономического кризиса в США. Кризис традиционного либерализма. [Г. Гувер и его политика в годы Великой депрессии.] Ф. Рузвельт — политик новой индустриальной эпохи. «Новый курс» Ф. Рузвельта: его экономические и социальные приоритеты. Начало социально-ориентированного этапа развития современного капиталистического государства как главный исторический итог «нового курса» Ф. Рузвельта. [Реакция американского общества на «новый курс» и отношение к Ф. Рузвельту как к государственному деятелю.] Внешняя политика США в 1930-е гг.

МКС (История России): Отношения между СССР и США в 1930-е гг.

МПС (Обществознание): Экономические цели и функции государства. Демократия и формы ее проявления. Политический режим.

Особенности экономического кризиса 1929—1933 гг. в Великобритании и Франции. Британская и французская модели борьбы с экономическим кризисом и социальными проблемами. [Н. Чемберлен и его политический курс на оздоровление экономики Великобритании.] Внешняя политика Великобритании в 1930-е гг. Народный фронт (1936—1939 гг.) во Франции. [Л. Блюм.] Историческое значение либерально-демократической модели преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере.

МКС (История России): Отношения СССР и Великобритании, СССР и Франции в 1930-е гг.

'"•■ Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы как путь выхода из экономического кризиса, решения социальных проблем и реализации внешней экспансии. Италия в 1920 — 1930-е гг. Политические и социально-экономические предпосылки утверждения тоталитарной диктатуры фашистской Iпартии. [Б. Муссолини.] Особенности итальянского фашизма.

Кризис Веймарской республики в Германии. Политическая нестабильность и обострение социальных проблем в условиях мирового экономического кризиса. Нацистская партия на пути к власти. [А. Гитлер и его сообщники. «Пивной путч».] Идеология национал-социализма: предпосылки формирования, основные идеи, пропаганда. Условия утверждения тоталитарной диктатуры в Германии. Этапы установления фашистского режима (1933— 1939 гг.). Роль нацистской партии и фашистского государства в экономической, общественно-политической и культурной жизни страны. Милитаризация и подготовка к войне. Особенности германского фашизма. [Немецкое общество в эпоху Третьего рейха.] Внешняя политика Германии в 1930-е гг.

МКС (История России): Отношения СССР и Германии в 1930-е гг.

Испания в годы мирового экономического кризиса. Революция 1931 г. и свержение монархии. Глубокий раскол в испанском обществе: левый и правый лагерь. Непримиримые противоречия среди левых сил. Народный фронт. Гражданская война в Испании (1936—1939 гг.). [Испанская республика и советский опыт. Интернациональные бригады добровольцев.] Предпосылки образования военно-авторитарной диктатуры. [Франко.] Особенности испанского фашизма.

МКС (История России): Участие советских добровольцев в гражданской войне {в Испании.

i Международное положение СССР в 1930-е гг.— конец эры пацифизма. Крах Версальско-Вашингтонской системы: причины, этапы, инициаторы. Агрессивные действия Германии, Италии, Японии в 1930-е гг. Несостоятельность Лиги Наций как организации, способной противостоять государствам-агрессорам. Причины и сущность политики умиротворения агрессоров со стороны ведущих стран Европы и политики нейтралитета США. Военно-политический блок Берлин — Рим — Токио (1937 г.), Мюнхенский сговор (1938 г.). Советско-германские договоры (1939 г.) и секретные соглашения к ним. [Дискуссии историков о роли тайных соглашений в истории Второй мировой войны и о политике СССР накануне войны.] Провал идеи коллективной безопасности.

ВКС (Новейшая история. XX в.): Мир на пути к Первой мировой войне. МКС (История России): Деятельность СССР как члена Лиги Наций и двойственный характер советской внешней политики в преддверии новой мировой войны.

Тема 3. Страны Азии и Латинской Америки в первой половине XX в. (2 ч)

1 Географические и политические параметры понятия «Восток». Положение в странах Востока в первой половине XX в. Культур-но-цивилизационные особенности и проблемы модернизации в условиях формирования единого мирового хозяйства. Способы осуществления модернизации: реформы или революции. [Синьхайская революция (1911 —1912 гг.) в Китае.] [Кемалистская революция (1918—1923 гг.) в Турции.] Проблема синтеза традиций и модернизации в странах Востока. Возможные пути модернизации стран Востока на примере Японии, Китая и Индии.

[Социально-экономическое и политическое развитие Японии в первой половине XX в.— путь реформ. Своеобразие японской модернизации. «Японский дух, европейское знание». Внешняя политика Японии — пять войн за полвека.]

[Реформы и революции в истории Китая в первой половине XX в. «Сто дней реформ» и полвека на две революции и две гражданские войны. Сунь Ятсен и Чан Кайши в борьбе за объединение страны и ее модернизацию. Гражданская война (1928—1937 гг.) в Китае. Советское движение и причины его поражения. Агрессия Японии в Северном Китае. Японо-китайская война 1937—1945 гг.] J^ [Индия — британская колония в первой половине XX в. Умеренное и радикальное общественно-политические течения в Индии. М. Ганди и его учение. Кампании ненасильственного сопротивления и их значение в ликвидации колониального режима.]

ВКС (Новая история): Традиционные общества в странах Азии в эпоху империализма. Начало модернизации Японии.

МКС (История России): Отношения СССР со странами Востока в 1920 — 1930-е гг.

МПС (Обществознание): Типы обществ. Эволюция и революция. Суверенитет.

Культурно-цивилизационное своеобразие латиноамериканского общества. Особенности социально-экономического и политического развития латиноамериканских стран в первой половине XX в. Факторы, способствовавшие и препятствовавшие модернизации в странах Латинской Америки. [Мексиканская революция 1910—1917 гг. и развитие Мексики в первой половине XX в. как пример эволюционной модели модернизации.] [Кубинская революция 1933— 1934 гг. и ее итоги. Пример характерных для Латинской Америки смены циклов: революция — реформы — диктатура — революция.]

ВКС (Новая история): Испано-американская колонизация Латинской Америки. Провозглашение независимости государств в Латинской Америке в XIX в.

Тема 4. Вторая мировая война и ее уроки (2 ч)

Причины и характер Второй мировой войны (1939—1945 гг.).

Периодизация, фронты, участники. Начало войны. Основные военные операции в 1939— июне 1941 г. [Основные направления внешней политики СССР на начальном этапе Второй мировой войны и их результаты.] Подготовка Германией плана нападения на СССР. Великая Отечественная война как составная часть Второй мировой войны. Роль Восточного фронта в победе над фашизмом. Военные действия в Северной Африке, в Азии и на Тихом океане в 1941 — 1944 гг.

Нацистский «новый порядок» в оккупированных странах. Геноцид. [Холокост.] Движение Сопротивления и его герои.

Л. Создание антигитлеровской коалиции и ее роль в разгроме фашизма. Проблема открытия второго фронта. Конференции глав государств-участников антигитлеровской коалиции (Тегеран. 1943 г.; Ялта и Потсдам. 1945 г.), решения о координации военных действий и послевоенном устройстве мира. [Ф. Рузвельт. У. Черчилль, И. Сталин, Г. Жуков, Д. Эйзенхауэр.]

Особенности заключительного этапа Второй мировой войны (1944—1945 гг.). Освобождение Европы от фашизма. Капитуляция Германии. Военные действия на Тихом океане (1944 г.) и разгром Квантунской армии (август 1945 г.). Капитуляция Японии. [Атомные бомбардировки США городов Японии (1945 г.): их цели и результаты.] Итоги Второй мировой войны. Роль СССР в победе над фашизмом. Цена победы для человечества.

3 Послевоенная карта Европы и геополитическая ситуация в мире во второй половине 1940-х гг. Утверждение решающей роли двух сверхдержав СССР и США. Мирное урегулирование в отношении Германии. Оккупация Германии, образование двух германских государств. [Договор с Австрией.] Сепаратный договор с Японией. [Проблема заключения мирного договора между СССР и Японией.] Образование ООН. Устав ООН. Нюрнбергский (1945—1946 гг.) процесс над главными военными преступниками. Преступления против человечности. [Токийский процесс (1946—1948 гг.) над главными японскими военными преступниками.]

МКС (История России): Советско-германские договоры (1939 г.) и тайные соглашения к ним. Советско-финляндская война (1939—1940 гг.). Включение в состав СССР новых территорий в 1939—1940 гг. Великая Отечественная война (1941 — 1945 гг.).

МПС (Обществознание): Патриотизм. Приоритет прав и свобод человека и гражданина. Справедливость. Правосудие.

РАЗДЕЛ II. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 20 в.-начало 21 века. (10 ч)

Тема 5. Мир во второй половине XX в.: основные тенденции развития (4 ч)

Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсный (биполярный). Причины и главные черты «холодной войны».

Идеологическое противостояние. [Преследование инакомыслящих. Маккартизм.] «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Гонка вооружений и создание военно-политических блоков (НАТО и ОВД) как проявление соперничества двух сверхдержав — СССР и США. Ядерное оружие — равновесие страха и сдерживающий фактор от прямого военного столкновения. [Локальные конфликты, их особенности, способы разрешения и роль сверхдержав.]

МКС (История России): Внешняя политика СССР в 1945—1960-е гг.

J Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной Европы. План Маршалла. Факторы, обусловившие экономический подъем в странах Запада в 1945—1970-е гг. Стабилизация международной валютной системы. [Бретон-Вудские соглашения.] Либерализация мировой торговли. [Создание ГАТТ, затем ВТО.] Экономическая интеграция в Западной Европе и Северной Америке: общее и особенное. Смешанная экономика как сочетание государственной собственности и регулирования с поощрением частнопредпринимательской инициативы. [Неокейнсианство — массовому производству должно соответствовать массовое потребление.] Государство благосостояния, его основные характеристики. Противоречия экстенсивного типа производства. Завершающая фаза зрелого индустриального общества, ее атрибуты и символы.

ВК.С (Новая история): Становление индустриального общества в странах Европы и США в XIX в.

ВК.С (Новейшая история): Новая индустриальная эпоха. Формирование в начале XX в. единого мирового хозяйства. Кейнсианство.

МКС (История России): Послевоенное восстановление хозяйства. Жизнь и быт советских людей во второй половине 1940-х — 1950-е гг.

МПС (Обществознание): Экономическая сфера жизни общества. Экономическая система. Экономические меры социальной поддержки. Рынок и рыночный механизм. Экономические цели и функции государства. Демократия и ее проявления в современной жизни.

• ■ Причины экономического кризиса 1974—1975 гг. и 1980— Г982 гг. Новый этап научно-технической революции. Предпосылки перехода к постиндустриальному (информационному) обществу,его важнейшие признаки. Изменения в структуре занятости. Информация и знание как важнейшие факторы производства. Роль науки и образования в информационном обществе. [Ценности постиндустриального (информационного) общества.] Три этапа социально-экономической политики ведущих капиталистических стран Запада в 1970—1990-е гг.: либерально-реформистский, социал-реформистский, консервативно-реформистский. Противоречия социально-экономического развития современных стран в конце XX — начале XXI в. в условиях глобализации и соперничества трех центров современной мировой экономики (США, Европейский союз, Япония).

„ ВКС (Новейшая история): Мировой экономический кризис (1929—1933 гг.) способы выхода из него ведущих капиталистических стран.

МКС (История России): Политическое и экономическое развитие современной России.

МПС (Обществознание): Экономическая сфера жизни общества. Экономическая система. Современное общество, его противоречия.

А Главные идейно-политические направления партийной борьбы во второй половине XX в.: консерватизм, либерализм, а также социалистическое и коммунистическое течения. Изменения в партийно-политической расстановке сил в странах Запада во второй половине XX в. Появление в лагере консервативных сил христианско-демократических партий. Подъем и крах коммунистических партий и международного коммунистического движения. Последовательное увеличение влияния социал-демократов и переход на платформу умеренного реформизма. [«Декларация принципов» об основных целях деятельности и ценностях социалистических и социал-демократических партий.] [Международное профсоюзное движение.] Факторы возрождения правых экстремистских группировок и партий во второй половине XX в. Неофашизм. Крайности современных националистических движений. Демократизация как вектор исторического развития во второй половине XX — начале XXI в.

ВКС (Новейшая история): Социальные и освободительные движения первой половины XX в.

МКС (История России): XX съезд КПСС и его международное значение. Образование новых политических партий и движений (конец 1980-х — 1990-е гг.).

МПС (Обществознание): Участие граждан в политической жизни. Опасности экстремизма. Политические партии и движения.

Причины появления новых социальных движений и расширения влияния гражданского общества во второй половине XX — начале XXI в. Новые социальные движения в мире: антивоенное движение, новое левое движение молодежи и студентов, экологические, феминистское и этнические движения, культурные связи, группы взаимопомощи и др. Процесс формирования гражданского общества и отражение в нем противоречий перехода к постиндустриальному обществу. Новые социальные движения как движения гражданских инициатив. [Примеры деятельности международных социальных движений, основанных на инициативе отдельных граждан. «Врачи без границ», «Гринпис».]

МПС (Обществознание): Демократия и формы ее проявления в современной жизни. Правовое государство и гражданское общество. Современное общество, его противоречия.

Тема 6. Страны и регионы мира во второй половине XX в.: единство и многообразие (4 ч)

США. Предпосылки превращения США в центр мировой политики после окончания Второй мировой войны. Принципы внутренней и внешней политики США в 1945—1990-е гг. Отражение в политической истории США общих тенденций развития ведущих стран Запада. Демократы и республиканцы у власти. США — сверхдержава в конце XX — начале XXI в. [США в эпоху президентов Д. Эйзенхауэра, Дж. Кеннеди, Р. Никсона, Р. Рейгана, Б. Клинтона, Дж. Буша-младшего.]

ВКС (Новейшая история): Внутренняя и внешняя политика США между двумя мировыми войнами. Участие США во Второй мировой войне.

Великобритания. «Политический маятник» 1950—1990-х гг.: лейбористы и консерваторы у власти. Социально-экономическое развитие Великобритании. М. Тэтчер — «консервативная революция». Э. Блэр — политика «третьего пути». Эволюция лейбористской партии. [Северная Ирландия на пути к урегулированию. Расширение самоуправления — «деволюция». Конституционная реформа.] Приоритеты внешней политики Великобритании. [М. Тэтчер, Э. Блэр.]

ВКС (Новейшая история): Внутренняя и внешняя политика Великобритании в 1920—1930-е гг. Участие Великобритании во Второй мировой войне.

Франция. Социально-экономическая и политическая история ранции во второй половине XX в. От многопартийности к режиму личной власти генерала де Голля. Идея «величия Франции» де Голля и ее реализация. Социальные волнения 1968 г. и отставка генерала. [Либеральный курс В. Жискар Д'Эстена.] Попытка «левого эксперимента» в начале 1980-х гг. Практика сосуществования левых и правых сил у власти — опыт Ф. Миттерана и Ж. Ширака. Внешняя политика Франции. Париж — инициатор европейской интеграции. [Шарль де Голль, Франсуа Миттеран, Жак Ширак.]

ВКС (Новейшая история): Внутренняя и внешняя политика Франции в 1920— 1930-е. гг. Реформы Народного фронта. Франция в годы нацистской оккупации. Движение Сопротивления.

Италия. Провозглашение республики. Политическая нестабильность как особенность итальянской партийно-политической системы во второй половине XX в. Реформа избирательной системы. [Мафия и коррупция. Операция «чистые руки».] Развал прежних партий и формирование двух блоков: правых и левых сил. Особенности социально-экономического развития Италии. [«Богатый» Север и «бедный» Юг — региональные проблемы Италии.] [С. Берлускони.]

ВКС (Новейшая история): Социально-экономическое и политическое развитие Италии в 1920—1930-е гг. Особенности итальянского фашизма и их влияние на экономику страны. Участие Италии во Второй мировой войне и ее капитуляция.

Германия. Три периода истории Германии во второй половине XX в.: оккупационный режим (1945—1949 гг.), сосуществование ФРГ и ГДР (1949—1990-е гг.), объединенная Германия (с 1990 г.— ФРГ). Историческое соревнование двух социально-экономических и политических систем в лице двух германских государств и его итоги. «Социальное рыночное хозяйство» в ФРГ и создание основ тоталитарного социализма в ГДР. Падение Берлинской стены. Объединение Германии. Социально-экономические и политические проблемы объединенной Германии. [Трудности реинтеграции восточных земель. Г. Коль — первый канцлер объединенной Германии. Завершение 16-летней эпохи правления христианских демократов. Приход к власти социал-демократов в коалиции с «зелеными» (выборы 1998 и 2002 гг.). Г. Шнейдер — прагматичная политика «нового центра».] [К-Аденауэр, Г. Коль, Г. Шредер.]

ВКС (Новейшая история): Послевоенная судьба Германии по решениям международных конференций глав государств-участников антигитлеровской коалиции.

5 Восточноевропейские страны. Географические и политические параметры понятия «Восточная Европа». Принципы формирования мировой социалистической системы (социалистический лагерь).

Общее и особенное в строительстве социализма в восточноевропейских странах. Утверждение основ тоталитарного социализма, нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Политические кризисы в Восточной Германии (1935 г.), в Польше и Венгрии (1956 г.), в Чехословакии (1968 г.). [Неудавшиеся попытки реформ.] Революции 1989—1990-х гг. в странах Восточной Европы и ликвидация основ тоталитарного социализма. Основные направления преобразований в бывших странах социалистического лагеря, их итоги на рубеже XX—XXI вв.

МКС (История России): СССР и страны мировой социалистической системы. Перестройка и ее международное значение.

Страны Азии и Африки в современном мире. Деколонизация.

Проблемы выбора путей развития и модернизации общества в освободившихся странах Азии и Африки. Культурно-цивилизационные особенности развития Азиатско-Тихоокеанского региона, индо-буддийско-мусульманского региона в 1970—1990-е гг. Основные модели взаимодействия внешних влияний и исламских традиций в мусульманском мире. Противоречивые итоги социально-экономического и политического развития стран Африки, Азии к концу XX в. [Экономический успех «молодых тигров» в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Стагнирующие регионы Африки к югу от Сахары.] Место стран Азии и Африки в системе международных отношений.

Япония. Основные направления реформирования послевоенной Японии и их итоги. Факторы, обусловившие «японское экономическое чудо» во второй половине XX в.

Китай. Гражданская война (1946—1949 гг.) и провозглашение КНР. Восстановление национальной экономики в 1949—1957 гг. «Большой скачок» и его результаты. [Советско-китайские отношения в 1945—1980-е гг.] Мао Цзэдун. Культурная революция 1966—1976 гг. Начало реформ в Китае в 1978 г. Ден Сяопин. Особенности китайской модели реформирования экономики в конце XX в.

Индия. Пути реформирования индийского общества во второй половине XX в. [Дж. Неру, И. Ганди.] Внешняя политика Индии, ее роль в современном мире.

Латинская Америка. Особенности индустриализации и ее влияние на социально-экономическое развитие стран Латинской Америки во второй половине XX в. [Революции, военные режимы и диктатуры в истории стран Латинской Америки второй половины XX в.] [Че Гевара.] Варианты модернизации в странах Латинской Америки. [Национал-реформистские и левонационалистические политические силы.] Региональная экономическая интеграция. [Финансовые кризисы и долговая проблема.] Демократизация в латиноамериканских странах — тенденция в конце XX — начале XXI в.

ВКС (Новейшая история): Революции и реформы в странах Азии и Латинской Америки в первой половине XX в. Особенности модернизации в традиционных обществах стран Востока.

/ Международные отношения в условиях биполярного мира. Карибский кризис (1962 г.) и его значение при переходе от конфронтации к переговорам. Гонка вооружений и проблема разоружения. Напряженность и разрядка в международных отношениях. Окончание «холодной войны», крах социализма и распад СССР, превращение США в единственную сверхдержаву. [Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).] Расширение НАТО на Восток и превращение ее в глобальную силовую структуру. Роль ООН в современном мире. Региональная интеграция в мире: американский и европейский варианты. Образование Европейского союза и его расширение на Восток. Угроза международного терроризма. Российско-американские отношения в конце XX — начале XXI в. [Международные и региональные конфликты, способы их регулирования во второй половине XX — начале XXI в.]

МПС (Обществознание): Этнические общности. Межнациональные отношения.

Тема 7. XX век и культура (1 ч)

Культура в первой половине XX в. Революция в естествознании и новая картина мироздания в начале XX в. Кризис рационализма, интерес к проблемам бессознательного и иррационального. [Философия жизни — А. Шопенгауэр, Ф. Ницше. Учение о психоанализе — 3. Фрейд. Учение о творческой интуиции — А. Бергсон.] Науки об обществе в начале XX в. [М. Вебер.]

Новая художественная система — от модернизма и авангардизма начала XX в. до постмодернизма конца XX— начала XXI в.

Новые идеи и направления в художественной культуре в начале XX в. Стиль модерн (художественные направления — импрессионизм, постимпрессионизм, символизм и др.). Авангард (художественные направления — абстракционизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм и др.). Архитектура стиля модерн. Конструктивизм и функционализм в архитектуре.

Символизм в музыке (Р. Вагнер), в литературе (Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Маларме), в изобразительном искусстве (О. Бердслей, П. Де Шаванн, Г. Климт, А. Беклин).

Литература критического реализма. Новая драматургия в начале века (Г. Ибсен, А. Чехов, Г. Гауптман). Литература «потерянного поколения» (Э. Хемингуэй, Д. Дос Пасос, Э.-М. Ремарк). Литература авангарда (Д. Джойс, Ф. Кафка, М. Пруст). Антиутопии в литературе (Е. Замятин, А. Платонов, О. Хаксли, Дж. Оруэлл).

Кинематограф в начале XX в. как новый вид массового искусства. Кумиры начала XX в. (Андре Дид, Макс Линдер, Чарлз Чаплин).

Наступление тоталитаризма в 1930-е гг. Эмиграция научной и культурной элиты. Нью-Йорк — новый художественный центр мира. Наука и искусство в тоталитарном обществе. Наука на службе войны, искусство на службе у пропаганды.

,.,*, Культура во второй половине XX в. Научно-техническая революция. Достижения и проблемы. Формирование постиндустриального (информационного) общества. Роль науки, знаний информации и образования в современном мире. Революционное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Персональный компьютер. Интернет.

Новые философские направления: от экзистенциализма до постмодернизма (М. Фуко, Ж- Деррида). Осмысление проблем информационного общества.

Литература второй половины XX в. Антифашистская литература. Философская литература (Т. Манн). Литература экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю), авангарда (Э. Ионеско), магического реализма латиноамериканских писателей (X. Борхес, Г. Маркес), постмодернизма (У. Эко. «Имя розы», М. Павич. «Хазарский словарь», П. Коэльо. «Алхимик»).

Изобразительное искусство во второй половине XX в. Нью-Йоркская (1945—1960 гг.) и европейская (1945-—1960 гг.) художественные школы. Новые художественные направления (поп-арт, гиперреализм, концептуализм и др.). Постмодернизм в архитектуре.Кинематограф второй половины XX в. Направления и жанры. США — главный поставщик массовой кинематографической продукции. Музыкально-коммерческая индустрия (шоу-бизнес), рок-и поп-музыка. Роль средств массовой информации. Массовая культура и элитарное искусство. Двойственная роль массового искусства.

МКС (История России): Культура России в начале XX в. Политика СССР в области образования и культуры. Деятели советской культуры и науки, их открытия, произведения, судьбы. Проблемы развития науки, образования и искусства в Российской Федерации.

МПС (Обществознание): Показатели культуры общества и человека. Наука в жизни современного общества.

Тема 8. Глобализация, тенденции и проблемы современного мира (1ч)

Глобализация как явление современного мира, ее основные компоненты. Предпосылки глобализации и ее противоречия. Глобализация в сфере финансов, производства и мировой торговли, ее социально-экономические последствия. Роль государства в условиях глобализации. Формирование глобального информационного и культурного пространства: проблемы и перспективы. Глобальные проблемы современности, пути их решения.

МПС (Обществознание): Современное общество и его противоречия. Вызовы и угрозы XXI в.: проблемы войны и мира, гуманитарные и экологические проблемы, опасность международного терроризма.


Итоговое повторение по курсу : «Новейшая история зарубежных стран 20-начало 21 века.» (1ч)


РОССИЯ В XX—НАЧАЛЕ XXI в. 9 КЛАСС (44 ч)

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX в. (1900-1916 гг.) (10ч)

Российская империя на рубеже веков и ее место в мире. Территория Российской империи, гео-стратегическое положение. Население Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в.

Политическое развитие России в начале XX в. Политическая система Российской империи начала XX в. .Личность Николая II, его политические воззрения.

Либеральная (земская) программа политических преобразований. Борьба по вопросу политических преобразований. С. Ю. Витте. В. К. Плеве. П. Д. Святополк-Мирский. Национальная и конфессиональная политика Николая II.

Экономическое развитие России в начале XX в. Особенности развития российской экономики начала XX в. Промышленный подъем на рубеже XIX-XX вв. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России: роль в развитии российской экономики. Российский монополистический капитализм. Финансовый капитал. Государственно-монополистический капитализм. Удельный вес и производственные формы кустарного производства. Сельское хозяйство. Сельская община. Аграрное перенаселение.

Социальная структура Российской империи начала XX в.. Поместное дворянство. Характеристика русской буржуазии. Крестьянство: экономическая дифференциация, влияние общины, социальная психология. Характеристика российского пролетариата, условия его труда и быта. Чиновничество. Духовенство. Интеллигенция. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

Внешняя политика Николая II. Внешнеполитические приоритеты России в начале царствования Николая II. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа». Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг. Ход военных действий. Портсмутский мир. Причины поражения России в войне.

Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России. Российская социал-демократия. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики. В. И. Ленин. Ю. О. Мартов. Партия социалистов-революционеров. Особенности программных и тактических установок. В. М. Чернов. Деятельность Боевой организации. Е. Ф. Азеф.

Радикализация либерального движения. Влияние русско-японской войны на внутриполитическую ситуацию.

Революция 1905-1907 гг.. Антиправительственное движение в 1901—1904 гг. «Зубатовский социализм»: суть, перспективы, причины провала. Кровавое воскресенье. Причины революции. Основные революционные события. «Верхи» в условиях революции. Манифест 17 октября 1905 г. Государственная дума. Политические течения и партии. Конституционно-демократическая партия и «Союз 17 октября». П. Н. Милюков. А. И. Гучков. Традиционалистские партии и организации: лозунги, социальный состав, численность. Черносотенное движение. В. М. Пуришкевич. Итоги революции.

Реформы П. А. Столыпина. Альтернативы общественного развития России в 1906 г. Деятельность I Государственной думы, ее аграрные проекты. Правительственная программа. П. А. Столыпин. Аграрная реформа. Переселенческая политика. II Государственная дума. Третьеиюньский государственный переворот. Итоги столыпинской аграрной реформы. Развитие кооперативного движения. Убийство П. А. Столыпина.

III Государственная дума. Общественное и политическое развитие России в 1912—1914 гг. Свертывание курса на политическое и социальное реформаторство.

Россия в Первой мировой войне. Русская внешняя политика. Создание военно-политических блоков в Европе. Обострение русско-германских противоречий. Начало Первой мировой войны, ее причины, цели и планы воюющих сторон. Военные действия на Восточном фронте в 1914—1916 гг. Итоги военной кампании 1914—1916 гг. Психологический перелом в армейских настроениях.

Влияние военного фактора на экономическое и социальное положение в стране. Отношение политических партий к войне. «Верхи» в условиях войны. Дискредитация царизма и государственной власти. «Распутинщина». IV Государственная дума. Прогрессивный блок. Угроза национальной катастрофы.

Серебряный век русской культуры. Основные тенденции развития русской культуры начала XX в. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Русская идея. Печать и журналистика. Просвещение. Литература: традиции реализма и новые направления. Серебряный век русской поэзии. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русские сезоны С. Дягилева. Рождение кинематографа.


Основные понятия темы: Геостратегическое положение, индустриальное общество, модернизация, политическая система, гражданское общество, многоукладная экономика, монополистический капитализм, социальная дифференциация, маргинализация населения, финансовая олигархия, аграрное перенаселение, массовое сознание, полицейский социализм, революция, конституционная монархия, политическая партия, программа партии, партийная тактика, Государственная дума, парламентская фракция, переселенческая политика, отруб, хутор, кооперация, аннексия, мировая гегемония, контрибуция, Антанта, мировая война, революционное оборончество, пацифизм, пораженчество, Брусиловский прорыв, кризис власти, радикализация общества, декаданс, символизм, акмеизм, футуризм, модерн.

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ Россия в ожидании перемен.

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ В 1917-1927 гг. (8 ч)

Революция в России в 1917 г. Объективные и субъективные причины революции. Двоевластие: суть и причины его появления. Падение монархии. Временное правительство и Советы. Приоритеты новой власти. Курс на продолжение войны. Демократизация русского общества. Социально-экономическая политика. Рождение новой власти на местах.

Альтернативы развития страны после Февраля.

В. И. Ленин. Апрельский кризис Временного правительства. Июльские события в Петрограде. Переход РСДРП(б) на нелегальное положение. Выступление генерала Корнилова и его последствия. Курс большевистского руководства на вооруженный захват власти. Л. Д. Троцкий. Октябрьский переворот в Петрограде. Крах праволиберальной альтернативы. Провозглашение советской власти в октябре 1917 г.

Становление советской власти. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти. Создание коалиционного советского правительства. Учредительное собрание. III Всероссийский съезд Советов. Формирование советской государственности. Отношение большевиков к продолжающейся мировой войне. Доктрина мировой революции и революционной войны. Распад Российской империи. Выход России из Первой мировой войны.

Эволюция экономической политики советской власти. «Военный коммунизм». Первые мероприятия советской власти в области промышленного производства, транспорта, торговли, банковской системы. Закон о социализации земли. Установление продовольственной диктатуры. Конец правительственной коалиции большевиков и левых эсеров. Переход к продразверстке. Ускоренная национализация. Ликвидация товарно-денежных отношений.

Гражданская война. Причины Гражданской войны и ее этапы. Расстановка противоборствующих сил. Поход генерала П. Н. Краснова на Петроград, вооруженное сопротивление в Москве, «мятеж» генерала Н. Я. Духонина, выступления атаманов А. М. Каледина, А. И. Дутова, Г. С. Семенова. Красные и белые. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии. Иностранная интервенция: причины, масштаб, формы, районы оккупации.

Выступление чехословацкого корпуса. Формирование Восточного фронта. Создание региональных правительств. Уфимская директория. «Мятеж» адмирала А. В. Колчака. Программа колчаковского правительства. Эволюция тактической линии меньшевиков и эсеров во время Гражданской войны. Военные действия на Восточном фронте. Конец колчаковского режима. Формирование Южного фронта. Антибольшевистское восстание на Дону. Войско донское атамана П. Н. Краснова. Добровольческая армия генерала А. И. Деникина. Характер белогвардейской власти на юге. Белый террор. Движение зеленых. Н. И. Махно. Программа и тактика махновского движения. Военные действия на Южном фронте. Разгром армии Деникина. Северный фронт. Походы генерала Н. Н. Юденича на Петроград. Белый Крым. Социально-экономическая программа П. Н. Врангеля. Разгром Врангеля. Гражданская война на национальных окраинах. «Малая гражданская война». Крестьянские выступления в 1920—1921 гг. Кронштадтское восстание. Война с Польшей, ее классово-политический смысл и итоги. Окончание Гражданской войны. Причины победы красных.

Новая экономическая политика. Экономический и политический кризис начала 20-х гг. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа и его экономические итоги. Начало восстановления экономики. Кризис нэпа, его причины. Альтернативные варианты преодоления кризисных явлений.

Развитие политического процесса в 20-е гг. Отношение к нэпу в различных слоях населения и в партии. Эволюция взглядов В. И. Ленина на нэп. Главное противоречие нэпа. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры. Поиск путей построения социализма. Превращение РКП(б) в главное звено государственной структуры. Образование СССР. Борьба за власть после смерти В. И. Ленина. Усиление позиций И. В. Сталина.

Внешняя политика в 20-е гг. Международная обстановка во время и после окончания Гражданской войны. Внешнеполитические аспекты причин победы большевиков в Гражданской войне. Идея мировой революции и учреждение Коммунистического Интернационала. Прорыв мировой изоляции советской страны. Генуэзская конференция. Рапалльский договор. Новый курс Коминтерна. Международное признание СССР. Экономическое и политическое сотрудничество СССР и Германии. Американские фирмы на советском рынке. Усиление международной напряженности в конце 20-х гг.: причины, факты, последствия для внутреннего положения в стране.


Основные понятия темы: Двоевластие, коалиционное правительство, Учредительное собрание, сепаратный мир, чрезвычайная продовольственная политика, «военный коммунизм», продразверстка, гражданская война, красный и белый террор, новая экономическая политика, продналог, концессия, однопартийная система, авторитарный режим, федерация, унитарное государство, Коминтерн, эмиграция, сменовеховство.

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ Россия на крутом переломе.

РАЗДЕЛ 3. СССР В 1928-1938 гг. (6 ч)

Экономическое развитие. Хлебозаготовительный кризис 1927 г.: причины, проявления, меры к преодолению. Оформление двух точек зрения на причины и пути выхода из кризиса: И. В. Сталин против Н. И. Бухарина.

Советская модель модернизации. Социально-политическая подготовка «великого перелома». Индустриализация: цели, методы, источники. Первые пятилетки, их итоги.

Коллективизация сельского хозяйства. Раскулачивание. Результаты форсирования развития и его цена. Формирование централизованной (командной) экономики.

Политическая система. Определение и основные черты политической системы. Власть партийно-государственного аппарата. И.В. Сталин. Роль и место ВКП(б) в политической системе и жизни общества. Идеология и общественная жизнь. Контроль за средствами массовой информации. «Партийное влияние» на науку и культуру. Перестройка системы образования. Дальнейшее наступление на церковь. Культ вождя. Система массовых организаций. Унификация общественной жизни. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.

Изменение социальной структуры общества. Рабочий класс. Производственные навыки. Стахановское движение. Социальная дифференциация. Ужесточение трудового законодательства. Крестьянство. Социальные последствия коллективизации и раскулачивания. Ограничение адми-нистративных и гражданских прав. Интеллигенция. Истребление старых кадров. Формирование пролетарской интеллигенции. «Спецконтингент». ГУЛАГ как структурное подразделение советской экономики. Номенклатура — верхний слой советской социальной системы. Состав. Иерархия. Система льгот и привилегий.

Коренные изменения в духовной жизни.. Ликвидация неграмотности. Утверждение марксистско-ленинской идеологии. Строительство советской школы. Начало создания «новой интеллигенции». Большевистские приоритеты в науке. Положение научно-технической интеллигенции.

Творцы Серебряного века в советской России. Первая волна эмиграции. «Философский пароход». Сменовеховство. Большевики и церковь. Начало «нового искусства». Пролеткульт. Российская ассоциация пролетарских писателей. Новые имена и новые тенденции в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре. «Окна сатиры РОСТА». Кинематограф. Начало партийного наступления на культуру. Жизнь, быт и психология людей в 20-30 е гг.

СССР в системе международных отношений в 1920-х – 1930-х гг.

Новый курс советской дипломатии. Отход от прогерманской ориентации. Поиски союза с де-мократическими странами. Принятие СССР в Лигу Наций. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности.

Коминтерн: курс на создание единого антифашистского фронта. СССР и война в Испании. Мюнхенское соглашение и советская дипломатия. Дальневосточная политика СССР.

Духовная жизнь. Идеологическое наступление на культуру. Школа и семья. Советская наука. Достижения советской физической школы. Успехи советских химиков. Достижения в биологии. От свободы творчества к творческим союзам. М. Горький. Социалистический реализм в литературе и искусстве Советский кинематограф. Музыкальное творчество. Песенное искусство. Живопись. Литература .Культурная революция и ее итоги. Жизнь и быт людей в 30-е гг. Психологическое состояние общества.

Основные понятия темы: Форсированная индустриализация, пятилетка, стахановское движение, социалистическое соревнование, коллективизация, колхоз, совхоз, раскулачивание, культ личности, репрессии, ГУЛАГ, номенклатура, привилегии, система коллективной безопасности, идеология, социалистический реализм, культурная революция.

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (1 ч) Накануне суровых испытаний.

РАЗДЕЛ 4. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 гг.: (6ч)

СССР накануне войны. Советско-германские отношения. Развитие политического процесса в Европе после заключения Мюнхенского договора. СССР во Второй мировой войне.

Причины нового советско-германского сближения. Советско-германские договоры 1939 г. Реализация СССР секретных протоколов. Война с Финляндией и ее итоги.

Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчеты.

Подготовка Германии к нападению на СССР. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: этапы и крупнейшие сражения войны.

Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия зимой—летом 1942 г. Проблемы внезапности нападения Германии на СССР. Вторжение немецких войск. Первые мероприятия советского правительства по организации отпора врагу. Оборонительные сражения летом—осенью 1941 г. Героизм советских воинов. Причины неудач Красной Армии. Нацистский «новый порядок» на оккупированной территории, массовое уничтожение людей. Приказ № 270. Московское сражение. Г.К. Жуков.

Разгром немецких войск под Москвой. Зимнее наступление Красной Армии, его итоги. Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Летнее наступление немецких войск. Приказ № 227. Сталинградская битва. Сражения на Кавказе. Создание антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция.

Советский тыл в годы войны. Геноцид на оккупированной территории. Церковь в период Великой Отечественной войны. Эвакуация. Героический труд в тылу. Жизнь и быт. Наука и образование в годы войны. Художественная культура.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Сталинградская битва и битва Начало массового изгнания захватчиков с советской земли. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Борьба в тылу врага, партизанское движение.

Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Освобождение Донбасса, Правобережной Украины. Итоги летне-осенней кампании 1943 г.

Соотношение сил на Восточном фронте к началу 1944 г. Итоги зимнего наступления Красной Армии. Освобождение Украины и Крыма. Открытие второго фронта.

Завершающий период Великой Отечественной войны. Наступление советских войск летом 1944 г. Операция «Багратион». Разгром немецких войск в Прибалтике. Вклад СССР в освобождение Европы. Победа на Балканах. Завершающие сражения Красной Армии в Европе. СССР в антигитлеровской коалиции. Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Потсдамская конференция. Разгром японских войск в Маньчжурии. Причины победы Советского Союза над фашизмом. Итоги Великой Отечественной войны.


Основные понятия темы: Секретные протоколы, оккупация, эвакуация, коренной перелом в ходе войны, антигитлеровская коалиция, капитуляция.

РАЗДЕЛ 5. СССР В 1945-1952 гг. (2 ч)

Послевоенное восстановление хозяйства. Состояние экономики страны после окончания войны. Экономические дискуссии 1945—1946 гг. Восстановление и развитие промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей.

Политическое развитие страны. «Демократический импульс» войны. Изменения в структурах власти. Система ГУЛАГа в послевоенные годы. Национальная политика. Правящая партия и общественные организации в первые послевоенные годы.

Идеология и культура. Идеологические кампании конца 40-х – начала 50-х гг. Эволюция официальной идеологии. Образование. Противоречия в развитии литературы, театра, кино, музыки. Научные дискуссии.

Основные понятия темы: Конверсия, репарации, «холодная война», «железный занавес», генетика, биологи-менделисты, кибернетика.

РАЗДЕЛ 6. СССР В 1953-СЕРЕДИНЕ 60-х гг. (2 ч)

Изменения политической системы. Смерть Сталина и борьба за власть. Г. М. Маленков. Л. П. Берия. Н. С. Хрущев. XX съезд КПСС. «Оттепель». Критика культа личности и ее пределы. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Третья Программа КПСС (1961 г.). Разработка новой Конституции СССР.

Экономическое и социальное развитие. Реформы второй половины 1950 - начала 1960-х гг. Начало освоения целинных и залежных земель. Реформа управления промышленностью. Создание совнархозов. Завершение построения экономических основ индустриального общества в СССР. Особенности социальной политики. Жилищное строительство.

Развитие науки и образования. Достижения советского образования, науки и техники. Научно-техническая революция в СССР. Запуск первого искусственного спутника Земли (1957). Первый пилотируемый полет в космос Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 г. Открытия советских ученых в важнейших областях науки. С. П. Королев. М. В. Келдыш. И. В. Курчатов. А. Д. Сахаров. Реформа школы 1958 г.

Духовная жизнь. Зарождение обновленческого направления в советской литературе. И. Эренбург. В. Панова. А. Твардовский. Д. Гранин. В. Дудинцев. Р. Рождественский. Е. Евтушенко. А. Вознесенский. А. Солженицын. Оппозиционные настроения в обществе. Ослабление идеологического давления в области музыкального искусства, живописи, кинематографии.

Внешняя политика. СССР в системе послевоенных международных отношений. Формирование двух военно-политических блоков государств. «Холодная война». Роль Советского Союза в установлении коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии. СССР в корейской войне.

Выработка новых подходов во внешней политике. Мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Попытки начала разоружения. Берлинский кризис 1961 г. Карибский кризис. 1962 г. Поиски новых подходов в отношениях со странами социализма. КПСС и международное коммунистическое и рабочее движение. Отношения СССР со странами «третьего мира».

Основные понятия темы: Волюнтаризм, субъективизм, реабилитация, десталинизация, демократизация, интенсификация экономики, научно-техническая революция, урбанизация, военно-промышленный комплекс, мирное сосуществование.

РАЗДЕЛ 7. СССР В СЕРЕДИНЕ 60-х-СЕРЕДИНЕ 80-х гг. (3 ч)

Политическое развитие. Отстранение Н. С. Хрущева от власти в октябре 1964 г. Л. И. Брежнев. А. Н. Косыгин. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. XXIII съезд КПСС и проведение «контрреформ» в политической сфере. Укрепление роли армии и органов безопасности. Реформирование КГБ. Конституция СССР 1977 г.

Экономика «развитого социализма». Предпосылки и основные задачи реформирования экономики СССР. Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Реформа промышленности 1965 г.: цели, содержание, результаты. Замедление темпов экономического развития. «Застой». Нарастающее отставание СССР в научно-технической сфере. Особенности социальной политики. Кризис советской системы.

Общественная жизнь. Развитие художественной культуры. Концепция «развитого социализма». Теория «обострения идеологической борьбы». Противоречия в развитии художественной культуры. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Литература в борьбе с идеологией застоя. В. Аксенов. А. Солженицын. В. Максимов. В. Некрасов. В. Войнович. В. Гроссман. И. Бродский. Ф. Абрамов. В. Астафьев. В. Шукшин. В. Распутин. Ю. Трифонов. Советский театр. Г. Товстоногов. Ю. Любимов. А. Эфрос. М. Захаров. О. Ефремов. Г. Волчек. «Магнитофонная революция». В. Высоцкий. А. Галич. Ю. Визбор. Ю. Ким. Б. Окуджава. Движение диссидентов. Советская музыка. Г. Свиридов. А. Шнитке. Э. Денисов. Балет. М. Плисецкая. Н. Бессмертнова. А. Годунов. М. Барышников. Р. Нуреев. М. Лиепа. Оперное искусство. И. Архипова. Е. Образцова. Г. Вишневская. М. Биешу. Кинематограф. Г. Козин¬цев. С. Ростоцкий. С. Бондарчук. Л. Гайдай. Э. Рязанов. М. Хуциев.

Внешняя политика. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. . Разрядка Переход к политике разрядки международной напряженности в отношениях Восток-Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР в региональных конфликтах. Афганская война.

Завершение периода разрядки. Отношения СССР со странами социализма. Доктрина Брежнева. Страны «третьего мира» во внешней политике советского руководства.

Основные понятия темы: Номенклатура, «развитой социализм», военно-стратегический паритет, биполярная система международных отношений, доктрина Брежнева, разрядка международной напряженности, хозрасчет, самоокупаемость, «магнитофонная революция».

РАЗДЕЛ 8. ПЕРЕСТРОЙКА В СССР. 1985-1991 гг. (2 ч)

Реформа политической системы. Смерть Л. И. Брежнева. Ю. В. Андропов. М. С. Горбачев. «Кадровая революция». Всесоюзная партийная конференция и реформа политической системы 1988 г. Проведение выборов народных депутатов СССР 1989 г. Возрождение российской многопартийности. Перестройка. Демократизация политической жизни. Либеральные, социалистические, национальные партии и общественно-политические движения. Национальная политика и межнациональные отношения. Власть и церковь в годы перестройки. Августовские события 1991 г. Роспуск КПСС. Обострение межнациональных противоречий. Провозглашение союзными республиками суверенитета. Распад СССР. Образование СНГ.

Экономические реформы 1985—1991 гг. Состояние экономики СССР в середине 80-х гг. Стратегия «ускорения социально-экономического развития». Экономическая реформа 1987 г. и причины ее незавершенности. Программа «500 дней». Экономическая политика союзных республик в условиях «парада суверенитетов» 1990—1991 гг. и ее последствия. Противоречия и неудачи стратегии «ускорения».

Общественная жизнь. Пересмотр партийной идеологии. Новая редакция программы 'КПСС (1986 г.). Политика гласности. Утрата КПСС контроля над средствами массовой информации. Новые явления в литературе, театре, кинематографе. Возобновление реабилитации жертв политических репрессий. Значение, издержки и последствия политики гласности. Кризис социалистической идеологии и политики.

Внешняя политика. Концепция нового политического мышления. Начало ядерного разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Вывод советских войск из Афганистана, стран Вос-точной Европы. Распад мировой социалистической системы. Роспуск СЭВ и Варшавского Договора. Итоги и последствия политики нового мышления.

Основные понятия темы: Ускорение социально-экономического развития, «кадровая революция», гласность, свобода слова, многопартийность, плюрализм, реабилитация, новое политическое мышление, рыночная экономика, гражданское общество, правовое государство.


РАЗДЕЛ 9. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (4 ч)

Переход к рыночной экономике. Программа радикальных экономических реформ (октябрь 1991 г.). Либерализация цен. Приватизация. Первые результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике. Переходный характер экономики страны в 90-е гг.

Образование Российской Федерации как суверенного государства. Декларация о государственном суверенитете России (12 июня 1990 г.). Выборы Президента России 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин. События октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации.. Российская многопартийность. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Итоги политического развития страны в 90-е гг.

Духовная жизнь. Исторические условия развития культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. Средства массовой информации. Традиционные религии в современной России. Культурная жизнь современной России

Национальная политика и межнациональные отношения. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор 1992 г. Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Чеченский кризис. Результаты федеративного строительства в 90-е гг.

Геополитическое положение и внешняя политика России. Положение России в мире. Россия и Запад. Россия и Восток. Россия—СНГ. Результаты внешней политики страны в 90-е гг. Страны СНГ и Балтии в 90-е гг. Русское зарубежье в 90-е гг. Россия на пороге XXI в. Президент В. В. Путин. Российское общество в условиях реформ. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. Политические реформы. Новые государственные символы России. Экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в. Усиление борьбы с терроризмом. Разработка новой внешнеполитической стратегии. Россия в мировом сообществе.


Основные понятия темы: Суверенитет, национальная независимость, федерация, конфедерация, демократизация, либерализация цен, приватизация, акционирование, национальные интересы, либерализм, монетаризм, конвертируемый рубль.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (1 ч)

Брянский край (34 часа).

Раздел 1.Брянский край в первой половине XIX века - 6 часов

Административное устройство, уезды и города Брянского края в начале нового столетия.

Населения Брянского края. Основные сословия.

Брянская деревня первой половины XIX века.

Брянский край и Отечественная война 1812 года.

Брянцы в политической и общественной жизни России первой половины XIX века.

Раздел 2.Брянский край в второй половине XIX века - 5 часов

Реформы Александра II на территории Брянского края.

Отмена крепостного права и развитие пореформенной деревни.

Развитие промышленности и транспорта, рост городов и населения края во второй половине XIX века.

Брянцы в политической и общественной жизни России второй половины XIX века.

Культура и быт населения края во второй половине XIX века.

Раздел 3. Брянский край в начале XX века- 4 часа

Административное устройство, население и социально-экономическое развитие Брянщины в конце XIX- начале XX века.

Революция 1905-1907гг. Столыпинская аграрная реформа. Промышленное развитие и рабочее движение на Брянщине 1908-1914гг.

Культурная жизнь на Брянщине в начале XX века.

Брянский край в годы Первой мировой войны.

Раздел 4.Октябрьская революция 1917г. и гражданская война на Брянщине - 3 часа

Общественно-политическая жизнь на Брянщине с весны до осени 1917г. Установление власти Советов.

Гражданская война в Брянском крае 1918-1920гг.

Ломка старого хозяйственно-социального уклада и перестройка культурной жизни в годы венного коммунизма.

Раздел 5. Брянский край в условиях строительства «государственного социализма»

1920-1930-е годы - 5 часов

Административное устройство и население в 1920-е-1930-егг. Брянщина в годы НЭПа.

Коллективизация сельского хозяйства на территории Брянщины.

Промышленное развитие края в годы первых пятилеток.

Брянцы в общественно-политической, научной и культурной жизни страны в 1920-е-1930-е гг.

Политические процессы середины 1930-х гг. на Брянщине.

Раздел 6.Брянский край годы Великой отечественной войны 1941-1945г.-3 часа

Брянщина в годы Великой Отечественной войны.

Нацистская оккупация и партизанское движение на Брянщине.

Освобождение Брянщины от оккупантов в 1943 г.

Раздел 7.Брянский край во второй половине XX столетия - 8 часов

Образование Брянской области.Административное устройство и демографические процессы в послевоенное время.

Восстановление разрушенного войной хозяйства и социально-культурной сферы области. Послевоенная жизнь населения в послевоенные годы.

Промышленность Брянщины в 1950-е1980-егг. Развитие сельского хозяйства и жизнь сельского населения в1950-е-1980-е годы.

Брянцы в общественно политической, научной и культурной жизни СССР в середине-второй половине XX века.

Активизация общественной жизни во второй половине 1980-х гг. Плюсы и минусы «перестройки». Последствия Чернобыльской катастрофы.

Общественно-политические и социально-экономические процессы в области в 1990-е годы.

Культурная жизнь на Брянщине в конце XX-началеXXIвв.

Итоговое занятие по курсу истории Брянского края.


Планируемые результаты освоения курса истории


В результате изучения истории ученик должен знать:

• знать основные этапы и ключевые события истории России и мира в XX – начале XXI века и выдающихся деятелей истории;

• знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

• знать изученные виды источников; уметь определять последовательность длительность важнейших событий истории;

• уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

• уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, места значительных исторический событий;

• владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, сжато давать ответ;

• уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов,

• давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

• использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов;

• выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

• объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

• уметь анализировать исторические явления, процессы, факты;

• группировать исторические явления и события по заданному признаку;

• определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; обладать правовой грамотностью.


Учебно – методическое обеспечение программы.

1.Примерная программа основного общего образования по истории 5-9 кл

для общеобразовательных учреждений.

2. Авторская программа О.С. Сороко-Цюпа «Новейшая история зарубежных стран 20-начало 21 века». 2011г.// Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы, М.: Просвещение, 2007 г.

3. Программа «История России. 6-9 классы», А.А.Данилов, Л.Г.Косулина // Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы, М.: «Просвещение», 2008 г.

4. Учебник Данилов А.А., Л.Г.Косулина. «История России XX -начало XXI века. 9 класс», М.: «Просвещение», 2011 г.

5. Учебник О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа «Новейшая история зарубежных стран 20-начало 21 века. 9 класс». -М.: «Просвещение», 2011 г.

6. Поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. «История России XX век. 9 класс // автор составитель Н.С. Кочетов, из-во Волгоград, 2011 г.

7. Атлас «Отечественная история XX век», М.: из-во ФГУП ПКО «Картография», 2011 г.

8. Контурные карты «История России», М.: Из-во ФГУП ПКО «Картография», 2011 г.

9. Учебник: История Брянского края: XIX-XX вв. Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений/Под общей редакцией В,Ф, Блохина -Брянск: Издательство«Курсив»,2012.



Литература.

1.Брянский краевед. Выпуск VI. - Брянск: Приокское книжное издательство. - 1973. - 283с.

2.Городков В. Архитектурные образы Брянщины. Тула.: Приокское книжное издательство, 1990

3.Исайчиков Ф.С. Ученые Брянской области. Их вклад в науку. Изд-во «Десна», 2002

4.Кизимова С. П., Зубова Е.М. По следам святых обителей: из истории монастырей и пустыней Брянского края.- Брянск: Изд-во БГПУ, 1999

5.Крашенинников В.В. Взгляд через столетия.- Тула, Приокское книжное

издательство, 1990

6..Крашенинников В. В. Из истории селений Брянского района. - 2-е изд., перераб. и доп. - Брянск : Изд-во БГУ, 2004.

7.Соколов Я.Д. Седая Брянская старина. Историко-краеведческие очерки о Брянском крае, древних городах, селах, реках, людях...- «Дебрянск», 2000

8.Соколов Я. Д. Брянск – город древний. – «Дебрянск», 2006.

9.Соколов Я.Д. Читая брянские фамилии. - Брянск: ЗАО Изд-во «Читай-город», 2002.

10.Памятники истории и культуры Брянщины. – Брянск, 1980.

11..Археологическая карта России: Брянская область/Автор - составитель А. В. Кашкин. – М., 1993.

12.Калинкина Н. В., Колосов Ю. Б. Использование краеведческого материала в пропаганде дней воинской славы России. – Брянск, 1999.

13.Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - м.: Наука, 1998. - 640с.

14.Свенский монастырь. - Брянск : Придесенье, 1995.










































Календарно – тематическое планирование по курсу (указать предмет, класс)


п/п

Тема урока, раздел

Количество часов

Дата

по программе

Дата

по факту

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!