Тема выступления: «Домашнее задание как средство стимулирования интереса к изучению математики»
Здравствуйте! Зовут меня Кретинина Юлия Маулидовна, я учитель математики и информатики школы №162. Опыт работы в школе всего лишь 4 года, если не считать преддипломную практику, а до школы работала в колледже, где специфика работы, конечно, отличается.
По - началу не совсем все получалось, ходила на уроки к учителям нашей школы, и своим наставником по сей день считаю Титкову Наталью Петровну, которая советом, и примером помогает в таком непростом и интересном деле – быть учителем математики.
Казалось бы, все просто: урок, новая тема, совместными усилиями с детьми выводим новое правило, разбираем на примерах, веду постоянный диалог с классом, вижу отклик в детских глазах, понимание, все по очереди выходят к доске и, почти, все на отлично отрабатывают новый материал, в конце урока закрепляем полученные знания, записываем домашнее задание, в котором присутствуют номера аналогичных заданий, что решали в классе и, в полной уверенности, что урок удался и новый материал усвоен, готовлюсь к следующему уроку. Но …. на следующий урок все приходится начинать сначала.
Вопрос – почему? Нет закрепления изученного материала дома.
На сегодняшний день я работаю в 2х седьмых, 8м и 9м классах. Пока мои ученики учились в 5х и 6х классах, проверку домашнего задания я осуществляла традиционным способом – сбор тетрадей, вела строгий учет и за каждые 5-7 проверок выводила средний балл и ставила оценку в журнал. Были те, кто совсем не выполняет, те, кто делает сам, а большая часть приносила домашнюю работу, которая не соответствует по форме выполнения, вроде все выполнено, но как-то иначе, т.е. использование ГДЗ. Поэтому встал острый вопрос о самостоятельном выполнении домашней работы учащимися, т.к. в тетрадях с домашней работой все правильно, а на самостоятельных и контрольных работах все, далеко, не так.
Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет большое образовательное и воспитательное значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело. Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их проверка. В результате систематической проверки заданий учащиеся своевременно получают необходимые советы и оценку выполненных заданий, что в воспитательном значении является весьма важным. Учитель же имеет возможность выяснить, насколько глубоко усвоен материал и в какой степени учащиеся готовы к приобретению новых знаний.
Ввиду выше сказанного мною была введена следующая система ежедневной проверки домашних заданий:
Перед уроком дежурные по классу раздают каждому ученику по поллисточка, во время приветствия класса я подхожу к первой парте каждого ряда и беру стопку тетрадей с домашними работами, сверяя количество тетрадей и учеников, если кто не сдал, подают дневник для записи замечания.
Дети подписывают листочки (фамилия, класс, вариант). Пока они подписывают листочки, я на доске записываю по паре примеров на каждый вариант из домашней работы. Времени отводится не более 5-7 минут.
При проверке тетрадей оценку не ставлю, отмечаю только наличие и правильность выполнения, а при проверке листочков ставлю плюс, если все правильно, минус - если выполнено неверно или частично, ни плюс, ни минус – если решение верное, но где-то допущена незначительная ошибка.
Накопление плюсов и минусов влияет на оценку. 3 плюса – «5», соответственно 3 минуса – «2» в журнал. Двойки я выставляю в журнал сама, а пятерки только по желанию учеников, т.к. они эти три плюса они могут перевести в балл, который используют для поднятия своей оценки за самостоятельную или контрольную работу.
При введении данной системы моя задача была добиться полного осмысления ранее пройденного материала, по которому было дано домашнее задание. Важным считаю тот факт, что ученики стали подходить ко мне до начала урока и уточнять некоторые моменты при выполнении ими домашней работы, чего раньше никогда не наблюдалось. А также то, что учащиеся, знают, что на каждом уроке я обязательно проверю уровень знаний, умений и навыков каждого ученика, они начинают систематически готовиться к урокам, т.о. обретают уверенность в себе.
А из этого, как следствие, формируется мотивация учебной деятельности учащихся на каждом этапе урока.
Предложив данный способ проверки домашнего задания на заседании методического объединения учителей математики нашей школы, этот способ нашел отклик, а более опытные учителя увидели в данном способе метод релейных контрольных по Виктору Федоровичу Шаталову.
Само собой разумеется, что уровень спроса материала должен соответствовать уровню подачи его на уроке. Итак, сам урок.
Появление в итоговых контрольно – измерительных материалах по математике (ЕГЭ, ОГЭ) задач практической направленности, позволяет развить метапредметные компетенции, показать связь математики с жизнью, что обуславливает усиление мотивации к изучению самого предмета.
В начале урока я периодически включаю задания на умение использовать приобретённые математические знания в повседневной жизни - это задачи, в которых данные приведены в виде таблиц, графиков зависимостей, круговых диаграмм и т.п., те которые включены в раздел «Реальная математика» при подготовке к ОГЭ.
Кроме «маленьких» задач, комбинаторные задачи, примеры на вычисление, даются как визуально (доска, проектор), так и на слух, что развивает различные виды восприятия информации. После чего обязательная взаимопроверка на «плюсики», поднимают руки те проверяющие, у которых все ответы верные. Я отмечаю знаком «+» в своем журнале результаты и выясняю у некоторых детей причину неправильного ответа, т.о. учащиеся учатся анализировать свои ошибки и развивают коммуникативные навыки.
Такие задания – «разминки» помогают на уроках освоения новых знаний, если в качестве задания поставить задачу, которую на данный момент они не могут решить ввиду недостаточного объема знаний (технология проблемного обучения). В результате логических умозаключений учащихся, как в группах, так и в парах, с использованием ранее заготовленных мною схем или определений с пропусками, или разрозненными этапами одного алгоритма, либо подтверждается их решение, либо нет, вследствие чего учащиеся самостоятельно формулируют новое определение, правило, тему урока и его цель.
В отработке нового материала принимают участие все ученики, либо работой у доски по цепочке, либо с места устно. Перечень номеров для работы на уроке выписан на доске и включает в себя задания повышенного уровня сложности для учеников с высоким темпом работы. Те, кто выполняет упражнения с опережением за каждый правильно выполненный номер или пару – тройку номеров (зависит от степени сложности), получает в журнал «+», 3 накопленных «+» ученик может поменять на оценку «5» или прибавить 1 балл к оценке за самостоятельную или контрольную работу. Такой подход к оцениванию учащихся позволяет стимулировать их на самостоятельное, активное изучение предмета, формирует познавательную активность, позволяет ненавязчиво осуществлять дифференциальный подход к обучению.
Результатом своей работы считаю – повышение успеваемости и качества обучения.
В прошлом году я представляла свой опыт работы на конкурсе «К вершинам профессионального успеха», где выступала устно и давала открытый урок, с того времени претерпела изменения система оценивания и проверки домашних заданий, и в дальнейшем, приобретая опыт, будет что-то меняться, появятся новые идеи, т.е. постоянно буду продолжать следовать девизу, который озвучила на прошлом выступлении: «Учусь учить детей учиться!». Спасибо за внимание.