СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Домашние контрольные работы для 1 курса

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

тематика домашних контрольных работ по учебной дисциплине Психология для учащихся 1 курса заочной формы получения образования.

Просмотр содержимого документа
«Домашние контрольные работы для 1 курса»


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ


Домашняя контрольная работа выполняется в печатном варианте с помощью программы Microsoft Word:

  • формат А4 (210x297 мм);

  • поля страницы: верхнее и нижнее - не менее 20 мм, левое - 30 мм, правое - 10 мм.

  • шрифт Times New Roman, междустрочный интервал 1,5 пунктов.

  • Шрифт - 14 пт, обычный, заголовки и названия допускается выделять полужырным. В таблицах допускается уменьшение до 11 пт (когда текст не вмещается);

  • первая строка в абзаце с отступом 1,25 мм;

  • выравнивание по ширине.

  • номера страниц внизу, в центре (первая страница не нумеруется);

Вопросы и условия задач ДКР записываются полностью в соответствии с контрольным заданием. Каждый вопрос (задачу) домашней контрольной работы рекомендуется начинать с новой страницы.


Структура домашней контрольной работы:

Структурными элементами являются:

 титульный лист (Приложение 1);

 содержание;

 введение;

 основная часть ( представленная заданиями домашней контрольной работы);

 заключение;

 список использованных источников (не менее 5 источников) (Приложение 2);

 приложения (если они есть).

Объем домашней контрольной работы составляет 10-12 страниц печатного текста (формат А4).

Выполненная домашняя контрольная работа подписывается учащимся (ниже списка использованных источников) с указанием даты выполнения. В конце выполненной домашней контрольной работы вкладывается чистый лист для рецензирования формата А4. Работа высылается в учреждение образования на рецензирование в соответствии с графиком сдачи домашних контрольных работ.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«СОЛИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»








Домашняя контрольная работа

по учебной дисциплине «Психология»


Тема: ___________________________________________________


Вариант ____



Учаще(гося) йся

специальности_________________,

педагогического отделения,

заочной формы получения образования

группы ________

_______________________________


(ФИО)







Солигорск

20__г


ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Источник

Пример оформления

Электронные публикации в Интернете

Сайт Бизнес.Online[Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://buhsoft.bl.by/articles/267546.php - Дата доступа 23.09.2012

Лойша, Д.А. Республика Беларусь после расширения Европейского союза / Д.А. Лойша // Беларус. журн. права [Электронный ресурс]. – 2004. - №2. - Режим доступа: http://buhsoft.bl.by/articles/267546.php - Дата доступа: 11.11.2008.

Нормативные правовые акты

О милиции: Закон РБ, 26.02.1991г., №637: в ред. Закона РБ от 19.05.2002г.// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. РБ. – Минск, 2002. – дата доступа: 20.11.2008.

Статьи из журнала

Семыкина, Л.Н. Учет расходов на оплату труда / Л.Н. Семыкина // Междунар. бух. учет. – 2003. - №9 – С. 28-33

Учебник одного автора

Симанович, В.Л. Экономика, организация и управление малым бизнесом: монография / В.Л. Симонович. – Минск: Бестпринт, 2007. – 4414с.

Учебник четырех и более авторов

Экономика предприятия: учеб.-метод. комплекс / А.С. Говолачев [и др.]; под общ. ред. В.И. Кудашова. – Минск: Изд-во МИУ, 2007. – 338с.


Тема 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.


План:

  1. История развития психологии. Цели и задачи психологии как науки

  2. Современная система психологических наук.

  3. Методы исследования в психологии


Практическое задание:

Подобрать методы психодиагностики для практической деятельности по изучению психологических особенностей личности ребенка дошкольного возраста.

Методические рекомендации:

Общее понятие о психологии как науке. Место психологии в системе научных знаний. Цели, задачи психологической науки на современном этапе. Основные этапы развития психологии: наука о душе, наука о сознании, наука о поведении, наука о фактах, закономерностях, механизмах психики. Отрасли психологии: общая психология, возрастная психология, психология развития, педагогическая психология, социальная психология, медицинская психология, патопсихология, зоопсихология и др. Детская психология как отрасль возрастной психологии.

Классификация психологических методов (Б.Г. Ананьев): организационные, эмпирические, интерпретационные, методы обработки данных. Краткая характеристика эмпирических и психодиагностических методов (наблюдение, эксперимент, беседа, анкета, тест, анализ продуктов деятельности, биографический метод).

Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отде-ления / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. СПб., 2003.

Немов , Р.С. Общая психология : учеб. / Р.С. Немов. М., 2008. Общая психология / под ред. Р.Х. Тугушева. М., 2007.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.

Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. М., 2006. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология /И.В. Шаповаленко. М., 2004. Юрчук, В.В. Общая психология в схемах и моделях / В.В. Юрчук. Минск, 2006.


Тема 2. ПСИХИКА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ.

План:

  1. Эволюционное развитие психики.

  2. Уровни развития психики у животных и человека.

  3. Естественнонаучные основы психологии


Практическое задание:

Сделать сравнительную характеристику отличия форм проявления психики у животных и человека.


Методические рекомендации:

Развитие форм отражения действительности (физическое и психическое отражение). Возникновение психики как результат эволюции материи. Cтадии развития форм отражения: сенсорная, перцептивная, интеллектуальная. Формы проявления психики у животных: инстинкты, навыки и элементарное рассудочное поведение. Возникновение и развитие сознания человека как высшего уровня развития психики.

Условия возникновения сознания, его структура и развитие. Психологическая характеристика сознания человека.

Особенности строения нервной системы (НС) человека. Центральная (ЦНС) и периферическая нервная система. Психика как свойство высокоразвитой материи(головного мозга) отражать объективную окружающую действительность в форме субъективного образа. Строение головного мозга и локализация высших психических функций. Рефлекторная природа психики (по И.П. Павлову).

Основные нервные процессы (возбуждение и торможение), их свойства: сила, устойчивость, подвижность.

Рефлекторная дуга.


Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отде-ления / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. СПб., 2003.

Немов , Р.С. Общая психология : учеб. / Р.С. Немов. М., 2008. Общая психология / под ред. Р.Х. Тугушева. М., 2007.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.

Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. М., 2006. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология /И.В. Шаповаленко. М., 2004. Юрчук, В.В. Общая психология в схемах и моделях / В.В. Юрчук. Минск, 2006.

Тема 3. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ.


План:

  1. Основные закономерности и факторы психического развития

  2. Возрастная периодизация психического развития


Практическое задание:

Сделать сравнительный анализ разных подходов к проблеме возрастной периодизации психического развития.


Методические рекомендации:

Понятие о психическом развитии. Движущие силы и закономерности психического развития. Основные факторы развития психики ребенка (природные и социальные). Теории психического развития.

Понятие о социальной ситуации и «зоне ближайшего развития». Деятельностный подход А.Н. Леонтьева в рассмотрении проблемы развития психики.

Общая психологическая возрастная периодизация. Краткая характеристика основных периодов психического развития: младенческий возраст, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст, зрелый возраст, старческий возраст.

Ведущая деятельность как значимая характеристика возраста. Критерии ведущей деятельности (по А.Н. Леонтьеву).


Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отде-ления / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. СПб., 2003.

Немов , Р.С. Общая психология : учеб. / Р.С. Немов. М., 2008. Общая психология / под ред. Р.Х. Тугушева. М., 2007.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.

Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. М., 2006. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология /И.В. Шаповаленко. М., 2004. Юрчук, В.В. Общая психология в схемах и моделях / В.В. Юрчук. Минск, 2006.

Тема 4. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ.


План:

  1. Формирование личности ребенка в раннем возрасте

  2. Кризис трех лет и основные формы его проявления


Практическое задание:

Составить психологических рекомендаций по преодолению негативных форм поведения ребенка (капризы, упрямство, негативизм).


Методические рекомендации:

Социализация ребенка в период раннего возраста. Социальная ситуация развития в период раннего детства. Роль семьи и общественного дошкольного образования в личностном развитии ребенка с 1 года до 3 лет. Предпосылки формирования личности: познавательная активность, эмоциональность, общительность.

Социально-нравственное, личностное развитие в раннем возрасте. Развитие самосознания как ядра личности в раннем возрасте. Личные интересы ребенка. Личное психологическое пространство. Проявление личности ребенка в общении

со взрослыми и сверстниками. Значение уважительного отношения к личности ребенка для психологического благополучия и его полноценного психического развития. Развитие и проявление индивидуальности в раннем возрасте. Основные психологические новообразования раннего возраста.

Закономерный характер кризиса трех лет. Основные формы проявления кризиса. Роль родителей и воспитателей в поддержке ребенка в кризисный период. Формирование самостоятельности и внутренней личностной позиции ребенка («Я») как последствие переживания кризиса.


Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отде-ления / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. СПб., 2003.

Немов , Р.С. Общая психология : учеб. / Р.С. Немов. М., 2008. Общая психология / под ред. Р.Х. Тугушева. М., 2007.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.

Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. М., 2006. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология /И.В. Шаповаленко. М., 2004. Юрчук, В.В. Общая психология в схемах и моделях / В.В. Юрчук. Минск, 2006.

Тема 5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


План:

  1. Деятельность, ее структура и роль в психическом развитии ребенка.

  2. Основные виды деятельности, определяющие психическое развитие.

  3. Понятие о ведущей деятельности

Практическое задание:

Подобрать методы психодиагностики для изучения склонности к будущей профессиональной (педагогической) деятельности.

Методические рекомендации:

Общее понятие о жизнедеятельности и деятельности. Личность – субъект сознательной деятельности. Общественный характер деятельности человека. Структура деятельности: цель, мотив, действие (включающее в себя операции), результат. Уровни освоения деятельности: знания, умения, навыки. Интериоризация и экстериоризация действий. Деятельность и направленность личности. Значение деятельности в формировании основных сфер личности (мотивационно-потребностной, когнитивной, эмоционально-волевой). Возникновение разных видов деятельности в филогенезе и онтогенезе. Интеллектуальная и практическая деятельность. Основные виды деятельности. Учение А.Н. Леонтьева о ведущей деятельности. Ведущая деятельность – деятельность, оказывающая наибольшее влияние на психическое развитие личности на определенном возрастном этапе. Эмоциональное общение – ведущая деятельность в младенчестве. Предметная деятельность – ведущая деятельность в раннем возрасте. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, учение − ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Интимно-личностное общение – ведущая деятельность в подростковом возрасте. Профессиональное и личностное самоопределение – ведущая деятельность в юношеском возрасте. Труд – ведущая деятельность зрелой личности.

Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отде-ления / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. СПб., 2003.

Немов , Р.С. Общая психология : учеб. / Р.С. Немов. М., 2008. Общая психология / под ред. Р.Х. Тугушева. М., 2007.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.

Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. М., 2006. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология /И.В. Шаповаленко. М., 2004. Юрчук, В.В. Общая психология в схемах и моделях / В.В. Юрчук. Минск, 2006.

Тема 6. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В игровой ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


План:

  1. Ведущая роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста

  2. Особенности и структура сюжетно-ролевой игры дошкольников.

  3. Роль игры в развитии навыков общения.


Практическое задание:

Сделать психологический анализ структуры сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства, рекомендации по развитию умения играть.


Методические рекомендации:

Место игры в жизни дошкольника. Игра как ведущая деятельность в дошкольном детстве. Психологическая теория детской игры Д.Б. Эльконина. Особенности сюжетно-ролевой игры. Мотивы игровой деятельности. Структура игры: сюжет, содержание, роль, игровое действие, игровой материал, результат. Характеристика разных уровней развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста (Д.Б. Эльконин). Роль воспитателя в развитии игры детей дошкольного возраста. Значение игры для психического развития детей дошкольного возраста.

Детская игрушка как средство психического развития ребенка. Коррекционные возможности игровой деятельности. Игровая терапия и ее использование в индивидуально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.


Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отде-ления / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. СПб., 2003.

Немов , Р.С. Общая психология : учеб. / Р.С. Немов. М., 2008. Общая психология / под ред. Р.Х. Тугушева. М., 2007.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.

Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. М., 2006. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология /И.В. Шаповаленко. М., 2004. Юрчук, В.В. Общая психология в схемах и моделях / В.В. Юрчук. Минск, 2006.

Тема 7. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ И ЭЛЕМЕНТАРНОЙ УЧЕБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

План:

  1. Особенности психического развития в познавательно-практической деятельности дошкольника.

  2. Особенности психического развития в элементарной учебной деятельности.


Практическое задание:

Сделать психологический анализ одного рисунка дошкольника.


Методические рекомендации:

Познавательные потребности, интересы и их проявление в дошкольном возрасте. Любознательность – отличительная черта дошкольника. Детские вопросы как форма проявления познавательной активности дошкольников. Познавательно-практическая деятельность дошкольников (наблюдение, детское экспериментирование и т. д.) и ее значение в психическом развитии.

Роль элементарной учебной деятельности в развитии воспитанников учреждения дошкольного образования. Развитие познавательных психических процессов, лич ностных качеств в учебной деятельности. Специфика организации элементарной учебной деятельности в дошкольном возрасте. Формы организации учебной деятельности, их соответствие личностно-ориентированной концепции дошкольного образования.


Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отде-ления / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. СПб., 2003.

Немов , Р.С. Общая психология : учеб. / Р.С. Немов. М., 2008. Общая психология / под ред. Р.Х. Тугушева. М., 2007.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.

Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. М., 2006. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология /И.В. Шаповаленко. М., 2004. Юрчук, В.В. Общая психология в схемах и моделях / В.В. Юрчук. Минск, 2006.

Тема 8. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


План:

  1. Особенности психического развития в художественной деятельности.

  2. Особенности психического развития в трудовой деятельности.


Практическое задание:

Разработать рекомендации по формированию трудовой деятельности у дошкольников.


Методические рекомендации:

Развитие познавательной, эмоционально-волевой сферы личности дошкольника в рисовании. Развитие творчества в художественной деятельности. Использование рисования в индивидуально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Своеобразие трудовой деятельности ребенка. Мотивы трудовой деятельности. Психологические особенности трудовой деятельности детей в дошкольном возрасте. Виды, формы и содержание трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Социально-психологическая готовность к труду. Роль взрослых в формировании элементарных навыков трудовой деятельности детей.

Значение трудовой деятельности в психическом развитии дошкольника: познавательных психических процессов, эмоционально-волевых качеств, трудолюбия. Психологические механизмы формирования интереса к элементарной трудовой деятельности: подражание взрослым, стремление к самостоятельности, осознание общественной пользы результатов труда.


Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отделения / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. СПб., 2003.

Немов , Р.С. Общая психология : учеб. / Р.С. Немов. М., 2008. Общая психология / под ред. Р.Х. Тугушева. М., 2007.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.

Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. М., 2006. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология /И.В. Шаповаленко. М., 2004. Юрчук, В.В. Общая психология в схемах и моделях / В.В. Юрчук. Минск, 2006.

Тема 9. ОБЩЕНИЕ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


План:

  1. Понятие об общении. Стороны общения

  2. Общее понятие о группе. Основные виды групп

Практическое задание:

Социометрическое исследование межличностных от-

ношений в группе, определение социометрического

статуса членов группы.

Методические рекомендации:

Понятие об общении. Цель, средства, содержание общения. Основные функции общения: информационно- коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффектно-коммуникативная. Основные стороны общения: коммуникативная (обмен информацией), интерактивная (взаимодействие), перцептивная (взаимовосприятие).

Группа – объединение людей по определенным мотивам. Большие группы. Психологические механизмы взаимодействия в больших группах: подражание, внушение, психическое заражение. Виды малых групп: условные и реальные, формальные (официальные) и неформальные (неофициальные), кратковременные и долговременные, референтные и нереферентные. Конфликты в группе. Структура и динамика развития конфликта. Способы разрешения конфликта и стратегии поведения личности (Р. Блейк, Дж. Моутон): сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Личность и группа. Межличностные отношения в малой группе. Статус личности в системе межличностных отношений: по степени активности (лидер, инициатор, активный, пассивный, изолированный) и по эмоциональной притягательности («звезда», предпочитаемый, принятый, непринятый). Социометрическое исследование межличностных отношений в малой группе.

Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отделения / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. СПб., 2003.

Немов , Р.С. Общая психология : учеб. / Р.С. Немов. М., 2008. Общая психология / под ред. Р.Х. Тугушева. М., 2007.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.

Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. М., 2006. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология /И.В. Шаповаленко. М., 2004. Юрчук, В.В. Общая психология в схемах и моделях / В.В. Юрчук. Минск, 2006.

Тема 10. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.


План:

  1. Особенности общения в группе детей раннего возраста

  2. Особенности общения в группе детей дошкольного возраста

  3. Стили педагогического взаимодействия.

Практическое задание:

Составить психологических рекомендаций по оптимизации индивидуального общения с детьми раннего возраста.

Методические рекомендации:

Группа раннего возраста − первая официальная группа ребенка. Отличие общения в семье и в группе учреждения дошкольного учреждения. Роль взрослых в организации общения и формировании коммуникативных навыков ребенка. Ситуативно-деловое общение − ведущая форма взаимодействия в раннем возрасте. Эмоционально-двигательные и вербальные средства общения.

Специфика общения с детьми раннего возраста. Особенности взаимодействия ребенка со сверстниками. Значение общения для психического развития ребенка. Речевое общение в раннем возрасте. Трудности общения и их преодоление. Специфика общения детей дошкольного возраста. Мотивы общения. Содержание и средства общения. Развитие связной речи.

Развитие форм общения в дошкольном возрасте (М.И. Лисина). Особенности общения со сверстниками детей разного возраста (младший, средний, старший дошкольный возраст). Специфика взаимодействия мальчиков и девочек в дошкольной группе.

Стили педагогического взаимодействия: авторитарный, демократический, либерально-попустительский. Типы отношения воспитателя к детям дошкольного

возраста (Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. Социальная перцепция педагога дошкольного учреждения. Особенности общения воспитателя с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Педагогический такт во взаимоотношениях воспитателя с детьми и их родителями.

Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отде-ления / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. СПб., 2003.

Немов , Р.С. Общая психология : учеб. / Р.С. Немов. М., 2008. Общая психология / под ред. Р.Х. Тугушева. М., 2007.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.

Тема 11. ВНИМАНИЕ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС


План:

  1. Обще понятие о внимании.

  2. Виды и свойства внимания.

  3. Развитие внимания у детей раннего и дошкольного возраста

Практическое задание:

Подобрать коррекционно-развивающие игры для развития внимания.

Методические рекомендации:

Внимание как направленность и сосредоточенность сознания на объекте.

Физиологическая основа возникновения внимания (И.П. Павлов, А.А. Ухтомский). Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Основные свойства внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, колебание, распределение, переключение. Условия возникновения и удерживания сосредоточения, причины отвлечения внимания. Внимательность и

рассеянность личности. Причины рассеянности и ее преодоление. Педагогическая наблюдательность – профессиональное качество воспитателя учреждения дошкольного образования. Развитие значимых для педагогической деятельности свойств внимания.

Особенности внимания у детей раннего и дошкольного возраста. Основные направления развития внимания. Виды внимания и их проявление в разных видах детской деятельности. Непроизвольное внимание у дошкольников: средства поддержания и развития. Условия и средства формирования произвольного внимания у детей дошкольного возраста. Игра как средство развития внимания.

Проявление и развитие основных свойств внимания у детей дошкольного возраста. Детская рассеянность, ее причины и пути преодоления.

Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отде-ления / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. СПб., 2003.

Немов , Р.С. Общая психология : учеб. / Р.С. Немов. М., 2008. Общая психология / под ред. Р.Х. Тугушева. М., 2007.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.

Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. М., 2006. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология /И.В. Шаповаленко. М., 2004. Юрчук, В.В. Общая психология в схемах и моделях / В.В. Юрчук. Минск, 2006.

Тема 12. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ


План:

  1. Ощущение и восприятие – первоначальные сенсорные процессы познания мира.

  2. Виды и свойства ощущения и восприятия.

  3. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста


Практическое задание:

Подобрать картотеку игр для сенсорного развития дошкольников.


Методические рекомендации:

Ощущение как отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающей действительности, воздействующих непосредственно на органы чувств. Рефлекторная сущность ощущений. Виды ощущений и их зависимость от расположения рецепторов. Экстероцептивные (зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые), интероцептивные (органические, проприоцептивные (кинестезические) ощущения. Свойства ощущений: качество (модальность), интенсивность, длительность, отчетливость (ясность), пространственная локализация раздражителя. Основные закономерности ощущений: зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя, изменение ощущений от длительности воздействия раздражителя. Абсолютный и относительный порог ощущений. Адаптация ощущений. Взаимодействие ощущений: синестезия, сенсибилизация. Развитие ощущений, способы повышения чувствительности. Компенсация ощущений.

Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Свойства восприятия: предметность, структурность, осмысленность, целостность, константность, избирательность. Апперцепция и ее влияние на восприятие. Виды восприятия в зависимости от активности анализатора: зрительное, слуховое, вкусовое, обоняние, осязание. В зависимости от цели и участия воли: непреднамеренное, преднамеренное. Сложные виды восприятия: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения, восприятие искусства, восприятие человека. Иллюзии восприятия. Индивидуальные особенности восприятия.

Развитие сенсорики в младенческом и раннем возрасте. Развитие сенсорных процессов в дошкольном возрасте. Сенсорные эталоны, этапы и особенности их усвоения в дошкольном возрасте. Роль овладения сенсорными эталонами в развитии ощущений и восприятия ребенка. Развитие перцептивных действий. Развитие основных видов ощущений в разных видах деятельности. Особенности восприятия воспитанниками дошкольного возраста пространства, времени, движения, литературных и художественных произведений. Создание предметно-развивающей среды в учреждении дошкольного образования для сенсорного развития воспитанников.

Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отде-ления / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. СПб., 2003.

Немов , Р.С. Общая психология : учеб. / Р.С. Немов. М., 2008. Общая психология / под ред. Р.Х. Тугушева. М., 2007.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.

Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. М., 2006. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология /И.В. Шаповаленко. М., 2004. Юрчук, В.В. Общая психология в схемах и моделях / В.В. Юрчук. Минск, 2006.

Тема 13. ПАМЯТЬ


План:

  1. Общая характеристика памяти. Виды памяти.

  2. Процессы памяти.

  3. Память и ее развитие у детей раннего и дошкольного возраста


Практическое задание:

Разработать картотеку развивающих игр для повышении продуктивности памяти у детей дошкольного возраста.


Методические рекомендации:

Определение и общая характеристика памяти. Физиологические механизмы памяти. Разные теоретические подходы к обоснованию механизмов памяти. Виды памяти: по характеру психической активности (двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая), характеру целей деятельности (непроизвольная, произвольная), продолжительности сохранения материала (долговременная, кратковременная, оперативная). Факторы, влияющие на продуктивности памяти.

Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды запоминания: непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное); механическое, ассоциативное, осмысленное. Заучивание – специально организованное запоминание информации.

Мнемические приемы (способы запоминания): перекодирование, достраивание, ассоциации, повторение. Способы, повышающие эффективность запоминания: структурирование, схематизация, аналогия.

Особенности развития памяти у детей. Запечатление как предпосылка развития памяти в младенчестве. Узнавание как первичная форма воспроизведения. Особенности и развитие двигательной, эмоциональной, образной памяти в раннем возрасте. Факторы, способствующие развитию памяти у детей раннего возраста.

Особенности развития памяти как ведущей психической функции у детей дошкольного возраста. Характеристика основных видов памяти дошкольника. Особенности запоминания, сохранения и воспроизведения информации в дошкольном возрасте. Основные направления развития памяти у детей дошкольного возраста.


Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отде-ления / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. СПб., 2003.

Немов , Р.С. Общая психология : учеб. / Р.С. Немов. М., 2008. Общая психология / под ред. Р.Х. Тугушева. М., 2007.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.

Тема 14. РЕЧЬ


План:

  1. Общая характеристика речи. Функции речи.

  2. Виды речи.

  3. Развитие речи у детей раннего и дошкольного возраста


Практическое задание:

Подобрать упражнения для коррекции речевого развития.

Методические рекомендации:

Общая характеристика речи. Физиологические основы речи. Функции речи: коммуникативная, экспрессивная, планирующая, сигнификативная (знаковая). Виды речи: внешняя и внутренняя. Виды внешней речи: устная и письменная. Характеристика основных видов устной речи: монологическая и диалогическая. Речевые свойства личности. Индивидуальные особенности речи. Профессиональные требования к речи воспитателя учреждения дошкольного образования. Предпосылки развития речи в младенчестве: гуление, лепет, появление первых слов. Особенности развития речи в раннем возрасте. Роль обучения в овладении связной речью. Общение как важнейшее условие развития речи детей на ранних этапах онтогенеза. Ранний возраст – сензитивный период речевого развития ребенка. Особенности речи детей дошкольного возраста. Пас-

сивный и активный словарь. Звуковая сторона речи. Грамматический строй речи.

Виды речи. Развитие ситуативной, контекстной и объяснительной речи в дошкольном возрасте. Развитие функций речи. Значение речи для психического развития ребенка. Речь и развитие познавательных процессов, личности, деятельности в дошкольном возрасте. Роль общения, игровой, учебной и продуктивных видов деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста.

Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отде-ления / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. СПб., 2003.

Немов , Р.С. Общая психология : учеб. / Р.С. Немов. М., 2008. Общая психология / под ред. Р.Х. Тугушева. М., 2007.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.

Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. М., 2006. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология /И.В. Шаповаленко. М., 2004. Юрчук, В.В. Общая психология в схемах и моделях / В.В. Юрчук. Минск, 2006.

Тема 15. МЫШЛЕНИЕ


План:

  1. Общая характеристика мышления. Формы мышления.

  2. Виды мышления. Мыслительные операции.

  3. Мышление и его развитие у детей раннего и дошкольного возраста


Практическое задание:

Подобрать загадки, интеллектуальные игры, простейшие эксперименты для развития логического мышления.


Методические рекомендации:

Общая характеристика мышления как высшей формы познавательной деятельности личности. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация. Основные формы мышления: понятия, суждения, умозаключения. Характеристика основных видов понятий (конкретные, абстрактные), суждений (единичные, частные, общие), умозаключений (индуктивные, дедуктивные). Основные этапы формирования умственных действий (П.Я. Гальперин). Виды мышления: по форме (наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое), характеру (теоретическое, практическое), степени развернутости (дискурсивное, интуитивное), степени новизны (репродуктивное, продуктивное или творческое). Индивидуальные качества продуктивности мышления: быстрота, широта, глубина, гибкость, критичность, самостоятельность, сообразительность. Особенности творческого (креативного) мышления, основные признаки его проявления в разных сферах человеческой деятельности.

Развитие мышления в младенческом возрасте, установление простейших причинно-следственных связей в процессе восприятия и овладения предметно-манипулятивной деятельностью.

Развитие мышления в раннем возрасте. Роль овладения прямохождением, предметной деятельностью в формировании основных видов и форм мышления.

Взаимосвязь развития мышления и связной речи в раннем возрасте. Наглядно-действенное мышление –основной вид мышления детей раннего возраста. Формирование мыслительных операций в раннем возрасте.

Роль игровой, экспериментально-познавательной, учебной деятельности в развитии мышления. Характеристика мыслительных операций дошкольника. Особенности основных форм мышления у детей дошкольного возраста (понятие, суждение, умозаключение). Наглядно-образное мышление – ведущий вид мышления в дошкольном возрасте. Развитие мышления дошкольников (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое). Роль взрослых в усвоении детьми умственных действий и решения мыслительных задач. Условия развития творческого мышления у детей дошкольного возраста в организации разных видов деятельности.

Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отде-ления / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. СПб., 2003.

Немов , Р.С. Общая психология : учеб. / Р.С. Немов. М., 2008. Общая психология / под ред. Р.Х. Тугушева. М., 2007.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.

Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. М., 2006. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология /И.В. Шаповаленко. М., 2004. Юрчук, В.В. Общая психология в схемах и моделях / В.В. Юрчук. Минск, 2006.




Скачать

© 2022 1381 8

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!