Просмотр содержимого документа
«"Домашние птицы и их детеныши"»
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий
по теме: «Домашние птицы и их детеныши».
ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи.
ЗАДАЧИ: в ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:
- познакомить детей с названиями домашних птиц и обобщающим словом;
-учить правильно называть детенышей домашних птиц;
- образовывать множественное число существительных;
- подбирать синонимы;
- развивать мышление детей;
-учить детей составлять описательные рассказы о домашних птицах;
- учить детей образовывать притяжательные прилагательные.
Оборудование: предметные картинки; мяч.
Речевой материал: домашние птицы, петух, курица, цыплята, утка, селезень, утята, гусак, гусыня, гусята, индюк, индюшка, индюшата, куриная семья, утиная семья, гусиная семья, индюшиная семья, ферма, птичник, курятник, кукарекает, кудахчет, пищит, крякает, гогочет и т.п.
Ход образовательной деятельности:
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Речевое развитие Слайд 1 | Речевая деятельность | 1. Организационный момент. Сядет тот, кто вспомнит название какой-нибудь птицы. |
Речевое развитие Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 | Речевая деятельность | 2. Введение в тему: Беседа по вопросам: Логопед предлагает детям рассмотреть картинки и просит назвать, что на них изображено. - Как можно их назвать одним словом? - ПТИЦЫ. - Какие птицы? – ДОМАШНИЕ. - Где они живут? - Кто за ними ухаживает? Логопед рассказывает детям, что птицы, как и люди, живут семьями. Знакомство с птичьими семьями. - ПЕТУХ, КУРИЦА, ЦЫПЛЯТА – куриная семья - СЕЛЕЗЕНЬ, УТКА, УТЯТА – утиная семья - ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЯТА – гусиная семья -ИНДЮК, ИНДЕЙКА, ИНДЮШАТА – индюшачья семья |
Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Слайд 7 Слайд 8-10 Слайд 11-14 | Игровая деятельность Речевая деятельность | 3. Дидактические игры. Игра «Кто как разговаривает?» ПЕТУХ – кукарекает, КУРИЦА – кудахчет (квохчет); ЦЫПЛЕНОК – пищит, УТКА – крякает, ГУСЬ – гогочет; ИНДЮК – болбочет Игра «Один – много» (с мячом) . Логопед бросает мяч ребенку и называет птицу в единственном числе, ребенок – бросая мяч обратно, называет ее во множественном числе. УТКА – УТКИ ПЕТУХ – ПЕТУХИ И т.д. Игра «У кого – кто?» (единственное и множественное число) У курицы – ЦЫПЛЕНОК, ЦЫПЛЯТА У утки – УТЕНОК, УТЯТА. И т.д. |
Физическое развитие Слайд 15 | Двигательная деятельность | 4. Физминутка. Гуси, куры и индюшки Наклевалися петрушки. Закусили лебедой. Побежали за водой. (Дети стоят в кругу, делают движения по ходу стихотворения). |
Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Слайд 16 | Игровая деятельность Речевая деятельность | 5. Игра «Подбери словечко». Подбор синонимов в слову КУРИЦА: Курочка, хохлатка, наседка. |
Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Слайд 17-18-19 | Игровая деятельность Речевая деятельность | 6. Игра «Чья голова? Чей хвост? Чье туловище?» Дети рассматривают картинку петуха. Логопед спрашивает: - Это чья голова? – ПЕТУШИНАЯ - Это чей гребешок? – ПЕТУШИНЫЙ - Это чей хвост? – ПЕТУШИНЫЙ - Это чье туловище? – ПЕТУШИНОЕ. И т.д. про всех домашних птиц. |
Речевое развитие Слайд 20-21-22 | Речевая деятельность | 7. Составление рассказа о домашних птицах с использованием опорной схемы. - Сейчас мы будем учиться составлять рассказ о домашних птицах. Логопед показывает опорную схему и называет план: Это кто? К какой группе относится? Где живет? Чем питается? Каков внешний вид? Какие повадки? Кто у этой птицы детеныши? Какую пользу приносят? Какие рассказы, стихи, сказки о них знаете? Логопед составляет рассказ с помощью ребят, дает образец. За ним следом рассказывают сильные дети, затем слабые. |
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие | Речевая деятельность Изо-деятельность | 8. Домашнее задание. Составить рассказ о любимой домашней птице. Записать его в тетради (мама), выучить. Нарисовать свою любимую домашнюю птицу. |
Речевое развитие Слайд 23 | Речевая деятельность | 9. Итог НОД – О чем говорили? Что понравилось? Что нового узнали? Что было трудно? Что было интересно? |
Социально-коммуникативное развитие | Трудовая деятельность | 10. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД. |