СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Для 9 класса

«Занимательная география»

 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа по географии»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Для 9 класса

«Занимательная география»

Пояснительная записка

В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.

Программа «Занимательная география» рассчитана на 48 часов в 9 классе. Данный курс признан помочь расширить и обобщить общие знания по географии.


Цель курса: заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.

Задачи:

  • сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;

  • сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе;

  • научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;

  • развивать картографическую грамотность школьников;

  • сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;

  • показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).


Формы и методы проведения занятий.


Данная программа составлена для организации занятий курса, наиболее рационального использования времени, проработки вызывающих наибольшее затруднения и типичных ошибок учащихся.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (дополнительной литературы), профилями, диаграммами, рисунками, схемами. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.


Методы, формы обучения:

групповые и индивидуальные формы работы, игры, рассуждение, сравнение, решение задач. В содержании каждого из разделов и составляющих их тем, имеются не менее сложные вопросы, которые могут быть повторены учащимися в процессе самостоятельной работы. В тоже время можно выделить ряд вопросов, из года в год вызывающих затруднения у обучающихся, при повторении которых помощь преподавателя имеет большое значение. Все это учтено при распределении времени на повторении материала каждого из разделов и планирования видов деятельности преподавателя и учащихся.

Критерии оценивания: проводится текущий контроль в виде защиты презентаций, которые можно в последующем использовать на уроках географии в младших классах.

Изучив теоретический материал курса, учащиеся должны знать:

картографические элементы, факты;

номенклатуру;

основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно – следственные связи, взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия человека и природы;

особенности природы и хозяйственной деятельности человека.


Изучив практический материал кружка, учащиеся должны уметь:

  • определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности;

  • определять различия в поясном времени различных территорий;

  • анализировать статистический материал;

  • воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных связей;

  • читать карты различного содержания;

  • показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений;

  • описывать географическое положение;

  • определять тип объекта согласно классификации;

  • сравнивать свойства географических объектов;

  • определять и объяснять особенности территории на основе использования различных источников географической информации.


Ожидаемые результаты:


Курс «Занимательная география» предусматривает углубленное изучение курса географии, а также развитие у обучающихся способности к саморазвитию, обучению на основе мотивации к познанию в области географии . Это позволит им приобрести специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное развитие и адаптацию к нашим социально – экономическим условиям в жизни.


Предполагаемые результаты:


  • Повышение учебной мотивации обучающихся.

  • Участие в научно – практических конференциях по географии и географическому краеведению.

  • Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интерес к окружающему миру через проведения обобщающих уроков в виде игр


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА.

Раздел 1. Источники географических знаний

Теория. Географические модели, глобус, географическая карта, план местности. Выдающиеся географические открытия и исследования.

Раздел 2. Природа Земли и человек

Теория. Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, ее взаимосвязи с другими бисоферами. Почвенный покров. Географическая оболочка Земли.

Раздел 3. Материки, океаны, народы и страны

Теория. Современный облик планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Материки и страны. Многообразие стран.

Раздел 4. Природопользование и геоэкология

Теория. Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.

Раздел 5. География России

Теория. Особенности географического положения, природа России, население России, хозяйство России, Природнохозяйственное районирование России, Россия в современном мире.

Обобщающее повторение по курсу








СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Учебно-тематический план.

Наименование разделов, тем

Всего

Теория

Практика

1

Раздел 1. Источники географических знаний

2

2

-

2

Раздел 2. Природа Земли и человек

7

6

1

3

Раздел 3. Материки, океаны, народы и страны

15

11

4

4

Раздел 4. Природопользование и геоэкология

3

3

-

5

Раздел 5. География России

20

16

4

6

Раздел 6. Обобщающее повторение по курсу

1

1

-


Итог

48

39

9





























Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема

Дата

План

Факт

Раздел 1. Источники географических знаний

1

Географические модели, глобус, географическая карта, план местности



2

Выдающиеся географические открытия и исследования.



Раздел 2. Природа Земли и человек

3

Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли



4

Земная кора и литосфера



5

Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей



6

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат





7

Биосфера, ее взаимосвязи с другими сферами. Почвенный покров.



8

Географическая оболочка Земли.



Раздел 3. Материки, океаны, народы и страны

9

Современный облик планеты Земля.



10

Соотношение суши и океана на Земле.



11

Население Земли.



12

Материки и страны























13

Многообразие стран.



Раздел 4. Природопользование и геоэкология

14

Влияние хозяйственной деятельности на природу



15

Основные типы природопользования



16

Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере



Раздел 5. География России

17

Особенности географического положения



18

Рельеф. Геологическое строение и полезные ископаемые.



19

Климат и климатические ресурсы





20

Внутренние воды и водные ресурсы.



21

Биологические ресурсы.



22

Природные комплексы России.



23

Население России.



24

Межотраслевые комплексы России.



25

География межотраслевых комплексов.



26

Районирование России.



27

Западный макрорегион – европейская России.





28

Восточный макрорегион- азиатская Россия.





29

Население. хозяйственное освоение Ростовской области



30

Особенности хозяйства. Промышленность Ростовской области



31

Социально-экономические проблемы Ростовской области



32

Россия в современном мире.





Раздел 6. Обобщающее повторение по курсу

33

Итоговое обобщение по курсу







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Географическое положение России. 9 класс: элективный курс/авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель.

  2. География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель,

  3. Герасимова Т. П. , Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии: 6 класс-М.: Просвещение.

  4. Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.)

  5. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. –СПб.:ООО «Виктория плюс»,

  6. Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии.6-11 классы/Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко.-М.:Эксмо

  7. Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/В.А. Низовцев