ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Для 9 класса
«Занимательная география»
Пояснительная записка
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Программа «Занимательная география» рассчитана на 48 часов в 9 классе. Данный курс признан помочь расширить и обобщить общие знания по географии.
Цель курса: заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.
Задачи:
сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;
сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе;
научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;
развивать картографическую грамотность школьников;
сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;
показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).
Формы и методы проведения занятий.
Данная программа составлена для организации занятий курса, наиболее рационального использования времени, проработки вызывающих наибольшее затруднения и типичных ошибок учащихся.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (дополнительной литературы), профилями, диаграммами, рисунками, схемами. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Методы, формы обучения:
групповые и индивидуальные формы работы, игры, рассуждение, сравнение, решение задач. В содержании каждого из разделов и составляющих их тем, имеются не менее сложные вопросы, которые могут быть повторены учащимися в процессе самостоятельной работы. В тоже время можно выделить ряд вопросов, из года в год вызывающих затруднения у обучающихся, при повторении которых помощь преподавателя имеет большое значение. Все это учтено при распределении времени на повторении материала каждого из разделов и планирования видов деятельности преподавателя и учащихся.
Критерии оценивания: проводится текущий контроль в виде защиты презентаций, которые можно в последующем использовать на уроках географии в младших классах.
Изучив теоретический материал курса, учащиеся должны знать:
картографические элементы, факты;
номенклатуру;
основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно – следственные связи, взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия человека и природы;
особенности природы и хозяйственной деятельности человека.
Изучив практический материал кружка, учащиеся должны уметь:
определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности;
определять различия в поясном времени различных территорий;
анализировать статистический материал;
воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных связей;
читать карты различного содержания;
показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений;
описывать географическое положение;
определять тип объекта согласно классификации;
сравнивать свойства географических объектов;
определять и объяснять особенности территории на основе использования различных источников географической информации.
Ожидаемые результаты:
Курс «Занимательная география» предусматривает углубленное изучение курса географии, а также развитие у обучающихся способности к саморазвитию, обучению на основе мотивации к познанию в области географии . Это позволит им приобрести специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное развитие и адаптацию к нашим социально – экономическим условиям в жизни.
Предполагаемые результаты:
Повышение учебной мотивации обучающихся.
Участие в научно – практических конференциях по географии и географическому краеведению.
Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интерес к окружающему миру через проведения обобщающих уроков в виде игр
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА.
Раздел 1. Источники географических знаний
Теория. Географические модели, глобус, географическая карта, план местности. Выдающиеся географические открытия и исследования.
Раздел 2. Природа Земли и человек
Теория. Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, ее взаимосвязи с другими бисоферами. Почвенный покров. Географическая оболочка Земли.
Раздел 3. Материки, океаны, народы и страны
Теория. Современный облик планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Материки и страны. Многообразие стран.
Раздел 4. Природопользование и геоэкология
Теория. Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.
Раздел 5. География России
Теория. Особенности географического положения, природа России, население России, хозяйство России, Природнохозяйственное районирование России, Россия в современном мире.
Обобщающее повторение по курсу
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Учебно-тематический план.
№ | Наименование разделов, тем | Всего | Теория | Практика |
1 | Раздел 1. Источники географических знаний | 2 | 2 | - |
2 | Раздел 2. Природа Земли и человек | 7 | 6 | 1 |
3 | Раздел 3. Материки, океаны, народы и страны | 15 | 11 | 4 |
4 | Раздел 4. Природопользование и геоэкология | 3 | 3 | - |
5 | Раздел 5. География России | 20 | 16 | 4 |
6 | Раздел 6. Обобщающее повторение по курсу | 1 | 1 | - |
| Итог | 48 | 39 | 9 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата |
План | Факт |
Раздел 1. Источники географических знаний |
1 | Географические модели, глобус, географическая карта, план местности | | |
2 | Выдающиеся географические открытия и исследования. | | |
Раздел 2. Природа Земли и человек |
3 | Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли | | |
4 | Земная кора и литосфера | | |
5 | Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей | | |
6 | Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат | | |
| |
7 | Биосфера, ее взаимосвязи с другими сферами. Почвенный покров. | | |
8 | Географическая оболочка Земли. | | |
Раздел 3. Материки, океаны, народы и страны |
9 | Современный облик планеты Земля. | | |
10 | Соотношение суши и океана на Земле. | | |
11 | Население Земли. | | |
12 | Материки и страны | | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
13 | Многообразие стран. | | |
Раздел 4. Природопользование и геоэкология |
14 | Влияние хозяйственной деятельности на природу | | |
15 | Основные типы природопользования | | |
16 | Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере | | |
Раздел 5. География России |
17 | Особенности географического положения | | |
18 | Рельеф. Геологическое строение и полезные ископаемые. | | |
19 | Климат и климатические ресурсы | | |
| |
20 | Внутренние воды и водные ресурсы. | | |
21 | Биологические ресурсы. | | |
22 | Природные комплексы России. | | |
23 | Население России. | | |
24 | Межотраслевые комплексы России. | | |
25 | География межотраслевых комплексов. | | |
26 | Районирование России. | | |
27 | Западный макрорегион – европейская России. | | |
| |
28 | Восточный макрорегион- азиатская Россия. | | |
| |
29 | Население. хозяйственное освоение Ростовской области | | |
30 | Особенности хозяйства. Промышленность Ростовской области | | |
31 | Социально-экономические проблемы Ростовской области | | |
32 | Россия в современном мире. | | |
| |
Раздел 6. Обобщающее повторение по курсу |
33 | Итоговое обобщение по курсу | | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Географическое положение России. 9 класс: элективный курс/авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель.
География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель,
Герасимова Т. П. , Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии: 6 класс-М.: Просвещение.
Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.)
Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. –СПб.:ООО «Виктория плюс»,
Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии.6-11 классы/Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко.-М.:Эксмо
Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/В.А. Низовцев