1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Компьютерные фантазии » разработана для детей 7-12 лет, реализуется в течение 1 месяца и рассчитана на 12 часов. При реализации данной программы используются технологии наставничества модели «Ученик-ученик».
В основе разработки данной программы следующие документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022г. №678-р);
4. Постановление Администрации Лысогорского района от 15 июня 2023 года № 281 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании в новой редакции»;
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
6. Санитарные правила 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28);
7. Приказ № 816 от 23.08.2017 г. Минобрнауки России «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
8.«Правила персонифицированного дополнительного образования в Саратовской области» (утв. приказом Министерства образования Саратовской области от 21.08.2023г. №1450;
9. Устав МБОУ «СОШ № 1 рп Лысые Горы Саратовской области»;
10.Положение «О порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Центра « Точка роста» на базе МБОУ «СОШ с. Широкий Карамыш Лысогорского р-на Саратовской области».
Направленность программы дополнительного образования «Компьютерные фантазии»» - техническая, рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста, предполагает освоение навыков работы в популярном графическом редакторе Paint-3d в период летнего отдыха.
Актуальность программы заключается в том, что эта программа направлена на формирование основ творческой личности – решающей силе современно- го общества, ибо в современном понимании прогресса делается ставка на гибкое мышление, фантазию, интуицию. Достижению этого во многом помогают занятия по данной программе.
Отличительная особенность программы «Компьютерные фантазии» от аналогичной программы «Компьютерный художник» Е. Рассказовой в возможности при минимальном количестве учебного времени не только изучить основные инструменты работы, но и увидеть, как их можно использовать для решения разнообразных задач. Все занятия по данной программе объединены единой творческой темой «Вот оно какое, наше лето» и проводятся в период летнего отдыха детей, построены и организованы таким образом, что позволяют познакомиться с компьютерной программой Paint-3D новичкам ,а также углубить знания о видах компьютерной графики обучающимся, которые уже владеют базовыми знаниями и умениями .
Педагогическая целесообразность программы «Компьютерные фантазии» видится в возможности влияния на формирование творческой личности ребенка, предоставление ему широких возможностей для самовыражения средствами компьютерной графики, в первичной профориентации, в развитии интеллектуальных и творческих возможностей детей разного возраста и уровня подготовки.
Данная программа также создает возможность целесообразно реализовывать модель наставничества «Ученик-ученик», когда обучающиеся более старшего возраста, прошедшие обучение по программе «Компьютерная графика»на базе Центра «Точка роста» филиала МБОУ «СОШ № 1 рп Лысые Горы» , имеющие знания и опыт деятельности в графических редакторах , помогают в практической части и направляют обучение младших учеников при знакомстве с графическими редакторами.
Адресат программы. Программа разработана для детей 7– 12 лет и рассчитана как на обучающихся, знакомых с основами работы на персональном компьютере, так и на новичков.
Возрастные и психолого-педагогические особенности целевой группы обучающихся.
Организация образовательного процесса и содержательная часть программы разработаны с учётом особенностей целевой группы. Объединение посещают дети в возрасте от 7 до 12 лет, представляющие различные социальные группы, с разным уровнем мотивации к занятиям творчеством, с различными индивидуальными особенностям и особенностями здоровья. Для детей 7-12 лет, в силу возрастных особенностей, актуальной формой взаимодействия является игра, поэтому игровые технологии позволяют эффективнее включить ребёнка в образовательный процесс. Младшие школьники любят фантазировать, сочинять. Для отработки навыков и закрепления полученных знаний на практике дети создают сюжетные композиции, образы по – собственному выбору. Для детей младшего школьного возраста интересны совместные организованные игры на переменах, игровые формы занятий. У детей 10-12 лет наступает период перехода от детства к взрослости. В период такого становления дети могут быть неуравновешенны, вспыльчивы, склонные к аффектам, эмоциональным взрывам. Возрастные изменения влияют и на познавательную сферу подростка. Замедляются темпы деятельности. Требуется больше времени на выполнение заданий, дети часто отвлекаются. Одновременно происходит и открывание своего собственного мира, своего «Я». Дети начинают сравнивать свои успехи с успехами сверстников. Главной задачей в работе с детьми данной возрастной категории является предоставление возможности выполнять творческие работы, удовлетворяющие личные запросы подростка. Создавать ситуации успеха, не оставлять без внимания малейшие успехи.
Программа построена на принципах:
-учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли преподавателя;
- психологической комфортности;
- сотрудничества педагога и ребёнка;
- включённости в значимую деятельность;
- веры в ребёнка;
- признания уникальности каждого ребёнка;
- последовательности и доступности обучения.
Срок освоения программы – 1 месяц. Объем программы – 12 учебных часов.
Режим занятий - 3 занятия в неделю. (40 минут каждое ).
Количество обучающихся в группе – до 12 человек.
Занятия проводятся в Центре «Точка роста» в технологическом классе № 2.
Форма обучения: очная.
1.2. Цель и задачи программы
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование и развитие творческих способностей обучающихся средствами компьютерной графики.
Достигается указанная цель через решение следующих педагогических ЗАДАЧ:
Обучающие:
обучать детей работать в графическом редакторе Paint-3d самостоятельно и в коллективе, создавать рисунки в различной технике исполнения;
обучать использовать 3-д эффекты видео редактора для создания аннимированного изображения.
Воспитательные:
воспитывать творческую личность, способную к эмоционально-образному отражению своих впечатлений и размышлений средствами компьютерной графики;
формировать у детей художественный вкус, способности видеть и понимать прекрасное.
Развивающие:
развивать творческий потенциал детей посредством использования компьютера как рабочего инструмента художника.
1.3. Требования к знаниям и умениям обучающихся.
Предметные результаты.
В результате освоения дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Компьютерные фантазии» обучающиеся должны знать, понимать:
возможности, предоставляемые разработчиками программы Paint-3d для воплощения художественной мысли и технологии достижения различных эффектов при создании графических изображений;
должны уметь:
пользоваться основными инструментами программы Paint в 3д формате для создания рисунков различной сложности;
работать с текстом и фотографиями, материалами для вставки, 3-д эффектами, уметь их грамотно компоновать и переводить в видео формат.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД:
- проявление познавательного интереса к предмету;
- наличие творческого подхода к решению задач в рамках предметной области.
- готовность к работе с информацией.
Регулятивные УУД:
- способность управлять собственной деятельностью;
- умение проводить контроль, самоконтроль и коррекцию деятельности;
- проявление инициативности и самостоятельности.
Коммуникативные УУД:
- проявление доброжелательности, доверия к товарищам;
- готовность к сотрудничеству;
- способность к коммуникации.
Результаты личностного развития:
- проявление основ трудолюбия, аккуратности и терпения , умения доводить начатое дело до конца ,
- проявление взаимопомощи при выполнении совместных работ;
- сформированность ответственного отношения к выполняемой полезной деятельности,
- готовность и желание придерживается социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни.
1.4 Содержание учебной программы .
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Мероприятия | Количество часов | Форма аттестации/контроля |
теория | практика | всего |
1. | Компьютерная графика - основные понятия. Виды компьютерной графики. Графический редактор Paint-3D. Настройка рабочей области. Создание документа. Инструмент «Кисть». | 1 | 2 | 3 | Опрос Коллективное обсуждение работ |
2. | Инструменты выделения в Paint-3D Работа с двухмерными и трёхмерными объектами для создания изображения в программе Paint-3D | | 3 | 3 | Опрос Коллективное обсуждение работ |
3. | Вставка объектов в изображение. Работа со штампом | | 2 | 2 | Опрос Коллективное обсуждение работ |
4. | Эффекты. Трёхмерное представление изображения. Смешанная реальность | | 1 | 1 | Опрос Коллективное обсуждение работ |
5. | Творческая работа: оформление тематической выставки детского творчества «Вот оно какое, наше лето». | | 3 | 3 | Практическая работа. Защита проектного задания |
Итого | 1 | 11 | 12 | |
Содержание учебного плана.
Тема 1.Компьютерная графика - основные понятия.
Теория(1ч): Виды компьютерной графики. Графический редактор Paint-3D . Настройка рабочей области. Инструмент «Кисть».
Практическая работа (2ч.): «Настройки рабочей области Paint-3D», «Работа с инструментом Кисть».Создание тематических изображений «Знойное лето», «Джунгли», «Рыбалка», «Натюрморт их фруктов и ягод», «Дождь», «Полевые цветы», «Радуга».( на выбор учащегося)
Тема 2. Инструменты выделения в Paint-3D. Работа с двухмерными и трёхмерными объектами для создания изображения в программе Paint-3D.
Практика(1ч): Правила использования библиотеки для вставки трёхмерных объектов, инструментов создания. Применение инструмента «Волшебное выделение» для работы со встроенными изображениями. Создание тематических изображений «Поздравительная открытка»,
Практика(1ч): Создание изображения на тему «Лето в сказках» с применением двухмерных и трёхмерных объектов.
Практика ( 1ч): Создание изображения «Букет в вазе» с применением инструментов из набора «Трёхмерные объекты»
Тема 3. Вставка объектов в изображение. Работа со штампом.
Практика ( 1ч): создание тематического изображения с использованием текстур и наклеек из набора инструментов программы. Создание тематического изображения «Грибная поляна» с применением инструмента «Штамп».
Практика( 1ч): создание тематического изображения с использованием текстур и наклеек, созданных в программе авторами ( обучающимися), «Лето в лесу». Упражнения в применении инструмента «Штамп».
Тема 4. Эффекты. Трёхмерное представление изображения. Смешанная реальность.
Практика( 1ч): Создание тематического изображения в программе Paint-3D, выбор подходящего колористического решения с применением инструмента «Эффекты». Представление в трёхмерном режиме созданного изображения. Создание, редактирование и порядок сохранения изображения в формате смешанной реальности.
Тема 5. Творческая работа: оформление выставки лучших творческих работ участников объединения.
Практика(2ч): Творческое задание на тему «Такое разное лето»
Практика(1ч): Подбор выставочного материала для оформления стенда «Вот оно какое, наше лето». Распечатка рисунков. Оформление выставки лучших творческих работ.
1.5.Формы аттестации планируемых результатов и их периодичность.
В основу изучения программы «Компьютерные фантазии» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется конкретными результатами. Для отслеживания результатов предусматривается педагогический контроль, который направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребѐнка. Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения позволяют контролировать и корректировать работу программы на всѐм протяжении ее реализации. Это дает возможность строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития.
Контроль эффективности осуществляется при выполнении творческих заданий и упражнений, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений.
Система диагностирования состоит из следующих компонентов:
- входная диагностика в форме собеседования проводится при вступлении в группу с каждым ребѐнком с целью выявления его образовательного уровня и интересов; знаний и умений в области владения основным содержанием программы;
- диагностика определения уровня воспитанности учащихся осуществляется в форме педагогического наблюдения .
Для отслеживания результативности образовательного процесса проводится
- итоговая диагностика - 1 раз по итогам изучения программного материала в формате демонстрации творческих достижений ( Выставка работ обучающихся по программе «Компьютерные фантазии»)
Для выявления уровня результативности программы по текущему этапу контроля используются следующие формы контроля:
- беседа;
- создание творческого проекта;
- анализ проектов.
2. Воспитание.
2.1. Цели и задачи.
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и порядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среды (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, информирование детей, организация общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе учебной группы, применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- освоение детьми понятия о своей российской культурной принадлежности (идентичности);
- принятие и осознание ценностей языка, литературы, традиций, праздников, памятников, святынь народов России;
- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека, понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей), развитие физической активности;
- формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и поддержку, особенно поддержку нуждающихся в помощи;
- воспитание уважения к труду, результатам труда, уважения к старшим;
- воспитание уважения к культуре и традициям народов России;
- развитие творческого самовыражения в искусстве компьютерной графики, реализация традиционных и своих собственных представлений об эстетическом обустройстве общественного пространства.
2.2. Календарный план воспитательной работы.
№ | Название события, мероприятия | Сроки | Форма проведения | Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события |
1 | Гражданско-патриотическое «Дети России- богатство страны» | 01.06 | Игровая познавательная программа | Фото и видеоотчет |
2 | Культуротворческое и эстетическое воспитание «Как прекрасен этот мир, посмотри!» | 08.06 | Виртуальная экскурсия по заповедным местам России | Фотоотчёт |
3 | Гражданско-патриотическое «Мы- граждане страны Россия! | 11.06 | Беседа | Фотоотчет |
4 | Нравственное и духовное воспитание «Красивый человек-какой он?» | 19.06 | Ролевая игра по правилам этикета | Фотоотчёт |
5 | Формирование коммуникативной культуры « Что такое коллектив? Один за всех и все за одного!» | 24.06 | Социально-психологический тренинг | Фотоотчет |
9 | Здоровье сберегающее воспитание «В здоровом теле здоровый дух» | 27.06 | Спортивно-познавательная игра | Фотоотчет, видеоматериалы |
3.Комплекс организационно-педагогических условий.
3.1.Методическое обеспечение программы
Программа предполагает использование следующих методик обучения:
- методика индивидуального обучения (обуславливает особый подход к каждому учащемуся);
- методика проблемного обучения (поиск самостоятельных решений в освоении теории);
- методика дифференциального обучения (предполагает разную сложность заданий по одной теме в зависимости от способностей учащихся).
Методы и приемы, используемые педагогом, отражают его организующую, обучающую, контролирующую функции и обеспечивают ребенку возможность ознакомления, тренировки и применения учебного материала.
К основным методам следует отнести ознакомление, тренировку и применение. Сопутствующим, поскольку он присутствует в каждом из основных методов, является контроль, включающий коррекцию и оценку.
Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии: групповая; индивидуальная; индивидуально-групповая; мелкогрупповая и др.
Образовательный процесс строится на следующих принципах:
-принцип научности
-принцип наглядности
- принцип доступности
-принцип развивающего обучения
-принцип воспитывающего обучения .
3.2.Условия реализации программы
Условиями для успешной реализации программы является правильное формирование групп учащихся с учетом физиологических, психологических и возрастных особенностей, а также квалификация педагога и соответствующий уровень материально-технического обеспечения.
Место и оборудование для занятий:
- светлое помещение площадью 57 кв. м с большими окнами,
- наличие дополнительного освещения
- удобные столы – 10
- стулья - 10
- компьютеры -10
- Интерактивный комплект – 1
- Операционная система Windows 10 и выше.
- Лицензионные программные средства:, Microsoft Windows 10, Microsoft Paint, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher.
- Интернет браузер.
Занятия проходят при соблюдении светового, теплового режимов и требований пожарной безопасности.
Кадровое обеспечение: реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее образование.
3.3. Оценочные материалы.
Средством обратной связи, помогающим корректировать реализацию образовательной программы, служит педагогический мониторинг.
Основными формами контроля предметных результатов являются: наблюдение, опрос детей в устной форме, практическое задание, творческая работа.
Критерии оценивания:
-обучающийся имеет навыки работы с графическими редакторами, может работать самостоятельно по образцу,
-обучающийся выполняет задания, предусмотренные программой, владеет материалами и техниками исполнения,
-обучающийся владеет знаниями и навыками самостоятельной работы с графическими операциями и инструментами. Без помощи педагога может определить наиболее выразительную технику исполнения творческой работы, выполнять задания, предусмотренные программой и работы по собственному замыслу.
Для диагностики метапредметных результатов педагогом используется: опросник «Коммуникативные и организаторские способности» (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин).
В объединении проводится педагогическая диагностика личностных результатов по методикам М.И. Рожкова «Социализированность личности учащегося», «Уровень воспитанности учащегося» Капустина Н.П.
3.4. Список литературы.
Литература для педагога:
Бортник О.И. Базовый курс PowerPoint. Изучаем Microsoft Office. Современная школа, 2007.
Ботт Э. Microsoft Office без проблем / Э. Ботт. – М.: БИНОМ, 1996.
Ефимова А. Курс компьютерной технологии. – М.: Просвещение, 2000г.
Ефимова О., Морозов В., Угринович Н. Курс компьютерной технологии с основами информатики. Учебное пособие для старших классов. М., ABF, ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Копыл В.И. Презентация Power Point. Харвест, 2006.
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Гринго, 1996.
Тайц А.М., Тайц А.А. AdobePhotoShop 7. - СПб.: БХВ-Петербург, 2002.
Тайц А.М., Тапц А.А. CorelDraw 11.- СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
Фролов М. Самоучитель. Учимся рисовать на компьютере. ЛБЗ - Бином. 2002.
Шафрин Ю.А. Информационные технологии. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998.
Литература для обучающихся:
Абражевич С. Н. Верстка на компьютере. «Триумф Технолоджи-3000»., 2008.
Гурский Ю., Биржаков Н. Лучшие трюки и эффекты в Photoshop CS2. СПб., 2006.
Гурский Ю., Гурская И., Трюки и эффекты в Corel Draw. СПб., 2004.
Дедков В. Б. Настольная книга мастера Adobe Photoshop. М., 2005.
Ефимова О., Моисеева М., Шафрин Ю.. Практикум по компьютерной технологии.
Ефремов А. А. Photoshop и не только фотография. 2006.
Ковтанюк Ю. С. Рисуем на компьютере в Corel Draw X3/4. 2008.
Петров М.Н., Тайц «Эффективная работа: Photoshop 7» Питер, Санкт-Петербург.
Москва. 2005 год
Сафровнов И. К. Практикум по информатике. СПб., 2003.
Симонович, Евсеев, Алексеев. Специальная информатика.
Тит Дж. К., Дитрих У. Photoshop CS2 на кончиках пальцев. Виртуозная техника. СПб., 2006.
Электронные ресурсы:
http://webpractice.cm.ru
http://graphics.cs.msu.ru/
http://www.openclass.ru/pages/184433
http://fcior.edu.ru/
http://photoshop.demiart.ru/gfx_01.shtml
http://school-collection.edu.ru/
http://webpractice.cm.ru
http://www.fcior.edu.ru/card/3298/arhitektu ra-ompyutera.html
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tsor_semakin.zip
http://school-collection.edu.ru
http://www.ict.edu.ru
http://college.ru/informatika
http://webpractice.cm.ru/
http://elw.ru
http://www.school-club.ru
http://nachalka.info
http://www.moifond.ru/
http://www.photoshopmaster.ru/lessons.php
http://zerolayer.ru/photoshoptutorials/