СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный географ»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный географ»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рыбинобудская средняя общеобразовательная школа»

Обоянского района Курской области



Принято на заседании Утверждаю

педагогического совета Директор МБОУ «Рыбинобудская СОШ»

от «31» августа 2023 г. ___________________ /Шишов А.Ю./

Протокол №________ Приказ № «92» от 31 августа 2023 г.

М.П.







Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Юный географ»

(социально –гуманитарная направленность)



Возраст детей: 12-13лет

Срок реализации: 1 год






Автор составитель:

Шишова ЕленаАнатольевна

Педагог дополнительного образования










сл. Р-Буды

2023 год

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Юный географ»» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования, Концепции фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы основного общего образования по математике(М.: МОН, 2005), Федерального Закона об образовании, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г.№1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», программы для общеобразовательных учреждений, география 6 класс (Просвещение,2016)

Направленность программы: естественнонаучная

Географическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью географии, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Для жизни в современном обществе важным является формирование географического стиля мышления. Ведущая роль принадлежит географии в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Географическое образование способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты рассуждений, развивает воображение. Знакомство с историей возникновения и развития географической науки пополняет запас историко-научных знаний школьников. Выбор данного направления в рамках предпрофильной подготовки обучающихся, во-первых, обусловлен тем, что программа имеет целью в научно – популярной форме познакомить их с различными направлениями применения географических знаний, роли географии в общечеловеческой жизни и культуре; ориентировать в мире современных профессий, связанных с овладением и использованием географических умений и навыков; во-вторых, предоставить возможность расширить свой кругозор в различных областях применения географии, реализовать свой интерес к предмету, поддержать тематику уроков.

Актуальность программы обусловлена всем вышеперечисленным, а также тем, что она способствует формированию более сознательных мотивов учения, содействует подготовке учащихся к профильному обучению, ориентирована на развитие личности, способной успешно интегрироваться и быть востребованной в современных условиях жизни.

Новизна программы состоит в том, что данная программа достаточно универсальна, имеет большую практическую значимость. Она доступна обучающимся. Начинать изучение программы можно с любой темы; каждая из них имеет развивающую направленность, а также предусматривает дифференциацию по уровню подготовки обучающихся.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она сочетает в себе учебный, развивающий и воспитательный аспекты, ориентирована на учащихся 6 класса, рассчитана на один год. Включение в данную программу примеров и задач, относящихся к вопросам техники, производства, сельского хозяйства, домашнего применения, убеждают учащихся в значении географии для различных сфер человеческой деятельности, способны создавать уверенность в полезности и практической значимости географии, ее роли в современной культуре.

Объем и сроки освоения программы.

Общий объем программы – 34 часа, количество часов в неделю – 1, длительность учебного часа – 45 минут. Программа реализуется в соответствии с учебным планом учреждения с1 сентября по 24 мая.

Форма обучения: очная.

Формы организации деятельности учащихся:

групповое занятие;

работа по подгруппам;

индивидуальные занятия.

Особенности организации образовательного процесса

В соответствии с возрастом сформирована 1 группы ( 6 класс), численный состав группы – 12 человек. Состав группы постоянный. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.




Цели и задачи

Цель программы – формирование представления о географии как о фундаментальной области знания, необходимой для применения во всех сферах общечеловеческой жизни; углубление и расширение географических компетенций; развитие интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений; воспитание настойчивости, инициативы, самостоятельности, создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.

Задачи обучения:

  • расширить представление о сферах применения географии в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту;

  • совершенствовать и углублять знания и умения учащихся с учетом индивидуальной траектории обучения;

  • учить способам поиска цели деятельности, поиска и обработки информации; синтезировать знания.

Задачи развития:

  • способствовать развитию основных процессов мышления: умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

  • развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;

Задачи воспитания:

  • воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;

  • способствовать формированию осознанных мотивов обучения.

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования:

Личностно-ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности процесса обучения.

Культурно- ориентированные принципы: принцип целостной картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

Деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.







Планируемые результаты

Личностные результаты:

Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идей­но-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.

1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордос­ти за свою Родину, прошлое и настоящее многонационально­го народа России; осознание своей этнической принадлеж­ности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; вос­питание чувства долга перед Родиной;

2) формирование целостного мировоззрения, соответству­ющего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3) готовность к выбору про­фильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

4) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде;

Метапредметные результаты:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выби­рать наиболее эффективный способ по решению учеб­ных и познавательных задач;

3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логи­ческое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулиро­вать выводы, делать умозаключения, выполнять познаватель­ные и практические задания, в том числе проектные;

4) умение извлекать информацию из различных источни­ков (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета);

5) умение на практике пользоваться основными логичес­кими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объ­яснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

9) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязан­ностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социально­го взаимодействия.



Содержание программы

1.Введение (3 часа). География - наука о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия.


2.Земля как планета Солнечной системы (6 часов).

Земля среди других планет. Форма , размеры Земли. Движение Земли.

Географические следствия движения Земли вокруг своей оси. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Неравномерное распределение солнечного тепла и света на поверхности Земли.


3.Геосферы Земли .Литосфера (6 часов)

Внутреннее строение Земли

Внутреннее строение Земли. Из чего состоит Земная кора. Рельеф Земной поверхности. Вулканы. Землетрясения Движение земной коры. Человек и литосфера. Особенности рельефа своей местности.


4.Атмосфера (5часов)

Воздушная оболочка Земли - атмосфера. Погода и метеорологические наблюдения. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере. Особенности погоды своей местности.


5.Водная оболочка Земли (7 часов)

Вода на Земле. Мировой океан – главная часть гидросферы. Воды суши.

Реки. Озера. Вода в «земных кладовых». Человек и гидросфера.


6.Биосфера –оболочка жизни (6часов)

Оболочка жизни. Появление и развитие жизни на Земле. Растительный и животный мир умеренных поясов. Степи. Жизнь в полярных поясах и океанах.

Природная среда. Охрана природы.

7.Повторение (1час)

Учебно–тематический план



п/п

Тема раздела

Количество часов

Виды занятий


теоретические

практические


I раздел. Введение

3

3

0


II раздел. Земля как планета Солнечной системы

6

6

0


III раздел. .Геосферы Земли. Литосфера

6

4

2


IVраздел. Атмосфера


5

3

2


V раздел. Водная оболочка Земли

7

5

2


Vраздел. Биосфера –оболочка жизни

6

6

0


V Iраздел .Повторение

1

1

0



Календарный учебный график

п/п

группа

Год обучения

Дата начала

занятий

Дата окончания

занятий

Кол-во учебных недель

Кол-во учебных часов

Режим занятий

Неработающие праздничные дни

Сроки проведения аттестации


1

Эрудиты географии

2023-2024

05.09.2023

24.05.

2024

34

34

1 раз в

неделю


Раз в полугодие




Оценочные материалы:

В процессе реализации Программы используются следующие виды

контроля:

  • входное собеседование осуществляется в форме ознакомительной

беседы с обучающимися с целью введения их в мир ДПИ, правил организации рабочего места, санитарии, гигиены и безопасной работы;

  • текущий контроль включает в себя устные опросы, выполнение

практических заданий;

  • итоговый контроль осуществляется в форме выставки

творческих работ, включающие обобщающие задания по пройденным темам.


Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости; собеседования; смотр достижения планируемых результатов; взаимоконтроль; самоконтроль; отзыв детей и родителей.

Каждый раздел программы закрепляется творческим заданием, в котором обучающиеся показывают свои знания, умения работать с материалами, самостоятельность и творческие способности, приобретённые на практических и теоретических занятиях.

Формами промежуточной аттестации также являются открытые занятия в любое время учебного года, на которых можно показать приобретённые обучающимися навыки, умения, усвоенные знания.



Методические материалы


В процессе реализации Программы используются различные формы проведения занятий: традиционные, практические. Все задания соответствуют по сложности возрасту обучающихся.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный (лекция, объяснение, беседа, диалог, консультация), репродуктивный метод – метод практического показа наглядный метод: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование иллюстраций, видеоматериалов, презентации, материалы с сайтов и т.д.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.

Формы организации учебного занятия: лекции; экскурсии; беседы о ДПИ; интерактивные занятия; приобретение новых знаний (теоретических); занятия по формированию знаний, умений, навыков (самостоятельная деятельность ребенка под руководством педагога); повторение, подобные занятия являются заключительными; комбинированные занятия (решение нескольких учебных задач) В зависимости от особенностей темы и содержания работы можно заниматься со всей группой, по подгруппам или индивидуально с каждым ребенком.

Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При этом учитываются интересы учащихся.

Педагогические технологии:

- Игровые технологии способствуют ускорению процесса адаптации, межличностному знакомству.

- Информационно-коммуникационные технологии. Процесс обучения детей предусматривает наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети.

- Технология проблемного обучения. Преобразующая деятельность школьников может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера.

- Технология проектного обучения.

- Обучение в сотрудничестве.

- Здоровьесберегающая технология направлена на сохранение физического, психического, нравственного и духовного здоровья.

Алгоритм учебного занятия:

- организационный этап (приветствие, концентрация внимания, настройка на работу);

- проверочный этап (проверяется готовность к занятию);

- подготовительный этап (объявления темы и целей, знакомство с планом занятия);

- этап актуализации имеющихся у обучающихся знаний;

- этап работы по новому материалу;

- этап первичного закрепления полученных знаний умений и навыков;

- этап повторения изученного материала;

- этап обобщения пройденного материала (обучающимся предлагается самим дать оценку информацией и выделить основную мысль заложенную в материале);

- этап закрепления новых знаний умений и навыков;

- физкультминутка или этап релаксации;

- контрольный этап

- итоговый этап (педагог анализирует деятельность обучающихся или направляет их на самооценку)

- этап рефлексии (педагог мобилизует обучающихся на оценку самого занятия что даст возможность оценить правильность выбора формы и методов работы)

- информационный этап (обучающимся сообщаются сведения о предстоящем занятии, о том, что необходимо подготовить к следующему занятию).

Количество этапов учебного занятия зависит от его типа и места в образовательном процессе, а также, выбранной педагогом формы проведения.

Особые условия проведения

Материалы для работы на занятиях приобретаются самостоятельно. Обучение бесплатное.



Дидактические материалы.

На занятиях используются наглядно-иллюстративные материалы: наглядные иллюстрированные пособия, схемы и таблицы, шаблоны.







Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение: компьютер, интерактивная доска, школьная доска.

Учебный кабинет: стандартный учебный кабинет общеобразовательного учреждения, отвечающий требованиям, предъявляемым к школьным кабинетам (см. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02).

Организационные условия: количество часов занятий в неделю -1; количество учащихся в группе – 12.



Кадровое обеспечение программы

Учебный процесс должен организовывать квалифицированный педагог, соответствующий требованиям единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), профессионального стандарта «Педагога дополнительного образования детей и взрослых».



Рабочая программа воспитания



№ п/п

Название мероприятия, события

Форма проведения

Срок и место проведения

Ответственный

1

Инструктаж по технике безопасности

Беседа


Сентябрь

МБОУ «Рыбинобудская СОШ»

Шишова Е.А. педагог дополнительного образования

2

Беседа-презентация базовых приемов работы

Беседа


Ноябрь

МБОУ «Рыбинобудская СОШ»

Шишова Е.А. педагог дополнительного образования

3

Беседа-презентация базовых приемов работы

Беседа


Январь

МБОУ «Рыбинобудская СОШ»

Шишова Е.А. педагог дополнительного образования

4

Беседа-презентация базовых приемов работы

Беседа


Март

МБОУ «Рыбинобудская СОШ»

Шишова Е.А. педагог дополнительного образования

5

Беседа-презентация базовых приемов работы

Беседа


Май

МБОУ «Рыбинобудская СОШ»

Шишова Е.А. педагог дополнительного образования

6

Итоговое занятие. Подведение итогов года

Подведение итогов

Май

МБОУ «Рыбинобудская СОШ»

Шишова Е.А. педагог дополнительного образования



Список литературы, используемой при написании программы:



Для учащихся:

  1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 2015.

  2. Пивоварова Н.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 2019.

  3. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География» - М: ООО «Издательство АСТ»2018

  4. «Большой географический атлас». Сост. М.Горчаков и О.Савина, М., «ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис », 2016г

Для учителя:

  1. Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2013

  2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2012-302 с.:ил/ Сиротин В.И. Сиротин И.В. Школьная география в вопросах и ответах: М.: АРКТИ, 2017

  3. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя Автор: Андреева В.Н.

  4. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям 
    Сайт:http://www.danilova.ru

  5. География: Все для учителя географии 
    Сайт:http://geo.1september.ru

  6. География:Энциклопедическая библиотека. 
    Сайт:http://megacollection.ru

7.И.И.Баринова, Л.И.Елховская, В.В.Николина «Внеурочная работа по географии», Москва, «Просвещение», 2016г.

8. Н.А.Максимов «Методическое пособие по физической географии», Москва, «Просвещение», 2011г.

9.Т.П.Герасимова, О.В.Крылова «Методическое пособие по физической географии. 6 класс», М., «Просвещение», 2015г.

10.О.В.Крылова «Интересный урок географии», М., «Просвещение», 2012г.

11.«География. Уроки учительского мастерства. 6-11 классы», сост. Н.В.Яковлева и др., Волгоград, «Учитель», 2011г.

12.И.Д.Агеева «Весёлая география на уроках и праздниках», М., «Творческий центр Сфера», 2016г.































Приложение 1

Календарно – тематическое планирование


№ п/п


Дата план

Дата

факт

Тема занятия

Кол-во часов

Форма/тип занятий

Место проведения

Форма контроля

1

07.09


География - одна из наук о планете Земля.





2

14.09


Зарождение географии





3

21.09


Выдающиеся географические открытия.





4

28.09


Земля среди других планет





5

05.10


Форма, размеры Земли.





6

12.10


Форма, размеры Земли.






7

19.10


Движение Земли по околосолнечной орбите






8

26.10


Суточное вращение Земли





9

09.11


Суточное вращение Земли






10

16.11


Внутреннее строение Земли





11

23.11


Вулканы Земли.





12

30.11


Землетрясения





13

07.12


Рельеф земной поверхности. Горы





14

14.12


Рельеф земной поверхности. Равнины





15

21.12


Человек и литосфера





16

28.12


Воздушная оболочка Земли - атмосфера.





17

11.01


Погода и метеорологические наблюдения.





18

18.01


Опасные явления в атмосфере





19

25.01


Человек и атмосфера





20

01.02


Особенности погоды своей местности





21

08.02


Вода на Земле





22

15.02


Мировой океан – главная часть гидросферы





23

22.02


Воды суши. Реки.





24

29.02


Воды суши. Озера





25

07.03


Воды суши. Подземные воды и природные льды.





26

14.03


Человек и гидросфера





27

21.03


Воды своей местности





28

04.04


Оболочка жизни.





29

11.04


Жизнь в тропическом поясе





30

18.04


Растительный и животный мир умеренных широт. Степи





31

25.04


Жизнь в полярных поясах и океанах





32

02.05


Живая природа своей местности.





33

16.05


Охрана природы





34

23.05


Систематизация изученного, анализ работы
























































30