Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рыбинобудская средняя общеобразовательная школа»
Обоянского района Курской области
Принято на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор МБОУ «Рыбинобудская СОШ»
от «31» августа 2023 г. ___________________ /Шишов А.Ю./
Протокол №________ Приказ № «92» от 31 августа 2023 г.
М.П.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Юный географ»
(социально –гуманитарная направленность)
Возраст детей: 12-13лет
Срок реализации: 1 год
Автор составитель:
Шишова ЕленаАнатольевна
Педагог дополнительного образования
сл. Р-Буды
2023 год
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Юный географ»» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования, Концепции фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы основного общего образования по математике(М.: МОН, 2005), Федерального Закона об образовании, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г.№1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», программы для общеобразовательных учреждений, география 6 класс (Просвещение,2016)
Направленность программы: естественнонаучная
Географическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью географии, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Для жизни в современном обществе важным является формирование географического стиля мышления. Ведущая роль принадлежит географии в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Географическое образование способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты рассуждений, развивает воображение. Знакомство с историей возникновения и развития географической науки пополняет запас историко-научных знаний школьников. Выбор данного направления в рамках предпрофильной подготовки обучающихся, во-первых, обусловлен тем, что программа имеет целью в научно – популярной форме познакомить их с различными направлениями применения географических знаний, роли географии в общечеловеческой жизни и культуре; ориентировать в мире современных профессий, связанных с овладением и использованием географических умений и навыков; во-вторых, предоставить возможность расширить свой кругозор в различных областях применения географии, реализовать свой интерес к предмету, поддержать тематику уроков.
Актуальность программы обусловлена всем вышеперечисленным, а также тем, что она способствует формированию более сознательных мотивов учения, содействует подготовке учащихся к профильному обучению, ориентирована на развитие личности, способной успешно интегрироваться и быть востребованной в современных условиях жизни.
Новизна программы состоит в том, что данная программа достаточно универсальна, имеет большую практическую значимость. Она доступна обучающимся. Начинать изучение программы можно с любой темы; каждая из них имеет развивающую направленность, а также предусматривает дифференциацию по уровню подготовки обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она сочетает в себе учебный, развивающий и воспитательный аспекты, ориентирована на учащихся 6 класса, рассчитана на один год. Включение в данную программу примеров и задач, относящихся к вопросам техники, производства, сельского хозяйства, домашнего применения, убеждают учащихся в значении географии для различных сфер человеческой деятельности, способны создавать уверенность в полезности и практической значимости географии, ее роли в современной культуре.
Объем и сроки освоения программы.
Общий объем программы – 34 часа, количество часов в неделю – 1, длительность учебного часа – 45 минут. Программа реализуется в соответствии с учебным планом учреждения с1 сентября по 24 мая.
Форма обучения: очная.
Формы организации деятельности учащихся:
групповое занятие;
работа по подгруппам;
индивидуальные занятия.
Особенности организации образовательного процесса
В соответствии с возрастом сформирована 1 группы ( 6 класс), численный состав группы – 12 человек. Состав группы постоянный. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Цели и задачи
Цель программы – формирование представления о географии как о фундаментальной области знания, необходимой для применения во всех сферах общечеловеческой жизни; углубление и расширение географических компетенций; развитие интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений; воспитание настойчивости, инициативы, самостоятельности, создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.
Задачи обучения:
расширить представление о сферах применения географии в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту;
совершенствовать и углублять знания и умения учащихся с учетом индивидуальной траектории обучения;
учить способам поиска цели деятельности, поиска и обработки информации; синтезировать знания.
Задачи развития:
способствовать развитию основных процессов мышления: умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;
Задачи воспитания:
воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;
способствовать формированию осознанных мотивов обучения.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования:
Личностно-ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности процесса обучения.
Культурно- ориентированные принципы: принцип целостной картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
Деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
3) готовность к выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
4) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Метапредметные результаты:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ по решению учебных и познавательных задач;
3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
4) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета);
5) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
9) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Содержание программы
1.Введение (3 часа). География - наука о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия.
2.Земля как планета Солнечной системы (6 часов).
Земля среди других планет. Форма , размеры Земли. Движение Земли.
Географические следствия движения Земли вокруг своей оси. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Неравномерное распределение солнечного тепла и света на поверхности Земли.
3.Геосферы Земли .Литосфера (6 часов)
Внутреннее строение Земли
Внутреннее строение Земли. Из чего состоит Земная кора. Рельеф Земной поверхности. Вулканы. Землетрясения Движение земной коры. Человек и литосфера. Особенности рельефа своей местности.
4.Атмосфера (5часов)
Воздушная оболочка Земли - атмосфера. Погода и метеорологические наблюдения. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере. Особенности погоды своей местности.
5.Водная оболочка Земли (7 часов)
Вода на Земле. Мировой океан – главная часть гидросферы. Воды суши.
Реки. Озера. Вода в «земных кладовых». Человек и гидросфера.
6.Биосфера –оболочка жизни (6часов)
Оболочка жизни. Появление и развитие жизни на Земле. Растительный и животный мир умеренных поясов. Степи. Жизнь в полярных поясах и океанах.
Природная среда. Охрана природы.
7.Повторение (1час)
Учебно–тематический план
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Виды занятий |
| теоретические | практические |
| I раздел. Введение | 3 | 3 | 0 |
| II раздел. Земля как планета Солнечной системы | 6 | 6 | 0 |
| III раздел. .Геосферы Земли. Литосфера | 6 | 4 | 2 |
| IVраздел. Атмосфера | 5 | 3 | 2 |
| V раздел. Водная оболочка Земли | 7 | 5 | 2 |
| Vраздел. Биосфера –оболочка жизни | 6 | 6 | 0 |
| V Iраздел .Повторение | 1 | 1 | 0 |
Календарный учебный график
№п/п | группа | Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во учебных недель | Кол-во учебных часов | Режим занятий | Неработающие праздничные дни | Сроки проведения аттестации |
1 | Эрудиты географии | 2023-2024 | 05.09.2023 | 24.05. 2024 | 34 | 34 | 1 раз в неделю | | Раз в полугодие |
Оценочные материалы:
В процессе реализации Программы используются следующие виды
контроля:
беседы с обучающимися с целью введения их в мир ДПИ, правил организации рабочего места, санитарии, гигиены и безопасной работы;
текущий контроль включает в себя устные опросы, выполнение
практических заданий;
творческих работ, включающие обобщающие задания по пройденным темам.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости; собеседования; смотр достижения планируемых результатов; взаимоконтроль; самоконтроль; отзыв детей и родителей.
Каждый раздел программы закрепляется творческим заданием, в котором обучающиеся показывают свои знания, умения работать с материалами, самостоятельность и творческие способности, приобретённые на практических и теоретических занятиях.
Формами промежуточной аттестации также являются открытые занятия в любое время учебного года, на которых можно показать приобретённые обучающимися навыки, умения, усвоенные знания.
Методические материалы
В процессе реализации Программы используются различные формы проведения занятий: традиционные, практические. Все задания соответствуют по сложности возрасту обучающихся.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный (лекция, объяснение, беседа, диалог, консультация), репродуктивный метод – метод практического показа наглядный метод: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование иллюстраций, видеоматериалов, презентации, материалы с сайтов и т.д.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.
Формы организации учебного занятия: лекции; экскурсии; беседы о ДПИ; интерактивные занятия; приобретение новых знаний (теоретических); занятия по формированию знаний, умений, навыков (самостоятельная деятельность ребенка под руководством педагога); повторение, подобные занятия являются заключительными; комбинированные занятия (решение нескольких учебных задач) В зависимости от особенностей темы и содержания работы можно заниматься со всей группой, по подгруппам или индивидуально с каждым ребенком.
Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При этом учитываются интересы учащихся.
Педагогические технологии:
- Игровые технологии способствуют ускорению процесса адаптации, межличностному знакомству.
- Информационно-коммуникационные технологии. Процесс обучения детей предусматривает наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети.
- Технология проблемного обучения. Преобразующая деятельность школьников может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера.
- Технология проектного обучения.
- Обучение в сотрудничестве.
- Здоровьесберегающая технология направлена на сохранение физического, психического, нравственного и духовного здоровья.
Алгоритм учебного занятия:
- организационный этап (приветствие, концентрация внимания, настройка на работу);
- проверочный этап (проверяется готовность к занятию);
- подготовительный этап (объявления темы и целей, знакомство с планом занятия);
- этап актуализации имеющихся у обучающихся знаний;
- этап работы по новому материалу;
- этап первичного закрепления полученных знаний умений и навыков;
- этап повторения изученного материала;
- этап обобщения пройденного материала (обучающимся предлагается самим дать оценку информацией и выделить основную мысль заложенную в материале);
- этап закрепления новых знаний умений и навыков;
- физкультминутка или этап релаксации;
- контрольный этап
- итоговый этап (педагог анализирует деятельность обучающихся или направляет их на самооценку)
- этап рефлексии (педагог мобилизует обучающихся на оценку самого занятия что даст возможность оценить правильность выбора формы и методов работы)
- информационный этап (обучающимся сообщаются сведения о предстоящем занятии, о том, что необходимо подготовить к следующему занятию).
Количество этапов учебного занятия зависит от его типа и места в образовательном процессе, а также, выбранной педагогом формы проведения.
Особые условия проведения
Материалы для работы на занятиях приобретаются самостоятельно. Обучение бесплатное.
Дидактические материалы.
На занятиях используются наглядно-иллюстративные материалы: наглядные иллюстрированные пособия, схемы и таблицы, шаблоны.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: компьютер, интерактивная доска, школьная доска.
Учебный кабинет: стандартный учебный кабинет общеобразовательного учреждения, отвечающий требованиям, предъявляемым к школьным кабинетам (см. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02).
Организационные условия: количество часов занятий в неделю -1; количество учащихся в группе – 12.
Кадровое обеспечение программы
Учебный процесс должен организовывать квалифицированный педагог, соответствующий требованиям единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), профессионального стандарта «Педагога дополнительного образования детей и взрослых».
Рабочая программа воспитания
№ п/п | Название мероприятия, события | Форма проведения | Срок и место проведения | Ответственный |
1 | Инструктаж по технике безопасности | Беседа | Сентябрь МБОУ «Рыбинобудская СОШ» | Шишова Е.А. педагог дополнительного образования |
2 | Беседа-презентация базовых приемов работы | Беседа | Ноябрь МБОУ «Рыбинобудская СОШ» | Шишова Е.А. педагог дополнительного образования |
3 | Беседа-презентация базовых приемов работы | Беседа | Январь МБОУ «Рыбинобудская СОШ» | Шишова Е.А. педагог дополнительного образования |
4 | Беседа-презентация базовых приемов работы | Беседа | Март МБОУ «Рыбинобудская СОШ» | Шишова Е.А. педагог дополнительного образования |
5 | Беседа-презентация базовых приемов работы | Беседа | Май МБОУ «Рыбинобудская СОШ» | Шишова Е.А. педагог дополнительного образования |
6 | Итоговое занятие. Подведение итогов года | Подведение итогов | Май МБОУ «Рыбинобудская СОШ» | Шишова Е.А. педагог дополнительного образования |
Список литературы, используемой при написании программы:
Для учащихся:
Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 2015.
Пивоварова Н.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 2019.
Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География» - М: ООО «Издательство АСТ»2018
«Большой географический атлас». Сост. М.Горчаков и О.Савина, М., «ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис », 2016г
Для учителя:
Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2013
Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2012-302 с.:ил/ Сиротин В.И. Сиротин И.В. Школьная география в вопросах и ответах: М.: АРКТИ, 2017
Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя Автор: Андреева В.Н.
География:\"Раннее развитие детей\" - География детям
Сайт:http://www.danilova.ru
География: Все для учителя географии
Сайт:http://geo.1september.ru
География:Энциклопедическая библиотека.
Сайт:http://megacollection.ru
7.И.И.Баринова, Л.И.Елховская, В.В.Николина «Внеурочная работа по географии», Москва, «Просвещение», 2016г.
8. Н.А.Максимов «Методическое пособие по физической географии», Москва, «Просвещение», 2011г.
9.Т.П.Герасимова, О.В.Крылова «Методическое пособие по физической географии. 6 класс», М., «Просвещение», 2015г.
10.О.В.Крылова «Интересный урок географии», М., «Просвещение», 2012г.
11.«География. Уроки учительского мастерства. 6-11 классы», сост. Н.В.Яковлева и др., Волгоград, «Учитель», 2011г.
12.И.Д.Агеева «Весёлая география на уроках и праздниках», М., «Творческий центр Сфера», 2016г.
Приложение 1
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема занятия | Кол-во часов | Форма/тип занятий | Место проведения | Форма контроля |
1 | 07.09 | | География - одна из наук о планете Земля. | | | | |
2 | 14.09 | | Зарождение географии | | | | |
3 | 21.09 | | Выдающиеся географические открытия. | | | | |
4 | 28.09 | | Земля среди других планет | | | | |
5 | 05.10 | | Форма, размеры Земли. | | | | |
6 | 12.10 | | Форма, размеры Земли. | | | | |
7 | 19.10 | | Движение Земли по околосолнечной орбите | | | | |
8 | 26.10 | | Суточное вращение Земли | | | | |
9 | 09.11 | | Суточное вращение Земли | | | | |
10 | 16.11 | | Внутреннее строение Земли | | | | |
11 | 23.11 | | Вулканы Земли. | | | | |
12 | 30.11 | | Землетрясения | | | | |
13 | 07.12 | | Рельеф земной поверхности. Горы | | | | |
14 | 14.12 | | Рельеф земной поверхности. Равнины | | | | |
15 | 21.12 | | Человек и литосфера | | | | |
16 | 28.12 | | Воздушная оболочка Земли - атмосфера. | | | | |
17 | 11.01 | | Погода и метеорологические наблюдения. | | | | |
18 | 18.01 | | Опасные явления в атмосфере | | | | |
19 | 25.01 | | Человек и атмосфера | | | | |
20 | 01.02 | | Особенности погоды своей местности | | | | |
21 | 08.02 | | Вода на Земле | | | | |
22 | 15.02 | | Мировой океан – главная часть гидросферы | | | | |
23 | 22.02 | | Воды суши. Реки. | | | | |
24 | 29.02 | | Воды суши. Озера | | | | |
25 | 07.03 | | Воды суши. Подземные воды и природные льды. | | | | |
26 | 14.03 | | Человек и гидросфера | | | | |
27 | 21.03 | | Воды своей местности | | | | |
28 | 04.04 | | Оболочка жизни. | | | | |
29 | 11.04 | | Жизнь в тропическом поясе | | | | |
30 | 18.04 | | Растительный и животный мир умеренных широт. Степи | | | | |
31 | 25.04 | | Жизнь в полярных поясах и океанах | | | | |
32 | 02.05 | | Живая природа своей местности. | | | | |
33 | 16.05 | | Охрана природы | | | | |
34 | 23.05 | | Систематизация изученного, анализ работы | | | | |
30