Управление образования администрации города Магнитогорска
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодёжи» города Магнитогорска
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ВОКАЛ»
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 5-17 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень освоения: базовый
Форма обучения: очная с применением дистанционных образовательных технологий
Автор-составитель:
Рыбалко Татьяна Геннадьевна,
педагог-организатор
г. Магнитогорск, 2024 год
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Учебный план
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Раздел 3. Рабочая программа воспитания
Список литературы
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокал» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р), Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629), СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», Уставом и локальными актами учреждения.
Направленность программы - художественная. Образовательная программа разработана для обучения вокальному искусству детей в возрасте от 5 до 17 лет.
Актуальность программы состоит в том, что она обеспечивает реализацию социального заказа общества по формированию социальных, личностных, общекультурных, коммуникативных компетенций обучающихся. Стимулирует развитие художественного вкуса, помогает преодолеть неуверенность в себе, сплачивает детский коллектив и при правильном подборе репертуара воспитывает по-настоящему культурного человека, гражданина своей страны.
Отличительная особенность программы состоит в том, что она предусматривает синтез различных видов деятельности обучающихся: пение и сценическое движение. Кроме того, в содержание программы включены здоровьесберегающие технологии: дыхательная и пальчиковая гимнастики, подвижные музыкальные игры; обучающиеся осваивают навыки работы со звукоусиливающей аппаратурой, работу в студии звукозаписи.
Педагогическая целесообразность программы заключается в формировании знаний, умений и навыков, которые обучающиеся могут использовать в других сферах, а именно развитие слуха и памяти, культура речи, коммуникативные навыки, навыки публичного выступления.
Язык обучения: русский.
Уровень освоения: базовый.
Адресат программы. Программа разработана для детей 5-17 лет. Приступая к работе с конкретным ребенком, нужно учитывать на каждом занятии его психофизиологические особенности: силу голоса, чувство ритма, диапазон голоса, гармонический слух, дикцию и артикуляцию, тембр голоса, полетность голоса, тип темперамента, а также социально-психологический портрет ребенка и его семьи.
Возраст 5-6 лет. Основным видом деятельности обучающихся 5-6 лет является игра, через которую происходит познание окружающего мира. Благоприятен возраст для развития сенсорики и образного мышления. Голосовой аппарат отличается ранимостью: связки короткие, звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми нужно использовать песни с удобной тесситурой, то есть такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими.
Возраст 7-10 лет. Мышление в этом возрасте характерно переходом от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Внимание становится произвольным. Возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов. Голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны и почти все - дисканты. Деление на первые и вторые голоса условно. Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой щели). Тембр очень неровен, гласные звучат пестро.
Возраст 11-13 лет. Это период бурного роста и развития всего организма. Характерная черта подростка – его специфическая избирательность. Легкая возбудимость, интерес к яркому, необычному часто становится причиной непроизвольного переключения внимания. К 11 годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования. В предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу.
Возраст 13-15 лет. Это мутационный (переходный) период. Совпадает с периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других - более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Продолжительность мутационного периода может быть различна, от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного периода, он протекает обычно быстрее и без резких изменений голоса.
Возраст 16-17 лет. Это период самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, выработка мировоззрения. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание – произвольностью и устойчивостью, память – логическим характером. Мышление старшеклассников отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, постепенно оно приобретает теоретическую и критическую направленность. Важно соблюдать гигиену голоса, не допускать форсированного звука, развивать технику дыхания.
Условия набора детей, условия формирования групп. Занятия проходят в группах по 12-20 человек; формирование групп происходит по возрастному принципу.
Форма обучения: очная с применением дистанционных образовательных технологий (при необходимости).
Особенности реализации программы. Возможно обучение по программе в дистанционном формате с использованием сети Интернет (использование официальной группы объединения https://vk.com/).
Объем и сроки реализации программы.
Формы и режим занятий.
Срок реализации программы - 1 год.
Количество часов и режим занятий:
36 часов в год- 1 раз в неделю по 1 часу;
72 часа в год - 2 раза в неделю по 1 часу;
108 часов в год- 3 раза в неделю по 1 часу.
Продолжительность занятия- 1академический час (45 минут).
Форма проведения занятий – групповая, с элементами индивидуальной работы.
Формы занятий: учебное занятие, репетиционное занятие, творческая мастерская, открытое занятие, конкурс.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: овладение навыками вокального пения и творческое развитие личности ребенка посредством приобщения к вокальному искусству.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Предметные:
-сформировать навыки чистого интонирования, сольного и ансамблевого исполнения;
-приобрести знания в области музыкальной грамоты и теории музыки;
-научить применять средства музыкальной выразительности.
Метапредметные:
-развить музыкальные способности: слух, память, чувство ритма, координацию музыки и движения;
-сформировать навыки самонаблюдения и контроля за результатами своей деятельности.
Личностные:
-воспитывать сценическую и коммуникативную культуру;
-мотивировать на участие в концертной и конкурсной деятельности.
1.3 Содержание программы (108 часов)
№ п/п | Название темы, раздела | Количество часов | Формы контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Введение | 4 | 2 | 2 | |
1.1 | Введение в курс программы. Инструктаж по ТБ на занятии | 2 | 1 | 1 | Опрос |
1.2 | Вокальное искусство. Основные понятия | 2 | 1 | 1 | Беседа, прослушивание |
2. | Вокальное исполнительство | 46 | 18 | 28 | |
2.1 | Основы музыкальной грамоты. Терминология | 4 | 2 | 2 | Тест, опрос |
2.2 | Голос. Голосовой аппарат | 2 | 1 | 1 | Опрос, беседа |
2.3 | Певческая осанка. Вокально-певческая установка | 2 | 1 | 1 | Практическое задание |
2.4 | Певческое дыхание. Голосовые резонаторы | 2 | 1 | 1 | Практическое задание |
2.5 | Работа над чистотой интонации и унисоном. | 6 | 2 | 4 | Практическое задание |
2.6 | Певческий звук. Звукообразование. Фразировка | 4 | 2 | 2 | Опрос |
2.7 | Интонационно-фонопедические упражнения | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
2.8 | Пение с элементами двухголосия | 6 | 2 | 4 | Наблюдение |
2.9 | Многоголосие. Ансамблевый строй. Работа над партиями | 8 | 2 | 6 | Наблюдение |
2.10 | Работа над средствами музыкальной выразительности | 6 | 2 | 4 | Наблюдение |
2.11 | Звукоусиливающая аппаратура и фонограммы. Пение с микрофоном | 4 | 2 | 2 | Опрос, наблюдение |
3. | Работа над репертуаром | 56 | 15 | 41 | |
3.1 | Анализ выбранного произведения | 2 | 1 | 1 | Практическое задание |
3.2 | Работа над текстом и мелодией | 6 | 2 | 4 | Практическое задание |
3.3 | Работа над интонацией, фразировкой, дикцией и артикуляцией. | 4 | 2 | 2 | Практическое задание |
3.4 | Художественная выразительность исполнения | 4 | 2 | 2 | Просмотр |
3.5 | Создание сценического образа. Культура исполнения | 4 | 2 | 2 | Практическое задание |
3.6 | Постановка номера | 8 | 0 | 8 | Практическое задание |
3.7 | Сольное исполнение | 6 | 2 | 4 | Практическое задание |
3.8 | Ансамблевое исполнение | 6 | 2 | 4 | Практическое задание |
3.9 | Работа над сценическим движением | 6 | 2 | 4 | Практическое задание |
3.10 | Репетиционная работа | 10 | 0 | 10 | Практическое задание |
4. | Итоговая аттестация | 2 | 1 | 1 | Отчетный концерт. Открытое занятие |
| Итого | 108 | 36 | 72 | |
Содержание программы (72 часа)
№ п/п | Название темы, раздела | Количество часов | Формы контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Введение | 4 | 2 | 2 | |
1.1 | Введение в курс программы. Инструктаж по ТБ на занятии | 2 | 1 | 1 | Опрос |
1.2 | Вокальное искусство. Основные понятия | 2 | 1 | 1 | Беседа, прослушивание |
2. | Вокальное исполнительство | 34 | 17 | 17 | |
2.1 | Основы музыкальной грамоты. Терминология | 4 | 2 | 2 | Тест, викторина |
2.2 | Голос. Голосовой аппарат | 2 | 1 | 1 | Опрос, беседа |
2.3 | Певческая осанка. Вокально-певческая установка | 2 | 1 | 1 | Практическое задание |
2.4 | Певческое дыхание. Голосовые резонаторы | 2 | 1 | 1 | Практическое задание |
2.5 | Работа над чистотой интонации и унисоном. | 4 | 2 | 2 | Практическое задание |
2.6 | Певческий звук. Звукообразование. Фразировка | 2 | 1 | 1 | Опрос |
2.7 | Интонационно-фонопедические упражнения | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
2.8 | Пение с элементами двухголосия | 4 | 2 | 2 | Наблюдение |
2.9 | Многоголосие. Ансамблевый строй. Работа над партиями | 4 | 2 | 2 | Практическое задание |
2.10 | Работа над средствами музыкальной выразительности | 4 | 2 | 2 | Наблюдение |
2.11 | Звукоусиливающая аппаратура и фонограммы. Пение с микрофоном | 4 | 2 | 2 | Опрос, наблюдение |
3. | Работа над репертуаром | 32 | 6 | 26 | |
3.1 | Анализ выбранного произведения | 2 | 1 | 1 | Практическое задание |
3.2 | Работа над текстом и мелодией | 4 | 0 | 4 | Наблюдение |
3.3 | Работа над интонацией, фразировкой, дикцией и артикуляцией. | 4 | 0 | 4 | Наблюдение |
3.4 | Художественная выразительность исполнения | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
3.5 | Создание сценического образа. Культура исполнения | 2 | 1 | 1 | Практическое задание |
3.6 | Постановка номера | 4 | 0 | 4 | Практическое задание |
3.7 | Сольное исполнение | 2 | 1 | 1 | Практическое задание |
3.8 | Ансамблевое исполнение | 2 | 1 | 1 | Практическое задание |
3.9 | Работа над сценическим движением | 2 | 1 | 1 | Практическое задание |
3.10 | Репетиционная работа | 8 | 0 | 8 | Практическое задание |
4. | Итоговая аттестация | 2 | 1 | 1 | Отчетный концерт |
| Итого | 72 | 27 | 45 | |
Содержание программы (36 часов)
№ п/п | Название темы, раздела | Количество часов | Формы контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Введение | 2 | 2 | 0 | |
1.1 | Введение в курс программы. Инструктаж по ТБ на занятии | 1 | 1 | 0 | Опрос |
1.2 | Вокальное искусство. Основные понятия | 1 | 1 | 0 | Беседа, прослушивание |
2 | Вокальное исполнительство | 17 | 8 | 9 | |
2.1 | Основы музыкальной грамоты. Терминология | 2 | 1 | 1 | Тест |
2.2 | Голос. Голосовой аппарат | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос, беседа |
2.3 | Певческая осанка. Вокально-певческая установка | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
2.4 | Певческое дыхание. Голосовые резонаторы | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
2.5 | Работа над чистотой интонации и унисоном | 2 | 1 | 1 | Практическое задание |
2.6 | Певческий звук. Звукообразование. Фразировка | 1 | 0 | 1 | Опрос |
2.7 | Интонационно-фонопедические упражнения | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
2.8 | Пение с элементами двухголосия | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
2.9 | Многоголосие. Ансамблевый строй. Работа над партиями | 2 | 1 | 1 | Практическое задание |
2.10 | Работа над средствами музыкальной выразительности | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
2.11 | Звукоусиливающая аппаратура и фонограммы. Пение с микрофоном | 2 | 1 | 1 | Опрос, наблюдение |
3. | Работа над репертуаром | 16 | 5 | 11 | |
3.1 | Анализ выбранного произведения | 1 | 1 | 0 | Практическое задание |
3.2 | Работа над текстом и мелодией | 2 | 1 | 1 | Практическое задание |
3.3 | Работа над интонацией, фразировкой, дикцией и артикуляцией | 2 | 1 | 1 | Практическое задание |
3.4 | Художественная выразительность исполнения | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческое задание |
3.5 | Создание сценического образа. Культура исполнения | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
3.6 | Постановка номера | 2 | 0 | 2 | Практическое задание |
3.7 | Сольное исполнение | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
3.8 | Ансамблевое исполнение | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
3.9 | Работа над сценическим движением | 1 | 0 | 1 | Практическое задание |
3.10 | Репетиционная работа | 4 | 0 | 4 | Практическое задание |
4. | Итоговая аттестация | 1 | 0 | 1 | Отчетный концерт |
| Итого | 36 | 15 | 21 | |
Раздел 1. Введение
Тема 1.1. Введение в курс программы. Инструктаж по ТБ на занятии
Теория. Знакомство с группой. Вводный инструктаж по технике безопасности. Информация о программе. Планы работы на учебный год. Формы и режим занятий. Техника безопасности при работе с электроаппаратурой.
Практика. Игры на знакомство.
Текущий контроль: опрос по определению усвоению знаний по технике безопасности, информации о программе.
Тема 1.2. Вокальное искусство. Основные понятия
Теория. Музыкальная культура. Вокал – разновидность музыкального исполнения. Мастерство владения певческим голосом. Направления в вокальном искусстве (академическое, народное, эстрадное). Эстрадный вокал как вид современного вокального искусства. Разновидности вокала: сольное и ансамблевое пение. Профессии вокального искусства.
Практика. Прослушивание музыкального материал. Просмотр видеоматериала. Музыкально-ритмические игры. Певческая диагностика.
Текущий контроль (входная диагностика): беседа по определению начальных знаний по вокальному искусству. Прослушивание, определение рабочего диапазона.
Раздел 2. Вокальное исполнительство
Тема 2.1 Основы музыкальной грамоты. Терминология
Теория. Понятие «Музыкальная грамота». Музыкальный словарик. Азбука вокалиста. Понятия «ритм, темп, тональность, динамика, тембр, лад, штрихи, музыкальная форма».
Практика. Определение на слух. Ритмический диктант.
Текущий контроль: тест и викторина по музыкальным терминам и понятиям.
Тема 2.2 Голос. Голосовой аппарат
Теория. Голосовой аппарат. Речевой аппарат. Певческий голос. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения - гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Охрана голоса. Правил охраны детского голоса. Голосовой аппарат: сохранность голоса и профилактика заболеваний. Звукообразование. Дикция. Артикуляция. Дыхательный аппарат. Диапазон детского голоса.
Практика. Просмотр видео об устройстве голосового аппарата. Беседа об охране голоса.
Текущий контроль: Опрос по основным составляющим голосового аппарата. Беседа на знание правил гигиены певческого голоса.
Тема 2.3. Певческая осанка. Вокально-певческая установка
Теория. Понятие «певческая установка». Правила постановки корпуса вокалиста. Положения головы, плеч, рук, ног, распределение тяжести тела.
Практика: Упражнения на выработку правильного положения корпуса, шеи и головы, осанки. Пение в положении «стоя» и «сидя».
Текущий контроль: наблюдение и оценка выполнения практического задания.
Тема 2.4. Певческое дыхание. Голосовые резонаторы
Теория. Понятие певческого дыхания. Фазы певческого дыхания (вдох, задержка дыхания, выдох). Органы дыхания (легкие, трахея, бронхи, диафрагма). Типы дыхания: грудное, брюшное, смешанное. Певческое дыхание – брюшное или диафрагменное дыхание. Понятие «диафрагма». Отличия и особенности певческого дыхания. Требования к выдоху. Понятие «певческая опора». Сброс опоры. Понятие «вокальные зевок». Понятие «голосовой резонатор». Виды резонаторов: головной, грудной, носовой, твердое небо.
Практика. Упражнения для развития брюшного типа дыхания. Упражнения для укрепления и растяжения диафрагмальной мышцы. Упражнения на расширение объема дыхания. Упражнения на тренировку выносливости певческого дыхания, с активным движением (рук, ног, корпуса) и ритмичным произношением слова. Упражнения для понимания основ певческого дыхания (быстрый и активный вдох). Упражнения для развития ощущения полузевка. Упражнения на развитие резонаторов (твердого неба, грудного, носового, головного).
Текущий контроль: наблюдение и оценка выполнения практического задания.
Тема 2.5 Работа над чистотой интонации и унисоном
Теория. Понятия «Интонация», «Унисон». Координация голоса и слуха. Внутренний слух. Гармонический и мелодический слух. Сольфеджио. Понятие «вокальная маска», «музыкальный слух». Вокальная интонация. Факторы, влияющие на чистоту интонирования. Пение на полузевке в высокое певческой позиции
Практика. Упражнения на развитие интонации. Пение в унисон-соло, ансамбль. Сольфеджирование. Упражнения для развития музыкального слуха, интонационной точности исполнения. Упражнения для развития мышц лица, резонаторов («вокальная маска»). Упражнения для развития полузевка.
Текущий контроль: наблюдение и оценка выполнения практического задания.
Тема 2.6. Певческий звук. Звукообразование. Фразировка
Теория. Понятие «звук». Разновидности звуков (музыкальные, шумовые). Характеристика музыкального звука: высота, громкость, длительность, тембр. Упражнения первого уровня - формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение legato при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.
Практика. Определение на слух. Анализ музыкального материала, фрагментов произведений. Просмотр видеоматериалов по теме.
Текущий контроль: опрос по пройденной теме.
Тема 2.7. Интонационно-фонопедические упражнения
Теория: Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления». Фонопедические упражнения.
Практика. Выполнение фонопедических упражнений. Пение упражнений: на legato и staccato с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса.
Текущий контроль: наблюдение и оценка выполнения практического задания.
Тема 2.8. Пение с элементами двухголосия
Теория. Понятие «двухголосие». Элементы двухголосия в песнях.
Практика. Упражнения для ознакомления с двухголосием: канон, пение в терцию. Разучивание голосов.Работа над партиями.
Текущий контроль: наблюдение и оценка выполнения практического задания.
Тема 2.9 Многоголосие. Ансамблевый строй. Работа над партиями
Теория: Понятие «многоголосие». 2-х и 3- голосие в произведениях.
Практика: Работа по партиям, фрагментам, фразам. Вертикаль и горизонталь. Чистота интервалов. Элементарное многоголосие.
Текущий контроль: наблюдение и оценка выполнения практического задания.
Тема 2.10 Работа над средствами музыкальной выразительности
Теория: Понятие «Музыкальные выразительные средства: громкость, темп, легато, стаккато, артикуляция, ритм (слабая и сильная доля), акцент, пауза, динамика, штрихи, тембр».
Практика: применение средств музыкальной выразительности в исполнении песенного репертуара.
Текущий контроль: просмотр песенных номеров.
Тема 2.11. Звукоусиливающая аппаратура и фонограммы. Пение с микрофоном
Теория. Виды, назначение звукоусиливающей аппаратуры. Микрофон. Назначение микрофона. Составные части (корпус, капсуль с сеткой). Виды микрофонов: студийный, сценический (микрофон-гарнитура, шнуровой и радио). Правила работы с микрофоном. Акустическая система (колонки, усилитель, микшерский пульт, сценические мониторы), её назначение в применении. Стойка для микрофона. Техника исполнения музыкального произведения с использованием акустических колонок (при наличии линии мониторов и их отсутствии). Местоположение исполнителя от линии колонок и мониторов в зависимости от громкости звука, качества звучания вокалиста и акустической аппаратуры в целом. Понятие «фонограмма». Применение. Виды фонограмм: «минус-фонограмма» (запись только аккомпанемента), «фонограмма с бэк-вокалом», «плюс-фонограмма». Сложности, возникающие при исполнении песни под фонограмму.
Практика. Исполнение песен с микрофоном. Работа над исполнением вокальных произведений с использованием акустической системы и микрофона. Работа над минус и плюс - фонограмм». Обучение навыкам работы с микрофонами: шнуровыми и радио.
Текущий контроль: наблюдение и оценка выполнения практического задания.
Раздел 3. Работа над репертуаром
Тема 3.1. Анализ выбранного произведения
Теория. Знакомство с творчеством автора произведения. Содержание, текст, музыкальная форма. Средства выразительности. Сложности в исполнении и их преодоление. Сопровождение.
Практика. Анализ произведения.
Текущий контроль: наблюдение и оценка выполнения практического задания.
Тема 3.2. Работа над текстом и мелодией
Теория. Понятие «текст», особенности работы над ним. Понятие «мелодия». Работа с текстом и звуком в вокальном произведении. Кульминация.
Практика. Работа над произведением. Интонация, фразировка, логические паузы, динамика. Разучивание текста и мелодии. Пение с сопровождением.
Текущий контроль: наблюдение и оценка выполнения практического задания.
Тема 3.3. Работа над интонацией, фразировкой, дикцией и артикуляцией
Теория. Понятие «интонация, фразировка, дикция и артикуляция».
Значение артикуляции в пении. Дикция. Культура речи: выразительность, фразировка, правильные ударения в словах, паузы. Атака звука.
Практика. Упражнения, игры на формирование правильной артикуляции, дикции. Скороговорки с темповым ускорением. Работа с зеркалом. Упражнения для отработки мягкой, твердой, придыхательной атаки звука. Вокальная работа над качественным звучанием и исполнением произведения. Речевая и артикуляционная гимнастика. Логоритмика. Дикция. Культура речи: выразительность, грамотность, орфоэпия.
Текущий контроль: наблюдение и оценка выполнения практического задания.
Тема 3.4. Художественная выразительность исполнения
Теория. Развитие способностей для формирования музыкально-образных представлений, помогающих понимать содержание музыкальных произведений. Работа над эмоциями, внутренней энергией, избавление от психологических и мышечных зажимов. Жестикуляция, мимика исполнителя - основные инструменты передачи настроения и смысла песни.
Практика. Упражнения на формирование базовых навыков грамотного исполнения эстрадного номера.
Текущий контроль: наблюдение и оценка выполнения практического задания.
Тема 3.5. Создание сценического образа. Культура исполнения
Теория. Понятие «Сценический образ», «Культура исполнения».
Практика. Работа над созданием сценического образа: грим, костюмы, свет, сценическое движение. Упражнения и творческие задания на формирование коммуникативной и сценической культуры. Кейсы, квизы, тесты на знание этических норм поведения.
Текущий контроль: наблюдение и оценка выполнения практического задания.
Тема 3.6 Постановка номера
Теория. Выбор репертуара соответственно возрастным и физиологическим возможностям детей. Последовательность в разучивании мелодии, работа над текстом, драматургией песни. Эмоциональность исполнения песенного репертуара. Сценическое движение. Работа с аппаратурой. Реквизит и декорации.
Практика. Работа над сюжетным и художественным воплощением номера.
Текущий контроль: наблюдение и оценка выполнения практического задания.
Тема 3.7 Сольное исполнение
Теория: Понятие «Соло».
Практика: Работа над дыханием и пением на опоре, выразительностью мелодической линии, чистотой интонации, дикцией, артикуляцией, культурой речи. Разучивание мелодии под фортепиано. Работа над мелодией без музыкального сопровождения. Работа с фонограммами (+; -).
Текущий контроль: наблюдение и оценка выполнения практического задания.
Тема 3.8 Ансамблевое исполнение
Теория: Понятие «Ансамбль». Виды ансамблей-дуэты, трио и т.д.
Практика: Работа над дыханием и пением на опоре, выразительностью мелодической линии, чистотой интонации, дикцией, артикуляцией, культурой речи. Разучивание мелодии под фортепиано. Работа над мелодией без музыкального сопровождения. Работа с фонограммами (+; -). Ансамблевый строй. Многоголосие. Сценическое пространство.
Текущий контроль: наблюдение и оценка выполнения практического задания.
Тема 3.9 Работа над сценическим движением
Теория: Понятие «Сценическое движение». Виды и стили. Хореография. Виды сценических движений. Использование различных хореографических элементов. Упражнения на координацию движений под музыку.
Практика: Координация музыки и движения. Метроритм. Исполнение песни с движением, в хореографическом рисунке.
Текущий контроль: наблюдение и оценка выполнения практического задания.
Тема 3.10 Репетиционная работа
Теория: Закрепление теоретических знаний в области вокального искусства и сценографии.
Практика: Работа с фонограммами (+; -). Самоконтроль за певческим дыханием. Работа над средствами музыкальной выразительности песенного репертуара, динамикой, фразировкой, дикцией, «вокальной маской»; над укреплением ровности тембра и звука. Расширение певческого диапазона. Развитие резонаторов. Работа над вокальной техникой, текстом, образом. Работа над эмоциональным исполнением. Освоение пространства на сцене. Работа над дыханием и пением на опоре, над выразительностью мелодической линии. Работа над чистотой интонации, дикцией, артикуляцией, культурой речи. Разучивание мелодии под фортепиано. Работа над мелодией без музыкального сопровождения.
Раздел 4. Итоговая аттестация
Теория: Закрепление теоретических знаний.
Практика. Отчетный концерт обучающихся.
Итоговая аттестация. Наблюдение и оценка исполнения вокальных номеров.
1.4. Планируемые результаты
В процессе обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вокал» обучающиеся приобретают следующие результаты:
Предметные:
-сформированы навыки чистого интонирования, сольного и ансамблевого исполнения;
-приобретены знания в области музыкальной грамоты и теории музыки;
-грамотно применяют средства музыкальной выразительности.
Метапредметные:
-развиты музыкальные способности: слух, память, чувство ритма, координация музыки и движения;
-сформированы навыки самонаблюдения и контроля за результатами своей деятельности.
Личностные:
-освоены навыки сценической и коммуникативной культуры;
-сформирована мотивация на участие в концертной и конкурсной деятельности.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса |
Начало учебного года | 10.09 |
Окончание учебного года | 31.05 |
Продолжительность учебного года | 36 недель |
Режим занятий | 36 часов в год- 1 раз в неделю по 1 часу; 72 часа в год- 2 раза в неделю по 1 часу; 108 часов в год- 3 раза в неделю по 1 часу. |
Входной контроль | 10.09-20.09 |
Текущий контроль | в течение учебного года по разделам (темам) |
Аттестация по итогам освоения программы | 21.05 - 29.05 |
Продолжительность учебных занятий | 45 мин |
Праздничные дни | 04.11, 23.02, 07.01, 08.03, 01.05, 09.05 |
2.2. Учебный план
№ п/п | Наименование раздела | 36 часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Введение | 2 | 2 | 0 |
2 | Вокальное исполнительство | 17 | 8 | 9 |
3 | Работа над репертуаром | 16 | 5 | 11 |
4 | Аттестация по итогам освоения программы | 1 | 0 | 1 |
| Итого | 36 | 15 | 21 |
№ п/п | Наименование раздела | 72 часа |
Всего | Теория | Практика |
1 | Введение | 4 | 2 | 2 |
2 | Вокальное исполнительство | 34 | 17 | 17 |
3 | Работа над репертуаром | 32 | 6 | 26 |
4 | Аттестация по итогам освоения программы | 2 | 1 | 1 |
| Итого | 72 | 27 | 45 |
№ п/п | Наименование раздела | 108 часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Введение | 4 | 2 | 2 |
2 | Вокальное исполнительство | 46 | 18 | 28 |
3 | Работа над репертуаром | 56 | 15 | 41 |
4 | Аттестация по итогам освоения программы | 2 | 1 | 1 |
| Итого | 108 | 36 | 72 |
2.3. Условия реализации программы
Информационное обеспечение
Методика постановки голоса Д.Е. Огороднова. Особенности развития детского голоса на уроке музыки https://infourok.ru/metodika-postanovki-golosa-de-ogorodnova-974873.html;
Сайт материалов для учителя музыки, включая каталог сайтов, нотные архивы, музыкальные энциклопедии: http://muza-live.ucoz.ru/dir/21-1-2;
Сборник статей по вопросам Вокальной педагогики, включая электронный каталог http://libnvkz.ru/catalog/info/elkat14/161838;
Сеть творческих учителей создана для педагогов, интересующихся улучшениями качества обучения при помощи информационно-коммуникационных технологий (ИКТ): https://distant.posidpo.ru/wp/?p=2714;
Основы теории обучения Эстрадному вокалу для детей разного возраста https://infourok.ru/programma-estradniy-vokal-dlya-detey-raznogo-vozrasta-378135.html.
Материально-техническое оснащение
Помещение, соответствующее санитарно-техническим требованиям, оборудованное электромузыкальной и голосовой усилительной аппаратурой (2-3 микрофона),
клавишные инструменты (синтезатор, фортепиано),
колонка,
стол педагога,
стулья (по количеству обучающихся),
ученическая доска,
стойки для микрофонов (2-3 шт.),
свободный доступ или возможность организации занятий на сцене актового зала.
Кадровое обеспечение. Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вокал» осуществляется педагогом дополнительного образования, соответствующим Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 № 652н), имеющим среднее или высшее педагогическое образование в области музыки.
2.4. Формы аттестации
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокал» рассчитана на 1 год и подразумевает аттестацию по итогам освоения программы в конце учебного года в форме отчетного концерта, открытого занятия, опроса по теоретическим знаниям.
Текущий контроль по усвоению теоретического материала и овладению практическими навыками осуществляется регулярно на каждом занятии в ходе устных опросов, бесед, практических заданий, наблюдения.
2.5. Оценочные материалы
Результаты реализации программы отслеживаются при помощи диагностики предметной, метапредметной компетентностей, личностного развития обучающихся, проводимой в начале и конце учебного года.
Критерии | Уровень освоения содержания программы | Методы диагностики |
Низкий | Средний | Высокий |
Предметная компетентность |
Знания о вокальном искусстве в объеме, необходимом и достаточном для исполнит-ва в вокальном коллективе | Имеет отрывочные, недостаточно прочные и не вполне осознанные знания о вокальном искусстве, знания основ вокального исполнения | Имеет недостаточно полные, но при этом прочные и осознанные знания о вокальном искусстве, знания основ вокального исполнения | Имеет полные, прочные и осознанные знания о вокальном искусстве, знания основ вокального исполнения | Опрос, беседа, наблюдение |
Владение навыками вокального исполнит-ва | Умеет петь с чистой интонацией только при пении с мелодией. Не умеет работать с применением звукоусиливающей аппаратуры. Концертно-репетиционная дисциплина не проявляется | Умеет петь с чистой интонацией только ситуативно. Умеет работать с применением звукоусиливающей аппаратуры только при помощи взрослого. Концертно-репетиционная дисциплина проявляется ситуативно | Умеет петь с чистой интонацией. Умеет работать с применением звукоусиливающей аппаратуры в достаточной мере. Концертно-репетиционная дисциплина проявляется всегда | Наблюдение Практическое задание Отчетный концерт |
Представление о профессиях | Не знает о профессиях в области музыкального и вокального искусства | Знает не всю информацию о профессиях в области музыкального и вокального искусства | Знает о профессиях в области музыкального и вокального искусства | Опрос, наблюдение |
Метапредметная компетентность |
Музыкальные способности (слух, память, чувство ритма) | Не может узнать на слух музыку. Ребенок неточно воспроизводит мелодию даже после работы с педагогом. Показывает неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса | Не всегда узнает на слух музыку. Способен точно воспроизводить услышанную мелодию с несколькими ошибками после первого прослушивания и без ошибок после повторного. Воспроизводит ритмический рисунок с 1-2 нарушениями и с помощью голоса (пропевание шепотом) | Узнает на слух музыку, способен точно воспроизводить услышанное после одного прослушивания. Безошибочное воспроизведение метрического рисунка. | Наблюдение при выполнении заданий |
Самонаблюдение, контроль за результатами деятельность | Не умеет слушать и слышать, обижается на критику, не может придумать и выразить сюжет, упрощает до минимума исполнение задачи. Не умеет оценивать качество своей исполнительской деятельности | Отвлекается во время коммуникации, не всегда принимает во внимание мнение педагога. Не всегда умеет оценивать качество своей исполнительской деятельности на основе образца | Умеет слушать и слышать, принимает во внимание мнение других людей, связно рассказывает о замысле, умение выступать перед детьми, защищать свою точку зрения. Умеет оценить качество своей исполнительской деятельности | Опрос, наблюдение |
Личностное развитие |
Ценностное отношение к труду и его результатам | нетрудолюбив, уклоняется от общественных поручений; неуважительно относится к своему и чужому труду и его результатам; допускает порчу имущества | не всегда проявляет трудолюбие, общественные поручения выполняет неохотно; под контролем бережлив к чужому имуществу, относится уважительно только к результатам своего труда | трудолюбив, поручения выполняет охотно; бережлив и уважительно относится к результатам своего и чужого труда | Наблюдение, практические задания |
Мотивация на участие в концертной деятельности | Нет мотивации к концертной деятельности, поет для себя | Участвует только в отчетных концертах, не всегда может довести работу до нужного качества | Активно участвует в концертах и их подготовке, стремится к получению наград, старается улучшить результат, гордится признанием | Достижения обучающихся: грамоты, дипломы |
2.6. Методические материалы
Для реализации данной образовательной программы используются следующие методы обучения:
- игровые методы;
- вербальные методы;
- практические методы;
- наглядные методы.
Программа реализуется в условиях соблюдения следующих педагогических подходов:
индивидуальный подход: педагогический процесс проходит с учетом индивидуальных способностей обучающихся (темперамента, характера, склонностей, интересов и т.д.);
дифференцированный подход: определение конкретным детям задач в соответствии с их личностными характеристиками; постоянный анализ итогов работы; своевременное внесение корректив в методику работы с учетом особенностей каждого ребенка;
опора на положительное в личности и группе: изучение и знание лучших индивидуально-положительных и социально-психологических качеств детей; умелое использование положительного примера; побуждение детей к настойчивому и целенаправленному самоизучению и самовоспитанию; терпеливое их вовлечение в такие виды деятельности, которые позволят им проявить себя с лучшей стороны и вызовут уверенность в себе.
Для освоения программы используются разнообразные формы деятельности:
игровые;
дифференцированные;
дискуссионные;
- тренинги.
Средства обучения:
наглядные;
вербальные;
практические;
информационные.
3. Рабочая программа воспитания
Цель: формирование и развитие у обучающихся системы нравственных, морально-волевых и мировоззренческих установок, способствующих их личностному, гармоничному развитию в соответствии с принятыми социокультурными правилами и нормами, как основы их воспитанности.
Задачи рабочей программы воспитания:
-сформировать элементарные представления о поведенческих навыках в обществе;
-воспитать ценностное отношение к семье, труду, Отечеству.
-освоить основные нормы и традиции общества;
-систематизировать знания о специальностях и профессиях в области искусства и культуры.
Целевые ориентиры воспитания:
-воспитание гражданской идентичности;
-воспитание ориентации на осознанный выбор сферы профессиональных интересов, профессиональной деятельности в российском обществе с учетом личных жизненных планов;
-воспитание уважение к труду, результатам труда, уважения к старшим.
Направления воспитания: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, трудовое/профориентационное.
Формы и методы воспитания:
основной формой воспитания является учебное занятие, в ходе которого наряду с предметным и метапредметным содержанием, обучающиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение, получают опыт деятельности, в которой формируются нравственные ценности.
На практических занятиях обучающиеся осваивают правила поведения в коллективе, правила коммуникации, учатся выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы, учатся понимать эмоции других людей.
Условия организации воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в МАУ ДО «ДТДМ» г. Магнитогорска. Анализ результатов воспитания проводится при помощи метода педагогического наблюдения, в ходе которого оценивается проявление запланированных целевых ориентиров воспитания в практической деятельности детей. Самоанализ обучающихся также дает возможность оценить результаты воспитательной деятельности.
Календарный план воспитательной работы
с обучающимися, родителями
Направление воспитательной деятельности | Мероприятие | Срок проведения | Место проведения |
Духовно-нравственное | Семейные праздники, гостиные | октябрь март май | ДТДМ пр. Ленина,59 |
| Проведение мероприятий в рамках значимых календарных праздников: «День народного единства», «День защитника Отечества», «День Знаний», Международный женский День 8 Марта», «День защиты детей» | в течение года | Площадки города |
| Посвящение в студийцы | сентябрь | ДТДМ пр. Ленина, 59 |
Гражданско-патриотическое | Проведение экскурсий по историческим, памятным местам, достопримечательностям города и других территорий | в течение года | Площадки города |
| Тематические беседы о ЗОЖ, безопасности в сети Интернет, ПДД, культурных традициях народов России. | октябрь | ДТДМ пр. Ленина, 59 |
| Тренинг по формированию этических норм поведения. | сентябрь | ДТДМ пр. Ленина, 59 |
| Квест «Дружба – это по- нашему!» | январь | ДТДМ пр. Ленина, 59 |
| Посещение спектаклей, выставок, музеев, концертов. | ежемесячно | ДТДМ пр. Ленина, 59 |
| Творческие встречи с деятелями культуры и искусства. | октябрь декабрь март | ДТДМ пр. Ленина, 59 |
Трудовое/ профориентационное | Творческие лаборатории «Открытая студия» по обмену опытом с творческими коллективами | ноябрь апрель | ДТДМ пр. Ленина, 59 |
| Мастер-классы от ведущих специалистов в области вокального искусства | октябрь декабрь февраль | ДТДМ пр. Ленина, 59 |
| Профориентационные беседы «Музыка non stop», «Твое призвание-музыкант!» | в течение года | ДТДМ пр. Ленина, 59 |
| Посещение мероприятий в рамках «Открытых дверей» учреждений культуры, учреждений среднего и высшего специального образования. Экскурсии а ОУ и учреждения культуры. | в течение года | на местах |
| Интерактивная игра, опрос, тестирование, тренинг «Я – будущий профессионал» | | ДТДМ пр. Ленина, 59 |
| Лекторий «Формула профессий», «Энциклопедия профессионала», «Я и мой выбор». | 2 раза в год | Площадки города |
| Тематическая экскурсия в городские театры «Закулисье или Посторонним вход разрешён» | март | Театры города |
Планируемые результаты рабочей программы воспитания
-сформированы элементарные представления о поведенческих навыках в обществе;
-воспитано ценностное отношение к семье, труду, Отечеству.
-освоены основные нормы и традиции общества;
-систематизированы знания о специальностях и профессиях в области искусства и культуры.
Список литературы
Перечень нормативных документов:
Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 // Официальное опубликование правовых актов : [сайт]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209270013 (дата обращения: 25.05.2023).
Об образовании в Российской Федерации : Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ: с изм. на 25.12.2023 // КонсультантПлюс : [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.03.2024).
Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации : Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р // Гарант.ру : [сайт]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения: 25.05.2023).
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи : Постановление от 28.09.2020 № 28 // Роспотребнадзор : [сайт]. – URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/files/news/SP2.4.3648-20_deti.pdf (дата обращения 25.05.2023).
Используемая литература:
Далецкий, О. В. Обучение пению. - М., 2011.
Дмитриева, Л.Г., Черноиваненко, Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Емельянов, В.В. Фонопедический метод развития голоса. - Ялуторовск, 2012.
Клитин, С. Эстрада: Проблемы теории, истории и методики. - М., 1986.
Кузьмина, Л. Теория и методика вокального исполнительства. Пермь, 2012.
Овчарова, Р. Технологии образования практического психолога. - М., 2000.
Огородников, Д. Воспитание певца в самодеятельном ансамбле. - М., 1980.
Психология музыки и музыкальных способностей: Хрестоматия / Сост.-ред. А. Тарас. – М.; Мн.: Харвест, 2013.
Ровнер, В. Работа самодеятельного вокального ансамбля. - Сб-П., 1983.
Саульский, Ю. Аранжировка (эстрадная специализация). - М., 1997.
Сафронова, О.Л. Распевки: хрестоматия для вокалистов + CD. СПб: Планета музыки, 2010.
Фридкин, Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М., 1992.
Ховард, Э. Техника пения: Вокал для всех. – М., 2012.
Литература для обучающихся:
Аникеева, З.И., Аникеев, Ф.М. Как развить певческий голос. - Кишинев, “Штиинца”, 2011.
Артоболевская, А. Первая встреча с музыкой. - СПб: Изд. Композитор, 2014.
Крупа-Шушарина, С.В.: Хрестоматия песенок-скороговорок и песенок-вокализов. - Ростов н/Д: Феникс, 2013.
29