СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности: «ЛЕГО – конструирование»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача программы сформировать у дошкольников позгнавательную и исследовательскую деятельность, развить мелкую моторику рук.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности: «ЛЕГО – конструирование»»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 12 «Радуга»







Принята на заседании Утверждаю:

РМО воспитателей Заведующий МДОУ

от " " 2018 г. ________________ /Е.С.Кожина/

Протокол N ____________ " " 2018 г.








Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа технической направленности

«ЛЕГО – конструирование»


в группах для детей 3-го – 7-го года жизни.



Срок реализации 4 года
















Воспитатель: Курдюкова Марина Борисовна








1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа по «ЛЕГО – конструированию» (далее по тексту - дополнительная общеразвивающая программа по «ЛЕГО – конструированию») Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада_общеразвивающего вида № 12 «Радуга» разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.

  • Постановление от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" 0

  • СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).

  • Устав МДОУ.

Образовательная деятельность в МДОУ строится с учетом развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей и интересов, образовательных потребностей участников образовательных отношений, которые так же реализуются через систему дополнительного образования детей.

Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях. В основе разработки использованы рекомендации, а также концептуальные положения методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» Е. В. Фешиной – М.: ТЦ «Сфера», 2012 г.

Дополнительная общеразвивающая программа по «ЛЕГО – конструированию» определяет содержание и организацию дополнительной образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности. Реализуется на государственном языке Российской Федерации. Срок освоения дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы по «ЛЕГО – конструированию» 4 года. Реализуется в форме кружковой работы технической направленности и охватывает детей с 3-х лет до 7 лет.

Содержание программы взаимосвязано с программами по конструированию и развитию речи в дошкольном учреждении. В программе представлены различные разделы, но основными являются:

  • конструирование по образцу,

  • конструирование по модели,

  • конструирование по условиям,

  • конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам,

  • конструирование по замыслу,

  • конструирование по теме.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, используется познавательная и исследовательская деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Объем программы рассчитан на 32 недели, с нагрузкой – 1 раз в неделю. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.

Цель: развитие конструкторских способностей детей.

Задачи:

  • формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;

  • приобщить детей к миру технического изобретательства;

  • развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.

Дополнительная общеобразовательная программа направлена на формирование инициативности, самостоятельности, наблюдательности, любознательности, находчивости и умение работать в коллективе.

Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.   Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты ЛЕГО, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию.  

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «ЛЕГО – конструирование» содержит игры для всех возрастных групп детского сада, проекты совместной деятельности педагога с детьми, содержит перспективное планирование занятий для детей младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп.


Принципы и подходы к формированию дополнительной общеразвивающей программы по «ЛЕГО – конструированию».

В основу программы заложены следующие основные педагогические принципы:

  • Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.

  • Принцип научной обоснованности и практической применимости.

  • Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

  • Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.


Подходы к формированию дополнительной общеразвивающей программы «ЛЕГО – конструирование».

  • Реализация дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка.

  • Поддержка инициативы ребенка в детской деятельности;

  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

  • Учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста.


Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы по «ЛЕГО – конструированию».

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

  • у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;

  • у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов;

  • ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу;

  • ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения;

  • ребенок овладевает умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои;

  • ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;

  • знает правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов.

  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;


  1. Содержательный раздел.

    1. Содержание, формы, способы, методы и средства образовательной деятельности по освоению дополнительной Программы.

Дополнительная общеразвивающая программа «ЛЕГО – конструирование» состоит из обязательной части.

Дополнительный образовательный процесс МДОУ детского сада № 12 «Радуга» выстроен в соответствии с Методическим пособием «ЛЕГО-конструирование в детском саду» Е. В. Фешина – М., ТЦ «Сфера», 2012 и направлен на развитие ребенка в пяти образовательных областях.

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

- Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает:

- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- Формирование познавательных действий, становление сознания;

- Развитие воображения и творческой активности;

- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.


Речевое развитие включает:

- Владение речью как средством общения и культуры;

- Обогащение активного словаря;

- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- Развитие речевого творчества;


Художественно-эстетическое развитие предполагает:

- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы;

- Становление эстетического отношения к окружающему миру;

- Формирование элементарных представлений о видах искусства;

- Реализацию самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей.


Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

- Способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму;

- Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.


Формы организации детей по всем образовательным областям: групповая, подгрупповая, индивидуальная.


Виды организации детей: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьями воспитанников.


Виды детской деятельности

Формы работы

Двигательная

игровые упражнения;

Игровая

сюжетные игры; развивающие игры; дидактические игры;

режиссер­ские игры.

Изобразительная

мастерская по изготовлению продуктов детского творчества; реализация проектов

Коммуникативная

беседа; ситуативный разговор; составление и отгадывание загадок; сюжетные игры; общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Самообслуживание и элементарный труд (в помещении и на улице)

совместные действия; дежурство; поручение; задания.

Познавательно-исследовательская

решение проблемных ситуаций; проектирование решения проблемы; моделирование; реализация проекта; познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного мате­риала, музыкального сопровождения, художественного слова, раз­вивающих игр упражнений, заданий); исследования объектов окружающего мира; посещение гостей;

Конструирование

конструирование из различного материала: конструкторы, модули. конструирование по образцу; конструирование по модели; конструирование по условиям; конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам; конструирование по замыслу; конструирование по теме.











































Организация, содержание и методы обучения конструированию

Младшая группа

Первое полугодие:

- учить называть детали ЛЕГО-конструктора (кирпичик, большой, поменьше, маленький, клювик, горка, мостик и др.);

- учить простейшему анализу сооруженных построек (выделять форму, величину, цвет деталей);

- выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями (ворота для машины);

- сравнивать предметы по длине и ширине;

- обогащать речь словосочетаниями (дорожка красного цвета длинная (широкая));

- конструировать по образцу и условиям;

- различать по цвету и форме;

- развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий.

Второе полугодие:

- познакомить с новыми деталями ЛЕГО-конструктора (основа машины, полукруг, овал);

- учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное решение;

- оформлять свой замысел путем предварительного называния будущей постройки;

- развивать и поддерживать замысел в процессе развертывания конструктивной деятельности, помогать его осуществлять;

- формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу.


Перспективное планирование в младшей группе.


Месяц

Тема

Цели

Октябрь

Знакомство с ЛЕГО-конструктором

Познакомить с ЛЕГО-конструктором (кирпичик, лапка, клювик).

Закреплять знания цвета и формы.

Башенка, мост

Учить строить простейшие постройки.

Формировать бережное отношение к конструктору.

Мы в лесу построим дом

Развивать творческое воображение.

Учить подражать звукам и движениям персонажей (медведя, лисы, зайца).

Учить строить дом из ЛЕГО-конструктора.

Разные домики

Закреплять умение строить домики.

Ноябрь

Мебель для комнаты

Развивать способности выделять в предметах их функциональные части.

Учить анализировать образец.

Мебель для кухни

Закреплять умение строить мебель.

Запоминать название предметов мебели.

Печка

Познакомить с русской печкой.

Развивать воображение, фантазию.

Учить строить печку из конструктора.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Декабрь

Утята в озере

Учить внимательно слушать стихотворение.

Строить из конструктора утят.

Волшебные рыбки

Рассказать о рыбках.

Учить строить рыб из конструктора

Мостик через речку

Учить строить мостик, точно соединять строительные детали.

Конструирование по замыслу.

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Январь

Построим загон для коров

Закреплять понятия «высокий», «низкий».

Учить выполнять задания по условиям.

Развивать творчество, воображение, фантазию.

Грузовая машина

Учить создавать простейшую модель грузовой машины.

Выделять основные части и детали.

Домик фермера

Формировать обобщенные представления о домах. Учить сооружать постройки с перекрытиями, делать их прочными.

Развивать умение выделять части (стены, пол, крыша, окно, дверь).

Познакомить с понятием «фундамент».

Мельница

Рассказать о мельнице.

Развивать воображение, фантазию.

Февраль

Машина с прицепом

Учить строить машину с прицепом.

Развивать навыки конструирования.

Пожарная машина

Познакомить с профессией пожарного.

Учить строить пожарную машину.

Кораблик

Рассказать о кораблях.

Учить строить более сложную постройку.

Развивать внимание, навыки конструирования.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Март

Детская площадка

Показать детскую площадку.

Построить песочницу, лесенки.

Горка для ребят

Продолжать знакомить с детской площадкой.

Развивать память и наблюдательность.

Все работы хороши

Познакомить с разными профессиями (врач, полицейский, дворник).

Учить отличать их по внешнему виду.

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Апрель

Ракета

Рассказать о космосе.

Учить строить ракету.

Луноход

Рассказать о луноходе.

Учить строить из деталей конструктора.

Космонавты

Продолжать знакомить с космосом.

Учить строить космонавтов из мелких деталей.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Май

Животные в зоопарке

Рассказать о зоопарке.

Учить строить утку, слона.

Вольер для тигров и львов

Учить всем вместе строить одну поделку.

Крокодил

Продолжать знакомить с зоопарком.

Учить строить крокодила.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

В результате освоения программы ребенок может:

знать

  • основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, трехгранные призмы);

  • основные приемы конструирования;

  • основные цвета

уметь

  • изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину

  • соединять детали ЛЕГО-конструктора,

  • обыгрывать постройки, объединять их по сюжету

иметь представление

  • о простейшем анализе созданных построек

  • о вариантах создания вариантов конструкций, при добавлении других деталей.






























Средняя группа.

Первое полугодие:

- расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования;

- использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных моделей и схем;

- учить определять изображенный на схеме предмет, указывать его функцию;

- формировать представление, что схема несет информацию не только о том, какой предмет на ней изображен, но и какой материал необходим для создания конструкции по схеме, а также о способе пространственного расположения деталей и их соединения;

- учить сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;

- формировать умение строить по схеме;

- учить сооружать постройки с перекрытиями, делать постройку прочной, точно соединять детали между собой;

- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание;

- развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Второе полугодие:

- закреплять умение анализировать конструктивную и графические модели;

- учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых она предназначается;

- правильно называть детали ЛЕГО-конструктора (кирпичик, клювик, горка, овал, кирпичик с колесами и др.);

- продолжать закреплять умение соотносить реальную конструкцию со схемой;

- учить заранее обдумывать назначение будущей постройки, намечать цель деятельности;

- сравнивать полученную постройку с задуманной;

- развивать способность к контролю за качеством и результатом работы.


Перспективное планирование в средней группе.


Месяц

Тема

Цели

Октябрь

Башня, мост

Закреплять навыки полученные в младшей группе, и приемы построек снизу вверх.

Учить строить простейшие постройки.

Формировать бережное отношение к конструктору.

Веселые утята

Разучивать стихотворение про утят.

Строить из конструктора утят, используя различные детали.

Красивые рыбки

Уточнять и расширять представления о рыбах.

Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Учить строить морских обитателей.

Гусенок

Учить строить из конструктора гусенка.

Ноябрь

Улитка

Учить строить улитку.

Воспитывать добрые отношения.

Развивать память, мышление, внимание.

Большие и маленькие пирамидки

Учить строить разные пирамидки.

Развивать внимание, мелкую моторику рук.

Учить бережно относиться к конструктору.

Ворота для заборчика

Учить строить ворота для заборчика.

Аккуратно и крепко скреплять детали ЛЕГО-конструктора.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Декабрь

Лесной домик

Учить строить дом.

Распределять детали ЛЕГО-конструктора правильно.

Развивать творческое воображение, навыки конструирования.

Мебель

Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части.

Учить анализировать образец.

Русская печь

Рассказать о русской печке.

Развивать воображение, фантазию.

Учить строить печку из конструктора.

Конструирование по замыслу.

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Январь

Загон для коров и лошадей

Учить строить загоны по условиям.

Развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую моторику рук.

Грузовик

Учить строить различные машины, используя детали ЛЕГО-конструктора.

Дом фермера

Учить строить большой дом для фермера.

Развивать фантазию и творчество.

Учить доводить начатое дело до конца.

Мельница

Учить строить мельницу.

Развивать воображение, фантазию.

Февраль

Знакомство со светофором

Учить слушать сказку.

Рассказать о светофоре.

Закреплять навыки конструирования.

Продолжение знакомства со светофором

Продолжать знакомить со светофором.

Учить правила дорожного движения.

Строить проезжую часть и надземный переход.

Робот

Познакомить с игрушкой робот.

Учить строить из ЛЕГО-конструктора.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Март

Мы едем в зоопарк

Учить отличать хищников от травоядных животных.

Слон

Учить строить слона.

Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.

Обезьяна

Учить строить обезьяну.

Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Апрель

Ракета, космонавты

Рассказать о космических ракетах и космонавтах.

Учить строить ракету и космонавтов.

Грузовая машина с прицепом

Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить ее элементы с частями предмета.

Корабли

Дать обобщенное представление о кораблях.

Учить способам конструирования.

Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек.

Поезд

Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными частями поезда.

Развивать фантазию, воображение.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Май

Разные профессии

Рассказать о некоторых профессиях (фермер, доярка, повар, водитель).

Пожарная машина

Рассказать о работниках пожарной части.

Учить строить из конструктора пожарную часть и пожарную машину.

Развивать творчество и логическое мышление.

Учить понимать нужность профессии.

Самолет

Рассказать о профессии летчика.

Учить строить самолет, выделяя функциональные части. Развивать интерес и творчество.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

В результате освоения программы ребенок может:

знать

  • строительные детали (пластина, кирпичик, колесо, специальные элементы: рамы, двери, оградки)

  • конструктивные свойства строительных деталей (устойчивость, форма, величина)

уметь

  • выделять части разных видов транспорта, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части

  • устанавливать ассоциативные связи

  • анализировать образец постройки

  • самостоятельно изменять постройки

  • соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции

иметь представление

  • о различных зданиях и сооружениях вокруг их домов, детского сада.

  • о простейших архитектурных формах
















Старшая группа:

Первое полугодие:

- закреплять приобретенные в средней группе умения;

- развивать наблюдательность, уточнять представления о форме предметов и их частей, их пространственном расположении. Относительной величине, различии и сходстве;

- развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно;

- учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, чертежей, фотографий;

- продолжать знакомить с новыми деталями;

- добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи;

- учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять ее общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом.

Второе полугодие:

- учить работать с мелкими деталями;

- создавать более сложные постройки;

- работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки;

- учить рассказывать о постройке других воспитанников;

- самостоятельно распределять обязанности;

- учить помогать товарищам в трудную минуту;

- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;

- формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями;

- направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций.


Перспективное планирование в старшей группе

Месяц

Тема

Цели

Октябрь

Дом лесника

Учить строить большой дом для лесника.

Разные домики

Учить строить домики разной длины и величины.

Кафе

Учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу.

Конструирование по замыслу.

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Ноябрь

Плывут корабли

Рассказать о водном транспорте.

Учить строить корабли.

Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук.

Катер

Учить выделять в постройке ее функциональные части (борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы).

Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части.

Обогащать речь обещающими понятиями: «водный, речной, морской транспорт».

Пароход

Закреплять знания о водном транспорте.

Закреплять навыки конструирования.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Декабрь

Зоопарк

Закреплять представления о многообразии животного мира.

Развивать способность анализировать, делать выводы.

Слон

Учить строить слона из ЛЕГО-конструктора.

Развивать творческие навыки и терпение.

Верблюд

Учить строить верблюда.

Конструирование по замыслу.

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Январь

Домашние животные

Учить строить собаку и кошку.

Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук.

Дети

Учить строить девочку и мальчика из большого ЛЕГО-конструктора «Дупло».

Дом фермера

Учить находить материал для постройки.

Конструирование по замыслу.

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Февраль

Грузовой автомобиль

Учить создавать сложную постройку грузовой машины из ЛЕГО-конструктора.

Учить правильно соединять детали.

Пожарная часть

Рассказать о профессии пожарного.

Учить строить пожарную машину и пожарную часть.

Выучить телефон пожарной части.

Самолет

Закреплять знания о профессии летчика.

Учить строить самолет по схеме.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Март

Поезд мчится

Учить строить шпалы разными способами по схемам и поезд по образцу.

Беседка

Закреплять представления о назначении и строении беседок, об их частях (крыша, колонны).

Учить строить беседку.

Пастбище

Уточнять и закреплять знания о домашних животных, их назначении и пользе для человека.

Воспитывать любознательность.

Учить строить загоны для домашних животных разными способами.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Апрель

Ракета, космонавты

Рассказать о первом космонавте нашей страны.

Учить строить ракету из ЛЕГО-конструктора по карточке.

Светофор, регулировщик

Закреплять знания о светофоре.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Робот

Показать игрушку робот.

Учить строить робота.

Речные рыбки

Учить строить рыб из ЛЕГО-конструктора.

Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук.

Май

Аквариум

Познакомить с обитателями аквариума.

Учить строить аквариум.

Лабиринт

Познакомить с плоскостным конструированием.

Развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук.

Попугай

Продолжать знакомить с плоскостным конструированием.

Развивать внимание, мелкую моторику рук.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

В результате освоения программы ребенок может:

знать

  • основные части и характерные детали конструкций.

  • новые детали: (отвертки, встроенные винты, катушки, ролики, зубчатые колеса, рычаги)

уметь

  • устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни

  • анализировать сделанные модели и постройки

  • создавать разнообразные постройки, конструкции, модели

  • заменять одни детали другими

  • строить по схеме, по инструкции

  • самостоятельно подбирать необходимый строительный материал

  • работать коллективно.

иметь представление

  • о вариантах конструкции и постройки одного и того же объекта, модели

  • о способах различных конструктивных решений и планировании создания собственной постройки, модели, конструкции























Подготовительная к школе группа.

Первое-второе полугодие:

- закреплять навыки, полученные в старшей группе;

- обучать конструированию по графической модели;

- учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей постройки, строительного материала и возможности размещения конструкции в пространстве;

- учить работать в группе (внимательно относиться друг к другу, договариваться о совместной работе, распределять обязанности, планировать общую работу, действовать согласно договору, плану, конструировать в соответствии с общим решением).


Перспективное планирование в подготовительной группе

Месяц

Тема

Цели

Октябрь

Грузовик везет кирпичи

Учить строить по карточке, находить различия и сходства в схемах.

Учить рассказывать о проделанной работе.

Корабль

Закреплять навыки конструирования.

Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек.

Аэропорт

Учить строить разные самолеты по схемам.

Развивать глазомер, навыки конструирования.

Конструирование по замыслу.

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Ноябрь

Многоэтажные дома

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Формировать обобщенные представления о домах.

Магазины

Закреплять названия магазинов, их виды.

Детский сад

Учить строить детский сад.

Развивать память и внимание.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Декабрь

Животные на ферме

Уточнять и закреплять знания о домашних животных, об их назначении и пользе для человека.

Овечка

Вызвать положительные эмоции от стихотворений о животных В. Степанова: «Кошка», «Петух», «Овечка».

Закреплять знания о домашних животных.

Учить строить животных.

Дом фермера

Закреплять навыки строить по схемам.

Учить строить двухэтажный дом фермера из ЛЕГО-конструктора.

Конструирование по замыслу.

Закреплять полученные навыки.

Учить строить по замыслу.

Развивать творчество, навыки конструирования.

Январь

Качели

Учить строить сложную постройку из ЛЕГО-конструктора.

Карусели

Продолжать учить строить сложную постройку из ЛЕГО-конструктора.

Беседка для ребят

Учить строить беседку, которая находится на участке детского сада по памяти.

Развивать память , навыки конструирования.

Горка

Учить определять состав деталей конструктора, особенности их формы, размера и расположения.

Февраль

Городской транспорт

Закреплять знания о городском транспорте.

Развивать наблюдательность, внимание, память.

Учить строить автобус.

Светофор

Закреплять знания о светофоре.

Знакомство с дорожными знаками

Познакомить с дорожными знаками.

Учить строить дорожные знаки на плите.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Март

Играем в зоопарк

Закреплять знания о работниках зоопарка и его обитателях.

Слон

Учить строить слона с большим хоботом из лего-конструктора.

Развивать творческие навыки и терпение.

Верблюд

Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.

Учить строить одно- и двугорбых верблюдов.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Апрель

Ракета, космонавты

Закрепить знания о первом космонавте Ю. Гагарине.

Учить строить ракеты.

Космический корабль

Рассказать о космическом корабле.

Учить строить космический корабль.

Луноход

Рассказать о луноходе.

Учить строить луноход из деталей конструктора.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Май

Паровоз везет товары

Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными составными частями поезда.

Развивать фантазию, воображение.

Станция

Продолжать знакомить с железной дорогой.

Учить строить станцию для паровозиков.

Дома на нашей улице.

Закреплять умение строить домики.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

В результате освоения программы ребенок может:

знать

  • детали наиболее подходящие для постройки

  • способы их комбинирования

уметь

  • самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений.

  • работать коллективно

  • сооружать различные конструкции одного и того же объекта, механической модели в соответствии с их назначением

иметь представление

  • о конструкции объекта, механической модели и его функциональном назначении

  • о различных видах наборов ЛЕГО

  • о создании проектов с помощь мультимедийного контента

  • планировать процесс возведения постройки

  • сооружать постройки, объединенные общей темой

  • создавать различные модели: по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу работы с ними, с помощью интерактивных средств.










































Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

Дополнительный образовательный процесс в детском саду предусматривает решение программных образовательных задач в рамках непосредственно образовательной деятельности и включает в себя:

- совместную взросло-детскую (партнерскую) деятельность;

- свободную самостоятельную деятельность детей.

Дополнительный образовательный процесс в ДОУ строится:

- на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальном развитии всех специфических детских видов деятельности и, в первую очередь, игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника

Особенности организации дополнительного образовательного процесса в группах для детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет).

- индивидуального подхода к каждому ребенку;

- индивидуализации образовательного процесса;

Требования к знаниям, умениям и навыкам детей по отдельным видам деятельности определяются, общим психическим развитием, понимаемым как становление деятельности, сознания и личности ребёнка, необходимым условием которого является развивающее обучение детей 3-5 лет.

Особенности организации дополнительного образовательного процесса в группах для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Педагогический процесс предполагает, что дети старшего дошкольного возраста познают в ходе активного исследования окружающего предметного мира, взаимодействия с взрослыми, другими детьми и материалами. Доминирующую роль в педагогическом процессе занимает общение, игра, экспериментально-поисковая деятельность, труд, сотрудничество с взрослыми и сверстниками.

Система работы с детьми с высоким уровнем интеллектуальных и творческих способностей.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является соз­дание условий, способствующих формированию их творческих способностей.


Виды

одаренности

Составляющие

Как проявляются

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому

Способности к обучению

Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

Творческая

одаренность

Конструкторская одаренность

Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты

Лидерская одаренность

Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию


При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного

детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета

способностей, одаренности.

Такими условиями являются:

  • наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;

  • наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;

  • создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;

  • наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;

  • введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;

  • использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,

  • занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,

  • работа кружков, развивающих творческую направленность ребенка;

  • участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества

  • тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей.

Система работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогический процесс направлен на то, чтобы социально адаптировать ребёнка с проблемами в развитии и его семью к дальнейшей интеграции в общество. Работа с данными детьми строиться по следующему алгоритму:

  • анализ ресурсов образовательного учреждения и семьи,

  • составление плана индивидуального сопровождения ребёнка и его семьи,

  • организация совместной деятельности в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах.


3. Методические материалы и средства обучения.


Социально-коммуникативное направление развития детей

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»

Л. С. Римашевская «Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников» - М., Центр педагогического образования, 2007

Е. М. Фадеева «Развитие навыков сотрудничества у дошкольников» - Нытва, 2008

Е. С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ» - М., Сфера, 2006

В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова «Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет» - М., Центр педагогического образования, 2012

В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова «Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста» - М., Центр педагогического образования, 2012

В. А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников» - М., Центр педагогического образования, 2012

Познавательное направление развития детей

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»

Т. И. Ерофеева «Сказки для любознательных» (все возрастные группы) - М., Просвещение, 2012

В. Н. Журавлева «Проектная деятельность старших дошкольников» - Волгоград: Учитель, 2011

Речевое направление развития детей

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»

О. А. Бизикова Развитие диалогической речи дошкольников в игре - М. «Скрипторий», 2008

А. В. Чулкова Формирование диалога у дошкольников - Ростов-на-Дону, Феникс, 2008

Л. В. Чернецкая Развитие коммуникативных способностей у дошкольников - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005

Л. Г. Парамонова Стихи для развития речи - С-П., Дельта, 2005

Художественно-эстетическое направление развития детей

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»

Т. И. Гризик «Умелые пальчики» 5-7 лет - М., Просвещение, 2012


Физическое направление развития детей

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3- 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010

Оснащение и оборудование методического кабинета и музыкально-спортивного зала, групп

Оборудование для конструктивной деятельности в группе

1.КОЛБИ БЛОК -3

2.Юный конструктор «ОГОНЕК»-1

3.Конструктор «ДЕРЕВЯННАЯ ИГРУШКА»-5

4.ПЛАСТМАССОВЫЙ КОНСТРУКТОР (геометрические фигуры)-3

5.ЛЕГО (пластмассовое)-4

6.КОНСТРУКТОР «ТОМИК» (геометрические фигуры-65 деталей) -50

7.КОНСТРУКТОР «ДЕРЕВЯННЫЙ СТРОИТЕЛЬ» (геометрические фигуры)-3



4. Оформление плана занятий.


N п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика









5. Оформление журнала занятий.


N п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля













Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 12 «Радуга»




Принята на заседании Утверждаю:

РМО воспитателей Заведующий МДОУ

от " " 2018 г. ________________ /Е.С.Кожина/

Протокол N ____________ " " 2018 г.












Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа технической направленности

«ЛЕГО – конструирование»



Подготовительная к школе группа













Воспитатель: Курдюкова Марина Борисовна









2018год.


43



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!