Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 12 «Радуга»
Принята на заседании Утверждаю:
РМО воспитателей Заведующий МДОУ
от " " 2018 г. ________________ /Е.С.Кожина/
Протокол N ____________ " " 2018 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа технической направленности
«ЛЕГО – конструирование»
в группах для детей 3-го – 7-го года жизни.
Срок реализации 4 года
Воспитатель: Курдюкова Марина Борисовна
1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа по «ЛЕГО – конструированию» (далее по тексту - дополнительная общеразвивающая программа по «ЛЕГО – конструированию») Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада_общеразвивающего вида № 12 «Радуга» разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
Постановление от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" 0
СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
Устав МДОУ.
Образовательная деятельность в МДОУ строится с учетом развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей и интересов, образовательных потребностей участников образовательных отношений, которые так же реализуются через систему дополнительного образования детей.
Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях. В основе разработки использованы рекомендации, а также концептуальные положения методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» Е. В. Фешиной – М.: ТЦ «Сфера», 2012 г.
Дополнительная общеразвивающая программа по «ЛЕГО – конструированию» определяет содержание и организацию дополнительной образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности. Реализуется на государственном языке Российской Федерации. Срок освоения дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы по «ЛЕГО – конструированию» 4 года. Реализуется в форме кружковой работы технической направленности и охватывает детей с 3-х лет до 7 лет.
Содержание программы взаимосвязано с программами по конструированию и развитию речи в дошкольном учреждении. В программе представлены различные разделы, но основными являются:
конструирование по образцу,
конструирование по модели,
конструирование по условиям,
конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам,
конструирование по замыслу,
конструирование по теме.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, используется познавательная и исследовательская деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Объем программы рассчитан на 32 недели, с нагрузкой – 1 раз в неделю. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
Цель: развитие конструкторских способностей детей.
Задачи:
формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
приобщить детей к миру технического изобретательства;
развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.
Дополнительная общеобразовательная программа направлена на формирование инициативности, самостоятельности, наблюдательности, любознательности, находчивости и умение работать в коллективе.
Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты ЛЕГО, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию.
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «ЛЕГО – конструирование» содержит игры для всех возрастных групп детского сада, проекты совместной деятельности педагога с детьми, содержит перспективное планирование занятий для детей младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп.
Принципы и подходы к формированию дополнительной общеразвивающей программы по «ЛЕГО – конструированию».
В основу программы заложены следующие основные педагогические принципы:
Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
Принцип научной обоснованности и практической применимости.
Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Подходы к формированию дополнительной общеразвивающей программы «ЛЕГО – конструирование».
Реализация дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка.
Поддержка инициативы ребенка в детской деятельности;
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы по «ЛЕГО – конструированию».
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов;
ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу;
ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения;
ребенок овладевает умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои;
ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;
знает правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов.
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
Содержательный раздел.
Содержание, формы, способы, методы и средства образовательной деятельности по освоению дополнительной Программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «ЛЕГО – конструирование» состоит из обязательной части.
Дополнительный образовательный процесс МДОУ детского сада № 12 «Радуга» выстроен в соответствии с Методическим пособием «ЛЕГО-конструирование в детском саду» Е. В. Фешина – М., ТЦ «Сфера», 2012 и направлен на развитие ребенка в пяти образовательных областях.
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
- Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает:
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- Формирование познавательных действий, становление сознания;
- Развитие воображения и творческой активности;
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает:
- Владение речью как средством общения и культуры;
- Обогащение активного словаря;
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- Развитие речевого творчества;
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы;
- Становление эстетического отношения к окружающему миру;
- Формирование элементарных представлений о видах искусства;
- Реализацию самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
- Способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму;
- Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Формы организации детей по всем образовательным областям: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Виды организации детей: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьями воспитанников.
Виды детской деятельности | Формы работы |
Двигательная | игровые упражнения; |
Игровая | сюжетные игры; развивающие игры; дидактические игры; режиссерские игры. |
Изобразительная | мастерская по изготовлению продуктов детского творчества; реализация проектов |
Коммуникативная | беседа; ситуативный разговор; составление и отгадывание загадок; сюжетные игры; общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. |
Самообслуживание и элементарный труд (в помещении и на улице) | совместные действия; дежурство; поручение; задания. |
Познавательно-исследовательская | решение проблемных ситуаций; проектирование решения проблемы; моделирование; реализация проекта; познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий); исследования объектов окружающего мира; посещение гостей; |
Конструирование | конструирование из различного материала: конструкторы, модули. конструирование по образцу; конструирование по модели; конструирование по условиям; конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам; конструирование по замыслу; конструирование по теме. |
Организация, содержание и методы обучения конструированию
Младшая группа
Первое полугодие:
- учить называть детали ЛЕГО-конструктора (кирпичик, большой, поменьше, маленький, клювик, горка, мостик и др.);
- учить простейшему анализу сооруженных построек (выделять форму, величину, цвет деталей);
- выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями (ворота для машины);
- сравнивать предметы по длине и ширине;
- обогащать речь словосочетаниями (дорожка красного цвета длинная (широкая));
- конструировать по образцу и условиям;
- различать по цвету и форме;
- развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий.
Второе полугодие:
- познакомить с новыми деталями ЛЕГО-конструктора (основа машины, полукруг, овал);
- учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное решение;
- оформлять свой замысел путем предварительного называния будущей постройки;
- развивать и поддерживать замысел в процессе развертывания конструктивной деятельности, помогать его осуществлять;
- формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу.
Перспективное планирование в младшей группе.
Месяц | Тема | Цели |
Октябрь | Знакомство с ЛЕГО-конструктором | Познакомить с ЛЕГО-конструктором (кирпичик, лапка, клювик). Закреплять знания цвета и формы. |
Башенка, мост | Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору. |
Мы в лесу построим дом | Развивать творческое воображение. Учить подражать звукам и движениям персонажей (медведя, лисы, зайца). Учить строить дом из ЛЕГО-конструктора. |
Разные домики | Закреплять умение строить домики. |
Ноябрь | Мебель для комнаты | Развивать способности выделять в предметах их функциональные части. Учить анализировать образец. |
Мебель для кухни | Закреплять умение строить мебель. Запоминать название предметов мебели. |
Печка | Познакомить с русской печкой. Развивать воображение, фантазию. Учить строить печку из конструктора. |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Декабрь | Утята в озере | Учить внимательно слушать стихотворение. Строить из конструктора утят. |
Волшебные рыбки | Рассказать о рыбках. Учить строить рыб из конструктора |
Мостик через речку | Учить строить мостик, точно соединять строительные детали. |
Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Январь | Построим загон для коров | Закреплять понятия «высокий», «низкий». Учить выполнять задания по условиям. Развивать творчество, воображение, фантазию. |
Грузовая машина | Учить создавать простейшую модель грузовой машины. Выделять основные части и детали. |
Домик фермера | Формировать обобщенные представления о домах. Учить сооружать постройки с перекрытиями, делать их прочными. Развивать умение выделять части (стены, пол, крыша, окно, дверь). Познакомить с понятием «фундамент». |
Мельница | Рассказать о мельнице. Развивать воображение, фантазию. |
Февраль | Машина с прицепом | Учить строить машину с прицепом. Развивать навыки конструирования. |
Пожарная машина | Познакомить с профессией пожарного. Учить строить пожарную машину. |
Кораблик | Рассказать о кораблях. Учить строить более сложную постройку. Развивать внимание, навыки конструирования. |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Март | Детская площадка | Показать детскую площадку. Построить песочницу, лесенки. |
Горка для ребят | Продолжать знакомить с детской площадкой. Развивать память и наблюдательность. |
Все работы хороши | Познакомить с разными профессиями (врач, полицейский, дворник). Учить отличать их по внешнему виду. Воспитывать уважение к труду взрослых. |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Апрель | Ракета | Рассказать о космосе. Учить строить ракету. |
Луноход | Рассказать о луноходе. Учить строить из деталей конструктора. |
Космонавты | Продолжать знакомить с космосом. Учить строить космонавтов из мелких деталей. |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Май | Животные в зоопарке | Рассказать о зоопарке. Учить строить утку, слона. |
Вольер для тигров и львов | Учить всем вместе строить одну поделку. |
Крокодил | Продолжать знакомить с зоопарком. Учить строить крокодила. |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
В результате освоения программы ребенок может: |
знать | основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, трехгранные призмы); основные приемы конструирования; основные цвета |
уметь | изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину соединять детали ЛЕГО-конструктора, обыгрывать постройки, объединять их по сюжету |
иметь представление | о простейшем анализе созданных построек о вариантах создания вариантов конструкций, при добавлении других деталей. |
Средняя группа.
Первое полугодие:
- расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования;
- использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных моделей и схем;
- учить определять изображенный на схеме предмет, указывать его функцию;
- формировать представление, что схема несет информацию не только о том, какой предмет на ней изображен, но и какой материал необходим для создания конструкции по схеме, а также о способе пространственного расположения деталей и их соединения;
- учить сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;
- формировать умение строить по схеме;
- учить сооружать постройки с перекрытиями, делать постройку прочной, точно соединять детали между собой;
- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание;
- развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Второе полугодие:
- закреплять умение анализировать конструктивную и графические модели;
- учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых она предназначается;
- правильно называть детали ЛЕГО-конструктора (кирпичик, клювик, горка, овал, кирпичик с колесами и др.);
- продолжать закреплять умение соотносить реальную конструкцию со схемой;
- учить заранее обдумывать назначение будущей постройки, намечать цель деятельности;
- сравнивать полученную постройку с задуманной;
- развивать способность к контролю за качеством и результатом работы.
Перспективное планирование в средней группе.
Месяц | Тема | Цели |
Октябрь | Башня, мост | Закреплять навыки полученные в младшей группе, и приемы построек снизу вверх. Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору. |
Веселые утята | Разучивать стихотворение про утят. Строить из конструктора утят, используя различные детали. |
Красивые рыбки | Уточнять и расширять представления о рыбах. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Учить строить морских обитателей. |
Гусенок | Учить строить из конструктора гусенка. |
Ноябрь | Улитка | Учить строить улитку. Воспитывать добрые отношения. Развивать память, мышление, внимание. |
Большие и маленькие пирамидки | Учить строить разные пирамидки. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Учить бережно относиться к конструктору. |
Ворота для заборчика | Учить строить ворота для заборчика. Аккуратно и крепко скреплять детали ЛЕГО-конструктора. |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Декабрь | Лесной домик | Учить строить дом. Распределять детали ЛЕГО-конструктора правильно. Развивать творческое воображение, навыки конструирования. |
Мебель | Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец. |
Русская печь | Рассказать о русской печке. Развивать воображение, фантазию. Учить строить печку из конструктора. |
Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Январь | Загон для коров и лошадей | Учить строить загоны по условиям. Развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую моторику рук. |
Грузовик | Учить строить различные машины, используя детали ЛЕГО-конструктора. |
Дом фермера | Учить строить большой дом для фермера. Развивать фантазию и творчество. Учить доводить начатое дело до конца. |
Мельница | Учить строить мельницу. Развивать воображение, фантазию. |
Февраль | Знакомство со светофором | Учить слушать сказку. Рассказать о светофоре. Закреплять навыки конструирования. |
Продолжение знакомства со светофором | Продолжать знакомить со светофором. Учить правила дорожного движения. Строить проезжую часть и надземный переход. |
Робот | Познакомить с игрушкой робот. Учить строить из ЛЕГО-конструктора. |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Март | Мы едем в зоопарк | Учить отличать хищников от травоядных животных. |
Слон | Учить строить слона. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. |
Обезьяна | Учить строить обезьяну. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Апрель | Ракета, космонавты | Рассказать о космических ракетах и космонавтах. Учить строить ракету и космонавтов. |
Грузовая машина с прицепом | Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить ее элементы с частями предмета. |
Корабли | Дать обобщенное представление о кораблях. Учить способам конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек. |
Поезд | Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными частями поезда. Развивать фантазию, воображение. |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Май | Разные профессии | Рассказать о некоторых профессиях (фермер, доярка, повар, водитель). |
Пожарная машина | Рассказать о работниках пожарной части. Учить строить из конструктора пожарную часть и пожарную машину. Развивать творчество и логическое мышление. Учить понимать нужность профессии. |
Самолет | Рассказать о профессии летчика. Учить строить самолет, выделяя функциональные части. Развивать интерес и творчество. |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
В результате освоения программы ребенок может: |
знать | строительные детали (пластина, кирпичик, колесо, специальные элементы: рамы, двери, оградки) конструктивные свойства строительных деталей (устойчивость, форма, величина) |
уметь | выделять части разных видов транспорта, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части устанавливать ассоциативные связи анализировать образец постройки самостоятельно изменять постройки соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции |
иметь представление | |
Старшая группа:
Первое полугодие:
- закреплять приобретенные в средней группе умения;
- развивать наблюдательность, уточнять представления о форме предметов и их частей, их пространственном расположении. Относительной величине, различии и сходстве;
- развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно;
- учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, чертежей, фотографий;
- продолжать знакомить с новыми деталями;
- добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи;
- учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять ее общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом.
Второе полугодие:
- учить работать с мелкими деталями;
- создавать более сложные постройки;
- работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки;
- учить рассказывать о постройке других воспитанников;
- самостоятельно распределять обязанности;
- учить помогать товарищам в трудную минуту;
- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
- формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями;
- направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций.
Перспективное планирование в старшей группе
Месяц | Тема | Цели |
Октябрь | Дом лесника | Учить строить большой дом для лесника. |
Разные домики | Учить строить домики разной длины и величины. |
Кафе | Учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу. |
Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Ноябрь | Плывут корабли | Рассказать о водном транспорте. Учить строить корабли. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук. |
Катер | Учить выделять в постройке ее функциональные части (борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы). Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части. Обогащать речь обещающими понятиями: «водный, речной, морской транспорт». |
Пароход | Закреплять знания о водном транспорте. Закреплять навыки конструирования. |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Декабрь | Зоопарк | Закреплять представления о многообразии животного мира. Развивать способность анализировать, делать выводы. |
Слон | Учить строить слона из ЛЕГО-конструктора. Развивать творческие навыки и терпение. |
Верблюд | Учить строить верблюда. |
Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Январь | Домашние животные | Учить строить собаку и кошку. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук. |
Дети | Учить строить девочку и мальчика из большого ЛЕГО-конструктора «Дупло». |
Дом фермера | Учить находить материал для постройки. |
Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Февраль | Грузовой автомобиль | Учить создавать сложную постройку грузовой машины из ЛЕГО-конструктора. Учить правильно соединять детали. |
Пожарная часть | Рассказать о профессии пожарного. Учить строить пожарную машину и пожарную часть. Выучить телефон пожарной части. |
Самолет | Закреплять знания о профессии летчика. Учить строить самолет по схеме. |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Март | Поезд мчится | Учить строить шпалы разными способами по схемам и поезд по образцу. |
Беседка | Закреплять представления о назначении и строении беседок, об их частях (крыша, колонны). Учить строить беседку. |
Пастбище | Уточнять и закреплять знания о домашних животных, их назначении и пользе для человека. Воспитывать любознательность. Учить строить загоны для домашних животных разными способами. |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Апрель | Ракета, космонавты | Рассказать о первом космонавте нашей страны. Учить строить ракету из ЛЕГО-конструктора по карточке. |
Светофор, регулировщик | Закреплять знания о светофоре. |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Робот | Показать игрушку робот. Учить строить робота. |
Речные рыбки | Учить строить рыб из ЛЕГО-конструктора. Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук. |
Май | Аквариум | Познакомить с обитателями аквариума. Учить строить аквариум. |
Лабиринт | Познакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук. |
Попугай | Продолжать знакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, мелкую моторику рук. |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
В результате освоения программы ребенок может: |
знать | основные части и характерные детали конструкций. новые детали: (отвертки, встроенные винты, катушки, ролики, зубчатые колеса, рычаги) |
уметь | устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни анализировать сделанные модели и постройки создавать разнообразные постройки, конструкции, модели заменять одни детали другими строить по схеме, по инструкции самостоятельно подбирать необходимый строительный материал работать коллективно. |
иметь представление | о вариантах конструкции и постройки одного и того же объекта, модели о способах различных конструктивных решений и планировании создания собственной постройки, модели, конструкции |
Подготовительная к школе группа.
Первое-второе полугодие:
- закреплять навыки, полученные в старшей группе;
- обучать конструированию по графической модели;
- учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей постройки, строительного материала и возможности размещения конструкции в пространстве;
- учить работать в группе (внимательно относиться друг к другу, договариваться о совместной работе, распределять обязанности, планировать общую работу, действовать согласно договору, плану, конструировать в соответствии с общим решением).
Перспективное планирование в подготовительной группе
Месяц | Тема | Цели |
Октябрь | Грузовик везет кирпичи | Учить строить по карточке, находить различия и сходства в схемах. Учить рассказывать о проделанной работе. |
Корабль | Закреплять навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек. |
Аэропорт | Учить строить разные самолеты по схемам. Развивать глазомер, навыки конструирования. |
Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Ноябрь | Многоэтажные дома | Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать обобщенные представления о домах. |
Магазины | Закреплять названия магазинов, их виды. |
Детский сад | Учить строить детский сад. Развивать память и внимание. |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Декабрь | Животные на ферме | Уточнять и закреплять знания о домашних животных, об их назначении и пользе для человека. |
Овечка | Вызвать положительные эмоции от стихотворений о животных В. Степанова: «Кошка», «Петух», «Овечка». Закреплять знания о домашних животных. Учить строить животных. |
Дом фермера | Закреплять навыки строить по схемам. Учить строить двухэтажный дом фермера из ЛЕГО-конструктора. |
Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить строить по замыслу. Развивать творчество, навыки конструирования. |
Январь | Качели | Учить строить сложную постройку из ЛЕГО-конструктора. |
Карусели | Продолжать учить строить сложную постройку из ЛЕГО-конструктора. |
Беседка для ребят | Учить строить беседку, которая находится на участке детского сада по памяти. Развивать память , навыки конструирования. |
Горка | Учить определять состав деталей конструктора, особенности их формы, размера и расположения. |
Февраль | Городской транспорт | Закреплять знания о городском транспорте. Развивать наблюдательность, внимание, память. Учить строить автобус. |
Светофор | Закреплять знания о светофоре. |
Знакомство с дорожными знаками | Познакомить с дорожными знаками. Учить строить дорожные знаки на плите. |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Март | Играем в зоопарк | Закреплять знания о работниках зоопарка и его обитателях. |
Слон | Учить строить слона с большим хоботом из лего-конструктора. Развивать творческие навыки и терпение. |
Верблюд | Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. Учить строить одно- и двугорбых верблюдов. |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Апрель | Ракета, космонавты | Закрепить знания о первом космонавте Ю. Гагарине. Учить строить ракеты. |
Космический корабль | Рассказать о космическом корабле. Учить строить космический корабль. |
Луноход | Рассказать о луноходе. Учить строить луноход из деталей конструктора. |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Май | Паровоз везет товары | Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными составными частями поезда. Развивать фантазию, воображение. |
Станция | Продолжать знакомить с железной дорогой. Учить строить станцию для паровозиков. |
Дома на нашей улице. | Закреплять умение строить домики. |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
В результате освоения программы ребенок может: |
знать | |
уметь | самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений. работать коллективно сооружать различные конструкции одного и того же объекта, механической модели в соответствии с их назначением |
иметь представление | о конструкции объекта, механической модели и его функциональном назначении о различных видах наборов ЛЕГО о создании проектов с помощь мультимедийного контента планировать процесс возведения постройки сооружать постройки, объединенные общей темой создавать различные модели: по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу работы с ними, с помощью интерактивных средств. |
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Дополнительный образовательный процесс в детском саду предусматривает решение программных образовательных задач в рамках непосредственно образовательной деятельности и включает в себя:
- совместную взросло-детскую (партнерскую) деятельность;
- свободную самостоятельную деятельность детей.
Дополнительный образовательный процесс в ДОУ строится:
- на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальном развитии всех специфических детских видов деятельности и, в первую очередь, игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника
Особенности организации дополнительного образовательного процесса в группах для детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет).
- индивидуального подхода к каждому ребенку;
- индивидуализации образовательного процесса;
Требования к знаниям, умениям и навыкам детей по отдельным видам деятельности определяются, общим психическим развитием, понимаемым как становление деятельности, сознания и личности ребёнка, необходимым условием которого является развивающее обучение детей 3-5 лет.
Особенности организации дополнительного образовательного процесса в группах для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Педагогический процесс предполагает, что дети старшего дошкольного возраста познают в ходе активного исследования окружающего предметного мира, взаимодействия с взрослыми, другими детьми и материалами. Доминирующую роль в педагогическом процессе занимает общение, игра, экспериментально-поисковая деятельность, труд, сотрудничество с взрослыми и сверстниками.
Система работы с детьми с высоким уровнем интеллектуальных и творческих способностей.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Виды одаренности | Составляющие | Как проявляются |
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики | Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому |
Способности к обучению | Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов |
Творческая одаренность | Конструкторская одаренность | Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации |
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты |
Лидерская одаренность | Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию |
При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного
детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета
способностей, одаренности.
Такими условиями являются:
наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,
занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
работа кружков, развивающих творческую направленность ребенка;
участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества
тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей.
Система работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогический процесс направлен на то, чтобы социально адаптировать ребёнка с проблемами в развитии и его семью к дальнейшей интеграции в общество. Работа с данными детьми строиться по следующему алгоритму:
анализ ресурсов образовательного учреждения и семьи,
составление плана индивидуального сопровождения ребёнка и его семьи,
организация совместной деятельности в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах.
3. Методические материалы и средства обучения.
Социально-коммуникативное направление развития детей | Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» Л. С. Римашевская «Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников» - М., Центр педагогического образования, 2007 Е. М. Фадеева «Развитие навыков сотрудничества у дошкольников» - Нытва, 2008 Е. С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ» - М., Сфера, 2006 В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова «Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет» - М., Центр педагогического образования, 2012 В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова «Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста» - М., Центр педагогического образования, 2012 В. А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников» - М., Центр педагогического образования, 2012 |
Познавательное направление развития детей | Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» Т. И. Ерофеева «Сказки для любознательных» (все возрастные группы) - М., Просвещение, 2012 В. Н. Журавлева «Проектная деятельность старших дошкольников» - Волгоград: Учитель, 2011 |
Речевое направление развития детей | Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» О. А. Бизикова Развитие диалогической речи дошкольников в игре - М. «Скрипторий», 2008 А. В. Чулкова Формирование диалога у дошкольников - Ростов-на-Дону, Феникс, 2008 Л. В. Чернецкая Развитие коммуникативных способностей у дошкольников - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 Л. Г. Парамонова Стихи для развития речи - С-П., Дельта, 2005 |
Художественно-эстетическое направление развития детей | Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» Т. И. Гризик «Умелые пальчики» 5-7 лет - М., Просвещение, 2012 |
Физическое направление развития детей | Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3- 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010 |
Оснащение и оборудование методического кабинета и музыкально-спортивного зала, групп |
Оборудование для конструктивной деятельности в группе | 1.КОЛБИ БЛОК -3 2.Юный конструктор «ОГОНЕК»-1 3.Конструктор «ДЕРЕВЯННАЯ ИГРУШКА»-5 4.ПЛАСТМАССОВЫЙ КОНСТРУКТОР (геометрические фигуры)-3 5.ЛЕГО (пластмассовое)-4 6.КОНСТРУКТОР «ТОМИК» (геометрические фигуры-65 деталей) -50 7.КОНСТРУКТОР «ДЕРЕВЯННЫЙ СТРОИТЕЛЬ» (геометрические фигуры)-3 |
4. Оформление плана занятий.
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
Всего | Теория | Практика |
| | | | | |
5. Оформление журнала занятий.
N п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
| | | | | | | | |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 12 «Радуга»
Принята на заседании Утверждаю:
РМО воспитателей Заведующий МДОУ
от " " 2018 г. ________________ /Е.С.Кожина/
Протокол N ____________ " " 2018 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа технической направленности
«ЛЕГО – конструирование»
Подготовительная к школе группа
Воспитатель: Курдюкова Марина Борисовна
2018год.
43