СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ «Графика»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по графической композиции "Графика" для детской школы искусств.

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ «Графика»»

Пояснительная записка


Модифицированная дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Графика» имеет художественную направленность и рассчитана на процесс обучения в ДШИ для детей с 7-16 лет в течение 4 лет.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия, эмоционально-творческого развития и развития личности в целом. Основой художественного воспитания и развития ребенка является изобразительное искусство. Изобразительная деятельность помогает развитию художественно-эстетического вкуса, воспитывает целеустремленность, усидчивость, дает возможность творческой самореализации личности.

«Графика» является специальной дисциплиной, тесно связанной с другими предметами, а именно с рисунком и композицией. Программа дает последовательное представление обо всех средствах графики, принципах работы с разными материалами и в разных техниках, знакомит с разными видами графики. Наряду с традиционными графическими техниками программа знакомит детей с современными художественными направлениями такими как дудлинг (декоративная графика), скетчинг (техника скоростного рисунка), зентангл ( медитативное творчество), леттеринг ( рисование букв). Все это отвечает запросам большинства детей и представляет еще большую возможность творческой самореализации, развития нестандартного мышления, снятия напряжения посредством арт-терапевтических техник графики и повышает интерес к предмету.

Отличительными особенностями данной программы является использование традиционных классических изобразительных техник (книжная и плакатная графика) с современными и нетрадиционными арт-терапевтическими техниками (дудлинг, зентангл, зенарт), что способствует формированию свободной творческой личности без лишнего давления на ее творческий потенциал.


Цель программы Целью программы является развитие творческого потенциала обучающихся посредством обучения традиционным и современным графическим художественным стилям и направлениям.


Задачи программы

Обучающие:

• Познакомить детей с основными понятиями и средствами графики.

• Обучить техническим приемам графического искусства.

• Познакомить детей с разными видами графики и ее выразительными средствами (линия, точка, штрих, пятно, форма, объем, композиция).

  • Научить «творить по законам красоты».

  • Обучить выполнять изображения растений, животных, людей, предметов в соответствии с поставленными задачами.

  • Обучить навыкам последовательного ведения графической работы.

  • Сформировать умение оценивать созданные изображения.

Развивающие:

• Развивать фантазию и воображение и возможности выражения их через художественные образы.

• Пробуждать чувство веры в свои творческие способности, индивидуальность и неповторимость.

• Развивать эстетическое восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

• Создавать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к графическим видам искусства.

• Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество и творческий подход к выполнению работы.

• Воспитывать свободную творческую и созидающую личность, способную к социальному и профессиональному самоопределению.

• Совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.


Программа «Графика» рассчитана на 4 года обучения. Уровень сложности программы - базовый. Уровень учебного материала программы «Графика» - углубленный. Для успешного освоения программы численность детей в группе должна составлять не более 10 человек. Группа формируется из детей в возрасте 7-16 лет. Программа рассчитана на 144 часа. Занятия проводятся с каждой группой по 1 часу 1 раз в неделю.

Занятия в группе строятся по смешанному типу - небольшая лекция и практическая работа. Все обучение ведется под контролем и руководством преподавателя и с учётом особенностей возраста и личности учащихся.

Полученные знания оцениваются преподавательским составом школы в процессе просмотров (1 и 2 классы каждую четверть, 3 и 4 классы каждое полугодие).

Итогом обучения может быть выполнение дипломной работы по данному предмету, а также участие в различных выставках и конкурсах.





УЧЕБНЫЙ ПЛАН

N п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение. Основные понятия и средства графики

22

4

18

Входной контроль

2.

Виды графики

17

5

12

Текущий контроль

3.

Геральдика. Гербы. Эмблема

3

1

2

Текущий контроль

4.

Работа кистью, пером и тушью

24

4

20

Текущий контроль

5.

Графические композиции

45

7

38

Текущий контроль

6.

Мягкие графические материалы

15

2

13

Текущий контроль

7.

Дипломный творческий проект

18

-

18

Аттестация


Всего:

144

23

121









СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА


Раздел 1. Введение. Основные понятия и средства графики

Теория: Знакомство с графическими материалами, основными понятиями и средствами графики: линии, пятна, штриха и точки. Постановка руки, упражнения на приобретение навыков работы новыми материалами.

Входной контроль.

Техника безопасности при работе с режущими инструментами.

Практика: Тест «Рисую, как умею» (входной контроль). Выполнение упражнений на освоение основных средств графики и их применение в творческих композициях.


Раздел 2. Виды графики

Теория: Изучение традиционных методов печатной книжной и плакатной графики, приобретение навыков создания монотипии, плаката, афиши и возможности их использования в творческом процессе. Знакомство с современными видами графики (дудлинг, зентангл, леттеринг, скетчинг)

Практика: Тест – опрос «Узнай вид графики». Создание графических композиций в традиционных и современных стилях.


Раздел 3. Геральдика. Гербы. Эмблема

Теория: Знакомство с понятием и основными символами геральдики. Изучение и рисование гербов.

Практика: Самостоятельная работа с выбором средства графического исполнения (например, эмблема или герб своей школы или работа на выставочную тематику) .


Раздел 4. Работа кистью, пером и тушью

Теория: Познакомить учащихся с основными способами и приемами работы кистью, пером и тушью. Объяснить технические способы передачи штрихом основных элементов изображения. Выработать навык моделирования формы посредством штриха.

Практика: выполнение композиций и упражнений на закрепление навыков работы кистью, пером и тушью.


Раздел 5. Графические композиции

Теория: Знакомство с понятием композиции (составление, соединение и сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей).

Практика: Рисование композиций основанных на правилах композиционного построения, умения находить центр композиции, распределение больших и малых форм в разных графических стилях (печатная графика, дудлинг, зентангл, граттаж, скетчинг) разными графическими материалами (тушь, карандаш, маркер, пастель, уголь, соус, сангина).


Раздел 6. Мягкие графические материалы

Теория: Знакомство с мягкими графическими материалами (соус, сангина, уголь, мел, пастель), принципами и особенностями работы ими над композициями.

Практика: Рисование композиций с применением новых материалов, учитывая особенности работы мягкими материалами.


Раздел 7. Дипломный творческий проект

Практика: самостоятельная постановка целей работы, возможных вариантов ее решения, поиск выразительности художественного образа. Возможные варианты – серия иллюстраций, декоративное панно, серия плакатов и другие. Самостоятельное выполнение работы на выбранную тематику в

любой технике . Сбор материала. Работа над эскизом, изделием. Защита проекта.


Планируемые результаты

Предметные образовательные результаты:


Теоретическая подготовка

В конце курса обучающиеся будут знать:

1. Основные понятия и средства графики.
2. Принципы построения светотени и моделировки формы предмета

тоном.

3. Способы передачи материальности и плановости.
4. Технические приемы рисунка карандашом, пером, сангиной, углем, пастелью,

5. Законы линейной и воздушной перспективы.
6. Порядок и методы работы над натюрмортом, наброском.



Предметно-практическая подготовка

В конце курса обучающиеся будут уметь:

  1. Владеть навыком выполнения графических работ в традиционных и современных стилях графики;

2. Грамотно компоновать натюрморт, пейзаж в листе;

3. Выполнять работу поэтапно – от сбора материала и эскиза до завершения работы;

4. Тонально моделировать объемы предметов натюрморта, подчиняя их пространственным отношениям и планам;

5. Уметь завершать работу, добиваясь богатства и цельности формы.

6. Уметь пластически верно изображать человека.



Метапредметные результаты:


Познавательные

В конце курса обучающиеся будут уметь:

- находить в своей работе достоинства и недостатки;

- подбирать и анализировать специальную литературу;

- правильно пользоваться компьютером;

- осуществлять учебно-исследовательскую работу.


Коммуникативные

В конце курса обучающиеся будут уметь:

- слушать, воспринимать информацию;

- эффективно общаться и сотрудничать с другими людьми;

- вести полемику и участвовать в дискуссии.


Регулятивные

В конце курса обучающиеся будут уметь:

- ставить цели;

- планировать свою деятельность;

- организовать свое рабочее место;

- соблюдать в процессе деятельности правила безопасности;

- оценивать свою работу



Личностные результаты:

В конце курса обучающиеся разовьют:

- внимание, память, образное мышление, пространственное воображение;

- глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;

- способность анализировать, изображать, видеть, представлять, оценивать;

- терпение и стремление к самосовершенству;

- целеустремленность, ответственность, трудолюбие;

- навыки работы в коллективе.



Способы отслеживания и контроля результатов.

  1. Подведение итогов по окончании работы.

  2. Проведение итоговых занятий по разделам в различных формах (проекты, конкурсы).

3.Организация выставок (итоговых, по темам)


Входной контроль (сентябрь - октябрь): тест «Рисую, как умею». Результаты будут заноситься в таблицу «Диагностика изобразительной деятельности 1».




Диагностика изобразительной деятельности 1













Фамилия, имя

обучаю

щегося

Знания

Самоорганизация

Умения и навыки

Способность к творчеству






итог

материалов

мате-

риа

лов

терминов

терминов

Передача формы

Передача пропорций

Построение композиции






















































































Текущий контроль (октябрь- апрель): выполнение обучающимися заданий и занесение их результатов в таблицу «Диагностика текущих результатов изобразительной деятельности 2».


Диагностика текущих результатов изобразительной деятельности 2

ФИО обучающихся

Оцениваемые параметры

Предметные результаты

Метапредметные результаты




Основные понятия и средства графики

Технические графические приемы

Законы линейной и воздушной перспективы

Порядок и методы работы над натюрмортом , пейзажем, композицией

Компоновать натюрморт в листе

Тонально моделировать объемы предметов штриховкой


Грамотно и последовательно вести работу над натюрмортом , пейзажем












Умение пользоваться компьютерными источниками информации








Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу




Стремление к совершенству и законченности в работе

Умение анализировать, изображать, видеть

итог

































Промежуточная аттестация (декабрь - январь)

Итоговая аттестация (апрель - май)

Записи в журнале.


Условия реализации программы

Ресурсные условия:

Для занятий необходимо иметь:

- бумагу (ватман разных форматов для мягких материалов и красок),

- бумагу для эскизов и графических работ;

- карандаши различной мягкости;

- мягкие материалы (уголь, сангина, соус);

- наборы маркеров / линеров различной толщины (черные);

- перья и тушь, кисти, гелевые ручки.

- гуашь и акварель.

- кальку.

Условия реализации программы следующие:

- занятия должны проходить в специальных классах, соответствующих необходимым требованиям;

-продолжительность занятий и перерывов должна соответствовать нормам СанПиНа;

-классы должны быть оборудованы раковиной с водой, мольбертами или столами, стульями;

-в школе должен быть фонд работ и библиотека с образцами творчества различных художников – графиков


Методические условия:

Принципы

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

• « от простого к сложному » (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).


Методы педагогической работы:

  1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

  1. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.

3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

• групповой – организация работы в группах;

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и другие.

Формы работы:

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Формы объединения обучающихся для работы на занятиях:

  • индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);

  • групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);

  • коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).


Литература

Список литературы педагога

  1. Бесчастнов. Н. П. «Графика натюрморта». М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

  2. Бесчастнов. Н. П. «Графика натюрморта». М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.

  3. Ломоносова М.Т. «Графика и живопись». М.: Астрель, 2006.

  4. Харрисон Х. «Пейзажи. Энциклопедия». Издательство «АРТ-РОДНИК», 2009

  5. «Каталог заслуженного художника России Валерия Ляшенко». Смоленск. Типография им. Смирнова, 2012

  6. Вулф Р. «Тон, оттенки, контраст». Серия «Гениальные штрихи». Минск: Попурри, 2016

  7. Виноградова А. С., Климов Г.Е. «Графика русских художников от А до Я», М.: Издательство СЛОВО/SLOVO , 2002

  8. Молцмен С. «Пейзаж. Техника рисования». Минск: Попурри, 2011

  9. Боджсон Б. «Основы техники рисования цветным карандашом», Минск: Попурри, 2003


Список литературы для детей


1. Грин Г., «Карандаш и фломастер», М.: АСТ: Астрель, 2009

2. Печенежский А.Н. «Рисуем пейзаж». Белгород, издательство

«Клуб семейного досуга», 2012

3. Берджин М., «Школа рисования. Перспектива», СПб.: Питер, 2018

4. Шадт. С., «Зендудл, Рисование для релаксации, медитации и вдохновения», СПб.: Питер, 2015

5. .Яськов В. «SKETCHBOOK/Визуальный экспресс-курс рисования», Харьков: издательство « Око", 2015






Приложения:


План работы с родителями

п/п

Время проведения

Мероприятие

Место проведения

1

сентябрь

Организационное собрание

ДШИ № 6

2

ноябрь - февраль

Выставки творческих работ детей к праздникам : Международный женский день, День защитника отечества, День матери

ДК «Гнездово»

3

По мере необходимости

Индивидуальные беседы с родителями

ДШИ № 6

4

В течение года

Совместные посещения выставок детского творчества

По плану

5

В течение года

Помощь родителей в работе школы

ДШИ № 6


План работы с социумом

п/п

Время проведения

Мероприятие

Место проведения

1

октябрь

Выставка творческих работ учащихся


Смоленская областная детская и юношеская библиотека им. И. С. Соколова-Микитова

2

ноябрь

Выставка творческих работ учащихся

ДК «Гнездово»

3

декабрь

Отчетная выставка творческих работ учащихся за первое полугодие

ДК «Гнездово»

4

февраль

Выставка творческих работ учащихся

ДК «Гнездово»

5

декабрь, апрель.

Выставка творческих работ детей и подростков, мастер-классы

Смоленская областная универсальная библиотека им. А.Т. Твардовского

6.

май

Отчетная выставка творческих работ учащихся за второе полугодие

ДК «Гнездово»



План воспитательной работы

п/п

Время проведения

Мероприятие

Место проведения

1

в течение года

Беседы с детьми о правилах поведения

ДШИ № 6

2

в течение года

Участие в организации и проведении выставок

ДШИ № 6

3

в течение года

Экскурсии и посещение городских музеев и выставок


4

в течение года

Участие в украшении школы к праздникам

ДШИ № 6

5

в течение года

Ведение альбома лучших работ обучающихся в объединении

ДШИ № 6

6

в течение года

Выставка творческих работ учащихся

Библиотеки города, художественная школа имени М. К. Тенишевой


План работы по здоровьесбережению

п/п

Время проведения

Мероприятие

Место проведения

1

В течение года


Беседы с детьми о культурно-гигиенических навыках, о режиме дня, о здоровом питании, о значении подвижного образа жизни

ДШИ № 6

2

В течение года

Проведение инструктажей по ТБ на занятиях

ДШИ № 6

3

В течение года


Регулярное проветривание и уборка помещения, зарядка для глаз, физкультминутки

ДШИ № 6

4.

В течение года


Создание благоприятного психологического климата на занятиях, использование методов артпедагогики (дудлинг, зентангл)

ДШИ № 6




16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!