СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные краеведы"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Юные краеведы" на 2022-2023 учебный год, модифицированная, туристско-краеведческой направленности.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные краеведы"»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА» КРАСНОГВРАДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

СОГЛАСОВАНО

Директор МБОУ

«Янтарненская школа имени Кубракова В.В.»

«___» _________2022 г.


ПРИНЯТО

Методическим советом МБОУ ДОД «РЦДЮТ» от «___»______2022 г.

Протокол № _______



УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ ДОД «РЦДЮТ»

_______В.В.Кендзерская

«___» _________






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Юные краеведы»




Направленность – туристско-краеведческая

Срок реализации – 1 год

Вид программы – модифицированная

Уровень – базовый

Возраст обучающихся – 6 – 12 лет

Составитель: Коваленко Елена Николаевна,

педагог дополнительного образования















пгт. Красногвардейское,
2022 г.

  1. Комплекс основных характеристик программы

    1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные краеведы» (далее - Программа) разработана на основе следующей нормативно-правовой базы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 01.07.2020) [9];

- Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31.07.2020)[10];

- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года» [22];

- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года» [21];

- Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16) [6];

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р [20];

- Концепции развития дополнительного образования, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р [3];

- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 № 3 [23];

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.12.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [15];

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [16];

- Приказ Министерства просвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей» [18];

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [17];

- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» [11;13];

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» [12];

- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» [7];

- Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-PHR/2015 (cизменениями на 10.09.2019) [8]

Направленность программы – туристско-краеведческая.

Актуальность программы состоит в том, что она способствует формированию социально-активной личности, ориентированной на самоутверждение и самореализацию, позволяет формировать у учащихся интерес к труду, развивает творческое мышление, самостоятельность, умение взаимодействовать в командной работе, интерес к познанию и изучению родного края, любовь к своей малой родине, развивает заботу об исторических памятниках.

Новизна программы состоит в том, что при реализации в учебном процессе впервые будут использованы данные интервью, информация, полученная от старожилов изучаемой территории, проживающих на ней в XIX и XX веках. Методы и организационные формы при реализации будут направлены на создание новых продуктов – проекта и презентаций при получении и переработке поступающей информации.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что она построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Педагогическая целесообразность направлена на формирование и развитие индивидуальных творческих, и познавательных способностей в процессе обучения, закрепление знаний и умений по туризму и краеведению, способствует формированию творческого мышления и расширению общего кругозора обучающихся.

Адресат программы - обучающиеся младшего и среднего (6-12 лет) школьного возраста. Наполняемость группы 20 человек.

Объем и сроки реализации образовательной программы - рассчитана на 1 учебный год. Всего 144 часа (36 учебных недель).

Уровень программы - базовый.

Формы обучения: очная (при необходимости заочная с применением дистанционных информационных технологий).

Особенности организации образовательного процесса. Проводится групповое обучение. Состав группы – постоянный.

Режим занятий. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 минут в течение всего учебного года, включая осенние и весенние каникулы. Во время перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления глаз и т.д. выполняются комплексы упражнений.


    1. Цель и задачи программы

Цель программы - ознакомление обучающихся с историческими и памятными местами своей малой родины – села Янтарное, изучение основных сведений об исторических объектах и формирование у учащихся мотивации к туристско-краеведческой деятельности и освоение начальных туристских и краеведческих знаний, умений и навыков, способствующим личностному росту каждого обучающегося.

Задачи образовательной программы:

Образовательные: усвоение навыков поиска и работы с различными информационными источниками;

- ознакомление с правилами и особенностями организации исследовательской и проектной деятельности;

- обучение навыков работы с учебно-методическом пособием – картой «Памятные места моей малой родины (село Янтарное);

- получение навыков презентации результатов собственной деятельности.

  • Личностные: воспитывать терпение, настойчивость, трудолюбие;

  • воспитывать осознанное отношение к результатам своего и чужого труда, бережное отношение к природе, способствовать экономическому и экологическому воспитанию;

  • формировать санитарно-гигиеническую культуру и соблюдение правил безопасного труда;

  • мотивировать на дальнейшее саморазвитие обучающихся;

  • воспитывать каждого ребенка как истинного патриота своей малой родины и родной страны.

Метапредметные: развивать познавательные процессы детей;

- развивать у обучающихся умение доводить до конца начатое дело;

- развивать чувство уверенности в себе;

- формировать подготовку перед публичными выступлениями;

- развивать активную гражданскую позицию каждого ребенка.

    1. Воспитательный потенциал программы

Воспитательная работа в рамках Программы «Юные краеведы» направлена на воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к природе, осознанного отношения к результатам своего и чужого труда, формирование санитарно-гигиенической культуры и соблюдение правил безопасного труда, мотивацию на дальнейшее саморазвитие обучающихся.

Воспитательная работа с учащимися представлена в плане воспитательной работы.


    1. Содержание программы

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации

тео-

рия

прак-

тика

всего


1

Вводное занятие

2

-

2

опрос

2

Изучение материалов о развитии с. Янтарное

37

45

82

проект

викторина

3

Изучение информационных материалов о выдающихся людях с. Янтарное

8

8

16

устная

викторина

4

Экологические субботники на территории памятников и памятных знаков

2

8

10

устная викторина

5

Посещение музеев, исторических мест п. Красногвардейское

10

10

20

анкетирование

6

Итоговое занятие

4

10

14

выставка,

составление коллажа, презентации


Итого


63

81

144




Содержание учебного плана

1. Вводное занятие. Краткое содержание курса. Цели и задачи. Обзор экскурсий и походов. Техника безопасности (2 часа)

Теория: Вводный инструктаж по ТБ. Ознакомление с планом работы кружка. Организационные вопросы. Правила поведения в учебном кабинете, учреждении, при проведении экскурсий, выездов в общественном транспорте, туристических походах.

2. Изучение материалов о Крыме (16 часа)

Теория: знакомство с достопримечательностями Крыма, чтение легенд Крыма, изучение интересных и необычных фактов о Крыме, знакомство с представителями редких видов флоры и фауны посредством Красной Книги Республики Крым.

Практика: оформление лэпбука о Крыме по результатам отдыха на летних каникулах, конкурс рисунков достопримечательностей Крыма, составление коллажа о легендах Крыма, оформление проекта по флоре и фауне Крыма.

3. Моя малая родина - село Янтарное (70 часов)

Теория: знакомство с понятиями «проект», «базовые национальные ценности», «малая родина», «схема», «объект», «исторические места», «информационные источники», «деятельность», «инфраструктура»; ознакомление с фото и печатными документами, с текстами стендов в Музее боевой и трудовой славы МБОУ «Янтарненская школа имени В.В. Кубракова», ознакомление с архивами (согласно темам календарного учебного графика) библиотеки МБОУ «Янтарненская школа имени В.В. Кубракова», изучение статей в книгах Кузнецов В.И., Лобов В.М. «943 морской ракетоносный Краснознаменный Констанцский авиационный полк», Линевич В. «Седой Курман»; Янченко И.Н. «Зерна правды: История Красногвардейского района по страницам газеты «Огни маяка», Вольфович Н.С. Я рада каждой встрече…, Вольфович Н.С. Нам бы про душу не забыть…, Вольфович Н.С. Время выбрало нас.

Практика: ознакомление на местности со всеми социальными объектами строительства при развитии инфраструктуры села Малая Балка (ныне Янтарное), экскурсии по историческим улицам села, домам выдающихся людей с. Янтарное, участие в выставке рисунков на тему: «Янтарное – гордость моя», практическая работа со схемой с. Янтарное, практическая работа с картой «Памятные места моей малой родины», творческая встреча с Лауреатом Государственной премии Республики Крым, членом Межнационального Союза писателей Крыма, почетным гражданином Красногвардейского района Вольфович Н.С.

4. Экологические субботники на территории памятников и памятных знаков (10 часов)

Теория: ознакомление с понятиями «экология», «обелиск», «мемориал», «субботник», «экскурс», «экскурсия», «воин-интернационалист»; ознакомление с архивами библиотеки МБОУ «Янтарненская школа имени В.В. Кубракова», просмотр видеоматериалов.

Практика: походы к памятным знакам (обязательное использование «Памятки подготовки к походу», см. в приложении), историческим местам села Янтарное, прокладывание маршрутов по карте «Памятные места моей малой родины», ориентирование на местности, посещение Музея Боевой и трудовой славы МБОУ «Янтарненская школа имени В.В. Кубракова». Красногвардейского краеведческого музея.

5. Посещение музеев, исторических мест (20 часов)

Теория: знакомство с понятиями «аллея», «Герой Советского Союза», «бюст» (скульптурное значение слова), «сквер», знакомство с материалами краеведческого музея, экскурсии в музее и исторических местах пгт. Красногвардейское.

Практика: посещение памятных и исторических мест в с. Янтарное и пгт. Красногвардейское, рисование на тему «Великая Отечественная война».

6. Итоговое занятие (10 часов)

Теория: опрос по теме: «Янтарное – гордость моя», викторина по теме: «Изучение информационных материалов о с.Ташлы-Даир, (ныне - с. Янтарное),

Практика: оформление выставки «История моего села», составление коллажа «Люблю тебя, моя земля!», презентация «Янтарное – гордость моя», создание презентации «Гордость земли - это люди».

1.5. Планируемы результаты.

Результатами освоения данной программы являются целевые ориентиры Дополнительного образования, которые представляют собой социально нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Обучающийся свободно ориентируется в карте «Памятные места моей малой родины (село Янтарное)», свободно перечисляет памятники и их название, расположенные на территории с. Янтарное



2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.Календарно-учебный график

Уровень стартовый год обучения первый группа №1 «Юные краеведы»



1 полугодие


2 полугодие


Месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Кол-во учебных недель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36


Кол-во часов в

неделю (гр.)

2

4

4

4

4

4

6

4

2

2

4

4

4

4

6

2

6

2

6

6

2

4

4

2

4

4

4

6

4

4

6

4

6

6

4



Кол-во часов в

месяц (гр.)

18

18

16

16

12

12

18

18

16

Аттестация/ формы контроля




Опрос по теме



викторина




викторина



опрос












опрос



опрос






опрос







Объем учебной нагрузки на учебный год 144 часа на одну группу


2.2. Условия реализации программы


Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования должен обладать психолого-педагогическими знаниями. Использовать диагностику интересов и мотивации детей. Основываться на социальном заказе общества. Отражать региональные особенности и традиции. Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Юные краеведы» осуществляется педагогом дополнительного образования первой категории, стаж работы 14 лет.

Материально-техническое обеспечение

Материально-технические условия

Для реализации данной программы необходимо иметь:

  • компьютер;

  • доступ в Интернет;

  • принтер;

  • ватманы;

  • фотоаппарат или телефон с функцией фотографирования;

  • карта «Памятные места моей малой родины»

Для теоретических занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: тетради или блокноты, ручки, альбомы, карандаши (краски, кисточки).

Для проведения похода (включая трудовые десанты и экологические субботники) необходимы средства и материалы, согласно «Памятке подготовки к походу»

Методическое обеспечение

  1. особенности организации образовательного процесса

Реализация программы реализуется в условиях сетевого взаимодействия. Форма обучения очная (при необходимости заочная с применением дистанционных информационных технологий).

  1. методики обучения

На занятиях используются различные методы и приемы обучения. Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов. Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач программы «Юные краеведы».

Выбор методов обучения определяется также с учетом возможностей учащихся: возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков; с учетом специфики программы; возможностей материально-технической базы обучения.

3)методы обучения

- Словесные методы обучения.

- Метод наблюдения.

- Исследовательские методы.

- Проектно-конструкторские методы.

- Метод игры.

- Наглядный метод обучения.

-Использование на занятиях: активных форм познавательной деятельности; психологических и социологических методов и приемов

Практические занятия составляют большую часть программы

  1. методы воспитания: убеждение, упражнения, мотивация, стимулирование и поощрение.

  2. формы организации образовательного процесса

Занятия проводятся коллективно.

Формы организации учебного занятия

Для успешной организации занятий используются разные формы. Наиболее распространенными являются такие формы, как фронтальная, групповая, индивидуальная. 

7) педагогические технологии

В процессе работы используются различные педагогические технологии: технология индивидуального обучения, технология взаимного обучения, технология дистанционно обучения, технология коллективной творческой деятельности и др.

9) алгоритм учебного занятия.

Весь образовательный процесс делится на два этапа:

1 этап - подготовительный.

Задача: усвоить новый материал.

2 этап - практический.

Задача: самостоятельно применять все полученные знания на практике в ходе выполнения творческой работы.

Занятия включают несколько этапов: Организационный момент, теоретическая часть, физкультминутка, практическая часть, окончание занятия (рефлексия, подведение итогов)

Обязательная подготовка кабинета перед занятиями (проветривание, по возможности влажная уборка), подготовка дидактических материалов.

  1. методические и дидактические материалы

На занятиях используются раздаточный материал, основная и дополнительная литература.


2.3. Формы аттестации

Для успешного осуществления педагогического процесса проводятся разные виды аттестации (текущая, промежуточная, итоговая) в разных формах (индивидуальный, групповой, фронтальный).

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: готовая работа, диплом, грамота, журнал посещаемости, фото и пр.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка, защита творческих работ, конкурс, открытое занятие и др.

Формы контроля:

Текущий контроль - проводится в течение года.

Итоговый контроль - проводится в конце обучения по программе.



2.4. Список литературы

Для педагога:

1. Бизнева А.С. Крым для детей. – Москва: Эксмо, 2019. – 208 с.

2. Вольфович Н.С. Я рада каждой встрече… - Симферополь, 2015. - 544 с.

3. Вольфович Н.С. Нам бы про душу не забыть… - Симферополь: издатель ФЛП Лемешко К.А., 2011. - 384 с.

4. Вольфович Н.С. Время выбрало нас… - Симферополь, 2016. - 284 с.

5. История городов и сел УССР. Крымская область.- Харьковская книжная фабрика имени Фрунзе, 1974, 802 с. (на украинском языке)

6. Красная Книга Республики Крым. Растения, водоросли, грибы. Издание второе, исправленное. – Симферополь: ООО «ИТ «АРИАЛ», 2016. – 480 с.

7. Красная Книга Республики Крым. Животные. Издание второе, исправленное. – Симферополь: ООО «ИТ «АРИАЛ», 2016. – 440 с.

8. Кузнецов В.И., Лобов В.М. «943 морской ракетоносный Краснознаменный Констанцский авиационный полк». – Симферополь: «Тарвида», 2008. – 200 с. – ил.

9. Линевич В. Седой Курман. Исторический очерк. Часть 1. - Симферополь: Издательство «Доля», 2008. - 120 с.

10. Янченко И.Н. Зерна правды: История Красногвардейского района по страницам газеты «Огни маяка»


Для родителей и детей:

1. Букварь юного краеведа. Уроки дружбы: о народах Крыма: учебное пособие для школы. – Симферополь: Творческое объединение «Таврический клуб», 1999. – 64 с.

2. Буклет «Огромное небо» 2019 года.

3. Воронкова Я.О. Правила безопасности дома. – Ростов-н/Д: Феникс, 2016. – 18 с.: ил.

4. Дедяева Н.А. Не играйте на дороге. – Ростов-н/Д: Издательский дом «Проф» Пресс», 2017.

5. «Крымуша». – № 3, 2006 (№ 38). – Краеведческий журнал для школьников, учителей и родителей.

6. «Крымуша». – № 4, 2006 (№ 39). – Краеведческий журнал для школьников, учителей и родителей.

7. «Крымуша». – № 17. – Краеведческий журнал для школьников, учителей и родителей.

8. «Крымуша». – № 3, 2005 (№ 34). – Краеведческий журнал для школьников, учителей и родителей.

9. «Крымуша». – № 1, 1995. – Краеведческий журнал для школьников, учителей и родителей.


Интернет-ресурсы:

1. Презентация «Патриотизм. Служение Отечеству. Подвиг Виктора Кубракова». – 2018 [Электронный источник https://cloud.mail.ru/public/3Rjm/42eWQ9mf6 ],

2. Презентация «Подвиг Виктора Кубракова» 2018.

3. Карта «Памятные места моей малой родины (село Янтарное)». – 2019 года [Электронный источник https://cloud.mail.ru/public/3WnC/4dzwZcmh1 ].

4. Презентация «Жизнь, прожитая не даром», посвященная к 90-летию со дня рождения Лобунского Г.Я. – 2020 [Электронный источник https://cloud.mail.ru/public/ztVZ/qDHdoNV9A ].



3. Приложение

3.1. Оценочные материалы

Оценка выполнения практических заданий проводится по параметрам:

Ученик свободно ориентируется в карте «Памятные места моей малой родины (село Янтарное)», свободно перечисляет памятники и их название, расположенные на территории с. Янтарное, отвечает на все вопросы «Контроль знаний» (в приложении) - «Высокий уровень знаний и умений»

Ученик с небольшим затруднением ориентируется в карте «Памятные места моей малой родины (село Янтарное)», помнит не все памятники, расположенные на территории с. Янтарное и их названия, не может ответить на 15% вопросов «Контроль знаний» - «Средний уровень знаний и умений»

Ученик с большими затруднениями ориентируется в карте «Памятные места моей малой родины (село Янтарное)», называет не все памятники, расположенные на территории с. Янтарное и их название, не может дать ответы на 50% вопросов «Контроль знаний» - «Ниже среднего уровень знаний и умений»

Ученик не ориентируется в работе с картой «Памятные места моей малой родины (село Янтарное)», без наводящих вопросов не может перечислить памятники, расположенные на территории с. Янтарное и их название, не может дать ответы на 70% вопросов «Контроль знаний» «Низкий уровень знаний и умений»

В течение учебного года, после выполнения заданий заполняется таблица:

ФИО учащегося

Активность на занятии

Выполнение работы

Участие в конкурсах

Посещение занятий

ИТОГО








Система баллов:

«5-4» - отлично.

«3-2» - хорошо.

«1» - удовлетворительно.

«0» - неудовлетворительно.

3.2. Методические материалы


В процессе организации образовательного процесса по Программе

используются следующие методы обучения:

По способу организации занятий:

- словесный (устное изложение, беседа, инструктаж, анализ и т.д.)

- наглядный (показ презентаций, наблюдение и др.);

- практический.

По уровню деятельности обучающихся:

- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую

информацию);

- репродуктивный (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);

- частично-поисковый (участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);

- исследовательский (самостоятельная творческая работа обучающихся);

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая и фронтальная;

- фронтальная – одновременная работа со всеми обучающимися;

- групповая (организация работы по малым группам);

- индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий)

Формы проведения занятия: беседа, выставка, защита проектов, конкурс, открытое занятие, практическое занятие, экскурсия.

Основой обучения по Программе является использование педагогических технологий:

- личностно-ориентированная технология,

- практико-ориентированной технология,

- технология дифференцированного обучения,

- игровые технологии,

- технология коллективной творческой деятельности,

- здоровье-сберегающая технология.

Процесс обучения в объединении построен на реализации следующих дидактических принципов: сознательности и активности, предусматривающий сознательное отношение воспитанника к занятиям; наглядности; принцип доступности – перед обучающимися ставятся задачи, соответствующие их возрасту и физическим возможностям.

В процессе реализации программы используются следующие типы занятий:

- учебные занятия по ознакомлению обучающихся с новым материалом;

- учебные занятия закрепления и повторения знаний, умений и навыков;

- учебные занятия по обобщению и систематизации изученного;

- учебные занятия проверки знаний и анализа практических работ;

Каждое занятие по темам программы, включает теоретическую часть и

практическое выполнение задания.

Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития обучающихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми заданиями.

Работа с родителями.

Сотрудничество с родителями в течение учебного года происходит в следующих формах:

- родителям предоставляется возможность посещать занятия, чтобы увидеть, как их ребенок занимается, взаимодействует с другими детьми и педагогом;

- родители привлекаются к совместной с детьми проектной деятельности.

Алгоритм учебного занятия

1 этап: организационный.

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

2 этап: проверочный.

Проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности обучающихся

4 этап: основной.

Усвоение новых знаний и способов действий.

5 этап: контрольный.

Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково- исследовательского).

6 этап: итоговый.

7 этап: рефлективный.




3.3. Календарно-тематическое планирование

Название объединения «Юные краеведы»







Название темы занятия

Количество часов

Дата по расписанию

Форма аттестации контроля

Примечание (корректировка)





По плану

По факту





Сентябрь






Вводное занятие

2

02.09









Мои летние каникулы. Знакомство с Крымом.

4

09.09









Родина моя – полуостров Крым. Достопримечательности Крыма.

2

16.09









Легенды Крыма.

2

17.09









Интересные факты о Крыме.

2

23.09









Флора и фауна Крыма.

2

24.09









Я горжусь своей малой родиной.

4

30.09


Опрос по теме







Итого за месяц

18









Октябрь






Первая улица села Малая Балка – улица Мичурина. Улица, где я родился

4

01.10









Мой дом. Моя семья.

2

07.10









Возникновение совхоза «Степное». Страницы истории Ташлы-Даир

4

08.10









Воспоминания Иззетова Ниязий-агъа

2

14.10


викторина







Экскурсия по памятным местам Ташлы-Даир

2

15.10









Работа со схемой Ташлы-Даир

2

21.10









Воспоминания Задорожной Е.М.

2

28.10









Итого за месяц

18









Ноябрь






Исторические места: колодец XIX века, послевоенное кладбище

4

05.11









Экскурсия к площади имени ветерана Великой Отечественной войны Д.В. Недуруева

4

12.11









Исторические места: рукотворные дамбы в балке, ворота в южной дамбе

4

19.11









Жизнь и деятельность директора совхоза, ветерана Великой Отечественной войны Недуруева Д.В.

2

25.11









Центральная площадь села. История строительства памят- ников Великой Отечественной войны на главной площади

2

26.11









Итого за месяц

16









Декабрь






История памятника «Они сражались за Родину»

2

02.12


викторина







Культурное и природное наследие в Янтарном.

4

03.12









Родословие. Земляки.

2

09.12









Северо-Крымский канал.

2

16.12









Составление коллажа «Мое Янтарное – гордость моя!»

4

17.12


опрос







Итоговое занятие за первое полугодие

2

23.12









Итого за месяц

16










Итого за первое полугодие

68









Январь






Составление коллажа «Мое Янтарное»

4

20.01









Брейн-ринг «Всё о Янтарном»

2

21.01









«Я люблю свою родину»

4

27.01









Игровая программа «День знаний»

2

28.01









Итого за месяц

12









Февраль






«Памятник» от слова «память»

2

03.02









Подготовка материалов к презентации «Мое Янтарное!»

4

11.02









Работа над презентацией «Мое Янтарное»

4

18.02









Посещение Музея боевой и трудовой славы в связи с выводом советских войск из Афганистана

2

24.02









Итого за месяц

12









Март






Тематический раздел: «Гордость земли это люди»

2

03.03









Центральная площадь села – площадь имени Недуруева Д.В.

2

04.03









Жизнь и деятельность Лобунского Г.Я.

2

10.03









Директор Янтарненской школы Зинченко С.И.

2

11.03









Учителя Янтарненской школы – дети войны.

4

17.03









Лауреат Государственной премии РК Вольфович Н.С.

2

24.03









Составление презентации «Гордость земли – это люди»

4

25.03









Итого за месяц

18









Апрель


Апрель


2


Поездка в районный краеведческий музей. День освобождения Красногвардейского района

4

08.04









Экскурсия к памятнику «Воину- освободителю». Аллея Славы.

2

14.04









Экологический субботник у памятного знака «Они сражались за Родину»

2

15.04









Экологический субботник на месте захоронения воина–интер- националиста Кочетова А.П.

2

21.04









Экскурсия к аллее героев Великой Отечественной войны

4

22.04


опрос







Экологический субботник на территории п/з «Ветеранам- водителям»

4

28.04









Итого за месяц

18









Май






Экскурсия по родному селу

2

05.05









Экологический субботник на месте падения самолета ТУ-22 М2

4

06.05









Экскурсия на малую балку

2

12.05









Экскурсия по сельской местности

4

13.05









Составление коллажа «Что значит для меня моя Родина»

2

19.05


опрос







Подведение итогов работы за год

2

20.05









Итого за месяц

16










Итого за второе полугодие

76










Итого за год

144

































3.4. Лист корректировки

Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Юные краеведы»



Причина корректировка


Дата

Согласование с заместителем директора по УВР























































































































Приложение


Памятка «Подготовка к походу» __________(дата)


Время сбора в отправной точке________________


ПРОВЕДЕНИЕ ИНСТРУКТАЖА


Время выхода в поход: ____________________


1. Обработать себя перед походом средством от клещей!!!

2. При себе иметь ОБЯЗАТЕЛЬНО:

- заряженный мобильный телефон;

- литровую бутылку питьевой воды;

- влажные салфетки;

- головной убор;

- закрытая обувь (кроссовки или легкая высокая обувь) на тонкий носок;

- удобный рюкзак (НЕ ПАКЕТЫ И НЕ СУМКИ!!!);

- легкий дождевик.

- пакет для мусора (любой целый)

- подстилку или покрывало для сидения на земле.

Для уборки территории во время похода иметь: перчатки для работы с травой

литровую бутылку воды для мытья рук.

Для пикника:

- ТОЛЬКО СВЕЖАЯ ДОМАШНЯЯ ПИЩА (рекомендуется: отварной картофель, отварные яйца, сало, хлеб, огурцы, редис, бананы, яблоки, галетное печенье, бутерброды, приготовленные из свежих продуктов непосредственно перед выходом из дома).

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ: магазинные сладости и «вкусняшки» в пакетиках, шоколадные конфеты, лимонады, кола, пепси, компоты.

Для работы на природе: блокнот, карандаш, телефон с функцией фотоаппарата и видеосъемки, коробочки для сбора природных образцов, коробки от конфет или плотные пакеты для гербария.

Для игр: мяч, бадминтон, скакалки, принадлежности для игры в «пекаря» и др.

Время прихода домой: ______________________________


С инструкцией ознакомлен: _________________ ________________________

подпись родителя ФИО родителя


Памятку с подписью родителей перед выходом в поход отдать педагогу.


Приложение к разделу №2 «Изучение материалов о развитии села Янтарного»

Вопросы викторины:

1. Назови полный адрес нашего населенного пункта

2. В каком году было основано наше село после Великой Отечественной войны?

3. Назови историческую местность, около которой расположено наше село

4. Назови первое название нашего села

5. Откуда люди брали воду, когда не было в селе водопровода?

6. Как называется самая первая улица, где были построены дома для людей?

7. Скажи названия главной улицы нашего села.

8. Перечисли исторические места нашей сельской местности.

9. Перечисли памятники Великой Отечественной войны нашего села.

10. Как называется канал, расположенный по территории Крыма?

Дайте определение понятиям своими словами:

- «проект»,

- «базовые национальные ценности»,

- «малая родина»,

- «схема»,

- «объект»,

- «исторические места»,

- «информационные источники»,

- «деятельность»,

- «инфраструктура».

Приложение к разделу №3 «Изучение информационных материалов о выдающихся людях с. Янтарное»

Вопросы викторины (командная игра):

1. В честь кого названа главная площадь с. Янтарное?

2. Чье имя носит переулок, расположенный за детским садом «Яблочко»?

3. Перечислите вклад Максименко И.Н. в развитие инфраструктуры нашего села.

4. Назовите фамилию орденоносца «За трудовое отличие»

5. Назовите фамилию орденоносца «Ленина»

6. Назовите ФИО человека, организовавшего создание памятника военной полуторке.

7. Как называется этот памятник?

8. Назовите фамилию второго директора Янтарненской школы.

9. Назовите фамилии учителей школы, являвшимися детьми войны.

10. Как зовут выдающуюся личность, учителя, писателя, живущего в нашем селе?

Приложение к разделу № 4 «Экологические субботники на территории памятников и памятных знаков»

Вопросы викторины

Дайте определение понятиям своими словами:

- «экология»,

- «обелиск»,

- «мемориал»,

- «субботник»,

- «экскурс»,

- «экскурсия»,

- «воин-интернационалист».

1. Что такое малая родина?

2. Что такое подвиг?

3. Как называется восстановленный памятник на добровольные пожертвования жителей с. Янтарное?

4. Что высечено на мраморной табличке?

5. Назовите фамилию воина-интернационалиста, погибшего в Афганистане.

6. Из какого города приехала в наше село военная полуторка?

7. Кто построил постамент для памятного знака «Ветеранам-водителям»?

8. Скажите название мемориального сооружения, расположенного перед школой.

9. Назовите ФИО летчика, отдавшего свою жизнь во имя нашей жизни.

10. Какой памятный знак находится на месте самолета ТУ-22М2?


Приложение к разделу №5 «Посещение музеев, исторических мест п. Красногвардейское»

1. Как называется памятник, расположенный при въезде в пгт. Красногвардейское, в сквере?

2. Кто предложил соорудить памятник советскому воину-освободителю?

3. Кто на добровольные пожертвования сделал реставрацию памятника и облагородил сквер?

4. В каком году был освобожден Красногвардейский район от немецко-фашистских захватчиков?

5. Как называется музей пгт. Красногвардейского?

6. Как называется Аллея, открытая в пгт. Красногвардейское в 2021 году?

7. Опишите вид аллеи.

8. Назовите имена героев, которые вы запомнили.

9. Назовите ФИО единственной женщины героя, память о которой увековечена на Алее Славы. Чем она прославилась?

10 Что такое подвиг?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!