СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Клуб знатоков программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед»

Просмотр содержимого документа
«Клуб знатоков программа»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Школа №30 имени Антоновой Лоры Леонидовны»



Утверждаю Директор МАОУ

«Школа №30 им. Л. Л. Антоновой»

М. А. Ивашкин

«_ »_ 2018 год





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Юный краевед»

(возраст обучающихся с 11 до 16 лет, срок реализации 1 год)




Автор-разработчик:

Киселев Алексей Геннадьевич,

Учитель истории и обществознания



Программа рассмотрена на методическом совете

«_ »_ 2018 г. Протокол № от 2018 г.

город Нижний Новгород

2018 г.

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное автономное бюджетное образовательное учреждение

«Школа №30 имени Антоновой Лоры Леонидовны»



Утверждаю Директор МАОУ

«Школа №30 им. Л. Л. Антоновой»

М. А. Ивашкин

«_ »_ 2021 год





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Интеллектуальный клуб «Знатоки»

(возраст обучающихся с 11 до 16 лет, срок реализации 1 год)




Автор-разработчик:

Киселев Алексей Геннадьевич,

Учитель истории и обществознания



Программа рассмотрена на методическом совете

«_ »_ 2021 г. Протокол № от 2021 г.

город Нижний Новгород

2021 г.

Содержание

Содержание.

  1. Пояснительная записка

  2. Учебный план

  3. Учебно-тематический план (рабочая программа)

  4. Содержание учебного плана

  5. Методическое обеспечение

  6. Организационно-педагогические условия реализации программы

  7. Календарный учебный график

  8. Список литературы


Приложения:

Приложение 1. План воспитательной работы

Приложение 2. План работы с родителями


    1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Интеллектуальный клуб «Знатоки»


Направленность: социально-педагогическая

Программа направлена на формирование основ познавательной активности обучающегося и создание условий для его творческого развития.


Новизна программы состоит в том, что видами познавательной деятельности на занятиях избраны игровые модели.

Таким образом, программа составлена по принципу имитации разнообразных интеллектуальных игр. Интеллектуальная игра - игра, где успех достигается за счёт мыслительных способностей человека, его интеллекта. Развивающая игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей учащихся, воспитания устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности. Самостоятельность, активность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях.


Актуальность интеллектуального клуба «Знатоки» обусловлена целью современного образования, где одним из важнейших приоритетов становится интеллект (общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей). Интеллект - главный критерий оценки в современном обществе. Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формировать стремление ребенка к познанию необходимо потому, что качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребности общества в людях, обладающих стандартным мышлением, способных к самосовершенствованию и самообразованию на протяжении всей жизни. Поэтому перед современной системой образования стоит задача не набить головы учащихся знаниями, а научить их добивать, развивая память, внимание, воображение, логику, креативность.


Отличительные особенности данной программы.


Упор в занятиях делается на игру как на таковую, в процессе которой предусмотрена проработка необходимых навыков общения и выполнения поставленных целей. В ходе игровых занятий у учащихся есть возможность проявить приобретённые знания и навыки в комплексе, а у руководителя замечать и устранять слабые места и недоработки в их подготовке.


Педагогическая целесообразность.

Педагогическая целесообразность объясняется тем, что как показывает практика, конкретные знания, полученные в ходе игры и имеющие эмоциональную окраску, являются наиболее устойчивыми.


Цель программы: Формировать основы познавательной активности обучающегося; создавать условия для творческого развития ребенка и доброжелательного эмоционального фона в работе руководителя и учеников.



Задачи:

Предметные:

  • формирование у учащихся системы разносторонних знаний;

  • обучение алгоритмам рассуждения, решения интеллектуальных задач.


Личностные:

  • воспитание чувства уверенности в собственных силах, настойчивости

навыков работы в группе для достижения общих целей и результатов;

  • формирование чувства ответственности, способность преодолевать трудности.


Метапредметные:
  • развитие познавательных способностей, эрудиции, скорости мышления, памяти, внимания

  • развитие любознательности


Данная программа рассчитана на 1 год.

Занятия по программе проводятся с детьми 11-16 лет 2 раза в неделю по 2 урока по 45 минут из расчета 144 часа в год.


Первый год обучения – группа 11 -16 лет.


Данная программа - творческая; дополняет и развивает базовые знания учащихся по школьным предметам, способствует совершенствованию коммуникативных навыков школьников. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощущать свою уникальность и востребованность.


Рассчитана на учащихся 12-16 лет в течение 1 года. Занятия проводятся согласно учебно-тематическому плану. Занятия проводятся два раза в неделю.


Интеллектуальный клуб «знатоков» пытается охватить как можно больше учащихся разных параллелей, разных возрастов: учеников 5 -10 классов, поэтому на игровые занятия и турниры приглашаются все желающие (в качестве болельщиков и игроков).


Порядок проведения интеллектуальной игры в течение учебного года с сентября по май - один раз в четверть.

В финале, который проводится в мае, определяются лучшие команды в своей возрастной группе по результатам всех игр.

Команды - победители награждаются грамотами на линейке.


Программой предусмотрены формы занятий: групповые.

Состав группы – постоянный, мальчики-девочки.

Набор в группы – свободный.

Ожидаемые результаты и способы их проверки. Ожидаемые результаты.
  • Знать и применять на практике правила поведения и техники безопасности на занятиях, способы развития разносторонней памяти, логического мышления; алгоритмы решения задач, рассуждения; правила основных интеллектуальных игр и источники составления вопросов.

  • играть в интеллектуальные игры по правилам данной игры;

  • работать в команде;

  • анализировать свое отношение к происходящему для объективного осознания значимости результата деятельности

  • развить находчивость и познавательную активность, расширили кругозор;

  • развили лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи.



Анализ результатов освоения программы осуществляется следующими способами:


Способы определения результативности.

Способами определения результатов являются:

  • мониторинг результатов игр;

Методы мониторинга

  • наблюдение;

  • анализ полученных данных;

  • беседа с родителями и учителями-предметниками

  • отслеживание результатов учебной деятельности выпускников.



Режим занятий.

Год обучения

Количество часов

в неделю

Количество занятий и

продолжительность занятий

1

4

2 раза в неделю по 2 часа






  1. Учебный план.

Название темы

Общее кол-во часов

1

Организационные

вопросы

20

2

Подготовка команд к открытию игрового года

8

3

Коммуникативные

навыки

24

4

Развивающие игры

35

5

Интеллектуальные

игры

40

6

Игровые занятия.

17


Итого

144










3 Учебно-тематический план.

Название темы

Общее кол-во часов

В том числе

По плану

По факту


Теор.


Прак.



1

Организационные

вопросы

20

5

15



1.1

Введение

8

2

6

  1. 1, 2 неделя

1 2 неделя


1.2

Формирование групп

12

3

9

3, 4, 5 неделя

3-5 неделя

2

Подготовка команд к открытию игрового года

8

2

6

6, 7 неделя

6, 7 неделя

3

Коммуникативные

навыки

24

6

18



3.1

Коммуникативные

навыки Умение работать в

Группе

12

3

9

8, 9

8, 9 неделя

3.2

Распределение

командных ролей

8

2

6

10

11

10, 11 неделя

3.3

Игра в шестерках.


8

2

6

12

13

12, 13 неделя

4

Развивающие игры

35

6

29



4.1

Вопрос - основа игры.

8

2

6

14

15

14, 15 неделя


Открытие игрового сезона. Кубок вызова

3


3

16

16 неделя

4.2

Поиск информации в различных источниках.

4

1

3

17

17 неделя


Рождественский Кубок вызова

8


8

1


4.2

Поиск информации в различных источниках.

4

1

3



4.3

Составляем вопросы сами

8

2

6



5

Интеллектуальные

игры

40

10

30



5.1

«Эрудит - лото»

8

2

6



5.2

«Что? Где? Когда?»

8

2

6



5.3

«Своя игра»

8

2

6



5.4

«Брейн-ринг»

16

4

12



6

Игровые занятия.

13

1

12




Итого

144

29

115



4 Содержание изучаемого курса.

Раздел 1. Организационные вопросы. 40 часов

Тема 1.1 Введение. 8 часа

Теория (2 час) Знакомство с членами группы, их наклонностями, интересами, предпочтениями. Инструктаж по технике безопасности. План работы и порядок проведения занятий.

Игровая практика. (6 часа) Спортивный Что?Где? Когда?

Тема 1.2 Формирование групп. (12 часов)

Теория (3часа) Формирование команды. Роли.

Игровая практика. (9 часов) Спортивный Что?Где? Когда?


Раздел 2. Подготовка команд к открытию игрового года. 8 часов

Теория (2 часа). Подготовка команд к открытию игрового года Требования к вопросам: интересная информация, лаконичная формулировка, логический путь к ответу, однозначность ответа, четкий источник информации. Как работать над вопросом. Вопросы на конкретные знания как исключение. Умение мыслить нестандартно. Умение находить необычное в обычном. Смысловое и стилистическое оформление вопросов. Приемы шифрования информации.

Практика (6 часа) Игровая практика. Спортивный Что?Где? Когда?


Раздел 3. Коммуникативные навыки. 24 часов

Тема 3.1 Умение работать в группе. (8 часов)

Теория (2 часа). Умение работать в группе. Формирование в коллективе благоприятного климата, сплочение группы.

Игровая практика. (6часа) Спортивный Что?Где? Когда?

Тема 3.2 Основные игровые амплуа и их функции. (8 часов)

Теория (2 часа). Основные игровые амплуа и их функции: капитан, генератор идей, критик. Специализация игроков по сферам знаний.

Игровая практика. (6 часа) Спортивный Что?Где? Когда?


Тема 3.3 Игра в шестерках. (8 часов)

Теория (2 часа): Турнир ЧГК. Правила и роли.

Игровая практика. (6 часа) Спортивный Что?Где? Когда?


Раздел 4. Развивающие игры. 35 часов

Тема 4.1 Вопрос - основа игры. (8 часов)

Теория (2 часа): Фильтрация информации в вопросе. Ключевое слово. Уметь вжиться в образ автора вопроса, понять его логику составления вопроса.

Игровая практика. (6 часа) Спортивный Что?Где? Когда?


Осенний Кубок Вызова – 3 часа


Тема 4.2 Поиск информации в различных источниках. (8 часов)

Теория (2 часа): Основные приемы работы со справочным материалом. Специфические приемы для составления вопросов.

Игровая практика. (6 часа) Спортивный Что? Где? Когда?


Рождественский кубок вызова – 8 часов


Тема 4.3 Составляем вопросы сами. (8часов)

Теория (2 часа): Обсуждение и доработка принесенных учащимися вопросов с точки зрения требований к вопросу. Подготовка вопросов к публичным играм. Подготовка вопросов для турниров с другими командами.

Игровая практика. (6 часа) Спортивный Что?Где? Когда?



Раздел 5. Интеллектуальные игры. 40 часа

Тема 5.1.Эрудит-лото. (8 часов)

Теория (2 часа): Основные принципы «Эрудит-лото». Как интересно составить вопросы для «Эрудит-лото».

Игровая практика. (6 часа) Эрудит-лото


Тема 5.2.Что?Где? Когда? (8 часов)

Теория (2 часа): Как организовать «ЧГК», основные игр «ЧГК». Подбор и редактирование пакета вопросов.

Игровая практика. (6 часа) Спортивный Что?Где? Когда?


Тема 5.3.Своя игра. (8 часов)

Теория (2 часа): Основные особенности и правила «Своей игры». Тактика игры.

Игровая практика. (6 часа) Своя игра


Тема 5.4.Брейн-ринг. (16 часов)

Теория (4 часа): Основные особенности игры «Брейн-ринг».

Игровая практика. (12 часа) «Брейн-ринг».

Раздел 6. Игровые занятия. 13 часов

Теория (1 час): Инструктаж по технике безопасности. План работы и порядок проведения занятий.

Игровая практика. (12 часов)







5. Методическое обеспечение.

Форма и тип занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Техническое и материальное оснащение, дидактический материал

Формы подведения итогов

Формы работы с семьей


Вводное занятие.

Групповое,

беседа, инструктаж

Объяснительно-иллюстративные, практические, методы стимулирования и мотивации, эмоциональные, познавательные и социальные методы.

Тестирование, опрос, собеседование

Собеседование

Родительское собрание, взаимодействие через социальные сети, индивидуальное консультирование.

Теоретическое занятие

Групповое, теоретическое, практическое.

Игры, упражнения

Объяснительно-иллюстративные, практические, методы стимулирования и мотивации, эмоциональные, познавательные и социальные методы

Тестирование, опрос, собеседование

Контрольный показ

Игровая практика

Игры

Объяснительно-иллюстративные, практические, методы стимулирования и мотивации, эмоциональные, познавательные и социальные методы

Тестирование, опрос, собеседование

Соревновательные занятия в игровой форме.

Итоговое занятие.

Групповое практическое.

Практические методы, стимулирования и мотивации, эмоциональные, познавательные и социальные методы

Тестирование, опрос, собеседование

тестирование




6. Организационно-педагогические условия реализации программы

Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы обеспечивают ее реализацию в полном объеме, качество подготовки обучающихся, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

Кадровое обеспечение:

  • педагог дополнительного образования;

Психолого-педагогическое обеспечение:

учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся дошкольного возраста;

  • учет интересов и склонностей обучающихся к занятиям

  • создание ситуации успеха для каждого обучающегося;

  • поддержка психологического здоровья обучающихся;

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;

Материально-техническое обеспечение:

Технические средства обучения:

    • персональные компьютеры;

    • принтер;

    • сканер;

    • проектор.

прочее:

    • освещение по норме;

    • учебная доска;

    • рабочие столы;

    • компьютерные программы;

    • тесты;

    • схемы;

    • иллюстрации

Информационное обеспечение:

  • методические рекомендации для педагога дополнительного образования;

  • электронные образовательные ресурсы.



    1. Список используемой литературы.


Нормативно-правовые документы:

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989)

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ)

3. Концепция развития дополнительного образования (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р)

4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 №1008)

5. Письмо Министерство образования и науки российской федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации»

6. Письмо министерства образования Нижегородской области «Методические рекомендации по разработке образовательной программы образовательной организации дополнительного образования.» (30 мая 2014 года, № 316-01-100-1674/14)

7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14, утверждены постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 04.07.2014 №41)


Список литературы использованной при составлении программы и адресованной педагогам:


  1. Ворошилов В.Я. Феномен игры. - М.: Эксмо,1998. - 192с.

  2. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / Дейкина А. Ю. - М.: МПГУ, 2007. - 475 с.

  3. Доман Г. Как развивать интеллект ребенка. - М., АСТ, 1998

  4. Дополнительное образование в школе: неиспользуемые возможности / З.А.Каргина// Воспитание школьников.- 2003.-№4.

  5. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М., Просвещение, 1994.

  6. Зак А.З. Совершенствование познавательных умений у детей.- Москва - Воронеж, 1999.

  7. Зак А.З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников. Москва - Воронеж, 2000.

  8. Камышников В.Н. Структура и содержание системы заданий, направленных на развитие интеллекта школьников// Начальная школа.- №6.-2002.- с. 12-14

  9. Модернизация дополнительного образования детей / В.А.Березина // Внешкольник.-2003.-№1.-с.16-18.

  10. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика. - 2007. - №2. - С. 7-10

  11. Поташев М. Почему вы проигрываете в ЧГК.

  12. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей /В.А.Горский //Дополнительное образованиее.- 2003.-№6.-с.16-17.

  13. Технология подготовки авторских программ дополнительного образования / Б.А. Кирмасов// Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительных материалов детей для учреждений дополнительного образования детей.-2002.-№5.-с.23-26.

  14. Шадрикова В.Д. Познавательный процессы и способности в обучении.- М., Просвещение, 1990.

  15. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Щукина Г.И. – М.: Педагогика, 2006. – 216 с.


Список литературы рекомендованной детям и родителям в помощь освоения программы:
  1. Бардин К.В. Как научить детей учиться. / Бардин К.В - М.: Просвещение, 2007. - 112 с

  2. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / Бондаревский В.Б. – М.: Просвещение, 2005. – 513 с.

  3. Габуева З.У., Гаврина Е.В., Дымова Н.Н. Сценарии внеклассных тематических мероприятий по литературе / Габуева З.У., Гаврина Е.В., Дымова Н.Н. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 215 с.

  4. Дусавицкий, А.Г. Воспитывая интерес / Дусавицкий, А.Г. – М.: Знание, 2004. – 80 с.

  5. Дусавицкий А.К. Формула интереса / Дусавицкий А.К. - М.: Педагогика, 2005. – 128 с.

  6. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. / Маркова А.К - М.: Просвещение, 2003. – 355 с.

  7. Савченко Е.В., Жиренко О.Е., Лобачева С.И. Внеклассные мероприятия. 5-11 классы / Савченко Е.В., Жиренко О.Е., Лобачева С.И. – М.: ВАКО, 2007. - 192 с.

  8. Смирнов И. Познай себя в творчестве / Смирнов И. - М.: Просвещение, 2006. – 158 с.












3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!