ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
«Шахматы»
Направленность программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» физкультурно-спортивной направленности, составлена в соответствии с нормами, установленными следующей законодательной базой:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации».
- Распоряжение правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей».
- Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Устав МБОУ «Лаишевская СШ»
Дополнительность программы В поэтапном освоении учащимися, предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.
Данная программа основана на индивидуальном подходе к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого обучающегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии.
В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же настойчивости в достижении цели.
Актуальность программы Программа «Шахматы» базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации детей, воспитывает усидчивость, самообладание, психологическую устойчивость, рациональность; развивает логическое мышление.
Содержание обучающего материала предполагает раскрытие и развитие не только интеллектуальных способностей ребенка, но и формирование базовых компетентностей по предмету, формирование личностных качеств через шахматное искусство: сосредоточенность, усидчивость, внимание, вдумчивость, целеустремленность и самостоятельность. Результатом реализации данной программы являются участие в шахматных викторинах и конкурсах, матчах и соревнованиях, ежегодные квалификационные турниры, выступления на районных мероприятиях.
Отличительными особенностями программы являются еженедельные теоретические и практические занятия, которые позволяют закрепить полученные знания и умения. На занятиях кружка ребята учатся играть в шахматы, анализировать позиции, принимать решения, логически рассуждать, соблюдать выдержку и терпение, радоваться своей победе и не унывать при проигрышах.
Инновационность программы. В поэтапном освоении учащимися, предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.
Данная программа основана на индивидуальном подходе к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого обучающегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии.
В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же настойчивости в достижении цели.
Адресат программы: Программа ориентирована на детей 7 – 15 лет. Группы формируются из обучающихся, проявляющих интерес к шахматам и шашкам. Роли, которые осваивают обучающиеся в ходе реализации программы – это: игрок, судья, жюри. Состав группы. Количество обучающихся в объединении 12- 15 человек.
Объем программы – 144 часа
Срок освоения программы. Реализация программы начинается с 1 сентября и длится по 31 мая, соответственно будет реализовано 144 академических часа (занятия 2 раза в неделю по 2 академических часа).
1 модуль с 1 сентября по 31 декабря - 64 часа, 2 модуль с 1 января по 31 мая – 80 часов.
Формы организации образовательной деятельности Основными формами работы кружка являются практическая игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов, дидактические игры и задания, игровые упражнения, теоретические занятия, шахматные игры, участие в турнирах и соревнованиях.
Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, количество детей в группе – 15 чел. Общая длительность занятия – 80 минут: 40 минут – 1 часть занятия, перерыв 10 минут и 40 минут – 2 часть занятия (40 мин-1 академический час).
Уровень реализуемой программы - стартовый.
2. Цель и задачи программы
Цель программы: посредством занятий шахматами содействовать развитию интеллектуальных способностей и творчества детей, готовить спортсменов, как на начальной ступени развития, так и высокой квалификации для участия в соревнованиях различного ранга.
Задачи:
Образовательные
- обучение игре в шахматы, придерживаясь следующих принципов: индивидуальность, доступность, преемственность, результативность.
Развивающие
- развитие логического мышления, способности рассчитывать, прогнозировать и предугадывать ситуацию.
Воспитательные
- воспитание сильных черт личности. Таких, как воля к победе, решительность, хладнокровие, стойкость, выносливость, выдержка, терпение, находчивость и трудолюбие.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
обучающиеся будут знать: - понятия «поля», «линии»; - легенду возникновения шахмат; - понятия: шах, мат, пат; - названия шахматных фигур; - виды выигрышей; - правила шахматных соревнований; - понятия: угроза, нападение, защита; - понятия: «ценность фигуры», «равноценный и неравноценный обмен», - понятия «щах», «мат», «пат»; - правила записи ходов; - правила взятия фигур; - понятие «защита»; - понятие «матовая и патовая позиция»; - понятие «эндшпиль»
обучающиеся будут уметь: - выполнять короткую и длинную рокировку; - соблюдать правила проведения соревнований; - перемещать фигуры; - записывать шахматные ходы; - подсчитывать ценность фигуры, - анализировать учебную партию; - выполнять различные виды эндшпилей; - принимать участие в турнирах; - выступать в роли игрока, судьи.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений
Личностные результаты:
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
N п/п | Содержание программы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Основные принадлежности и правила игры в шахматы. | | | | |
1.1 | Шахматная доска; Шахматные фигуры; Начальное положение; | 2 | 1 | 1 | Опрос |
1.2 | О ходах фигур и о поле под ударом | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
1.3 | О цели игры в шахматы и о ситуации «шах», «мат», «пат» | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
1.4 | Шахматная партия; рокировка | 4 | 1 | 3 | Сеанс одновремен-ной игры |
2 | Техники матования короля | | | | |
2.5 | Матование одинокого короля | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
2.6 | Мат без жертвы материала | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
2.7 | Шахматная комбинация | 2 | 1 | 1 | Конкурс |
3 | Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. | | | | |
3.8 | Основы дебюта | 4 | 2 | 2 | Анализ деятельности |
3.9 | Основы миттельшпиля | 4 | 2 | 2 | Анализ деятельности |
3.10 | Основы эндшпиля | 4 | 2 | 2 | Блицтурнир |
4 | Второй уровень мастерства. Тактика. Нападение | | | | |
4.11 | Создание удара, направленного на фигуру | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
4.12 | Устранение защищающего удара, направленного на фигуру | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
4.13 | Нападение одной фигурой на несколько фигур | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
4.14 | Сквозное нападение на фигуры | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
4.15 | Сочетание простого и вскрытого нападений на несколько фигур | 4 | 1 | 3 | Анализ деятельности |
4.16 | Сочетание приёмов, на которых основано нападение на несколько фигур | 2 | 1 | 1 | Конкурс |
5 | Защита | | | | |
5.17 | Создание удара, направленного на фигуру | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
5.18 | Избавление от нападающего удара, направленного на фигуру | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
5.19 | Защита от нападения на несколько фигур | 4 | 2 | 2 | Конкурс |
6 | Создание угрозы мата | | | | |
6.20 | Создание угрозы мата в один ход: двумя фигурами, одна из которых ферзь | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
6.21 | Создание угрозы мата двумя фигурами, среди которых нет ферзя | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
6.22 | Противодействие угрозы мата в один ход | 2 | 1 | 1 | Конкурс |
7 | Эндшпиль | | | | |
7.23 | Мат одинокому королю ладьёй и королём | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
7.24 | Правило квадрата | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
7.25 | Противодействие сторон при соотношении король и пешка против короля | 2 | 1 | 1 | Конкурс |
8 | Дебют | | | | |
8.26 | О преждевременных ходах ферзём | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
8.27 | О препятствии фигуре своими же фигурами | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
8.28 | О вертикали и диагонали, по которым осуществляется атака на короля | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
8.29 | О пункте, с которого нередко в дебюте даётся мат | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
9 | Закрепление навыков игры в шахматы второго уровня мастерства | | | | |
9.30 | Практические занятия; Обобщающий контроль ЗУН | 6 | | 6 | Шахматный турнир |
10 | Третий уровень мастерства. Тактика. | | | | |
10. 31 | Операции, основанные на превосходстве количества ударов. | 4 | 1 | 3 | Анализ деятельности |
10. 32 | Одновременное нападение на несколько объектов | 6 | 1 | 5 | Анализ деятельности |
10. 33 | Операции по освобождению поля или линии | 4 | 1 | 3 | Анализ деятельности |
10. 34 | Операции по завлечению фигуры | 4 | 1 | 3 | Анализ деятельности |
10. 35 | Операции по отвлечению защищающей фигуры | 6 | 1 | 5 | Анализ деятельности |
10. 36 | Операции по развязыванию нападающей фигуры | 4 | 1 | 3 | Анализ деятельности |
10. 37 | Уничтожение или связывание защищающей фигуры | 4 | 1 | 3 | Анализ деятельности |
10. 38 | Операции по привлечению фигуры | 4 | 1 | 3 | Анализ деятельности |
10. 39 | Операции, основанные на промежуточном ходе | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
10. 40 | Операции, основанные на недостаточной защищённости крайней горизонтали | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
10. 41 | Операции, основанные на незащищённости некоторых полей предпоследней горизонтали | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
10. 42 | Операции по разрушению пешечного прикрытия короля | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
10. 43 | Операции, основанные на возможности превращения пешки | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
10. 44 | Операции, основанные на возможности возникновения пата | 2 | 1 | 1 | Конкурс |
11 | Эндшпиль | | | | |
11. 45 | Типичные ситуации пешечного эндшпиля | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
11. 46 | Король и ферзь против короля и пешки | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
11. 47 | О разнообразии средств и позиционной ничьей | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
11. 48 | Легкофигурный эндшпиль | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
11. 49 | Дебюты гроссмейстеров | 4 | 1 | 3 | Анализ деятельности |
12 | Закрепление навыков игры в шахматы третьего уровня мастерства | | | | |
12. 50 | Практические занятия; Обобщающий контроль ЗУН | 8 | | 8 | Шахматный турнир |
| | 144 | 52 | 92 | |
Содержание учебного плана
Раздел1. Основные принадлежности и правила игры в шахматы.
Тема №1.1: Шахматная доска; Шахматные фигуры; Начальное положение (2 ч.)
Основные вопросы: Шахматная доска; Шахматные фигуры; Начальное положение. Понятие о горизонтали, вертикали, диагонали. Знакомство с шахматными фигурами и их функциями в игре. Расстановка шахматных фигур.
Практическая работа: Дидактические игры.
Будут знать: Название шахматных фигур, их расстановку и ходы,
Будут уметь: Делать ходы шахматными фигурами.
Тема №1.2: О ходах фигур и о поле под ударом. (2ч.)
Основные вопросы: Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Практическая работа: Решение шахматных задач.
Будут знать: «Стоимость» каждой фигуры. Последовательность включения в игру шахматных фигур.
Будут уметь: Осуществлять взятие шахматных фигур противника.
Тема №1.3: О цели игры в шахматы и о ситуации «шах», «мат», «пат». (2ч.)
Основные вопросы: Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
Практическая работа: Решение шахматных задач.
Будут знать: об угрозах шаха, мата, пата.
Будут уметь: осуществлять «шах», «мат», «пат» и защищаться от них.
Тема №1.4: Шахматная партия. Рокировка. (4ч.)
Основные вопросы: Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: Порядок длинной и короткой рокировки.
Будут уметь: Делать рокировку.
Раздел 2. Техники матования короля
Тема №2.5: Матование одинокого короля (2ч.).
Основные вопросы: Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: ставить мат тяжёлыми фигурами.
Тема №2.6: Мат без жертвы материала (2ч.).
Основные вопросы: Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Практическая работа: Дидактические игры. Игровая практика.
Будут уметь: Ставить мат без жертвы материала.
Тема №2.7: Шахматная комбинация (2ч.).
Основные вопросы: Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Дидактические игры.
Будут знать: Типы шахматных комбинаций.
Будут уметь: Ставить мат путём осуществления шахматных комбинаций.
Раздел 3. Простейшие схемы достижения матовых ситуаций.
Тема №3.8: Основы дебюта (4ч).
Основные вопросы: Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: Принципы игры в дебюте. Схемы простейших шахматных комбинаций.
Будут уметь: Ставить мат в два, три хода.
Тема №3.9: Основы миттельшпиля (4ч.)
Основные вопросы: Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: Рекомендации игры в миттельшпиле.
Будут уметь: Выполнять комбинации на достижение численного перевеса.
Тема №3.10: Основы эндшпиля (4ч.).
Основные вопросы: Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: Основы эндшпиля.
Будут уметь: Ставить мат легкими фигурами.
Раздел 4. Второй уровень мастерства.
Тактика. Нападение
Тема №4.11: Создание удара, направленного на фигуру (2ч.)
Основные вопросы: Нападение на фигуру созданием удара: простое нападение, вскрытое нападение, нападение развязыванием. Баланс ударов.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: Тактику простого, вскрытого нападения и нападения развязыванием.
Будут уметь: Осуществлять комбинационные нападения на фигуры противника.
Тема №4.12: Устранение защищающего удара, направленного на фигуру (2ч.)
Основные вопросы: «Уничтожение фигуры», «перекрытие линии удара», «связывание фигуры».
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Устранять защищающие удары противника.
Тема №4.13: Нападение одной фигурой на несколько фигур (2ч.)
Основные вопросы: Вилки ферзём, конём, слоном.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Осуществлять вилки ферзём, слоном, конём.
Тема №4.14: Сквозное нападение на фигуры (2ч.)
Основные вопросы: Сквозное воздействие дальнобойной фигуры: сквозной шах, сквозное нападение.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: о сквозных воздействиях и нападениях.
Будут уметь: Осуществлять сквозное нападение.
Тема №4.15: Сочетание простого и вскрытого нападений на несколько фигур (4ч.).
Основные вопросы: Нападение двух фигур на одну или несколько фигур защищающейся стороны – двойное нападение.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Осуществлять двойное нападение.
Тема №4.16: Сочетание приёмов, на которых основано нападение на несколько фигур (2ч.)
Основные вопросы: Один ход, как несколько приёмов нападения.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Планировать шахматные комбинации для осуществления одного хода, как несколько приёмов нападения.
Раздел 5. Защита
Тема №5.17: Создание удара, направленного на фигуру (2ч.)
Основные вопросы: Защита фигуры созданием удара: простая защита, вскрытая защита, защита развязыванием.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: о защите фигуры, созданием удара.
Будут уметь: осуществлять защиту фигур созданием удара.
Тема №5.18: Избавление от нападающего удара, направленного на фигуру (2ч.).
Основные вопросы: Защита фигуры избавлением от нападающего удара: «уничтожение фигуры», «перекрытие линии удара», «связывание фигуры», «отход фигуры».
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: осуществлять защиту фигур избавлением от нападающего удара.
Тема №5.19: Защита от нападения на несколько фигур (4ч.).
Основные вопросы: Приёмы защиты от нападения на несколько фигур: отходом, связыванием, прикрытием, созданием шаха.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Осуществлять защиту от нападения на несколько фигур.
Раздел 6. Создание угрозы мата
Тема №620: Создание угрозы мата в один ход двумя фигурами, одна из которых ферзь (2ч.)
Основные вопросы: Ферзь и ладья, ферзь и конь, ферзь и слон, ферзь и пешка, ферзь и король, ферзь и ферзь.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Создавать угрозу мата двумя фигурами, одна из которых ферзь.
Тема №6.21: Создание угрозы мата в один ход двумя фигурами, среди которых нет ферзя (2ч.)
Основные вопросы: Ладья и ладья, ладья и слон, ладья и конь, слон и слон, конь и слон, конь и конь.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Создавать угрозу мата двумя фигурами без ферзя.
Тема №6.22: Противодействие угрозы мата в один ход (2ч.).
Основные вопросы: Решение практических задач на противодействие.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Осуществлять противодействие угрозе мата в один ход.
Раздел 7. Эндшпиль
Тема №7.23: Мат одинокому королю ладьёй и королём (2ч.)
Основные вопросы: Ближайшая оппозиция, способ оттеснения короля созданием шаха.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: о ближайшей оппозиции.
Будут уметь: Ставить мат одинокому королю ладьёй и королём.
Тема №7.24: Правило квадрата (2ч.)
Основные вопросы: Проходная пешка, Король и пешка против короля. Пешечный прорыв.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: о проходной пешке и пешечном прорыве.
Будут уметь: Оценивать является ли пешка проходной, осуществлять пешечный прорыв.
Тема №7.25: Противодействие сторон при соотношении король и пешка против короля (2ч.).
Основные вопросы: Практические занятия по оценке шансов и продвижению пешки к цели.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: осуществлять противодействие продвижению пешки противника или продвигать собственную.
Раздел 8. Дебют
тема №8.26: О преждевременных ходах ферзём(2ч.)
Основные вопросы: Гамбит, контргамбит. Разбор дебютов мастеров.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: о гамбите и контргамбите.
Будут уметь: Осуществлять некоторые виды гамбитов.
Тема №8.27: О препятствии фигуре своими же фигурами (2ч.)
Основные вопросы: Индексная классификация дебютов. Испанская, итальянская партии, защита двух коней, сицилианская защита, староиндийская защита.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: Дебюты отдельных видов партий.
Будут уметь: играть испанскую, итальянскую партию, староиндийскую защиту.
Тема №8.28: О вертикали и диагонали, по которым осуществляется атака на короля (2ч.).
Основные вопросы: Открытая линия. Дурацкий мат. Защита Петрова, Венская партия, защита Алёхина.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: о диагоналях, по которым осуществляется атака на короля.
Будут уметь: Играть защиту Алёхина, защиту Петрова, Венскую партию.
Тема №8.29: О пункте, с которого нередко в дебюте даётся мат (2ч.)
Основные вопросы: «Ахиллесова пята» короля (f7). Дебют королевской пешки, центральный дебют. Цуцванг.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: о цугцванге.
Будут уметь: играть дебют королевской пешки и королевский дебют.
Раздел 9. Закрепление навыков игры в шахматы второго уровня мастерства
Тема №9.30: Практические занятия. Обобщающий контроль ЗУН (6ч.)
Практическая работа: Решение задач. Шахматный турнир.
Раздел 10. Третий уровень мастерства.
Тактика.
Тема №10.31: Операции, основанные на превосходстве количества ударов (4ч.).
Основные вопросы: Создание большего, чем у противника количества ударов на критический пункт, порядок занятия этого пункта атакующими фигурами.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: добиваться материального преимущества путём создания ударов на критический пункт.
Тема №10.32: Одновременное нападение на несколько объектов (6ч.)
Основные вопросы: Нападение на фигуру и одновременное создание угрозы мата в один ход другой фигурой; сочетание простого и вскрытого нападения, где одним из объектов является критический пункт; подготовка и осуществление вилки, создание двойной связки.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Планировать комбинации для нападения на несколько объектов и осуществлять их для достижения материального преимущества.
Тема №10.33: Операции по освобождению поля или линии (4ч.)
Основные вопросы: Рациональные жертвы фигурами во имя освобождения критического поля или линии для последующего мата или для получения материального преимущества.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: осуществлять рациональные жертвы во имя освобождения критического поля.
Тема №10.34: Операции по завлечению фигуры (4ч.)
Основные вопросы: Рациональные жертвы фигурами для завлечения короля или иной фигуры для последующего мата или материального преимущества.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Осуществлять рациональные жертвы для завлечения и уничтожения фигуры противника.
Тема №10.35: Операции по отвлечению защищающей фигуры (6ч.).
Основные вопросы: Отвлечение защищающей фигуры рациональной жертвой своей фигуры для последующего мата, создания вилки и материального преимущества.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Осуществлять рациональные жертвы для отвлечения защищающей фигуры противника.
Тема №10.36: Операции по развязыванию нападающей фигуры (4ч.).
Основные вопросы: Рациональные жертвы фигурами для развязывания нападающей фигуры и получение материального преимущества.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Осуществлять рациональные жертвы для развязывания нападающей фигуры.
Тема №10.37: Уничтожение или связывание защищающей фигуры (4ч.)
Основные вопросы: Рациональные жертвы для устранения защищающего удара на критический пункт.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Осуществлять рациональные жертвы для устранения защищающего удара на критический пункт.
Тема №10.38: Операции по привлечению фигуры (4ч.)
Основные вопросы: Привлечение фигур обороняющейся стороны на соседнее с королём поле для осуществления мата с необходимой жертвой фигуры или без жертв.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Привлекать фигуру обороняющейся стороны на соседнее с королём поле для осуществления мата.
Тема №10.39: Операции, основанные на промежуточном ходе (2ч.).
Основные вопросы: Прерывание череды очевидных ходов одной из сторон промежуточным ходом (шах, контрудар, контрнападение), который резко меняет направление событий.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Прерывать череду очевидных ходов промежуточным ходом.
Тема №10.40: Операции, основанные на недостаточной защищённости крайней горизонтали (2ч.).
Основные вопросы: Отвлечение защищающей короля фигуры с крайней горизонтали. Рассмотрение типичных позиций; закрепляющие игры.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Отвлекать защищающую короля фигуру с крайней горизонтали для достижения мата.
Тема №10.41: Операции, основанные на незащищённости некоторых полей предпоследней горизонтали (2ч.).
Основные вопросы: Создание угрозы мата с предпоследней горизонтали, подготовка и осуществление фронтального, флангового удара или удара с тыла.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Создавать угрозу мата с крайней горизонтали.
Тема №10.42: Операции по разрушению пешечного прикрытия короля (2ч.)
Основные вопросы: Рациональные жертвы атакующей стороны ради разрушения пешечного строя, прикрывающего короля и осуществление мата.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Разрушать пешечное прикрытие короля.
Тема №10.43: Операции, основанные на возможности превращения пешки (2ч.).
Основные вопросы: Отвлечение или уничтожение фигуры, контролирующей путь продвижения пешки иногда с необходимыми для этого жертвами.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Освобождать путь для продвижения пешки путём отвлечения или уничтожения фигуры противника.
Тема №10.44: Операции, основанные на возможности возникновения пата (2ч.).
Основные вопросы: Создание патовой ситуации слабейшей стороны путём жертвы «балластных» фигур.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Сводить проигрышную партию к «ничьей» путём достижения пата.
Раздел 11. Эндшпиль
Тема №11.45: Типичные ситуации пешечного эндшпиля (2ч.).
Основные вопросы: Дальняя вертикальная, горизонтальная и диагональная оппозиции. Маневрирование королями в ситуациях с определившейся пешечной структурой.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: о дальней горизонтальной или вертикальной оппозиции.
Будут уметь: решать ситуации пешечного эндшпиля.
Тема №11.46: Король и ферзь против короля и пешки (2ч.)
Основные вопросы: Маневрирование фигур при данном соотношении. Рассмотрение типичных ситуаций.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Маневрировать фигурами при соотношении король и ферзь против короля и пешки.
Тема №11.47: О разнообразии средств и позиционной ничьей (2ч.).
Основные вопросы: Решение задач на выбор средств и достижение цели в различных ситуациях.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Применять на практике всё разнообразие средств, для достижения конечной цели игры в шахматы – «мата».
Тема №11.48: Легкофигурный эндшпиль (2ч.)
Основные вопросы: Слоновый или коневой эндшпиль с присутствием пешек.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Осуществлять слоновый или коневой эндшпиль с присутствием пешек.
Тема №11.49: Дебюты гроссмейстеров (4ч.).
Основные вопросы: Примеры дебютов различных партий.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: Примеры дебютов партий различных гроссмейстеров.
Будут уметь: Использовать опыт мастеров шахмат в своей игре.
Раздел 12. Закрепление навыков игры в шахматы третьего уровня мастерства
Тема №12.50: Обобщающий контроль ЗУН (8ч.)
Практическая работа: Решение задач. Шахматный турнир.
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
| | | | Лекция-диалог | 2 | Шахматная доска; Шахматные фигуры; Начальное положение; | Верхняя рекреация (медиазона) | беседа |
| | | | Лекция-диалог | 2 | О ходах фигур и о поле под ударом | Верхняя рекреация (медиазона) | беседа |
| | | | Лекция-диалог | 2 | О цели игры в шахматы и о ситуации «шах», «мат», «пат» | Верхняя рекреация (медиазона) | Педагогическое наблюдение |
| | | | Лекция-диалог | 4 | Шахматная партия; рокировка | Верхняя рекреация (медиазона) | Педагогическое наблюдение |
| | | | Занятие-практикум | 2 | Матование одинокого короля | Верхняя рекреация (медиазона) | Педагогическое наблюдение |
| | | | Лекция-диалог | 2 | Мат без жертвы материала | Верхняя рекреация (медиазона) | Решение короткой позиции |
| | | | Игра | 2 | Шахматная комбинация | Верхняя рекреация (медиазона) | Беседы |
| | | | Мастер-класс | 4 | Основы дебюта | Верхняя рекреация (медиазона) | Опрос в ходе беседы |
| | | | Лекция-практикум | 4 | Основы миттельшпиля | Верхняя рекреация (медиазона) | Педагогическое наблюдение |
| | | | Игра | 4 | Основы эндшпиля | Верхняя рекреация (медиазона) | Опрос в ходе беседы |
| | | | Лекция-диалог | 2 | Создание удара, направленного на фигуру | Верхняя рекреация (медиазона) | Решение короткой позиции |
| | | | Лекция - диалог | 2 | Устранение защищающего удара, направленного на фигуру | Верхняя рекреация (медиазона) | беседа |
| | | | Мастер-класс | 2 | Нападение одной фигурой на несколько фигур | Верхняя рекреация (медиазона) | Педагогическое наблюдение |
| | | | Лекция-диалог | 2 | Сквозное нападение на фигуры | Верхняя рекреация (медиазона) | Педагогическое наблюдение |
| | | | Лекция-диалог | 4 | Сочетание простого и вскрытого нападений на несколько фигур | Верхняя рекреация (медиазона) | Педагогическое наблюдение |
| | | | Лекция-диалог | 2 | Сочетание приёмов, на которых основано нападение на несколько фигур | Верхняя рекреация (медиазона) | Решение короткой позиции |
| | | | Лекция-диалог | 2 | Создание удара, направленного на фигуру | Верхняя рекреация (медиазона) | Беседы |
| | | | Занятие-практикум | 2 | Избавление от нападающего удара, направленного на фигуру | Верхняя рекреация (медиазона) | Опрос в ходе беседы |
| | | | Лекция-диалог | 4 | Защита от нападения на несколько фигур | Верхняя рекреация (медиазона) | Педагогическое наблюдение |
| | | | Игра | 2 | Создание угрозы мата в один ход: двумя фигурами, одна из которых ферзь | Верхняя рекреация (медиазона) | Опрос в ходе беседы |
| | | | Мастер-класс | 2 | Создание угрозы мата двумя фигурами, среди которых нет ферзя | Верхняя рекреация (медиазона) | беседа |
| | | | Лекция-практикум | 2 | Противодействие угрозы мата в один ход | Верхняя рекреация (медиазона) | Педагогическое наблюдение |
| | | | Игра | 2 | Мат одинокому королю ладьёй и королём | Верхняя рекреация (медиазона) | Педагогическое наблюдение |
| | | | Лекция-диалог | 2 | Правило квадрата | Верхняя рекреация (медиазона) | Педагогическое наблюдение |
| | | | Лекция - диалог | 2 | Противодействие сторон при соотношении король и пешка против короля | Верхняя рекреация (медиазона) | Решение короткой позиции |
| | | | Мастер-класс | 2 | О преждевременных ходах ферзём | Верхняя рекреация (медиазона) | Беседы |
| | | | Лекция-диалог | 2 | О препятствии фигуре своими же фигурами | Верхняя рекреация (медиазона) | Опрос в ходе беседы |
| | | | Лекция-диалог | 2 | О вертикали и диагонали, по которым осуществляется атака на короля | Верхняя рекреация (медиазона) | Педагогическое наблюдение |
| | | | Лекция-диалог | 2 | О пункте, с которого нередко в дебюте даётся мат | Верхняя рекреация (медиазона) | Опрос в ходе беседы |
| | | | Лекция-диалог | 6 | Практические занятия; Обобщающий контроль ЗУН | Верхняя рекреация (медиазона) | Тестирование |
| | | | Занятие-практикум | 4 | Операции, основанные на превосходстве количества ударов. | Верхняя рекреация (медиазона) | беседа |
| | | | Лекция-диалог | 6 | Одновременное нападение на несколько объектов | Верхняя рекреация (медиазона) | Педагогическое наблюдение |
| | | | Игра | 4 | Операции по освобождению поля или линии | Верхняя рекреация (медиазона) | Педагогическое наблюдение |
| | | | Мастер-класс | 4 | Операции по завлечению фигуры | Верхняя рекреация (медиазона) | Педагогическое наблюдение |
| | | | Лекция-практикум | 6 | Операции по отвлечению защищающей фигуры | Верхняя рекреация (медиазона) | Решение короткой позиции |
| | | | Игра | 4 | Операции по развязыванию нападающей фигуры | Верхняя рекреация (медиазона) | Беседы |
| | | | Лекция-диалог | 4 | Уничтожение или связывание защищающей фигуры | Верхняя рекреация (медиазона) | Опрос в ходе беседы |
| | | | Лекция - диалог | 4 | Операции по привлечению фигуры | Верхняя рекреация (медиазона) | Педагогическое наблюдение |
| | | | Мастер-класс | 2 | Операции, основанные на промежуточном ходе | Верхняя рекреация (медиазона) | Опрос в ходе беседы |
| | | | Лекция-диалог | 2 | Операции, основанные на недостаточной защищённости крайней горизонтали | Верхняя рекреация (медиазона) | беседа |
| | | | Лекция-диалог | 2 | Операции, основанные на незащищённости некоторых полей предпоследней горизонтали | Верхняя рекреация (медиазона) | Педагогическое наблюдение |
| | | | Лекция-диалог | 2 | Операции по разрушению пешечного прикрытия короля | Верхняя рекреация (медиазона) | Педагогическое наблюдение |
| | | | Лекция-диалог | 2 | Операции, основанные на возможности превращения пешки | Верхняя рекреация (медиазона) | Педагогическое наблюдение |
| | | | Занятие-практикум | 2 | Операции, основанные на возможности возникновения пата | Верхняя рекреация (медиазона) | Решение короткой позиции |
| | | | Лекция-диалог | 2 | Типичные ситуации пешечного эндшпиля | Верхняя рекреация (медиазона) | Беседы |
| | | | Игра | 2 | Король и ферзь против короля и пешки | Верхняя рекреация (медиазона) | Опрос в ходе беседы |
| | | | Мастер-класс | 2 | О разнообразии средств и позиционной ничьей | Верхняя рекреация (медиазона) | Педагогическое наблюдение |
| | | | Лекция-практикум | 2 | Легкофигурный эндшпиль | Верхняя рекреация (медиазона) | Опрос в ходе беседы |
| | | | Игра | 4 | Дебюты гроссмейстеров | Верхняя рекреация (медиазона) | Шахматные турниры |
| | | | Игра | 8 | Практические занятия; Обобщающий контроль ЗУН | Верхняя рекреация (медиазона) | Шахматные турниры |
Условие реализации программы.
Для проведения занятий требуются:
Пространство медиозоны.
Шахматные столы и стулья.
Шахматные доски и шахматы (1 комплект на 2 учащихся ).
Шахматные часы (1 часы на 2 учащихся ).
Демонстрационные доски и шахматные фигуры ( 2 комплекта ).
Проекционные аппараты, компьютеры с программным обеспечением, интерактивная доска.
Наглядные пособия, дидактические материалы.
Формой контроля результативности образовательной программы дополнительного образования «Шахматы» являются следующие мероприятия:
Личные участия в районных и республиканских турнирах.
Командные соревнования.
Участия в интернет – турнирах.
Личное первенство в городских соревнованиях г. Ульяновска.
Сеанс одновременной игры.
Интеллектуальные турниры.
Оценочные материалы
Контроль проводится в форме мониторинга в начале учебного года и в конце учебного года. По итогам мониторинга заполняется диагностическая карта сформированности умения играть в шашки и шахматы.
Турнир проводится в конце года по круговой системе. Определяются победитель и призеры. Определяются они по набранным баллам. 11 - 10 баллов – высокий уровень 9 - 8 баллов – средний уровень 7 - 5 баллов - удовлетворительный уровень; 4 - 1 - балл - низкий уровень
Уровень освоения программы: высокий, средний и низкий. Оценка тестового задания оценивается по уровню выполнения. 100-85 % заданий – высокий уровень; 85-65 % - средний; 50% и ниже – низкий.
Методические материалы
Для достижения поставленных задач при проведении занятий используются следующие методы: Теоретические методы: лекция, беседа. Практические методы: решение обучающимся различных комбинаций, этюдов, позиций, задач. Участие в сеансах одновременной игры. Участие в различных соревнованиях школьного и районного уровня. Игровые методы: дидактические игры, спарринги. Коммуникативные методы: беседы, встречи, товарищеские турниры. Психологические методы: психологическая подготовка учащихся к соревнованиям и турнирам, беседы, стимулирование детей. Дистанционные методы: онлайн - сервисы
Список литературы
- для педагога
Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений". - Обнинск: Духовное возрождение, - 2011. -40 с.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.
Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.
Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.- Обнинск: Духовное возрождение, 2004.
Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.- Обнинск: Духовное возрождение, 2005.
- для учащихся
1. Весела И., . Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
2.Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
3.Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
4.Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
5.Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
6.Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
7.Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
8.Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
9.Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
10.Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
11.Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
12.Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
13.Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
14.Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.