Департамент образования Администрации городского округа Самара
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Луч»
городского округа Самара
Принято на заседании Педагогического совета от «02» апреля 2025г. Протокол № 4 | Утверждаю Директор МБУ ДО «ЦДТ «Луч» г.о. Самара С.Г. Юрова «02» апреля 2025г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Я и окружающий мир»
летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
«Солнышко»
Возраст воспитанников 7-14 лет
Срок реализации 18 дней
Разработчик: Вахрушева Е.В.– педагог-организатор |
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Я и окружающий мир» (далее – Программа) разработана для организации отдыха и оздоровления детей в условиях лагеря дневного пребывания. Летний лагерь дневного пребывания выполняет важную миссию оздоровления и воспитания детей. Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. И именно в лагере выявляется самоценность каждого ребёнка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга.
Новизна данной программы состоит в том, что программа сочетает в себе гармоничное сочетание различных направлений деятельности. В программе объединены физкультурно-оздоровительная, творческо-познавательная, экологическая и гражданско-патриотическая деятельность учащихся.
Актуальность данной программы – занятость детей в каникулярное время, организация летнего отдыха и культурного развития детей в условиях лагеря с дневным пребыванием, связанная с повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она помогает всесторонне развить детей, стимулировать их активность и творчество, упорство в преодолении трудностей.
Цель: формирование разносторонне-развитой личности, развитие творческого потенциала учащихся.
Задачи:
стимулирование творческой активности детей;
развитие инициативы;
выработка умения коллективного взаимодействия;
освоение детьми новых видов деятельности;
создание условий для самореализации каждого учащегося.
Данная программа рассчитана на полную реализацию в течение 18 дней. Программа ориентирована на обучение детей 7-14 лет. Объём программы - 18 часов. Режим занятий - 5 раз в неделю по 1 академическому часу, при наполняемости - 15 учащихся в группе.
Методы и формы работы:
Для реализации программы используются различные методы и формы работы:
Исследование;
Проектирование;
Игра и игровые программы;
Соревнования;
Экскурсии и прогулки на свежем воздухе.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации данной программы ожидаемыми результатами являются:
повышение уровня патриотического сознания у участников программы, формирование гордости за героические достижения своей страны;
усиление интереса к истории своей родины, формирование глубокого уважения к историческому наследию через современные образовательные подходы;
развитие навыков критического мышления и глубокого понимания исторических
событий через активное участие в проектной и игровой деятельности;
формирование активной гражданской позиции, развитие чувства социальной
ответственности и готовности участвовать в жизни общества;
повышение уровня командной работы и сотрудничества среди детей, развитие
лидерских качеств и способности к совместной деятельности.
Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной
программы «Я и окружающий мир»
№ п/п | Наименование раздела, тема занятия | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
| Мир цвета в природе | 1 | 1 | 2 |
| Мир фантастических деревьев | 1 | 1 | 2 |
| Мир цветов и трав | 1 | 1 | 2 |
| Мир насекомых вокруг нас | 1 | 1 | 2 |
| Мир вокруг нас (коллективная работа) | | 1 | 1 |
| «В мире сказок» | 1 | 1 | 2 |
| «Пошла баба на базар» | 1 | 1 | 2 |
| Русские потешки. | 1 | | 1 |
| «Краски как в сказке». | 1 | 1 | 2 |
| «Город мастеров» | | 1 | 1 |
| «Волшебный квиллинг» | | 1 | 1 |
| Итого: | 8 | 10 | 18 |
Содержание Программы
Раздел 1. «Я и окружающий мир» (9 часов)
Тема 1. Мир цвета в природе (2 часа).
Теория:
- Экскурсия на природу, сбор образцов трав и растений
- Квест-игра «В мире цветов»
Практика:
- Составление гербарий из растений
Тема 2. Мир фантастических деревьев (2 часа)
Теория:
- Игра-путешествие «В лесу сказочных деревьев»
Практика:
- Создание тематической композиции «Сказочные деревья»
Тема 3. Мир цветов и трав (2 часа)
Теория:
- Игра-викторина «Эти удивительные растения»
Практика:
- Выполнение аппликаций.
Тема 4. Мир насекомых вокруг нас (2 часа)
Теория:
- Интеллектуально-познавательная игра по станциям «В мире насекомых»
Практика:
- Объемная аппликация «Божья коровка»
Тема 5. Мир вокруг нас (коллективная работа) (1 час)
Практика:
- Коллективная работа по аппликации «Мир за мир на всей планете»
Раздел 2. «Сказочный мир народного искусства». (8 часов)
Тема 6. «В мире сказок» (2 часа)
Теория:
- Развивающая игра «Путешествие в мир сказок»
Практика:
- Аппликация «По дорогам сказок»
Тема 7. «Пошла баба на базар» (2 часа)
Теория:
- Занятие «Путешествие на русскую ярмарку»
Практика:
- Лепка фигурок людей: барыни, дети, мужики.
Тема 8. Русские потешки (1 час)
Теория:
- Викторина «Путешествие в страну потешек».
Тема 9. «Краски как в сказке» (2 часа)
Теория:
- Мероприятия «Путешествие в сказочный мир сказок»
Практика:
- Поделки по мотивам сказок
Тема 10. «Город мастеров» (1 час)
Практика:
- Мастер-класс по изготовлению игрушки
Раздел 3. «Волшебный квиллинг» (1 час)
Тема 11. «Волшебный квиллинг» (1 час)
Практика:
- Выполнение незабудок, колокольчиков, простых и сложных по форме листьев.
- Плетение корзины для цветов из газетных трубочек.
Ресурсное обеспечение программы
Для успешной реализации программы имеется следующее оборудование:
музыкальное оборудование;
оборудованные для общелагерных и отрядных событий отрядные уголки (стенды);
спортивно-игровой инвентарь;
компьютер и проектор;
канцелярские товары;
настольные и развивающие игры;
методическая литература: игры, сценарии;
материалы для художественного творчества.
Список литературы
Байбородова Л.В. Технологии педагогической деятельности в дополнительном образовании: учебное пособие / Л.В. Байбородова, И.Г. Харисова; под общ. ред. Л.В. Байбородовой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. – 345 с.
Дворцова Н.Б. Инновационные идеи в моделировании воспитательной системы образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / Н.Б. Дворцова, Н.А. Полякова. – Саратов: Научная книга, 2005. – 32 с.
Степанов, Е.Н. Программирование деятельности по созданию воспитательной системы класса / Е.Н. Степанов // Классный руководитель. – 2012. –№ 1.
Копытина О.И. Организация работы в оздоровительном лагере: теория и методика: учеб.-метод. пособие // О.И. Копытина, М.Л. Самойлова; М-во образования и науки Российской Федерации, Курганский гос. ун-т. – Курган: КГУ, 2011. – 116 с.
Лаврентьева, З.И. Международное сотрудничество лагерей / З.И. Лаврентьева
// Народное образование. – 2014. – № 2. – С. 51–54.
Моделирование деятельности ДОЛ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:www.summercampo.ru.
Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ работы педагогических кадров) [Электронный ресурс]: письмо Минобрнауки России от 26.10.2012 г. № 09-260 «О методических рекомендациях».
Организация жизнедеятельности временного детского коллектива в летнем оздоровительном лагере: метод. пособие / авт.-сост. Н. П. Царёв. –СПб.: ЛОИРО, 2013. – 91 с.
Панченко, С.И. Отдых и оздоровление детей в условиях рынка: тенденции развития // С.И. Панченко // Народное образование. – 2015. – № 2. –С. 13–17.
Суховейко Г.С. Организация детского отдыха и оздоровление: по сути // Г.С. Суховейко // Российское образование. – 2014. – № 2. – С. 31–33.
Фришман, И.И. Идеи современных российских концепций организации летнего отдыха и подростков / И.И. Фришман // Внешкольник. – 2013.
Кадровое обеспечение программы:
1. Начальник лагеря.
2. Педагог дополнительного образования (художественной, направленности)
3. Педагог дополнительного образования (физкультурно-спортивной направленности)
4. Медицинский работник.
Кадровое обеспечение программы осуществляется педагогами МБУ ДО «ЦДТ «Луч» г.о. Самара, имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания и желающими работать в период летней кампании.
Для проведения спортивных мероприятий, мониторинга состояния здоровья привлекается педагог дополнительного образования спортивной направленности.
Административно-хозяйственная деятельность лагеря обеспечивается постоянными сотрудниками Центра, имеющими соответствующее профессиональное образование.
Подбор начальника лагеря, педагогов проводит администрация Центра. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Педагог-воспитатель проводит воспитательную работу, организует активный отдых учащихся, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за исполнением программы смены лагеря.
Медицинский работник осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря, проведение спортивных мероприятий, мониторинга здоровья.
Начальник и педагогический коллектив, специалисты хозяйства отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной программы
«Я и окружающий мир» – 18 часов
№ п/п | Дата проведения занятия | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Раздел №1 «Я и окружающий мир» - 9 часов |
Тема № 1 Мир цвета в природе (2 часа) |
1. | 02.06.2025 | 10:00-10:40 | Теория (беседа) | 1 | Экскурсия на природу, сбор образцов трав и растений Квест-игра «В мире цветов» | МБУ ДО «ЦДТ «Луч» Цеховая, 185 | Текущий контроль (наблюдение) |
2. | 03.06.2025 | 14:00-14:40 | Практическое занятие | 1 | Составление гербарий из растений | МБУ ДО «ЦДТ «Луч» Цеховая, 185 | Текущий контроль (наблюдение) |
Тема № 2. Мир фантастических деревьев (2 часа) |
3. | 04.06.2025 | 10:00-10:40 | Теория (беседа) | 1 | Игра-путешествие «В лесу сказочных деревьев» | МБУ ДО «ЦДТ «Луч» Цеховая, 185 | Текущий контроль (наблюдение) |
4. | 05.06.2025 | 11:00-11:40 | Практическое занятие | 1 | Создание тематической композиции «Сказочные деревья» | МБУ ДО «ЦДТ «Луч» Цеховая, 185 | Текущий контроль (наблюдение) |
Тема № 3. Мир цветов и трав (2 часа) |
5. | 06.06.2025 | 10:00-10:40 | Теория (беседа) | 1 | Игра-викторина «Эти удивительные растения» | МБУ ДО «ЦДТ «Луч» Цеховая, 185 | Текущий контроль (наблюдение) |
6. | 09.06.2025 | 11:00-11:40 | Практическое занятие | | Выполнение аппликаций. | МБУ ДО «ЦДТ «Луч» Цеховая, 185 | Текущий контроль (наблюдение) |
Тема 4. Мир насекомых вокруг нас (2 часа) |
7. | 10.06.2025 | 10:00-10:40 | Теория (беседа) | 1 | Интеллектуально-познавательная игра по станциям «В мире насекомых» | МБУ ДО «ЦДТ «Луч» Цеховая, 185 | Текущий контроль (наблюдение) |
8. | 11.06.2025 | 11:00-11:40 | Практическое занятие | 1 | Объемная аппликация «Божья коровка» | МБУ ДО «ЦДТ «Луч» Цеховая, 185 | Текущий контроль (наблюдение) |
Тема 5. Мир вокруг нас (коллективная работа) (1 час) |
9. | 16.06.2025 | 11:00-11:40 | Практическое занятие | 1 | Коллективная работа по аппликации «Мир за мир на всей планете» | МБУ ДО «ЦДТ «Луч» Цеховая, 185 | Текущий контроль (наблюдение) |
Раздел 2. «Сказочный мир народного искусства». (8 часов) |
Тема 6. «В мире сказок» (2 часа) |
10. | 17.06.2025 | 10:00-10:40 | Теория (беседа) | 1 | Развивающая игра «Путешествие в мир сказок» | МБУ ДО «ЦДТ «Луч» Цеховая, 185 | Текущий контроль (наблюдение) |
11. | 18.06.2025 | 11:00-11:40 | Практическое занятие | 1 | - Аппликация «По дорогам сказок» | МБУ ДО «ЦДТ «Луч» Цеховая, 185 | Текущий контроль (наблюдение) |
Тема 7. «Пошла баба на базар» (2 часа) |
12. | 19.06.2025 | 10:00-10:40 | Теория (беседа) | 1 | Занятие «Путешествие на русскую ярмарку» | МБУ ДО «ЦДТ «Луч» Цеховая, 185 | Текущий контроль (наблюдение) |
13. | 20.06.2025 | 11:00-11:40 | Практическое занятие | 1 | Лепка фигурок людей: барыни, дети, мужики. | МБУ ДО «ЦДТ «Луч» Цеховая, 185 | Текущий контроль (наблюдение) |
Тема 8. Русские потешки (1 час) |
14. | 23.06.2025 | 10:00-10:40 | Теория (беседа) | 1 | Викторина «Путешествие в страну потешек». | МБУ ДО «ЦДТ «Луч» Цеховая, 185 | Текущий контроль (наблюдение) |
Тема 9. «Краски как в сказке» (2 часа) |
15. | 24.06.2025 | 10:00-10:40 | Теория (беседа) | 1 | Мероприятия «Путешествие в сказочный мир сказок» | МБУ ДО «ЦДТ «Луч» Цеховая, 185 | Текущий контроль (наблюдение) |
16. | 25.06.2025 | 11:00-11:40 | Практическое занятие | 1 | Поделки по мотивам сказок | МБУ ДО «ЦДТ «Луч» Цеховая, 185 | Текущий контроль (наблюдение) |
Тема 10. «Город мастеров» (1 час) |
17. | 26.06.2025 | 11:00-11:40 | Практическое занятие | 1 | Мастер-класс по изготовлению игрушки | МБУ ДО «ЦДТ «Луч» Цеховая, 185 | Текущий контроль (наблюдение) |
Раздел 3. «Волшебный квиллинг» (1 час) |
Тема 11. «Волшебный квиллинг» (1 час) |
18. | 27.06.2025 | 11:00-11:40 | Практическое занятие | 1 | Выполнение незабудок, колокольчиков, простых и сложных по форме листьев. Плетение корзины для цветов из газетных трубочек | МБУ ДО «ЦДТ «Луч» Цеховая, 185 | Текущий контроль (наблюдение) |