СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа «Я и окружающий мир»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная программа «Я и окружающий мир» разработана для организации отдыха и оздоровления детей в условиях лагеря дневного пребывания. Летний лагерь дневного пребывания выполняет важную миссию оздоровления и воспитания детей. Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. И именно в лагере выявляется самоценность каждого ребёнка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа «Я и окружающий мир»»

Департамент образования Администрации городского округа Самара

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества «Луч»

городского округа Самара



Принято

на заседании Педагогического совета

от «02» апреля 2025г.

Протокол № 4

Утверждаю

Директор

МБУ ДО «ЦДТ «Луч» г.о. Самара

С.Г. Юрова «02» апреля 2025г.







Дополнительная общеобразовательная программа

«Я и окружающий мир»

летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей

«Солнышко»








Возраст воспитанников 7-14 лет

Срок реализации 18 дней





Разработчик: Вахрушева Е.В.– педагог-организатор



  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Я и окружающий мир» (далее – Программа) разработана для организации отдыха и оздоровления детей в условиях лагеря дневного пребывания. Летний лагерь дневного пребывания выполняет важную миссию оздоровления и воспитания детей. Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. И именно в лагере выявляется самоценность каждого ребёнка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга.

Новизна данной программы состоит в том, что программа сочетает в себе гармоничное сочетание различных направлений деятельности. В программе объединены физкультурно-оздоровительная, творческо-познавательная, экологическая и гражданско-патриотическая деятельность учащихся.

Актуальность данной программы – занятость детей в каникулярное время, организация летнего отдыха и культурного развития детей в условиях лагеря с дневным пребыванием, связанная с повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она помогает всесторонне развить детей, стимулировать их активность и творчество, упорство в преодолении трудностей.

Цель: формирование разносторонне-развитой личности, развитие творческого потенциала учащихся.

Задачи:

      • стимулирование творческой активности детей;

      • развитие инициативы;

      • выработка умения коллективного взаимодействия;

      • освоение детьми новых видов деятельности;

      • создание условий для самореализации каждого учащегося.

Данная программа рассчитана на полную реализацию в течение 18 дней. Программа ориентирована на обучение детей 7-14 лет. Объём программы - 18 часов. Режим занятий - 5 раз в неделю по 1 академическому часу, при наполняемости - 15 учащихся в группе.

Методы и формы работы:

Для реализации программы используются различные методы и формы работы:

  • Исследование;

  • Проектирование;

  • Игра и игровые программы;

  • Соревнования;

  • Экскурсии и прогулки на свежем воздухе.

Ожидаемые результаты:

  • В ходе реализации данной программы ожидаемыми результатами являются:

  • повышение уровня патриотического сознания у участников программы, формирование гордости за героические достижения своей страны;

  • усиление интереса к истории своей родины, формирование глубокого уважения к историческому наследию через современные образовательные подходы;

  • развитие навыков критического мышления и глубокого понимания исторических

  • событий через активное участие в проектной и игровой деятельности;

  • формирование активной гражданской позиции, развитие чувства социальной

  • ответственности и готовности участвовать в жизни общества;

  • повышение уровня командной работы и сотрудничества среди детей, развитие

  • лидерских качеств и способности к совместной деятельности.


  1. Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной

программы «Я и окружающий мир»

п/п

Наименование раздела, тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Мир цвета в природе

1

1

2

Мир фантастических деревьев

1

1

2

Мир цветов и трав

1

1

2

Мир насекомых вокруг нас

1

1

2

Мир вокруг нас (коллективная работа)


1

1

«В мире сказок»

1

1

2

«Пошла баба на базар»

1

1

2

Русские потешки.

1


1

«Краски как в сказке».

1

1

2

«Город мастеров»


1

1

«Волшебный квиллинг»


1

1


Итого:

8

10

18

Содержание Программы

Раздел 1. «Я и окружающий мир» (9 часов)

Тема 1. Мир цвета в природе (2 часа).

Теория:

- Экскурсия на природу, сбор образцов трав и растений

- Квест-игра «В мире цветов»

Практика:

- Составление гербарий из растений

Тема 2. Мир фантастических деревьев (2 часа)

Теория:

- Игра-путешествие «В лесу сказочных деревьев»

Практика:

- Создание тематической композиции «Сказочные деревья»

Тема 3. Мир цветов и трав (2 часа)

Теория:

- Игра-викторина «Эти удивительные растения»

Практика:

- Выполнение аппликаций.

Тема 4. Мир насекомых вокруг нас (2 часа)

Теория:

- Интеллектуально-познавательная игра по станциям «В мире насекомых»

Практика:

- Объемная аппликация «Божья коровка»

Тема 5. Мир вокруг нас (коллективная работа) (1 час)

Практика:

- Коллективная работа по аппликации «Мир за мир на всей планете»

Раздел 2. «Сказочный мир народного искусства». (8 часов)

Тема 6. «В мире сказок» (2 часа)

Теория:

- Развивающая игра «Путешествие в мир сказок»

Практика:

- Аппликация «По дорогам сказок»

Тема 7. «Пошла баба на базар» (2 часа)

Теория:

- Занятие «Путешествие на русскую ярмарку»

Практика:

- Лепка фигурок людей: барыни, дети, мужики.

Тема 8. Русские потешки (1 час)

Теория:

- Викторина «Путешествие в страну потешек».

Тема 9. «Краски как в сказке» (2 часа)

Теория:

- Мероприятия «Путешествие в сказочный мир сказок»

Практика:

- Поделки по мотивам сказок

Тема 10. «Город мастеров» (1 час)

Практика:

- Мастер-класс по изготовлению игрушки


Раздел 3. «Волшебный квиллинг» (1 час)

Тема 11. «Волшебный квиллинг» (1 час)

Практика:

- Выполнение незабудок, колокольчиков, простых и сложных по форме листьев.

- Плетение корзины для цветов из газетных трубочек.


  1. Ресурсное обеспечение программы

Для успешной реализации программы имеется следующее оборудование:

  • музыкальное оборудование;

  • оборудованные для общелагерных и отрядных событий отрядные уголки (стенды);

  • спортивно-игровой инвентарь;

  • компьютер и проектор;

  • канцелярские товары;

  • настольные и развивающие игры;

  • методическая литература: игры, сценарии;

  • материалы для художественного творчества.


Список литературы

  1. Байбородова Л.В. Технологии педагогической деятельности в дополнительном образовании: учебное пособие / Л.В. Байбородова, И.Г. Харисова; под общ. ред. Л.В. Байбородовой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. – 345 с.

  2. Дворцова Н.Б. Инновационные идеи в моделировании воспитательной системы образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / Н.Б. Дворцова, Н.А. Полякова. – Саратов: Научная книга, 2005. – 32 с.

  3. Степанов, Е.Н. Программирование деятельности по созданию воспитательной системы класса / Е.Н. Степанов // Классный руководитель. – 2012. –№ 1.

  4. Копытина О.И. Организация работы в оздоровительном лагере: теория и методика: учеб.-метод. пособие // О.И. Копытина, М.Л. Самойлова; М-во образования и науки Российской Федерации, Курганский гос. ун-т. – Курган: КГУ, 2011. – 116 с.

  5. Лаврентьева, З.И. Международное сотрудничество лагерей / З.И. Лаврентьева

// Народное образование. – 2014. – № 2. – С. 51–54.

  1. Моделирование деятельности ДОЛ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:www.summercampo.ru.

  2. Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ работы педагогических кадров) [Электронный ресурс]: письмо Минобрнауки России от 26.10.2012 г. № 09-260 «О методических рекомендациях».

  3. Организация жизнедеятельности временного детского коллектива в летнем оздоровительном лагере: метод. пособие / авт.-сост. Н. П. Царёв. –СПб.: ЛОИРО, 2013. – 91 с.

  4. Панченко, С.И. Отдых и оздоровление детей в условиях рынка: тенденции развития // С.И. Панченко // Народное образование. – 2015. – № 2. –С. 13–17.

  5. Суховейко Г.С. Организация детского отдыха и оздоровление: по сути // Г.С. Суховейко // Российское образование. – 2014. – № 2. – С. 31–33.

  6. Фришман, И.И. Идеи современных российских концепций организации летнего отдыха и подростков / И.И. Фришман // Внешкольник. – 2013.


Кадровое обеспечение программы:

1. Начальник лагеря.

2. Педагог дополнительного образования (художественной, направленности)

3. Педагог дополнительного образования (физкультурно-спортивной направленности)

4. Медицинский работник.

Кадровое обеспечение программы осуществляется педагогами МБУ ДО «ЦДТ «Луч» г.о. Самара, имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания и желающими работать в период летней кампании.

Для проведения спортивных мероприятий, мониторинга состояния здоровья привлекается педагог дополнительного образования спортивной направленности.

Административно-хозяйственная деятельность лагеря обеспечивается постоянными сотрудниками Центра, имеющими соответствующее профессиональное образование.

Подбор начальника лагеря, педагогов проводит администрация Центра. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.

Педагог-воспитатель проводит воспитательную работу, организует активный отдых учащихся, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за исполнением программы смены лагеря.

Медицинский работник осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря, проведение спортивных мероприятий, мониторинга здоровья.

Начальник и педагогический коллектив, специалисты хозяйства отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.

Календарный учебный график

дополнительной общеобразовательной программы

«Я и окружающий мир» – 18 часов

№ п/п

Дата проведения занятия

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Раздел №1 «Я и окружающий мир» - 9 часов

Тема № 1 Мир цвета в природе (2 часа)

1.


02.06.2025

10:00-10:40

Теория

(беседа)


1

Экскурсия на природу, сбор образцов трав и растений

Квест-игра «В мире цветов»

МБУ ДО «ЦДТ «Луч»

Цеховая, 185

Текущий контроль (наблюдение)

2.

03.06.2025

14:00-14:40

Практическое занятие

1

Составление гербарий из растений

МБУ ДО «ЦДТ «Луч»

Цеховая, 185

Текущий контроль (наблюдение)

Тема № 2. Мир фантастических деревьев (2 часа)

3.

04.06.2025

10:00-10:40

Теория

(беседа)


1



Игра-путешествие «В лесу сказочных деревьев»

МБУ ДО «ЦДТ «Луч»

Цеховая, 185

Текущий контроль (наблюдение)

4.

05.06.2025

11:00-11:40

Практическое занятие

1

Создание тематической композиции «Сказочные деревья»

МБУ ДО «ЦДТ «Луч»

Цеховая, 185

Текущий контроль (наблюдение)

Тема № 3. Мир цветов и трав (2 часа)

5.

06.06.2025

10:00-10:40

Теория

(беседа)

1

Игра-викторина

«Эти удивительные растения»

МБУ ДО «ЦДТ «Луч»

Цеховая, 185

Текущий контроль (наблюдение)

6.

09.06.2025

11:00-11:40

Практическое занятие


Выполнение аппликаций.

МБУ ДО «ЦДТ «Луч»

Цеховая, 185

Текущий контроль (наблюдение)

Тема 4. Мир насекомых вокруг нас (2 часа)

7.

10.06.2025

10:00-10:40

Теория

(беседа)


1

Интеллектуально-познавательная игра по станциям «В мире насекомых»

МБУ ДО «ЦДТ «Луч»

Цеховая, 185

Текущий контроль (наблюдение)

8.

11.06.2025

11:00-11:40

Практическое занятие


1

Объемная аппликация «Божья коровка»


МБУ ДО «ЦДТ «Луч»

Цеховая, 185

Текущий контроль (наблюдение)

Тема 5. Мир вокруг нас (коллективная работа) (1 час)

9.

16.06.2025

11:00-11:40

Практическое занятие


1

Коллективная работа по аппликации «Мир за мир на всей планете»


МБУ ДО «ЦДТ «Луч»

Цеховая, 185

Текущий контроль (наблюдение)

Раздел 2. «Сказочный мир народного искусства». (8 часов)

Тема 6. «В мире сказок» (2 часа)

10.

17.06.2025

10:00-10:40

Теория

(беседа)


1

Развивающая игра «Путешествие в мир сказок»

МБУ ДО «ЦДТ «Луч»

Цеховая, 185

Текущий контроль (наблюдение)

11.

18.06.2025

11:00-11:40

Практическое занятие


1

- Аппликация «По дорогам сказок»


МБУ ДО «ЦДТ «Луч»

Цеховая, 185

Текущий контроль (наблюдение)

Тема 7. «Пошла баба на базар» (2 часа)

12.

19.06.2025

10:00-10:40

Теория

(беседа)


1

Занятие «Путешествие на русскую ярмарку»


МБУ ДО «ЦДТ «Луч»

Цеховая, 185

Текущий контроль (наблюдение)

13.

20.06.2025

11:00-11:40

Практическое занятие


1

Лепка фигурок людей: барыни, дети, мужики.


МБУ ДО «ЦДТ «Луч»

Цеховая, 185

Текущий контроль (наблюдение)

Тема 8. Русские потешки (1 час)

14.

23.06.2025

10:00-10:40

Теория

(беседа)


1

Викторина «Путешествие в страну потешек».

МБУ ДО «ЦДТ «Луч»

Цеховая, 185

Текущий контроль (наблюдение)

Тема 9. «Краски как в сказке» (2 часа)

15.

24.06.2025

10:00-10:40

Теория

(беседа)


1

Мероприятия «Путешествие в сказочный мир сказок»


МБУ ДО «ЦДТ «Луч»

Цеховая, 185

Текущий контроль (наблюдение)

16.

25.06.2025

11:00-11:40

Практическое занятие


1

Поделки по мотивам сказок


МБУ ДО «ЦДТ «Луч»

Цеховая, 185

Текущий контроль (наблюдение)

Тема 10. «Город мастеров» (1 час)

17.

26.06.2025

11:00-11:40

Практическое занятие


1

Мастер-класс по изготовлению игрушки

МБУ ДО «ЦДТ «Луч»

Цеховая, 185

Текущий контроль (наблюдение)

Раздел 3. «Волшебный квиллинг» (1 час)

Тема 11. «Волшебный квиллинг» (1 час)

18.

27.06.2025

11:00-11:40

Практическое занятие


1

Выполнение незабудок, колокольчиков, простых и сложных по форме листьев.

Плетение корзины для цветов из газетных трубочек

МБУ ДО «ЦДТ «Луч»

Цеховая, 185

Текущий контроль (наблюдение)