СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкально - эстетическое развитие"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа реализуется в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Дворец детского (юношеского) творчества г. Узловая Тульской области

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкально - эстетическое развитие"»




Комитет образования МО Узловский район,

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Дворец детского (юношеского) творчества»









Принята на заседании Утверждаю:

педагогического совета Директор МБОУ ДОД «ДДЮТ»

От «30_» августа_2017_г. Н. И. Казначеева

Протокол №______1______ «30»_августа_2017_г.






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Музыкально – эстетическое развитие»



Возраст обучающихся – 5-9 лет

Срок реализации – 3 года



Автор-составитель: Твердохлебова Ольга Валентиновна,

педагог дополнительного образования















г. Узловая, 2017





Пояснительная записка

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы

«Музыкально – эстетическое развитие»


В концепции современного российского образования акцент падает на личностную составляющую обучения и воспитания. Личностно-ориентированный подход позволяет создать условия для обеспечения равного доступа детей к полноценному качественному образованию в соответствии с интересами и склонностями на уровне возможностей.

Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Эстетическое воспитание призвано развивать таланты и дарования детей или, как минимум дать им представление о «прекрасном», существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.

Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.

Композиторы, создававшие великие творения, оставляли на этих золотых слитках духовного богатства отпечаток души, предлагая эти сокровища нам, стремились приобщить людей к музыке – величайшему камертону времени. Надо лишь научиться внимать этому миру, воспитывая в себе чуткость к музыке.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкально - эстетическое развитие» (далее программа) художественной направленности реализуется в коллективе «Разноцветные нотки» муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества», по содержательной, по форме организации - индивидуально – групповой; по времени реализации – трехгодичной.

Идея создания данной программы продиктована ситуацией, создавшейся в области музыкального образования детей. Имеющиеся на данный момент типовые программы являются узкопрофильными, направленными на формирование у детей определенных умений и навыков без учета их интересов и потребностей. Обучение по этим программам ведется в строго академической манере, в рамках, не допускающих отклонений.

Главное отличие программы от типовых программ состоит в том, что она значительно расширяет пространство для изучения и восприятия музыки разных стилей и направлений. Воспитание юных музыкантов происходит на лучших образцах академической, народной, а также эстрадной музыки.

Еще одна отличительная особенность программы заключается в том, что она рассчитана как на обычных детей, которые интересуются музыкальным искусством, так и одаренных детей, которые более способны от природы. Основной курс обучения рассчитан на всех детей, одаренные же дети, сверх того занимаются индивидуально и в составе вокальной группы.

Актуальность программы заключается в следующем: она имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а также предоставляет возможность для развития творческих способностей всех групп обучающихся. В образовательном процессе программе используются инновационные технологии: технология исследовательской деятельности, групповой деятельности, личностно-ориентированные и игровые технологии и т.д. Данная программа обусловлена практической значимостью: занимаясь в творческом коллективе, дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях (школа, местное сообщество, районные конкурсы, фестивали).

Адресат программы:

Программа разработана для детей 5 - 9 лет, не имеющих специальной музыкальной подготовки, дает возможность каждому из них удовлетворить не только свои образовательные потребности, но и реализовать способности,  радовать социум и ближайшее окружение своими достижениями, получить оценку и  общественное признание   в школе, в городе, в России. Увлеченные любимым делом дети, как правило, высоконравственны, добры и воспитаны,  принимают общечеловеческие ценности, далеки от девиантного образа  взаимодействия с окружающим сообществом.

          Объём и срок освоения программы. Программа рассчитана на 216 часов на весь период обучения и необходимых для освоения программы, 27 месяцев.

Режим занятий

1 год обучения – «Звуки окружающего мира», 72 часа (2 раза в неделю по 1 часу);

2 год обучения – «Повсюду музыка слышна», 72 часа (2 раза в неделю по 1 часу);

3 год обучения«Волшебный мир вокала», 72 часа (2 раза в неделю по 1 часу).

Особенности организации образовательного процесса. Продолжительность учебного занятия 1 астрономический час 2 раза в неделю.

Ритм обучения зависит от одаренности и способности детей. Процесс обучения идет как группой, так и индивидуально. Набор детей осуществляется в начале учебного года с собеседования, цель которого - представление о музыкальных способностях и наклонностях ребенка. Наполняемость групп 1 года обучения до 15 человек, 2 и 3 года обучения до 12 человек. При комплектовании учебных групп подбираются дети примерно с одинаковыми музыкальными данными (если это необходимо, состав группы может измениться в течение года).

Основными целями программы являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического воспитания и эмоционально отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности.

Задачи:

личностные:

  • воспитание эстетической культуры;

  • формирование эстетического отношения к действительности.

  • приобщение человека «прекрасному» в жизни к природе, труде.

  • формирование эстетического идеала;

  • формирование стремление быть прекрасным во всём: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде;

метапредметные:

  • развитие эстетических чувств;

  • развитие потребности деятельности по законам красоты;

  • активное участие каждого воспитанника в созидание прекрасного своими силами;

образовательные:

  • практические занятия музыкой;

  • участие в конкурсах и концертной деятельности коллектива;

  • формирование музыкально - эстетических знаний;

  • овладение музыкально - эстетическим и культурным наследием прошлого.

Планируемые результаты. Обучающиеся, успешно освоившие программу:

должны знать -

  • музыкальные инструменты;

  • жанры музыкальных произведений;

  • нотную грамоту.

должны уметь -

  • узнавать знакомые песни;

  • различать звуки по высоте (в пределах октавы);

  • петь разнохарактерные и разножанровые песни;

  • узнавать на слух и воспроизводить мелодии песен;

  • различать звуки по высоте;

  • петь протяжно и четко произносить слова;

  • начинать и заканчивать песню вместе;

  • инсценировать песни;

  • петь без напряжения, плавно, легким звуком;

  • петь в сопровождении музыкального инструмента;

  • интонировать.











Учебный план

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Музыкально – эстетическое развитие»


I год обучения

(2 раза в неделю по 1 часу – 72 часа за год)

«От нотки к нотке, от звука к песне»


Наименование раздела, темы.

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие - «Разноцветные нотки – музыкальный коллектив»

1

1

0

опрос

2.

Звуки окружающего мира

1

1

0

опрос

3

Мир звуков

8

1

7

опрос

4

Лесной оркестр

8

2

6

тест

5

Нотная азбука

16

2

14

зачёт

6

О чем рассказывает музыка

8

3

5

опрос

7

Как рассказывает музыка

8

3

5

опрос

8

Музыка, образ движение

10

2

8

опрос

9

Волшебной музыки страна

10

3

7

кроссворд

10

Итоговое занятие – «Веселый концерт»

2

0

2

концерт


ИТОГО

72

18

54







II год обучения

(2 раза в неделю по 1 часу – 72 часа за год)

«Повсюду музыка слышна»


Наименование раздела, темы.

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие - «Повсюду музыка слышна»

1

1

0

опрос

2.

Музыкальная азбука

23

8

15

тест

3.

У бабушки в деревне

8

2

6

опрос

4.

В мастерской у папы Карло

8

3

5

кроссворд

5.

В гостях у сказки

8

2

6

прослушивание

6.

С песенкой по лесенке

8

2

6

опрос

7.

Народный оркестр

8

2

6

тест

8.

Симфонический оркестр

7

5

2

тест

9

Итоговое занятие – музыкальная сказка «Петя и волк».

1

0

1

открытое занятие


ИТОГО

72

25

47












III год обучения

(2 раза в неделю по 1 часу – 72 часа за год)

«Волшебный мир вокала»



Наименование раздела, темы.

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие - «Волшебный мир вокала»

1

1

0

опрос

2

Музыкальная палитра

23

10

13

опрос

2.1

Элементы музыкальной речи

8

4

4

кроссворд

2.2

Музыкальная мозаика

15

6

9

опрос

3

Песня-верный друг твой навсегда.

47

15

32

опрос

3.1.

Песенка о песенке

6

2

4

опрос

3.2.

Формы и жанры вокальной музыки

35

12

23

опрос

3.3.

Мир песни

6

1

5

опрос


Итоговое занятие – «Песня собирает друзей»

1

0

1

концерт


ИТОГО

72

26

46















СОДЕРЖАНИЕ

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Музыкально – эстетическое развитие»

I год обучения

«Звуки окружающего мира»

(2 раза в неделю по 1 часу, 72 часа за год)

Вводное занятие. «Разноцветные нотки – музыкальный коллектив»(1/0)

1) Звуки окружающего мира(1/0)

Теория. Общие сведения о звуках окружающего мира.

Формы контроля: опрос.

2) Мир звуков. 8 часов (1/7)

Теория. Звуки природы и шумовые звуки (аудиозапись)

Практика. Игра на шумовых инструментах.

Формы контроля: опрос.

3)Лесной оркестр. 8 часов (2/6)

Теория. Понятие музыкального звука, разновидности музыкальных инструментов.

Практика. Игра на детских музыкальных инструментах( трещотки, треугольники и т.д. )

Формы контроля: тест.


4) Нотная азбука. 16 часов (2/14)

Теория. Понятие : нотоносец, нотный стан, ноты. Расположение нот на нотоносце.

Практика. Расстановка нот на фланелеграфе.

Формы контроля: зачёт.


5) О чём рассказывает музыка ? 8 часов ( 3/5)

Теория. Песенные жанры, сюжетные песни, колыбельные песни.

Практика. Разучивание разножанровых коротких песен.

Формы контроля: опрос.


6) Как рассказывает музыка ? 8 часов (3/5)

Теория. Музыкальные интонации, регистры, настроение в музыке.

Практика. Проигрывание и пропевание русских народных сказок , используя регистры и детские шумовые и музыкальные инструменты.

Формы контроля: опрос.

.




7) Музыка, образ , движение. 10 часов (2/8)

Теория. Музыкальный образ, элементы актёрского мастерства.

Практика. Инсценирование песен со словами ,постановка музыкальной сказки "Колобок".

Формы контроля: опрос

8) Волшебной музыки – страна. 10 часов (3/7)

Теория. О культуре слушания хорошей музыки . Классическая музыка для детей.

Практика .Разучивание песен. Подготовка к отчётному концерту.

Формы контроля: кроссворд.


Планируемые результаты.

По окончанию первого года обучения по программе, воспитанники должны:


знать

  • общие сведения о звуках окружающего мира.

  • звуки природы и шумовые звуки.

  • разновидности музыкальных инструментов.

  • нотоносец, нотный стан, ноты, расположение нот на нотоносце.

  • песенные жанры.

  • музыкальные интонации, регистры.

  • что такое актёрское мастерство, музыкальный образ?

  • Что такое классическая музыка?


уметь

  • играть на шумовых инструментах.

  • играть на детских музыкальных инструментах( трещотки, треугольники и т.д. )

  • расставлять ноты на фланелеграфе.


владеть навыками


  • петь короткие песенки, попевки в пределах 1 октавы.

  • чисто интонировать в интервале звуков до – ля 1октавы.

  • пропевание коротких попевок , используя детские шумовые и музыкальные инструменты.

  • инсценировать простые песни со словами.




II год обучения

«Повсюду музыка слышна»

  1. раза в неделю по 1 часу, 72 часа за год)


1)Вводное занятие - «Повсюду музыка слышна» 1 час (1/0)

Теория. Общие понятия о музыкальном исскустве.

Формы контроля: опрос.

2) Музыкальная азбука. 23 часа (8/15)

Теория. Элементы музыкальной грамоты(мажор, минор , ключи, знаки альтерации и .т .д )

Практика. Работа с фланелеграфом, определять по картинкам элементы музыкальной грамоты.

Формы контроля: тест.

3) У бабушки в деревне. 8 часов (2/6)

Теория. Народное творчество ( песни, хороводы , игры и. т.д. )

Практика. Народные песни , хороводы, игры .

Формы контроля: опрос.

4) В мастерской у папы Карло. 8 часов (3/5)

Теория. Рождение музыкальных инструментов, группы инструментов.

Практика. Рисование знакомых инструментов, разгадывание кроссвордов на тему музыкальных инструментов, просмотр и прослушивание материалов о музыкальных инструментах.

Формы контроля: кроссворд.

5) В гостях у сказки . 8 часов (2/6)

Теория. Музыкальный портрет, опера, мюзикл , театр.

Практика. Музыкальный мини - спектакль « Колобок» .

Формы контроля: прослушивание.

6) С песенкой по лесенке. 8 часов (2/6)

Теория. Разновидности голосов, сольное и хоровое пение , гигиена голоса, дикция.

Практика. Дикционная разминка, дыхательная гимнастика ,попевки.

Формы контроля: опрос.

7) Народный оркестр. 8 часов (2/6)

Теория. Русские народные инструменты.

Практика. Различать из разнообразия инструментов по звучанию и виду - народные. Рисование народных инструментов, просмотр и прослушивание материалов о народных музыкальных инструментах.

Формы контроля: тест.

8) Симфонический оркестр. 7 часов (2/5)

Теория. Инструменты симфонического оркестра , дирижёр , оркестровая яма, музыкальная партия, пюпитр.

Практика. Различать из разнообразия инструментов по звучанию и виду - симфонические. Рисование симфонических инструментов, просмотр и прослушивание материалов о симфонических музыкальных инструментах.

Формы контроля: тест.


9) Итоговое занятие – Музыкальная сказка С. Прокофьева «Петя и волк» (0/1)

Теория. Понятие симфонии, симфоническая сказка, творчество композитора С. Прокофьева.

Практика. Прослушивание и просмотр видеоматериала по произведению С. Прокофьева «Петя и волк».

Формы контроля: открытое занятие.


Планируемые результаты.

По окончанию второго года обучения по программе, воспитанники должны:


знать

  • элементы музыкальной грамоты(мажор, минор , ключи, знаки альтерации и .т .д )

  • народное творчество ( песни, хороводы , игры и. т.д. )

  • названия и группы инструментов.

  • Что такое музыкальный портрет, опера, мюзикл , театр?


уметь

.

  • определять по картинкам элементы музыкальной грамоты.

  • играть в народные игры, исполнять народные песни.

  • определять по картинкам и по звучанию музыкальные инструменты, и к какой группе и оркестр, они относятся.

  • играть на детских музыкальных инструментах( трещотки, треугольники и т.д. )

  • расставлять ноты на фланелеграфе.


владеть навыками


  • петь несложные песенки, в пределах 1 октавы.

  • чисто интонировать в интервале звуков си малой октавы – до 1октавы.

  • правильно ритмически воспроизводить несложные песни.





III год обучения

«Волшебный мир вокала»

(2 раза в неделю по 1 часу, 72 часа за год)



Раздел 1 Музыкальная палитра 24 часа(3/21)

Вводное занятие. (1 час)

Программа 3 года обучения. ТБ на занятиях музыкой

Элементы музыкальной речи.

Нотная грамота. Раскрепощение певца. Динамические оттенки. Представление о певческом голосе (мой голос ласковый, волшебный, звонкий, легкий, трепетный, нежный, могучий, резкий, равнодушный, тоскливый, угрюмый, громкий и т. п.).Воплощение звуков окружающего мира и собственных душевных состояний в звучании голоса («пою природу», «пою себя»). Дом, где «живет» певческий голос (хрустальный дворец, избушка, необитаемый остров и т. п., человеческое сердце).

Мир сказки в песне.

Музыкальные сказки. Мюзиклы. Песни из мультфильмов. Музыкальная шкатулка. Музыкальный образ.

Практика

Вокальные упражнения. Работа над характером песни. Сольфеджио.


Раздел 2 Песня-верный друг твой навсегда 48 часов(6/42)

Рождение песни.

Первая песня человечества (подражание звукам природы — голосам птиц, животных и пр.), установление контактов на расстоянии (подача сигналов друг другу), магические обряды (взывание к богам и заклинание демонических сил воздуха и воды), совместная деятельность людей (облегчение тяжелой работы, внутренняя потребность выразить накопившиеся чувства симпатии, привязанности, доброжелательства).Появление первой песни на основе близкого, духовного общения, глубокого взаимопонимания, сочувствия и доверия.

«Певческое поле» мира.

Знакомство с «певческим полем» всего человечества, рассмотрение его во всем разнообразии и уникальности, любование неповторимостью, накопление впечатлений от слышимого. «Певческое поле» мира: песни народные (коллективное творчество многих поколений), авторские («способ исполнения своих стихотворений под аккомпанемент»), массовые (повсеместно распространенные), эстрадные (развлекательная, легкая музыка).

Народное песенное творчество — «песни всех», отражение истории страны и человека (рождение, детство, работа, обряды, праздники, похороны). Основные виды — песня, песенная импровизация, плясовые припевки, эпические сказания.
Народное песенное творчество — «песни всех», отражение истории страны и человека (рождение, детство, работа, обряды, праздники, похороны). Основные виды — песня, песенная импровизация, плясовые припевки, эпические сказания.
Песня: страницы истории.
Мадригал (в XIV—XVI вв. небольшое музыкальное произведение лирического содержания), кант (русская хоровая песня XVII—XVIII вв.), канцона и канцонетта (вокальное произведение лирического характера, от итал. «песня»), шансон (французская песня), lied (немецкая песня), song (английская песня), романс (вокальное произведение для голоса с инструментом и его жанровые разновидности — баллада, элегия, баркарола и т. д.), вокализ (мелодия без слов).

Певческое поле» мира.

Знакомство с «певческим полем» всего человечества, рассмотрение его во всем разнообразии и уникальности, любование неповторимостью, накопление впечатлений от слышимого. «Певческое поле» мира: песни народные (коллективное творчество многих поколений), авторские («способ исполнения своих стихотворений под аккомпанемент»), массовые (повсеместно распространенные), эстрадные (развлекательная, легкая музыка).

Голос «рисует», «танцует», поет.

Красочность, многоцветье человеческого голоса (рекомендуется прочесть сказку Е. Пермяка «На все цвета радуги»). Рисование голосом как кистью (от тончайшей кисти до широкой), семь цветов радуги — семь ступеней гаммы, композиции голосов: единый живописный тон, полихромия. Звук голоса и жест (выражение внутреннего состояния в пении и движении). Танцевальное движение. «Летящий» голос. Песня как подарок (мои пожелания близким и друзьям). Песня как утешение (мое понимание, поддержка и сочувствие).

Наши любимые песни. Песни мира. Песни о моем городе. Песни о дружбе. Песни о маме и для мамы. Песни лета. Песни моря. Песни-шутки. Песни-игры. Песни-загадки. Песни «солнечные» и «цветные». Песни хорошего настроения.

Практика

Разучивание репертуара. Репетиционная работа.

Песня собирает друзей. 1 час.

Заключительный концерт.



Планируемые результаты.

По окончанию третьего года обучения по программе, воспитанники должны:


знать

  • элементы музыкальной грамоты(мажор, минор , ключи, знаки альтерации и .т .д )

  • песенные жанры

уметь

.

  • определять по звучанию песенный жанр.

  • самостоятельно создавать образ исполняемой песни.

  • соблюдать певческую установку.


владеть навыками


  • исполнять более сложные песни, в пределах 1,5 октав.

  • чисто интонировать в интервале звуков ля малой октавы – ре 2 октавы.

  • владеть навыками сольфеджирования.





Календарный учебный график

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Музыкально – эстетическое развитие»



2 занятия в неделю

Год реализации

1 учебный период

Каникулярный период

2 учебный период

Летний период (каникулы)

июнь

июль

август

1 год






17 недель

01.09-31.12

34 учебных дня



1 неделя

01.01.-8.01


19 недель

09.01-31.05

38 учебных дней


5 недель

5 недель

4 недели

2 год






17 недель

01.09-31.12

34 учебных дня



1 неделя

01.01.-8.01


19 недель

9.01-31.05

38 учебных дней


5 недель

5 недель

4 недели

3 год






17 недель

01.09-31.12

34 учебных дня



1 неделя

01.01.-8.01


19 недель

9.01-31.05

38 учебных дней


5 недель

5 недель

4 недели




Промежуточная аттестация


Итоговая аттестация


Летний период



Условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Музыкально – эстетическое развитие»

Перечень материально - технического обеспечения

Общие требования к обстановке в кабинете:

    • оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями;

  • чистота, освещённость, проветриваемость кабинета;

  • физкультпаузы и др.;

  • свободный доступ или возможность организации занятий на сцене актового зала.

  1. Музыкальный центр, аудиодиски

  2. Детские музыкальные инструменты: бубны, кастаньеты, треугольники, барабаны, металлофоны.

  3. Нотные и музыкальные сборники, песенники.

  4. Фланелеграф.

  5. Синтезатор.

  6. Ноутбук.

  7. Фортепиано.

  8. Телевизор.

Имеется доступ к интернет источникам.

Формы аттестации:

• диагностические занятия в начале и конце учебного года (дети выполняют задания, в которых определяется уровень их музыкального развития по всем видам музыкальной деятельности);

• индивидуальные выступления на праздниках, концертах для свер­стников и родителей, открытые занятия для педагогов и родителей.


Оценочные материалы

Этап контроля важен не только как механизм сбора информации обучения, а как способ достижения цели и обеспечения качества обучения. Контроль в рамках реализации программы носит мотивационно - стимулирующий характер.

Итоги контроля знаний, умений, навыков

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Музыкально-эстетическое развитие».

Тема. _____________________________________

Количество обучающихся - ____ человек

«5» баллов - ____ общая успеваемость – ____%

«4» балла - ____ качество обучения - ___%

«3» балла - ____ уровень обучения - _____%

Тема 2. ______________________________________

Количество обучающихся - ____ человек

«5» баллов - _ общая успеваемость –____%

«4» балла - _ качество обучения - _____%

«3» балла - ____ уровень обучения - _____%

Тема 3. ______________________________________

Количество обучающихся - ____ человек

«5» баллов - ____ общая успеваемость – ___%

«4» балла - ____ качество обучения - ____%

«3» балла - ____ уровень обучения - _____%

Тема 4. _____________________________________

Количество обучающихся - ____ человек

«5» баллов - __ общая успеваемость – ___%

«4» балла - ____ качество обучения - ____%

«3» балла - ____ уровень обучения - ____%

Итоги за год: общая успеваемость - ____%

качество обучения - ____%

Контроль знаний, умений, навыков

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Музыкально-эстетическое развитие», педагог Твердохлебова О.В. __________ год обучения

№ п/п

Ф.И.

ТЕМА

0,8-1

0,6-0,79

0,4-0,59

0,2-0,39

ТЕМА

0,8-1

0,6-0,79

0,4-0,59

0,2-0,39

ТЕМА

0,8-1

0,6-0,79

0,4-0,59

0,2-0,39

ТЕМА

0,8-1

0,6-0,79

0,4-0,59

0,2-0,39

5

4

3

2

1

5

4

3

2

1

5

4

3

2

1



3

2

1

1


























2






















3






















4




























Методические материалы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Музыкально – эстетическое развитие»

Методы и формы обучения

При работе по программе используются следующие методы:

  • наглядно-слу­ховой (выразительное исполнение музыки педагогом),

  • наглядно-зри­тельный, двигательный (показ игр, исполнения песен музыкальных пьес, этюдов и отдельных их элементов),

  • словесный (образный рассказ педагога)

  • упражнения (многократное повторение, варьирование знако­мого материала); применяем последовательное разучивание репер­туара с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуаль­ных возможностей каждого ребенка.

Хорошие результаты приносят методические приемы, обращен­ные сразу ко всей группе обучающихся или направленные на активиза­цию каждого ребенка в отдельности:

1. Индивидуальная оценка уровня усвоенных навыков, развития способностей путем эпизодических проверок, а также путем наблюде­ния за поведением ребенка, его успехами.

2. Использование в процессе занятия приемов, обращенных к каж­дому ребенку; создание обстановки, вызывающей у неуверенных ре­бят желание действовать и ограничивающей излишне самоуверенных; индивидуальные указания для некоторых детей наряду с общим указа­нием для всего коллектива.

3. Исполнение индивидуальных ролей, распределение на группы и подгруппы с тем, чтобы одни ребята выполняли задание, а другие да­вали этому оценку.

Такие методические приемы развивают самостоятельность и твор­ческие способности воспитанников. Обучение умению слушать и слышать музыку проводится на учебных за­нятиях, досуговых мероприятиях, в ходе самостоятельной дея­тельности ребенка.

Характеристика содержательных компонентов программы

Слушание музыки

Содержание программы включает в себя четыре основных элемента:

• ознакомление с музыкальными произведениями;

• воспитание любви к ним, их запоминание, накопление музы­кальных впечатлений;

• приобретение навыков культуры слушания музыки;

• формирование музыкального вкуса в процессе накопления слу­ховых впечатлений и первоначальных сведений о музыке.

Пение и развитие вокально-хоровых навыков

Это направление включает в себя:

а) певческие навыки и умения:

-певческая установка;

-вокальные навыки;

-хоровые навыки;

  • звукообразование;

  • дикция;

б) вокальные навыки:

-звукообразование (петь выразительно, естественным голосом, без напряжения, протяжно, не спеша);

-дыхание (брать дыхание между короткими музыкальными фра­зами);

-дикция (произносить слова внятно, правильно);

в) хоровые навыки:

-строй (чистота интонаций): правильно передавать мелодию про­стейших напевок;

-ансамбль (слаженность): вместе начинать и заканчивать песню. Учить детей петь напевно, спокойно.

Музыкально-ритмическое творчество

включает:

- упражнения;

- музыкальные игры (сюжетные и несюжетные);

  • игровое и танцевальное творчество.

Общий характер музыки, регистровые изменения:

• умение и петь в соответствии с контрастным характером музыки, с регистрами (высокий, низкий).

Динамические оттенки:

• умение изменять пение соответственно изменению силы звучания (громко - тихо).

Темповые изменения:

• умение петь в умеренном или быстром темпе.

Метроритм:

• умение петь в соответствии с метрической пульсацией, исполнять простейший ритмический рисунок.

Игра на простейших детских музыкальных инструментах и фортепиано:

• простейшее музицирование;

• обучение исполнению на простейших инструментах попевок из одного-двух звуков.

Основу программы составляют пять основных направлений:

  • слушание музыки;

  • пение и развитие вокально-хоровых навыков;

  • музыкально-ритмическое творчество;

  • игра на простейших детских музыкальных инструментах и фортепиано (по выбору обучающегося)

  • музыкально – дидактические игры

Музыкально-дидактические игры:

Игры:

  • обучение весело, непринужденно и эмоционально исполнять пес­ню, сопровождая ее игровыми движениями в соответствии с текстом.

  • обучение умению различать разнохарактерные части музы­кального произведения, соблюдая темповые, ритмические особенно­сти, организованно действовать всем коллективом («Что нам осень принесет?» Ю. Слонова).

Объем вокально-речевой и музыкальной деятельности детей на описываемых в программе занятиях реализует идеи о соотношении психоэмоциональной и учебной нагрузки в образовательном процессе, т.е. во временном измерении примерно соответствует следующим величинам:

  • 20% - слушание материала;

  • 40% - вокально-речевая деятельность;

  • 20% - теоретическая учебная деятельность;

  • 20% - самостоятельная музыкальная деятельность.

Теоретическая значимость программы заключается в том, что изучена методическая литература по организации вокальной, музыкально-театральной и исследовательской деятельности школьников результатом этой работы является методическое сопровождение программы.

Педагогические технологии:

  1. Вокальная работа проводится в индивидуальной и коллективной форме: теория (ознакомлении с методическим пособием А. Стрельниковой и других мастеров педагогического труда.), практика (применение различных видов дыхательной гимнастики и вокальных упражнений). Индивидуальная форма обучения необходима для получения более высоких результатов.


  1. Пение в ансамбле, дуэте проводится в групповой форме обучения: теория (проводится беседа, объясняются основы пения в коллективе), практика (практическое применение теоретического материала).



  1. Работа над наполнением репертуара проводится в индивидуальной и коллективной форме: практика (вместе с учащимся прослушивается музыкальная композиция, которая либо одобряется педагогом, либо педагог даёт совет при подборе репертуара).



  1. Работа с микрофоном и фонограммой проводится в индивидуальной (сольное исполнение) и групповой (ансамбль, дуэт) формах обучения. Работа проводится с использованием наглядных, словесных, практических методов обучения.



  1. Репетиционная работа проводится как в групповой, так и в индивидуальной формах обучения. При работе используются практические, словесные и наглядные методы обучения. Проводится для детальной работы с произведением.

Алгоритм учебного занятия

        • Организационный момент

        • Объяснение нового материала

        • Закрепление знаний

        • Практическая работа

        • Итоги. Рефлексия.

Список литературы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Музыкально-эстетическое развитие»



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:

Список литературы
1. Андреева М. Первые шаги в музыке. М.: Просвещение, 1991
2. Барабошкина А., Боголюбова Н. Музыкальная грамота, ч. I. -Л.: Музыка, 1977
3. Бублей С. Детский оркестр. - Л.: Музыка, 1983
4. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1984
5. Кирнарская Д. Музыкальные способности, - М.: Просвещение, 2004

6. Кононова Н. Музыкально-дидактические игры для школьников. - М.: 
Просвещение, 1982
7. Котляревская-Крафт М., Москалькова Н., Батхан Л. Сольфеджио: уч. пособие для педагогов подготовительных отделений ДМШ. - Л.: Музыка, 
1984.
8. Орф К. Система детского музыкального воспитания / Под ред. Л. А. 
Баренбойма. - Л.: Музыка, 1970