СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа имеет военно-патриотическую направленость и рассчитана на 2 года обучения

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа»











Альтаир

дополнительная общеобразовательная программа

















Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества имени Б.Т.Куропаткина»




Согласовано Утверждаю

педагогическим советом Директор МБОУ ДО «ДДТ»

протокол №_________ __________О.Н. Смирнова

от «___»________2019г. «____»____________2019г.




Альтаир


дополнительная общеобразовательная программа

для обучающихся 11-18 лет

срок реализации 2 года






Составитель:

Чепалов Константин Александрович,

педагог дополнительного образования







Полысаево 2019

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Альтаир» имеет военно-патриотическую направленность.

Военно-патриотическое воспитание имеет огромное значение для формирования личности подростка. Воспитание чувства патриотизма, гордости за свой народ и Родину закладывается с самого детства и формируется в всю жизнь.

Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения имеет первостепенное значение, так как государство не может быть в безопасности, если на защите Родины стоят люди не любящие и не уважающие свою страну.

Кроме того, подготовка подрастающего поколения к воинской службе (не только теоретического, но и практического характера) имеет особое значение для подростков. Такая подготовка способствует не только воспитанию чувства уважения и любви к Родине, но и развивает самостоятельность детей, тренирует выдержку, волю к победе, дисциплинированность, развивает физически.

Основная идея программы – развитие мотивации к службе в вооруженных силах Р.Ф., физическая, духовная и юридическая подкованность молодежи, воспитание патриотизма и любви к своей Родине.

Новизна программы состоит в том, что в ней совмещена физическая, военная медицинская и гражданская подготовка. Приобретенные знания и навыки пригодятся обучающимся как во время службы в армии, так и в дальнейшей жизни (оказание первой медицинской помощи, способы выживания в экстремальных ситуациях и т.д.).

Отличительной особенностью программы является то, что в ней на первом году обучения представлено 5 разделов, следовательно, работа по программе ведется в 5 направлениях:

  1. основы военной службы;

  2. выживание и обеспечение жизнедеятельности в полевых условиях;

  3. основы юридической подготовки;

  4. духовно-нравственное воспитание;

  5. физическая подготовка.

На втором году обучения по программе продолжаются занятия по разделам: физическая подготовка, основы военной службы и духовно – нравственное воспитание, а также предусмотрено определенное количество часов на подготовку и участие в соревнованиях.

В программе теоретические занятия тесно переплетаются с практическими занятиями и учебными тренировками.

Все эти направления взаимосвязаны и направлены на реализацию цели программы.

Цель программы: воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине, готовности к службе в рядах Вооруженных Сил РФ.

Данная цель может быть реализована через решение следующих задач:

  1. сформировать представление у обучающихся о службе в армии;

  2. ознакомить с правовой основой жизни призывника, солдата, проживанием в полевых условиях;

  3. развивать физическое здоровье обучающихся;

  4. воспитывать такие морально-волевые качества, как смелость, честность, сознательная дисциплина, выносливость;

  5. развивать и укреплять чувство патриотизма и любви к Родине.

Срок реализации 2 года.

Возраст обучающихся 11-18 лет.

Формы и режим занятий: Прохождение программы рассчитано на учебный период в 324 часа в год, по 3 часа – 3 раза в неделю.

Основные формы занятий: групповая и коллективная. Обучение проводится в виде теоретических и практических занятий. Теоретические занятия - это лекции и комбинированные занятия. Практические занятия - занятия в спортивном зале, прилегающей территории ДДТ и на природе (выезд за пределы г. Полысаево), экскурсии по военным частям Кемеровской области, участие в соревнованиях.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

По окончании прохождения программы обучающиеся знают:

  • основы строевой подготовки, действия солдата перед построением и в строю, команды, используемые, для управления сроем;

  • требования безопасности при обращении с оружие;

  • тактико-технические характеристики вооружения Российской армии;

  • тактику общевойскового боя;

  • тактику боя в городских условиях;

  • тактика «зачистки» зданий;

  • материальную часть и принцип действия стрелкового оружия (используемого в ВС РФ), приемы стрельбы, правила ухода за оружием;

  • способы добывании пищи и воды в экстремальных ситуациях;

  • устройство и порядок установки палатки, виды узлов, способы разведения костра и обеспечение безопасности ночевки в полевых условиях;

  • устройство компаса и умение использовать его в полевых условиях;

  • понятия ядерного, химического, бактериологического оружия и способы защиты от поражающих факторов данного вида оружия, правила поведения и действия людей в очаге поражения;

  • сигналы оповещения гражданской обороны и действия при их поступлении;

  • основы рукопашного и ножевого боя, условия проведения соревнований и правила судейства;

  • основные положения Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ;

  • основные факты биографии героев ВОВ – наших земляков;

  • краткую историю России.

Обучающиеся умеют:

  • выполнять построение и команды командира во время движения, как в составе строя, так и отдельно;

  • действовать в атаке и обороне в различных боевых ситуациях;

  • стрелять из пневматической винтовки и пистолета из различных положений;

  • технически правильно выполнять стрельбу по мишени;

  • технически грамотно осуществлять бросок гранаты;

  • производить неполную сборку-разборку автомата;

  • правильно ориентироваться по карте и азимуту;

  • ориентироваться на местности;

  • пользоваться средствами защиты от оружия массового поражения;

  • правильно разбивать лагерь и обеспечивать его необходимыми условиями жизнедеятельности;

  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

  • защищать свои права.

Способы проверки результатов обучения:

Основные методы диагностики уровня полученных знаний:

- включенное педагогическое наблюдение;

  • тестирование;

  • текущий опрос;

  • зачет;

  • сдача нормативов.








Учебно-тематический план 1-го года обучения



№ п/п

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение.

3

3

-


Раздел 1. Основы военной службы.

213

27

186

1.

Строевая подготовка

30

3

27

2.

Тактическая подготовка

27

3

24

3.

Огневая подготовка

45

6

39

4.

Военная топография

15

3

12

5.

Защита от оружия массового поражения

12

3

9

6.

Физическая подготовка

30

3

27

7.

Рукопашный бой

54

6

48


Раздел 2. Основы безопасности и жизнедеятельности в полевых условиях.

57

16

41

1.

Психология выживания

3

3

-

2.

Оборудование укрытий от ветра и дождя

12

3

9

3.

Добывание воды и огня

9

3

6

4.

Первая медицинская помощь

15

3

12

5.

Подача сигналов

6

1

5

6.

Добывание пищи

12

3

9


Раздел 3. Основы юридической подготовки.

18

10

8

1.

Правовая азбука призывника и солдата

3

2

1

2.

Льготы и пособия призывнику и его семье

3

2

1

3.

Повседневная жизнь части: внутренний распорядок, обеспечение, сохранение жизни и здоровья

3

2

1

4.

Умение защищать свои права

3

2

1

5.

Что такое "неуставные взаимоотношения" и как с ними бороться

3

2

1

6.

Итоговое занятие по разделу

3

-

3


Раздел 4. Духовно-нравственное воспитание.

30

20

10

1.

Ратная слава русских дружин и ополчений

3

2

1

2.

Век русской воинской славы. Великий год России

3

2

1

3.

Армия и флот России в войнах XIX начала XX вв.

3

2

1

4.

Святой князь Владимир и крещение Руси

3

3

-

5.

Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.

3

2

1

6.

Офицерский корпус России. А.В. Суворов – человек эпохи

3

1

2

7.

Младший командный состав

3

3

-

8.

Свобода выбора и ответственность. Русский солдат

3

1

2

9.

Выдающиеся военные ученые и конструкторы России

3

3

-

10.

Итоговое занятие по разделу

3

1

2


Итоговое занятие по программе

3

1

2


Всего часов


324


77


247































Содержание 1-го года обучения

Введение

Введение детей в содержание программы детского объединения, краткое изложение всех тем программы, способы проведения, приемы и средства занятий. Знакомство с ДДТ.

Раздел 1. Основы военной службы.

1.1. Строевая подготовка.

Теория. Что такое строй, виды строев, действия солдата перед построением и в строю. Команды, используемые для управления строем. Подход к начальнику и отход от него. Техника поворотов и разворотов на месте и в движении в составе строя и одиночно. Воинское приветствие на месте и в движении.

Практика. Повторение теории на практике.

1.2. Тактическая подготовка.

Теория. Вооружение и боевая техника вооруженных сил России, их назначение и тактико-технические характеристики. Организация, вооружение и тактико-технические характеристики основных образцов вооружения и боевой техники иностранных армий. Организация штатного вооружения и боевые возможности стрелкового оружия ВС РФ. Характеристика современного общевойскового боя. Средства, применяемые для поражения противника в ходе боя. Боевые характеристики танков и бронемашин иностранных армий, их уязвимые места. Боевые возможности вооружения армии России для уничтожения танков и бронемашин противника. Приемы борьбы с танками противника. Боевая характеристика и тактика действий боевых самолетов и вертолетов иностранных армий. Их силуэты и опознавательные знаки. Применение стрелкового вооружения для борьбы с низколетящими самолетами и вертолетами противника. Противопехотные и противотанковые мины, их тактико-технические данные, общее устройство и принцип действия. Места, порядок установки противотанковых и противопехотных мин, демаскирующие признаки.

Изготовление и установка самодельных противопехотных взрывчатых устройств. Действия при вспышке ядерного взрыва. Способы передвижения солдата в бою при действиях в пешем порядке. Действия при подготовке к атаке и порядок движения в атаку из окопа. Приемы уничтожения противника в ходе атаки. Выбор места для стрельбы в обороне вне соприкосновения с противником. Занятие огневой позиции под огнем противника. Самоокапывание и маскировка. Действия при применении противником ядерного оружия и началом огневой подготовки. Приемы уничтожения противника перед передним краем и ворвавшегося в окоп. Выдвижение солдата на рубеж развертывания в колонне отделения и занятие им места в боевом порядке отделения при наступлении с ходу. Преодоление участка заграждений по проходам. Преодоление участка местности зараженного радиоактивными (отравляющими) веществами. Виды боя и их характеристики. Боевая готовность. Условия для успешного выполнения боевой задачи. Огневое поражение противника и применение маневра. Взаимодействие в бою. Тактика и взаимодействие группы при захвате здания. Особенности ведения боя в городских условиях. Партизанская война, организация партизанского сопротивления, диверсионные операции в тылу противника. Походный и боевой порядок отделения. Боевое обеспечение. Управление отделением в бою. Обязанности солдата в бою. Метание противотанковых гранат в цель. Инженерное оборудование позиции отделения, устройство окопов, траншей, щелей, ниш и минно-взрывных заграждений. Способы осмотра местности и обнаружения различных целей по демаскирующим признакам. Требования, предъявляемые к выбору и оборудованию места для наблюдения. Порядок доклада о результатах наблюдения. Определение расстояний до ориентиров. Порядок движения дозорных. Действия по сигналам оповещения о воздушном противнике. Нейтрализация часовых противника. Взятие «языка».

Практика. Применение теории на практике


1.3. Огневая подготовка

Теория. Материальная часть автомата Калашникова. Назначение основных частей автомата и принцип их действия. Неполная разборка и сборка АК-74М. Основы баллистической траектории полета пули. Определение и внесение необходимых поправок при стрельбе. Основные правила стрельбы, меры безопасности при проведении учебных стрельб. Назначение и боевые свойства ручных осколочных гранат РГД-5, Ф-1, РГО и РГН их устройство, меры безопасности при обращении с ручными гранатами.

Практика. Учебные стрельбы из пневматического оружия и метание в цель учебных гранат из различных положений.

1.4. Военная топография.

Теория. Правила определения сторон света по компасу, небесным светилам, определение сторон света по местным признакам. Виды топографических карт и применяемые условные обозначения. Определение магнитного азимута на местности. Движение по азимутам.

Практика. Применение теории на практике

1.5. Защита от оружия массового поражения.

Теория. Характеристики и виды ядерных взрывов. Очаг ядерного поражения на следе облака ядерного взрыва. Характеристики биологического и химического оружия и средства защиты от них. Практика. Использование средств защиты от оружия массового поражения.

1.6. Физическая подготовка

Практика. Разминка. Порядок проведения утренней физической зарядки. Упражнения на различные группы мышц. Бег на короткие и длинные дистанции. Упражнение с использованием турника, брусьев, штанги и т.д.

1.7. Рукопашный бой

Практика. Выполнение упражнений по самостраховке. Разминка. Защита от ударов руками, ногами. Разучивание базовой техники ударов руками, ногами. Освобождение от захватов. Защита от ударов ножом, палкой. Защита от нападающего с огнестрельным оружием. Тактика ведения рукопашного боя с одним и группой противников без оружия. Основы ножевого боя. Болевые захваты, удержание и конвоирование противника.

Раздел 2. Основы безопасности и жизнедеятельности в полевых условиях.

2.1. Психология выживания.

Теория. Личные качества необходимые для успешного преодоления критической ситуации. Правила поведения в экстремальной ситуации. Правила формирования плана выживания.

2.2. Оборудование укрытий от ветра и дождя.

Теория. Правила выбора места для устройства укрытия, типы укрытий, материалы, применяемые для их строительства. Правила гигиены в лагере. Практика. Применение теории на практике.

2.3. Добывание воды и огня.

Теория. Правила поиска, добывания, обеззараживания и транспортировка воды. Минимизация потерь воды. Способы добывания огня с использованием подручных средств. Практика. Применение теории на практике.

2. 4. Первая медицинская помощь.

Теория. Первая медицинская помощь при остановке дыхания, переломах, вывихах, растяжениях, кровотечениях, огнестрельных и осколочных ранениях, отравлениях, ожогах, тепловых и солнечных ударах, поражении электрическим током.

Практика. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему при разного рода повреждениях.

2.5. Подача сигналов.

Теория. Сигналы и правила их подачи подручными и специальными средствами.

Практика. Применение теории на практике.

2.6. Добывание пищи.

Теория. Потребности организма в питательных веществах. Правила определения пригодности для употребления в пищу растений, животных и грибов. Правила добывания пищи, ее приготовления и сохранения.

Раздел 3. Юридическая подготовка.

3.1. Правовая азбука призывника и солдата.

Теория. Понятие "военная обязанность". Государственные органы, имеющие право призывать на военную службу. Кто подлежит призыву на военную службу? Отсрочки от воинской службы по призыву. Последствия уклонения от воинской службы. Право на отпуск и порядок его реализации.

Практика. Викторина «Что я знаю о военной службе»

3.2. Льготы и пособия призывнику и его семье.

Теория. Общее понятие о льготах и виды льгот. Льготы и компенсации военнослужащим, выполняющим обязанности военной службы при чрезвычайном положении и при вооруженном конфликте.

Практика. Тест - опросник по пройденному материалу

3.3. Повседневная жизнь части: внутренний распорядок, обеспечение жизни и здоровья.

Теория. Нормы и порядок обеспечения военнослужащих. Сохранение жизни и здоровье в период военной службы.

Практика. Просмотр документального фильма «Из жизни военнослужащих»

3.4. Умение защищать свои права.

Теория. Порядок подачи жалоб и заявлений. Обязанности должностных лиц воинских частей по рассмотрению жалоб и заявлений военнослужащих и членов их семей. Порядок обращения в судебные органы. Кто и в каких размерах может возместить моральный вред.

Практика. Игра «Знатоки истории»

3.5. Что такое неуставные взаимоотношения и как против них устоять

Теория. Уголовная ответственность за неуставные отношения. Как себя вести, чтобы не стать жертвой произвола в казарме.

Практика. Дискуссия: «Казарменные хулиганы. Как себя вести?»

3.6. Итоговое занятие по разделу

Практика. Зачет по пройденным темам.

Раздел 4. Духовно-нравственное воспитание.

4.1. Ратная слава русских дружин и ополчений.

Теория. Военная организация древних славян. Русские и болгары против агрессивной Византийской империи. На границе со степью. Русь в огне. Борьба с крестоносцами. Свержение татаро-монгольского ига. От княжеских дружин к стрелецкому войску. Спасители Отечества.

Практика. Просмотр и обсуждение фильма «Александр Невский»

4.2. Век русской воинской славы. Великий год России.

Теория. Нарвский урок. Рождение регулярной армии. Флоту быть. Победа над шведской армией. "Вторая Полтава". На полях Пруссии. Гром румянцевских побед. Глазомер, быстрота, натиск. Победа на море. "Мы – русские, и все одолеем!" Наполеоновское нашествие.

Практика. Викторина «Великий год России»

4.3. Армия и флот России в войнах XIX начала XX вв.

Теория. Синодская победа. На бастионах Севастополя. От Балтики до Камчатки. Преобразования в армии и на флоте. Герои Шипкинских и Плевенских высот. Порт – артурцы. Пламя первой мировой. В Мазурских болотах. Гамицийская битва. Тяжелая весна 1915 года. Брусиловский прорыв.

Практика. Тест - опросник по пройденному материалу.

4.4. Святой князь Владимир и крещение Руси.

Теория. Историческое значение принятия православия.

4.5. Великая Отечественная война 1941 – 1945г.

Теория. Перед войной. В час суровых испытаний. Непокоренный Ленинград. В боях за Москву. У стен Сталинграда. Огненная дуга. В тылу врага. Снятие блокады Ленинграда. Вперед на запад. Через Гоби и Хинган.

Практика. Игра «Знатоки истории»

4.6. Офицерский корпус России. А.В.Суворов – Человек эпохи.

Теория. Страницы офицерской летописи. Прошлое в настоящем: верность Боевому Знамени. Патриотизм – основа героизма. Честь, достоинство, жертвенность. Великодушие, справедливость, гуманизм. Жизнь А.В. Суворова.

Практика. Просмотр и обсуждение кадров фильма о Суворове

4.7. Младший командный состав.

Теория. Зарождение корпуса младших командиров. История подготовки младших командиров. Комплектование армии младшими командирами. Сверхсрочная служба. Традиции младшего командирского состава.

4.8. Свобода выбора и ответственность. Русский солдат.

Теория. Что такое свобода выбора и ответственность. Непобедимый российский солдат-освободитель. Патриотизм и верность долгу. Выносливость, стойкость, товарищество, дисциплина. Русский богатырь. Доброта, великодушие, честь. "Все та же бессмертная Русская армия".

Практика. Дискуссия «Свобода выбора и ответственность»

4.9. Выдающиеся военные ученые и конструкторы России.

Теория. Отечественная стрелковая школа. Стрелковая система долгожитель. Стрелковое автоматическое оружие. Патриарх русского оружия ППШ И ППС – простота и надежность. Пушечных дел мастер. Шуваловские единороги. Советская артиллерия. Ракетных дел зачинатели. Ракетный щит Родины. Морская мощь России. Крылья Родины. Не имеют аналогов. Упущенные приоритеты.

4.10. Итоговое занятие по разделу

Практика. Викторина «Знание – сила». Сдача зачета по пройденным темам.

Итоговое занятие по программе.

Теория. Подведение итогов года. Беседа

Практика. Сдача нормативов.




Учебно-тематический план 2-го года обучения


№ п/п

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение.

3

3

-


Раздел 1. Основы военной службы.

204

39

165

1.

Строевая подготовка

39

6

33

2.

Тактическая подготовка

27

6

21

3.

Огневая подготовка

30

6

24

4.

Военная топография

21

6

15

5.

Защита от оружия массового поражения

15

6

9

6.

Физическая подготовка

30

3

27

7.

Рукопашный бой

42

6

36


Раздел 2. Духовно-нравственное воспитание.

33

27

6

1.

Символика РФ

6

6

-

2.

Государственные награды Р.Ф.

12

9

3

3.

Воинский устав

6

6

-

4.

Сибиряки на защите Родины

9

6

3


Раздел 3. Подготовка и участие в соревнованиях

81

12

69


Итоговое занятие по программе

3

1

2


Всего часов


324


82


242

















Содержание 2-го года обучения

Введение.

Знакомство с детьми и решение организационных вопросов. Инструктаж по технике безопасности. Введение в программу, рассказ о деятельности детского объединения.

Раздел 1. Основы военной службы

1.1. Строевая подготовка.

Теория. Строевые приемы и движение без оружия и с оружием. Отдание воинской чести на месте и в движении. Приемы и движение с оружием и без оружия.

Практика. Отработка строевых приемов.

1.2. Тактическая подготовка.

Теория. Тактика ведения боя.

Практика. Обновление и углубление тактических умений и навыков. Работа над воспитанием тактического мышления.

1.3. Огневая подготовка.

Теория. Основы теории стрельбы. Приемы и техника стрельбы. Материальная часть АК-74М. Меры устранения основных неисправностей и задержек во время стрельбы из АК-74М. Работа частей и механизмов гранат. Правила и приемы метания гранат. Меры безопасности при обращении с гранатами.

Практика. Учебно-тренировочные занятия по обработке нормативов. Учебные стрельбы из пневматического оружия и метания в цель учебных гранат из различных положений. Неполная разборка и сборка АК-74М-сдача нормативов. Снаряжение магазина - сдача норматива.

1.4. Военная топография.

Теория. Азимут. Определение азимута. Движение по азимуту. Чтение карт.

Практика. Отработка навыков движения по азимуту. Закрепление навыка чтения условных знаков, карт.

1.5. Защита от оружия массового поражения.

Теория. Основы теории ЗОМП. Сигналы оповещения гражданской обороны, правила поведения и действия людей в очаге бактериологического поражения. Эвакуация и распределение городского населения.

Практика. Занятия по отработке нормативов. Совершенствование навыка надевания противогаза и ОЗК, изготовление ватно-марлевой повязки.

1.6. Физическая подготовка.

Теория. Различные способы закаливания организма. Комплексы утренней гимнастики.

Практика. Развитие скоростных, скоростно - силовых качеств, выносливости, гибкости и ловкости. Работа на точность разграничения и воспроизведения пространственных, временных и силовых параметров движения, равновесия, ритма, быстроты и точность реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве. Бег 100 м., челночный бег 3×10 м., метание гранаты на дальность, кросс на 1 км. Отработка норматива преодоления полосы препятствий, подтягивание.

1.7. Рукопашный бой.

Теория. Экскурс в историю рукопашного боя. Правила соревнований по рукопашному бою. Техника безопасности.

Практика. Стойки и передвижение в них. Техника выполнения ударов. Техника выполнения защитных действий. Техника борьбы. Тактика ведения боя. Боевые приемы, способы захвата и удержания противника.

Раздел 2. Духовно- нравственное воспитание.

2.1. Символика РФ.

Теория. Государственный флаг, герб, гимн РФ.

2.2. Государственные награды РФ.

Теория. Ордена и медали – награды за воинскую доблесть.

Практика. Составление рефератов по теме: «История государственных наград РФ»

2.3. Уставы.

Теория. Устав внутренний службы Вооруженных сил РФ.

2.4. Сибиряки на защите Родины.

Теория. Участие сибирских дивизий в решающих сражениях 1941 – 1945 г.г. Сибирский тыл в годы войны. Сибиряки – участники локальных войн и военных конфликтов. Война в Афганистане, Чеченской республике.

Практика. Сообщения детей по теме: «История войны в истории моей семьи»

Раздел 3. Участие в соревнованиях.

Подготовка и участие в течение года в соревнованиях по военно – прикладным и техническим видам спорта.

Итоговое занятие по программе

Теория. Беседа. Подведение итогов года.

Практика. Сдача нормативов.




















Методическое обеспечение


  1. Плакаты: о стрелковом вооружении, танках, бронетехники, вертолетах и самолетах.

  2. Учебные фильмы: о русском и иностранном вооружении.

  3. Карточки: тактико-технических преимуществ, на узнавание, тесты.

























Список литературы для педагога


  1. Васильков, А.М. О тех, кто в море, или почему интересно служить в Военно-Морском Флоте //[Текст]/ А.М.Васильков, В. Г. Белов, С. А. Чиненный //ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2000. - № 4. С. 29 - 33.

  2. Воробьев, А.В. Интернет о военной службе в России // [Текст]/ А. В. Воробьев //ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2000. - № 10. С. 37 - 41.

  3. Грачев, Н.Н. Ориентация на патриотизм //[Текст]/ Н. Н. Грачев //ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2000. - № 8. С. 40 – 42.

  4. Грачев, Н.Н. Формирование личности военнослужащего //[Текст]/ Н. Н. Грачев // Основы безопасности жизни. - 1988. - № 8. С. 32 - 40.

  5. Грачев, Н.Н. Военная безопасность и Вооруженные Силы Российской Федерации //[Текст]/ Н. Н. Грачев // Основы безопасности жизни. - 1998. - № 10. С. 36 - 38.

  6. Грачев, Н.Н. Классы сходных воинских должностей // [Текст] / Н.Н. Грачев// Основы безопасности жизни. - 1999. - № 2. С. 36 - 39.

  7. Грачев, Н.Н. Еще одна забота армии // [Текст] / Н. Н. Грачев //Основы безопасности жизни. - 1999. - № 5. С. 14 - 16.

  8. Кадочников А. А. Рукопашный бой российского спецназа. Система воспитания воинов// [Текст] /А.А. Кадочников – 2010. - С.1-352.

  9. Климов, Е.А. Как выбирать профессию: книга для учащихся средних классов средней школы/ Е.А. Климов. - М.: Просвещение, 1990. – 159с.

  10. Лазуткин, В.И. Военно-профессиональная ориентация учащихся как составная часть их подготовки по основам военной службы в рамках курса основы безопасности жизнедеятельности // [Текст] / В. И. Лазуткин // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2001. - № 4. С. 31 - 37.

  11. Лазуткин, В.И. Профессиональный психологический отбор в Вооруженных Силах России // [Текст] / В. И. Лазуткин // Основы безопасности жизни. - 1988. - № 9. С. 43 – 46.

  12. Новиков В.В. Военно - Воздушные Силы: воинские должности и родственные им гражданские профессии // [Текст] / В. В. Новиков // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2000. - № 5. С. 8 - 12.

  13. Петров, В.П. Военно-профессиональная ориентация молодежи [Текст] / В.П. Петров, А. Т. Ростунов. – М.: Воениздат, 1988. – 222 с.

  14. Справочник специальностей (должностей) военнослужащих сержантского и солдатского состава Сухопутных войск с учетом их сходства с гражданскими специальностями. - М.: Воениздат, 1994. – 219 с.

  15. Справочник некоторых воинских должностей, замещаемых солдатами матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту. - М.: Нива России, 1997. – 288 с.

  16. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: поурочное планирование программы/ А. Т. Смирнов. - 1 М.: Воениздат,

988. - 32 – 40 с.

  1. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизни [Текст]: ежемесячный информационный и научно-методический журнал / А. Т. Смирнов.- 1 М.: Воениздат ,988. - 32 – 40 с.

  2. Высшая военная школа: преобразования в соответствии с реальными потребностями. По материалам Вестника Военной информации // Ежемесячный информационный и научно-методический журнал «Основы безопасности жизни». 1999. № 1. С. 47 – 50.     

  3.   Окко В.А., Бектаева Д.Н. Защита Отечества - долг и обязанность каждого гражданина России // Ежемесячный информационный и научно-методический журнал «Основы безопасности жизни». 1999. № 10. С. 20 - 25.

  4. Ханжиев В.И., Рыжков В.А. Ракетный щит родины. Ракетные войска стратегического назначения России: основные воинские должности солдат и сержантов и родственные им гражданские специальности // Ежемесячный информационный и научно-методический журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». 2000. № 1. С. 31 - 38.

  5. Ханжиев В.И., Таранов О.М. Что такое РХБ защита, или несколько слов о войсках радиационной, химической и биологической защиты (основные воинские должности солдат сержантов, родственные им гражданские специальности) // Ежемесячный информационный и научно-методический журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». 2000. № 4. С. 23 - 29.   

  6. Приложение 1 и 2 к Приказу №477н от 04.05.2012г. Минздравсоцразвития России // «Инструкция по оказанию первой помощи». 2012г.





















Список литературы для детей

1. Адамчик Н.В. Настольная книга будущего командира [Текст] / Н.В. Адамчик, Д.И. Дудинский. - М.: Харвест, 2001. - 392с.

2. Бегунова, А.Н. Путь через века [Текст] / А.Н. Бегунова. - М.: Молодая гвардия, 1998. - 303 с.

3. Вакса, О.П. Курс выживания для подростков [Текст] / О.П. Вакса, С.К.Потапов. - СПб.: Питер-Пресс,1998. - 336 с.

4. Вульф Л.К. Жив и здоров: полное руководство по оказанию первой помощи детям и подросткам. Проведению неотложного лечения [Текст] / Л.К. Вульф. - М.: Русская книга, 1994. - 204 с.

5. Крайнев, И.Н. Узлы: простые, забавные, сложные. 152 модели на все случаи

жизни [Текст] / И.Н. Крайнев. - СПб.: Кристалл,1997. - 86с.

6. Кудряшов, Б.Г. Один на один с природой [Текст]: энциклопедия выживания/ Б.Г. Кудряшов. - Краснодар: Кристалл, 1996. - 260 с.

7. Огородников, Б.Ф. С компасом и картой по ступеням ГТО [Текст]/ Б.Ф. Огородников. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 62 с.

8. Отуотер М.С. Охотники за лавинами [Текст]/ М.С. Отуотер. - М.: Мир, 1972. - 54 с.

9. Рощин, А.Н. Ориентирование на местности [Текст]/ А.Н. Рощин. - Киев: Высшая школа, 1982. - 98 с.

10. Барлев Б. И.Энциклопедия для маленьких джентльменов [Текст]/

Б. И. Барлев. - СПб.: Диамант, 2002. - 606 с.

11. Я познаю мир [Текст]: детская энциклопедия/сост. Буянова Н.Ю. - М.: АСТ, 1996. - 212 с.

12. Я познаю мир [Текст]: детская энциклопедия/сост. Маркин В.А. - М.: АСТ, 1999. - 238 с.


































Приложение 1

Требования безопасности при подготовке курсантов по основам военной службы

Требования безопасности при проведении стрельб

1. Стрельбы из спортивного оружия (малокалиберной или пневматической винтовки) проводятся в целях подготовки к выполнению начального упражнения стрельб из автомата и в системе факультативных занятий в оборудованном, имеющем разрешение тире (стрельбище) под руководством преподавателя, осуществляющего подготовку по основам военной службы.

2. Стрельбы боевыми патронами из автомата (карабина) проводятся только на оборудованных войсковых стрельбищах и тирах под руководством опытных офицеров воинской части или военного комиссариата.

3. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается четкой организацией, точным соблюдением мер безопасности и высокой дисциплинированностью всех участников стрельбы.

4. Стрелять на стрельбище или в тире, где не обеспечена безопасность, боевыми и малокалиберными патронами, а также пульками из пневматической винтовки или доверять руководство стрельбой кому-либо из граждан запрещается.

В тире и на стрельбище запрещается:

производить стрельбу из неисправного оружия и при поднятом белом флаге;

брать или трогать на огневом рубеже оружие или подходить к нему без команды руководителя стрельбы;

заряжать оружие до команды руководителя стрельбы;

прицеливаться и направлять оружие в стороны и тыл, а также в людей;

выносить заряженное оружие с огневого рубежа;

находиться на огневом рубеже посторонним, кроме стреляющей смены;

оставлять где бы то ни было заряженное оружие или передавать другим лицам без разрешения руководителя стрельбы;

производить стрельбу не в направлении мишени;

стрелять в тире одновременно из разных видов оружия;

допускать к стрельбе лиц, не имеющих твердых практических навыков в выполнении стрельбы;

от сигнала (команды) “Прекратить стрельбу” до сигнала (команды) “Огонь” запрещается кому бы то ни было находиться на огневом рубеже.

5. Выдача гражданам боевых патронов производится ответственны лицом. Подготовка каждого обучаемого к стрельбе боевыми патронами проверяется ответственны лицом в присутствии преподавателя, осуществляющего подготовку по основам военной службы. К стрельбе допускаются только те граждане, которые имеют навыки обращения с автоматом (карабином), знают и понимают правила поведения на огневом рубеже.

6. Выдача малокалиберных патронов производится только преподавателем, осуществляющим подготовку по основам военной службы, исключительно на огневом рубеже. Если показ попаданий делается после каждого выстрела, выдается только по одному патрону.

7. Заряжается оружие на огневом рубеже и только по команде руководителя стрельбы “Заряжай”.

8. Чистка оружия производится в специально отведенных местах под руководством преподавателя, осуществляющего подготовку по основам военной службы.

9. Граждане, допустившие нарушения требований безопасности, к стрельбе не допускаются.

10. Для проведения стрельбы из спортивного оружия руководитель образовательного учреждения издает письменный приказ, в котором указывает:

дату, место, наименование класса (курса) и количество привлекаемых обучаемых;

вид, количество и номера спортивного оружия, которое будет использоваться при стрельбе, количество необходимых патронов (пулек);

наименование упражнения;

фамилию преподавателя, осуществляющего подготовку по основам военной службы;

необходимые средства оказания первой медицинской помощи.

11. Для учета израсходованных патронов (пулек) преподаватель, осуществляющий подготовку по основам военной службы, составляет акт, в котором указывает дату и место, наименование упражнения, количество стрелявших и израсходованных патронов (пулек).

Акт подписывается преподавателем, осуществляющим подготовку по основам военной службы, классным руководителем и утверждается руководителем образовательного учреждения.

12. Обо всех несчастных случаях, происшедших во время стрельбы, немедленно сообщается в ближайший врачебный пункт, в местные органы внутренних дел и доносится органам исполнительной власти в области образования как о чрезвычайном происшествии.

Требования безопасности при проведении учебных сборов и военно-спортивных игр

1. При проведении учебных сборов и военно-спортивных игр могут применяться различные имитационные средства (взрывпакеты, дымовые шашки, сигнальные патроны, очаги пожаров, учебные гранаты и др.).

Использование имитационных средств на занятиях разрешается только преподавателю, осуществляющему подготовку по основам военной службы, и военнослужащим, привлекаемым к занятиям.

При этом соблюдаются установленные меры безопасности.

Во время проведения военно-спортивных игр, кроме того, может использоваться различная военная техника, стрельба холостыми патронами и снарядами; для этого привлекаются специально подготовленные военнослужащие.

2. Преподаватели, осуществляющие подготовку по основам военной службы, отвечают за соблюдение обучаемыми установленных правил и порядка, за организованную посадку на средства передвижения (бронетранспортеры, автомашины, плавсредства и др.) во время следования колонны на рубеж развертывания, передвижения на тактическом поле в составе подразделений и четкое выполнение ими подаваемых команд.

3. Стрельба холостыми патронами разрешается только военнослужащим из боевого оружия.

4. Запрещается использовать боевые патроны на тактических занятиях, а также производить стрельбу всякого рода патронами из учебного и самодельного оружия.

5. Метание учебных гранат (болванок) на тактических и других занятиях разрешается на расстоянии не менее 70-100 м до места (рубежа), где располагаются участники занятий.

6. Разжигание костров в поле (лесу) на всех занятиях и играх производится только с разрешения руководителя занятия (игры).

7. При выборе места проведения занятий (игры), прежде всего, учитываются условия, позволяющие обеспечить их успешное и безопасное проведение.



Требования безопасности при перевозках граждан

1. При подготовке к перевозкам обучаемых граждан до всех доводятся требования безопасности при погрузке, правила поведения в пути следования и на остановках.

2. Находясь в пути следования, граждане должны быть внимательными и строго соблюдать установленные требования безопасности.

3. Посадка в транспортные средства осуществляется только по команде руководителя и в количествах, определяемых техническими характеристиками транспортного средства, предназначенного для перевозки личного состава.

4. Запрещается: перевозить граждан в необорудованных автомобилях, производить посадку и высадку до подачи установленной команды или сигнала, прыгать в транспорт или выскакивать из него на ходу, высовываться из дверей и окон во время движения.

Требования безопасности при проведении занятий по физической подготовке*

Руководитель занятия обязан:

осуществлять непрерывный контроль за состоянием граждан в жаркую погоду;

тщательно проверить состояние и исправность спортивных снарядов;

соблюдать установленную последовательность выполнения приемов, действий и упражнений, оптимальные интервалы и дистанцию между гражданами;

контролировать уровень физической нагрузки на занятии и своевременно ее снижать;

организовать надежную помощь и страховку при выполнении упражнений;

обеспечить наличие медицинских средств (аптечек);

оказать первую помощь пострадавшему.

Требования безопасности при организации купания и занятий

на воде*

1. Руководителем занятий определяются место, время и порядок купания и занятий на воде, требования безопасности при организации купания. Одиночное купание категорически запрещается.

2. Место для купания и занятий на воде должно быть тщательно подготовлено, четко обозначено и иметь ограничительные знаки. Во время купания выделяется команда подготовленных пловцов, умеющих оказывать помощь на воде и обученных приемам спасения.

3. При организации и проведении занятий на воде необходимо:

выявить не умеющих плавать и организовать для них специальные занятия по обучению плаванию;

проверять количество граждан, участвующих в занятии, перед заходом в воду и после выхода из воды;

прекращать занятия на воде при появлении у занимающихся признаков переохлаждения (озноб, посинение губ и др.).

4. Занятия по обучению плаванию проводятся в специально отведенных местах, где глубина водоемов и скорость течения воды обеспечивают безопасность обучаемых.

5. Оказать первую помощь пострадавшему на воде.


Основные требования пожаро-, электро- и взрывобезопасности

Категорически запрещается:

разводить костры, использовать источники открытого огня для приготовления пищи и обогрева;

курить вне отведенных для этого мест;

использовать неисправные электроприборы или электроприборы непромышленного изготовления;

открывать (проникать в) трансформаторные, распределительные, понижающие подстанции, электрощиты, распределительные коробки;

самостоятельно проводить ремонт неисправных электроприборов и электропроводки;

хранить и производить разборку патронов (боеприпасов), других взрывоопасных предметов;

применять в качестве экспонатов боеприпасы и их элементы в боевом снаряжении;

трогать и перемещать обнаруженные неразорвавшиеся боеприпасы.

 

















 Приложение 2

Основные понятия и термины.

Основу понятийного аппарата военно-профессиональной ориентации составляют следующие термины и понятия: «военная профессия», «военная служба», «военная специальность», «военно-профессиональная направленность», «военно-профессиональная ориентация», «военно-учетная специальность», «воинская должность», «квалификация», «классы сходных воинских должностей», «ориентация», «подготовка к военной службе», «специализация».

Военная профессия - необходимый для вооруженной защиты Отечества род трудовой деятельности, требующий специальной военно-теоретической и практической подготовленности, определенных индивидуально-психологических качеств. Является источником доходов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее именуются – Вооруженные Силы), других войсках, воинских формированиях и органах. Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Военная служба исполняется на воинских должностях гражданами, имеющими военно-учетную специальность.

Военная специальность – комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для деятельности на воинских должностях, в рамках той или иной военной профессии.

Военно-профессиональная направленность - понимание и принятие целей и задач военно-профессиональной деятельности в целом и деятельности по конкретной военно-учетной специальности, желание активно совершенствовать свою подготовку к военной службе.

Военно-профессиональная направленность характеризуется следующими показателями: зрелостью, широтой, осознанностью, устойчивостью, действенностью.

Зрелость военно-профессиональной направленности выражается в понимании учащимся общественной значимости своего стремления (выбора), его гражданственной и нравственной позицией, готовности принести Отечеству пользу своим военным трудом. Она предполагает также наличие:

мотивационной готовности - отношения гражданина к подготовке для защиты Отечества как к осознанной необходимости;

интеллектуальной готовности - наличия требуемых знаний и уровня общих познавательных способностей, необходимых для овладения основами военной службы, военно-учетными специальностями;

нравственной готовности - наличия качеств, обеспечивающих установление здоровых межличностных отношений, необходимых для вхождения в жизнь воинского коллектива, выполнения совместной деятельности по подготовке к военной службе и ее прохождению;

волевой готовности - способности молодого человека к целенаправленной деятельности по подготовке к военной службе и выполнению учебно-боевых и боевых задач при прохождении военной службы.

Широта военно-профессиональной направленности определяется совокупностью различных потребностей, интересов и целей, которые стремится реализовать гражданин в процессе военно-профессиональной деятельности, а также наличием правильных представлений о будущей военной профессии (специальности).

Осознанность военно-профессиональной направленности предполагает наличие высокой степени информированности гражданина о специфике предстоящей военной службы на той или иной воинской должности, ее требованиях к индивидуально-психологическим качествам военнослужащего, а также адекватности сопоставления своих личных интересов, склонностей и способностей с этими требованиями, содержанием предполагаемой военно-профессиональной деятельности.

Устойчивость военно-профессиональной направленности определяется постоянством военно-профессиональных устремлений гражданина.

Действенность военно-профессиональной направленности обусловливается активностью желаний и стремлений гражданина, его настойчивостью в достижении поставленных целей.

Военно-профессиональная ориентация - комплекс научно обоснованных организационных и психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у граждан психологической готовности к овладению военно-учетными специальностями, призыву на военную службу, обучению в военных образовательных учреждениях профессионального образования по соответствующим специальностям и поступлению на военную службу по контракту. Военно-профессиональная ориентация является важным элементом обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе и их военно-патриотического воспитания.

Военно-учетная специальность – категория воинского учета, указывающая военную специальность военнослужащего (военнообязанного) и его принадлежность к виду Вооруженных Сил, роду войск (сил) или службе.

Воинская должность - служебное положение и место выполнения должностных обязанностей. Должностные (служебные) обязанности военнослужащего определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему функций и задач. Они определяют требуемый уровень общеобразовательной и профессиональной подготовленности должностного лица, совокупность и состояние индивидуально-психологических качеств, необходимых ему для успешного исполнения должности.

Квалификация – уровень достигнутых профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств (уровень профессионального мастерства).

Классы сходных воинских должностей - в соответствии с психологической классификацией воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами (приложение № 1 к настоящим Методическим рекомендациям), установленной Руководством по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 января 2000 г. № 50, воинские должности подразделяются с учетом однородности требований к индивидуально - психологическим качествам военнослужащих на следующие классы основных сходных воинских должностей: командные (организаторские), операторские (сенсорно-гностические), связи и наблюдения (сенсорные), водительские (сенсомоторные), специального назначения (моторно-волевые), технологические (специалисты по обслуживанию и ремонту техники) и прочие воинские должности.

Перечень отдельных воинских должностей (специальностей) солдат, матросов, сержантов и старшин с учетом их соответствия классам основных сходных воинских должностей приведен в приложении № 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

Ориентация (лат. orientation – «направление на восток»; франц. orientation – «установка, ориентация») - трактуется и понимается как направление на различные предметы, явления, процессы, действия, умение разобраться в чем-либо.

Ориентация - определение человеком направления своего поведения, формирование психологических установок для этого. Результатом ориентации является способность ориентироваться в чем-либо.

Подготовка к военной службе - процесс обучения и воспитания граждан, формирования у них убеждений, знаний, умений и навыков, необходимых для исполнения общих, должностных и специальных обязанностей военной службы. Подготовка подразделяется на обязательную и добровольную.

Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

получение начальных знаний в области обороны;

подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении и на учебных пунктах организаций; военно-патриотического воспитание;

подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Добровольная подготовка к военной службе предусматривает:

занятие военно-прикладными видами спорта;

обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образовании.

Специализация – дифференцированный вид деятельности в рамках специальности.




* Требования предъявляются в соответствии с действующими нормативными документами Минобразования России и Минздрава России.

* Требования предъявляются в соответствии с действующими нормативными документами Минобразования России и Минздрава России.


37