СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технологической направленности «IT грамотность»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Програмама дополнительного образования  технологической направленности «IT грамотность». Возраст обучающихся: 12-13 лет, 5 класс. Базовый уровень

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технологической направленности «IT грамотность»»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №9»






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

технологической направленности

«IT грамотность»

Возраст обучающихся: 12-13 лет, 5 класс

Срок реализации: 1 год

Базовый уровень







Составитель: педагог

дополнительного

образования

Егорова Татьяна Геннадьевна











Городской округ город Переславль-Залесский

г. Переславль – Залесский, 2022г.

Содержание

  1. Пояснительная записка ............................................................................... 3

  2. Календарный учебный график ....................................................................... 5

  3. Учебно-тематический план обучения ....................................................... 6

  4. Содержание учебно-тематического плана ............................................... 8

  5. Обеспечение программы ........................................................................... 10

5.1. Методическое обеспечение ............................................................... 10

5.2. Материально-техническое обеспечение .......................................... 10

5.3. Оценочные материалы ...................................................................... 11

6. Список литературы ....................................................................................... 11


































  1. Пояснительная записка


Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе необходимо развивать логическое мышление (умение вычленять структуры объекта, выявлять взаимосвязи и принципы организации, создание новых моделей). Умение в любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и 5 свидетельствует о развитом логическом мышлении. Информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению обучающихся информационного компонента общеучебных умений и навыков. Уникальное сочетание технологии и психологии, возможность приобрести не только навыки работы на компьютере, но и навыки общения, научиться лучше понимать себя и других людей - вот что в первую очередь отличает наше объединение от других компьютерных объединений. Сегодня мало дать детям только определенную сумму знаний – ведь им предстоит жить и трудиться в динамическом, стремительно обновляющемся мире. Необходимо чтобы подрастающему поколению прививались трудолюбие, умение творчески мыслить, ориентироваться в нарастающем потоке информации, стремление к неустанному самообразованию. В век всеобщей компьютеризации информационная компьютерная грамотность подростков обеспечивает им успешную адаптацию в социуме. Изучив весь курс информационных технологий, обучающийся получает возможность определить, к какой области он имеет наибольшую склонность; тем самым облегчается выбор его будущей профессии. Программа «Компьютерная грамотность» основана, с одной стороны, на простых в выполнении заданиях, позволяющих почувствовать удовлетворение от собственного успеха, с другой стороны, даются сложные творческие задания, при выполнении которых в комплексе используются все полученные навыки и возникает радость созидания и преодоления. Содержание программы направлено на создание условий для развития личности обучающегося, обеспечение эмоционального благополучия подростков, на интеллектуальное и духовное развитие его потенциала, общественно – политическое, нравственное воспитание обучающегося, развитие эстетического вкуса, инициативы и творческих способностей, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, на овладение знаниями и навыками в области информационных технологий.

Программа позволяет создавать благоприятные условия для развития творческих способностей школьников.

Программа предполагает возможности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в составе общей группы с нозологиями: Задержка психического развития.

Данная программа реализуется в рамках и при помощи оборудования центра естественнонаучной и технологической направленности «Точка роста».

Направленность программы: технологическая.

Актуальность программы: В настоящее время информатизации обучения отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Поэтому одна из основных задач дополнительного образования состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить творческий потенциал, инициативу, самостоятельность. Формирование интереса к овладению ИКТ знаний и умений является важным средством повышения качества обучения школьников.

Ценность, новизна программы состоит в том, что в ней уделяется большое внимание практической деятельности учащихся: освоение базовых понятий и представлений в области информатики, а также наиболее необходимых навыков и умений при изучении различных предметов с использованием компьютерной техники и для дальнейшего изучения информатики. Программа основана на принципах развивающего обучения, способствует повышению качество обучения, формированию алгоритмического стиля мышления и усилению мотивации к обучению.

Цель: сформировать у обучающихся умения владеть компьютерными технологиями, подготовить учеников к активной работе в условиях современного информационного пространства.

Задачи:

обучающие: углубленное знакомство с принципами аппаратного устройства и функционирования персонального компьютера и отдельных его узлов; изучение характерных особенностей, возможностей и ограничений при работе в операционной среде WINDOWS; обучение основным приемам с векторной, растровой и компьютерной графикой; создание проектов, исследовательских работ и мультимедийных презентаций;

воспитывающие: воспитание потребности применения современных информационных технологий в повседневной жизни; формирование чувства ответственности; воспитание стремления к взаимопомощи и взаимной поддержки;

развивающие: развитие навыков уверенной работы с ПК; развитие навыков поиска, получения и практического применения информационных ресурсов, представляемых посредством сетевых коммуникаций; развитие внимания и памяти; приобретение навыков коммуникативной культуры; приобретение навыков самостоятельной работы;

коррекционные: создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; способствовать развитию опыта неформального общения с учётом расширения рамок взаимодействия с социумом; способствовать развитию внимания, воображения, памяти, наглядно-образного мышления; коррекция и развитие произвольного поведения, эмоциональной сферы, познавательных процессов; способствовать развитию доброжелательного отношения к окружающим, позитивного отношения к себе, веры в себя, в свои возможности.

Срок реализации: 2022 / 2023 год.

Возраст: 12-13 лет, 5 класс.

Режим занятий: 1 раз в неделю, 45 минут. Продолжительность непрерывных занятий на компьютере для школьников составляет не более 15 минут. После 15 мин непрерывной работы проводятся физкультурные паузы, в том числе и для глаз, в течение 3 – 4 минут.

Место реализации: Муниципальное общелбразовательное учреждение «Средняя школа № 9».

Объём программы – 35 часов.

Основные формы проведения занятий: индивидуальные и групповые, так же используются комбинированные занятия.

Занятия состоят из теоретической и практической частей, причѐм большее количество времени занимает практическая часть. При проведении занятий традиционно используются три формы работы:

- демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;

- фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;

- самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

Работа с компьютером приводит к повышенным нагрузкам на органы зрения. Развивается зрительное утомление, которое способствует возникновению близорукости, головной боли, раздражительности, нервного напряжения и стресса. Программой предусмотрено соблюдение режима работы для предотвращения утомляемость зрительных рецепторов у детей.

Виды занятий:

- практическая работа;

- самостоятельная работа;

- создание и защита проектов.

Продолжительность непрерывных занятий на компьютере для школьников составляет не более 15 минут. После 15 мин непрерывной работы проводятся физкультурные паузы, в том числе и для глаз, в течение 3 – 4 минут.

Планируемы результаты:

Личностные результаты обучения:

- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «родина», «семья», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»;

- проявлять понимание личностного смысла учения;

-представлять выбор дальнейшего образовательного маршрута. Метапредметные результаты обучения:

- знать основные этапы создания текстовых документов;

- разработка проектов и выполнение творческих работ.

Предметные результаты обучения:

- работать за компьютером и в Интернете, соблюдая правила техники безопасности;

- различать виды информации и типы информационных процессов;

- распознавать различные устройства компьютера;

-копировать и вставлять объекты;

- создавать сложные изображения в графическом редакторе Paint и в текстовом редакторе Word;

- создавать сложные документы в текстовом редакторе с графикой и таблицами;

- получит возможность научиться:

- создавать компьютерные презентации со множеством встроенных объектов (аудио, видео);

- сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать, делать выводы.

Изучив курс, обучающиеся значительно повысят свои знания в области информатики. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, логическое мышление, научатся ценить персональный компьютер и его устройства.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль осуществляется в формах:

  • практические работы,

  • творческие работы обучающихся,

  • контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение обучающимся границ своего «знания-незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.


  1. Календарный учебный график (1 год обучения, 35 ч.)


Дата начала

Дата окончания

Количество учебных недель

Количество часов в год

Место проведения

Режим занятий

1 сентября

31 мая

35

35

МОУ СШ № 9

1 раз в неделю






  1. Учебно-тематический план обучения


п.п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

Оборудование центра Точка роста

Всего

Теория

Практика

I

Раздел 1. Вводное занятие ( 1 час)


1

Основы техники безопасности и противопожарно й безопасности. Инструктаж. Введение: структура дисциплины.

1

0,5

0,5

групповая


Доска интерактивная

II

Раздел 2. Компьютер- помощник человека (6 часов)


2

Из чего состоит ПК?

1

0,5

0,5

групповая

Устный опрос Выполнение практической работы

Доска интерактивная, стационарный компьютер, магнитно-маркерная доска, ноутбуки, многофункциональное устройство, аккустические колонки.

3

Манипулятор. Мышь

1

0,5

0,5

групповая

Компьютерный тест «Компьютерная графика» Выполнение практической работы

4

Клавиатура

1

0,5

0,5

групповая

Устный опрос. Выполнение практической работы в клавиатурном тренажере

5

Что внутри системного блока

1

0,5

0,5

фронтальная

Тест «Виды клавиш на клавиатуре» Выполнение практической работы в клавиатурном тренажере

6

Периферийные устройства ПК

1

0,5

0,5

групповая

Устный опрос

7

Проект «Компьютер – помощник человека»

1

0,5

0,5

групповая

Выполнение проекта «Компьютер – помощник человека»

III

Раздел 3. Рисуем на компьютере (6 часов)


8

Компьютерная графика

1

0,5

0,5

групповая

Выполнение практической работы

Доска интерактивная, стационарный компьютер, магнитно-маркерная доска, ноутбуки, многофункциональное устройство, аккустические колонки.

9

Растровый графический редактор

1

0,5

0,5

групповая

Компьютерный тест «Компьютерная графика» Выполнение практической работы

10

Работа в растровом графическом редакторе

1

0,5

0,5

групповая

Выполнение практической работы

11

Векторный графический редактор

1

0,5

0,5

индивидуальная

Тест «Инструменты растрового графического редактора» Выполнение практической работы

12

Работа в векторном графическом редакторе

1

0,5

0,5

групповая

Выполнение практической работы

13

Создание проекта

1

0,5

0,5

индивидуальная

Выполнение проекта

IV

Раздел 4. Текстовые редакторы (10 часов)


14

Символ, слово, строка, страница

1

0,5

0,5

групповая

Выполнение практической работы

Доска интерактивная, стационарный компьютер, магнитно-маркерная доска, ноутбуки, многофункциональное устройство, аккустические колонки.

15

Редактирование и форматирование текстовых документов

1

0,5

0,5

групповая

Выполнение практической работы

16

Редактирование и форматирование текстовых документов

1

0,5

0,5

групповая

Выполнение практической работы

17

Разметка страницы, вставка нумерации страниц

1

0,5

0,5

групповая

Выполнение практической работы

18

Списки

1

0,5

0,5

групповая

Выполнение практической работы

19

Создание текстовых эффектов с помощью WordArt

1

0,5

0,5

групповая

Выполнение практической работы

20

Вставка и форматирование таблиц

1

0,5

0,5

групповая

Выполнение практической работы

21

Границы и заливка. Направление текста, объединение ячеек

1

0,5

0,5

групповая

Выполнение практической работы

22

Вставка картинок в текст

1

0,5

0,5

групповая

Выполнение практической работы

23

Итоговый проект «Увлекательный мир текстового редактора»

1

0,5

0,5

групповая

Выполнение проекта

V

Раздел 5. Компьютерные презентации (5 часов)


24

Компьютерные презентации

1

0,5

0,5

групповая

Выполнение практической работы

Доска интерактивная, стационарный компьютер, магнитно-маркерная доска, ноутбуки, многофункциональное устройство, аккустические колонки.

25

Редактирование презентаций и Добавление объектов

1

0,5

0,5

групповая

Выполнение практической работы

26

Настройка анимации и времени

1

0,5

0,5

групповая

Выполнение практической работы

27

Добавление и настройка звука. Демонстрация

1

0,5

0,5

групповая

Выполнение практической работы

28

Создание проекта с применением презентаций

1


1

групповая

Выполнение проекта

VI

Раздел 6. Делаем мультимедийный продукт. Microsoft Publisher (6 часов)


29

Общие сведения о Microsoft Publisher

1

0,5

0,5

групповая

Выполнение практической работы

Доска интерактивная, стационарный компьютер, магнитно-маркерная доска, ноутбуки, многофункциональное устройство, аккустические колонки.

30

Как создать красивый буклет

1

0,5

0,5

групповая

Выполнение практической работы

31

Создание открытки

1

0,5

0,5

групповая

Выполнение практической работы

32

Создание календаря

1

0,5

0,5

групповая

Выполнение практической работы

33

Создание баннера

1

0,5

0,5

групповая

Выполнение практической работы

34

Создание мультимедийного проекта

1


1

индивидуальная

Выполнение проекта

VII

Итоговая аттестация (2 часа)


35

Создание итогового проекта

1


1

индивидуальная

Выполнение проекта

Доска интерактивная, ноутбуки.

Итого часов

35

14,5

20,5






  1. Содержание учебно-тематического плана


Обучение школьников по программе строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, в соответствии с использованием форм и методов обучения психологических особенностей.

Раздел 1. Вводное занятие (1 час).

Компьютерная безопасность. Техника безопасности в кабинете информатики. Полезные сайты. Информация.

Раздел 2. Компьютер – помощник человека (6 часов).

Персональный компьютер. Основные устройства компьютера. Манипулятор. Виды клавиш. Материнская плата. Системный блок. Процессор. Порт. Периферийные устройства. Монитор. Принтер. Сканер. Видеопамять.

Раздел 3. Рисуем на компьютере (6 часов).

Графический редактор. Компьютерная графика. Растр. Растровый графический редактор. Заливка. Кривая. Фигуры. Создание растрового рисунка. Векторный рафический редактор. Вектор. Линия. Точка. Прямоугольник. Окружность. Объединение фигур. Создание векторного рисунка.

Раздел 4. Текстовые редакторы (10 часов).

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приемы редактирования (вставка, удаление, замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Раздел 5. Компьютерные презентации (5 часов).

Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

Раздел 6. Делаем мультимедийный продукт (6 часов).

Мультимедиа продукт. Брошюра. Открытка. Календарь. Заливка области. Разметка брошюры. Вставка объекта. Работа с несколькими объектами.

Раздел 7. Итоговая аттестация (1 час).

Проект. Создание мультимедийного продукта.


Тема 1. «Вводное занятие» (1 ч.).

Теоретическая часть: Компьютерная безопасность. Техника безопасности в кабинете информатики. Полезные сайты. Информация.

Практическая часть: Тест «Безопасность в компьютерном классе».

Тема 2. «Компьютер - помощник человека» (6 ч.).

Теоретическая часть: Персональный компьютер. Основные устройства компьютера. Манипулятор. Виды клавиш. Материнская плата. Системный блок. Процессор. Порт. Периферийные устройства. Монитор. Принтер. Сканер. Видеопамять.

Практическая часть: тест «Основные устройства ПК», с/р «Виды клавиш на клавиатуре», П/р «Что внутри системного блока», П/р «Периферийные устройства ПК».

Тема 3. Рисуем на компьютере (6 часов).

Теоретическая часть: Графический редактор. Компьютернная графика. Растр. Растровый графический редактор. Заливка. Кривая. Фигуры. Создание растрового рисунка. Векторный графический редактор. Вектор. Линия. Точка. Прямоугольник. Окружность. Объединение фигур. Создание векторного рисунка.

Практическая часть: тест «Компьютерная графика, П/р «Растровый графический редактор», П/р «Работа в растровом графическом редакторе», П/р «Векторный графический редактор», П/р «Работа в векторном графическом редакторе».

Тема 4. « Текстовые редакторы » (10 ч.).

Теоретическая часть: (Символ, слово, строка, страница, редактирование и форматирование текстовых документов, разметка страницы, вставка нумерации страниц, вставка и форматирование таблиц, границы и заливка, направление текста, объединение ячеек, вставка картинок в текст, встроенный векторный графический редактор, работа с векторными фигурами) Практическая часть: Работа в текстовом редакторе, набор текста, форматирование текста, вставка и форматирование таблиц, вставка картинок в текст, создание списков, вставка объектов WordArt).

Тема 5. «Компьютерные презентации» (5 ч.).

Теоретическая часть: Компьютерные презентации, редактирование презентаций, добавление объектов, настройка анимации и времени, добавление и настройка звука, демонстрация, правила показа презентации).

Практическая часть: Создание компьютерной презентации, редактирование презентаций, добавление объектов, настройка анимации и времени, добавление и настройка звука, демонстрация, правила показа презентации).

Тема 6. Делаем мультимедийный продукт (6 часов).

Теоретическая часть: Мультимедиа продукт. Брошюра. Открытка. Календарь. Заливка области. Разметка брошюры. Вставка объекта. Работа с несколькими объектами.

Практическая часть: Создание мулитимедийного продукта, Создание брошюры, Создание открытки, Создание календаря. Вставка объектов.


  1. Обеспечение программы

    1. Методическое обеспечение

Методика проведения учебной и самостоятельной работы над заданиями должна предусматривать следующие основные этапы:

1. Объяснение теоретического материала по теме задания, установление связей с предыдущими темами и параллельными предметами (при их наличии), выяснение роли, места и значения данной темы в формировании способностей, навыков и умений.

2. Постановка методической цели, формулировка конкретной учебной задачи и содержания предстоящей работы, а также определение условий, требований, ограничений и критериев оценки конечного результата.

3. Коллективное или индивидуальное проведение анализа наиболее существенных вопросов, связанных с содержанием прорабатываемой темы, и определение оптимальных направлений, методов и средств решения поставленных задач.

4. Краткое описание материалов анализа, включающее содержание предполагаемого решения, основные художественно-образные характеристики и композиционно-выразительные средства практического воплощения творческого замысла.

5. Коллективное обсуждение материалов отчета, корректировка предлагаемого решения и средств его реализации.

6. Эскизная проработка предлагаемого решения, его обсуждение и утверждение преподавателем.

7. Окончательная доработка и чистовое исполнение в электронном виде.

8. Просмотр выполненных работ, их коллективное обсуждение и обоснование выставленной оценки. Предложенные в следующем разделе темы вопросов для повторения пройденного материала по теории и практических заданий по компьютерной графике и дизайну можно рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию, применять разработанные им методики.

5.2. Материально-техническое обеспечение

Оборудование:

- Оборудование центра «Точка роста»

- Магнитно-маркерная доска – 1 шт.,

- Компьютерный стол – 12 шт.

- Стационарный компьютер – 1 шт.

- Ноутбуки - 12 шт.

- Мультимедийный проектор – 1 шт.

- Многофункциональное устройство – 1 шт.

- Аккустические колонки – 1 шт.

- Стол учительский - 1 шт.

- Доска интерактивная -1шт.


Стенды:

- Виды алгоритмов;

- Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.


5.3 Оценочные материалы

  1. Диагностика развития внимания «Шифровка».

  2. Диагностика уровня развития памяти Рассолимо.

  3. Тест методика определения умственного развития.

  4. Методика определения интеллектуальной лабильности Козловой.

  5. Методика определения уровня развития самооценки Лонга.

  6. Методика определения ведущей мотивации Прихожан.

Тесты:

  1. Компьютерная безопасность.

  2. Безопасность в компьютерном классе.

Самостоятельные программы:

  1. Единицы измерения информации.

  2. Измерение информации.

  3. Кодирование информации.

  4. Метод координат.

Практические работы:

  1. Работа в текстовом редакторе.

  2. Набор текста, форматирование текста.

  3. Вставка и форматирование таблиц.

  4. Вставка картинок в текст.

  5. Работа в векторном графическом редакторе, работа с векторными фигурами.

  6. Создание компьютерной презентации.

  7. Редактирование презентаций.

  8. Добавление объектов.

  9. Настройка анимации и времени.

  10. Добавление и настройка звука.

  11. Демонстрация правила показа презентации.


6. Список литературы


Литература для учителя:

  1. Занимательные задачи по информатике / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 119 с.

  2. Клуб весѐлых информатиков: занимательные уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Л.Н. Горбунова, Т.П. Лунина. – Волгоград: Учитель, 2009. –113 с.

  3. Методическая газета для учителей информатики «Информатика», Издательский дом «Первое сентября», № 6, № 8 2006 года, № 23 2007.

Литература для учащихся:

  1. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика : учебник для 5 класса 4-е изд., испр. и доп. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Информатика и ИКТ: 6 класс: Учебник. 2-е изд.,/ Под ред. Л.Л. БосоваМ.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.

  3. Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.- СПб.: БХВПетербург, 2010.- 352с.: ил.

  4. Макарова Н.В., Николайчук Г.С.,Титова Ю.Ф., Симонова И.В. Информатика 5-6 класс (начальный курс) Питер, 2009.

  5. Макарова Н.В., Волкова И.В., Николайчук ЕС. и др. / Под ред. Макаровой Н.В. Информатика Питер Пресс, 2009-2012.

Видео-, аудиоматериалы:

  1. Диск «Безопасность в Интернете», МТС.

Цифровые ресурсы:

  1. Электронный образовательный ресурс www.fcior.edu.ru

  2. Электронный образовательный ресурс www.school-collection.edu.ru

  3. Интернет - сайты: фестиваль методических идей, газета «Первое сентября».

  4. Электронный образовательный ресурс – сайт «Открытый класс».

  5. http://photoshop-help.ru/cgi-sys/suspendedpage.cgi

  6. http://www.lessonsphotoshop.ru/plus.html