ГБУ РБ Северный МЦ «Семья» отделение социальный приют для детей и подростков вТатышлинскомрайоне
Обсуждено на заседании «Утверждаю»
педагогического совета Заведующая отделением
Протокол № 1 от 29.08.2019г. __________/А.Х.Шакирьянова/ . «______»____________2019г.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Мир оригами»
2019-2020 учебный год
Возраст детей:7-15 лет
Срок реализации: 1 год
Педагог дополнительного образования
Кашипова Ильзида Загитовна
с.Шулганово-2019 г.
Содержание
Пояснительная записка:
- направленность;
- актуальность;
- педагогическая целесообразность;
- цели и их задачи;
- особенность программы;
- контингент обучаемых;
- срок реализации;
- планируемые и ожидаемые результаты;
-основные виды диагностики;
- формы подведения итогов реализации программы.
2. Тематическое планирование занятий.
3. Содержание программы.
4. Методическое обеспечение.
5.Условия реализации программы.
6. Информационные ресурсы для педагогов и для детей.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, Данная программа создана с учётом опыта работы по типовым программам начального трудового обучения в общеобразовательной школе (И.Г. Майорова). Также были изучены и применены в составлении программы дополнительные образовательные программы аналогичного характера: Б.М. Hеменского«Изобразительное искусство и художественный труд», Н.М. Конышева «Художественный труд», Т. Геронимус «Школа мастеров».
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своейактуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Актуальным является и тот факт, что выполнение различных творческих работ в процессе изучения влияет не только на общее интеллектуальное формирование ребенка, но и способствует развитию мелкой моторики рук.
Актуальность объединения «Мир оригами» состоит также в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать устным инструкциям воспитателя и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени.
Программа «Волшебный мир оригами » предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир в оригами, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
В течение предыдущего учебного года обучающиеся объединения успешно освоили весь материал. Наряду с практикой дети ознакомились и с историей возникновения и развития данного искусства. Особенно заинтересовало их изготовление модульного оригами, кусудамы и бумагокручение. Руками ребят созданы лебеди, « Звезда омега», кусудамы «Супершар», «Лилии», «Цветочная», «Подснежники», закладки для книг, цветочные композиции в технике квиллинга и т.д. Участвовали в конкурсах, выставках, дарили свои работы гостям приюта, близким людям. Увидеть результаты своего труда, радовать окружающих доставляет детям огромное удовольствие. В нынешнем учебном году, придерживаясь этих же целей и задач, намерены углубить изучение техники оригами, создать много творческих работ, и участвовать в различных конкурсах.
Педагогическая целесообразность. Обучение оригами и квиллингу занимает важное место в системе эстетического воспитания и способствует развитию творческого потенциала личности.Целью программы является создание и организация психолого-педагогических условий для развития индивидуальных творческих способностей детей и интереса к искусству в целом в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством.
Реализация целей программы осуществляется через основные задачи:
- познакомить детей с различными видами оригами, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;
- формировать устойчивый интерес к оригами и квиллингу;
-обучать специальным технологиям работы с различными материалами, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения;
-развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
- прививать навыки работы в группе, доброжелательное отношение друг к другу;
- воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени;помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Отличительными особенностями программы являются работа с различными видами бумаги,декоративными и художественными материалами.
Для реализации поставленных задач предусматриваются следующие виды занятий:
Теоретические– объяснение нового материала, знакомство с информацией познавательного характера, которое осуществляется через участие в игровых ситуациях.
Практические– изготовление декоративных изделий различными методами и приемами.
Практическая часть программы осуществляется в соответствии с дидактическими принципами системности и последовательности в обучении, учитывает возрастные особенности и уровень эстетического развития воспитанников.
Творческие– самостоятельная творческая работа детей по изготовлению подарочных и выставочных экземпляров.Для выполнения творческих заданий обучающиеся могут использовать различные художественные материалы: карандаши,фломастеры,различные виды бумаги, бусинки, стразы, разноцветные ленточки и др.Образовательный процесс включает в себя различные методы и формы обучения:
-беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;
-демонстрация наглядных пособий, позволяющая, конкретизировать учебный материал;
-организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;
-организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
-организация выставок детских работ;
-создание и развитие детского коллектива;
-работа с родителями.
Системность в учебном процессе осуществляется от простого к сложному, от известного к неизвестному.
Программа рассчитана на 1год обучения, для детей 7– 15 лет.
Занятия проводятся: 2 раза в неделю по 45минут. Программа предусматривает индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения, а также самостоятельное изучение материала с целью выполнения подготовительных работ в домашних условиях.
Структура занятия состоит из нескольких этапов:
- объявление цели и задач занятия;
- объяснение нового материала, включающего в себя игровой момент;
- физкультминутка для глаз, пальчиковая гимнастика;
- повторение последовательности выполнения работы;
- самостоятельная работа детей;
- физкультминутка для тела;
- продолжение работы;
- подведение итогов.
Планируемые результаты.
К концу обучения обучающиеся должнызнать:
- историю изобретения бумаги, ножниц;
- что такое оригами, историю возникновения оригами;
- различные приемы работы с бумагой, искусство складывания базовых форм оригами и бумагокручения (квиллинга);
- основные геометрические понятия и базовые формы оригами и квиллинга;
- название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона и других материалов;
- название, приемы складывания модулей;
- необходимые правила техники безопасности при работе с острыми инструментамив процессе всех этапов работы;
Уметь:
- подбирать бумагу нужного цвета;
- выполнять разметку листа бумаги;
- следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- создавать изделия оригами и квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- пользоваться чертежными инструментами, ножницами;
- собирать игрушки – «оригамушки»;
- изготавливать работы в технике квиллинг;
- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами и квиллинга;
- красиво, выразительно, эстетически грамотно оформить творческую работу;
- анализировать образец, анализировать свою работу, уметь четко работать с инструментами;
- готовить свое рабочее место и содержать его в порядке;
Ожидаемые результаты.
В результате обучения по данной программе дети:
– научатся различным приемам работы с бумагой, ознакомятся с искусством складывания базовых форм оригами и бумагокручения (квиллинга);
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами и квиллинга;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами и квиллинга;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Основные виды диагностики результата:
- входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и художественно-творческих способностей ребенка (беседа, тесты);
- текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;
- промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, кроссворды, тестовые задания, выставки;
- итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: итоговая выставка.
Результативность образовательного процесса отслеживается по определенным критериям в начале, середине и конце учебного года. По результатам мониторинга проводится анализ и корректировка работы с детьми.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: открытые занятия, выставки творческих работ, составление альбома лучших работ, презентации, творческий отчет по завершению темы, участие в районных, городских и областных выставках, конкурсах и фестивалях.
Программа рассчитана на 76 часов.
БЛОК 1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОРИГАМИ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы контроля |
Дата | Теория | Практика | итого |
I. | Введение | | 2 | 4 | 6 | Выставка работ; выполнение работы по заданию педагога; тестирование, ребусы кроссворды. |
1 2 3 4 | Правила ТБ на занятиях. Условные обозначения. Основные понятия и термины. История возникновения оригами.Декоративная салфетка. Закладки для книг Тв. Работа. «Башкирские узоры» | 03.09 10.09 17.24.09 01.10 08.10 | 1 1 | 2 1 1 | |
II. | Простейшие базовые формы оригами | | | 7 | 7 |
1 2 3 4 5 6 | Б.ф.«Книжка». Оригами «Колобок». Б.ф. «Дверь».Оригами «Зайка». Б.ф.«Блинчик» Оригами «Волк. Лиса». Б.ф.«3-угольник». Оригами «Медведь» Б.ф. «Конфетка». Оригами «Дед» Б.ф. «Воздушный змей». Оригами «Баба» Творческая работа: Сказка «Колобок» | 15.10 22.10 29.10 05.11 12.11 19.11 26.11 | | 1 1 1 1 1 1 1 | |
III. | Модульное оригами. Модульное оригами на основе базовой формы «Треугольник» | | | 11 | 11 |
1 2 3 4 | Базовая форма модульного оригами «Треугольник». Изготовление модулей. Сборка лебедя. Оригами «Новогодние игрушки» М. оригами «Ромашка». М. оригами «Василек» М. оригами «Лотос» Изготовление валентинок. | 03,10.12. 17.24.12 31.12,7.1 14,21.01 28.1,4.02 11.02 | | 2 2 2 2 2 1 | |
IV. | Сложные базовые формы оригами | | | 6 | 6 |
1 2 3 4 5 6 | Б.ф. «Лягушка».Оригами «Лягушка». (Тв.р. «Лягушки в болоте») Б.Ф.«Птица». Оригами «Птица». (Тв.р. «Птицы на дереве») Б.ф.«Рыба». Оригами «Рыбки». (Тв. р: «Рыбки в аквариуме) | 18.02 25.02 03.03. 10.03 17.03 24.03 | | 1 1 1 1 1 1 | |
V. | .Кусудама Составление кусудамы | | 1 | 7 | 8 | |
1 2 3 4 5 6 | Из истории кусудамы. Выполнение оригами «Звезда омега». Модуль трилистник. Оригами «Подснежники». Итоговое тестирование. Выставка работ объединения | 31.03 7,14.04 21.04 28.4,5.5 12.05 19,26.05 | 1 | 2 1 2 1 1 | | |
| Итого | | 3 | 35 | 38 | |
БЛОК 2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО КВИЛЛИНГУ
№ п/п | Наименование разделов и тем | | Количество часов | |
Теория | Практи ка | Дата | итого | |
1 | Простые формы квиллинга | 2 | 7 | | 9 | |
1 2 3 4 | Правила ТБ на занятиях.. Инструменты и материалы. Основные понятия и термины. История возникновения квиллинга. Изготовление рабочего материала .Выполнение простых форм квиллинга: «Завитки», «Спирали в виде стружки». Творческая работа «Башкирские орнаменты» «Башкирский флаг» Изготовление простых и несложных цветов. | 1 1 | 1 2 1 1 2 | 07.09 14.09 21.0928.09 05.09 12.10 19.10 19.10 26.10 | | Выставка работ; выполнение работы по зада нию педагога; тес тирование, ребусы кроссворды. Участие в кон курсах, выставках. |
2 | Сложные формы квиллинга | 1 | 28 | | 29 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 | Яблонька Панно«Рыбки в аквариуме» Изготовление открытки для мам. «Снежинки» «Ёлочка» Сувенир «Подсвечники» Панно «Гроздь винограда» Аппликации: «Мимоза». Композиция «Ветка боярышника» «Ромашка». «Кисть рябины». Открытка на 8 марта Бахромчатые цветы «Маргаритки» «Одуванчики» «Ландыши» «Васильки» Композиции из цветов Итоговое тестирование Итоговая выставка детских работ | 1 | 2 1 2 1 1 2 2 2 2 1 2 1 2 2 2 2 2 1 | 02.11 09.11 16.11 23.11 30.11 07.12 14.1221.12 28.12 11.01 11.01 18.01 25.01 01.02 08.02 15.02 22.02 29.0207.03 14.03 21.03 28.03 04.04 11.04 18.04 25.04 02.05 16.05 16.05 23.05 30.05 | |
| Итого | 3 | 35 | | 38 | |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Раздел I. Вводное занятие
Знакомство с коллективом и программой. Правила внутреннего распорядка. Рекомендуемая литература. Правила техники безопасности при работе с инструментами и приемы работы. Инструктаж по ТБ.История возникновения оригами и бумагокручения. Инструменты и материалы. Условные обозначения. Основные понятия и термины. Виды и свойства бумаги для оригами. Графический язык оригами: условные обозначения. Организация рабочего места. Виды бумаги.Выполнение флага РБ.
Практическая часть.Графическое обозначение основных приемов.
Раздел II. Простейшие базовые формы оригами.
Основные термины и условные обозначения: сгиб «долиной», сгиб «горой», комбинация сгибов «долиной» и «горой», вогнуть внутрь, выгибание наружу.Базовые формы для сгибания бумаги: книжка, треугольник, дверь, воздушный змей, блинчик, флаг РБ, квадрат, дом, водяная бомбочка. Выполнение одной фигуры из нескольких квадратов или прямоугольников разных размеров; сборка (склеивание) частей тела (головка, туловище, лапки,следочки, рубашка, штаны, кофта, юбка). Оформление фигурок деталями мордочки ( дорисовка глаз, рта, носа, волос, бороды), дополнение фигурки лапками, поясом и т.д.
Практическая часть. Используя технологические карты, выполнение оригами «Дед», «Баба», «Зайка», «Волк», «Медведь»,«Лиса», «Колобок».
Творческая работа.Оформление и создание сюжетно-тематической композиции к сказке «Колобок», используя готовые фигуры героев сказки.
Раздел III.Сложные базовые формы оригами
Основные термины и условные обозначения,правила по ТБ при работе с ножницами. Выполнение более сложных базовых форм оригами «лягушка», «Птица», «Рыбка», используя такие приемы, как многократное складывание, надрезание, склеивание и т.д.
Практическая часть. Изготовление оригами различных видов, используя схемы, технологические карты: «Лягушка», «Рыбка», «Птица», оформление поделок(дорисовать глазки, рот, чешую, жабры, плавники и т.д...)
Раздел 1V. Модульное оригами.
Модульное оригами на основе базовой формы «Треугольник».
Базовая форма модульного оригами «Треугольник». Изготовление модулей. Рассмотрение вариантов использования различных видов бумаг (фантиков, оберточных бумаг и т.д.) для складывания «треугольников». Складывание из модулей «Лебедя».
Практическая часть.Изготовление базовой формы «Треугольник» для модули «Лебедя» и ее сборка.
Творческая работа. Создание сюжетно-тематической композиции «Лебединое озеро».
Раздел VI.Квиллинг. Основные формы и приемы. Конструирование.
Приемы лепки: скатывание, раскатывание, заострение, сплющивание, разрезание и т.п. Инструменты: стека, шаблоны, трафареты. Приемы раскрашивания фигур. Выполнение простых форм квиллинга. «Снежинки», «Завитки», «Спирали в виде стружки».Изготовление простых и несложных цветов. Бахромчатые цветы. Изготовление открытки для мам. Композиция из цветов. «Гроздь винограда». Сувенир «Подсвечники».Аппликации: «Мимоза», «Пальма»,«Ромашка», «Тюльпан», «Подсолнух», «Рябинушка», «Яблонька», «Одуванчики»
Беседа: «Башкирский орнамент». Композиция «Башкирские орнаменты».
Практическая часть.Используя различные формы(замкнутые и открытые) и приемыквиллинга (спираль, завиток, капля, глаз, лист,капля, рожки, квадрат, птичья лапка и т.д.)изготовление деталей для конструирования цветов, панно, сувениров и аппликаций.
Творческая работа.Выставка детских работ .
Раздел VII. .Кусудама. Составление кусудамы.
Из истории кусудамы. Принципы составления итехнология выполнения кусудам, состоящих из нескольких десятков модулей. Разновидность модулей. Модуль «Трилистник». Сборка кусудамы «Подснежники»..Выполнение оригами «Звезда омега». Изготовление валентинок в технике оригами.
Практическая часть.Используя схемы и технологические карты, изготовление модулей для кусудам «Трилистник» и их сборка. Выполнение оригами «Звезда омега», «Валентинка». Цветовое решение работ. Используя различные аксессуары (ленточки, кисточки, бусинки, стразы и т.д.), оформление и украшение кусудам.
Творческая работа.Выставка работ объединения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основой организации образовательного процесса являются личностно-ориентированная, проектная и информационно-коммуникационные педагогические технологии.
Применение личностно-ориентированной технологии позволяет ставить ребенка перед выбором: объектов изображения, материалов, вариантов композиции, перспективы, цветового решения, сложности задания и т.д.
Обучение - это не только сообщение новой информации, но и обучение умению самостоятельно добывать знания, самоконтролю, приемам исследовательской деятельности.
Поисковая деятельность и работа над проектом – от эскиза до готового изделия позволят научить детей приемам самостоятельной работы.
Информационно-коммуникационные технологиибудут способствовать увеличению зрительного ряда, сопровождающего знакомство с искусством народов мира, богатством красок, своеобразием культурного наследия.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении более сложных форм оригами дети стараютсявыражать свои чувства и эмоции с помощью цветовых сочетаний.
На занятиях будут использоваться дидактические материалы, работы педагога и детей.
Занятие содержит организационную, теоретическую и практическую части. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера об историиоригами,окультуре народов других стран, после чего дети приступают к практическому выполнению работы.
В течение всего занятия педагог проводит промежуточный контроль выполняемой практической работы. Во время занятий обязательно устраиваются перерывы для отдыха. По окончании занятия педагог подводит итог выполненной работы.
Условия реализации программы:
Для успешной работы по программе необходимо:
- хорошо освещенный кабинет, соответствующий санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин 2.4.4.1251-03;
- оборудование – столы, стулья, шкафы, компьютер, проектор, доска ученическая;
- инструменты: карандаш, линейка,клей, ножницы, клей-пистолет;
- материалы: бумага различного формата, цвета и плотности,бумажные полоски для квиллинга, различные цветные бумаги, гофрированные бумаги, бусины, тесемки, стразы, ленточки,нити, и т.д.
- методические и наглядные пособия по курсу.
(учебные пособия; DVD; CD; видео и аудио материалы; репродукции; альбомы и т.д.)
Информационные ресурсы для педагогов:
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Оригами» -Изд.«Аким»,2011 г.
2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Весёлые уроки оригами в школе и дома». СПб.; Изд. дом «Литература», 2011 г. Дополнительная литература
3. Букина С. Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. – «Феникс», Ростов-на-Дону, 2011.
4. Букина С. Букин М. Квиллинг.Шаг вперед. – «Феникс», Ростов-на-Дону,2011.
5. Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент.–И.: «КОНТЭКТ», 2010. – 48 с.
6. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2011. – 64 с.
7. СержантоваТ.Б.«Оригами. Лучшие модели».–М.:Айрис-пресс, 2010г.
8. Соколова С. «Азбука оригами»,- М.:Эксимо; СПб: Домино, 2011г.
9. Афонькин С.Ю. Кусудамы – волшебные шары. М.: Аким , 2011 г.
Интернет сайты:
http://origami.ru/
http://www.origami-do.ru/
http://student.km.ru/
http://www.bestreferat.ru/
Информационные ресурсы для детей:
1. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома,-М.:Рольф Аким, 2009.
2. Васильева Л.,-Гангнус. Уроки занимательного труда. -М.: Педагогика, 2010.
3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2012.
4. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. - М.: ЗАО «ИД КОН - Лига Пресс», 2012.
5. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. -М.: ЗАО «Эдипресс-конлига», 2014.
6. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. - СПб.: Кристалл, 2011.
Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, - Ярославль Академия развития, 2011.
12