СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа "Мир оригами"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа "Мир оригами". Разработана для детей с 5 до 15 лет. Срок реализации 1 год. Для педагогов дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа "Мир оригами"»

ГБУ РБ Северный МЦ «Семья» отделение социальный приют для детей и подростков вТатышлинскомрайоне


Обсуждено на заседании «Утверждаю»

педагогического совета Заведующая отделением

Протокол № 1 от 29.08.2019г. __________/А.Х.Шакирьянова/ . «______»____________2019г.




Дополнительная общеразвивающая программа

«Мир оригами»

2019-2020 учебный год

Возраст детей:7-15 лет

Срок реализации: 1 год








Педагог дополнительного образования

Кашипова Ильзида Загитовна














с.Шулганово-2019 г.


Содержание

Пояснительная записка:

- направленность;

- актуальность;

- педагогическая целесообразность;

- цели и их задачи;

- особенность программы;

- контингент обучаемых;

- срок реализации;

- планируемые и ожидаемые результаты;

-основные виды диагностики;

- формы подведения итогов реализации программы.

2. Тематическое планирование занятий.

3. Содержание программы.

4. Методическое обеспечение.

5.Условия реализации программы.

6. Информационные ресурсы для педагогов и для детей.
























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, Данная программа создана с учётом опыта работы по типовым программам начального трудового обучения в общеобразовательной школе (И.Г. Майорова). Также были изучены и применены в составлении программы дополнительные образовательные программы аналогичного характера: Б.М. Hеменского«Изобразительное искусство и художественный труд», Н.М. Конышева «Художественный труд», Т. Геронимус «Школа мастеров».

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своейактуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Актуальным является и тот факт, что выполнение различных творческих работ в процессе изучения влияет не только на общее интеллектуальное формирование ребенка, но и способствует развитию мелкой моторики рук.

Актуальность объединения «Мир оригами» состоит также в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать устным инструкциям воспитателя и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени.

Программа «Волшебный мир оригами » предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир в оригами, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

В течение предыдущего учебного года обучающиеся объединения успешно освоили весь материал. Наряду с практикой дети ознакомились и с историей возникновения и развития данного искусства. Особенно заинтересовало их изготовление модульного оригами, кусудамы и бумагокручение. Руками ребят созданы лебеди, « Звезда омега», кусудамы «Супершар», «Лилии», «Цветочная», «Подснежники», закладки для книг, цветочные композиции в технике квиллинга и т.д. Участвовали в конкурсах, выставках, дарили свои работы гостям приюта, близким людям. Увидеть результаты своего труда, радовать окружающих доставляет детям огромное удовольствие. В нынешнем учебном году, придерживаясь этих же целей и задач, намерены углубить изучение техники оригами, создать много творческих работ, и участвовать в различных конкурсах.

Педагогическая целесообразность. Обучение оригами и квиллингу занимает важное место в системе эстетического воспитания и способствует развитию творческого потенциала личности.Целью программы является создание и организация психолого-педагогических условий для развития индивидуальных творческих способностей детей и интереса к искусству в целом в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством.

Реализация целей программы осуществляется через основные задачи:

- познакомить детей с различными видами оригами, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;

- формировать устойчивый интерес к оригами и квиллингу;

-обучать специальным технологиям работы с различными материалами, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения;

-развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;

- прививать навыки работы в группе, доброжелательное отношение друг к другу;

- воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени;помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Отличительными особенностями программы являются работа с различными видами бумаги,декоративными и художественными материалами.

Для реализации поставленных задач предусматриваются следующие виды занятий:

Теоретические– объяснение нового материала, знакомство с информацией познавательного характера, которое осуществляется через участие в игровых ситуациях.

Практические– изготовление декоративных изделий различными методами и приемами.

Практическая часть программы осуществляется в соответствии с дидактическими принципами системности и последовательности в обучении, учитывает возрастные особенности и уровень эстетического развития воспитанников.

Творческие– самостоятельная творческая работа детей по изготовлению подарочных и выставочных экземпляров.Для выполнения творческих заданий обучающиеся могут использовать различные художественные материалы: карандаши,фломастеры,различные виды бумаги, бусинки, стразы, разноцветные ленточки и др.Образовательный процесс включает в себя различные методы и формы обучения:

-беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;

-демонстрация наглядных пособий, позволяющая, конкретизировать учебный материал;

-организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;

-организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

-организация выставок детских работ;

-создание и развитие детского коллектива;

-работа с родителями.

Системность в учебном процессе осуществляется от простого к сложному, от известного к неизвестному.

Программа рассчитана на 1год обучения, для детей 7– 15 лет.

Занятия проводятся: 2 раза в неделю по 45минут. Программа предусматривает индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения, а также самостоятельное изучение материала с целью выполнения подготовительных работ в домашних условиях.

Структура занятия состоит из нескольких этапов:

- объявление цели и задач занятия;

- объяснение нового материала, включающего в себя игровой момент;

- физкультминутка для глаз, пальчиковая гимнастика;

- повторение последовательности выполнения работы;

- самостоятельная работа детей;

- физкультминутка для тела;

- продолжение работы;

- подведение итогов.

Планируемые результаты.

К концу обучения обучающиеся должнызнать:

- историю изобретения бумаги, ножниц;

- что такое оригами, историю возникновения оригами;

- различные приемы работы с бумагой, искусство складывания базовых форм оригами и бумагокручения (квиллинга);

- основные геометрические понятия и базовые формы оригами и квиллинга;

- название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона и других материалов;

- название, приемы складывания модулей;

- необходимые правила техники безопасности при работе с острыми инструментамив процессе всех этапов работы;

Уметь:

- подбирать бумагу нужного цвета;

- выполнять разметку листа бумаги;

- следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

- создавать изделия оригами и квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

- пользоваться чертежными инструментами, ножницами;

- собирать игрушки – «оригамушки»;

- изготавливать работы в технике квиллинг;

- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами и квиллинга;
- красиво, выразительно, эстетически грамотно оформить творческую работу;

- анализировать образец, анализировать свою работу, уметь четко работать с инструментами;

- готовить свое рабочее место и содержать его в порядке;

Ожидаемые результаты.

В результате обучения по данной программе дети:
– научатся различным приемам работы с бумагой, ознакомятся с искусством складывания базовых форм оригами и бумагокручения (квиллинга);
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами и квиллинга;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами и квиллинга;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Основные виды диагностики результата:

- входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и художественно-творческих способностей ребенка (беседа, тесты);

- текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;

- промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, кроссворды, тестовые задания, выставки;

- итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: итоговая выставка.

Результативность образовательного процесса отслеживается по определенным критериям в начале, середине и конце учебного года. По результатам мониторинга проводится анализ и корректировка работы с детьми.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: открытые занятия, выставки творческих работ, составление альбома лучших работ, презентации, творческий отчет по завершению темы, участие в районных, городских и областных выставках, конкурсах и фестивалях.

Программа рассчитана на 76 часов.


БЛОК 1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОРИГАМИ


№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов


Формы контроля


Дата

Теория

Практика

итого

I.

Введение


2

4

6







Выставка работ; выполнение работы по заданию педагога; тестирование, ребусы кроссворды.

1



2

3

4

Правила ТБ на занятиях. Условные обозначения. Основные понятия и термины.

История возникновения оригами.Декоративная салфетка.

Закладки для книг

Тв. Работа. «Башкирские узоры»



03.09

10.09

17.24.09

01.10

08.10


1

1







2

1

1


II.

Простейшие базовые формы оригами



7

7


1

2

3

4


5


6


Б.ф.«Книжка». Оригами «Колобок».

Б.ф. «Дверь».Оригами «Зайка».

Б.ф.«Блинчик» Оригами «Волк. Лиса».

Б.ф.«3-угольник». Оригами «Медведь»

Б.ф. «Конфетка». Оригами «Дед»

Б.ф. «Воздушный змей». Оригами «Баба»

Творческая работа: Сказка «Колобок»


15.10

22.10

29.10

05.11

12.11

19.11


26.11











1

1

1

1

1

1


1


III.

Модульное оригами.

Модульное оригами на основе базовой формы «Треугольник»



11

11

1

2

3

4


Базовая форма модульного оригами «Треугольник». Изготовление модулей.

Сборка лебедя.

Оригами «Новогодние игрушки»

М. оригами «Ромашка».

М. оригами «Василек»

М. оригами «Лотос»

Изготовление валентинок.



03,10.12.

17.24.12

31.12,7.1

14,21.01

28.1,4.02

11.02



2

2

2

2

2

1


IV.

Сложные базовые формы оригами



6

6

1

2

3

4

5

6

Б.ф. «Лягушка».Оригами «Лягушка». (Тв.р. «Лягушки в болоте»)

Б.Ф.«Птица». Оригами «Птица». (Тв.р. «Птицы на дереве»)

Б.ф.«Рыба». Оригами «Рыбки».

(Тв. р: «Рыбки в аквариуме)

18.02

25.02

03.03.

10.03

17.03

24.03






1

1

1

1

1

1



V.

.Кусудама

Составление кусудамы


1

7

8


1

2

3

4

5

6

Из истории кусудамы.

Выполнение оригами «Звезда омега».

Модуль трилистник.

Оригами «Подснежники».

Итоговое тестирование.

Выставка работ объединения

31.03

7,14.04

21.04

28.4,5.5

12.05

19,26.05

1







2

1

2

1

1









Итого


3

35

38



БЛОК 2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО КВИЛЛИНГУ


№ п/п

Наименование разделов и тем


Количество часов


Теория

Практи

ка

Дата

итого


1

Простые формы квиллинга

2

7


9


1



2



3


4

Правила ТБ на занятиях.. Инструменты и материалы. Основные понятия и термины. История возникновения квиллинга. Изготовление рабочего материала

.Выполнение простых форм квиллинга: «Завитки», «Спирали в виде стружки».

Творческая работа

«Башкирские орнаменты»

«Башкирский флаг»

Изготовление простых и несложных цветов.

1






1




1

2



1

1

2

07.09



14.09

21.0928.09

05.09

12.10

19.10

19.10

26.10






Выставка работ; выполнение работы по зада

нию педагога; тес

тирование, ребусы кроссворды. Участие в кон

курсах, выставках.

2

Сложные формы квиллинга


1


28



29

1

2

3


4

5 6


7


8


9

10

11

12

13

14

15

16

17


18

19

Яблонька


Панно«Рыбки в аквариуме»

Изготовление открытки для мам.


«Снежинки»

«Ёлочка»

Сувенир «Подсвечники»


Панно «Гроздь винограда»


Аппликации: «Мимоза».


Композиция «Ветка боярышника»


«Ромашка».

«Кисть рябины».


Открытка на 8 марта

Бахромчатые цветы


«Маргаритки»


«Одуванчики»


«Ландыши»


«Васильки»

Композиции из цветов

Итоговое тестирование

Итоговая выставка детских работ






























1

2


1

2


1

1

2


2


2


2


1

2


1

2


2


2


2


2



1

02.11

09.11

16.11

23.11

30.11

07.12

14.1221.12

28.12

11.01

11.01

18.01

25.01

01.02

08.02

15.02

22.02

29.0207.03

14.03

21.03

28.03

04.04

11.04

18.04

25.04

02.05

16.05

16.05

23.05

30.05


Итого

3

35


38


СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Раздел I. Вводное занятие

Знакомство с коллективом и программой. Правила внутреннего распорядка. Рекомендуемая литература. Правила техники безопасности при работе с инструментами и приемы работы. Инструктаж по ТБ.История возникновения оригами и бумагокручения. Инструменты и материалы. Условные обозначения. Основные понятия и термины. Виды и свойства бумаги для оригами. Графический язык оригами: условные обозначения. Организация рабочего места. Виды бумаги.Выполнение флага РБ.

Практическая часть.Графическое обозначение основных приемов.

Раздел II. Простейшие базовые формы оригами.

Основные термины и условные обозначения: сгиб «долиной», сгиб «горой», комбинация сгибов «долиной» и «горой», вогнуть внутрь, выгибание наружу.Базовые формы для сгибания бумаги: книжка, треугольник, дверь, воздушный змей, блинчик, флаг РБ, квадрат, дом, водяная бомбочка. Выполнение одной фигуры из нескольких квадратов или прямоугольников разных размеров; сборка (склеивание) частей тела (головка, туловище, лапки,следочки, рубашка, штаны, кофта, юбка). Оформление фигурок деталями мордочки ( дорисовка глаз, рта, носа, волос, бороды), дополнение фигурки лапками, поясом и т.д.

Практическая часть. Используя технологические карты, выполнение оригами «Дед», «Баба», «Зайка», «Волк», «Медведь»,«Лиса», «Колобок».

Творческая работа.Оформление и создание сюжетно-тематической композиции к сказке «Колобок», используя готовые фигуры героев сказки.

Раздел III.Сложные базовые формы оригами

Основные термины и условные обозначения,правила по ТБ при работе с ножницами. Выполнение более сложных базовых форм оригами «лягушка», «Птица», «Рыбка», используя такие приемы, как многократное складывание, надрезание, склеивание и т.д.

Практическая часть. Изготовление оригами различных видов, используя схемы, технологические карты: «Лягушка», «Рыбка», «Птица», оформление поделок(дорисовать глазки, рот, чешую, жабры, плавники и т.д...)

Раздел 1V. Модульное оригами.

Модульное оригами на основе базовой формы «Треугольник».

Базовая форма модульного оригами «Треугольник». Изготовление модулей. Рассмотрение вариантов использования различных видов бумаг (фантиков, оберточных бумаг и т.д.) для складывания «треугольников». Складывание из модулей «Лебедя».

Практическая часть.Изготовление базовой формы «Треугольник» для модули «Лебедя» и ее сборка.

Творческая работа. Создание сюжетно-тематической композиции «Лебединое озеро».

Раздел VI.Квиллинг. Основные формы и приемы. Конструирование.

Приемы лепки: скатывание, раскатывание, заострение, сплющивание, разрезание и т.п. Инструменты: стека, шаблоны, трафареты. Приемы раскрашивания фигур. Выполнение простых форм квиллинга. «Снежинки», «Завитки», «Спирали в виде стружки».Изготовление простых и несложных цветов. Бахромчатые цветы. Изготовление открытки для мам. Композиция из цветов. «Гроздь винограда». Сувенир «Подсвечники».Аппликации: «Мимоза», «Пальма»,«Ромашка», «Тюльпан», «Подсолнух», «Рябинушка», «Яблонька», «Одуванчики»

Беседа: «Башкирский орнамент». Композиция «Башкирские орнаменты».

Практическая часть.Используя различные формы(замкнутые и открытые) и приемыквиллинга (спираль, завиток, капля, глаз, лист,капля, рожки, квадрат, птичья лапка и т.д.)изготовление деталей для конструирования цветов, панно, сувениров и аппликаций.

Творческая работа.Выставка детских работ .

Раздел VII. .Кусудама. Составление кусудамы.

Из истории кусудамы. Принципы составления итехнология выполнения кусудам, состоящих из нескольких десятков модулей. Разновидность модулей. Модуль «Трилистник». Сборка кусудамы «Подснежники»..Выполнение оригами «Звезда омега». Изготовление валентинок в технике оригами.

Практическая часть.Используя схемы и технологические карты, изготовление модулей для кусудам «Трилистник» и их сборка. Выполнение оригами «Звезда омега», «Валентинка». Цветовое решение работ. Используя различные аксессуары (ленточки, кисточки, бусинки, стразы и т.д.), оформление и украшение кусудам.

Творческая работа.Выставка работ объединения.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основой организации образовательного процесса являются личностно-ориентированная, проектная и информационно-коммуникационные педагогические технологии.

Применение личностно-ориентированной технологии позволяет ставить ребенка перед выбором: объектов изображения, материалов, вариантов композиции, перспективы, цветового решения, сложности задания и т.д.

Обучение - это не только сообщение новой информации, но и обучение умению самостоятельно добывать знания, самоконтролю, приемам исследовательской деятельности.

Поисковая деятельность и работа над проектом – от эскиза до готового изделия позволят научить детей приемам самостоятельной работы.

Информационно-коммуникационные технологиибудут способствовать увеличению зрительного ряда, сопровождающего знакомство с искусством народов мира, богатством красок, своеобразием культурного наследия.

В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении более сложных форм оригами дети стараютсявыражать свои чувства и эмоции с помощью цветовых сочетаний.

На занятиях будут использоваться дидактические материалы, работы педагога и детей.

Занятие содержит организационную, теоретическую и практическую части. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера об историиоригами,окультуре народов других стран, после чего дети приступают к практическому выполнению работы.

В течение всего занятия педагог проводит промежуточный контроль выполняемой практической работы. Во время занятий обязательно устраиваются перерывы для отдыха. По окончании занятия педагог подводит итог выполненной работы.


Условия реализации программы:

Для успешной работы по программе необходимо:

- хорошо освещенный кабинет, соответствующий санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин 2.4.4.1251-03;

- оборудование – столы, стулья, шкафы, компьютер, проектор, доска ученическая;

- инструменты: карандаш, линейка,клей, ножницы, клей-пистолет;

- материалы: бумага различного формата, цвета и плотности,бумажные полоски для квиллинга, различные цветные бумаги, гофрированные бумаги, бусины, тесемки, стразы, ленточки,нити, и т.д.

- методические и наглядные пособия по курсу.

(учебные пособия; DVD; CD; видео и аудио материалы; репродукции; альбомы и т.д.)

Информационные ресурсы для педагогов:

1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Оригами» -Изд.«Аким»,2011 г.

2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Весёлые уроки оригами в школе и дома». СПб.; Изд. дом «Литература», 2011 г. Дополнительная литература

3. Букина С. Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. – «Феникс», Ростов-на-Дону, 2011.

4. Букина С. Букин М. Квиллинг.Шаг вперед. – «Феникс», Ростов-на-Дону,2011.

5. Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент.–И.: «КОНТЭКТ», 2010. – 48 с.

6. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2011. – 64 с.

7. СержантоваТ.Б.«Оригами. Лучшие модели».–М.:Айрис-пресс, 2010г.

8. Соколова С. «Азбука оригами»,- М.:Эксимо; СПб: Домино, 2011г.

9. Афонькин С.Ю. Кусудамы – волшебные шары. М.: Аким , 2011 г.

Интернет сайты:

http://origami.ru/

http://www.origami-do.ru/

http://student.km.ru/

http://www.bestreferat.ru/

Информационные ресурсы для детей:

1. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома,-М.:Рольф Аким, 2009.

2. Васильева Л.,-Гангнус. Уроки занимательного труда. -М.: Педагогика, 2010.

3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2012.

4. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. - М.: ЗАО «ИД КОН - Лига Пресс», 2012.

5. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. -М.: ЗАО «Эдипресс-конлига», 2014.

6. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. - СПб.: Кристалл, 2011.

Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, - Ярославль Академия развития, 2011.



12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!