Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 пгт.Сибирцево
Согласовано Заместитель директора по ВР МБОУСОШ №5 ______________/_____________/ «___» ______________ 20___ | | Утверждено Директор МБОУСОШ № 5 ______________/_____________/ «___» ______________ 20___ |
Дополнительная общеразвивающая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа физкультурно-спортивной направленности
«Гимнастика»
Возраст обучающихся: 9 – 10; 11-15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Любимова Лариса Геннадьевна
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Гимнастика — один из основных видов спорта, которым можно заниматься с младенчества и который входит в обязательную программу подготовки любого спортсмена. Благодаря занятиям гимнастикой можно улучшить показатели физического развития, физические качества, исправить недостатки телосложения, осанки. Гимнастика (художественная и ритмическая) добавляет новые возможности в развитии детей. Она развивает не только физические качества, но и память, внимание, быстроту реакции, а также эстетическое восприятие детей — понимание красоты и гармонии — благодаря выполнению упражнений под музыку.
Акробатика – это тренирующие упражнения, направленные на конкретные мышечные группы. Они оказывают трофическое влияние, усиливают регулирующую роль коры головного мозга, способствуют тренировке двигательного и лежащих рядом с ним речевых центров.
Отличительной чертой является многообразие средств и методов их применения, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма.
Движения доставляют детям радость и могут служить хорошим средством повышения умственной работоспособности. Индивидуальный подход к каждому ребенку позволяет вызывать у детей личную заинтересованность в самостоятельном совершенствовании своих результатов.
Тема здоровья и физического развития детей была, есть и будет актуальной во все времена. В системе физического воспитания гимнастике принадлежит ведущая роль в деле укрепления здоровья.
Цель программы:
создать прочную основу для воспитания здорового человека, сильной, гармонично развитой личности; расширения двигательных возможностей; компенсации дефицита двигательной активности детей.
Задачи занятий акробатикой:
Возрастная категория 9-11 лет
Освоение элементов гимнастического стиля (осанка, выполнение упражнений с прямыми ногами, оттянутыми носками, действия свободными руками и др.);
Освоение базовых навыков выполнения гимнастических упражнений без предметов и с предметами и элементов хореографии.
Овладение техникой опорного прыжка;
Овладение техникой базовых упражнений акробатики.
Повышение уровня развития основных физических качеств;
Развитие гибкости и подвижности в суставах;
Развитие выносливости и силы с использованием подвижных игр;
Содействие всестороннему физическому развитию.
Воспитание устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям акробатикой. Привитие элементарных гигиенических навыков;
Музыкально-ритмическое воспитание для развития навыков и качеств, определяющих культуру движения.
Укрепление здоровья учащихся;
В процессе обучения дети младшего возраста легко и естественно осваивают упражнения для развития равновесия, гибкости; учатся правильно выполнять ходьбу, бег, прыжки, танцевальные движения; получают навыки самостоятельной работы. У детей вырабатываются такие важные качества, как внимательность, настойчивость, инициативность и др.
Возрастная категория 11-15 лет
Совершенствование техники базовых элементов гимнастики без предметов и с предметами и элементов хореографии.
Освоение сложных элементов и соединений
Развитие специальных физических качеств;
Повышение общей физической подготовки;
Развитие скоростно-силовых качеств с помощью специальных упражнений;
Развитие подвижности в суставах, ротации позвоночника и координационных способностей; Воспитание специальной выносливости;
Воспитание волевых качеств (целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, терпеливое отношение к неудачам);
Воспитание уважительного отношения к тренеру и товарищам. Укрепления здоровья учащихся.
Воспитание музыкальности, танцевальности, выразительности и творческой активности;
Участие в показательных выступлениях, контрольных уроках.
Программа направлена на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности.
Содержание программы
1. Вводное занятие.
Знакомство с мастерами художественной (ритмической) гимнастики. Показательные выступления гимнастов (видео-просмотр). История гимнастики.
2. Теоретическая подготовка.
Режим дня, режим питания и личной гигиены гимнастов, медицинский контроль. Уход за инвентарем. Требования техники безопасности на занятиях.
Основы художественной и ритмической гимнастики. Правила проведения соревнований. Формирование групп трудностей в индивидуальной программе. Обсуждение интересных событий в мире гимнастики.
3. Общая и специальная физическая подготовка.
3.1. Гимнастические упражнения и комплексы.
Возрастная категория 9,10лет:
— партерная разминка: упражнения для растяжки задней поверхности бедра и выворотности стоп («Арлекино», «Циркуль»); упражнение для растяжки в боковой шпагат («Сороконожка»); упражнение для растяжки в боковой шпагат и мышц брюшного пресса («Каракатица»); боковой шпагат, наклоны в стороны («Коромысло»);
— разминка у опоры: растяжка с помощью руки вперед, назад («Росточек»); наклон назад из положения стоя («Арочка»); наклон назад из положения стоя в опоре на стопу одной ноги, другая вперед на носок («Вопросик»); прыжки в VI позиции: ноги вместе (с прямыми и согнутыми коленями), «Разножка» на 45° и 90° (вперед и в сторону), «Пружинка». Упражнения для развития равновесия: обучение равновесию без опоры на полной стопе и на высоких полупальцах; равновесие «Арабеск» («Ласточка»). Упражнения для развития прыгучести: «Кабриоль» (вперед, назад); «Ножницы» (вперед, назад); прыжки вперед с согнутыми во время полуповорота ногами: прыжок в группировке с полуповоротом всего тела толчком двумя ногами; прыжок в позиции «Арабеск»; прыжок «подбивной» толчком двумя ногами и с разбега; прыжок «шагом» толчком двумя ногами. Упражнения для развития гибкости: наклон туловища назад в опоре на коленях («Колечко»); наклон туловища назад в опоре на животе («Запятая»); стойка на предплечьях (ноги в различных позициях — «Свечка»). Повороты: обучение поворотам в различных позициях (начинать с вращений всего тела в простейшей позиции).Выполнение опорного прыжка «ноги врозь»; ходьба, повороты, равновесие на гимнастическом бревне.
Возрастная категория 11-15 лет:
Совершенствование выполнения акробатических упражнений для развития координации, гибкости, прыгучести, равновесия; выполнение комбинаций упражнений. Выполнение упражнений с чередованием напряжения и расслабления мышц. Упражнения партерной разминки и разминки у опоры.
Эти упражнения направлены на совершенствование мастерства юных гимнасток. Добавляются парные упражнения в различных комбинациях: лицом друг к другу, боком друг к другу, лицом к опоре, спиной к опоре. Освоение новых упражнений по видам разминки:
3.2. Гимнастические упражнения.
Возраст 11-15 лет:
Совершенствование выполнения акробатических упражнений: шпагат; «Мост»; кувырки вперед, назад, в сторону; перевороты вперед, назад; перевороты боком на одну руку; темповые перевороты вперед (назад) и на одну ногу. Серии и комбинации переворотов.
Возраст 9,10 лет:
Закрепление выполнения акробатических упражнений на основе изученных подготовительных элементов:
— кувырки вперед, в сторону, назад — «Колобок»;
— стойка на лопатках «Березка»;
— стойка на лопатках с последующим переворотом на одно колено;
— «Мост» и выход из «Моста»;
— переворот боком «Колесо». Разучивание новых упражнений: «Мост» и вставание из этого положения (дети с хорошей координацией могут осваивать «Мост» в опоре на одной ноге), «Мост» на предплечьях, «Мост» на предплечьях с последующим переворотом назад в стойку на коленях; стойка на руках (с опорой у стены); переворот боком (дети с хорошей координацией могут осваивать переворот боком на одной руке).
3.3. Хореографическая подготовка, сценические постановки.
Возраст 9,10 лет:
Танцевальные шаги: с подскоками вперед и с поворотом; шаги галопа; «Полька»; танцевальное движение «Ковырялочка». Изучение новых танцевальных элементов и шагов: русские танцы «Припадания», «Пяточки». В процессе обучения дети должны научиться комбинировать различные танцевальные элементы и шаги, импровизируя под музыкальный фрагмент.
Возраст 11-15 лет:
Комбинации танцевальных упражнений с элементами гимнастики (акробатики). Воспитание музыкальности и выразительности движений. Ходьба в различном темпе в сопровождении музыки. Выполнение более сложных ритмов. Характер музыки, темп, форма музыкальных произведений, динамика. Учет и определение индивидуальных способностей гимнасток при подборе музыкальных произведений. Акробатические постановки.
3.4. Работа с предметами.
Возраст 9,10 лет:
Выполнение вращений со скакалкой, обручем, в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях; подскоков с полным проходом во вращающуюся вперед скакалку («Воробей» вперед) и серию высоких прыжков через скакалку («Астронавт»). Повторение техники передачи и удержания обруча, мяча. Выполнение многократного вращения обруча на талии, руке, шее; серии отбивов мяча от пола. Изучение техники переброски мяча с ладоней на тыльную сторону ладоней («Горячий колобок»); перекатов мяча по полу («Колобок» по полу); переката мяча по двум рукам на грудь («Колобок» по руке); переката мяча с ладони на грудь; работы с лентой — полный проход ленты в большие круги в лицевой плоскости, «Метелочка», «Спираль», «Змейка». В процессе занятий с предметами контролируем правильную осанку детей (вертикальное положение тела, развернутые и опущенные плечи, прямые локти и вытянутые стопы). Воспитание музыкальности и выразительности движений. Ходьба в различном темпе в сопровождении музыки.
Возраст 11-15 лет:
Совершенствование упражнений с предметами: мячом, лентой.
Выполнение комбинаций гимнастических упражнений с предметами.
4. Упражнения классификационной программы.
Возраст 9,10 лет:
Комбинации упражнений с предметом из разнообразных элементов всех пройденных видов упражнений. Комбинации элементов и связок с предметом. Комбинации упражнений с элементами акробатики. Комбинации простых танцевальных форм движений с несложным композиционным построением.
Возраст 11-15 лет:
Коллективное составление различных комбинаций и упражнений для показательных выступлений с предметами и без предметов. Упражнения с элементами акробатики и танца.
5. Подведение итогов, показательные выступления и тестирование.
В конце учебного года подводятся итоги, проводятся показательные выступления, на которых учащиеся демонстрируют разученные упражнения и их комбинации, участвуют в соревнованиях.
Тестирование учащихся проводится два раза в течение учебного года:
базовое тестирование — октябрь;
контрольное тестирование — май.
Изучение теоретического материала проводятся в процессе практических занятий в форме бесед.
Физическая подготовка юных гимнасток является основой их будущих спортивных достижений. С целью ее обеспечения учебный материал содержит упражнения для общей и специальной физической подготовки.
Учебно-тематический план занятий (9,10 лет)
№ п/п | Наименование темы (раздела) | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие | | 1 | | |
2 | Теоретическая подготовка | | Во время занятий | | |
3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 | Общая и специальная физическая подготовка Гимнастические упражнения и комплексы Акробатические упражнения Хореографическая подготовка Работа с предметами | | | 11 20 9 7 6 | контрольные занятия, контрольные упражнения и нормативы для оценки общей физической подготовленности и специальной физической подготовленности по гимнастике |
4 | Игры, спортивные эстафеты | | | 6 | |
5 | Подведение итогов, показательные выступления, тестирование | | | | |
6 | Упражнения классификационной программы | | | 8 | |
| Итого | | 1 | 67 | |
| 68 |
Учебно-тематический план занятий (11-15 лет)
№ п/п | Наименование темы (раздела) | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие | | 1 | | |
2 | Теоретическая подготовка | | Во время занятий | | |
3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 | Общая и специальная физическая подготовка Гимнастические упражнения и комплексы Акробатические упражнения Хореографическая подготовка Работа с предметами | | | 1 19 17 6 6 | контрольные занятия, контрольные упражнения и нормативы для оценки общей физической подготовленности и специальной физической подготовленности по гимнастике |
4 | Упражнения классификационной программы | | | 8 | |
5 | Показательные выступления | | | | |
| Итого | | 1 | 67 | |
| | 68 |
Структура учебно-тренировочного занятия
Акробатика имеет определенную структуру: начинается с подготовительной части, затем следует основная часть и в конце - заключительная.
Подготовительная
упражнения общей разминки или элементы разминки у опоры 7-10 мин.
Основная
Гимнастические упражнения для развития пассивной гибкости, координации, быстроты, а также упражнения акробатики, упражнения с предметами 20-25 мин
Заключительная
Музыкально-танцевальные и спортивные игры, эстафеты оставшееся время.
Подготовительная часть:
Задачи биологического аспекта - подготовка организма детей к предстоящей работе (настрой центральной нервной системы, подготовка опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений основной части занятия.)
Задачи педагогического аспекта - формирование у детей умения выполнять двигательные действия в разном темпе с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения, овладение школой движения.
В подготовительной части используются различные средства: строевые упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры, вольные упражнения с элементами на координацию движений. Упражнения с высокой интенсивностью выполнения в подготовительную часть включать нецелесообразно, т.к. они могут снизить работоспособность детей в основной части. Поэтому здесь не ставятся задачи развития у детей таких двигательных качеств как сила, выносливость.
Основная часть занятия содержит следующие задачи:
1.Формирование жизненно необходимых и специальных (гимнастических) двигательных навыков.
2. Развитие волевых и физических качеств детей.
Для решения этих задач в основной части занятия используется значительный подъем упражнений (прикладные, акробатические и вольные).
Заключительная часть - основными ее задачами являются подготовка организма детей к предстоящей деятельности, подведение итогов данного занятия, задание на дом.
В заключительной части занятия обычно используются успокаивающие упражнения (ходьба, упражнения на расслабление), отвлекающие (на внимание, на координацию, спокойные игры, выполняемые с музыкальным сопровождением), упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния (танцевальные и т.п.).
Для обучения используются различные методы: словесный, наглядный, практический, помощь, идеомоторный, музыкальный. Разучивание нового упражнения осуществляется в следующей последовательности: объяснение, показ тренером, выполнение упражнений детьми.
Отработка упражнений должна проводиться с эффективным контролем исходных и промежуточных положений и применением помощи: фиксации, поддержки, подталкивания, подкрутки, ограничения. В занятие рекомендуется включать игровые, круговые и соревновательные методические приемы.
Ожидаемые результаты
На этапе начальной подготовки: - формирование устойчивого интереса к занятиям спортом; - формирование широкого круга двигательных умений и навыков; - освоение основ техники по виду спорта гимнастика; - всестороннее гармоничное развитие физических качеств; - укрепление здоровья спортсменов;
На тренировочном этапе: - повышение уровня общей и специальной физической, технической подготовки; - формирование спортивной мотивации; - укрепление здоровья спортсменов.
Уметь правильно выполнять акробатические упражнения;
Запоминать последовательность упражнений в комбинациях;
Уметь владеть гимнастическими предметами;
Уметь владеть своим телом;
Уметь легко выполнять упражнения;
Научиться чувствовать себя уверенно при выполнении упражнений.
Полученные знания и умения дети могут показать в различных физкультурных досугах, развлечениях и спортивных праздниках.
Календарно-учебный график (9-10 лет)
N п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | сентябрь | | 15.00-17.00 | | 1 1 | Теория ОФП. | Малый спортивный зал | |
2. | | | | | 2 | Упражнения на растяжку мышц бедра. Эстафеты. | | |
3. | | | | | 2 | Упражнения на растяжку мышц в шпагат. Подвижные игры. | | |
4. | | | | | 2 | ОФП. Обучение поворотам в различных позициях. | | |
5. | октябрь | | 15.00-17.00 | | 2 | Упражнения на развитие гибкости и равновесия. ОФП | | |
6. | | | | | 2 | Упражнения на развитие прыгучести и гибкости. | | |
7. | | | | | 2 | Кувырок вперёд, в сторону. Упражнения на развитие гибкости | | |
8. | | | | | 2 | Стойка на лопатках. Развитие прыгучести. | | |
9. | ноябрь | | 15.00-17.00 | | 2 | Стойка на лопатках с последующим переворотом на одно колено. ОФП. | | |
10. | | | | | 2 | Развитие гибкости. Мост из положения лёжа. | | |
11. | | | | | 2 | Мост из стойки на коленях. Развитие гибкости. | | |
12. | | | | | 2 | Разминка у опоры. Мост и вставание с моста. Подвижные игры. | | |
13. | декабрь | | 15.00-17.00 | | 2 | ОФП. Опорный прыжок. | | |
14. | | | | | 2 | Ходьба по бревну. Опорный прыжок. | | |
15. | | | | | 2 | Опорный прыжок. Повороты на гимнастическом бревне. | | |
16. | | | | | 2 | Опорный прыжок .Равновесие на гим-ком бревне. | | |
17. | январь | | 15.00-17.00 | | 2 | ОФП. Эстафеты. | | |
18. | | | | | 2 | Развитие прыгучести. Переворот боком. | | |
19. | | | | | 2 | Переворот боком. Стойка на руках с опорой у стену | | |
20. | февраль | | 15.00-17.00 | | 2 | ОФП. Переворот боком, стойка на руках с опорой ту стены. | | |
21. | | | | | 2 | Разучивание акробатической комбинации. Переброска мяча с ладони на ладонь. Перекаты мяча по полу. | | |
22. | | | | | 2 | Перекаты мяча на грудь, отбивы мяча об пол. Разучивание акробатической комбинации. | | |
23. | | | | | 2 | Выполнение комбинации. Вращение скакалки, обруча. | | |
24. | март | | 15.00-17.00 | | 2 | Выполнение комбинации. Работа с обручем и скакалкой. ОФП. | | |
25. | | | | | 2 | Работа с гимнастической лентой- большие круги в лицевой плоскости. | | |
26. | | | | | 2 | Работа с гимнастической лентой- большие круги в лицевой плоскости. | | |
27. | | | | | 2 | Разучивание комбинации с мячом. Подвижные игры. | | |
28. | апрель | | 15.00-17.00 | | 2 | Выполнение комбинации с мячом. Танцевальные шаги. ОФП. | | |
29. | | | | | 2 | Выполнение комбинации с мячом. Шаг с подскоком вперёд и с поворотом | | |
30. | | | | | 2 | Выполнение комбинации с мячом. Шаг галопа. | | |
31. | | | | | 2 | Подвижные игры. Танцевальные движения. | | |
32. | май | | 15.00-17.00 | | 2 | Танец «припадания».ОФП. Развитие гибкости. | | |
33. | | | | | 2 | Танец «пяточки». Развитие равновесия. | | |
34. | | | | | 2 | Эстафеты. Комбинирование танцевальных шагов и элементов. | | |
Календарно-учебный график (11-15 лет)
N п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | сентябрь | | 16.00-18.00 | | 2 | ОФП. Теория. | Малый спортивный зал | |
2. | | | | | 2 | Партерная разминка. Растяжка мышц ног. | | |
3. | | | | | 2 | Разминка у опоры. Развитие гибкости. | | |
4. | | | | | 2 | Упражнения на развитие координации и равновесия. | | |
5. | октябрь | | 16.00-18.00 | | 2 | ОФП. Развитие прыгучести. | | |
6. | | | | | 2 | Разминка в парах. Развитие гибкости, прыгучести. | | |
7. | | | | | 2 | Выполнение стойки на лопатках. Кувырок вперёд, назад. | | |
8. | | | | | 2 | Кувырок вперёд, назад, длинный кувырок. Развитие гибкости. | | |
9. | ноябрь | | 16.00-18.00 | | 2 | ОФП. Длинный кувырок, кувырок ноги врозь вперёд, назад. | | |
10. | | | | | 2 | кувырок ноги врозь вперёд, назад. Кувырок через плечо. Развитие равновесия. | | |
11. | | | | | 2 | Мост с колен. Мост из положения стоя с вставанием. Развитие прыгучести. | | |
12. | | | | | 2 | Развитие гибкости. Продольный, поперечный шпагат. Мост с переходом в упор сидя. | | |
13. | декабрь | | 16.00-18.00 | | 2 | ОФП. Продольный, поперечный шпагат. Мост из положения стоя. | | |
14. | | | | | 2 | Упражнение рыбка. Держание уголка на полу. | | |
15. | | | | | 2 | Упражнение рыбка. Держание уголка на полу. | | |
16. | | | | | 2 | Переворот боком (на одной руке). Ходьба по бревну, равновесие, повороты, прыжки. | | |
17. | январь | | 16.00-18.00 | | 2 | ОФП Переворот боком (на одной руке). Ходьба по бревну, равновесие, повороты, прыжки. | | |
18. | | | | | 2 | Рондат. Стойка на голове – переход в упор присев. | | |
19. | | | | | 2 | Рондат. Стойка на голове – переход в упор присев. | | |
20. | февраль | | 16.00-18.00 | | 2 | ОФП. Стойка на руках со страховкой. | | |
21. | | | | | 2 | Комбинация танцевальных упражнений с элементами акробатики. Опорный прыжок. | | |
22. | | | | | 2 | Комбинация танцевальных упражнений с элементами акробатики. Опорный прыжок. | | |
23. | | | | | 2 | Комбинация танцевальных упражнений с элементами акробатики. Опорный прыжок. | | |
24. | март | | 16.00-18.00 | | 2 | ОФП. Комбинация танцевальных упражнений с элементами акробатики. | | |
25. | | | | | 2 | Работа с мячом. Развитие гибкости. | | |
26. | | | | | 2 | Работа с мячом. Развитие гибкости. | | |
27. | | | | | 2 | Работа с обручем, скакалкой. Развитие равновесия. | | |
28. | апрель | | 16.00-18.00 | | 2 | ОФП.Работа с обручем, скакалкой. Развитие равновесия | | |
29. | | | | | 2 | Работа с мячом. Развитие прыгучести. | | |
30. | | | | | 2 | Работа с мячом. Развитие прыгучести. | | |
31. | | | | | 2 | Разучивание комбинации с мячом. Развитие гибкости. | | |
32. | май | | 16.00-18.00 | | 2 | ОФП Разучивание комбинации с мячом. | | |
33. | | | | | 2 | Разучивание комбинации с мячом. Развитие силы. | | |
34. | | | | | 2 | Разучивание комбинации с мячом. Развитие прыгучести. | | |
Методическое обеспечение ДООП
И.А. Винер, Н.М. Горбулина, О.Д. Цыганкова – Программа дополнительного образования «Гармоничное развитие детей средствами гимнастики».
В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий – Внеурочная деятельность учащихся «Гимнастика».