СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа "Гимнастика"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы:

 создать прочную основу для воспитания здорового человека, сильной, гармонично развитой личности; расширения двигательных возможностей; компенсации дефицита двигательной активности детей.

 В процессе обучения дети младшего возраста легко и естественно осваивают упражнения для развития равновесия, гибкости; учатся правильно выполнять ходьбу, бег, прыжки, танцевальные движения; получают навыки самостоятельной работы. У детей вырабатываются такие важные качества, как внимательность, настойчивость, инициативность и др.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа "Гимнастика"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 пгт.Сибирцево


Согласовано

Заместитель директора по ВР МБОУСОШ №5

______________/_____________/


«___» ______________ 20___


Утверждено

Директор

МБОУСОШ № 5

______________/_____________/


«___» ______________ 20___






Дополнительная общеразвивающая программа


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа физкультурно-спортивной направленности

«Гимнастика»


Возраст обучающихся: 9 – 10; 11-15 лет

Срок реализации: 1 год
















Автор-составитель:

Любимова Лариса Геннадьевна

педагог дополнительного образования














Пояснительная записка

Гимнастика — один из основных видов спорта, которым можно заниматься с младенчества и который входит в обязательную программу подготовки любого спортсмена. Благодаря занятиям гимнастикой можно улучшить показатели физического развития, физические качества, исправить недостатки телосложения, осанки. Гимнастика (художественная и ритмическая) добавляет новые возможности в развитии детей. Она развивает не только физические качества, но и память, внимание, быстроту реакции, а также эстетическое восприятие детей — понимание красоты и гармонии — благодаря выполнению упражнений под музыку.

Акробатика – это тренирующие упражнения, направленные на конкретные мышечные группы. Они оказывают трофическое влияние, усиливают регулирующую роль коры головного мозга, способствуют тренировке двигательного и лежащих рядом с ним речевых центров.

Отличительной чертой является многообразие средств и методов их применения, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма.

Движения доставляют детям радость и могут служить хорошим средством повышения умственной работоспособности. Индивидуальный подход к каждому ребенку позволяет вызывать у детей личную заинтересованность в самостоятельном совершенствовании своих результатов.

Тема здоровья и физического развития детей была, есть и будет актуальной во все времена. В системе физического воспитания гимнастике принадлежит ведущая роль в деле укрепления здоровья.

Цель программы:

 создать прочную основу для воспитания здорового человека, сильной, гармонично развитой личности; расширения двигательных возможностей; компенсации дефицита двигательной активности детей.

Задачи занятий акробатикой:

Возрастная категория 9-11 лет

Освоение элементов гимнастического стиля (осанка, выполнение упражнений с прямыми ногами, оттянутыми носками, действия свободными руками и др.);

Освоение базовых навыков выполнения гимнастических упражнений без предметов и с предметами и элементов хореографии.

Овладение техникой опорного прыжка;

Овладение техникой базовых упражнений акробатики.

Повышение уровня развития основных физических качеств;

Развитие гибкости и подвижности в суставах;

Развитие выносливости и силы с использованием подвижных игр;

Содействие всестороннему физическому развитию.

Воспитание устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям акробатикой. Привитие элементарных гигиенических навыков;

Музыкально-ритмическое воспитание для развития навыков и качеств, определяющих культуру движения.

Укрепление здоровья учащихся;

В процессе обучения дети младшего возраста легко и естественно осваивают упражнения для развития равновесия, гибкости; учатся правильно выполнять ходьбу, бег, прыжки, танцевальные движения; получают навыки самостоятельной работы. У детей вырабатываются такие важные качества, как внимательность, настойчивость, инициативность и др.


Возрастная категория 11-15 лет

Совершенствование техники базовых элементов гимнастики без предметов и с предметами и элементов хореографии.

Освоение сложных элементов и соединений

Развитие специальных физических качеств;

Повышение общей физической подготовки;

Развитие скоростно-силовых качеств с помощью специальных упражнений;

Развитие подвижности в суставах, ротации позвоночника и координационных способностей; Воспитание специальной выносливости;

Воспитание волевых качеств (целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, терпеливое отношение к неудачам);

Воспитание уважительного отношения к тренеру и товарищам. Укрепления здоровья учащихся.

Воспитание музыкальности, танцевальности, выразительности и творческой активности;

Участие в показательных выступлениях, контрольных уроках.

Программа направлена на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности.

Содержание программы


1. Вводное занятие.

Знакомство с мастерами художественной (ритмической) гимнастики. Показательные выступления гимнастов (видео-просмотр). История гимнастики.

2. Теоретическая подготовка.

Режим дня, режим питания и личной гигиены гимнастов, медицинский контроль. Уход за инвентарем. Требования техники безопасности на занятиях.


Основы художественной и ритмической гимнастики. Правила проведения соревнований. Формирование групп трудностей в индивидуальной программе. Обсуждение интересных событий в мире гимнастики.

3. Общая и специальная физическая подготовка.

3.1. Гимнастические упражнения и комплексы.

Возрастная категория 9,10лет:

— партерная разминка: упражнения для растяжки задней поверхности бедра и выворотности стоп («Арлекино», «Циркуль»); упражнение для растяжки в боковой шпагат («Сороконожка»); упражнение для растяжки в боковой шпагат и мышц брюшного пресса («Каракатица»); боковой шпагат, наклоны в стороны («Коромысло»);

— разминка у опоры: растяжка с помощью руки вперед, назад («Росточек»); наклон назад из положения стоя («Арочка»); наклон назад из положения стоя в опоре на стопу одной ноги, другая вперед на носок («Вопросик»); прыжки в VI позиции: ноги вместе (с прямыми и согнутыми коленями), «Разножка» на 45° и 90° (вперед и в сторону), «Пружинка». Упражнения для развития равновесия: обучение равновесию без опоры на полной стопе и на высоких полупальцах; равновесие «Арабеск» («Ласточка»). Упражнения для развития прыгучести: «Кабриоль» (вперед, назад); «Ножницы» (вперед, назад); прыжки вперед с согнутыми во время полуповорота ногами: прыжок в группировке с полуповоротом всего тела толчком двумя ногами; прыжок в позиции «Арабеск»; прыжок «подбивной» толчком двумя ногами и с разбега; прыжок «шагом» толчком двумя ногами. Упражнения для развития гибкости: наклон туловища назад в опоре на коленях («Колечко»); наклон туловища назад в опоре на животе («Запятая»); стойка на предплечьях (ноги в различных позициях — «Свечка»). Повороты: обучение поворотам в различных позициях (начинать с вращений всего тела в простейшей позиции).Выполнение опорного прыжка «ноги врозь»; ходьба, повороты, равновесие на гимнастическом бревне.

Возрастная категория 11-15 лет:

Совершенствование выполнения акробатических упражнений для развития координации, гибкости, прыгучести, равновесия; выполнение комбинаций упражнений. Выполнение упражнений с чередованием напряжения и расслабления мышц. Упражнения партерной разминки и разминки у опоры.

Эти упражнения направлены на совершенствование мастерства юных гимнасток. Добавляются парные упражнения в различных комбинациях: лицом друг к другу, боком друг к другу, лицом к опоре, спиной к опоре. Освоение новых упражнений по видам разминки:


3.2. Гимнастические упражнения.

Возраст 11-15 лет:

Совершенствование выполнения акробатических упражнений: шпагат; «Мост»; кувырки вперед, назад, в сторону; перевороты вперед, назад; перевороты боком на одну руку; темповые перевороты вперед (назад) и на одну ногу. Серии и комбинации переворотов.

Возраст 9,10 лет:

Закрепление выполнения акробатических упражнений на основе изученных подготовительных элементов:

— кувырки вперед, в сторону, назад — «Колобок»;

— стойка на лопатках «Березка»;

— стойка на лопатках с последующим переворотом на одно колено;

— «Мост» и выход из «Моста»;

— переворот боком «Колесо». Разучивание новых упражнений: «Мост» и вставание из этого положения (дети с хорошей координацией могут осваивать «Мост» в опоре на одной ноге), «Мост» на предплечьях, «Мост» на предплечьях с последующим переворотом назад в стойку на коленях; стойка на руках (с опорой у стены); переворот боком (дети с хорошей координацией могут осваивать переворот боком на одной руке).


3.3. Хореографическая подготовка, сценические постановки.

Возраст 9,10 лет:

Танцевальные шаги: с подскоками вперед и с поворотом; шаги галопа; «Полька»; танцевальное движение «Ковырялочка». Изучение новых танцевальных элементов и шагов: русские танцы «Припадания», «Пяточки». В процессе обучения дети должны научиться комбинировать различные танцевальные элементы и шаги, импровизируя под музыкальный фрагмент.

Возраст 11-15 лет:

Комбинации танцевальных упражнений с элементами гимнастики (акробатики). Воспитание музыкальности и выразительности движений. Ходьба в различном темпе в сопровождении музыки. Выполнение более сложных ритмов. Характер музыки, темп, форма музыкальных произведений, динамика. Учет и определение индивидуальных способностей гимнасток при подборе музыкальных произведений. Акробатические постановки.


3.4. Работа с предметами.

Возраст 9,10 лет:

Выполнение вращений со скакалкой, обручем, в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях; подскоков с полным проходом во вращающуюся вперед скакалку («Воробей» вперед) и серию высоких прыжков через скакалку («Астронавт»). Повторение техники передачи и удержания обруча, мяча. Выполнение многократного вращения обруча на талии, руке, шее; серии отбивов мяча от пола. Изучение техники переброски мяча с ладоней на тыльную сторону ладоней («Горячий колобок»); перекатов мяча по полу («Колобок» по полу); переката мяча по двум рукам на грудь («Колобок» по руке); переката мяча с ладони на грудь; работы с лентой — полный проход ленты в большие круги в лицевой плоскости, «Метелочка», «Спираль», «Змейка». В процессе занятий с предметами контролируем правильную осанку детей (вертикальное положение тела, развернутые и опущенные плечи, прямые локти и вытянутые стопы). Воспитание музыкальности и выразительности движений. Ходьба в различном темпе в сопровождении музыки.  

Возраст 11-15 лет:

Совершенствование упражнений с предметами: мячом, лентой.

Выполнение комбинаций гимнастических упражнений с предметами.

4. Упражнения классификационной программы.

Возраст 9,10 лет:

Комбинации упражнений с предметом из разнообразных элементов всех пройденных видов упражнений. Комбинации элементов и связок с предметом. Комбинации упражнений с элементами акробатики. Комбинации простых танцевальных форм движений с несложным композиционным построением.

Возраст 11-15 лет:

Коллективное составление различных комбинаций и упражнений для показательных выступлений с предметами и без предметов. Упражнения с элементами акробатики и танца.


5. Подведение итогов, показательные выступления и тестирование.

В конце учебного года подводятся итоги, проводятся показательные выступления, на которых учащиеся демонстрируют разученные упражнения и их комбинации, участвуют в соревнованиях.

Тестирование учащихся проводится два раза в течение учебного года:

базовое тестирование — октябрь;

контрольное тестирование — май.

Изучение теоретического материала проводятся в процессе практических занятий в форме бесед.

Физическая подготовка юных гимнасток является основой их будущих спортивных достижений. С целью ее обеспечения учебный материал содержит упражнения для общей и специальной физической подготовки.






Учебно-тематический план занятий (9,10 лет)


п/п

Наименование темы (раздела)

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие


1




2

Теоретическая подготовка



Во время занятий





3

3.1


3.2


3.3

3.4

3.5



Общая и специальная физическая подготовка

Гимнастические упражнения и комплексы

Акробатические упражнения

Хореографическая подготовка

Работа с предметами




11


20


9

7

6





контрольные занятия, контрольные упражнения и нормативы для оценки общей физической подготовленности и специальной физической подготовленности по гимнастике



4

Игры, спортивные эстафеты


6


5

Подведение итогов, показательные выступления, тестирование




6

Упражнения классификационной программы


8



Итого

1

67



68








Учебно-тематический план занятий (11-15 лет)


п/п

Наименование темы (раздела)

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие


1



2

Теоретическая подготовка


Во время занятий



3

3.1


3.2


3.3

3.4

3.5


Общая и специальная физическая подготовка

Гимнастические упражнения и комплексы

Акробатические упражнения

Хореографическая подготовка

Работа с предметами





1


19


17

6

6






контрольные занятия, контрольные упражнения и нормативы для оценки общей физической подготовленности и специальной физической подготовленности по гимнастике



4

Упражнения классификационной программы

8


5

Показательные выступления






Итого

1

67




68


Структура учебно-тренировочного занятия


Акробатика имеет определенную структуру: начинается с подготовительной части, затем следует основная часть и в конце - заключительная.

Подготовительная

упражнения общей разминки или элементы разминки у опоры 7-10 мин.

Основная

Гимнастические упражнения для развития пассивной гибкости, координации, быстроты, а также упражнения акробатики, упражнения с предметами 20-25 мин

Заключительная

Музыкально-танцевальные и спортивные игры, эстафеты оставшееся время.

Подготовительная часть:

Задачи биологического аспекта - подготовка организма детей к предстоящей работе (настрой центральной нервной системы, подготовка опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений основной части занятия.)

Задачи педагогического аспекта - формирование у детей умения выполнять двигательные действия в разном темпе с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения, овладение школой движения.

В подготовительной части используются различные средства: строевые упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры, вольные упражнения с элементами на координацию движений. Упражнения с высокой интенсивностью выполнения в подготовительную часть включать нецелесообразно, т.к. они могут снизить работоспособность детей в основной части. Поэтому здесь не ставятся задачи развития у детей таких двигательных качеств как сила, выносливость.

Основная часть занятия содержит следующие задачи:

1.Формирование жизненно необходимых и специальных (гимнастических) двигательных навыков.

2. Развитие волевых и физических качеств детей.

Для решения этих задач в основной части занятия используется значительный подъем упражнений (прикладные, акробатические и вольные).

Заключительная часть - основными ее задачами являются подготовка организма детей к предстоящей деятельности, подведение итогов данного занятия, задание на дом.

В заключительной части занятия обычно используются успокаивающие упражнения (ходьба, упражнения на расслабление), отвлекающие (на внимание, на координацию, спокойные игры, выполняемые с музыкальным сопровождением), упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния (танцевальные и т.п.).

Для обучения используются различные методы: словесный, наглядный, практический, помощь, идеомоторный, музыкальный. Разучивание нового упражнения осуществляется в следующей последовательности: объяснение, показ тренером, выполнение упражнений детьми.

Отработка упражнений должна проводиться с эффективным контролем исходных и промежуточных положений и применением помощи: фиксации, поддержки, подталкивания, подкрутки, ограничения. В занятие рекомендуется включать игровые, круговые и соревновательные методические приемы.


Ожидаемые результаты


На этапе начальной подготовки: - формирование устойчивого интереса к занятиям спортом; - формирование широкого круга двигательных умений и навыков; - освоение основ техники по виду спорта гимнастика; - всестороннее гармоничное развитие физических качеств; - укрепление здоровья спортсменов;

На тренировочном этапе: - повышение уровня общей и специальной физической, технической подготовки; - формирование спортивной мотивации; - укрепление здоровья спортсменов.

Уметь правильно выполнять акробатические упражнения;

Запоминать последовательность упражнений в комбинациях;

Уметь владеть гимнастическими предметами;

Уметь владеть своим телом;

Уметь легко выполнять упражнения;

Научиться чувствовать себя уверенно при выполнении упражнений.

Полученные знания и умения дети могут показать в различных физкультурных досугах, развлечениях и спортивных праздниках.



Календарно-учебный график (9-10 лет)


N п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

сентябрь


15.00-17.00


1

1

Теория

ОФП.

Малый спортивный зал


2.





2

Упражнения на растяжку мышц бедра. Эстафеты.



3.





2

Упражнения на растяжку мышц в шпагат. Подвижные игры.



4.





2

ОФП. Обучение поворотам в различных позициях.



5.

октябрь


15.00-17.00


2

Упражнения на развитие гибкости и равновесия. ОФП



6.





2

Упражнения на развитие прыгучести и гибкости.



7.





2

Кувырок вперёд, в сторону. Упражнения на развитие гибкости



8.





2

Стойка на лопатках. Развитие прыгучести.



9.

ноябрь


15.00-17.00


2

Стойка на лопатках с последующим переворотом на одно колено. ОФП.



10.





2

Развитие гибкости. Мост из положения лёжа.



11.





2

Мост из стойки на коленях. Развитие гибкости.



12.





2

Разминка у опоры. Мост и вставание с моста. Подвижные игры.



13.

декабрь


15.00-17.00


2

ОФП. Опорный прыжок.



14.





2

Ходьба по бревну. Опорный прыжок.



15.





2

Опорный прыжок. Повороты на гимнастическом бревне.



16.





2

Опорный прыжок .Равновесие на гим-ком бревне.



17.

январь


15.00-17.00


2

ОФП. Эстафеты.



18.





2

Развитие прыгучести. Переворот боком.



19.





2

Переворот боком. Стойка на руках с опорой у стену



20.

февраль


15.00-17.00


2

ОФП. Переворот боком, стойка на руках с опорой ту стены.



21.





2

Разучивание акробатической комбинации. Переброска мяча с ладони на ладонь. Перекаты мяча по полу.



22.





2

Перекаты мяча на грудь, отбивы мяча об пол. Разучивание акробатической комбинации.



23.





2

Выполнение комбинации. Вращение скакалки, обруча.



24.

март


15.00-17.00


2

Выполнение комбинации. Работа с обручем и скакалкой. ОФП.



25.





2

Работа с гимнастической лентой- большие круги в лицевой плоскости.



26.





2

Работа с гимнастической лентой- большие круги в лицевой плоскости.



27.





2

Разучивание комбинации с мячом. Подвижные игры.



28.

апрель


15.00-17.00


2

Выполнение комбинации с мячом. Танцевальные шаги. ОФП.



29.





2

Выполнение комбинации с мячом. Шаг с подскоком вперёд и с поворотом



30.





2

Выполнение комбинации с мячом. Шаг галопа.



31.





2

Подвижные игры. Танцевальные движения.



32.

май


15.00-17.00


2

Танец «припадания».ОФП. Развитие гибкости.



33.





2

Танец «пяточки». Развитие равновесия.



34.





2

Эстафеты. Комбинирование танцевальных шагов и элементов.




Календарно-учебный график (11-15 лет)


N п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

сентябрь


16.00-18.00


2

ОФП. Теория.

Малый спортивный зал


2.





2

Партерная разминка. Растяжка мышц ног.



3.





2

Разминка у опоры. Развитие гибкости.



4.





2

Упражнения на развитие координации и равновесия.



5.

октябрь


16.00-18.00


2

ОФП. Развитие прыгучести.



6.





2

Разминка в парах. Развитие гибкости, прыгучести.



7.





2

Выполнение стойки на лопатках. Кувырок вперёд, назад.



8.





2

Кувырок вперёд, назад, длинный кувырок. Развитие гибкости.



9.

ноябрь


16.00-18.00


2

ОФП. Длинный кувырок, кувырок ноги врозь вперёд, назад.



10.





2

кувырок ноги врозь вперёд, назад. Кувырок через плечо. Развитие равновесия.



11.





2

Мост с колен. Мост из положения стоя с вставанием. Развитие прыгучести.



12.





2

Развитие гибкости. Продольный, поперечный шпагат. Мост с переходом в упор сидя.



13.

декабрь


16.00-18.00


2

ОФП. Продольный, поперечный шпагат. Мост из положения стоя.



14.





2

Упражнение рыбка. Держание уголка на полу.



15.





2

Упражнение рыбка. Держание уголка на полу.



16.





2

Переворот боком (на одной руке).

Ходьба по бревну, равновесие, повороты, прыжки.



17.

январь


16.00-18.00


2

ОФП Переворот боком (на одной руке).

Ходьба по бревну, равновесие, повороты, прыжки.



18.





2

Рондат. Стойка на голове – переход в упор присев.



19.





2

Рондат. Стойка на голове – переход в упор присев.



20.

февраль


16.00-18.00


2

ОФП. Стойка на руках со страховкой.



21.





2

Комбинация танцевальных упражнений с элементами акробатики. Опорный прыжок.



22.





2

Комбинация танцевальных упражнений с элементами акробатики. Опорный прыжок.



23.





2

Комбинация танцевальных упражнений с элементами акробатики. Опорный прыжок.



24.

март


16.00-18.00


2

ОФП. Комбинация танцевальных упражнений с элементами акробатики.



25.





2

Работа с мячом. Развитие гибкости.



26.





2

Работа с мячом. Развитие гибкости.



27.





2

Работа с обручем, скакалкой. Развитие равновесия.



28.

апрель


16.00-18.00


2

ОФП.Работа с обручем, скакалкой. Развитие равновесия



29.





2

Работа с мячом. Развитие прыгучести.



30.





2

Работа с мячом. Развитие прыгучести.



31.





2

Разучивание комбинации с мячом. Развитие гибкости.



32.

май


16.00-18.00


2

ОФП Разучивание комбинации с мячом.



33.





2

Разучивание комбинации с мячом. Развитие силы.



34.





2

Разучивание комбинации с мячом. Развитие прыгучести.





Методическое обеспечение ДООП

И.А. Винер, Н.М. Горбулина, О.Д. Цыганкова – Программа дополнительного образования «Гармоничное развитие детей средствами гимнастики».

В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий – Внеурочная деятельность учащихся «Гимнастика».