16
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детско–юношеский центр»
Рассмотрена на заседании педагогического совета МАУ ДО ДЮЦ протокол №4 от 03 июня 2021 года | Согласована на заседании совета учреждения МАУ ДО ДЮЦ протокол №4 от 03 июня 2021 года | |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА»
Вид программы | модифицированная |
Направленность | техническая |
Объединение | секция «ИКТ» |
Форма обучения | очная |
Срок реализации | 2 года |
Возраст обучающихся | 15-16 лет |
Бойков Василий Константинович,
педагог дополнительного образования
г. Салехард, 2021 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Компьютерная графика» технической направленности разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный «Об образовании в Российской Федерации» закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».
Устав МАУ ДО ДЮЦ от 16.06.2015 г.
Образовательная программа «Компьютерная графика» составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 21.12.2012 г., письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Она ориентирована на изучение основных графических компьютерных программ векторной и растровой графики Adobe Photoshop (Gimp) и Corel Draw (Inkscape) в рамках их широкого использования, а также специальных профессиональных возможностей.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в том, что она дает учащимся комплексное понимание компьютерной графики как вида искусства, учит совмещать возможности растровой и векторной информации. Открывает возможности при минимальном количестве учебного времени не только изучить основные инструменты работы, но и увидеть, как их можно использовать для решения разнообразных задач, максимально реализовав именно творческие способности.
Актуальность данной программы заключается в необходимости знаний подобного свойства для человека современного компьютеризированного мира и времени цифровых технологий. Обучающиеся приобретают необходимые навыки, как для простой обработки фотографии, так и создания собственной визитки, плаката, презентации, анимированного рисунка. Кроме того, они познают изнутри труд художника – графика, что им помогает определиться с профессиональной сферой деятельности на будущее.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития творческих способностей детей, математического и логического мышления.
Задачи:
дать учащимся знания основ компьютерной графики на примере работы с программами Adobe Photoshop (Gimp), Corel Draw (Inkscape);
дать базовые знания о персональном компьютере, сформировать навыки свободного ориентирования в графической среде операционной системы;
обучить возможностям создания собственных изображений, используя базовый набор инструментов графических программ, а также средствам обработки готовых рисунков с целью воплощения новых творческих задач;
рассмотреть возможности работы с текстом и фотографиями (преобразование, подбор к изображению, спецэффекты, создание логотипа и т.д.);
обучить возможностям создания собственных изображений, на основе знания законов и средств композиции;
закрепить знания по цветоведению и колористке, используя возможности работы с цветом средствами графических редакторов;
освоение навыков и приемов работы с графическим планшетом;
рассмотреть возможности анимирования изображений с целью подготовки к курсу компьютерной анимации;
развить творческий потенциал обучающихся посредством использования компьютера как рабочего инструмента художника.
Организационные условия реализации программы
Возраст обучающихся: 15-16 лет.
Наполняемость группы –15 человек.
Общее количество часов: 216, 1 год обучения – 108 часов, 2 год обучения – 108 часов.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 3 учебных часа.
Продолжительность учебного часа - 40 минут.
Форма обучения: очная
Уровень освоения программы: базовый
Язык обучения: русский
Место проведения занятий – МАУ ДО ДЮЦ.
Технологии обучения: игровые технологии, системно-деятельностный подход¸ личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, дистанционные образовательные технологии.
Условия набора в объединение:
Набор свободный, при наличии заявления от родителей.
Программа включает 2 образовательных модуля.
Материал программы разделен на два блока в соответствии с разделами учебно-тематического плана.
Программа первого года обучения предполагает групповые занятия и рассчитана на 108 часов.
На первом этапе рассматриваются возможности растровой графики, уделяется внимание редактированию готовых изображений, включая максимум визуальных эффектов, чтобы заинтересовать обучающихся.
Во второй год обучения занятия проходят также с группой обучающихся - 108 часов в течение года.
Здесь предполагается углубление полученных знаний, а также максимальное использование возможностей вектора, изучение основ полиграфического дела, шрифтовой композиции, возможностей работы с текстом и фотографиями (преобразование, подбор к изображению, спецэффекты, создание логотипа и т.д.). Экспортирование и импортирование изображений – использование возможностей двух графических программ для создания сложных проектов.
Формы организации образовательного процесса в данной программе - групповые занятия. Программа предполагает теоретические и практические занятия.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
В конце первого года обучения обучающиеся должны:
знать основные инструменты растровой программы Adobe Photoshop (Gimp);
иметь базовые знания о персональном компьютере и навыки свободного ориентирования в графической среде операционной системы (открытие, создание, сохранение и т.д.);
подбирать необходимые инструменты и строить алгоритм действий для воплощения поставленных творческих задач;
использовать базовый набор инструментов и возможности растровой программы для создания собственных изображений, на основе знаний законов и средств композиции, цветоведению и колористке;
использовать возможности работы с цветом, специальными эффектами и цветокоррекцией в Adobe Photoshop (Gimp);
уметь работать со слоями и масками, составлять коллажные композиции;
получить навыки работы с текстовыми объектами, познакомиться с основами типографики;
использовать возможности анимирования изображений, владеть основами покадрового рисования;
освоить навыки работы с графическим планшетом;
уметь использовать возможности векторных инструментов в растровой программе, уметь отличать их.
В конце второго года обучения обучающиеся должны:
свободно владеть инструментами векторной программы Corel Draw (Inkscape)для создания сложных рисунков;
рассмотреть возможности работы с текстом и фотографиями уметь их грамотно компоновать при создании макета (преобразование, подбор к изображению, спецэффекты, создание логотипа и т.д.);
уметь совмещать векторные и растровые изображения за счет экспорта и импорта файлов.
закрепить знания по цветоведению и колористке, уметь использовать приемы стилизации, условности изображения;
создавать векторные объекты на основе законов и средств композиции;
уметь разработать рекламный графический проект и довести его до печати.
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются выставки работ обучающихся, участие в конкурсных соревнованиях, их дальнейшее ориентирование на освоение возможностей компьютерной графики.
Содержание программы
Первый год обучения
Раздел 1. «Растровая графика. Растровые графические редакторы». Инструктаж по ТБ.
Тема: Знакомство с особенностями работы в графическом редакторе Photoshop (Gimp).
Теория:
Инструктаж по технике безопасности и правилам противопожарной безопасности. Знакомство с интерфейсом. Изучение горизонтального меню, панели настроек, плавающего меню.
Создание нового документа. Сохранение и закрытие документа.
Практика:
Форматы графических файлов. Средства управления панелью инструментов. Организация и присоединение палитр.
Тема: Основные инструменты рисования.
Теория:
Знакомство с основными инструментами рисования – кистью и ластиком. Знакомство с инструментами заливки.
Изменение установок инструмента, фактурная заливка.
Практика:
Создание пробного рисунка.
Настройки инструментов: форма, толщина, прозрачность.
Цвет на практике. Цветовые режимы Photoshop (Gimp). Выбор и редактирование, цвета.
Закрепление навыков работы кистью.
Режимы смешивания.
Выполнение творческого задания по пройденным инструментам.
Создание рисунка с использованием объектов разной фактуры.
Инструмент «Палец».
Выполнение рисунка с использованием эффекта размытия пикселей «Пейзаж».
Тема: Знакомство с инструментом градиентной заливки. Установки. Инструменты выделения.
Теория:
Знакомство с инструментом выделения «Лассо». Панель опций инструмента.
Практика:
Практическое использование инструментов: выделения, выравнивания.
Выполнение творческого задания по пройденным инструментам.
Композиция из фрагментов изображения.
Продолжение работы. Изменение положения и цвета отдельных фигур.
Тема: Работа со слоями и фигурами.
Теория:
Знакомство с понятием «слои». Меню и палитра «Слои». Создание нового слоя, перемещение, выделение и сливание слоев.
Инструмент «Область» для создания фигур, Функция растушевки. Применение инструмента «Градиент» к областям слоя.
Практика:
Практическая работа со слоями. Редактирование содержимого слоя. Изменение положения слоев в пространстве, относительно друг друга и переднего плана.
Понятие «Группировки». Создание групп слоев, возможности работы с группой.
Опции инструмента «Волшебная палочка».
Творческое задание «Фантастический натюрморт», «Город», «Робот».
Использование инструментов «выделение» и «перемещение».
Тема: Преобразование объектов.
Теория:
Основные функции трансформирования объектов. Масштабирование объектов. Использование инструмента "свободное трансформирование".
Практика:
Отображение, вращение, смещение, искажение и сдвиг объектов. Изменение перспективы. Создание нескольких трансформаций.
Самостоятельная работа.
Тема: Возможности коррекции изображения.
Практика:
Выравнивание цвета и тона через «Уровни», «Автоуровни».
Цветокоррекция.
Изменение яркости, контрастности, применение пастеризации, фотофильтра.
Тема: Творческое задание. Построение интерьера.
Теория:
Объяснение творческого задания.
Практика:
Изучение перспективы.
Создание эскизов.
Сбор материалов. Их обработка.
Выполнение перспективного построения будущего интерьера.
Составление композиции, размещение мебели и аксессуаров.
Тема: Дополнительный интерфейс пользователя.
Теория:
Фильтры в программе Photoshop. Художественные фильтры.
Практика:
Фильтры искажения и пластики.
Создание размытия и резкости на изображении.
Применение эффектов освещения.
Тема: Инструменты клонирования.
Теория:
Возможности инструмента «Штамп».
Практика:
Использование инструмента «Заплатка».
Творческое задание: создание коллажа на тему «Мои любимые животные», «Плакат».
Тема: Работа с текстом.
Теория:
Основные характеристики инструмента "текст".
Палитра шрифтов. Изменение размера и цвета, искажение шрифта. Практика:
Обтекание текстом графического объекта.
Заполнение шрифта изображением через выделение и «маску текста».
Самостоятельная работа «Открытка»,
Тема: Создание объектов и фигур.
Теория:
Режимы «контуры», «слой фигуры» «заливка пикселей».
Практика:
Применение стиля слоя к фигуре.
Создание своей пользовательской формы.
Тема: Возможности создания анимации.
Теория:
Особенности передачи движения в программе. Окно анимирования изображений.
Практика:
Создание кадровой ленты.
Решение простого анимированного изображения. Баннер.
Тема: Использование маски.
Теория:
Наложение маски на изображение. Возможности работы с маской.
Практика:
Практическая работа с маской.
Применение маски к текстовому слою. Создание «исчезающего текста».
Тема: Рисование инструментом перо.
Теория:
Основные функции инструмента "перо" и принципы работы. Рисование прямых и кривых линий.
Практика:
Построение кривых линий. Угловые точки привязки на кривых линиях.
Рисование кривых линий разных типов. Преобразование гладких точек в угловые и наоборот.
Рисование фигуры по образцу.
Редактирование кривых линий.
Второй год обучения
Раздел 2. «Векторная графика. Векторные графические редакторы». Инструктаж по ТБ.
Тема: Базовый инструментарий графического редактора Corel Draw.
Теория:
Инструктаж по безопасности и правилам противопожарной безопасности. Особенности векторной графики. Печатная страница, основные инструменты, создание документа.
Инструмент «Форма». Возможности редактирования отдельных точек.
Практика:
Принцип работы с векторными объектами. Создание «Прямоугольник», «Эллипс», изменение основных характеристик.
Инструмент «указатель». Копирование фигур. Быстрые клавиши.
Другие фигуры. Задание параметров фигур.
Создание изображений с помощью фигур.
Форма «Звезда». Создание искажений.
«Собери конструктор». Создание композиции из заданных фигур.
Тема: Построение фигур.
Теория:
Возможности построения прямых и кривых. Инструмент «Свободная рука». Практика:
Редактирование линии.
«Кривая Безье».
Построение рисунка по образцу: «Кошка», «Вишенка», «Машина» и пр.
Завершение рисунка.
Тема: Цвет в программе Corel Draw.
Теория:
Возможности работы с цветовыми палитрами. Модели, микшеры, палитры. Практика:
Подбор цвета.
Заливка контуров – однородная, интерактивная, градиентная.
Заливка текстурой. Создание новых узоров.
Использование эффекта прозрачности.
Тема: Операции с контурами.
Теория:
Меню «Форма». Соединение, обрезка, пересечение, спаивание объектов.
Инструмент «Нож», «Ластик».
Практика:
Рисование фигуры «сыр».
Использование инструментов вырезания для рисования раппорта снежинки.
Завершение работы.
Тема: Возможности растра в векторной программе.
Практика:
Инструмент «Кисть», «Пульверизатор».
Инструмент «Каллиграфия».
Создание рисунка с использованием художественного оформления.
Тема: Основы работы с текстом.
Теория:
Инструмент «Текст» (художественный, обычный). Возможности редактирования текста.
Практика:
Размещение текста вдоль кривой.
Привязка к объектам.
Творческое задание. Создание рисунка с помощью текстовых блоков.
Продолжение работы.
Завершение творческого задания.
Тема: Работа с фигурами.
Теория:
Меню «Распределение и выравнивание объектов».
Практика:
Рисунок по образцу «бусы»
Составление сложного рисунка с использованием повторяющихся объектов.
Завершение задания.
Тема: Художественное оформление.
Теория:
Форматы графических файлов.
Обработка битового изображения в Corel Photo Paint. Основные возможности.
Практика:
«Экспорт» и «Импорт» изображения.
Использование маскированного изображения.
Применение эффектов.
Использование инструмента «распылитель».
Тема: Творческое задание «Рекламный проект».
Практика:
Разработка идеи и замысла.
Сбор материалов.
Обработка текстового и графического блоков.
Создание композиции.
Выполнение работы.
Завершение работы над проектом.
Тема: Создание переходов фигур и цветов.
Теория:
Эффекты перетекания фигур.
Опции перетекания. Привязка к пути.
Практика:
Использование эффекта прозрачности при перетекании объектов.
Разделение фигур с перетеканием. Использование отдельных форм.
Использование эффектов тени, интерактивной тени.
Привязка тени к сложным объектам.
Самостоятельная работа.
Тема: Использование трехмерных эффектов.
Теория:
Интерактивная векторная экструзия. Просмотр этапов перехода.
Применение эффекта экструзии к тексту.
Практика:
Создание трехмерного цилиндра.
Использование инструмента "вытеснение и скос".
Отображение символов на поверхностях трехмерных фигур.
Создание объекта путем вращения.
Изменение освещения.
Создание своего объекта путем вращения.
Создание баннера, логотипа с помощью эффекта искривления.
Тема: Применение атрибутов вида и графических стилей.
Практика:
Профили новых документов. Использование атрибутов вида. Использование графических стилей.
Применение графического стиля к слою. Копирование, применение и удаление графических стилей.
Тема: Дополнительные возможности.
Практика:
Эффекты свободной деформации формы.
Типы искажений.
Применение искажений к собранной группе фигур, к тексту.
Создание рисунка с отражением.
Подведение итогов по пройденному курсу.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
В качестве форм занятий по данной программе предполагаются лекции, беседы, объяснение нового материала, демонстрация примеров работ, комбинированные занятия, состоящие из теории и практики, показ приемов работы инструментами, самостоятельная тренировочная работа за компьютером, практические учебные занятия.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Беседа
Лекция
Объяснение материала
Метод демонстрации
Конспектирование основного теоретического материала
Комбинированные теоретически-практические занятия
Самостоятельная практическая работа за компьютером
Необходимые инструменты для реализации программы:
Компьютер
Графический планшет
Электронный носитель информации
Диски с клипарт картинками
Тетрадь для записей
Ручка
Карандаш
Альбом для рисования
Материально-техническое обеспечение:
Кабинет, оборудованный компьютерами, столами, стульями, общим освещением, интерактивной доской, стендами, мультимедийным оборудованием (проектор, экран, аудиоустройства)
Материалы и инструменты: таблицы, компакт-диски с обучающими и информационными программами по основным темам программы;
ОС Windows и Linux; учебные компьютерные программы Coreldraw, Photoshop и их аналоги Gimp, Inkscape; презентации.
Учебно-тематический план (1-й год обучения)
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Раздел I. «Растровая графика. Растровые графические редакторы» |
1.1 | Тема. Знакомство с особенностями работы в графическом редакторе Photoshop (Gimp). Инструктаж по ТБ. | 6 | 3 | 3 |
1.2 | Тема. Основные инструменты рисования. | 12 | 1 | 11 |
1.3 | Тема. Знакомство с инструментом градиентной заливки. Установки. Инструменты выделения. | 10 | 2 | 8 |
1.4 | Тема. Работа со слоями и фигурами. | 10 | 2 | 8 |
1.5 | Тема. Преобразование объектов. | 8 | 1 | 7 |
1.6 | Тема. Возможности коррекции изображения. | 6 | - | 6 |
1.7 | Тема. Творческое задание. Построение интерьера. | 12 | 1 | 11 |
1.8 | Тема. Дополнительный интерфейс пользователя. | 7 | 1 | 6 |
1.9 | Тема. Инструменты клонирования. | 5 | 1 | 4 |
1.10 | Тема. Работа с текстом. | 10 | 2 | 8 |
1.11 | Тема. Создание объектов и фигур. | 8 | 1 | 7 |
1.12 | Тема. Возможности создания анимации. | 8 | 1 | 7 |
1.13 | Тема. Использование маски. | 2 | 1 | 1 |
1.14 | Тема. Рисование инструментом перо. | 4 | 1 | 3 |
Всего: | 108 | 18 | 90 |
Учебно-тематический план (2-й год обучения)
№ | Название темы | Кол-во часов |
Всего | Теория | Практика |
2 | Раздел II. «Векторная графика. Векторные графические редакторы» |
2.1 | Базовый инструментарий графического редактора Corel Draw (Inkscape). Инструктаж по ТБ. | 6 | 3 | 3 |
2.2 | Построение фигур. | 12 | 1 | 11 |
2.3 | Цвет в программе Corel Draw (Inkscape) | 10 | 2 | 8 |
2.4 | Операции с контурами. | 10 | 2 | 8 |
2.5 | Возможности растра в векторной программе. | 8 | 1 | 7 |
2.6 | Основы работы с текстом. | 6 | - | 6 |
2.7 | Работа с фигурами. | 12 | 1 | 11 |
2.8 | Художественное оформление. | 7 | 1 | 6 |
2.9 | Творческое задание «Рекламный проект». | 5 | 1 | 4 |
2.10 | Создание переходов фигур и цветов. | 9 | 2 | 7 |
2.11 | Использование трехмерных эффектов. | 8 | 1 | 7 |
2.12 | Применение атрибутов вида и графических стилей. | 8 | 1 | 7 |
2.13 | Дополнительные возможности. | 2 | 1 | 1 |
2.14 | Итоговое занятие | 1 | | |
Всего: | 108 | 18 | 90 |
Материально-техническое обеспечение
Электронные ресурсы
Уроки фотошопа - URL: http://www.site-do.ru/photoshop/photoshop1.php
Уроки фотошопа - URL: https://photoshop-master.ru/
Уроки для начинающих - URL: http://promokachka.ru/lessons.php
Уроки для начинающих - CorelDRAW X5 - URL: http://www.teachvideo.ru/course/366
Видеоуроки - URL: http://cdx3.ru/coreldraw-x6.php
Список литературы
Список литературы для педагогов
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие/Л.А.Залогова. – 2 изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 212 с..
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум / Л.А.Залогова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 344 с.
Бурлаков М. CorelDRAW X4. БХВ-Петербург 2018.
Джон Лунд, Памела Пфиффнер. Основы композиции в Photoshop с Джоном Лундом. ООО «Издательство Вильямс» 2016.
Макарова В. Подарки своими руками с CorelDRAW и Photoshop. БХВ-Петербург 2018.
Обручев В. Adobe Photoshop CS6. Официальный учебный курс. – М.: Эксмо 2012.
Уорд Эл. Творческая обработка фотографий в Photoshop. – М., 2017.
ТайцА.М., ТайцА.А. CorelDRAW 11. — СПб: БХВ-Петербург, 2018.
Список литературы для обучающихся
Аверин В.Н. Компьютерная графика: учебник. - М.: Academia, 2016. - 304 c.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Немцова, Т.И. Компьютерная графика и web-дизайн: уч.пос / Т.И. Немцова, Т.В. Казанкова, А.В. Шнякин и др. - М.: Форум, 2017. - 144 c.