СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа "Компьютерная графика"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа «Компьютерная графика» составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 21.12.2012 г., письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Она ориентирована на изучение основных графических компьютерных программ векторной и растровой графики Adobe Photoshop (Gimp) и Corel Draw (Inkscape) в рамках их широкого использования, а также специальных профессиональных возможностей.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в том, что она дает учащимся комплексное понимание компьютерной графики как вида искусства, учит совмещать возможности растровой и векторной информации. Открывает возможности при минимальном количестве учебного времени не только изучить основные инструменты работы, но и увидеть, как их можно использовать для решения разнообразных задач, максимально реализовав именно творческие способности.

Актуальность данной программы заключается в необходимости знаний подобного свойства для человека современного компьютеризированного мира и времени цифровых технологий. Обучающиеся приобретают необходимые навыки, как для простой обработки фотографии, так и создания собственной визитки, плаката, презентации, анимированного рисунка. Кроме того, они познают изнутри труд художника – графика, что им помогает определиться с профессиональной сферой деятельности на будущее.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа "Компьютерная графика"»

16


Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детско–юношеский центр»


Рассмотрена на заседании

педагогического совета МАУ ДО ДЮЦ

протокол №4

от 03 июня 2021 года


Согласована на заседании

совета учреждения

МАУ ДО ДЮЦ

протокол №4

от 03 июня 2021 года








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА»




Вид программы

модифицированная

Направленность

техническая

Объединение

секция «ИКТ»

Форма обучения

очная

Срок реализации

2 года

Возраст обучающихся

15-16 лет








Бойков Василий Константинович,

педагог дополнительного образования







г. Салехард, 2021 г.


Пояснительная записка


Дополнительная общеразвивающая программа «Компьютерная графика» технической направленности разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный «Об образовании в Российской Федерации» закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г.

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».

  • Устав МАУ ДО ДЮЦ от 16.06.2015 г.

Образовательная программа «Компьютерная графика» составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 21.12.2012 г., письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Она ориентирована на изучение основных графических компьютерных программ векторной и растровой графики Adobe Photoshop (Gimp) и Corel Draw (Inkscape) в рамках их широкого использования, а также специальных профессиональных возможностей.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в том, что она дает учащимся комплексное понимание компьютерной графики как вида искусства, учит совмещать возможности растровой и векторной информации. Открывает возможности при минимальном количестве учебного времени не только изучить основные инструменты работы, но и увидеть, как их можно использовать для решения разнообразных задач, максимально реализовав именно творческие способности.

Актуальность данной программы заключается в необходимости знаний подобного свойства для человека современного компьютеризированного мира и времени цифровых технологий. Обучающиеся приобретают необходимые навыки, как для простой обработки фотографии, так и создания собственной визитки, плаката, презентации, анимированного рисунка. Кроме того, они познают изнутри труд художника – графика, что им помогает определиться с профессиональной сферой деятельности на будущее.

Цель программы: создание благоприятных условий для развития творческих способностей детей, математического и логического мышления.

Задачи:

  • дать учащимся знания основ компьютерной графики на примере работы с программами Adobe Photoshop (Gimp), Corel Draw (Inkscape);

  • дать базовые знания о персональном компьютере, сформировать навыки свободного ориентирования в графической среде операционной системы;

  • обучить возможностям создания собственных изображений, используя базовый набор инструментов графических программ, а также средствам обработки готовых рисунков с целью воплощения новых творческих задач;

  • рассмотреть возможности работы с текстом и фотографиями (преобразование, подбор к изображению, спецэффекты, создание логотипа и т.д.);

  • обучить возможностям создания собственных изображений, на основе знания законов и средств композиции;

  • закрепить знания по цветоведению и колористке, используя возможности работы с цветом средствами графических редакторов;

  • освоение навыков и приемов работы с графическим планшетом;

  • рассмотреть возможности анимирования изображений с целью подготовки к курсу компьютерной анимации;

  • развить творческий потенциал обучающихся посредством использования компьютера как рабочего инструмента художника.

Организационные условия реализации программы

Возраст обучающихся: 15-16 лет.

Наполняемость группы –15 человек.

Общее количество часов: 216, 1 год обучения – 108 часов, 2 год обучения – 108 часов.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 3 учебных часа.

Продолжительность учебного часа - 40 минут.

Форма обучения: очная

Уровень освоения программы: базовый

Язык обучения: русский

Место проведения занятий – МАУ ДО ДЮЦ.

Технологии обучения: игровые технологии, системно-деятельностный подход¸ личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, дистанционные образовательные технологии.

Условия набора в объединение:

Набор свободный, при наличии заявления от родителей.

Программа включает 2 образовательных модуля.

Материал программы разделен на два блока в соответствии с разделами учебно-тематического плана.

Программа первого года обучения предполагает групповые занятия и рассчитана на 108 часов.

На первом этапе рассматриваются возможности растровой графики, уделяется внимание редактированию готовых изображений, включая максимум визуальных эффектов, чтобы заинтересовать обучающихся.

Во второй год обучения занятия проходят также с группой обучающихся - 108 часов в течение года.

Здесь предполагается углубление полученных знаний, а также максимальное использование возможностей вектора, изучение основ полиграфического дела, шрифтовой композиции, возможностей работы с текстом и фотографиями (преобразование, подбор к изображению, спецэффекты, создание логотипа и т.д.). Экспортирование и импортирование изображений – использование возможностей двух графических программ для создания сложных проектов.

Формы организации образовательного процесса в данной программе - групповые занятия. Программа предполагает теоретические и практические занятия.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

В конце первого года обучения обучающиеся должны:

  • знать основные инструменты растровой программы Adobe Photoshop (Gimp);

  • иметь базовые знания о персональном компьютере и навыки свободного ориентирования в графической среде операционной системы (открытие, создание, сохранение и т.д.);

  • подбирать необходимые инструменты и строить алгоритм действий для воплощения поставленных творческих задач;

  • использовать базовый набор инструментов и возможности растровой программы для создания собственных изображений, на основе знаний законов и средств композиции, цветоведению и колористке;

  • использовать возможности работы с цветом, специальными эффектами и цветокоррекцией в Adobe Photoshop (Gimp);

  • уметь работать со слоями и масками, составлять коллажные композиции;

  • получить навыки работы с текстовыми объектами, познакомиться с основами типографики;

  • использовать возможности анимирования изображений, владеть основами покадрового рисования;

  • освоить навыки работы с графическим планшетом;

  • уметь использовать возможности векторных инструментов в растровой программе, уметь отличать их.

В конце второго года обучения обучающиеся должны:

  • свободно владеть инструментами векторной программы Corel Draw (Inkscape)для создания сложных рисунков;

  • рассмотреть возможности работы с текстом и фотографиями уметь их грамотно компоновать при создании макета (преобразование, подбор к изображению, спецэффекты, создание логотипа и т.д.);

  • уметь совмещать векторные и растровые изображения за счет экспорта и импорта файлов.

  • закрепить знания по цветоведению и колористке, уметь использовать приемы стилизации, условности изображения;

  • создавать векторные объекты на основе законов и средств композиции;

  • уметь разработать рекламный графический проект и довести его до печати.

Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются выставки работ обучающихся, участие в конкурсных соревнованиях, их дальнейшее ориентирование на освоение возможностей компьютерной графики.



Содержание программы


Первый год обучения


Раздел 1. «Растровая графика. Растровые графические редакторы». Инструктаж по ТБ.

Тема: Знакомство с особенностями работы в графическом редакторе Photoshop (Gimp).

Теория:

Инструктаж по технике безопасности и правилам противопожарной безопасности. Знакомство с интерфейсом. Изучение горизонтального меню, панели настроек, плавающего меню.

Создание нового документа. Сохранение и закрытие документа.

Практика:

Форматы графических файлов. Средства управления панелью инструментов. Организация и присоединение палитр.

Тема: Основные инструменты рисования.

Теория:

Знакомство с основными инструментами рисования – кистью и ластиком. Знакомство с инструментами заливки.

Изменение установок инструмента, фактурная заливка.

Практика:

Создание пробного рисунка.

Настройки инструментов: форма, толщина, прозрачность.

Цвет на практике. Цветовые режимы Photoshop (Gimp). Выбор и редактирование, цвета.

Закрепление навыков работы кистью.

Режимы смешивания.

Выполнение творческого задания по пройденным инструментам.

Создание рисунка с использованием объектов разной фактуры.

Инструмент «Палец».

Выполнение рисунка с использованием эффекта размытия пикселей «Пейзаж».

Тема: Знакомство с инструментом градиентной заливки. Установки. Инструменты выделения.

Теория:

Знакомство с инструментом выделения «Лассо». Панель опций инструмента.

Практика:

Практическое использование инструментов: выделения, выравнивания.

Выполнение творческого задания по пройденным инструментам.

Композиция из фрагментов изображения.

Продолжение работы. Изменение положения и цвета отдельных фигур.

Тема: Работа со слоями и фигурами.

Теория:

Знакомство с понятием «слои». Меню и палитра «Слои». Создание нового слоя, перемещение, выделение и сливание слоев.

Инструмент «Область» для создания фигур, Функция растушевки. Применение инструмента «Градиент» к областям слоя.

Практика:

Практическая работа со слоями. Редактирование содержимого слоя. Изменение положения слоев в пространстве, относительно друг друга и переднего плана.

Понятие «Группировки». Создание групп слоев, возможности работы с группой.

Опции инструмента «Волшебная палочка».

Творческое задание «Фантастический натюрморт», «Город», «Робот».

Использование инструментов «выделение» и «перемещение».

Тема: Преобразование объектов.

Теория:

Основные функции трансформирования объектов. Масштабирование объектов. Использование инструмента "свободное трансформирование".

Практика:

Отображение, вращение, смещение, искажение и сдвиг объектов. Изменение перспективы. Создание нескольких трансформаций.

Самостоятельная работа.

Тема: Возможности коррекции изображения.

Практика:

Выравнивание цвета и тона через «Уровни», «Автоуровни».

Цветокоррекция.

Изменение яркости, контрастности, применение пастеризации, фотофильтра.

Тема: Творческое задание. Построение интерьера.

Теория:

Объяснение творческого задания.

Практика:

Изучение перспективы.

Создание эскизов.

Сбор материалов. Их обработка.

Выполнение перспективного построения будущего интерьера.

Составление композиции, размещение мебели и аксессуаров.

Тема: Дополнительный интерфейс пользователя.

Теория:

Фильтры в программе Photoshop. Художественные фильтры.

Практика:

Фильтры искажения и пластики.

Создание размытия и резкости на изображении.

Применение эффектов освещения.

Тема: Инструменты клонирования.

Теория:

Возможности инструмента «Штамп».

Практика:

Использование инструмента «Заплатка».

Творческое задание: создание коллажа на тему «Мои любимые животные», «Плакат».

Тема: Работа с текстом.

Теория:

Основные характеристики инструмента "текст".

Палитра шрифтов. Изменение размера и цвета, искажение шрифта. Практика:

Обтекание текстом графического объекта.

Заполнение шрифта изображением через выделение и «маску текста».

Самостоятельная работа «Открытка»,

Тема: Создание объектов и фигур.

Теория:

Режимы «контуры», «слой фигуры» «заливка пикселей».

Практика:

Применение стиля слоя к фигуре.

Создание своей пользовательской формы.

Тема: Возможности создания анимации.

Теория:

Особенности передачи движения в программе. Окно анимирования изображений.

Практика:

Создание кадровой ленты.

Решение простого анимированного изображения. Баннер.

Тема: Использование маски.

Теория:

Наложение маски на изображение. Возможности работы с маской.

Практика:

Практическая работа с маской.

Применение маски к текстовому слою. Создание «исчезающего текста».

Тема: Рисование инструментом перо.

Теория:

Основные функции инструмента "перо" и принципы работы. Рисование прямых и кривых линий.

Практика:

Построение кривых линий. Угловые точки привязки на кривых линиях.

Рисование кривых линий разных типов. Преобразование гладких точек в угловые и наоборот.

Рисование фигуры по образцу.

Редактирование кривых линий.


Второй год обучения


Раздел 2. «Векторная графика. Векторные графические редакторы». Инструктаж по ТБ.

Тема: Базовый инструментарий графического редактора Corel Draw.

Теория:

Инструктаж по безопасности и правилам противопожарной безопасности. Особенности векторной графики. Печатная страница, основные инструменты, создание документа.

Инструмент «Форма». Возможности редактирования отдельных точек.

Практика:

Принцип работы с векторными объектами. Создание «Прямоугольник», «Эллипс», изменение основных характеристик.

Инструмент «указатель». Копирование фигур. Быстрые клавиши.

Другие фигуры. Задание параметров фигур.

Создание изображений с помощью фигур.

Форма «Звезда». Создание искажений.

«Собери конструктор». Создание композиции из заданных фигур.

Тема: Построение фигур.

Теория:

Возможности построения прямых и кривых. Инструмент «Свободная рука». Практика:

Редактирование линии.

«Кривая Безье».

Построение рисунка по образцу: «Кошка», «Вишенка», «Машина» и пр.

Завершение рисунка.

Тема: Цвет в программе Corel Draw.

Теория:

Возможности работы с цветовыми палитрами. Модели, микшеры, палитры. Практика:

Подбор цвета.

Заливка контуров – однородная, интерактивная, градиентная.

Заливка текстурой. Создание новых узоров.

Использование эффекта прозрачности.

Тема: Операции с контурами.

Теория:

Меню «Форма». Соединение, обрезка, пересечение, спаивание объектов.

Инструмент «Нож», «Ластик».

Практика:

Рисование фигуры «сыр».

Использование инструментов вырезания для рисования раппорта снежинки.

Завершение работы.

Тема: Возможности растра в векторной программе.

Практика:

Инструмент «Кисть», «Пульверизатор».

Инструмент «Каллиграфия».

Создание рисунка с использованием художественного оформления.

Тема: Основы работы с текстом.

Теория:

Инструмент «Текст» (художественный, обычный). Возможности редактирования текста.

Практика:

Размещение текста вдоль кривой.

Привязка к объектам.

Творческое задание. Создание рисунка с помощью текстовых блоков.

Продолжение работы.

Завершение творческого задания.

Тема: Работа с фигурами.

Теория:

Меню «Распределение и выравнивание объектов».

Практика:

Рисунок по образцу «бусы»

Составление сложного рисунка с использованием повторяющихся объектов.

Завершение задания.

Тема: Художественное оформление.

Теория:

Форматы графических файлов.

Обработка битового изображения в Corel Photo Paint. Основные возможности.

Практика:

«Экспорт» и «Импорт» изображения.

Использование маскированного изображения.

Применение эффектов.

Использование инструмента «распылитель».

Тема: Творческое задание «Рекламный проект».

Практика:

Разработка идеи и замысла.

Сбор материалов.

Обработка текстового и графического блоков.

Создание композиции.

Выполнение работы.

Завершение работы над проектом.

Тема: Создание переходов фигур и цветов.

Теория:

Эффекты перетекания фигур.

Опции перетекания. Привязка к пути.

Практика:

Использование эффекта прозрачности при перетекании объектов.

Разделение фигур с перетеканием. Использование отдельных форм.

Использование эффектов тени, интерактивной тени.

Привязка тени к сложным объектам.

Самостоятельная работа.

Тема: Использование трехмерных эффектов.

Теория:

Интерактивная векторная экструзия. Просмотр этапов перехода.

Применение эффекта экструзии к тексту.

Практика:

Создание трехмерного цилиндра.

Использование инструмента "вытеснение и скос".

Отображение символов на поверхностях трехмерных фигур.

Создание объекта путем вращения.

Изменение освещения.

Создание своего объекта путем вращения.

Создание баннера, логотипа с помощью эффекта искривления.

Тема: Применение атрибутов вида и графических стилей.

Практика:

Профили новых документов. Использование атрибутов вида. Использование графических стилей.

Применение графического стиля к слою. Копирование, применение и удаление графических стилей.

Тема: Дополнительные возможности.

Практика:

Эффекты свободной деформации формы.

Типы искажений.

Применение искажений к собранной группе фигур, к тексту.

Создание рисунка с отражением.

Подведение итогов по пройденному курсу.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

В качестве форм занятий по данной программе предполагаются лекции, беседы, объяснение нового материала, демонстрация примеров работ, комбинированные занятия, состоящие из теории и практики, показ приемов работы инструментами, самостоятельная тренировочная работа за компьютером, практические учебные занятия.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

  • Беседа

  • Лекция

  • Объяснение материала

  • Метод демонстрации

  • Конспектирование основного теоретического материала

  • Комбинированные теоретически-практические занятия

  • Самостоятельная практическая работа за компьютером

Необходимые инструменты для реализации программы:

  • Компьютер

  • Графический планшет

  • Электронный носитель информации

  • Диски с клипарт картинками

  • Тетрадь для записей

  • Ручка

  • Карандаш

  • Альбом для рисования

Материально-техническое обеспечение:

  • Кабинет, оборудованный компьютерами, столами, стульями, общим освещением, интерактивной доской, стендами, мультимедийным оборудованием (проектор, экран, аудиоустройства)

  • Материалы и инструменты: таблицы, компакт-диски с обучающими и информационными программами по основным темам программы;

  • ОС Windows и Linux; учебные компьютерные программы Coreldraw, Photoshop и их аналоги Gimp, Inkscape; презентации.




Учебно-тематический план (1-й год обучения)


Название раздела, темы


Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1

Раздел I. «Растровая графика.

Растровые графические редакторы»

1.1

Тема. Знакомство с особенностями работы в графическом редакторе Photoshop (Gimp). Инструктаж по ТБ.

6

3


3

1.2

Тема. Основные инструменты рисования.

12

1


11

1.3

Тема. Знакомство с инструментом градиентной заливки. Установки. Инструменты выделения.

10

2


8

1.4

Тема. Работа со слоями и фигурами.

10

2

8

1.5

Тема. Преобразование объектов.

8

1

7

1.6

Тема. Возможности коррекции изображения.

6

-

6

1.7

Тема. Творческое задание. Построение интерьера.

12

1


11

1.8

Тема. Дополнительный интерфейс пользователя.

7

1


6

1.9

Тема. Инструменты клонирования.

5

1

4

1.10

Тема. Работа с текстом.

10

2

8

1.11

Тема. Создание объектов и фигур.

8

1

7

1.12

Тема. Возможности создания анимации.

8

1

7

1.13

Тема. Использование маски.

2

1

1

1.14

Тема. Рисование инструментом перо.

4

1


3

Всего:

108

18

90


Учебно-тематический план (2-й год обучения)

Название темы


Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

2

Раздел II. «Векторная графика.

Векторные графические редакторы»

2.1

Базовый инструментарий графического редактора Corel Draw (Inkscape). Инструктаж по ТБ.

6

3


3

2.2

Построение фигур.

12

1


11

2.3

Цвет в программе Corel Draw

(Inkscape)

10

2


8

2.4

Операции с контурами.

10

2

8

2.5

Возможности растра в векторной программе.

8

1

7

2.6

Основы работы с текстом.

6

-

6

2.7

Работа с фигурами.

12

1


11

2.8

Художественное оформление.

7

1


6

2.9

Творческое задание «Рекламный проект».

5

1

4

2.10

Создание переходов фигур и цветов.

9

2

7

2.11

Использование трехмерных эффектов.

8

1

7

2.12

Применение атрибутов вида и графических стилей.

8

1


7

2.13

Дополнительные возможности.

2

1

1

2.14

Итоговое занятие

1



Всего:

108

18

90


Материально-техническое обеспечение


Электронные ресурсы


  1. Уроки фотошопа - URL: http://www.site-do.ru/photoshop/photoshop1.php

  2. Уроки фотошопа - URL: https://photoshop-master.ru/

  3. Уроки для начинающих - URL: http://promokachka.ru/lessons.php

  4. Уроки для начинающих - CorelDRAW X5 - URL: http://www.teachvideo.ru/course/366

  5. Видеоуроки - URL: http://cdx3.ru/coreldraw-x6.php

Список литературы


Список литературы для педагогов


  1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие/Л.А.Залогова. – 2 изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 212 с..

  2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум / Л.А.Залогова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 344 с.

  3. Бурлаков М. CorelDRAW X4. БХВ-Петербург 2018.

  4. Джон Лунд, Памела Пфиффнер. Основы композиции в Photoshop с Джоном Лундом. ООО «Издательство Вильямс» 2016.

  5. Макарова В. Подарки своими руками с CorelDRAW и Photoshop. БХВ-Петербург 2018.

  6. Обручев В. Adobe Photoshop CS6. Официальный учебный курс. – М.: Эксмо 2012.

  7. Уорд Эл. Творческая обработка фотографий в Photoshop. – М., 2017.

  8. ТайцА.М., ТайцА.А. CorelDRAW 11. — СПб: БХВ-Петербург, 2018.


Список литературы для обучающихся


  1. Аверин В.Н. Компьютерная графика: учебник. - М.: Academia, 2016. - 304 c.

  2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

  3. Немцова, Т.И. Компьютерная графика и web-дизайн: уч.пос / Т.И. Немцова, Т.В. Казанкова, А.В. Шнякин и др. - М.: Форум, 2017. - 144 c.