ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ»
Педагог: Кириллова О.А.
2024
Пояснительная записка
Рабочая программа по подготовке к школе детей 5,5-7 лет разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2016), рекомендованной Министерством образования РФ.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Основные задачи: развитие личностных качеств; сохранение и укрепление здоровья; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.
Общая характеристика программы
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Программа состоит из следующих курсов:
Курс «Обучение грамоте» (развитие речи, знакомство с буквами, подготовка к письму) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, формирование графических навыков, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, а также таких процессов, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.
Место занятий в учебном плане
Программа предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: ««Обучение грамоте»» и «Математические ступеньки». Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую структуру: 2 занятия в неделю. Продолжительность занятий 40 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 34 недели.
Планируемые результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы «Подготовка к школе» предполагается обеспечение условий для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Предметные результаты.
Ребенок научится:
распознавать первый звук в словах;
отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
составлять элементарный рассказ по серии картинок;
участвовать в коллективных разговорах;
использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
различать геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник. овал) по форме, по цвету, по размеру;
считать от 0 до 10 и в обратном направлении;
определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
ориентироваться в пространстве;
ориентироваться в тетради в клетку;
выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге
печатать изученные буквы русского алфавита.
Ребенок получит возможность научиться:
устанавливать речевые контакты со взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
присчитывать и отсчитывать по одному;
записывать математические выражения, используя знаки: «+, -, =, »
Общая характеристика курса «Обучение грамоте»
Цель- формирование у детей практических навыков устной и письменной речи.
Задачи:
- развивать связную, грамматически и фонетически правильную речь,
- расширять и обогащать словарный запас,
- развивать мелкую моторику рук и графические навыки письма.
Курс «Обучение грамоте» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по развитию и совершенствованию устной речи.
Курс направлен на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка и чтения.
Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям:
-развитие связной речи;
-подготовка к обучению чтения;
-подготовка к обучению письму.
Обучение строится на основе метода игровой деятельности и носит практический характер.
Содержание курса «Обучение грамоте»
Развитие и совершенствование устной речи. Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребёнка словами, обозначающими названия предметов, действий, признаков, точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи.
Разучивать короткие чистоговорки и скороговорки. пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Учить задавать вопросы к тексту. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи.
Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; обогащать словарь. Развивать умение описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты и т. д.).
Особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.
Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, упражнения для губ, упражнения для языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков.
Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на слух. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.
Определять границы предложения в устной речи, изображать его схему на листе бумаги на основе выделения количества слов.
Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.
Подготовка к обучению письму включает два направления.
Развитие графомоторных навыков помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др.
Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.
Тематическое планирование курса «Обучение грамоте».
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата |
1 | Правила посадки. Расположение тетради при письме. Умение держать ручку. Раскрашивание узора. | 1 ч | |
2 | Понятие о предложении. Составление предложений по схеме на основе сюжетных картинок. Штриховка. | 1 ч | |
3 | Слог. Деление слов на слоги. Штриховка. Выполнение узора по образцу. | 1 ч | |
4 | Гласные звуки IаI, IуI; буквы А, а; У, у. Штриховка. Конструирование и письмо печатных букв а, А. | 1 ч | |
5 | Гласные и согласные звуки. Отличие звука и буквы. Обведение контура предметов по нанесенным точкам. | 1 ч | |
6 | Гласный звук IуI; буквы У, у. Беседа «Безопасность на улице». Конструирование и письмо печатных букв у, У. Штриховка. | 1 ч | |
7 | Гласный звук IоI, буквы О, о. Беседа на тему «Осень». Конструирование и письмо печатных букв О, о. Раскрашивание узора. | 1 ч | |
8 | Гласные звуки IиI, IыI буквы И, и, ы. Составление сказки о мышонке. Конструирование и письмо печатных букв И, и. | 1 ч | |
9 | Согласные звуки IмI, IмI; буквы М, м. Беседа на тему «Моя семья». Конструирование и письмо печатных букв М, м. | 1 ч | |
10 | Согласные звуки IлI, IлI; буквы Л, л. Составление и чтение слогов из букв разрезной азбуки. Конструирование и письмо печатных букв Л, л. | 1 ч | |
11 | Согласные звуки IсI, IсI; буквы С, с. Звуковой анализ слов: сом, лиса. Конструирование и письмо печатных букв С, с. | 1 ч | |
12 | Согласные звуки IрI, IрI; буквы Р, р. Составление сказки «Репка» по сюжетным картинкам. Конструирование и письмо печатных букв р. Р. Штриховка. | 1 ч | |
13 | Согласные звуки IнI, IнI; буквы Н, н. Беседа «Как празднуют новый год». Конструирование и письмо печатных букв Н,н. | 1 ч | |
14 | Согласные звуки IкI, IкI; буквы К, к. Составление сказки «Колобок» по сюжетным картинкам. Конструирование и письмо печатных букв К, к. | 1 ч | |
15 | Согласные звуки IпI, IпI; буквы П, п. Беседа на тему «Профессии». Конструирование и письмо печатных букв П, п. | 1 ч | |
16 | Согласные звуки IтI, IтI; буквы Т, т. Слова, обозначающие действия предметов на основе сюжетной картины («Кто что делает?»). Конструирование и письмо печатных букв Т, т. | 1 ч | |
17 | Согласный звук IйI; буква И, й. Слова, обозначающие признаки предметов на основе предметных картинок («Какой, какая, какие?»). Конструирование и письмо печатных букв Й, й. | 1 ч | |
18 | Согласные звуки IзI, IзI; буквы З, з. Составление рассказа «Зимние игры детей». Конструирование и письмо печатных букв З, з. | 1 ч | |
19 | Согласные звуки IгI, IгI; буквы Г, г. Беседа на тему «Грибы». Конструирование и письмо печатных букв Г, г. | 1 ч | |
20 | Согласные звуки IвI, IвI; буквы В, в. Беседа «Что из чего сделано?» Конструирование и письмо печатных букв В, в. | 1 ч | |
21 | Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б. Штриховка. Конструирование и письмо печатных букв Б, б. | 1 ч | |
22 | Согласные звуки IдI, IдI; буквы Д, д. Беседа на тему «Домашние животные». Конструирование и письмо печатных букв Д, д. | 1 ч | |
23 | Согласный звук IшI; буквы Ш, ш. Разучивание чистоговорки. Конструирование и письмо печатных букв Ш, ш. | 1 ч | |
24 | Согласный звук IжI; буквы Ж, ж. Название животных и их детенышей. Конструирование и письмо печатных букв Ж, ж. | 1 ч | |
25 | Буквы Е, е; Ё, е. Звуковой анализ слова «ели». Конструирование и письмо печатных букв Е, е; Ё, е. | 1 ч | |
26 | Буква Ь. Буква Ъ. Звуковой анализ слова «конь». Конструирование и письмо печатных буквы ь, ъ. | 1 ч | |
27 | Буква Я, я. Звуковой анализ слова «яма». Конструирование и письмо печатных букв Я, я. | 1 ч | |
28 | Буква Ю, ю. Звуковой анализ слова «юла». Конструирование и письмо печатных букв Ю, ю. | 1 ч | |
29 | Согласный звук IчI; буквы Ч, ч. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Конструирование и письмо печатных букв Ч, ч. | 1 ч | |
30 | Гласный звук IэI; буквы Э, э. Речевая игра «Эхо». Конструирование и письмо печатных букв Э, э. | 1 ч | |
31 | Согласный звук IцI,; буквы Ц, ц. Составление описания цветов по предметным картинкам. Конструирование и письмо печатных букв Ц, ц. | 1 ч | |
32 | Согласные звуки IхI, IхI; буквы Х, х. Беседа «Как хлеб пришел на стол». Конструирование и письмо печатных букв Х, х. | 1 ч | |
33 | Согласные звуки IфI, IфI; буквы Ф, ф. Беседа на тему «Фрукты». Конструирование и письмо печатных букв Ф, ф. | 1 ч | |
34 | Согласные звуки IщI, ; буквы Щ, щ. Составление описания щенка по предметной картинке. Конструирование и письмо печатных букв Щ, щ. | 1 ч | |
Учебно-методические средства обучения
Волина В.В. «Занимательное Азбуковедение» - Москва. Просвещение, 1991.
Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2016.
Федосова Н. А. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2016
Федосова Н.А. «От слова к букве». Пособие для детей 5 – 7 лет. – М: Просвещение, 2015.
Федосова Н.А. «Я готовлюсь к письму». Тетрадь №1. От рисунка к букве. Издательство: Гном и Д. Серия: Обучение грамоте.
Общая характеристика курса «Математические ступеньки»
Цель- формирование математических представлений.
Задачи:
- развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия),
- развивать навыки устного счета,
- развивать умение распознавать геометрические фигуры,
- формировать пространственные представления,
- воспитывать интерес к математике.
- В курсе «Математические ступеньки» реализуется основная методическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
Курс направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Содержание курса «Математические ступеньки»
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал. Понятие о точке, линии, о числовом отрезке, замкнутой и незамкнутой линии, умении их начертить в тетради.
Содержательно-логические задания на развитие:
- внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;
- воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
- памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;
- мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
Тематическое планирование «Математические представления»
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата |
1 | Зрительно-пространственная ориентация на листе, в клетке. Пространственные отношения: на, над, под, слева, справа, впереди, сзади. | 1 ч | |
2 | Представление о точке и линии, о замкнутой и незамкнутой линиях. Овал, круг. Пространственные отношения: внутри, снаружи. | 1 ч | |
3 | Представление об отрезке. Величины: короткий, длинный. Соотношение предметов по длине: короче, длиннее. | 1 ч | |
4 | Представление об углах. Треугольник, квадрат, прямоугольник. | 1 ч | |
5 | Сравнение и установление последовательности геометрических фигур. Величины: высокий, низкий. Соотношение предметов по высоте: выше, ниже. | 1 ч | |
6 | Число 1 и цифра 1. | 1 ч | |
7 | Число 2. Цифра 2. Пара. | 1 ч | |
8 | Взаимосвязь между целым и частью. Представление: «один–много». Объединение предметов в группы по общему свойству. | 1 ч | |
9 | Число 3. Цифра 3. | 1 ч | |
10 | Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Знаки «больше- меньше, равно». | 1 ч | |
11 | Число 4. Цифра 4. | 1 ч | |
12 | Отношение: часть-целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале). | 1 ч | |
13 | Запись и решение примеров на сложение (+1). Знаки «+», «=». | 1 ч | |
14 | Решение простых задач на сложение с опорой на наглядность. | 1 ч | |
15 | Отношение: часть-целое. Представление о действии вычитания (на наглядном материале). Знаки «-», «=». | 1 ч | |
16 | Число 5. Цифра 5. Сравнение чисел. | 1 ч | |
17 | Запись и решение примеров на вычитание (- 1). | 1 ч | |
18 | Решение простых задач на вычитание с опорой на наглядность. | 1 ч | |
19 | Запись и решение примеров на сложение и вычитание. | 1 ч | |
20 | Число 6. Цифра 6. Сравнение чисел. | 1 ч | |
21 | Запись и решение примеров на сложение и вычитание. | 1 ч | |
22 | Представление о числовом отрезке. | 1 ч | |
23 | Число 7. Цифра 7. Дни недели. | 1 ч | |
24 | Запись и решение примеров на сложение и вычитание. | 1 ч | |
25 | Решение простых задач с опорой на наглядность. | 1 ч | |
26 | Число 8. Цифра 8. | 1 ч | |
27 | Запись и решение примеров на сложение и вычитание. | 1 ч | |
28 | Число 9. Цифра 9. | 1 ч | |
29 | Запись и решение примеров на сложение и вычитание (+1, - 1). | 1 ч | |
30 | Число 0 и цифра 0. Временные отношения: раньше, позже. | 1 ч | |
31 | Число 10. Цифра 10. | 1 ч | |
32 | Прямой порядковый счет. | 1 ч | |
33 | Обратный порядковый счет. | 1 ч | |
34 | Повторение изученного материала. | 1 ч | |
Учебно-методические средства обучения
Волкова С.И. «Математические ступеньки». Пособие для детей 5 – 7 лет. – М: Просвещение, 2015.
Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп.и перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2008.
Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2016.
Федосова Н. А. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2016
«Школа 2000…». Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы/ Под ред. Г.В. Дорофеева. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2000.