СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительное образование

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительное образование»







ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

спортивная секция «Баскетбол»

возраст обучающихся - 8 -10 лет

срок реализации программы - 1 год

направление – спортивно-оздоровительное





Педагог дополнительного образования:



















Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Баскетбол» разработана на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов», В.И.Лях, А.А.Зданевич, Москва, Просвещение, 2016 г.

Внеурочная деятельность учащихся В.С. Кузнецов., Г.А. Колодницкий,

Москва, Просвещение, 2014 г.

Срок реализации программы – 1 год. Уровень обучения – базовый. Программа ориентирована на учащихся 8-10 лет.

Планирование рассчитано на 1 час в неделю, 34 часа в год.

Предлагаемая программа по баскетболу имеет физкультурно-спортивную направленность, предназначена для работы с учащимися 2-4 классов, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, для углубленного изучения раздела «Баскетбол» школьной программы.

Актуальность программы Баскетбол - один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе — это занятия в спортивной секции по баскетболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, матчевые встречи).

Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия баскетболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в баскетбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению баскетбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, баскетбольные щиты, мяч.

Отличительная особенность программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся повысить уровень соревновательной деятельности. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ, просмотра видеоматериала. В программе использованы данные спортивной практики в области игровых видов спорта, опыт педагогов физической культуры и спорта.

На занятиях представлены доступные для учащихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в баскетбол, развитию физических способностей. Реализация программы восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.

Форма обучения включает в себя: Теоретические занятия, практические занятия, групповые занятия, соревнования.

Форма подведения итогов: участие в соревнованиях по баскетболу на школьном и районном уровне.

Цель: формирование знаний, расширение и закрепление арсенала двигательных умений и навыков, достижение более высокого уровня развития двигательных способностей, приобщение регулярным тренировкам.

Задачи:

образовательные

- формировать знания и умения в области физической культуры и спорта.

- обучить технике и тактике двигательных действий.

воспитательные

- воспитывать нравственные и волевые качества личности учащихся.

- воспитывать привычку к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время;

- формировать потребность к ведению здорового образа жизни.

развивающие

- повышать техническую и тактическую подготовленность в данном виде спорта;

- совершенствовать навыки и умения игры;

- развивать физические качества, расширять функциональные возможности организма;

оздоровительные

- укрепить физическое и психологическое здоровье.

- содействовать физическому развитию.

- повысить устойчивость организма к различным заболеваниям.



Учебно – тематический план

№ п/п

Темы занятий

кол-во

часов всего

теория

практика

1

Основы знаний

2

в процессе занятий


2

Передвижения и остановки без мяча

2

в процессе занятий

в процессе занятий

3

Ведение мяча

8

в процессе занятий

8

4

Ловля и передача мяча

7

в процессе занятий

7

5

Броски мяча

7

в процессе занятий

7

6

Отбор мяча

2

в процессе занятий

2

7

Финты

3

в процессе занятий

3

8

Комбинации элементов техники



в процессе занятий

9

Тактика игры

3

в процессе занятий

7

10

Подвижные игры и эстафеты



в процессе занятий

11

Физическая подготовка



в процессе занятий

12

Судейская практика



в процессе занятий

Содержание программы

Краткая характеристика вида спорта. Требования к технике безопасности

История баскетбола. Основные правила игры в баскетбол. Основные приёмы игры. Правила техники безопасности

Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек

Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение)

Освоение ловли и передач мяча

Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча, двумя от головы на месте и в движении без и сопротивлением защитника, (в парах, тройках, квадрате, круге) на разные расстояния.

Освоение техники ведения мяча

Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направле-ния движения и скорости; ведение без и сопротивле-нием защитника ведущей и неведущей рукой.

Овладение техникой бросков мяча

Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли, в прыжке) с пассивным противодействием.

Освоение индивидуальной техники защиты

Вырывание и выбивание мяча, перехват мяча

техника владения мячом и развитие координационных способностей

Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок

техника перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей

Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

Освоение тактики игры




Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без и с изменением позиций игроков. Нападение быстрым прорывом (1:0) (2:1). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди».

Овладение игрой и комплексное развитие психо-моторных способностей

Игра по упрощённым правилам, игра по правилам мини-б/б. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.

Формы контроля


Практические тесты.



Планируемые результаты

В результате освоения программы дополнительного образования учащиеся будут

знать:

  1. Историю возникновения и развития игры баскетбол в стране и в мире.

  1. Олимпийские игры современности (Сочи – 2014).

  2. Правила техники безопасности.

  3. Оказание помощи при травмах и ушибах.

  4. Названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной техники.

  5. Типичные ошибки при выполнении технических приемов и тактических действий.

  6. Упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости).

  7. Контрольные упр. (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения.

  8. Основное содержание правил по баскетболу.

  9. Жесты судьи по баскетболу.

  10. Игровые упр., подвижные игры, эстафеты с элементами б/б.

уметь:

  1. соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма;

  2. выполнять технические приемы и тактические действия;

  3. контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на занятии;

  4. играть в баскетбол с соблюдением основных правил;

  5. демонстрировать жесты судьи;

  6. проводить судейство по баскетболу.

Демонстрировать:

  1. Ведение мяча с изменением высоты отскока мяча скорости, направления движения,

  2. в ловле и передачи мяча двумя руками от груди, одной от плеча, с отскоком от пола, на разные расстояния и точность;

  3. броски мяча в корзину с разных дистанций, с места, в прыжке, в движении с двух шагов.

Универсальными компетенциями учащихся являются:
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.

- доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

- организовывать и проводить упр. по баскетболу во время самостоятельных занятий.

Личностные результаты:

– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;

– воспитание морально-этических и волевых качеств;

– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;

– умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

– умение оказывать помощь своим сверстникам.

Метапредметные результаты:

– определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;

– уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;

– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере;

– умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;

Предметные результаты:

– знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;

– знать о физических качествах и правилах их тестирования;

– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;

– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;

– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения;

– владеть основами судейства игры в баскетбол.

Качества личности учащихся

Морально-волевые качества, которые развиваются в процессе занятий баскетболом:

сила воли - способность преодолевать значительные затруднения.

трудолюбие, настойчивость, терпеливость – это проявление силы воли во времени, на пути к достижению поставленной цели. Такая устремленность, питаемая моральным долгом, интересом и желанием достигнуть цели, главнейшая основа этих качеств.

выдержка и самообладание - это качества, определяющие умение спортсмена владеть собой, позволяющие сохранять психическую устойчивость и хладнокровие перед стартом и в «разгар» битвы на спортивной арене, обеспечивающие правильную реакцию и поведение спортсмена на различные сбивающие внешние факторы.

решительность – это умение в нужный момент принимать обоснованное решение, своевременно проводить его к исполнению.

мужество и смелость – это черты характера, выражающие моральную силу и волевую стойкость человека, храбрость, присутствия духа в опасности, готовность смело и решительно бороться за достижение благородной цели.

уверенность в своих силах – это качество, является основой бойцовского характера.

дисциплинированность – это умение подчинять свои действия требованиям долга, правилам и нормам, принятым в нашем обществе. Это необходимое качество для каждого человека.

самостоятельность и инициативность – это умение спортсмена намечать цели и план действий, самостоятельно принимать и осуществлять решения.

воля к победе - проявляется в сочетании всех волевых качеств спортсмена и опирается на его моральные качества.

Условия реализации программы

1. Спортивный зал с баскетбольной разметкой.

2. . Волейбольные, баскетбольные, футбольные, набивные мячи.

3. Шведские стенки, гимнастическое оборудование и т.п.

4. Баскетбольная форма, жилетки разного цвета.

5. Гантели, скакалки, обручи, эспандеры, тренажеры

6. Компьютеры с выходом в Интернет, экраны, проекторы.

7. Школьный стадион.

Формы аттестации

  • Опрос учащихся по пройденному материалу.

  • Наблюдение за учащимися во время тренировочных игр и соревнований.

  • Мониторинг результатов по окончанию курса обучения.

  • Контроль соблюдения техники безопасности.

  • Привлечение учащихся к судейству соревнований школьного уровня.

  • Контрольные игры с заданиями.

  • Выполнение контрольных упражнений.

Оценочные материалы

Тесты

результат


высокий

средний

низкий

М

Д

М

Д

М

Д

1

Ведение мяча с обводкой стоек (через 3 м).  Отрезок 15 м. туда и обратно

10

11

10,5

11,5

11

12

8,8

9,8

9,0

10

9,3

10,3

8,5

9,5

8,8

9,7

9,0

10

8,4

9,4

8,7

9,6

9,0

10

2

Челночный бег 3х10м с ведением мяча (сек).

8,6

9,0

8,9

9,2

9,2

9,4

8,3

8,6

8,5

8,8

8,8

9,0

8,1

8,5

8,4

8,7

8,7

9,0

8,0

8,4

8,3

8,6

8,6

9,0

3

Штрафной бросок (из 10 бросков).

5

5

4

4

3

3

5

5

4

4

3

3

6

6

5

5

4

4

6

6

5

5

4

4

4

Бросок в кольцо после ведения мяча (из 10 попыток).

5

5

4

4

3

3

6

6

5

5

4

4

7

7

6

6

5

5

8

8

7

7

6

6

5

Броски мяча в стенку с 3 м. и ловля после отскока за 30 сек (количество раз).

19

18

18

17

17

16

20

19

19

18

18

17

21

20

19

18

18

17

22

20

20

19

19

19


Методическое обеспечение программы.


Раздел

Форма занятия

Приёмы и методы учебно-воспитательного процесса

Форма

подведения итогов

Теоретическая подготовка.

Лекция, беседа,

посещение соревнований.

Рассказ, изучение знаний по физической культуре. Учебники по физической культуре, баскетболу. Методические пособия по баскетболу, спортивным играм, методике занятий и тренировок. Правила соревнований. Инструкции по технике безопасности.

Опрос учащихся.

Техническая подготовка.

Объяснение, демонстрация технического действия, практическое занятие, показ видео материала, посещение соревнований.

Повторный, дифференцированный, игровой, соревновательный методы.

Контрольные упражнения, соревнования, товарищеские встречи.

Тактическая подготовка.

Лекция, беседа, видео материала, участие в соревнованиях.

Групповой, повторный, игровой, соревновательный методы.

Игры с заданиями, результаты участия в соревнованиях.

Физическая подготовка.

Объяснение, практическое занятие

Словесный метод, метод показа. Групповой, поточный, фронтальный, круговой, повторный, попеременный, игровой методы.

Тесты и

контрольные упражнения.

Контроль умений и навыков

Соревнования (школьные, районные) судейство и организация соревнований.

Индивидуальный. Участие в соревнованиях и товарищеских встречах.


Обсуждение результатов соревнований.







Список литературы.

  • «Внеурочная деятельность учащихся Баскетбол» авторы: Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М. «Просвещение» 2013 г.

  • журналы «Физкультура в школе».

  • «Игры в тренировке баскетболистов» Санкт-Петербург 2009 г.

  • комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классы. В.И. Лях А. А. Зданевич М. Просвещение, 2016 г.

  • примерная рабочая программа по физической культуре В. И. Лях М. Просвещение, 2017 г.









































Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема занятий

К-во часов

Дата

по плану

факт

1

Т. б. на занятиях по баскетболу. Стойка игрока, перемещение шагом. Ловля мяча. Подвижная игра с элементами баскетбола Пятнашки».

1



2

Терминология, правила игры. Передачи двумя руками от груди. Ведение мяча на месте и шагом. Подвижная игра с элементами баскетбола Пятнашки».

1



3

Перемещения в стойке, шагом и бегом. Передачи двумя руками от груди. Ведение мяча шагом и бегом. Подвижная игра с элементами баскетбола «Догони партнера».

1



4

Перемещения в стойке, шагом и бегом с изменением направления. Ловля и передача одной от плеча. Подвижная игра с элементами баскетбола «Догони партнера»

1



5

Броски мяча в движении с двух шагов. Основы знаний техники приема и передачи от груди, плеча. Подвижная игра с элементами баскетбола «Догони партнера».

1



6

Перемещения в ходьбе и беге с заданиями. Ведение мяча с изменением направления. Подвижная игра с элементами баскетбола «Наседка и ястребы»

1



7

Броски мяча в движении с двух шагов. Игра по упрощенным правилам (мини-баскетбол). Подвижная игра с элементами баскетбола «Наседка и ястребы»

1



8

Остановка в два шага. Ловля и передача в движении. Ведение с изменением скорости. Подвижная игра с элементами баскетбола «Наседка и ястребы»

1



9

Остановка в два шага (по сигналу) Ловля и передача. Ведение с изменением скорости, направления, высоты. Подвижная игра с элементами баскетбола «Наседка и ястребы»

1



10

Броски мяча в движении одной от плеча, головы. Учебно-двухсторонняя игра.

1



11

Остановка прыжком. Ловля и передача в движении со сменой мест. Броски мяча в движении с двух шагов с передачей и ловлей. Подвижная игра с элементами баскетбола «Один хвост хорошо, а два лучше»

1



12

Повороты без мяча. Ловля и передача в движении со сменой мест (в два шага). Ведение с сопротивлением. Подвижная игра с элементами баскетбола «Один хвост хорошо, а два лучше»

1