Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6» города Когалыма (МАОУ «Средняя школа № 6»)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО – СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ВОЛЕЙБОЛ» (ДЕВУШКИ)
Уровень: базовый
Возрастной состав обучающихся: 12-17 лет
Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы: 9 месяцев
Автор-составитель: учитель физической культуры
Ибрагимова Айслу Шарифьяновна
г. Когалым, 2022 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по волейболу для группы начальной подготовки разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепцией развития дополнительного образования, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации детей от 04.09.2014 № 1726-р;
Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН);
письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Актуальность
Волейбол доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.
Выбор спортивной игры – волейбол - определился популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью, учебно-материальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого учителя.
Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья, а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чѐткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодѐжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.
Цель программы: сформировать у обучающихся устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом посредством овладения ими основ игры в волейбол.
Задачи:
Привитие интереса и потребности к занятиям волейболом.
Укрепление опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы.
Начальное обучение технике, правилам игры.
Развитие физических качеств и расширение двигательного опыта.
Воспитание волевых качеств и формирование коллективизма в группе.
Реализация физического и нравственного потенциала каждого занимающегося в группе.
Адресат программы
Программа будет интересна обучающимся подросткового возраста 12-17 лет. Желание найти себя, свое место в коллективе. Появляется самооценка -то, как подросток видит себя на фоне своих друзей, класса, компании, сравнивает себя с другими. Основная потребность - быть частью группы, получать ее поддержку, чувствовать единство.
Особое внимание уделяется возрасту, поскольку на этом этапе развития закладывается основа дальнейшего совершенствования и формируется потенциал физических возможностей, которые могут быть реализованы в различных сферах деятельности человека.
Программа спортивно-оздоровительного направления «Волейбол» для учащихся 12-17 лет, особенности набора детей –учащиеся с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная.
Количество обучающихся в объединении не менее 15 человек.
Уровень программы: базовый
Форма обучения: очная. При реализации программы возможно применение дистанционных образовательных технологий.
Объем программы
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 68 учебных часа.
Срок реализации программы: 34 недели, 9 месяцев
Режим и формы аудиторных занятий
Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 академических часа с 10-минутным перерывом, продолжительность 1 академического часа 45 минут.
Общеразвивающая дополнительная программа предполагает равномерное распределение этих часов по неделям, с целью проведение регулярных еженедельных занятий.
Занятия по данной программе проводятся в форме тренировок, соревнований, товарищеских встреч, сдачи контрольных нормативов, контрольного тестирования, самостоятельных подготовок, индивидуальных занятий.
Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка. Формы текущего контроля – опрос, тесты-практикумы Промежуточная (итоговая) аттестация
проводится по завершению программы согласно календарного учебного графика
1 раз в год (май), в следующей форме: сдача контрольных нормативов.
Учебно-тематический план
№ | Содержание и виды работ | Общее количеств о часов | | В том числе | |
Теорети ческие | Практические | Форма промежуточн ой (итоговой) аттестации |
1. | Основы знаний | 2 | 2 | | |
2. | Общая физическая подготовка | 10 | | 10 | |
3. | Технико-тактическая подготовка | 24 | | 24 | |
4. | Специальная физическая подготовка | 22 | | 22 | |
5. | Примерные показатели двигательной подготовленности | 10 | | 10 | Сдача контрольных нормативов |
ИТОГО | 68 | 2 | 66 | |
Содержание
Программа предусматривает изучение теоретического материала, проведение практических занятий по физической подготовке, подвижным и спортивным играм, участие в соревнованиях и физкультурно-массовых мероприятиях.
Теоритическая подготовка
Теория: инструктаж по ТБ. Гигиена волейболиста. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Внешний вид, гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом.
История развитие волейбола. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и в мире. Правила игры в волейбол.
Общая физическая подготовка
Теория: Значение общей физической подготовки спортсмена. Значение ОРУ перед началом тренировки.
Практика:Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения.
Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие.
Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног. Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические
упражнения: перекаты, кувырки, стойки.
Специальная физическая подготовка
Теория: Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передачи мяча. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Упражнения для развития качеств, необходимых при
выполнении нападающих ударов.
Практика: Прыжковые упражнения, имитация нападающего удара, имитация блокирования. Упражнения с набивными и теннисными мячами, развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации. Смена игровых действий и перемещений по сигналу тренера. Игры и эстафеты с препятствиями. Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом. Необходимые
упражнения для выполнения приема и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх. Развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча в прыжке из-за головы двумя руками через сетку.
Техническая подготовка
Теория: Специальные технические приемы перемещения, подачи, передачи, нападающие удары, блокирование.
Практика: Стойка волейболиста, поза готовности к перемещению и выходу в исходное положение для выполнения технического приема.
Передача мяча сверху двумя руками вверх-вперед (в опорном прыжке) Нижняя прямая подача мяча. Прием мяча снизу двумя руками. Верхняя прямая подача мяча. Передача мяча через сетку в прыжке. Передача мяча двумя руками назад. Прямой нападающий удар. Одиночное блокирование.
Примерные показатели двигательной подготовленности
Теория: Научить принимать правильное решение и быстро выполнить его в различных игровых ситуациях. Умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия. Умение взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником.
Практика: Обучение занимающихся тактическим действиям, индивидуальным, групповым, командным, в нападении и защите. Во время игры наблюдение за партнером и соперником. Наблюдение за траекторией полета мяча и умение быстро принять правильное решение, как действовать в данной ситуации. Обратить внимание на расположение игроков на площадке, (в какое место площадки) отправлять мяч, какой игровой прием применить.
Соревнования.
Теория: Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Обязанности судей. Содержание работы главной судейской коллегии. Методика судейства.
Практика: Участие внутри школьных соревнованиях, товарищеских матчах. Участие в городских соревнованиях.
Итоговое занятие.
Теория: Знание правил игры в волейбол.
Практика: Сдача контрольных нормативов по ОФП. Прыжок в длину, прыжок в высоту, метание набивного мяча. Сдача контрольных нормативов по технике игры
в волейбол Подача мяча верхняя и нижняя, передача верхняя и нижняя, нападающий удар.
Планируемые результаты: Знать и иметь представление:
об истории зарождения и развития волейбола, олимпийского движения;
о терминологии разучиваемых упражнений и правилах соревнований;
о строении и функциях человека;
о влиянии физических упражнений на организм человека;
об основах ЗОЖ, врачебного контроля и самоконтроля.
Знать и выполнять:
гигиенические требования и правила безопасного поведения.
Уметь:
выполнять набор общеразвивающих упражнений и элементарные упражнения волейбола;
выполнять нормативы согласно своему возрасту индивидуальным особенностям;
взаимодействовать с обучающимися в процессе тренировок, соревнований, досуга;
применять полученные навыки в соревновательной и досуговой деятельности.
Оценочные и методические материалы Текущий контроль
Контрольные нормативы для проведения промежуточной (итоговой)
аттестации (девочки)
№ | Контрольные упражнения | балл | Возраст, (лет) |
14 | 15 |
1 | Челночный бег 5*6 м.,с | 5 | 11.6 и меньше | 11.3 и меньше |
4 | 11.7-12.1 | 11.4-11.8 |
3 | 12.2-12.6 | 11.9-12.3 |
2 | 12.7-13.1 | 12.2-12.6 |
1 | 13.2-13.6 | 12.7-13.1 |
2 | Прыжок вверх с места, см | 5 | 34 и больше | 38 и больше |
4 | 30-33 | 34-37 |
3 | 26-29 | 30-33 |
2 | 22-25 | 26-29 |
1 | 18-21 | 22-25 |
| Прыжок в длину с | 5 | 165 и больше | 175 и больше |
4 | 155-164 | 165-174 |
3 | места, см. | 3 | 145-154 | 155-164 |
2 | 135-144 | 145-154 |
1 | 125-134 | 135-144 |
4 | Бросок набивного мяча 1 кг, из-за головы, сидя (м.) | 5 | 4.6 и больше | 5.1 и больше |
4 | 3.7-4.5 | 4.5-5.0 |
3 | 3.3-3.6 | 4.0-4.4 |
2 | 3.0-3.2 | 3.5-3.9 |
1 | 2.5-2.9 | 3.0-3.4 |
| | 5 | 8.1 и больше | 9.1 и больше |
5 | Метание набивного мяча 1 кг, из-за головы, стоя (м.) | 4 | 7.0-8.0 | 8.0-9.0 |
3 | 6.5-6.9 | 7.5-7.9 |
2 | 6.0-6.4 | 7.0-7.4 |
1 | 5.5-5.9 | 6.5-6.9 |
Тест по физической культуре по теме «Волейбол»
а) XX; б) XXI; в) XIX.
а) Россия; б) Франция; в) США
а) Джордж Майкен; б) Д.Фрейзер; в) Уильям Дж. Морган. 5. Что означает слово «волейбол»:
а) удар с лѐта и мяч; б)удар с лѐта; в) мяч;
Размеры волейбольной площадки (м): а) 18×15; б) 18х9 ; в) 17×16.
Высота волейбольной сетки для женщин (см): а) 199; б) 2,24 м; в) 200.
Вес волейбольного мяча (г):
а) 280-300; б) 350; в) 260-280
Нарушение правил в волейболе.
а) фол; б) касание рукой соперника; в) касание рукой пола.
Сколько игроков во время игры может находиться на площадке: а) 4; б) 6; в) 5.
Где выполняется подача мяча?
а) с площадки; б) из-за лицевой линии;в) со штрафной линии.
Сколько раз можно подбросить мяч для подачи?
а) 1; б) 2 ; в) 3.
Сколько времени дается на перерыв между партиями (мин.): а) 2; б) 5; в) 3.
14 Как выполняется переход команды на площадке? а) против часовой; б) по часовой; в) по горизонтали. 15 Либеро – это…
а) судья; б) игрок; в) тренер.
16. Из 1 зоны игрок переходит в… а) 7; б) 4; в)
Нормы оценивания теста 1-8 правильных ответов- не зачет
9-16 правильных ответов-зачет
Организационно – педагогические условия реализации ДОП «Волейбол»
Календарный учебный график
Продолжите льность обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Срок промежуточ ной (итоговой аттестации) | Количеств о учебных недель | Количе ство учебны х часов | Режим заняти й |
9 месяцев | 01.09.2022 | 31.05.2022 | 22.05.2023- 29.05.2023 | 34 | 68 | 1 раз в недел ю / 2 часа |
Материально-техническое обеспечение
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр;
К – полный комплект (на каждого обучающегося); Г – комплект (для работы в группах).
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | кол-во |
1 | Стандарт основного общего образования по физической культуре | Д |
2 | Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, B.C. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение, 2011. – 77 с.: ил. – (Работаем по новым стандартам) | Д |
3 | Дидактические материалы по основным разделам | Г |
4 | Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению | Д |
5 | Методические издания по физической культуре для учителей | Д |
6 | Аудиозаписи | Д |
7 | Мультимедийный компьютер | Д |
8 | Стенка гимнастическая | Г |
9 | Скамейка гимнастическая жѐсткая | Г |
10 | Мячи: футбольные, теннисные, малые мячи (мягкие), набивное | Г |
11 | Палка гимнастическая | К |
12 | Мячи: баскетбольные, волейбольные | К |
13 | Скакалка детская | К |
14 | Табло перекидное | Д |
15 | Стойки волейбольные универсальные | Д |
16 | Обруч детский | Г |
17 | Жилетки игровые | Г |
18 | Сетка волейбольная | Д |
19 | Аптечка | Д |
20 | Конус сигнальный | Г |
21 | Насос ручной | Д |
22 | Секундомер | Д |
23 | Площадка игровая волейбольная | Д |
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагогический работник (педагог дополнительного образования, учитель), имеющий среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлению, соответствующему направлению данной дополнительной общеразвивающей программы) и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональным стандартам.
К реализации программы возможно привлечение лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками.
Список рекомендуемой литературы:
Амалин М. Е. Тактика волейбола. Москва. «Физкультура и спорт» 2012
Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. – Омск: СибГАФК, 2012
Журнал «Физкультура в школе» №7,8,9. 2015. 4. Журнал «Физкультура в школе» №3. 2014.
5. Журнал «Физкультура в школе» №5,8, 11.2017.
7.Учебного пособия: «Волейбол: пособие для учителей и методистов» Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. - М. Просвещение, 2016