СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительное образование "Волейбол"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительное образование по волейболу девушки ( в помощь учителям физической культуры)

Просмотр содержимого документа
«Дополнительное образование "Волейбол"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа города Когалыма (МАОУ «Средняя школа № 6»)








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО – СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ВОЛЕЙБОЛ» (ДЕВУШКИ)






Уровень: базовый

Возрастной состав обучающихся: 12-17 лет


Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы: 9 месяцев

Автор-составитель: учитель физической культуры

Ибрагимова Айслу Шарифьяновна










г. Когалым, 2022 г

Пояснительная записка

Рабочая программа по волейболу для группы начальной подготовки разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Концепцией развития дополнительного образования, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации детей от 04.09.2014 № 1726-р;

  • Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН);

  • письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Направленность программы: физкультурно-спортивная

Актуальность

Волейбол доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.

Выбор спортивной игры – волейбол - определился популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью, учебно-материальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого учителя.

Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья, а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чѐткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.

Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодѐжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.

Цель программы: сформировать у обучающихся устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом посредством овладения ими основ игры в волейбол.

Задачи:
  1. Привитие интереса и потребности к занятиям волейболом.

  2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы.

  3. Начальное обучение технике, правилам игры.

  4. Развитие физических качеств и расширение двигательного опыта.

  5. Воспитание волевых качеств и формирование коллективизма в группе.

  6. Реализация физического и нравственного потенциала каждого занимающегося в группе.

Адресат программы

Программа будет интересна обучающимся подросткового возраста 12-17 лет. Желание найти себя, свое место в коллективе. Появляется самооценка -то, как подросток видит себя на фоне своих друзей, класса, компании, сравнивает себя с другими. Основная потребность - быть частью группы, получать ее поддержку, чувствовать единство.

Особое внимание уделяется возрасту, поскольку на этом этапе развития закладывается основа дальнейшего совершенствования и формируется потенциал физических возможностей, которые могут быть реализованы в различных сферах деятельности человека.

Программа спортивно-оздоровительного направления «Волейбол» для учащихся 12-17 лет, особенности набора детей –учащиеся с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная.

Количество обучающихся в объединении не менее 15 человек.

Уровень программы: базовый

Форма обучения: очная. При реализации программы возможно применение дистанционных образовательных технологий.

Объем программы

Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 68 учебных часа.

Срок реализации программы: 34 недели, 9 месяцев

Режим и формы аудиторных занятий

Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 академических часа с 10-минутным перерывом, продолжительность 1 академического часа 45 минут.

Общеразвивающая дополнительная программа предполагает равномерное распределение этих часов по неделям, с целью проведение регулярных еженедельных занятий.

Занятия по данной программе проводятся в форме тренировок, соревнований, товарищеских встреч, сдачи контрольных нормативов, контрольного тестирования, самостоятельных подготовок, индивидуальных занятий.

Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка. Формы текущего контроля – опрос, тесты-практикумы Промежуточная (итоговая) аттестация

проводится по завершению программы согласно календарного учебного графика

1 раз в год (май), в следующей форме: сдача контрольных нормативов.

Учебно-тематический план






Содержание и виды работ

Общее количеств о часов


В том числе


Теорети ческие

Практические

Форма

промежуточн ой (итоговой)

аттестации

1.

Основы знаний

2

2



2.

Общая физическая подготовка

10


10


3.

Технико-тактическая подготовка

24


24


4.

Специальная физическая подготовка

22


22



5.

Примерные показатели двигательной подготовленности


10



10

Сдача

контрольных нормативов

ИТОГО

68

2

66


Содержание

Программа предусматривает изучение теоретического материала, проведение практических занятий по физической подготовке, подвижным и спортивным играм, участие в соревнованиях и физкультурно-массовых мероприятиях.

Теоритическая подготовка

Теория: инструктаж по ТБ. Гигиена волейболиста. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Внешний вид, гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом.

История развитие волейбола. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и в мире. Правила игры в волейбол.

Общая физическая подготовка

Теория: Значение общей физической подготовки спортсмена. Значение ОРУ перед началом тренировки.

Практика:Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения.

Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие.

Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног. Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические

упражнения: перекаты, кувырки, стойки.

Специальная физическая подготовка

Теория: Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передачи мяча. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Упражнения для развития качеств, необходимых при

выполнении нападающих ударов.

Практика: Прыжковые упражнения, имитация нападающего удара, имитация блокирования. Упражнения с набивными и теннисными мячами, развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации. Смена игровых действий и перемещений по сигналу тренера. Игры и эстафеты с препятствиями. Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом. Необходимые

упражнения для выполнения приема и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх. Развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча в прыжке из-за головы двумя руками через сетку.

Техническая подготовка

Теория: Специальные технические приемы перемещения, подачи, передачи, нападающие удары, блокирование.

Практика: Стойка волейболиста, поза готовности к перемещению и выходу в исходное положение для выполнения технического приема.

Передача мяча сверху двумя руками вверх-вперед (в опорном прыжке) Нижняя прямая подача мяча. Прием мяча снизу двумя руками. Верхняя прямая подача мяча. Передача мяча через сетку в прыжке. Передача мяча двумя руками назад. Прямой нападающий удар. Одиночное блокирование.

Примерные показатели двигательной подготовленности

Теория: Научить принимать правильное решение и быстро выполнить его в различных игровых ситуациях. Умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия. Умение взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником.

Практика: Обучение занимающихся тактическим действиям, индивидуальным, групповым, командным, в нападении и защите. Во время игры наблюдение за партнером и соперником. Наблюдение за траекторией полета мяча и умение быстро принять правильное решение, как действовать в данной ситуации. Обратить внимание на расположение игроков на площадке, (в какое место площадки) отправлять мяч, какой игровой прием применить.

Соревнования.

Теория: Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Обязанности судей. Содержание работы главной судейской коллегии. Методика судейства.

Практика: Участие внутри школьных соревнованиях, товарищеских матчах. Участие в городских соревнованиях.

Итоговое занятие.

Теория: Знание правил игры в волейбол.

Практика: Сдача контрольных нормативов по ОФП. Прыжок в длину, прыжок в высоту, метание набивного мяча. Сдача контрольных нормативов по технике игры

в волейбол Подача мяча верхняя и нижняя, передача верхняя и нижняя, нападающий удар.

Планируемые результаты: Знать и иметь представление:
  • об истории зарождения и развития волейбола, олимпийского движения;

  • о терминологии разучиваемых упражнений и правилах соревнований;

  • о строении и функциях человека;

  • о влиянии физических упражнений на организм человека;

  • об основах ЗОЖ, врачебного контроля и самоконтроля.

Знать и выполнять:

гигиенические требования и правила безопасного поведения.

Уметь:
  • выполнять набор общеразвивающих упражнений и элементарные упражнения волейбола;

  • выполнять нормативы согласно своему возрасту индивидуальным особенностям;

  • взаимодействовать с обучающимися в процессе тренировок, соревнований, досуга;

  • применять полученные навыки в соревновательной и досуговой деятельности.

Оценочные и методические материалы Текущий контроль

Контрольные нормативы для проведения промежуточной (итоговой)

аттестации (девочки)

Контрольные упражнения

балл

Возраст, (лет)

14

15




1


Челночный бег 5*6 м.,с

5

11.6 и меньше

11.3 и меньше

4

11.7-12.1

11.4-11.8

3

12.2-12.6

11.9-12.3

2

12.7-13.1

12.2-12.6

1

13.2-13.6

12.7-13.1




2


Прыжок вверх с места, см

5

34 и больше

38 и больше

4

30-33

34-37

3

26-29

30-33

2

22-25

26-29

1

18-21

22-25



Прыжок в длину с

5

165 и больше

175 и больше

4

155-164

165-174


3

места, см.

3

145-154

155-164

2

135-144

145-154

1

125-134

135-144




4


Бросок набивного мяча 1 кг, из-за головы, сидя (м.)

5

4.6 и больше

5.1 и больше

4

3.7-4.5

4.5-5.0

3

3.3-3.6

4.0-4.4

2

3.0-3.2

3.5-3.9

1

2.5-2.9

3.0-3.4



5

8.1 и больше

9.1 и больше


5

Метание набивного мяча 1 кг, из-за головы, стоя (м.)

4

7.0-8.0

8.0-9.0

3

6.5-6.9

7.5-7.9

2

6.0-6.4

7.0-7.4

1

5.5-5.9

6.5-6.9


Тест по физической культуре по теме «Волейбол»
    1. В каком веке появился волейбол как игра:

а) XX; б) XXI; в) XIX.

    1. В каком году волейбол входит в программу Олимпийских игр: а) 1964; б) 1991; в) 1997

    2. Какая страна стала Родиной волейбола:

а) Россия; б) Франция; в) США

    1. Кто придумал волейбол как игру:

а) Джордж Майкен; б) Д.Фрейзер; в) Уильям Дж. Морган. 5. Что означает слово «волейбол»:

а) удар с лѐта и мяч; б)удар с лѐта; в) мяч;

  1. Размеры волейбольной площадки (м): а) 18×15; б) 18х9 ; в) 17×16.

  2. Высота волейбольной сетки для женщин (см): а) 199; б) 2,24 м; в) 200.

  3. Вес волейбольного мяча (г):

а) 280-300; б) 350; в) 260-280

  1. Нарушение правил в волейболе.

а) фол; б) касание рукой соперника; в) касание рукой пола.

  1. Сколько игроков во время игры может находиться на площадке: а) 4; б) 6; в) 5.

  2. Где выполняется подача мяча?

а) с площадки; б) из-за лицевой линии;в) со штрафной линии.

  1. Сколько раз можно подбросить мяч для подачи?

а) 1; б) 2 ; в) 3.

  1. Сколько времени дается на перерыв между партиями (мин.): а) 2; б) 5; в) 3.

14 Как выполняется переход команды на площадке? а) против часовой; б) по часовой; в) по горизонтали. 15 Либеро – это…

а) судья; б) игрок; в) тренер.

16. Из 1 зоны игрок переходит в… а) 7; б) 4; в)

Нормы оценивания теста 1-8 правильных ответов- не зачет

9-16 правильных ответов-зачет


Организационно педагогические условия реализации ДОП «Волейбол»

Календарный учебный график


Продолжите льность

обучения

Дата начала занятий

Дата

окончания занятий

Срок

промежуточ ной

(итоговой аттестации)

Количеств о учебных недель

Количе ство учебны х часов

Режим заняти й

9 месяцев

01.09.2022

31.05.2022

22.05.2023-

29.05.2023

34

68

1 раз в недел ю /

2 часа


Материально-техническое обеспечение

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр;

К – полный комплект (на каждого обучающегося); Г – комплект (для работы в группах).

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического

обеспечения

кол-во

1

Стандарт основного общего образования по физической культуре

Д

2

Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, B.C. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение, 2011. – 77 с.: ил. – (Работаем по новым стандартам)

Д

3

Дидактические материалы по основным разделам

Г

4

Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению

Д

5

Методические издания по физической культуре для учителей

Д


6

Аудиозаписи

Д

7

Мультимедийный компьютер

Д

8

Стенка гимнастическая

Г

9

Скамейка гимнастическая жѐсткая

Г

10

Мячи: футбольные, теннисные, малые мячи (мягкие), набивное

Г

11

Палка гимнастическая

К

12

Мячи: баскетбольные, волейбольные

К

13

Скакалка детская

К

14

Табло перекидное

Д

15

Стойки волейбольные универсальные

Д

16

Обруч детский

Г

17

Жилетки игровые

Г

18

Сетка волейбольная

Д

19

Аптечка

Д

20

Конус сигнальный

Г

21

Насос ручной

Д

22

Секундомер

Д

23

Площадка игровая волейбольная

Д


Кадровое обеспечение

Программу реализует педагогический работник (педагог дополнительного образования, учитель), имеющий среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлению, соответствующему направлению данной дополнительной общеразвивающей программы) и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональным стандартам.

К реализации программы возможно привлечение лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками.

Список рекомендуемой литературы:
  1. Амалин М. Е. Тактика волейбола. Москва. «Физкультура и спорт» 2012

  2. Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. – Омск: СибГАФК, 2012

  3. Журнал «Физкультура в школе» №7,8,9. 2015. 4. Журнал «Физкультура в школе» №3. 2014.

5. Журнал «Физкультура в школе» №5,8, 11.2017.

7.Учебного пособия: «Волейбол: пособие для учителей и методистов» Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. - М. Просвещение, 2016