Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Станция юных натуралистов
города Димитровграда Ульяновской области»
Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета от «___»_____________ 20____г. Протокол № ________________ | | «Утверждаю» Директор МБУДО СЮН _____________ Н.Ф.Крупина «____»_____________20____г |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
« Аквариумистика»
Возраст обучающихся: 8-12 лет
Срок реализации 1 год
| Автор-составитель: Сурыгина Татьяна Сергеевна педагог дополнительного образования |
г.Димитровград 2016 год
Рецензенты:
1. внешняя рецензия
(Ф.И.О. рецензента место его работы, должность, учёная степень, категория)
2. внутренняя рецензия:
(Ф.И.О. рецензента место его работы, должность, учёная степень, категория)
Программа рассчитана на 1год обучения:
1 год – 144 часа (2 раза по 2 часа в неделю; 4х36=144) 8-12лет
Возрастной диапазон освоения программы: 8- 12 лет
Программа рассмотрена
и одобрена на заседании
педагогического совета
МБУДО СЮН
протокол № ___ от _______
Секретарь _______________
Содержание:
| Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик» | |
1.1 | Пояснительная записка | |
1.2 | Цель и задачи программы | |
1.3 | Содержание программы | |
| 1.3.1 Учебный план | |
| 1.3.2 Содержание учебного плана | |
1.4 | Планируемые результаты | |
| Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» | |
2.1 | Календарный учебный график | |
2.2 | Календарный учебный график по группам | |
| 2.2.1 Календарный учебный график группа № 1 | |
| 2.2.2 Календарный учебный график группа № 2 | |
| 2.2.3 Календарный учебный график клуба «Юный аквариумист» | |
2.3 | Условия реализации программы | |
2.4 | Формы аттестации | |
2.5 | Оценочные материалы | |
2.6 | Методические материалы | |
2.7 | Список литературы | |
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик»
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Аквариумистика». Данная программа создана как модифицированная, программа взята за основу, А.В.Королёва, В.К.Белоусова «За стеклянным берегом» 2008.
Аквариум – эти искусственная модель водоема, управляемая человеком. Такое определение аквариума наиболее научно, оно подчеркивает роль и значение Человека, зависимость жизнедеятельности модели от знаний, опыта, внимания и ответственности того, кто ей управляет. Содержание аквариума с многообразным растительным и животным миров доступно ребенку уже в первый год обучения по программе «Аквариумистика».Заводя аквариум дома или в школе, ребята сталкиваются с массой проблем, решение которых можно найти, лишь расширяя, углубляя и совершенствуя свои знания, умения и навыки в этой области.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Аквариумистика» для объединения МБУДО – станции юных натуралистов «Юный аквариумист».
Она имеет естественнонаучную направленность и составлена на основе нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»
2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо Министерсва образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»
6. Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станции юных натуралистов города Димитровграда Ульяновской области»
Актуальность программы: Возросший интерес к аквариумоводству, к живой природе направляет энергию детей на общественно полезные дела. Маленький мир аквариума, зимнего сада, живого уголка необходим для воспитания и развития ребенка. В общении с живым отдыхает нервная система, повышается эмоциональность, что очень важно в современном мире, при 9-10 часовой рабочей нагрузке в школе и дома. Кроме того актуальность программы заключается в востребованности у учащихся. И пусть она не станут профессиональными рыбоводами и гидробиологами, но у каждого в душе сохраниться любовь к родной природе.
Отличительные особенности программы: Аквариум помогает развитию у учащихся важнейших биологических понятий, таких как – морфологические особенности организмов в связи со средой обитания, взаимосвязь организмов в биоценозе, специфика экономических групп, конвергенция, диверсенция, искусственный отбор, селекция и др.
Адресат программы: дети 1 года обучения: 8- 12 лет
психолого-педагогические особенности: детей этого возраста (8-12лет):
Выделяя характерные особенности детей данного возраста, мы должны в то же время отметить, что дети разные. Обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности и усвоению знаний. Основная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их. Например, девочки во многих отношениях развиваются быстрее, чем мальчики. Кроме того, и психическое развитие каждого происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее,
Нередки случаи, когда интеллектуальное развитие школьника существенно опережает развитие личностных особенностей: по интеллекту он уже подросток, а по особенностям личности – ребенок. Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделенное в качестве ведущей деятельности этого периода.
Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной комфортностью к ценностям и нормам группы сверстников.
Содержание и материал программы «Юный аквариумист» соответствует стартовому уровню
Объем программы – 144 часов
1 год обучения - 144 академических часов в год;
Срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год(а) обучения:
1 год – 144 часа (2 раза по 2 часа в неделю; 4х36=144)
Форма обучения очная
формы организации образовательного процесса: групповая
Методы обучения в основе которых лежит способ организации занятия
Словесные | Наглядные | Практические |
устное изложение | Показ видеоматериалов, иллюстраций | тренинг |
беседа, объяснение, | показ педагогом приемов исполнения работы | Исследовательские работы |
рассказ | наблюдение | Лабораторные работы и др. |
Диалог, тренинг. | работа по образцу и др. | |
Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, диагностический предусмотрено смена видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая.
Формы проведения занятий
беседа | опрос | презентация |
викторина | конкурс | размышление |
выставка | игровая программа | тренинг |
| лабораторное занятие | экскурсия |
занятие-игра | объяснение | рассказ |
игра-путешествие | наблюдение | Самостоятельная работа |
практическое занятие | открытое занятие | |
педагогические технологии -- технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология программированного обучения технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности, и др.
Режим занятий (периодичность и продолжительность занятий.)
1 год обучения 2 раза в неделю по 2 академических часа (продолжительность академического часа 45 минут (в соответствии с СанПин 2.4.4.3172-14))
Формы подведения итогов реализации программы: Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом уроке в условиях непосредственного общения с обучающимися и осуществляется в таких формах, как беседа, устный опрос, представление своих творческих работ.
Выставки работ проводятся несколько раз в год по различным темам.
Творческие работы представляются в виде:
- поделок из природного материала, бумаги;
- отчёты по наблюдению за аквариумными объектами;
Лучшие творческие работы ребят принимают участие в выставках, и конкурсах различного уровня.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель и задачи программы:
- цель — удовлетворение познавательного интереса детей об окружающем мире через аквариумистику; развитие творческого подхода к работе; формирование элементов экологической грамотности по оборудованию, содержанию и уходу за аквариумом и его обитателями.
- задачи
личностные - воспитать бережное отношение к природе и всему живому.
- воспитание нравственных качеств личности, соответствующих общечеловеческим ценностям
- воспитание культуры отношений через систему коллективного творчества в условиях разновозрастного коллектива
метапредметные - развить интерес к аквариумистике.
- сформировать комплекс знаний и навыков обустройства , содержанию аквариума.
- развитие эмоциональной сферы учащихся,их коммуникативных умений через систему совершенствования навыков общения в коллективе.
- формирование умений и навыков исследовательской работы.
образовательные (предметные) - познакомить с историей аквариумистики;
- обучить обустройству аквариума;
- познакомить с разнообразием видов обитателей аквариума рыбками растениями, моллюсками;
- расширить информацию о биологии тех или иных обитателях аквариума существование которых обеспечивает им вероятность жизни в одном аквариуме в определенном видовом сочетании
1.3. Содержание программы
3.1.Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) |
Всего | Теория | Практика |
1 | Раздел 1. Введение (6ч.) |
-
| Введение в программу. Инструкция по ОТ, ТБ, и ПДД | 2 | 2 | | Комплексное занятие, беседа тренинг | Опрос |
-
| Что такое аквариум. Выбор аквариума | 2 | 2 | | Комплексное занятие | Опрос |
-
| Различные типы аквариума | 2 | 2 | | Комплексное занятие, тренинг | Опрос, тестирование |
Раздел 2. Виды аквариумов и их устройство (14ч.) |
-
| Установка аквариума | 2 | | 2 | практика | анализ выполнения практических заданий, |
-
| Грунт в жизни аквариума | 2 | 2 | | теория | Опрос, |
-
| Закладка грунта в аквариум | 2 | | 2 | практика | Анализ выполнения практических заданий |
-
| Освещение аквариумов и осветительные приборы | 2 | 1 | 1 | теория практика | Анализ выполнения практических заданий |
-
| Установка осветительных приборов | 2 | | 2 | практика | Анализ выполнения практических заданий |
-
| Обогреватели и их роль в поддержании температурного режима | 2 | 2 | | теория | Анализ выполнения практических заданий |
-
| Итоговое занятие по теме «Установка обогревательных приборов» | 2 | | 2 | Итоговое занятие | Анализ выполнения практических заданий |
Раздел 3. Условия необходимые для жизнедеятельности аквариума (34ч.) |
-
| Кислородный режим в аквариуме | 2 | 1 | 1 | теория практика | Анализ выполнения практических заданий |
-
| Использование микро компрессоров для аэрации воды | 2 | | 2 | практика | Анализ выполнения практических заданий |
-
| Изготовление вспомогательного аквариумного оборудования | 2 | | 2 | практика | Анализ выполнения практических заданий |
-
| Вспомогательное аквариумное оборудование | 2 | | 2 | практика | Анализ выполнения практических заданий |
-
| Фильтрация Н2О в аквариуме | 2 | 1 | 1 | практика | Анализ выполнения практических заданий |
-
| Поддержание чистоты в аквариуме | 2 | | 2 | практика | Анализ выполнения практических заданий |
-
| Биологические процессы, протекающие в грунте | 2 | 1 | 1 | теория практика | Анализ выполнения практических заданий |
-
| Работа со специальной литературой | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие, тренинг | Анализ выполнения практических заданий |
-
| Физические свойства воды в аквариуме | 2 | 1 | 1 | теория практика | Анализ выполнения практических заданий |
-
| t Н2О в аквариуме, ее роль в жизни рыб и растений | 2 | 1 | 1 | теория практика | Анализ выполнения практических заданий |
-
| Минимальная и максимальная температура воды | 2 | 1 | 1 | теория практика | Анализ выполнения практических заданий |
-
| Лабораторные работы. Определение t Н2О в аквариуме с помощью термометра | 2 | | 2 | практика | Анализ выполнения практических заданий |
-
| Прозрачность и цветность Н2О | 2 | 2 | | теория | Анализ выполнения практических заданий |
-
| Соленость и жесткость Н2О | 2 | 1 | 1 | теория практика | Анализ выполнения практических заданий |
-
| Биологическое равновесие и условия его поддержания | 2 | 1 | 1 | Комбинированное занятие | Анализ выполнения практических заданий |
-
| Установление оптимальной t Н2О для гидробионов | 2 | | 2 | практика | Анализ выполнения практических заданий |
-
| Итоговое занятие по теме «Уход за аквариумом и чистка грунта» | 2 | 1 | 1 | Итоговая занятие | Анализ выполнения практических заданий |
Раздел 4. Аквафлора аквариума (16ч.) |
-
| Систематическое положение аквариумных растений | 2 | | 2 | практика | Анализ выполнения практических заданий |
-
| Биологические группы растений | 2 | | 2 | практика | наблюдение |
-
| Растения, обитающие на поверхности воды | 2 | 1 | 1 | Рассказ, беседа | Опрос, анализ выполнения заданий |
-
| Изучение биологических групп аквариумных растений | 2 | | 2 | практика | наблюдение |
-
| Размножение и посадка аквариумных растений | 2 | 2 | | теория | Опрос, анализ выполнения заданий |
-
| Оформление аквариума растениями | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие, тренинг | Анализ выполнения практических заданий |
-
| Правила посадки аквариумных растений | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие, | Анализ выполнения практических заданий |
-
| Итоговое занятие по теме «Свет в жизни растений» | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие, | Анализ выполнения практических заданий |
Раздел 5. Обитатели твоего аквариума 40(ч.) |
-
| Особенности внешнего строения рыб | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие, | Анализ выполнения практических заданий |
-
| Приспособление рыб к обитанию в водной среде | 2 | | 2 | Лабораторная работа | Анализ выполнения практических заданий |
-
| Продолжительность жизни рыб | 2 | 1 | 1 | Теория практика | Анализ выполнения практических заданий |
-
| Изучение внешнего строения рыб | 2 | 1 | 1 | теория практика | Наблюдение, анализ выполнения практических заданий, |
-
| Изучение приспособления рыб к размножению. Условия обитания | 2 | 2 | | теория | Наблюдение, анализ выполнения практических заданий, |
-
| Рыбы местных водоемов в аквариумах | 2 | | 2 | игровая программа | Опрос, наблюдение, тестирование |
-
| Содержание раб местных водоемов в аквариумах | 2 | | 2 | практика | Анализ выполнения практических заданий, |
-
| Экзотические рыбы наших аквариумов и их обитание | 2 | | 2 | практика | Анализ выполнения практических заданий, |
-
| Особенности содержания тропических рыб | 2 | | 2 | Экскурсия | Наблюдение |
-
| Как подобрать рыб для домашнего аквариума | 2 | | 2 | игровая программа | Анализ выполнения практических заданий,, наблюдение, тестирование |
-
| Живородящие рыбки из семейства Пецилид | 2 | 2 | | теория | Опрос анализ выполнения заданий |
-
| Содержание карпообразных в домашних условиях | 2 | 1 | 1 | комбинированное | Анализ выполнения практических заданий, |
-
| Условия содержания лабиринтовых рыб | 2 | 1 | 1 | комбинированное | Анализ выполнения практических заданий, |
-
| Игра «Знаешь ли ты рыб местных водоемов» | 2 | 1 | 1 | комбинированное | Анализ выполнения практических заданий, |
-
| Уход за аквариумом с тропическими рыбами | 2 | 1 | 1 | комбинированное | Анализ выполнения практических заданий, |
-
| Уход за аквариумом с карпообразными рабами | 2 | 2 | | теория | Анализ выполнения практических заданий, |
-
| Условия обитания рыб местных водоемов р.Мелекесска | 2 | | 2 | практика | Анализ выполнения практических заданий, |
-
| Игра «Живородящие рыбы наших аквариумов» | 2 | 1 | 1 | комбинированное | Анализ выполнения практических заданий, |
-
| Итоговое занятие по теме «Основные требования, предъявляемые к кормлению рыб» | 2 | 1 | 1 | комбинированное | Анализ выполнения практических заданий, |
Раздел 6. Виды кормов и кормление рыб.(14ч.) |
-
| Возрастные особенности в питании рыб | 2 | 1 | 1 | комбинированное | Анализ выполнения практических заданий, |
-
| Виды кормов | 2 | 1 | 1 | комбинированное | Анализ выполнения практических заданий, |
-
| Живые корма – мотыль, коретра | 2 | 1 | 1 | комбинированное | Анализ выполнения практических заданий, |
-
| Ловля и хранение живых кормов | 2 | 1 | 1 | комбинированное | Анализ выполнения практических заданий, |
-
| Сухие корма | 2 | | 2 | практика | Анализ выполнения практических заданий, |
-
| Сбор и хранение кольчатых червей | 2 | | 2 | практика | Анализ выполнения практических заданий, |
-
| Корма растительного происхождения | 2 | | 2 | практика | Анализ выполнения практических заданий, |
-
| Итоговое занятие по теме «Дополнительные виды кормов» | 2 | | 2 | Итоговое занятие | Анализ выполнения практических заданий, |
Раздел 7. Болезни рыб и «враги» аквариума. (10ч.) |
-
| Заболевания, вызванные неправильным содержанием | 2 | 1 | 1 | Теория,практика | Анализ выполнения практических заданий, |
-
| Меры профилактики заболеваний | 2 | 2 | | теория | Анализ выполнения практических заданий, |
-
| Дезинфицирующие растворы | 2 | 1 | 1 | Теория,практика | Анализ выполнения практических заданий, |
-
| Оформление аквариумов различных типов | 2 | | 2 | практика | Анализ выполнения практических заданий, |
-
| Итоговое занятие «Растения в интерьере аквариума» | 2 | 1 | 1 | комбинированное | Анализ выполнения практических заданий, |
| Раздел 8. Рыбы местных водоёмов.(10ч.) |
-
| Дополнительные аквариумные аксессуары | 2 | 1 | 1 | комбинированное | Анализ выполнения практических заданий, |
-
| Оформление аквариумов различных природных | 2 | | 2 | практика | Анализ выполнения практических заданий, |
-
| Дизайн выставочных зон помещений | 2 | | 2 | практика | Анализ выполнения практических заданий, |
-
| Размещение аквариумов и других экспонатов | 2 | | 2 | практика | Анализ выполнения практических заданий, |
-
| Итоговая занятие «Самостоятельное оформление выставочных аквариумов.» | 2 | | 2 | практика | Анализ выполнения практических заданий, |
| Итого: | 144 | 54 | 90 | | |
1. 3.2. Содержание учебного плана
1. ВВЕДЕНИЕ.
Всего - 6 часов. Теории 6 часов.
Теоретические сведения:
- Устройство первых аквариумов.
- Первые аквариумисты.
- Аквариумы по способу изготовления: цельностеклянные, каркасные, бескаркасные.
- Аквариумы по назначению : декоративные, специальные.
- По объему аквариумы могут быть от 5 до 500 литров.
- При выборе формы аквариума можно руководствоваться собственным вкусом, общей планировкой и дизайном комнаты.
- Визуальное знакомство с аквариумами, их обитателями, оборудованием.
- Правила по ТБ и ПДД.
- ТБ в обращении с аквариумным оборудованием.
2. ВИДЫ АВКВАРИУМОВ И ИХ УСТРОЙСТВО.
Всего 14 часов. Теория 7часа. Практические занятия 7 часов.
Теоретические сведения:
- Природно – климатический аквариум. Устройство, содержание, назначение природно-климатического аквариума.
- Декоративный аквариум, его устройство и назначение. Декоративный аквариум может быть коллекционным.
- Голландский аквариум и его устройство, назначение. Это подводный сад, где гармонично сочетаются различные виды растений.
- Морской аквариум: имитирует кусочек моря.
- Океанариум: капитальное сооружение на берегу моря.
- Правильный выбор, подготовка и установка аквариумов:
1. Расположение у окна на запад или восток.
2. Расстояние от окна 50 – 100 см.
3. Устойчивость.
4. Расположение, удобное для наблюдения за его обитателями.
5. Доступ для чистки аквариума и уход за ним.
6. Гармоничное сочетание с окружающей средой.
7. Недоступность электрического оборудования детям.
- Правила изготовления и ремонта аквариума. Каркасные аквариумы, бескаркасные аквариумы.
Практическая работа.1. Устройство и установка аквариумов. . Оформление аквариумов различных природных зон. Изготовление и подготовка дополнительных аксессуаров для дизайна аквариума.
.
3. УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКВАРИУМА.
Всего 24 часов. Теория 8часа. Практические занятия 16 часов.
Теоретические сведения:
- Слои грунта, состав грунта, основные требования к грунту, обработка грунта, расположение в аквариуме.
- Подготовка воды для аквариума, залив воды в аквариум.
- Что делать если вода в аквариуме «цветет».
- Установка обогревателей для воды, виды обогревателей.
- Компрессоры для аквариумов, установка компрессоров.
- Знакомство с помпами для аквариума. Установка помпы. Разновидность помп. Назначение компрессоров и помп. Внутренние и наружные помпы.
Практическая работа. .
1.Установка осветительных приборов, системы подачи воздуха, обогревателей, терморегуляторов, фильтров.
Изготовление вспомогательного аквариумного оборудования.
2.«Определение температуры воды в ак
вариуме с помощью термометра»,
3 «Определение прозрачности, цветности, запаха воды»,
4 «Определение жесткости и кислотности воды». Установление оптимальной температуры для гидробионтов.
4.АКВАФЛОР АКВАРИУМА.
Всего 18 часов. Теория 10часа. Практические занятия 8 часов.
Теоретические сведения:
- Биологические группы аквариумных растений:
- Растения, живущие на поверхности.
- Растения, плавающие в толще воды.
- Растения, укореняющиеся в грунте.
- Условия роста растений, размножение и уход за ними.
- Риччия – семейство Риччиевых, максимальное освещение верхнее, температура - 18°-20°С. Размножение делением слоевища.
- Водяная капуста – семейство роговидные. Папоротник. Освещение верхнее, теплолюбивое (22°-24°С). Размножение листовыми почками.
- Эйхорпия – семейство Пантедериевые. Цветковое. Освещение верхнее, рассеянное, температура 22°-26°С. Размножение листовыми почками.
- Нитинелла растет при температуре 14°-26°С. Яркий свет, размножается черенками.
- Пистия - температура 25°-27°С. Световой день не менее 12 часов. Размножение вегетативно.
- Элодея – температура 20°-30°С. Яркий свет, размножение вегетативно. 3 вида: курчавая, канадская,крупнолистная.
- Людвигия: температура 20°-26°С, много разновидностей: гибридная, болотная, ползучая. Размножается черенками.
- Рассмотреть растения в аквариуме.
- Показ деления корня.
- Беседа по теме усвоения материалов.
Практические работы:
Изучение биологических групп аквариумных растений. Размножение и посадка аквариумных растений. Оформление аквариумов растениями.
5. ОБИТАТЕЛИ ТВОЕГО АКВАРИУМА.
Всего 36часов. Практические занятия 36часов.
Теоретические сведения:
- Живородящие аквариумные рыбки:
- Пецилиды: гуппи, меченосец, молинезия.
- Общие признаки живородящих рыб:
- Появление на свет вполне сформировавшихся мальков.
- Отсутствие боковой линии, если она есть – то не развита.
- Плавательный пузырь замкнут.
- Рыбы стайные.
- Показ живых объектов, представителей живородящих рыб в аквариуме.
- Знакомство с рыбкой Гуппи. Самки на фоне самцов невзрачные, размер около 6 см длины, самцы мельче. Окраска самцов яркая и разнообразная. Параметр содержания – температура 18°-26°С, жесткость - 9°-11°.
- Показ живых представителей гуппи.
- Опрос по теме – выявление усвоения материала.
- Знакомство с представителями карповых: золотой карп, барбусы, расбора, разновидности золотых рыбок. Отличие самца от самки.
- Показ живых представителей семейства в аквариуме, наблюдение, узнавание, кормление.
- Опрос по теме.
- Общий признак семейства хараципиды: наличие второго спинного жирового плавника у хвоста. Размножение при температуре 22°-25°С.
- Показ живых представителей в аквариуме.
- Рыбы семейства цихлиды. Скалярия. Окраска различная. Отличие самца от самки по более высоким и длинным спинным плавникам, лобная часть у самки прямая, у самца – выпуклая. Икру мечут на листья растений.
Теоретические сведения: Приспособления, необходимые для поддержания жизни аквариума.
- Умение пользоваться инструментами и приборами во время ухода за аквариумом.
- Роль улиток в аквариуме.
- Ампулярия. Уход, содержание, размножение.
- Представители моллюсков в аквариуме.
Практическая работа
1. Выращивание и подбор производителей выбранной группы аквариумных рыб.
2. Выращивание мальков
3. Изучение внешнего строения рыб на натуральных объектах.
4 Наблюдение за рыбами - обитателями аквариумов.
5 Изучение приспособления рыб к различным условиям обитания.
6 Определение систематического положения аквариумных рыб с помощью определителя.
6.ВИДЫ КОРМОВ И КОРМЛЕНИЕ РЫБ.
Всего 10часов. Практические занятия 10часов.
Теоретические сведения:
Основные требования, предъявляемые к кормлению рыб в аквариуме.
- Возрастные особенности в питании рыб.
- Живые корма: личинки комаров – мотыль, коретра. Представители кольчатых червей: трубочники, энхитреи, дождевые черви. Нематоды.
- Ловля и хранение живых кормов.
- Сухие корма.
- Дополнительные виды кормов.
- Корма растительного происхождения.
- Витаминные добавки.
Практическая работа:
Изучение живых кормовых объектов
Сбор и хранение кольчатых червей.
Наблюдение за влиянием различных видов корма на рост и развитие рыб.
Изготовление сачков и другого оборудования для ловли и сортировки живых кормов.
Заготовка живых кормов (сушка, замораживание).
Разведение инфузорий, нематод и кормление ими рыб.
.
7. БОЛЕЗНИ РЫБЫ. ВРАГИ АКВАРИУМОВ.
Всего 10часов. Практические занятия 10часов
Теоретические сведения:
Заболевания, вызванные неправильным содержанием гидробионов в аквариуме.
- Меры профилактики таких заболевания.
- Поддержание биологического равновесия в аквариуме как основа здоровья.
- Инфекционные болезни. Методика лечения.
- Дезинфицирующие растворы.
- Чистка аквариумов. Промывка грунта. Проведение карантинных мероприятий.
- Вместе с живым кормом в аквариум могут попасть и его «враги»: гидра, молочная планария, плавит, гнитень, личинки стрекозы.
- Методика проведения дезинфекции аквариумов и аквариумное оборудование.
Практическая работа.
Методика проведения дезинфекции аквариумов и аквариумного оборудования.
Дезинфицирующие растворы.
Чистка аквариумов.
Промывка грунта.
Проведение карантинных мероприятий в аквариумном хозяйстве.
8. РЫБЫ МЕСТНЫХ ВОДОЕМОВ.
Всего 10часов. Практические занятия 10часов
Теоретические сведения:
- Особенности гидробиологии и экологии местных водоемов.
- Источники загрязнения водной среды.
- Живые индикаторы чистоты водоема.
- Техника безопасности на водоемах.
Практическая работа.
1.экскурсия.
2. Изучение гидробиологии и экологии различных водоемов Ульяновской области.
3. Наблюдение за процессом очистки сточных вод в естественных условиях.
1.4 Планируемые результаты.
Дети должны знать
- будет знать правила техники безопасности при занятии аквариумистикой ;
- будет знать что такое аквариум ,историю аквариумистики
- будет знать устройство и оборудование аквариума;
- будет иметь представление назначение грунта в жизни аквариума;
- расширит основы действия различных приборов при эксплуатации аквариумов
- будет иметь представление физических и химических свойствах воды
- будет знать принципы фильтрации воды
- будет знать условия культивирования и размножения растений в аквариуме
- будет знать систематическое положение основных биологических групп аквариумных растений
- научится делать основы аквариумного дизайна
- будет обучен основным типам и видов кормов для рыб.
- получит навыки Правила кормления аквариумных рыб
Дети должны уметь:
- будет уметь выбирать аквариум для различных гидробионов
- умение грамотно подключать аквариумное оборудование
- будет обучен подготавливать воду для аквариум
- получит навыки определять физические свойства воды
- получит навыки ухаживать за обитателями аквариумах
-определять некоторые виды аквариумных растений
- умение составлять рационы кормления рыб
-умение использовать оформление выставочных аквариумов
Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года 15 сентября 2016 года
Окончание учебного года 31 мая 2017 года
Продолжительность учебного года 36 недель
В течение осенних, зимних, весенних каникул образовательный процесс проводится согласно календарному учебному графику.
2.2 Календарный учебный график группа № ______
№ п/п | месяц | число | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
-
| | | теория практика | 2 | Введение в программу. Инструкция по ОТ, ТБ, и ПДД | СЮН | Опрос, наблюдение |
-
| | | теория | 2 | Выбор аквариума | СЮН | Опрос, наблюдение |
-
| | | теория | 2 | Различные типы аквариума | СЮН | Наблюдение, опрос, |
4 | | | практика | 2 | Установка аквариума | СЮН | анализ выполнения практических заданий, |
5 | | | теория | 2 | Грунт в жизни аквариума | СЮН | Опрос, |
6 | | | практика | 2 | Закладка грунта в аквариум | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
7 | | | теория практика | 2 | Освещение аквариумов и осветительные приборы | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
8 | | | практика | 2 | Установка осветительных приборов | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
9 | | | теория | 2 | Обогреватели и их роль в поддержании температурного режима | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
10 | | | практика | 2 | Установка обогревательных приборов | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
11 | | | теория практика | 2 | Кислородный режим в аквариуме | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
12 | | | практика | 2 | Использование микро компрессоров для аэрации воды | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
13 | | | практика | 2 | Изготовление вспомогательного аквариумного оборудования | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
14 | | | практика | 2 | Вспомогательное аквариумное оборудование | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
15 | | | практика | 2 | Фильтрация Н2О в аквариуме | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
16 | | | практика | 2 | Поддержание чистоты в аквариуме | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
17 | | | теория практика | 2 | Биологические процессы, протекающие в грунте | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
18 | | | Комплексное занятие, тренинг | 2 | Работа со специальной литературой | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
19 | | | теория практика | 2 | Физические свойства воды в аквариуме | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
20 | | | теория практика | 2 | t Н2О в аквариуме, ее роль в жизни рыб и растений | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
21 | | | теория практика | 2 | Минимальная и максимальная температура воды | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
22 | | | практика | 2 | Лабораторные работы. Определение t Н2О в аквариуме с помощью термометра | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
23 | | | теория | 2 | Прозрачность и цветность Н2О | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
24 | | | теория практика | 2 | Соленость и жесткость Н2О | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
25 | | | Комбинированное занятие | 2 | Биологическое равновесие и условия его поддержания | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
26 | | | практика | 2 | Установление оптимальной t Н2О для гидробионов | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
27 | | | Комбинированное занятие | 2 | Уход за аквариумом и чистка грунта | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
28 | | | практика | 2 | Систематическое положение аквариумных растений | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
29 | | | практика | 2 | Биологические группы растений | СЮН | наблюдение |
30 | | | Рассказ, беседа | 2 | Растения, обитающие на поверхности воды | СЮН | Опрос, анализ выполнения заданий |
31 | | | практика | 2 | Изучение биологических групп аквариумных растений | СЮН | наблюдение |
32 | | | теория | 2 | Размножение и посадка аквариумных растений | СЮН | Опрос, анализ выполнения заданий |
33 | | | Комплексное занятие, тренинг | 2 | Оформление аквариума растениями | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
34 | | | Комплексное занятие, | 2 | Правила посадки аквариумных растений | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
35 | | | Комплексное занятие, | 2 | Свет в жизни растений | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
36 | | | Комплексное занятие, | 2 | Особенности внешнего строения рыб | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
37 | | | Лабораторная работа | 2 | Приспособление рыб к обитанию в водной среде | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
38 | | | Теория практика | 2 | Продолжительность жизни рыб | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
39 | | | теория практика | 2 | Изучение внешнего строения рыб | СЮН | Наблюдение, анализ выполнения практических заданий, |
40 | | | теория | 2 | Изучение приспособления рыб к размножению. Условия обитания | СЮН | Наблюдение выполнения практических заданий, |
41 | | | игровая программа | 2 | Рыбы местных водоемов в аквариумах | СЮН | Опрос, наблюдение, тестирование |
42 | | | практика | 2 | Содержание раб местных водоемов в аквариумах | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
43 | | | практика | 2 | Экзотические рыбы наших аквариумов и их обитание | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
44 | | | Экскурсия | 2 | Особенности содержания тропических рыб | Р.МЕЛЕКЕССКА | Наблюдение |
45 | | | игровая программа | 2 | Как подобрать рыб для домашнего аквариума | СЮН | Анализ выполнения практических заданий,, наблюдение, тестирование |
46 | | | теория | 2 | Живородящие рыбки из семейства Пецилид | СЮН | Опрос анализ выполнения заданий |
47 | | | комбинированное | 2 | Содержание карпообразных в домашних условиях | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
48 | | | комбинированное | 2 | Условия содержания лабиринтовых рыб | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
49 | | | комбинированное | 2 | Игра «Знаешь ли ты рыб местных водоемов» | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
50 | | | комбинированное | 2 | Уход за аквариумом с тропическими рыбами | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
51 | | | теория | 2 | Уход за аквариумом с карпообразными рабами | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
52 | | | практика | 2 | Условия обитания рыб местных водоемов р.Мелекесска | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
53 | | | комбинированное | 2 | Игра «Живородящие рыбы наших аквариумов» | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
54 | | | комбинированное | 2 | Основные требования, предъявляемые к кормлению рыб | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
55 | | | комбинированное | 2 | Возрастные особенности в питании рыб | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
56 | | | комбинированное | 2 | Виды кормов | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
57 | | | комбинированное | 2 | Живые корма – мотыль, коретра | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
58 | | | комбинированное | 2 | Ловля и хранение живых кормов | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
59 | | | практика | 2 | Сухие корма | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
60 | | | практика | 2 | Сбор и хранение кольчатых червей | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
61 | | | практика | 2 | Корма растительного происхождения | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
62 | | | теория | 2 | Дополнительные виды кормов | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
63 | | | Теория,практика | 2 | Заболевания, вызванные неправильным содержанием | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
64 | | | теория | 2 | Меры профилактики заболеваний | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
65 | | | Теория,практика | 2 | Дезинфицирующие растворы | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
66 | | | практика | 2 | Оформление аквариумов различных типов | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
67 | | | комбинированное | 2 | Растения в интерьере аквариума | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
68 | | | комбинированное | 2 | Дополнительные аквариумные аксессуары | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
69 | | | практика | 2 | Оформление аквариумов различных природных | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
70 | | | практика | 2 | Дизайн выставочных зон помещений | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
71 | | | практика | 2 | Размещение аквариумов и других экспонатов | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
72 | | | практика | 2 | Самостоятельное оформление выставочных аквариумов. | СЮН | Анализ выполнения практических заданий, |
2.3.Условия реализации программы
Помещения класс аквариумистики МБУДО СЮН
Площадки класс аквариумистики
Оборудование
1.аквариум – 11 шт.
2.акватеррариум – 11 шт.
3.помпа – компрессор – 11 шт.
4.обогреватели – 11 шт.
5.сочки - 2 шт.
6. ведро – 5 шт.
7.скребки для чистки аквариума – 2 шт.
8.грунтоочистители – 2 шт.
9.тазы – 2 шт.
10. аквариум с коллекцией экзотических рыб;
11. аквариум с местными рыбами;
12. нерестовики для живородок;
13. губчатые фильтры;
14. различные типы и виды кормов;
15. сачки для отлова живого корма;
16. аквариумные растения различных биологических групп
17. минеральные добавки;
18. чашки Петри;
19. ёмкости для дезинфекции;
20. воронки и шланги для промывки грунта;
21. карантийные аквариумы.
Приборы 1.Приборы для определения температуры воды
Информационные ресурсы карточки, видео.
2.4.Формы аттестации
Контроль базовых знаний и практических навыков проводятся разными формами: открытые уроки, собеседование, анкетирование, творческая, самостоятельная, практическая работа.
2.5 Оценочные материалы
Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы.
В результате освоения программы детьми должен быть достигнут определенный уровень достижений, который отслеживается по следующим параметрам:
- педагогическое наблюдение;
- усвоение знаний по базовым темам программы;
- овладение навыками, предусмотренными программой;
- формирование коммуникативных качеств, трудолюбия, работоспособности.
Педагогический мониторинг | Мониторинг образовательной деятельности детей |
диагностика личностного роста и продвижения | - самооценка воспитанника; |
анкетирование | - оформление фотоотчётов. |
педагогические отзывы | |
ведение журнала учета или педагогического дневника | |
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые параметры | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Баллы |
1. Теоретическая подготовка ребенка. |
1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям | Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой); Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2); Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период) | 1 5 10 |
1.2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); Средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); Максимальный уровень(специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием). | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень теоретической подготовки | Низкий Средний Высокий | 2-6 7-14 15-20 |
2. Практическая подготовка ребенка. |
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков); Средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более 1/2); Максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период). | 1 5 10 |
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | Минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога); Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 1 5 10 |
2.3. Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень практической подготовки | Низкий Средний Высокий | 3-10 11-22 23-30 |
3. Общеучебные умения и навыки ребенка. |
3.1. Учебно-интеллектуальные умения: 3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу | Самостоятельность в подборе и анализе литературы | Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднений при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей); Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает любых трудностей). | 1 5 10 |
3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации | Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации | Уровни — по аналогии с п.3.1.1. | 1 5 10 |
3.1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) | Самостоятельность в учебно-исследовательской работе | Уровни — по аналогии с п. 3.1.1. | 1 5 10 |
3.2. Учебно-коммуникативные умения: 3.2.1. Умение слушать и слышать педагога 3.2.2. Умение выступать перед аудиторией 3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии | Адекватность восприятия ин- формации, идущей от педагога Свобода владения и подачи обучающимися подготовлен- ной информации Самостоятельность в построении дискуссионного вьклупления. Логика в построении доказательств | Уровни — по аналогии с п.3.1.1, Уровни — по аналогии с п. 3.1.1. Уровни — по аналогии с п. 3.1.1. | 1 5 10 1 5 10 1 5 10 |
3.3. Учебно-организационные умения и навыки: 3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место 3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности 3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям Аккуратность и ответственность в работе | Уровни — по аналогии с п. 3.1.1. Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем '/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой); Средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2); Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, пред- усмотренных программой за конкретный период). Удовлетворительно Хорошо Отлично | 1 5 10 |
9-30 31-62 63-90 | ВЫВОД: | Уровень обще-учебные умений и навыков | Низкий Средний Высокий |
до 46 47-98 99-140 | Заключение | Результат обучения ребенка по дополнительной образовательной программе | Низкий Средний Высокий |
Мониторинг личностного развития ребенка в процессе внедрения в дополнительной образовательной программы
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Кол-во баллов |
1. Организационно-волевые качества. |
1.1. Терпение | Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности. | Терпения хватает менее чем на1/2 занятия. Терпения хватает более чем на 1/2 занятия. Терпения хватает на все занятие. | 1 5 10 |
1.2. Воля | Способность активно побуждать себя к практическим действиям. | Волевые усилия ребенка побуждаются извне. Иногда — самим ребенком. Всегда – самим ребенком. | 1 5 10 |
1.3. Самоконтроль | Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия). | Ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне. Периодически контролирует себя сам. Постоянно контролирует себя сам. | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень сформированности организационно-волевых качеств | Низкий Средний Высокий | До 4-15 16-30 |
II. Ориентационные качества |
2.1.Самооценка | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям. | Завышенная. Заниженная. Нормальная. | 1 5 10 |
2.2. Интерес к занятиям в детском объединении | Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы. | Интерес к занятиям продиктован ребенку извне. Интерес периодически поддерживается самим ребенком. Интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно. | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень сформированности ориентационных качеств | Низкий Средний Высокий | До 2 3- 10 11-20 |
III. Поведенческие качества |
3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) процессе взаимодействия) | Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации. | Периодически провоцирует конфликты. Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать. Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты. | 1 5 10 |
3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения) | Умение воспринимать общие дела как свои собственные. | Избегает участия в общих делах. Участвует при побуждении извне. Инициативен в общих делах. | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень сформированности поведенческих качеств | Низкий Средний Высокий | До 2 3-10 11-20 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | Результат личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы | Низкий Средний Высокий | 0-7 8-37 38-70 |
2.6 Методические материалы
Методическое обеспечение программы
Раздел или тема программы | Формы занятии | Приемы и методы организации образовательной деятельности (в рамках занятия) | Дидактический материал | Техническое оснащение занятия Оборудование | Формы подведения итогов | |
1.аквариум – 11 шт. 2.акватеррариум – 11 шт. 3.помпа - компрессор – 11 шт. 4.обогреватели – 11 шт. 5.сочки - 2 шт. 6. ведро – 5 шт. 7.скребки для чистки аквариума – 2 шт. 8.грунтоочистители – 2 шт. 9.тазы – 2 шт. 10. аквариум с коллекцией экзотических рыб; 11. аквариум с местными рыбами; 12. нерестовики для живородок; 13. губчатые фильтры; 14. различные типы и виды кормов; 15. сачки для отлова живого корма; 16. аквариумные растения различных биологических групп 17. минеральные добавки; 18. чашки Петри; 19. ёмкости для дезинфекции; 20. воронки и шланги для промывки грунта; 21. карантийные аквариумы. Приборы 1.Приборы для определения температуры воды Информационные ресурсы карточки, видео. | |
Введение | Комплексное занятие, тренинг экскурсия. | Рассказ, беседа, практическая работа | Устройство первых аквариумов | Опрос, наблюдение, тестирование, анализ выполнения практических заданий | | | | | |
Виды аквариумов и их устройство | комбинированное | Рассказ, беседа, практическая работа | Видео,аквариумы. | Наблюдение, анализ | | | | | |
Условия необходимые для жизнедеятельности аквариума | Комплексное занятие, тренинг | Рассказ, беседа, практическая работа Знакомство с помпами для аквариума | обогреватели для воды, подготовки грунта для аквариума | Наблюдение, выполнения практических заданий | | | | | |
Аквафлора аквариума | комбинированное | Рассказ, беседа практическая работа | Растения плаваюшие в аквариуме | Наблюдение, | | | | | |
Обитатели твоего аквариума | комбинированное | Рассказ, беседа практическая работа | Обитатели аквариума | Опрос, исследование Наблюдение, | | | | | |
Виды кормов и кормление рыб | комбинированное | Рассказ, беседа самостоятельная работа | Разнообразные виды кормов | Практическое задание | | | | | |
Болезни рыб и «враги» аквариума | комбинированное | Рассказ, беседа, практическая работа | Дезинфицирующие растворы | Практическое задание | 3 | | | | |
Рыбы местных водоемов | комбинированное | Рассказ, беседа, поход, экскурсия, наблюдения | Обитатели реки. | Опрос, исследование Наблюдение, | | | | | |
.
2.7 Список литературы
Литература для педагога
. Аквариум в вопросах и ответах.- М.:Аквариум-Принт,2006.
2. Вендеров С.Л. Жизнь наших рек.- Л.:Гидрометеоиздат,1986.
3.Золотницкий Н.Ф. Аквариум любителя.- М.: Терра, 1993.
4.Котковец Т.К. Аквариум в вашем доме.- Минск, 1992.
5.Махнин М.Д., Солоницина Л.П. Аквариум в школе.-М.: Просвещение, 1984.
6.Назаренко в.А. Центральный плес.- Ульяновск: Симбирская книга,1992.
7.Назаренко В.А., Гацниев С.С. Изучение биологии и физиологии рыб в искусственном
водоеме.- Ульяновск: Облтипография,
1983.
8.Назаренко В.А., Арефьев В.Н. Ихтиофауна малых рек Ульяновской области.-
Ульяновск:Дом печати, 1998.
9.Слепцова Л. Аквариум и его обитатели.- М.: ACT, 1999.
10.Шредер Б. Домашний аквариум.М.:Аквариумист, 2002.
11.Цирлинг М. Искусство аквариумного рыбоводства.- М.:Политбюро,2006 12.Полонский А.С. Гуппи, меченосцы и другие живородки. - М.: Аквариум ЛТД, 2003. - 96 с.
Литература для обучающихся и родителей
1. Агекян И. Аквариум в вашем доме. - Мн.: Харвест, 2004. - 384 с.
2.Аквариум. Энциклопедия. - М.: Аквариум ЛТД, 2002. - 356 с.
3.БариДж. Аквариумные растения. - М.: Феникс, 2003. - 178 с.
4.Бауэр Р. Болезни аквариумных рыб. - М.: Аквариум ЛТД, 2004. - 79 с.
5.Домашний аквариум. - М.: ВЕЧЕ, 2003. - 129 с.
6.Полканов Ф.М. Подводный мир в комнате. - М.: Детгиз, 1970. -157 с.
7.Пыльцина Е. Аквариум от А до Я. - М.: Владос, 2004. - 357 с.
8.Спекторова Л.В. Живые корма для рыб и беспозвоночных. - М.: Агропроиздат, 1990.-132 с.
9.Полонский В.Д. Полный справочник аквариумиста. - М.: Аквариум ЛТД, 2003. - 720'с.
10.Шереметьев И.И. Ботаника аквариума. Полная иллюстрированная эн
циклопедия. - М.: Скиф, 2002. - 448 с.
11.Шталькнехт Г. Аквариум для начинающих. - М.: Аквариум ЛТД, 2001. -144 с.
12.Скотт Питер В. Современный аквариум. - М.: Астрель ACT, 2003. - 188 с.