СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Спортивные игры»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа секции рассчитана на учащихся 11-14 лет. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие во внутришкольных соревнованиях.

     Работа секции предусматривает: содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся; привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Спортивные игры»»



АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЫСКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА




Согласовано







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА



«Спортивные игры»


Физкультурно – спортивная направленность


Возраст детей 12-16 лет


Срок реализации: 1 года






Автор - составитель:


учитель физической культуры

МБОУ Леньковской основной

общеобразовательной школы

Лисовский Ярослав Анатольевич





с. Леньково

2016-2017 учебный год





ОГЛАВЛЕНИЕ



1

Пояснительная записка

3

2

Содержание программы

6

3

Календарно учебный график

9

4

Учебный план

9

5

Рабочая программа

10

6

Оценочные материалы

11

7

Методические материалы

12

8

Приложение

13


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа секции рассчитана на учащихся 11-14 лет. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие во внутришкольных соревнованиях.

Работа секции предусматривает: содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся; привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Для учащихся посещающих секцию ставятся частные задачи: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности; укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости; обучение технике стоек и перемещений, привитие стойкого интереса к занятиям физической культурой, выполнение нормативных требований по видам подготовки, закаливание организма.

Актуальность программы обусловлена проблемой развития функциональных и физических качеств школьников, а проблема обусловлена тем , что при существующих нагрузках в режиме дня двигательная активность неуклонно снижается, отсюда чревато многими последствиями для здоровья растущего поколения.

Нормативно – правовые документы


  • Указы Президента Российской Федерации:

  • "О мерах по реализации государственной социальной политики" от 7 мая 2012 года № 597

  • "О реализации Государственной политики в области образования и науки" от 7 мая 2012 года № 599

  • "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы" от 1 июня 2012 года № 761

  • Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию в декабре 2013 года

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Москва, 2009 год)

  • Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 №1618-р)

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Распоряжение Правительства РФ "Об утверждении плана мероприятий ("Дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" от 30 декабря 2012 года № 2620-р

  • План мероприятий ("Дорожная карта") "Изменения в сфере образования Нижегородской области" (утвержден распоряжением Правительства Нижегородской области от 28 февраля 2013 г. № 429-р)

  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 года № 1726-р

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (от 04.07.2014 № 41)

  • Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 N 1008

"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"


Цель и задачи

Целью программы является оздоровление молодого поколения, развить жизненно важные физические качества: быстрота, выносливость, сила, координация движений, гибкость, ловкость, а так же всестороннему, гармоничному развитию личности, овладение технических навыков.

Задачи :

-укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию;

- обучение базовых основ вида спорта

-развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;

- формирование общих представлений о спорте в целом, ее значении в
жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической
подготовленности;

развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими
упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками, закаливанию;

- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.


Возрастной диапазон начала освоения программы – 12-16 лет, приём детей по желанию.

Продолжительность реализации программы - 1 год, по 1 часу 1 раз в неделю, 37 ч в год.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы соответствует психофизическим и возрастным особенностями детей. Выделены цели и задачи, конкретизирующие общую цель физкультурного образования по волейболу, а также приводятся зачетные требования к знани­ям, умениям и двигательной подготовленности обучающихся.

Материал программы дается в 6 разделах.

При организации занятий следует строго соблюдаются правила безо­пасности, которые излагаются в первом разделе программы.

В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний обучающихся о собственном организме, о гигиениче­ских требованиях, об избранном виде спорта, о возможности человека, его культуре и ценностных ориентирах.

Структура знаний содержит 4 блока:

1. Личностно-ориентированные знания, связанные с саморазвитием, самосовершенствованием.

2. Знания, необходимые для выполнения физкультурно-спортивной деятельности в коллективе. Они формируют коммуникативные спо­собности человека.

3. Знания по физкультурно-спортивной этике,

4. Знания, интегрирующие физическую культуру с другими сферами деятельности.

Теоретические знания даются блоками, в форме бесе до, после или в процессе выполнения двигательной деятельности. Общие темы даются на отдельном занятии.


ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Физическая культура и спорт в России.

Физическая культура - составная часть культуры. Задачи физического воспитания в России : укрепление здоровья, всестороннее физическое развития.

2. Краткий исторический очерк развития волейбола.

Год рождения волейбола. Основатель игры в в/б. Родина волейбола. Первые шаги волейбола у нас в стране.

3. Сведения о строении и функциях организма человека.

Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Костная система и ее развития. Связочный аппарат и его функции.

4. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Правила техники Безопасности. Общий режим дня. Гигиена сна, питания. Гигиена одежды, обуви. Гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме. Правила оказания первой помощи при ушибах, растяжении, переломе.

5. Правила игры, организация и проведение соревнований.

Правила игры в мини-волейбол. Состав команды, замена играков, костюм игрока. Основы судейской терминологии и жеста.



ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Общая физическая подготовка

Под общей физической подготовкой понимают занятия с преимущественным использованием упражнений общеразвивающего характера и различных видов спорта с целью достижения общего физического развития, как необходимой базы для спортивной специализации.

1. Строевые упражнения

- основная стойка

- действия в строю на месте и в движении: построение, расчет в строю, повороты, размыкание и смыкание строя

- переход с шага на бег и с бега на шаг

- изменение скорости движения

- изменение направления движения

- остановка во время движения шагом и бегом

2. Гимнастические упражнения

- упражнения для рук и плечевого пояса

- упражнения с набивными мячами

- упражнения со скакалками

- упражнения для мышцы туловища и шеи -

- упражнения на скамейках

3. Акробатические упражнения

- перекаты в группировке лежа на спине (вперед и назад)

- кувырком вперед, назад из упора присев

4. Легкоатлетические упражнения

- беговые ускорения до 40 м

- эстафетный бег: эстафеты линейные, встречные, и вызов номеров

- прыжки с места, с разбега( в высоту, в длину)

5. Метание

- броски и ловля мяча (набивного, баскетбольного, волейбольного) друг другу, в стену, на дальность из любых положений

- метание набивного мяча двумя руками из положения сидя на полу из-за головы

2. Специальная физическая подготовка

Под специальной физической подготовкой -понимаются занятия с преимущественным использованием упражнений избранного вида спорта и специальных упражнений, направленных на развитие наиболее необходимых функций, качеств и навыков в целях достижения высоких спортивных результатов.

1. Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий

- по сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5,10,15 м из исходных положений: стойки волейболиста( лицом, боком, спиной к стартовой линии); сидя, лежа на спине и на животе, то же по перемещению приставными шагами

- бег с остановками и с изменением направления движения по сигналу

- челночный бег 5 и 10 м ( общий пробег за одну попытку 20-30 м)

- челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно спиной

- челночный бег - передвижение приставными шагами правым и левым боком поочередно

- челночный бег с набивными мячами в руках

2. Упражнения для развития прыгучести

- приседание и резкое выправление ног со взмахом рук вверх

- то же, но с прыжком вверх

- то же, но с набивным мячом в руках

- прыжки на двух ногах на месте, с продвижением лицом вперед, боком и спиной вперед

- то же, с отягощением

- прыжки боком через скамейку (высота скамейки 25-30 см)

- спрыгивание (высота 40-80 см) с последующим прыжком вверх

б).действия с мячом:

- прием мяча сверку двумя руками (отскочившего от стенки, после броска через сетку, от нижней подачи), прием мяча снизу двумя руками ( отбивания мяча, наброшенного партнером на месте и после перемещения).

3.Тактическая подготовка

1. Тактика нападения

- индивидуальные действия (выбор места для выполнения нижней передачи; выбор места для второй подачи).

- групповые действия ( взаимодействие игроков передней линии; взаимодействие игроков задней линии с игроком 3-й зоны).

- командные действия (прием нижней подачи и первая передача в зону 3 ; вторая передача игроку к которому передающий обращен лицом).

2.Тактика защиты

- выбор места при приеме нижней подачи

- расположение игроков при приеме подачи

4. Тестирование

Проводится по ОФП и СФП технической подготовке.

5.Организация и проведение соревнований

- разбор проведенных игр

- выявление и устранение ошибок


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ ТРЕНИРОВКИ


Большое внимание уделяется физической подготовке - до 40% учебного времени. Объем технической подготовки составляет приблизительно 21%, но это без учета объема выполняемых технических приемов в процессе тактической и интегральной подготовки.

Повышается значение интегральной подготовки, на неё выделяется около 15% учебного времени. Это связано с необходимостью объединения /интеграции/ эффекта отдельных компонентов тренировки /физической, тактической, технической/ с целью ее реализации в условиях игровой дея­тельности.

КАЛЕНДАРНО- УЧЕБНЫЙ ГРАФИК



сентябрь

октябрь


01-06

07-13

14-20

21-27

28-04

05-11

12-18

19-25

26-01

1 ГОД

-

1

1

1

1

1

1

1

1



ноябрь

декабрь


02-08

09-15

16-22

23-29

30-06

07-13

14-20

21-27

28-03

1 ГОД

1

1

1

1

1

1

1

1

1



январь

февраль

март


04-10

11-17

18-24

25-31

01-07

08-14

15-21

22-28

29-06

1 ГОД

1

1

1

1

1

1

1

1

1




март

апрель

май


07-13

14-20

21-27

28-03

04-10

11-17

18-24

25-01

02-08

1 ГОД

1

1

1

1

1

1

1

1

1



май

Итого


09-15

16-22

23-31

01.09-30.05- 39 недель

1 ГОД

-

1

2

38




УЧЕБНЫЙ ПЛАН


п\п

Содержание темы


Кол-во часов

1

Обучение технике подачи мяча

8

2

Техника нападения

3

3

Техника защиты

5

4

Тактика защиты

4

5

Тактика нападения

11

6

Игра по правилам с заданием

3


ИТОГО:

34





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

п/п

Разделы

Общее

кол-во часов

Дата

(календ)

Дата (факт)


Обучение технике подачи мяча

8



1

Нижняя прямая подача.

1

07.09


2

Нижняя боковая подача.

1

14.09


3

Верхняя прямая подача

1

21.09


4

Подача с вращением мяча.

1

28.09


5

Подача с вращением мяча.

1

05.10


6

Подача в прыжке.

1

12.10


7

Подача в прыжке.

1

19.10


8

Верхняя передача мяча

1

26.10



Техника нападения

4



9

Передача в прыжке

2

02.11

09.11


10

Нападающий удар.

1

16.11


11

Нападающий удар.

1

23.11



Техника защиты

5



12

Приемы мяча.

1

30.11


13

Прием мяча с падением.

1

07.12


14

Прием мяча с падением.

1

14.12


15

Блокирование одиночное

1

21.12


16

Блокирование групповое

1

28.12



Тактика защиты

5



17

Групповые действия в защите внутри линии и между линиями.

1


14.01


18

Элементы гимнастики и акробатики в занятиях волейболиста.

1

21.01


19

Элементы баскетбола в занятиях волейболистов.

1

28.01


20

Индивидуальные тактические действия при приеме подач.

1

04.02

11.02



Тактика нападения

11



21

Индивидуальные и групповые действия нападения.

1

18.02


22

Индивидуальная тактика подач.

1

25.02


23

Индивидуальная тактика передач мяча.

1

03.03


24

Индивидуальная тактика приёма мяча.

1

10.03


25

Индивидуальные тактические действия при выполнении первых передач на удар.

1

17.03


26

Индивидуальные тактические действия при выполнении первых передач на удар.

1

24.03


27

Тактика нападающего удара.

1

31.03


28

Индивидуальные тактические действия блокирующего игрока.

1

07.04


29

Отвлекающие действия при нападающем ударе.

1

14.04


30

Отвлекающие действия при нападающем ударе.

1

21.04


31

Взаимодействия нападающего и пасующего

1

28.04



Игра по правилам с заданием

4



32

Групповые действия в нападении через игрока передней линии.

1

05.05

12.05


33

Командные действия в защите

1

19.05


34

Командные действия в защите

1

26.05



Всего

37




ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Физическая подготовка

Виды испытании.

Девочки

Мальчики

1

Бег 30 метров.

5.0

4.9

2

Челночный бег (6*5 метров).

11.9

11.2

3

Бег 92 метра (елочка).

30.0

28.0

4

Прыжок в длину с места.

150

170

5

Прыжок вверх толчком двух ног.

35

45

6

Метание набивного меча 1 кг из-за головы двумя руками:

сидя



5.0



6.0

в прыжке с мести

7.5

9.5


Техническая подготовленность

Виды испытаний

Количественный показатель

1

Верхняя передача мяча на точность из зоны 3, 2 в зону 4.

4

2

Подача верхняя прямая в пределах площадки.

3

3

Прием мяча с подачи и первая передача в зону 3.

3

4

Чередование способов передачи и приема мяча с верху, снизу.

8

5

Нападающий удар с подбрасывания мяча партнером.

3


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Рекомендуемая литература для занимающихся.

  1. Ряховский В.Е., Руденко Е.И. Подвижные игры в системе
    образования. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.

  2. Левашев А.Н. Спортивные игры М., «Здоровье», 1990.

  3. Фирмах В.Г.Подвижные игры. М., ФиС. 1991.

  4. Бубновский СМ. Гимнастика. М., ФиС. 2004.

  5. Романчик Р.И.,Подопригора Е.И. Лечебная гимнастика. М.,
    «Здоровье», 1987.

  6. Ликовец Т.С. Спортивные игры . М., ФиС. 1985.


Рекомендуемая литература для преподавателя.


1. «Юный волейболист» Ю.Н.Клещев, А.Г.Фурманов Нов. Москва ФиС 1979 г.

2. «Юный волейболит» Ю.Д. Железняк С.Москва ФиС 1988 г.

3. «Волейбол» Справочник Москва ФиС 1980 г.

4. «Волейбол на лужайке, в парке, во дворе» А.Т. Фурманов Москва Фи С 1982 г.

5. «Волейбол» Очерки по биомеханике и методике тренировок» А.В. Ивайлов Москва ФиС 1981 г/

6. «Волейбол» Ю.Н. Клещев Москва ФиС 1983 г.

7. «Играй в мини-волейбол» Г.А.Фурманов Москва Сов.Спорт 1989 г.

8. «Волейбол. Программа для ДЮСШ (комплексных и специализированных)» Москва Комитет по Ф.К. и С. 1971 г.

9. «120 уроков по волейболу» Ю.Д.Железняк Москва ФиС 1970 г.

10. «Волейбол для всех» А.В. Ивайлов Москва ФиС 1987 г.

11. «Основы волейбола» Москва ФиС 1979