Муниципальное учреждение Отдела образования
Администрации Тарасовского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Образовательный технический центр»
| | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУДО «ОТЦ» _____________ Е.И. Зайцева приказ № ___ от «___» ________2017 г. |
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности
«Юные инспектора движения»
для детей 12-14 лет
Количество часов: 76
Срок реализации программы: 1 год
Педагог дополнительного образования: Зайцев Игорь Николаевич
п. Тарасовский 2017 г.
Пояснительная записка
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает
объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных
магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе
дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.
Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности
или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.
Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении
правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача учителя и кружка ЮИД.
Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации.
Конкурсы шоу – программ по агитации дорожно-транспортной безопасности
дают возможность детям проявить свои творческие способности. Умение донести до других информацию, которую ты знаешь в творческой форме, не такое уж легкое дело, а главное интересное.
Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают возможность проявить себя на практике.
В том случае, когда учащийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причем, знание основ медицинских знаний и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни.
В конце курса дать возможность детям проверить свои знания и умения на
школьных соревнованиях «Безопасное колесо» является лучшей проверкой работы данного кружка. Лучшие участники могут проявить себя в районных соревнованиях «Безопасное колесо».
Главные принципы:
1. Деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса школы.
2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.
3. Предполагает постепенное усложнение материала.
4. Добровольность участия в данном виде деятельности.
5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.
6. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка.
Цель:
Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов
путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий используя раз-
личные формы деятельности.
Задачи:
1. Закрепление полученных знаний по ПДД воспитанниками на классных часах
и углубление их.
2. Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрестках через решение
проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения.
3. Обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях
на дороге.
4. Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда на специально отведенной площадке.
5. Воспитание ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения.
6. Сотрудничество с работниками ГИБДД в практической деятельности.
Основные методы, используемые для реализации программы кружка:
В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
В воспитании – (по Г.И. Щукиной) – методы формирования сознания лично-
сти, методы организации деятельности и формирования опыта общественного
поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
Программа кружка «ЮИД» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Работа кружка «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:
- Создание уголка безопасности дорожного движения;
- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их;
- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских
знаний и применения знаний на практике;
- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной без-
опасности;
- Проведение игр, конкурсов, соревнований.
Основные формы деятельности кружка по данной программе: обучение,
применение знаний на практике через практические занятия, соревнования,
игры, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного
движения через конкурсы, викторины, шоу-программы.
В работе кружка участвуют учащиеся 8классов. Создается актив детей для
оказания помощи изучения ПДД через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.
Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 часа.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
· Самостоятельности в принятии правильного решения;
· Убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
· Внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного
движения;
· Здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершен-
ствования.
· Основная часть работы кружка полагается на подготовку детей к соревнова-
ниям «Безопасное колесо».
Учащиеся должны:
знать:
· правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности
за нарушение ПДД;
· серии дорожных знаков и их представителей;
· способы оказания первой медицинской помощи;
· техническое устройство велосипеда.
уметь:
· работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
· работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
· читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
· оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
· управлять велосипедом.
иметь навыки:
· дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
· взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
· участия в конкурсах, соревнованиях.
· активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
| Содержание | Количество часов |
всего | теор | практ. |
1 | Введение в образовательную программу кружка. | 2 | 2 | |
2 | История правил дорожного движения. | 2 | 2 | |
3 | Изучение правил дорожного движения. | | | |
3.1 | Общие положения | 2 | 2 | |
3.2 | Общие обязанности водителей, пассажиров, пешеходов. | 2 | 2 | |
3.3 | ПДД для пешеходов | 2 | 2 | |
3.4 | ПДД для пассажиров | 2 | 2 | |
3.5 | ПДД для велосипедистов | 2 | 2 | |
3.6 | Дорожные знаки и дорожная разметка | 16 | 12 | 4 |
3.7 | Сигналы светофора и регулировщика | 6 | 4 | 2 |
3.8 | Проезд перекрестков | 6 | 4 | 2 |
3.9 | Особые условия движения | 4 | 2 | 2 |
4 | Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи. | 8 | 6 | 2 |
5 | Фигурное вождение велосипеда. | 12 | 2 | 10 |
6 | Вопросы страхования. | 4 | 2 | 2 |
7 | Традиционно-массовые мероприятия. | 6 | 0 | 6 |
| Всего | 76 | 46 | 30 |
Содержание программы
76 часов –2 часа в неделю
Тема 1.
Введение в образовательную программу кружка.
Теория.
Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопро-
сы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога,
транспорт, пешеход».
Тема 2.
История правил дорожного движения.
Теория.
История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом свето-
форе, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…
Тема 3.
Изучение правил дорожного движения.
Теория.
Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пеше-
ходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности дви-
жения, причины дорожно-транспортных происшествий.
ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины.
Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.
ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки
и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Вза-
имовежливые отношения пассажиров и водителя.
ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение
транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.
Дорожные знаки и их группы: предупреждающие, запрещающие, предписыва-
ющие, информационно-указательные, сервиса, приоритета, дополнительной ин-
формации. Значение отдельных дорожных знаков.
Сигналы светофора и регулировщика
Особые условия движения. Движение в населенных пунктах и вне, маневрирование, расположение на проезжей части, проезд пешеходных переходов и ж/д переездов
Практика.
Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Дет-
ства».
Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.
Разработка викторины по ПДД в уголок.
Проведение занятия в начальной школе «Азбука пешехода», «Сами не видят, а
другим говорят».
Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь Дом-школа-
дом».
Участие в конкурсах по правилам ДД.
Тема 4.
Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.
Теория.
Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель
ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи.
Вывихи и оказание первой медицинской помощи.
Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
Виды повязок и способы их наложения.
Обморок, оказание помощи.
Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.
Оказание первой медицинской помощи при сотрясении мозга.
Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.
Обморожение. Оказание первой помощи.
Сердечный приступ, первая помощь.
Практика.
Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотече-
нии. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении,
переломах, обмороке, сердечном приступе.
Транспортировка пострадавшего.
Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.
Тема 5.
Фигурное вождение велосипеда.
Теория.
Изучение схемы расположения препятствий в автогородке. Изучение каждого
препятствия отдельно.
Препятствия:
- змейка;
- восьмерка;
- качели;
- перестановка предмета
- слалом;
- рельсы «Желоб»;
- ворота с подвижными стойками;
- скачок;
- коридор из коротких досок.
Практика.
Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.
Фигурное вождение велосипеда в автогородке в целом.
Тема 6.
Вопросы страхования.
Теория.
Понятие «страхование», «страхователь», «страховой случай», «страховщик».
Виды, формы, отрасли страхования. Крупные страховые компании. Страховой
полис. Договор по страхованию. Страхование от несчастных случаев. Страхова-
ние автогражданской ответственности.
Практика.
Решение билетов для закрепления полученных знаний.
Тема 7.
Традиционно-массовые мероприятия.
Практика.
Подготовка и проведение «Недели безопасности» (по особому плану).
Подготовка и проведение игр по ПДД .
Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо».
Выступление в классах по пропаганде ПДД.
Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД.
Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо».
Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов,
газет, сочинений…)
Примерный перечень
вопросов для проведения «МИНУТОК»
№ Вопрос
1. Почему опасно перебегать дорогу?
Правильный ответ. Когда человек бежит, ему трудно наблюдать, видеть. А при переходе дороги главное - внимательно смотреть по сторонам, потому, что дорога обманчива: кажется, безопасно и вдруг выезжает машина из переулка или из-за другой машины.
2. Почему опасно переходить дорогу по диагонали?
Правильный ответ .При переходе проезжей части по диагонали уменьшается зона видимости с одной стороны и увеличивается время пребывания пешехода на проезжей части, что может привести к несчастному случаю.
Поэтому проезжую часть надо переходить под прямым углом.
3. Что обозначает надпись «Занос 1 м», написанная на задней части автобуса?
Правильный ответ Эта надпись предупреждает, что при повороте заднюю часть автобуса может занести, поэтому водители и пешеходы должны соблюдать дистанцию.
4 Как ходить по дороге, на которой нет тротуара?
Правильный ответ Когда нет тротуара, надо идти по левой обочине дороги, чтобы видеть машины, которые едут навстречу.
5 Чем опасны кусты и деревья на дороге?
Правильный ответ. Опасность кустов и деревьев в том, что они ограничивают обзор пешеходу и мешают увидеть приближающийся транспорт.
6 Сколько метров машина будет ехать при торможении, если водитель захочет оста-
новиться?
Правильный ответ. Автомобиль не может остановиться мгновенно. Машина, в зависимости от скорости, от массы и состояния дорожного покрытия, может проехать 10-20 метров после торможения.
7 Почему надо переходить улицу только на перекрестке и на пешеходном переходе?
Правильный ответ По правилам дорожного движения пешеходам разрешается переходить проезжую часть только на перекрестке или на пешеходном переходе. Водители должны в этих местах снижать скорость. Пешеход, который переходит не там, где положено, создает аварийную ситуацию, может пострадать сам и мешает водителю.
8 Почему нельзя переходить дорогу на красный или желтый сигнал светофора?
Правильный ответ Когда для пешеходов включен красный свет, для водителей горит зеленый. Видя зеленый, водитель едет быстро и не ожидает пешеходов. Красный свет включен всего полминуты. Даже если машины не видно, надо удержаться от желания перейти и подождать зеленого света.
9 Если ты на другой стороне улицы увидел друзей или родных о чем следует по-
мнить при переходе улицы?
Правильный ответ. Увидев друзей или родных, школьник захочет с ними быстрее встретиться и перейти улицу. В это время его внимание больше сосредоточено на друзьях и можно не заметить машин, которые едут по дороге.
10 Как определить, что автомобиль собирается повернуть направо?
Правильный ответ Машина занимает первый (самый первый) ряд, включается и мигает правый фонарик указатель поворота.
11 Почему опасно ходить по улицам группами?
Правильный ответ Во-первых, школьники могут разговаривать между собой и неверно оценить дорожную ситуацию. Перед переходом улицы надо прекратить все разговоры.
Во-вторых, дети, которые идут в середине или сзади группы, могут понадеяться на
передних и плохо осмотреть улицу.
12 Чем опасен выход на проезжую часть из-за стоящего автомобиля?
Правильный ответ Стоящий транспорт ограничивает обзор проезжей части, что мешает правильно оценить дорожную обстановку. И повышается вероятность не заметить транспорт, движущийся на встречу.
Методическое обеспечение
программы Кружка «ЮИД».
Деятельность кружка «ЮИД» строится по методике коллективной творческой
деятельности (КТД).
Конкретные методы, используемые при реализации программы:
в обучении:
- практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда);
- наглядный (изучение правил ДД, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки…);
- словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения);
- работа с книгой ( чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); -- видеометод (просмотр, обучение).
в воспитании – (по Г. И. Щукиной) :
– методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
- методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
В практической работе по реализации программы можно использовать следую-
щие формы деятельности:
1. Викторина «Олимпиада автоэрудитов (по истории ПДД).
2. Создание ситуации выбора ( разбор дорожно-транспортных происшествий).
3. Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю, стихов
по ПДД, рисование рисунков, плакатов, выступление с агитбригадами)
4. Соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию первой ме-
дицинской помощи пострадавшему в ДТП).
5. Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой, работа в
группах).
6. Викторины, конкурсы, кроссворды.
7. Игра «Да – нет» (при проверке знаний по правилам ДД).
8. Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге в
группе, в своих классах.
9. Составление схемы «Безопасный маршрут: Дом – школа – дом»
10. Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов, викторин
по ПДД.
Занятия проводятся в кабинете.
Техническое оснащение:
- компьютер с экраном и проектором;
- магнитофон;
- плакаты по ПДД;
- препятствия из автогородка.
Методическое:
- билеты по ПДД, страхованию, медицине.
- рисунки ребят с конкурсов по ПДД.
- разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализован-
ных представлений
- программа по изучению правил дорожного движения в школе 1-9 кл.
- методические рекомендации по организации профилактики детского до-
рожно-транспортного травматизма.
- методические пособия для изучения ПДД по программе в классах.
- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД
Подведение итогов осуществляется путем конкурсных встреч, проводимых по
специальному плану на основе положения о Российском смотре «Безопасное
колесо».
Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности.
Список литературы
1. Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах,
2007г.
2. Атлас медицинских знаний
3.Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издатель-
ство АСТ-ЛТД, 2009г.
4. Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Мет. пособие 1-4 кл. М: ООО
«Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.
5. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для
учащихся начальной школы, 2005.
6. Бабина Р.П. Уроки Светофорика, 2 кл.,1997.
7. Газета «Добрая дорога детства» 2005,2006,2008г.
8. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 3 кл., М:
Просвещение, 2010г.
9. Инструкции лицам, работающим с детьми и обеспечивающим безопасность
на дороге.2004г.
10 Косой Ю.М. Про дороги и про улицы, 1986г.
11. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспорт-
ного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.
12. Методические рекомендации по организации работы по безопасности до-
рожного движения в школе, 2004.
13.Программа по изучению ПДД «Правила дорожного движения 1-9 классы»
14.Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо, 2007.
15. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в шко-
ле. Пособие для учителей М.: Просвещение, 1981.
16. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и
мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения во 2кл., 1997.
17. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и
мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 3 кл., 1997.
18. Терехова Е.А. Образовательная программа «Дети - дорога – дети», Ставро-
поль, 2011г.
19. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное
пособие для 9-11 кл., 1997г.
20. Школа светофорных наук, г.Киров, 2000.
21 Журнал «Педсовет»
15