СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Юные инспектора движения»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности

 «Юные инспектора движения» для детей  12-14 лет

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Юные инспектора движения»»

Муниципальное учреждение Отдела образования

Администрации Тарасовского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Образовательный технический центр»




«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУДО «ОТЦ»


_____________ Е.И. Зайцева


приказ № ___ от «___» ________2017 г.

Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности

«Юные инспектора движения»

для детей 12-14 лет



Количество часов: 76

Срок реализации программы: 1 год

Педагог дополнительного образования: Зайцев Игорь Николаевич








п. Тарасовский 2017 г.






Пояснительная записка

Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает

объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных

магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе

дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.

Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности

или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.

Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении

правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача учителя и кружка ЮИД.

Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации.

Конкурсы шоу – программ по агитации дорожно-транспортной безопасности

дают возможность детям проявить свои творческие способности. Умение донести до других информацию, которую ты знаешь в творческой форме, не такое уж легкое дело, а главное интересное.

Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают возможность проявить себя на практике.

В том случае, когда учащийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причем, знание основ медицинских знаний и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни.

В конце курса дать возможность детям проверить свои знания и умения на

школьных соревнованиях «Безопасное колесо» является лучшей проверкой работы данного кружка. Лучшие участники могут проявить себя в районных соревнованиях «Безопасное колесо».


Главные принципы:

1. Деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса школы.

2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.

3. Предполагает постепенное усложнение материала.

4. Добровольность участия в данном виде деятельности.

5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.

6. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка.

Цель:

Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов

путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий используя раз-

личные формы деятельности.


Задачи:

1. Закрепление полученных знаний по ПДД воспитанниками на классных часах

и углубление их.

2. Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрестках через решение

проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения.

3. Обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях

на дороге.

4. Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда на специально отведенной площадке.

5. Воспитание ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения.

6. Сотрудничество с работниками ГИБДД в практической деятельности.



Основные методы, используемые для реализации программы кружка:

В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.

В воспитании – (по Г.И. Щукиной) – методы формирования сознания лично-

сти, методы организации деятельности и формирования опыта общественного

поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.

Программа кружка «ЮИД» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Работа кружка «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:

- Создание уголка безопасности дорожного движения;

- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их;

- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;

- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских

знаний и применения знаний на практике;

- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;

- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной без-

опасности;

- Проведение игр, конкурсов, соревнований.


Основные формы деятельности кружка по данной программе: обучение,

применение знаний на практике через практические занятия, соревнования,

игры, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного

движения через конкурсы, викторины, шоу-программы.

В работе кружка участвуют учащиеся 8классов. Создается актив детей для

оказания помощи изучения ПДД через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.

Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 часа.

Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

· Самостоятельности в принятии правильного решения;

· Убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;

· Внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного

движения;

· Здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершен-

ствования.

· Основная часть работы кружка полагается на подготовку детей к соревнова-

ниям «Безопасное колесо».


Учащиеся должны:

знать:

· правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности

за нарушение ПДД;

· серии дорожных знаков и их представителей;

· способы оказания первой медицинской помощи;

· техническое устройство велосипеда.

уметь:

· работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;

· работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;

· читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;

· оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;

· управлять велосипедом.

иметь навыки:

· дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;

· взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;

· участия в конкурсах, соревнованиях.

· активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.








УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 


Содержание

Количество часов

всего

теор

практ.

1

Введение в образовательную программу кружка.

2

2


2

История правил дорожного движения.

2

2


3

Изучение правил дорожного движения.



3.1

Общие положения

2

2



3.2

Общие обязанности водителей, пассажиров, пешеходов.

2

2


3.3

ПДД для пешеходов

2

2


3.4

ПДД для пассажиров

2

2


3.5

ПДД для велосипедистов

2

2


3.6

Дорожные знаки и дорожная разметка

16

12

4

3.7

Сигналы светофора и регулировщика

6

4

2

3.8

Проезд перекрестков

6

4

2

3.9

Особые условия движения

4

2

2

4

Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.

8

6

2

5

Фигурное вождение велосипеда.

12

2

10

6

Вопросы страхования.

4

2

2

7

Традиционно-массовые мероприятия.

6

0

6


Всего

76

 46

30

 

Содержание программы

76 часов –2 часа в неделю

Тема 1.

Введение в образовательную программу кружка.

Теория.

Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопро-

сы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога,

транспорт, пешеход».

Тема 2.

История правил дорожного движения.

Теория.

История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом свето-

форе, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…

Тема 3.

Изучение правил дорожного движения.

Теория.

Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пеше-

ходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности дви-

жения, причины дорожно-транспортных происшествий.

ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины.

Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.

ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки

и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Вза-

имовежливые отношения пассажиров и водителя.

ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение

транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.

Дорожные знаки и их группы: предупреждающие, запрещающие, предписыва-

ющие, информационно-указательные, сервиса, приоритета, дополнительной ин-

формации. Значение отдельных дорожных знаков.

Сигналы светофора и регулировщика

Особые условия движения. Движение в населенных пунктах и вне, маневрирование, расположение на проезжей части, проезд пешеходных переходов и ж/д переездов

Практика.

Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Дет-

ства».

Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.

Разработка викторины по ПДД в уголок.

Проведение занятия в начальной школе «Азбука пешехода», «Сами не видят, а

другим говорят».

Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь Дом-школа-

дом».

Участие в конкурсах по правилам ДД.

Тема 4.

Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.

Теория.

Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель

ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.

Раны, их виды, оказание первой помощи.

Вывихи и оказание первой медицинской помощи.

Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.

Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.

Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.

Виды повязок и способы их наложения.

Обморок, оказание помощи.

Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.

Оказание первой медицинской помощи при сотрясении мозга.

Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.

Обморожение. Оказание первой помощи.

Сердечный приступ, первая помощь.

Практика.

Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.

Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотече-

нии. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении,

переломах, обмороке, сердечном приступе.

Транспортировка пострадавшего.

Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.

Тема 5.

Фигурное вождение велосипеда.

Теория.

Изучение схемы расположения препятствий в автогородке. Изучение каждого

препятствия отдельно.

Препятствия:

- змейка;

- восьмерка;

- качели;

- перестановка предмета

- слалом;

- рельсы «Желоб»;

- ворота с подвижными стойками;

- скачок;

- коридор из коротких досок.

Практика.

Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.

Фигурное вождение велосипеда в автогородке в целом.

Тема 6.

Вопросы страхования.

Теория.

Понятие «страхование», «страхователь», «страховой случай», «страховщик».

Виды, формы, отрасли страхования. Крупные страховые компании. Страховой

полис. Договор по страхованию. Страхование от несчастных случаев. Страхова-

ние автогражданской ответственности.

Практика.

Решение билетов для закрепления полученных знаний.

Тема 7.

Традиционно-массовые мероприятия.

Практика.

Подготовка и проведение «Недели безопасности» (по особому плану).

Подготовка и проведение игр по ПДД .

Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо».

Выступление в классах по пропаганде ПДД.

Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД.

Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо».

Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов,

газет, сочинений…)

Примерный перечень

вопросов для проведения «МИНУТОК»


Вопрос

1. Почему опасно перебегать дорогу?


Правильный ответ. Когда человек бежит, ему трудно наблюдать, видеть. А при переходе дороги главное - внимательно смотреть по сторонам, потому, что дорога обманчива: кажется, безопасно и вдруг выезжает машина из переулка или из-за другой машины.


2. Почему опасно переходить дорогу по диагонали?


Правильный ответ .При переходе проезжей части по диагонали уменьшается зона видимости с одной стороны и увеличивается время пребывания пешехода на проезжей части, что может привести к несчастному случаю.

Поэтому проезжую часть надо переходить под прямым углом.


3. Что обозначает надпись «Занос 1 м», написанная на задней части автобуса?


Правильный ответ Эта надпись предупреждает, что при повороте заднюю часть автобуса может занести, поэтому водители и пешеходы должны соблюдать дистанцию.


4 Как ходить по дороге, на которой нет тротуара?


Правильный ответ Когда нет тротуара, надо идти по левой обочине дороги, чтобы видеть машины, которые едут навстречу.


5 Чем опасны кусты и деревья на дороге?


Правильный ответ. Опасность кустов и деревьев в том, что они ограничивают обзор пешеходу и мешают увидеть приближающийся транспорт.


6 Сколько метров машина будет ехать при торможении, если водитель захочет оста-

новиться?


Правильный ответ. Автомобиль не может остановиться мгновенно. Машина, в зависимости от скорости, от массы и состояния дорожного покрытия, может проехать 10-20 метров после торможения.


7 Почему надо переходить улицу только на перекрестке и на пешеходном переходе?

Правильный ответ По правилам дорожного движения пешеходам разрешается переходить проезжую часть только на перекрестке или на пешеходном переходе. Водители должны в этих местах снижать скорость. Пешеход, который переходит не там, где положено, создает аварийную ситуацию, может пострадать сам и мешает водителю.


8 Почему нельзя переходить дорогу на красный или желтый сигнал светофора?


Правильный ответ Когда для пешеходов включен красный свет, для водителей горит зеленый. Видя зеленый, водитель едет быстро и не ожидает пешеходов. Красный свет включен всего полминуты. Даже если машины не видно, надо удержаться от желания перейти и подождать зеленого света.

9 Если ты на другой стороне улицы увидел друзей или родных о чем следует по-

мнить при переходе улицы?


Правильный ответ. Увидев друзей или родных, школьник захочет с ними быстрее встретиться и перейти улицу. В это время его внимание больше сосредоточено на друзьях и можно не заметить машин, которые едут по дороге.


10 Как определить, что автомобиль собирается повернуть направо?


Правильный ответ Машина занимает первый (самый первый) ряд, включается и мигает правый фонарик указатель поворота.


11 Почему опасно ходить по улицам группами?


Правильный ответ Во-первых, школьники могут разговаривать между собой и неверно оценить дорожную ситуацию. Перед переходом улицы надо прекратить все разговоры.

Во-вторых, дети, которые идут в середине или сзади группы, могут понадеяться на

передних и плохо осмотреть улицу.


12 Чем опасен выход на проезжую часть из-за стоящего автомобиля?


Правильный ответ Стоящий транспорт ограничивает обзор проезжей части, что мешает правильно оценить дорожную обстановку. И повышается вероятность не заметить транспорт, движущийся на встречу.








Методическое обеспечение

программы Кружка «ЮИД».


Деятельность кружка «ЮИД» строится по методике коллективной творческой

деятельности (КТД).

Конкретные методы, используемые при реализации программы:

в обучении:

- практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда);

- наглядный (изучение правил ДД, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки…);

- словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения);

- работа с книгой ( чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); -- видеометод (просмотр, обучение).

в воспитании – (по Г. И. Щукиной) :

– методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);

- методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

В практической работе по реализации программы можно использовать следую-

щие формы деятельности:

1. Викторина «Олимпиада автоэрудитов (по истории ПДД).

2. Создание ситуации выбора ( разбор дорожно-транспортных происшествий).

3. Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю, стихов

по ПДД, рисование рисунков, плакатов, выступление с агитбригадами)

4. Соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию первой ме-

дицинской помощи пострадавшему в ДТП).

5. Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой, работа в

группах).

6. Викторины, конкурсы, кроссворды.

7. Игра «Да – нет» (при проверке знаний по правилам ДД).

8. Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге в

группе, в своих классах.

9. Составление схемы «Безопасный маршрут: Дом – школа – дом»

10. Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов, викторин

по ПДД.

Занятия проводятся в кабинете.

Техническое оснащение:

- компьютер с экраном и проектором;

- магнитофон;

- плакаты по ПДД;

- препятствия из автогородка.


Методическое:

- билеты по ПДД, страхованию, медицине.

- рисунки ребят с конкурсов по ПДД.

- разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализован-

ных представлений

- программа по изучению правил дорожного движения в школе 1-9 кл.

- методические рекомендации по организации профилактики детского до-

рожно-транспортного травматизма.

- методические пособия для изучения ПДД по программе в классах.

- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД

Подведение итогов осуществляется путем конкурсных встреч, проводимых по

специальному плану на основе положения о Российском смотре «Безопасное

колесо».

Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности.

Список литературы


1. Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах,

2007г.

2. Атлас медицинских знаний

3.Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издатель-

ство АСТ-ЛТД, 2009г.

4. Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Мет. пособие 1-4 кл. М: ООО

«Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.

5. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для

учащихся начальной школы, 2005.

6. Бабина Р.П. Уроки Светофорика, 2 кл.,1997.

7. Газета «Добрая дорога детства» 2005,2006,2008г.

8. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 3 кл., М:

Просвещение, 2010г.

9. Инструкции лицам, работающим с детьми и обеспечивающим безопасность

на дороге.2004г.

10 Косой Ю.М. Про дороги и про улицы, 1986г.

11. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспорт-

ного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.

12. Методические рекомендации по организации работы по безопасности до-

рожного движения в школе, 2004.

13.Программа по изучению ПДД «Правила дорожного движения 1-9 классы»

14.Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо, 2007.

15. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в шко-

ле. Пособие для учителей М.: Просвещение, 1981.

16. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и

мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения во 2кл., 1997.

17. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и

мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 3 кл., 1997.

18. Терехова Е.А. Образовательная программа «Дети - дорога – дети», Ставро-

поль, 2011г.

19. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное

пособие для 9-11 кл., 1997г.

20. Школа светофорных наук, г.Киров, 2000.

21 Журнал «Педсовет»

15