МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОСТРЯКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
142007, Московская область, г. Домодедово, м/р Авиационный, пл. Гагарина, д. 5
тел. 8 (49679) 2-57-50 E-mail:[email protected] http://domodvsch3.edumsko.ru
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ ВСОШ № 3 с УИОП
___________ Федорова Т.В.
«28»____августа 2017 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА-
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
(математической направленности)
в 9-х КЛАССАХ
«ПОДГОТОВКА к ОГЭ»
Составил:
Учитель математики
МАОУ ВСОШ № 3 с УИОП
Семеняченко Т.В.
Проверил:
Заместитель директора
по УМР
Семеняченко Т.В.
Пояснительная записка
Данная дополнительная платная образовательная программа курса сможет привлечь внимание обучающихся, которым интересна математика, кому она понадобится при учебе, подготовке к различного рода экзаменам, в частности, к ГИА.
Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки к ОГЭ по математике. При изучении курса угроза перегрузок обучающихся отсутствует, соотношение между объемом предлагаемого материала и временем, необходимым для его усвоения оптимально. Курс соответствует возрастным особенностям школьников и предусматривает индивидуальную работу.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части: беседы, самостоятельная и тестовая работы, диагностические работы, презентации.
Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля: тест, самостоятельная работа, устная работа, диагностическая работа.
Курс рассчитан на 24 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.
Тема курса актуальна и может быть использована учителями математики при подготовке к ОГЭ.
Цель курса
1. Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений.
2. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
3. Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ОГЭ.
Задачи
Формирование у обучающихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами.
Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач.
Осуществление работы с дополнительной литературой.
Акцентировать внимание обучающихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс основной школы;
Расширить математические представления обучающихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
Воспитательное назначение курса
Обучение потребует от обучающихся умственных и волевых усилий, развитого внимания, воспитания таких качеств, как активность, творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда.
Умения и навыки обучающихся, формируемые курсом
навык самостоятельной работы со справочной литературой;
составление алгоритмов решения типичных задач;
умения решения различных уравнений и неравенств; а также их систем;
исследования элементарных функций;
решать геометрические задачи.
Особенности курса
Краткость изучения материала.
Практическая значимость для обучающихся.
Контроль знаний и умений
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в результате выполнения обучающимися самостоятельных работ, самооценке и взаимооценке, тестов. Итоговый контроль – диагностическая работа в форме теста, заданий с кратким и развёрнутым ответом.
Формы организации учебных занятий
Занятия организуются в форме уроков. Это уроки: лекция, практическая работа, беседы. В ходе изучения проводятся краткие теоретические опросы по знанию формул и основных понятий. Наряду с тренингом используется принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания и развивает потребность в творчестве. В ходе курса обучающимся предлагаются различного типа сложности задачи.
Требования к уровню подготовки обучающихся
- должны иметь элементарные умения решать задачи обязательного и повышенного уровня сложности;
- точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и
излагать собственные рассуждения при решении задач, правильно;
- пользоваться математической символикой и терминологией, применять
рациональные приемы тождественных преобразований.
Содержание
Арифметика
Тема № 1 Вычислительные навыки (2 часа)
Действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Дроби. Действия над дробями. Положительные и отрицательные числа. Действия над положительными и отрицательными числами. Степень с целым показателем. Арифметический квадратный корень. Преобразование выражений, содержащих корни.
Алгебра
Тема №2 Буквенные выражения (3 часа)
Допустимые значения выражения. Подстановка выражений вместо переменной. Преобразование алгебраических выражений. Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения. Основное свойство дроби. Действия с алгебраическими дробями.
Тема №3 Уравнения. Системы уравнений (3 часа)
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение и способы его решения. Дробно-рациональное уравнение. Уравнения с модулем. Системы уравнений и способы их решений.
Тема №4 Неравенства. Системы неравенств (2 часа)
Неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Решение линейных неравенств. Квадратные неравенства. Системы неравенств.
Тема № 5 Функции и графики (2 часа)
Функция. Способы задания. Область определения и значения функции. График функции. Возрастание и убывание функции. Нули функции. Промежутки знакопостоянства. Линейная, квадратичная функции. Обратная пропорциональность.
Тема №6 Арифметическая и геометрическая последовательности (2 часа)
Тема №7 Геометрия (7 часов)
Начальные понятия геометрии. Параллельные прямые. Треугольник. Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник и его свойства. Решение прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора. Подобные треугольники. Векторы на плоскости. Нахождение синуса, косинуса и тангенса острых углов. Окружность и круг. Окружность вписанная и описанная. Четырехугольники. Площади фигур.
Тема №8 Элементы комбинаторики и ТВ (2 часа)
Статистика. Вероятность. Решение комбинаторных задач.
Диагностическая работа 1час.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны уметь:
1.Уметь выполнять действия с числами:
Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание двузначных
чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение чисел, действия с дробями.
Выполнять арифметические действия с рациональными числами.
Находить значения степеней и корней, а также значения числовых выражений
2.Уметь выполнять алгебраические преобразования:
Выполнять действия с многочленами и с алгебраическими дробями.
Применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления
значений и преобразований выражений, содержащих корни.
3.Уметь решать уравнения и неравенства:
Решать линейные, квадратные, рациональные уравнения, системы двух уравнений.
Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы
4.Уметь выполнять действия с функциями:
Находить значения функции.
Определять свойства функции по графику.
Описывать свойства функций.
Строить графики.
5. Уметь решать задачи на прогрессии:
Находить сумму п-первых членов арифметической и геометрической прогрессии.
Находить сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии.
Решать основные задачи, связанные с прогрессиями.
6.Уметь решать геометрические задачи:
Распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства, признаки.
Вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей).
Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения.
7. Уметь решать комбинаторные задачи и задачи на нахождение вероятности.
Учебно – тематический план
№ | Тема занятия | К-во занятий | Дата |
| Тема №1 Вычислительные навыки | 2 ч | |
1. | Дроби. Действия с дробями. Положительные и отрицательные числа. Действия с положительными и отрицательными числами. Определение степени с натуральным и целым показателями. Свойства степени. | 1 | |
2. | Арифметический квадратный корень. Иррациональные числа. Действительные числа. Преобразование, выражений, содержащих корни. | 1 | |
| Тема №2 Буквенные выражения | 3 ч. | |
3. | Допустимые значения выражения. Подстановка выражений вместо переменных. Преобразование алгебраических выражений | 1 | |
4. | Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения. | 1 | |
5. | Алгебраическая дробь. Основное свойство дроби. Сокращение алгебраических дробей. | 1 | |
| Тема №3 Уравнения. Системы уравнений. | 3 ч. | |
6. | Уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Линейное, квадратное уравнения. | 1 | |
7. | Дробно-рациональные уравнения | 1 | |
8. | Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений. Способы решений | 1 | |
| Тема №4 Неравенства. Системы неравенств. | 2 ч. | |
9. | Числовые неравенства. Неравенства с одной переменной. Свойства неравенств. | 1 | |
10. | Решение неравенств. Системы неравенств. | 1 | |
| Тема №5 Функции и графики | 2 ч. | |
11. | Функция. Способы задания функции. Чтение графиков. | 1 | |
12. | Линейная, квадратичная функции. Обратная пропорциональность. График функции. | 1 | |
| Тема №6 Арифметическая и геометрическая последовательности. | 2 ч. | |
13. | Арифметическая прогрессия. | 1 | |
14. | Геометрическая прогрессия. | 1 | |
| Тема №7 Геометрия | 7 ч. | |
15. | Треугольники. Равнобедренный треугольник и его свойства. Нахождение площадей. | 1 | |
16. | Решение прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора | 1 | |
17. | Подобные треугольники. Задачи из «Реальной математики» | 1 | |
18. | Четырехугольники. Площади фигур. | 1 | |
19. | Нахождение синуса, косинуса и тангенса острых углов. | 1 | |
20. | Окружность и круг. Окружность вписанная и описанная. | 1 | |
21. | Векторы на плоскости. | 1 | |
| Тема №8 Элементы комбинаторики и ТВ | 2 ч. | |
22. | Статистика. | 1 | |
23. | Вероятность. | 1 | |
24. | Диагностическая работа | 1 | |
| Итого | 24 ч. | |
Литература
ОГЭ 2018. Математика. 20 типовых вариантов экзаменационных работ - Рослова Л.О., Кузнецова Л.В. 2017г.
ОГЭ 2018. Математика. 9 класс. Типовые тестовые задания - Ященко И.В., Шестаков С.А. 2017г.
ОГЭ 2018. Математика. 9 класс. Тренировочные варианты - Бунимович Е.А., Кузнецова Л.В. 2017 г.
ОГЭ 2018. Математика. 30 вариантов типовых тестовых заданий и 800 заданий - Семенова А.Л., Ященко И.В. 2017 г.
ЕГЭ 2018. Математика. Сборник заданий - Кочагин В.В., Кочагина М.Н. 2017г.
ЕГЭ 2018. Математика. Типовые тестовые задания - Семенова А.Л., Ященко И.В. 2017г.
ЕГЭ 2018. Математика. Типовые тестовые задания (2) - Семенова А.Л., Ященко И.В. 2017г.
Математика. 9 класс. Подготовка к ОГЭ 2018 - Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. 2017г.
Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ОГЭ 2018. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика - Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. 2017г.
Математика. Базовый уровень ОГЭ 2018. Пособие для "чайников". Реальная математика - Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. 2017г.
Математика. Подготовка к ЕГЭ 2014 - Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. 2014г.
Математика. Подготовка к ЕГЭ 2014. Теория вероятностей - Иванов С.О., Коннова Е.Г. 2014г.
Математика. Подготовка к ЕГЭ в 2014 году. Диагностические работы - Высоцкий И.Р., Семенов А.В. 2014г.
СОГЛАСОВАНО:
Протокол №1 заседания методического
объединения учителей математического цикла
____________ / Лопуховва Л.А../
« 28» августа 2017 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УМР
__________________ / Семеняченко Т.В./
«28 » августа 2017 г.