СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа "Резьба по дереву"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Дерево Нартов»  ориентирована на активное приобщение детей и подростков к национальному творчеству и носит образовательный характер. Она разработана в соответствии с действующими нормативно-правовыми положениями об учреждениях дополнительного образования детей. Дополняет и углубляет школьные программы: «Осетинская национальная культура», «Производственный труд».

В основу программы положен опыт изучения педагогом (автором) творчества народных умельцев и мастеров Осетии по изготовлению изделий из дерева, а также собственный опыт преподавания курса «Резьба по дереву».

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа "Резьба по дереву"»

Пояснительная записка.


Программа «Дерево Нартов» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к национальному творчеству и носит образовательный характер. Она разработана в соответствии с типовым положением об учреждениях дополнительного образования детей. Дополняет и углубляет школьные программы: «Осетинская национальная культура», «Производственный труд».

В основу программы положен опыт изучения педагогом (автором) творчества народных умельцев и мастеров Осетии по изготовлению изделий из дерева, а также собственный опыт преподавания курса «Резьба по дереву».


Цели задачи.

  • обучение основным приемам и навыкам работы с деревом (деревянным материалом),

  • развитие вкуса и творческих способностей учащихся,

  • формирование у учащихся целостного восприятия народного искусства как части культуры народа,

  • изучение традиций осетинского народа,

  • знакомство по данному направлению с другими народами России,

  • приобретение направления деятельности,

  • стимулирование творческой активности ребенка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для его самореализации.


Программа рассчитана на два года обучения. Занятия I и II года обучения проводятся два раза в неделю по 2 часа (всего 144 часов). Для обучения рекомендуется принимать мальчиков и девочек 13–16 лет.













Тематический план I год обучения



Тема

Кол-во часов

в том числе

теор.

практ.


1


2


3


4


5


6


7



8


9


Вводное занятие


Классификация и виды древесины


Технология обработки дерева


Рабочее место резчика


Виды резьбы по дереву


Изготовление простого предмета


Участие в культурномассовых мероприятиях


Организация итоговой выставки


Заключительное занятие





Итого:


2


20


24


18


46


28





4


2





144


2


14


6


4


16


4






2





48



6


18


14


30


24





4






96
















Программа «Чудо-дерево»

I год обучения


Вводное занятие


История осетинской культуры. История развития деревянной резьбы и ее современное состояние. Ознакомление с планом работы кружка.


Классификация и виды древесины


Общие сведения о биологических, физико-технических и декоративных свойствах дерева. Строение и основные свойства древесины. Мягкие, средней твердости и твердые породы древесины. Виды лесоматериала (круглые, колотые, пиленые).

Пороки дерева и древесины: кривизна, закомелистость, ройки, наросты, наплывы, сучки, косослой, свилеватость, крень, двойная сердцевина, внутренняя заболонь, ложное ядро и др.

Практическое занятие. Заготовка материала. Работа над материалом. Выезд на природу.


Технология обработки дерева


Первичные инструменты. Правила технической безопасности. Подготовка лесоматериала (определение влажности древесины, сушка древесины, заделка сучков и трещин).

Практическое занятие. Заточка и правка инструментов. Изготовление заготовки.


Рабочее место резчика


Инструменты и приспособления для резьбы: верстак, набор резчицкого инструмента, вспомогательный инструмент.

Практическое занятие. Изготовление резчицкого инструмента.


Виды резьбы по дереву


Основные правила и приемы резьбы. Контурная резьба. Геометрическая резьба. Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы.

Приемы резных композиций из истории национального декоративно-прикладного искусства.

Исходные элементы резьбы. Порядок их разметки и последовательность применения. Виды композиции. Виды срезов.

Практическое занятие. Выполнение различных способов резьбы: резьба прямой двухсторонней выемки (различными срезами), ре6зьба выемки, расположенный по кривой или по окружности, резьба круглой вогнутой выемки, резьба выпуклой формы, резьба трехгранных выемок.


Изготовление простого предмета


Проект изделия. Учет функционального назначения предмета и эргономических требований. Пропорции предмета. Понятие о пропорциональных отношениях, масштабности, соразмерности формы и ее элементов. Разработка резной заставки.

Практическое занятие. Создание проекта (ложки, шашки…), изготовление заготовки, изготовление формы, нанесение рисунка, выполнение резной заставки, отделка готового изделия.


Заключительное занятие


Итоги деятельности кружка за год. Организация отчетной выставки. Награждение победителей. Задания и рекомендации обучающимся на время летних каникул.





Тематический план II год обучения



Тема

Кол-во часов

в том числе

теор.

практ.


1


2


3


4


5


6


7


8


9


Введение


Материалы, используемые при резьбе


Рабочее место и ее оборудование


Техника резьбы


Отделка резных изделий


Орнаменты


Предметы быта


Организация итоговой выставки


Заключительное занятие




Итого:


2


18


14


64


24


32


56


4


2




216


2


6


7


14


6


6


12


2


2




57



12


7


50


18


26


44


2





159















II год обучения


Введение


История резьбы по дереву. Разнообразие применения древесины. Применение резьбы по дереву.


Материалы, используемые при резьбе


Основные свойства древесины. Строение дерева. Пороки древесины. Повреждение древесины. Свойства различных древесных пород. Твердые породы. Мягкие породы.

Практическая работа. Определение влажности. Сушка древесины.


Рабочее место и его оборудование


Санитарно-гигиенические требования к помещению (свет, температура, влажность воздуха). Важнейшая часть рабочего места – рабочий стол. Инструменты для резьбы – резаки, стамески, вспомогательные инструменты. Подготовка инструмента к работе.


Техника резьбы


Перевод рисунка. Подготовка поверхности под резьбу. Контурная резьба. Геометрическая резьба. Техника геометрической резьбы. Ажурная резьба. Скульптурная резьба. Плоско-рельефная резьба. Скобчатая резьба.


Отделка резных изделий


Шлифование. Морение или травление. Вощение – натирание воском. Лакирование. Полирование. Нанесение защитных покрытий.


Орнаменты


Геометрический орнамент. Ленточный орнамент. Растительный орнамент. Животный орнамент. Орнамент розетка. Орнамент плетенка.


Предметы быта


Старинна утварь. Чаши, ложки, миски, вазы.


Организация итоговой выставки

Заключительное занятие


Литература.

1.С.А Волков Программа мастерской

«Художественная обработка древесины»

Центр доп. обр. г. Вологда. 2006г.

2. В.Д Симоненко Программы «Технология». 5-11 кл. 2013г.

3. А.А. Абросимова Художественная резьба по дереву

М. Высшая школа 1989г.

4.Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву М. Высшая школа !981г.

5. В.и. Кулебякин Рисунок и основы композиции М. Высшая школа 1988г


6. Е.И. Афанасьев, Е.М. Бургунова Резьба по дерев у- М. 2005г.

Л.А.































Муниципальное учреждение дополнительного образования



СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ



Правобережного района

Республики Северная Осетия-Алания




Утверждаю

Директор СЮТ г. Беслана

______________ Хадикова Т.Г.

«____» ____________ 2004 г.







ПРОГРАММА


Творческого объединения


«Резьба по дереву»


программа обучения рассчитана на 2 года

возраст обучающихся 13–16 лет





Автор: Хамицаев А.К.

педагог дополнительного образования











Беслан 2004 г.