«ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В СИСТЕМЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ».
Каждый ребенок талантлив!
Дело за малым - помочь ребенку: НАЙТИ СВОЙ ПУТЬ;
ПОВЕРИТЬ В СЕБЯ.
Детский сад – первая ступень общей системы образования. Главная цель дошкольного образования – всестороннее развитие ребёнка.
Важное значение для развития дошкольника имеет организация ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в системе детского сада.
Современное дополнительное образование способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей и развитию творческой активности в каждом ребёнке.
Современное образование ребёнка в ДО определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности. При этом педагогам даётся ориентир конечной цели их деятельности.
В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любой ДОО является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нём описаны такие интегративные качества (качества! а не ЗУНы: знания, умения, навыки), которые ребёнок может приобрести в результате освоения программы: физически развитый, любознательный, активный, эмоционально - отзывчивый, общительный и др.
Основная общеобразовательная программа ДО позволяет ребёнку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику необходимый уровень развития, который позволит ему в дальнейшем обучении и должна выполняться каждой дошкольной организацией. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ - это создание условий для более интенсивного индивидуального развития личности дошкольника, которые не всегда обеспечивает основная образовательная программа дошкольной организации .
Дополнительное
образование
Дошкольное образование все дети получают в более-менее одинаковом объёме, что определяет-
ся ФГОС ДО. Дополнительное образование не стандартизировано и реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонап-
равленности и вариативности.
Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребнос-
тям, удовлетворяет их интересы.
Дополнительное образование является необходимым компонен-
том современного образования.
Основное образование дошкольника и дополнитель-
ное образование не должны существовать друг без друга, потому что по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребёнок во всем многообразии его потребностей и способнос-
тей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечи-
вающим полноценное развитие дошкольника во всём богатстве его запросов и интересов.
Дополнительное образование - это процесс обучения, воспитания и развития, направленный на удовлетворение интересов и потребностей детей, основанный на вариативности и постоянном обновлении содержания.
Федеральный Закон «Об Образовании в РФ». Глава 10. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Статья 75. Дополнительное образование
п. 1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а так же на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Дополнительные общеобразовательные программы для детей
должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности
детей.
п.4. Содержание дополнительных образовательных программ и
сроки обучения по ним определяются образовательной програ-
ммой, разработанной и утверждённой организацией, осуществ-
ляющей образовательную деятеность. Содержание дополните-
льных программ определяется образовательной программой,
разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, в соответствии с федеральны-
ми государственными стандартами.
В чём состоит ценность дополнительного образования?
Дополнительное образование:
- усиливает вариативную составляющую общего образования,
- способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении,
- стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.
В условиях дополнительного образования
дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Плюсы дополнительного образования в ДОО.
- Дошкольная организация имеет возможность сочетать традиционное дошкольное образование с дополнительным образованием дошкольников.
- Дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности ребенка.
- Дополнительное образование повышает компетентность и профессио-
нализм педагогов и специалистов, тем самым улучшает качество
дошкольного образования.
- Организация дополнительного
образования в ДОО служит одним
из эффективных способов развития
потребности у педагогов в непре-
рывном профессиональном росте.
Федеральный Закон «Об Образовании в РФ».
Статья 101. Осуществление образовательной деятельности за счёт средств физических лиц и юридических лиц.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счёт средств физических лиц и юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.
Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счёт средств физических или юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используются указанными организациями в соответствии с уставными целями. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение, которой осуществляется за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета .
Дополнительные
образовательные программы
Дополнительные образовательные программы не могут реализовыва-
ться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счёт времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования.
Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регулируется СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 29 мая 2013 г. , а общее время занятий по основным и допол-
нительным программам не должно существенно превышать допусти-
мый объём недельной нагрузки с учётом возраста детей.
Дополнительные занятия проводятся во второй половине дня, не занимая время, отведенное на прогулку и дневной сон.
- Для детей 4 года жизни – не чаще 1 раза в неделю, не более 15 минут
- для детей 5 года жизни – не чаще 2 раз в неделю, не более 20 минут
- для детей 6 года жизни – не чаще 2 раз в неделю, не более 25 минут
- для детей 7 года жизни – не чаще 3 раз в неделю, не более 30 минут.
Дополнительные занятия проводятся во второй половине дня, не занимая время, отведенное на прогулку и дневной сон.
Дополнительное образование – важнейшая составляющая образовательного пространства дошкольной организации. Дополнительное образование социально востребовано, как образование, органично сочетающее в себе воспитание, образование и развитие личности ребёнка дошкольного возраста. Дополнительное образование - наиболее открыто и свободно от стандартного подхода.
Из достоинств дополнительного образования можно выделить следующие:
- Постоянное обновление его содержания;
- Разнообразие форм и методов работы с детьми;
- Творческая, авторская позиция педагога (повышение его роли в деятельности ДОО).
- Разнообразие спектра предоставляемых
услуг. (художественно-эстетическое,
физическое, социально-коммуникативное,
познавательное, и т. д).
Каждая дошкольная организация вправе самостоятельно выбирать приоритетное направление.