МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ОРЛА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 86 ГОРОДА ОРЛА»
г. Орёл 302001, ул. Красина, 5 тел. (факс) 59-13-89
тел. 59-04-55
Email: mou.nshds86@mail.ru
Сайт: ds86-orel.ru
Модель интеграции дошкольного и дополнительного образования в
условиях современной дошкольной образовательной организации
Разработчики:
Бережнова О.В, заведующая кафедрой
развития образовательных систем
БУ ОО ДПО «Институт развития образования»,
кандидат филологических наук, доцент;
Козельская Т.А, заведующая МБДОУ
«Центр развития ребенка -
детский сад № 86 г. Орла»;
Балабанова С.П., заместитель заведующей
МБДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад № 86 г. Орла».
На сегодняшний день для системы дошкольного образования актуальным является вопрос организации деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Перемены, которые происходят в современном обществе, требуют совершенствования образовательного процесса, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. ФГОС - возможность для образовательных организаций перейти на более высокий уровень образования за счёт интеграции разных типов образования. Главный принцип ФГОС - принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. Именно такой выбор предлагает система дополнительного образования детей дошкольного возраста в рамках ДОУ. Дополнительное образование на современном этапе является механизмом поддержки индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей и семей.
ФГОС ДО нацелены на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей и т. д .
Дошкольное образование в соответствии с п.4 ст.10 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отныне является не первой ступенью, а уровнем общего образования.
Задачи современного дошкольного образования:
обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного дошкольного образования;
достижение нового современного качества дошкольного образования;
формирование в системе дошкольного образования эффективных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования ресурсов;
повышение социального статуса и профессионализма работников дошкольного образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
развитие дошкольного образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательных отношений - воспитанников, педагогов, родителей, образовательных организаций
Нормативно-правовое обеспечение современного
дошкольного образования:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., № 273-ФЗ;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования - Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г., № 1014;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г., № 1155;
Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 86 города Орла» осуществляет образовательную деятельность на основании Лицензии Департамента образования Орловской области № 173 от 03.10.2016 г., позволяющей оказывать образовательные услуги по реализации программ дошкольного образования и программ дополнительного образования детей и взрослых.
Образовательная деятельность в ДОУ реализуется в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ Центра развития ребенка детского сада № 86 г. Орла (предусмотрена для освоения детьми 2-8 лет в группах общеразвивающей направленности); адаптированной основной образовательной программой для детей с ОВЗ (предусмотрена для освоения детьми 4-8 лет в группах компенсирующей направленности (с нарушением речи).
Программы разработаны на основе и с учетом:
- Примерной основной образовательной программы ДО (одобрена решением федерального УМО по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15),
Вариативной образовательной программы ДО «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой, М.А. Васильевой;
Комплексной образовательной программы ДО «Мир открытий» под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой,
Вариативной АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) от 3 до 7 лет Нищевой Н.В.;
Методических разработок Программы обучения и воспитания детей с ФФН под ред. Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.
В ДОУ успешно реализуются ряд парциальных программ, в том числе разработанных педагогами ДОУ.
Важной частью системы образовательного процесса в ДОУ является организация дополнительного образования дошкольников.
Целью дополнительного образования является выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование физически здоровой, творческой личности.
В настоящее время дополнительное образование детей успешно реализуется как в соответствующих учреждениях, так и на базе дошкольных образовательных организаций.
Большое значение для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка имеет организация такой системы дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях, которая способна обеспечить плавный переход от проявления интереса к развитию способностей и активности детей.
Таким образом перед коллективом МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 86 города Орла» был поставлен вопрос об интеграции дошкольного и дополнительного образования детей в единое общеобразовательное пространство в контексте обновления педагогического процесса. Данная тенденция базировалась на идеях:
создания условий, способствующих личностному росту всех участников образовательного процесса;
актуализации мотивационного потенциала среды посредством модернизации ключевых компонентов образовательной практики;
самоактуализации ребенка, развития личностно значимых творческих видов детской деятельности, способствующих опосредованному формированию нравственно-патриотических, культурно-просветительских и иных ориентиров в воспитании дошкольников.
Интеграция дошкольного и дополнительного образования детей происходит на двух уровнях: внешнем и внутреннем.
Внешняя интеграция выражалась в расширении возможностей и сотрудничестве ДОУ с учреждениями спорта, культуры, науки и образования в целях обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала.
Внутренняя интеграция, в свою очередь, реализовывалась в ДОУ в формате различных видов творческих объединений воспитанников в системе дополнительного образования, что позволило воспитателям и педагогам дополнительного образования решать задачи индивидуально-дифференцированного подхода сообща, не изолированно друг от друга.
Структура модели интеграции дошкольного и дополнительного
образования детей, создание единого образовательного пространства
Дошкольная образовательная организация
обучающиеся
Конкурентоспособность, повышение статуса, престижа, продуктивность деятельности обучающихся, целостность образовательного процесса, выполнение социального заказа семьи
педагоги
семья
Участники образовательных отношений
Обязательная часть
Примерная ООП ДО
Комплекс парциальных программ
Реализация ООП ДО
(соответствие ФГОС ДО)
основная
Образовательная деятельность
дополнительная
Присмотр и уход
Реализация дополнительных общеразвивающих программ
(соответствие социальному заказу)
Детские
объединения
Платные
образовательные услуги
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Доступность дошкольного образования
Таким образом, была разработана модель интеграции дошкольного и дополнительного образования в единое образовательное пространство, учитывающая требования современного законодательства, социальный заказ, лучшие практики дошкольного образования, позволяющая увеличить образовательные возможности различных форм и видов детской деятельности.
Данная модель представляет организационное и содержательное единство дошкольного и дополнительного образования внутри ДОУ.
Интеграция дошкольного и дополнительного образования позволяют создать атмосферу дошкольного воспитания насыщенной разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, где каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобретает опыт успешной творческой деятельности
Деятельность образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования для детей, предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и детей из разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе.
В МБДОУ ЦРР детский сад №86 созданы условия для организации дополнительного образования воспитанников с учетом пожеланий детей и выявляемых в ходе образовательного процесса наклонностей дошкольников (наличие отдельный помещений и специалистов).
Дополнительное образование в ДОУ представлено работой следующих детских объединений.
№ п/п | Направленность | Название кружка, секции | Наличие специалистов | Пространство |
1. |
Физкультурно-спортивная | Занятия в бассейне | инструктор по физической культуре | бассейн |
2 | Шахматный кружок | тренер ДЮСШ №1 г. Орла | шашматно-шашечная студия |
3 | Спортивная секция | инструктор по физической культуре | Спортивный зал |
4. | Социально-педагогическая | Кружок «Мой друг – компьютер» | педагог доп. образования | Компьютерный класс |
5 | Кружок английского языка | педагог доп образования | Групповые помещения |
6. |
Художественная | ИЗОстудия «Цветные ладошки» | педагог доп. образования | изостудия |
7 | Вокальная студия | музыкальный руководитель | Музыкальный зал |
8 | Хореографическая студия «Росинка» | педагог доп. образования | Хореографический зал |
9 | Музыкально драматическая студия «Дюймовочка» | педагог доп. образования | Музыкальный зал |
10 | Естественно-научная | Кружок «Мир вокруг нас» | педагог доп. образования | Зимний сад |
11 | Краеведческая | Кружок «Край родной» | педагог доп. образования | музей «Орловская горенка» |
Основным способом организации деятельности в большинстве детских объединений является учебная группа, а самой простой формой организации – кружок. Студия, как правило, создается с целью развития художественных и иных творческих способностей.
В ФГОС речь идет также об освоении образовательными учреждениями новых направлений деятельности; совершенствование спектра образовательных услуг; создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования. В связи с этим в учреждении создана система платных образовательных услуг.
№ п/п | Направленность | Вид услуги | Наличие специалистов | Пространство |
| Социально-педагогическая направленность | «АБВГДейка» | воспитатель | Галерея 2 этажа (видеосалон) |
| «Занимательная математика» | педагог доп. образования | Галерея 2 этажа (видеосалон) |
| «Веселый английский» | педагог доп. образования | Галерея 2 этажа (видеосалон) |
| «Мой друг – компьютер» | педагог доп. образования | Компьютерный класс |
| «Логопед и Я» (индивидуальные логопедические занятия) | 3 учителя – логопеда | 3 логопедических кабинета |
| Художественная направленность: | «Город мастеров» (художественное творчество) | педагог доп. образования | Изостудия |
| «Театральная студия» | педагог доп. образования, режиссер, | Музыкальный зал |
| «До-ми-солька» (развитие музыкальных способностей) | музыкальный руководитель | Музыкальный зал |
| Физкультурно-спортивная направленность | «Школа спортивного развития» (Киокусинкай каратэ) | тренер Орловской областной федерации киокушинкай карате. | Спортивный зал |
| «Спортивные танцы» | Тренер клуба спортивного танца «Триумф» | Хореографический зал |
| «Юный пловец» (обучение плаванию) | инструктор по физической культуре | бассейн |
Дополнительное образование реализуется посредством дополнительных общеразвивающих программ. Содержание дополнительных общеразвивающих программ определяется в рамках следующих направленностей:
техническая,
естественнонаучная,
физкультурно-спортивная,
художественная,
туристско-краеведческая,
социально-педагогическая
Программы дополнительного образования обеспечивают развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывают следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей дошкольного возраста: социально-коммуникативное развитие; познавательно развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам, Концепции развития дополнительного образования детей, содержание дополнительных образовательных программ должно быть направлено на:
формирование и развитие творческих способностей, обучающихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию обучающихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры обучающихся
Педагоги активно используют различные образовательные технологии, позволяющие решать задачи развития творческих способностей, расширять познавательный кругозор детей и выступать за границы основных учебных программ; предоставляют возможности для самовыражения и проявления индивидуальности, для интеграции основного и дополнительного образования в целостный педагогический процесс за счет комплексного использования потенциала различных сфер деятельности.
Использование дополнительных программ дошкольного образования различной направленности связано с распространением инновационных гибких форм обучения дошкольников, организуемых на базе ДОУ. Однако не стоит забывать, что дополнительные программы не могут реализовываться вместо или в рамках основной образовательной деятельности, используя отведенное на реализацию ООП дошкольного образования время (не взамен прогулок, дневного сна, основных занятий, игр и пр.). Количество и продолжительность проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг занятий регламентировано, а время занятий по основным и дополнительным программам в совокупности не должно превышать максимально допустимого объема недельной образовательной нагрузки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.
Рекомендуемый режим занятий детей в организациях
дополнительного образования
N п/п | Направленность объединения | Число занятий в неделю | Число и продолжительность занятий в день |
1 | Объединения с использованием компьютерной техники | 1 - 3 | 2 по 30 мин. для детей в возрасте до 10 лет; |
2 | Хореографические объединения | 2 - 4 | 2 по 30 мин. для детей в возрасте до 8 лет; |
3 | Занятия по дополнительным общеразвивающим программам в области физической культуры и спорта | 2 - 3 | 1 до 45 мин. для детей в возрасте до 8 лет; |
4 | Спортивно-оздоровительные группы (кроме командных игровых и технических видов спорта) | 2 - 3 | 1 до 45 мин. для детей в возрасте до 8 лет; |
5 | Предшкольное развитие | 2 - 3 | 1 - 4 по 30 мин. |
Во избежание дублирования базисных программ ДОУ, в разрабатываемых программах дополнительного образования дошкольников должен быть четко определен стандарт освоения предмета, прописаны цель и задачи, содержательная составляющая и способы организации детской деятельности.
Минобрнауки России считает, что ребенок, завершивший обучение по программе, разработанной образовательной организацией, является охваченным услугой дополнительного образования детей. Сроки реализации программы определяются образовательной организацией самостоятельно, с учетом категории обучающихся, их возрастом, особенностями здоровья, особенностями географического расположения образовательной организации, «уровнем» программы.
Для определения проблем, сложностей, отклонений, рисков реализуемой модели интеграции предполагается ежегодное подведение итогов на заседании координационной группы по следующим направлениям:
Критерии и инструменты мониторинга эффективности модели
№ | Критерии мониторинга | Участники мониторинга | Диагностический инструментарий |
1 | Уровень удовлетворенности дополнительным образованием | Педагоги, родители, обучающиеся | Анкетирование, беседа, наблюдение, опросы, |
2 | Сохранность контингента | Обучающиеся | Наблюдение, изучение документации |
3 | Уровень взаимодействия ДОУ и социума (ЦДОД) | Администрация ДОУ | Анкетирование, беседа, опрос, наблюдение. |
4. | Динамика достижений обучающихся | Обучающиеся | Наблюдение, результаты участия в фестивалях, конкурсах, выставках |
Прерогативой дополнительного образования выступает заметное расширение спектра видов детской деятельности, освоение которых лежит в основе общего образования. Получаемый воспитанниками опыт имеет исключительно важное значение для развития таких личностных качеств, как коммуникативность, обучаемость, толерантность, мобильность и т.п.; воспитывает находчивость, конструктивность, гибкость; обогащает их жизнь новыми социальными связями и ценностными ориентирами. Комплексность образования способствует формированию целостной личности.
Деятельность, организованная в интеграции двух видов образования позволяет актуализировать разные уровни познавательной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно - образного и создать основы словесно - логического и теоретического). Таким образом, есть все основания утверждать, что дополнительное образование детей является необходимым компонентом полноценного общего образования. Дополнительные услуги, сочетающие в себе воспитание, обучение, образование и развитие личности ребенка, в настоящее время социально востребованы и органично вписаны в единое образовательное пространство
Модель интеграции дошкольного и дополнительного образования в ДОУ направлена на:
Обеспечение вариативности образовательных траекторий в реализации направлений дополнительного образования
Создание необходимых условий для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребенка, творческой сферы на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг
Обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей родителей

Интеграция позволяет реализовать принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Воспитатели и педагоги стремятся к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны средствами произведений устного народного творчества, хороводных игр, народной музыки и танцев, декоративно-прикладного искусства народов России.
В результате интеграции помимо обязательных занятий в ДОУ для родителей предлагается спектр дополнительных образовательных услуг для их ребенка (английский язык, театральное мастерство, изобразительное искусство, обучение плаванию, фитнес, обучение чтению и т.д.). Интеграция дошкольного и дополнительного образования обеспечивает продуктивность деятельности дошкольника, увеличивает учебно-воспитательные возможности различных форм и видов детской деятельности.
Данная модель транслируема, имеет практическую значимость и доступность для педагогов. Использование вариативных форм дошкольного образования позволяет реализовывать права каждого ребенка на качественное и доступное образование.
Внедрение: Модель прошла 3 уровня внедрения:
1 уровень - модель успешно реализуется в МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 86 г. Орла» в течении 5 лет.
2 уровень – в 2017 году модель рекомендована к реализации в дошкольных организациях региона решением секции дошкольного образования регионального УМО по общему образованию Орловской области.
3 уровень – авторы модели являются экспертами в данном направлении в Ассоциация руководителей образовательных организаций и транслируют опыт работы на Всероссийском уровне.
Интеграция дошкольного и дополнительного образования в единое образовательное пространство на современном этапе развития социальных институтов становится необходимостью, позволяет решить проблему эффективного развития воспитанника, учитывая не только его потребности и интересы, но и современные образовательные стандарты.
Список литературы
Бражук С.В. Интеграция дополнительного образования детей и дошкольного образования в свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). - Краснодар: Новация, 2015. - С. 12-15
Интеграция дошкольного и дополнительного образования // Сборник статей. - Челябинск: ООО Полиграфическая компания «Прессто», 2009, 92с.
Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/4429 (дата обращения: 03.02.2017).
Модели интеграции общего и дополнительного образования в контексте внедрения ФГОС: Методические рекомендации / Сост. С.В. Попова, С.В. Смирнова. [Электронный ресурс]. (дата обращения: 23.06.2017).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155, г. Москва.
Соколова Н.А. Теория и практика социально-педагогической поддержки адаптации подростков в условиях дополнительного образования детей / Н.А. Соколова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2005, 231 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования:- http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).