Лучик солнца-доброта
Цели:
- развивать умение сопереживать;
- сформировать в сознании детей понятие «доброта»;
- расширить знания школьников о доброте и о ее роли в жизни каждого человека;
- пробудить интерес к чтению книг о дружбе, доброте.
Задачи:
- развивать потребности в нравственном самосовершенствовании;
- сориентировать на ценности человеческой личности;
- сформировать положительную мотивацию в широком смысле этого слова.
Личностные УУД – развитие психологической наблюдательности и умения видеть в другом человеке хорошее, принимать разные точки зрения.
Рефлексивные УУД – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД – работа с информацией, сравнение умение доказать.
Коммуникативные УУД – формирование навыков со сверстниками и взрослыми.
МУЗЫКА ДОРОГОЮ ДОБРА
1 учитель
Весна идёт – тепло несёт,
И вновь природа оживает.
Всё скоро снова зацветёт –
И вас я с этим поздравляю!
2 учитель
Весна подарит много счастья, света,
Минут волшебной, чистой красоты,
Украсят каждый день, как праздник этот,
Тепло и нежность, радость и цветы!
1 - Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
- У нас есть волшебные ромашки. Мы подойдем к каждому, и вы выберите тот цветок, который вам больше понравится.
Берегите эти цветы до конца нашего занятия.
А теперь, когда вы выбрали себе цветок, сожмите его в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза.
Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в зале стало светлее. Это, наверно, потому, что здесь собрались добрые, сердечные люди.
- Сегодня наш классный час, мы хотим начать с просмотра фрагмента мультфильма. Посмотрите внимательно и подумайте, о чем мы сегодня будем говорить.
(1 слайд НАЧАЛО)
-какова тема нашего классного часа? (О добре, о друзьях…)
-. А как вы понимаете это слово? (Что-то хорошее, светлое)
2 учитель
(СЛОВАРЬ С.И.Ожегова) В словаре С.И.Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро -все положительное, хорошее, полезное.
Сегодня мы с вами постараемся раскрыть положительные стороны доброты.
1 учитель:
Чтобы было нам с вами легче общаться, мы объединились в команды. В каждой команде вы должны выбрать капитана. Капитаны подойдут к нам для того, чтобы определиться с названиями ваших команд. (Дети выбираютназвание команды)
Добропорядочные.
Добросовестные.
Добросердечные.
Учитель: В названии ваших команд есть что-то общее. Что это?
(Ответы детей: слово “добро”)
Учитель: Как вы понимаете название вашей команды? (Ответы детей по командам ).
(2слайд) - Символом нашего классного часа будет солнце. Солнце всех озаряет своими лучами. И от этих лучей мы ощущаем теплоту,доброту, внимание, заботу, любовь, понимание.
4 А 1.Где красота - там доброта.
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
2.И нам без них не обойтись
Ни светлым днем, ни днем дождливым.
И если хочешь быть красивым,
То добротою поделись!
(СЛАЙД 3)А как много слов образовалось от слова «добро»! Попробуйте и вы их образовать и написать на листочках , каждое слово отдельно, и наше солнышко засияет ещё ярче.
Доброта
сердце добросердечный
сосед добрососедство
совесть добросовестный
нрав добронравный
душа добродушный
воля доброволец
порядок добропорядочный
Проверим наши добрые слова
2 учитель : Как понимаете слово добронравный?
Толковый словарь Ушакова
ДОБРОНРА́ВНЫЙ, добронравная, добронравное; добронравен, добронравна, добронравно (книжн. устар.). Исполненный добронравия.
1 Учитель: В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: “Доброе слово и кошке приятно”. Слагалось много пословиц и поговорок о доброте. Вы знаете их?
-Мы с вами постараемся сейчас вспомнить некоторые из них. У вас на столах лежат конверты с разрезанными пословицами о доброте. Вы должны их собрать, прочитать, объяснить смысл этой пословицы, представить её нам. Задание понятно? Приступаем.
(СЛАЙД 4)1 группа: Доброе слово лечит, а злое калечит.
2 группа: Про доброе дело говори смело.
3 группа:На добрый привет, добрый ответ.
Учитель: Вы уже готовы?
Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.
- Я думаю, вы согласитесь со мной: если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой, как герой из мультфильма «Крошка Енот»
Песня В.Шаинского «Улыбка».
Учитель: Ребята, скажите, а легко ли быть добрыми?
-Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с пониманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки. Я предлагаю вам посмотреть сценки.
-Подумайте, что здесь неправильно.
4А “ Сказка.
Жил-был король. И было у него три дочери - Алина, Полина и младшая дочь Эвелина. Однажды король созвал дочерей и сказал:
-Сегодня я прошёлся по нашему дворцу и просто пришёл в ужас: полный беспорядок! Книжки валяются на полу, обувь на подоконнике, а одежда на кроватях! И повсюду фантики от конфет! И вот я решил сегодня же заняться уборкой. А вас я хочу спросить: как вы мне будете помогать?
Старшая дочь Алина сказала:
-Я вот как помогу. Когда ты начнёшь уборку, я включу проигрыватель и поставлю твою любимую пластинку «Всё могут короли…» С весёлой песней ты моментально сделаешь уборку!
Вторая дочь Полина сказала:
-А я лучше включу телевизор, там будут показывать передачу «В гостях у сказки». Я буду внимательно её смотреть и всё тебе пересказывать. И ты сказочно быстро уберёшь весь дворец!
-А ты что включишь? - спросил король у младшей дочери.
-Я включу пылесос, нет, сначала я разложу все вещи по местам. Потом возьму веник и вымету весь мусор. Потом уже пылесосом уберу всю пыль. После этого влажной тряпкой оботру подоконники и всю мебель. А когда везде станет чисто, мы все вместе будем смотреть телевизор.
-Ну что же, - сказал король, - теперь я знаю , что у меня есть только одна настоящая помощница.
(ОТВЕТЫ КОМАНД )Какой вывод сделал король после разговора с дочерьми и почему?
А какой вывод делаете вы?
3Б “Горький апельсин”.
Маша сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что-то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру и бросала на землю.
– Что это у тебя? – спросил подбежавший Илья.
– Разве не видишь? – буркнула Маша.
– Мандарин! – обрадовался Илья. – Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал...
– А вот и не отгадал.
– А что же?
– А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.
– А мне дашь попробовать?
– Да он невкусный, горький и кислый.
– Да ничего, дай хоть долечку.
– Говорю тебе – он поганый, – и соскочила с лавочки.
И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.
– Что же ты плачешь? Он же поганый!
(Обсуждение ситуации)
Учитель: Права ли Маша? Что она забыла? Что сделала не так? Что бы вы сделали на ее месте? (Ответы детей)
3А “День рождения”.
Собираясь на день рождения к своей однокласснице Яне, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Яна открывает дверь, встречает их.
– Здравствуй, Яна, поздравляем тебя, желаем тебе...
– Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?
Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.
– Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.
Ребята оглянулись и пошли назад к двери.
– Подождите! Куда же вы?
Но ребята ушли, не дослушав ее.
(Обсуждение ситуации)
Учитель: Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова? Как вы бы поступили на месте Яны (Ответы детей)
Эти случаи из жизни
Можно дальше продолжать,
Но давайте скажем дружно:
Друг друга нужно уважать!
Какие вы молодцы! Сделали совершенно правильные выводы! Надеюсь. Что вы не только говорите, но и поступаете правильно.
-А какие вы совершали добрые поступки? В ЗАЛ
- МОЛОДЦЫ! Не зря говорят, что про доброе дело говори смело. Я очень рада за вас, я рада, что у вас огромное, доброе сердце. Будьте добрым людьми. Не забывайте, что каждый из вас несёт в себе частичку солнышка и его тепла!
СЛАЙД (ПОНИКШЕЕ СОЛНЫШКО)
-Ребята, посмотрите, что то случилось с нашим солнышком!
Ему очень хочется услышать , а знаете ли вы «волшебные слова»?
- А вы умеете говорить друг другу добрые слова?
ЗАДАНИЕ КОМАНДАМ: Вспомнить как можно больше «волшебных слов»
ИГРА С ЗАЛОМ. «ДАРИТЕ ДРУГ ДРУГУ комплименты» ШАР ПЕРЕДАЮТ
-Ребята, а кто знает, что такое комплименты?
Комплимент (фр. compliment) — это особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; любезные, приятные слова
--Давайте и подарим друг другу частичку доброты под название комплимент (И сама дарит)
3 А Комплименты — как цветы,
Их дарите от души.
Не скупитесь, а делитесь,
Радость людям принесите.
Комплименты — как то солнце
Дарит много нам тепла.
Даже в холод и мороз
Согревают нам сердца.
Комплименты — как вода
Освежают нас всегда.
Вы сполна всех напоите —
Комплименты говорите!
УЧ.1-Подводим итоги команд. Сколько слов вспомнила 1 команда…
Учитель. Теперь все вместе поиграем. Я прочту стихотворение, а вы - доскажите подходящее по смыслу доброе слово.
Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться ... (“Доброе утро!”)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ... (“Добрый день!”)
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)
Растает ледяная глыба
От слова доброго ... (“Спасибо!”)
Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)
И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)
Всем вам с большой любовью
Желаю… (Крепкого здоровья.)
3Б.
1. Дарите людям доброту,
Заботу и любовь,
И пониманье и мечту –
Дарите вновь и вновь!
2.Пусть о награде мысли нет
И никогда не будет,
Ответный сердца тёплый свет
Тебе подарят люди.
3. И жизнь изменится твоя,
Удачливее станет,
Когда потоком на тебя
Волна любви нагрянет!
Дарите людям доброту…
УЧ.1 Игра “Планета добра” (ЯБЛОКО,ЗУБОЧИСТКИ)
Учитель: Ребята, у меня в руках яблоко. .Посмотрите, какое оно красивое, гладкое. Представим, что это сердечко человека. Всегда ли оно так выглядит? (Ответы детей: наверное, нет). А когда оно выглядит по-другому? (Ответы детей: когда мы совершаем плохие поступки). Какие именно? Назовите антонимы слова “доброта”?
(Дети называют слова: злость, ненависть, невежество, грубость, хамство, жадность, обман, жестокость, враждебность, лень и другие; учитель с каждым названным словом втыкает зубочистки в яблоко).
Учитель: Посмотрите, ребята, что случилось с нашим сердечком? (Ответы детей) Как нам быть теперь? (Ответы детей: назвать хорошие слова и забыть плохие). Называйте, а я буду лечить сердечко.
(Дети называют слова: доброта, вежливость, внимание, смелость, дружба, помощь, трудолюбие, забота, уважение, аккуратность и другие; вытаскивают по одной зубочистке на каждое слова и переламывают её). Посмотрите, стало ли сердечко таким, каким было?
(Ответы детей: нет, остались ранки)
Что же нужно делать, чтобы эти ранки поскорее затянулись? (Ответы детей: говорить больше добрых слов, совершать больше добрых поступков).
3 А
Пожалуйста, добрым будь!
Легко обидеть собаку,
а проще – бездомную кошку
И громко смеяться над другом,
поставив ему подножку.
Легко не слушаться маму,
а проще – топнуть ногою,
Забыв, что она ведь устала,
но всё же играет с тобою.
Легко быть злым и упрямым,
на ключ заперев своё сердце.
Но проще быть добрым самым,
души распахнув своей дверцы.
Тогда ты погладишь собаку
и дашь молока котёнку,
А вместе с хорошим другом
ты будешь смеяться звонко!
Увидишь, что маме плохо,
её пожалеешь, обнимешь,
И мамину за день усталость
ты словно рукою снимешь.
Пожалуйста, добрым будь!
Люби и животных, и книжки,
И будет тебе благодарен
даже простой муравьишка…
Добро возвратится добром.
Улыбка улыбкой вернётся,
И в сердце горячем твоём
только добром отзовётся!
Л. Ерохина
Рефлексия
1 учитель: Есть солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнце – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им.
Добрый человек любит природу и бережет ее.
2 учитель: А любовь и желание помочь согревают нас самих, как солнце.
Возьмите в руки ромашки-солнышки, приложите к сердцу, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого урока. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека.
1 учитель Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. Потому, что доброта спасёт наш мир! Будьте добры!
А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Наш классный час заканчивается, я предлагаю ваши ромашки собрать в большой букет и поставить в вазу
Посмотрите, какой чудесный букет получился у нас. Так и мы с вами 3 команды, 3 разных класса, соединились и говорили на такую прекрасную тему.
Я хочу, чтобы вы были всегда сплоченными и дружными, чтобы эти дружеские отношения у вас остались надолго.
Учитель: Завершить наш классный час я предлагаю песней “ Хорошо бродить по свету
Хорошо бродить по свету
С карамелькой за щекою.
А еще одну для друга
Взять в кармашек про запас.
Потому что, потому что
Всех нужнее и дороже,
Всех доверчевей и строже
В этом мире доброта,
В этом мире доброта.
Хорошо бродить по улице
С теплым кроликом за пазухой,
Принимая как награду
Сердца маленького стук.
Потому что, потому что
Всех нужнее и дороже
Всех доверчевей и строже
В этом мире доброта,
В этом мире доброта.