СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Древнейшее прошлое нашего края."

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час знакомит детей с древним прошлым земли Тамбовской, какие люди населяли край. Ребята услышат легенду возникновения герба Тамбова.

Просмотр содержимого документа
«"Древнейшее прошлое нашего края."»

ТОГБОУ «Инжавинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».






Классный час.








Проведено: в 7-9 классах. Провела: Сорокина Е.В.

2019 г.


Задачи:


  • приобщение к национальной культуре как к системе общечеловеческих ценностей;

  • воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие;

  • развитие навыков поисковой работы, творческой и познавательной активности;

  • создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения обучающихся.


Ход классного часа.

Кл. рук. Тамбовский край — часть русской земли в самом ее центре, неповторимый островок России.

Ученик.

Есть губернии краше,

Богаче, красивей,

Но Тамбовщина наша-

В самом центре России.

Начиналась, как крепость,

Разрослась вширь и ввысь.

В людях - сила и крепость,

И кипучая жизнь…

В.Дорожкина «Есть губернии краше…»


Кл. рук. Радуют сердце и взгляд человека тихая, ласковая Цна, верткая и быстрая Ворона, покрытый голубоватой дымкой мощный Цнинский лес и бескрайние полевые просторы с высокими колосьями хлебов. Главным природным богатством Тамбовщины прежде слыли тучные, жирные черноземы. В древние времена их толщина достигала полутора метров. Они давно манили человека, становились местом его напряженного труда. Умеренный климат, немалое число рек, богатых рыбой и водоплавающей птицей, степей и лугов, покрытых сочными травами, лесов с изобилием зверя – все это создавало удобные условия для жизни людей.


Кл. рук. Много легенд сложено людьми о родном крае. Послушайте одну из них.

Легенда о гербе Тамбовском.

В древности в большей части поселений Тамбовского края, дружно жили русские и мордва. Они вместе занимались хозяйством, сообща отражали набеги степняков-кочевников, возделывали землю и занимались охотой и ловлей рыбы. Одним из самых распространенных занятий тогда было бортничество – сбор меда диких пчел. Оно не только было необходимым, но и приносило хороший доход. В те времена оброк в государственную казну и местным князьям платили, помимо денег, пушниной, медом, воском. Места, где добывался мед, назывались ухожья. Порой они находились за многие километры от поселений и были распространены по всему краю. Отправляться в эти места нередко было опасно для жизни, и сельчане выезжали туда группами, взяв оружие и останавливаясь в укрепленных станах. Но зачастую и станы не могли уберечь от набегов кочевых племен, которые постоянно появлялись в этих краях, налетая врасплох, стараясь взять пленников для дальнейшей продажи в рабство на заморских рынках.


Как-то раз мужики из поселения Тонбов надумали посетить ухожье в месте слияния рек Цны и Студенец. Эти места были богаты на разнотравье и мед, собранный здесь, был душистым и терпким. С собой мужики взяли сироту Ванятку, отца которого убили ногайцы, а мать с сестрой взяли в плен. Прибыли бортники в ухожье и начали проверять борти. А мальчишка отстал от взрослых. Прошел он по лесу, любуясь цветами и травами, и вышел к высокому берегу Цны, неспешно несущей свои воды.


Внезапно все вокруг потемнело, началась гроза. В дерево, стоящее на лесной опушке, ударила молния, оно с треском упало и загорелось. Над деревом заметался рой диких пчел, жалобно жужжа, как будто умоляя Ванятку вызволить оставшуюся в дупле матку. Стал мальчик сбивать огонь своим кафтаном, а тут и ливень начался, помог ему огонь потушить и спасти пчелиную семью.


Ванятке подумалось, что пчелы удивительно напоминают людей – так же трудятся от зари до зари, строят соты, носят в них мед, поддерживают в дупле чистоту и порядок, выручают друг друга из беды, как царице, оказывают почтение своей матке.


Его мысли прервал внезапно появившийся старец. Он положил свои руки на голову мальчику, и тот вдруг ощутил такую теплоту, ласку и доверие, какие могут идти только от матери и отца. Вспомнив родителей, Ванятка заплакал. Утешил его старец и молвил: «На этом самом месте будет стоять крепость, которая защитит наш край от злых врагов. Прекратят они свои набеги, перестанут брать в рабство людей и опустошать нашу землю, сеять смерть и несчастья. Крепость ту назовут Тамбовом, и вскоре станет она городом многоликим».


С тех пор у Ванятки открылся исключительный дар – писать лики святые на досках. Говорили, что Роман Федорович Боборыкин, воевода, позвал его писать иконы для Преображенского храма. С этого храма и началось возведение крепости, а крепость стала городом, герб которого украшают улей и пчелы.

Кл. рук. Ребята, наш край неповторим и уникален, его история уходит корнями в глубокое прошлое.

Многие племена и народы видела Тамбовская земля. Одни из них прошли, не оставив заметного следа, другие же по-хозяйски располагались здесь, осваивая дикие степи и леса. Территория Тамбовской области занимает центральную часть Окско-Донской равнины. Она расположена в северной и типичной лесостепи, на границе лесостепи и леса. Здесь широкой полосой проходит междуречье Средней Оки и Верхнего Дона. Разнообразие природных условий заставляло жившее здесь древнейшее население выбирать разные пути экономической и социальной адаптации к окружающей среде.

Самые древние сведения, которые имеются о нашем крае говорят о том, что во времена Геродота не только дремучие, но и буквально девственные леса составляли большую его часть.


Ученик. Каменный век – по-научному «неолит». К этой эпохе относится исторический период, начавшийся с момента появления навыка изготовления глиняной посуды, а также шлифовки и сверления каменных орудий.


Ученик. Между каменным и бронзовым веком выделяют энеолит (медно-каменный век, IV-III тыс. до н.э.). В это время человек изобрел парус, колесо и др. На смену племенам с присваивающим хозяйством приходят скотоводческие народы.


Ученик. Лучшие народные мастера были выходцами из крестьянской и ремесленной городской среды, деревня являлась и является основным хранителем сложившихся традиций народного искусства. Сама жизнь заставляла крестьянина использовать имеющийся природный материал, технологию его обработки и изготовления предметов. Уклад крестьянской жизни связан был с сезонными работами в поле и хозяйстве, зависел от природной среды и подчёркивал связь человека с природой, селом и домом.


Ученик. Наиболее значительные события семейной, хозяйственной и трудовой жизни сельского жителя сопровождались обрядами, праздниками и народными гуляньями, в которых наряду с песнями, танцами, музыкой и устным фольклором отводилось большое место и бытовым предметам, костюму. Недаром бытовые предметы делились на повседневные и праздничные. Желание вносить радость и красоту в безрадостный труд и нелёгкую жизнь является неотъемлемой чертой русского крестьянина.


Ученик. Вещи, сделанные из нехитрых природных материалов искусными умельцами, хранят тепло рук, причудливость воображения, частичку души мастера… Они – отражение менталитета и культурного своеобразия народа, потому навыки их создания зовутся народными промыслами. Попробуем совершить путешествие в мир этих вещей, удивиться бесхитростной красоте ожившего чуда и порадоваться тому, что живо искусство народных промыслов и сейчас на нашей земле.

(Просмотр слайдов).


Ученик. В старину всё делали своими руками. Ремёсла кормили, одевали, обували. Недаром русская пословица гласит: «Ремесло не коромысло – плеч не оттянет, а само прокормит».


Ученик. Уже в конце XVII века занятие только сельским хозяйством не давало возможность прожить крестьянам в достатке и они занимались различными кустарными промыслами. В свободное от остальной работы время, после окончания сельскохозяйственной страды крестьяне изготовляли бытовой и транспортный инвентарь, делали колёса, сани, телеги, плели рожки, кули, верёвки, лапти. В некоторых источниках встречаются упоминания о портных, сапожниках, шапочниках, горшёчниках, печниках, землекопах и других ремесленниках Тамбовского края.


Итоги классного часа.


Кл. рук. Ребята, сегодня мы коснулись прошлого нашего родного края.

Пусть сейчас, как и в древние времена в наших садах, лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть в прудах и озерах будет много рыбы. Все это - наше с вами богатство. Любить свой край означает - знать его историю!



Использованная литература:

Наш край тамбовский. - Тамбов, 1991

И пыль веков от хартии отряхнув…: хрестоматия по истории Тамбовского края.- Тамбов: Издательский центр ТГПИ, 1993.- 388 с.

Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. В 6 т. - Тамбов, 1883-1897.