Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе»: отражение народных идеалов.
Цели урока:
познакомить учащихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере “Сказания о белгородском киселе”.
Задачи урока:
Образовательные: дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, “летописание”; познакомить с содержанием “Сказания о белгородском киселе”.
Развивающие: развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные: воспитывать бережное, уважительное отношение к книге, интерес к истории своей страны.
Актуализация имеющихся знаний
-С чем связан расцвет летописания на Руси? («С интересом к родной истории».)
-Как читали книги люди Древней Руси? («Читали книги не спеша, перечитывая одно и то же произведение по нескольку раз, искали в нём наставления, советы или изображение значительных событий из истории своей страны или других стран».)
Просмотрите видеоурок, узнайте, какая литература называется древнерусской.
https://yandex.ru/video/preview/14664003482500021114
2. Работа по теме
-В статье учебника есть интересный пример, о том, что образы рождались сами собой: «Мы бы сказали: «Приеду весной», а человек XI—XVII веков писал: «Приеду, как только на деревьях лист расцветет»». О какой особенности произведений древнерусской литературы говорит такое сравнение?
1.Работа со статьёй учебника (с.18-22)
Прочитайте, ответьте на вопросы (письменно)
Отвечаем только предложениями, выписанными из текста статьи
-С чем связана поэтичность древнерусской литературы?
-Когда на Русь были привезены книги?
-В чём проявлялся истинный патриотизм древнерусских авторов?
-Назовите характерные свойства древнерусской литературы, отличающие её от литературы Нового времени?
2. Объяснение.
В древнерусской литературе летописание занимает центральное место.
-В основе всего древнерусского летописания лежит «Повесть временных лет». Это древний летописный свод, составленный Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. «Повесть временных лет» дошла до нас в нескольких рукописных сборниках, самый ранний из них — Лаврентьевская летопись (1377 год).
-В «Повесть временных лет» включены народные предания — рассказ о юноше-кожемяке (под 992 г.) и рассказ о белгородском киселе (под 997 г.). В первом предании ремесленник-кожемяка посрамляет княжескую дружину и спасает Русь от набега печенегов. Он совершает подвиг, которого не мог совершить ни один из дружинников князя Владимира. О чём повествует другая история - «Сказание о белгородском киселе» - нам сегодня предстоит выяснить.
3.Знакомство со «Сказанием о белгородском киселе».
-Что же такое сказание?
Прослушивание сказания
https://yandex.ru/video/preview/4395621670085173074
Беседа по содержанию услышанного
-Описанное событие происходило почти за 100 лет до того события, как Нестор написал свою летопись. Значит, можно сделать вывод, что автор записывал то, что хранила народная память. «Сказание о белгородском киселе» напоминает нам сказку, но летописец и те, кто читали это произведение, беззаветно верили в описываемые события и не подвергали их сомнению.
-Где происходит действие? (Предполагаемые ответы детей: «В Белгороде».)
-Белгород Киевский (так в Древней Руси назывался город) - резиденция (замок) великих князей Киевских, стоявшая в десятке вёрст к западу от Киева, на реке Ирпень. Согласно Радзивиловской летописи, в 991 году князь Владимир Святославич «заложил град Белгород» (то есть окружил поселение стеной) «и собрал в него от иных городов, и много людей свёл в него, потому что любил град сей». Город стал одним из самых прочных форпостов в обороне Киевской Руси от кочевников. В XII веке — центр небольшого удельного княжества, которым правили ближайшие родственники великого князя либо его союзники. После разрушения монголами (1240) пришёл в упадок. В настоящее время — село Белогородка Киево-Святошинского района.
Под стенами Белгорода не раз происходили бои, которые решали судьбу Киевского государства. Один из эпизодов длительной борьбы с печенегами отражён в легенде о «белгородском киселе», записанной в летописи под 997 годом.
-Кто такие печенеги?
Словарная работа: корчага, восвояси.
-Корчага - большой глиняный горшок, ёмкость и мера виноградного вина в XII веке (1146 г.). Обычная амфора вина (корчага) равнялась двум вёдрам. По тому времени ведро ещё не имело единого объёма для всей Руси (для разных земель его объём равнялся от 12 до 15 литров), поэтому можно лишь предположить, что корчага равнялась приблизительно 25 литрам.
3.Подведение итогов урока.
Зачем мы обращаемся к произведениям далёкого прошлого? Что древнерусская литература даёт нам, современным читателям? (Предполагаемые ответы детей: «Прежде всего, конечно, культурный человек должен знать свою историю. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ».)
4.Домашнее задание.
Ответы на вопросы по статье учебника
«Древнерусская литература»( с.18-22)
Прочитать «Сказание о белгородском киселе» (с. 23-24)