СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древний Египет. Урок обобщения

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и систематизации знаний обучающихся по теме "Древний Египет"

Просмотр содержимого документа
«Древний Египет. Урок обобщения»

Дата:

Класс: 5

Предмет: история

Урок № 16

Тема урока: Древний Египет

Цели:  обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Древний Египет»; развивать познавательную активность учеников.

Планируемые результаты: 

- предметные: анализировать исторические факты и события по теме «Древний Египет»; выполнять тестовые задания; устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности в развитии древних цивилизаций;

- метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; определять последовательность действий; формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- личностные УУД: осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Оборудование: раздаточные материалы.

Тип урока: урок развивающего контроля.


Ход урока


I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Закончилось наше путешествие в Древний Египет. Пришла пора поделиться впечатлениями от увиденного, вспомнить яркие страницы прошлого.

Проблемный вопрос. Почему Древний Египет оставил такой значительный след в истории человечества?


III. Работа по теме урока

1. Тестовый контроль

Часть 1

А1. Древний Египет располагался:

1) от первого порога Нила до второго порога Нила

2) от первого порога Нила до Средиземного моря

3) от второго порога Нила до Средиземного моря

4) от второго порога Нила до дельты

А2. Древние египтяне использовали ил после разливов Нила для:

1) выращивания папируса

2) возделывания полей

3) создания оазисов

4) строительства пирамид

А3. Первой столицей объединенного Египетского государства стал город:

1) Асуан 3) Фивы

2) Мемфис 4) Ахетатон

А4. Правителя всего Египта называли:

1) рельефом 3) папирусом

2) фараоном 4) оазисом

А5. Древний Египет называли «даром Нила», потому что:

1) по Нилу в Древний Египет приплывали послы с дарами из других стран

2) Древний Египет располагался в долине Нила

3) разливы Нила позволяли собирать высокие урожаи

4) Нилом пользовались бесплатно, даром

А6. В Древнем Египте налогами называли:

1) добычу, полученную во время военных походов

2) регулярную плату в казну части дохода

3) подарки, которые фараон получал от вельмож

4) дань, которую получали от завоеванных народов

А7. Египетские ремесленники занимались:

1) выращиванием различных плодов

2) изготовлением различных изделий

3) обменом различных предметов

4) ловлей рыбы и охотой на зверей

А8. Оружие древнеегипетского воина было изготовлено из:

1) меди 3) стали

2) бронзы 4) олова

А9. Войско фараона набирали следующим образом:

1) каждая семья давала воина

2) призывали каждого десятого человека

3) брали всех желающих

4) призывали все мужское население

А10. Фараона, совершившего самые крупные завоевательные походы, звали:

1) Хеопс 3) Тутмос III

2) Рамсес 4) Тутанхамон

А11. Главная цель военных походов древнеегипетских фараонов:

1) защита от набегов воинственных соседей

2) получение военной добычи

3) открытие новых земель

4) слава и почести

А12. Пирамида Хеопса была возведена:

1) около 1500 г. до н. э. 3) около 3000 г. до н. э.

2) около 2600 г. до н. э. 4) около 4000 г. до н. э.

А13. Фараон Тутмос III совершал свои завоевательные походы:

1) около 1500 г. до н. э. 3) около 3000 г. до н. э.

2) около 2600 г. до н. э. 4) около 4000 г. до н. э.

А14. Служителей богов в Древнем Египте называли:

1) нубийцами 3) вельможами

2) жрецами 4) фараонами

А15. Существо с телом льва и головой человека или барана в Древнем Египте называли:

1) мумией 3) жрецом

2) фараоном 4) сфинксом

А16. Письмена древних египтян назывались:

1) шадуфами 3) иероглифами

2) алфавитом 4) рельефами

А17. В храмах богам служили:

1) вельможи 3) жрецы

2) священники 4) земледельцы

А18. Основной вид удобрений на полях Древнего Египта:

1) минеральные удобрения 3) перегной

2) навоз 4) ил

А19. Шадуф — это:

1) приспособление, при помощи которого египтяне подавали воду на поля

2) защитное обмундирование воинов

3) жертвоприношение богам

4) оросительный канал

Часть 2

В1. Напишите, какие умения дети древних египтян приобретали в школе, а какие — в семье: писать, считать, ткать, определять движение небесных тел, сеять зерно, пасти скот.

а) В школе: ____.

б) В семье: ____.

В2. Соотнесите имена и события, с ними связанные.

1) постройка пирамиды А) Осирис

2) завоевательные походы Б) Тутмос III

3) суд в «стране мертвых» В) Хеопс

В3. Соотнесите имена богов с их характеристикой.

1) Амон А) бог земли

2) Апоп Б) покровительница женщин и их красоты

3) Геб В) бог Солнца

4) Нут Г) бог мудрости

5) Тот Д) богиня неба

6) Бастет Е) бог тьмы

В4. Решите задачу.

Единое государство в Египте образовалось около 3000 г. до н. э. Сколько лет назад это было? Запишите решение и отметьте нужные даты на ленте времени.

В5. Какое слово (словосочетание) в этом списке лишнее? Напишите его и объясните, почему оно лишнее.

Ткачество, кораблестроение, земледелие, ювелирное дело, гончарное дело.

В6. Объясните значения понятий.

Мумия, сфинкс, крестьянин, вельможа, религия.

Часть 3

С1. Решите задачу.

В 1822 г. Франсуа Шампольон расшифровал надпись на камне, который пролежал в земле 2075 лет. В каком году была сделана надпись?

С2. Решите задачу.

Сколько лет назад была построена пирамида Хеопса?

С3. Вставьте пропущенные слова.

Земледельцам приходилось много трудиться. Особых усилий требовало строительство каналов и земляных насыпей, необходимых для ____ полей. Поля, куда вода не доходила, поливали при помощи специальных приспособлений — ____. Земледельцы отдавали в казну часть урожая и скота — платили ____.


2. Обобщение и систематизация знаний в игровой форме

Игра «Что? Где? Когда?»

(Инструкция. Ученики делятся на команды. Каждая по очереди получает вопросы. Побеждает команда, точнее и быстрее ответившая на предложенные вопросы.)

Вопрос 1. Древний летописец рассказывает об одном военном походе египтян против сирийского города: «На пути войск лежали горы. Вельможи предостерегали фараона: “К крепости можно добраться через ущелье, но путь этот слишком опасен. Лучше идти в обход”. Но правитель сказал: “Я выбираю кратчайший путь, чтобы внезапно напасть на врагов”». О каком фараоне идет речь? (О Тутмосе III.)

Вопрос 2. Это высокое водяное растение. Корни его используют в качестве топлива и для различных поделок вместо дерева. Из него делают лодки, плетут паруса, циновки, сети, канаты, изготавливают сандалии и фитили для масляных ламп. Стебли его едят в сыром, жареном и печеном виде. О каком растении идет речь? (О папирусе.)

Вопрос 3. Всю свою жизнь он посвятил разгадке одной проблемы. Недоедал, недосыпал, ходил в рваной одежде. Но когда он сделал открытие, его имя стало известно не только в родной стране, но и во всем мире.

Правда, это открытие стоило ему жизни: он умер от полного истощения организма. О ком идет речь? (О Шампольоне.)

Вопрос 4. Храмы были очень богаты, и жрецы пытались диктовать свою волю самим фараонам. Но однажды в XIV в. до н. э. фараон восстал против власти жрецов. Он запретил поклоняться Амону и другим богам и объявил единственным богом сияющий солнечный диск (по-древнеегипетски «Атон»). О каком фараоне идет речь? (Об Эхнатоне.)

(Подведение итогов.)


Игра «Да — нет»

(Инструкция. Учитель задает вопрос, а ученики отвечают «да» или «нет». Побеждает тот, кто набрал большее количество очков.)

— Древний Египет был расположен на юге Европы? (Нет.)

— На севере Египет омывается Средиземным морем? (Да.)

— Город Тир — первая столица Египта? (Нет.)

— Пирамида Хеопса была построена в 125 г. до н. э.? (Нет.)

— Тутмос III завоевал большую территорию? (Да.)

— Египтяне были язычниками? (Да.)

— Шамаш — главный бог египтян? (Нет.)

— Египтяне писали на глиняных табличках? (Нет.)

— Письмена у египтян назывались иероглифами? (Да.)

— Шадуф — так называлась корона фараона? (Нет.)

— Нил — главная река Египта? (Да.)

— Для измерения времени египтяне использовали водяные часы? Да.)

— Из тростника египтяне делали папирус? Да.)


Игра «Снежный ком»

Давайте поиграем в игру «Снежный ком». Разделитесь на команды. Одна из самых интересных и загадочных тем — это египетские пирамиды, единственное из семи чудес света, которое сохранилось до наших дней. Вы будете поочередно произносить по одному предложению по данной теме. Предложения должны быть краткими, четкими. Повторяться нельзя. За каждое предложение команда получает 1 балл.


IV. Итоги урока

Вот и подошло к концу наше путешествие по Древнему Египту. За ваш интерес и знания я поощряю вас хорошими оценками.


Рефлексия: лесенка успеха.


Домашнее задание: написать эссе на тему «Мои впечатления от путешествия по Древнему Египту».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!