3. http://www.proshkolu.ru/user/Elena1020/file/1038773/ (видео «овладение огнём» Источник: Фильм `Одиссея первобытного человека)
4. http://yogibear.wikia.com/wiki/Captain_Caveman (Человек)
Этапы урока (время) | Деятельность учителя (методы и приемы работы) | Деятельность ученика (содержание учебного материала) | Формируемые УУД |
1.Организационный этап (1 минута) |
Подготовка учащихся к работе на уроке, психологическая подготовка к общению | Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку | Приветствуют учителя. | Умение организовываться к уроку. |
2. Этап актуализации опорных знаний (5 минут) |
Цель: закрепление и углубление знаний, установление правильности, полноты, и осознанности выполнения д/з | Вспомнить науки, которые помогают изучать прошлое. Обратить внимание на слайд №1. вспомнить, что такое исторический источник и работая в парах выбрать письменные и вещественные источники. | Фронтальная работа Выполняют задание и сравнивают свой результат с работой других пар. | Уметь выражать свои мысли, используя полученные знания; работать в парах, учитывать разные мнения. |
Подготовка к работе на основном этапе. Постановка учебных задач (4 минуты) |
Цель: создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. | Организует погружение в проблему: рассмотрите иллюстрации на слайде, и ответьте на вопрос: кто перед вами? Слайд №2 Слайд № 3. Объяснение учащимся целей урока, сообщение темы Организует обсуждение возникших затруднений. | Дают ответы: животное: шерсть, грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти… человек: в руках орудие труда? Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем. | Уметь самостоятельно формулировать учебную проблему, умение ставить учебные цели, точно выражать свои мысли, делать вывод, владеть смысловым чтением. |
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий (10 минут) |
Цель: формирование новых знаний и умений. Обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания изучаемого материала | Побуждение учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника. Когда появились древнейшие люди? Где располагалась древнейшая родина человека? Слайд 4. Организация работы с картой на слайде (показывает по карте называемые территории). Слайд 5. Почему именно Африка стала местом появления и обитания древнейших людей? | Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя. 2 млн. лет назад. Южная и Восточная Африка. Олдовайское ущелье. 2-3 ученика показывают на карте Прародину человека и проговаривают её название. Ученики размышляют, высказывают версии. | Уметь самостоятельно работать с картой, с новой информацией, находить ответы на поставленные вопросы, грамотно использовать в речи новые термины. |
5. Динамическая пауза (2 минуты) |
Цель: организация отдыха учащихся, снятие утомляемости. | Используется физкультминутка, (как древнейшие люди тянутся за плодом, ищут коренья, убегают от опасности) | Выполняют движения под руководством учителя | Формирование ответственного отношения к своему здоровью |
6. Продолжение этапа изучения нового материала (10 минут) |
Цель: формирование новых знаний и умений, интереса к изучаемому предмету. | Обращение внимания учащихся на слайд №7 «Древнейшие орудия труда» и предлагает предположить, для чего можно было использовать эти орудия труда древнейшему человеку. Организует работу с текстом учебника стр. 15. Предлагает рассказать о том, какими орудиями труда пользовались древнейшие люди. Какой вывод из этого можно сделать? Организация учащихся на знакомство с историческими сведениями о том, как человек овладел огнём? (видеофрагмент) | Ответы учеников: срезать палку, отточить палку-копалку, убить мелкого зверя, защититься от нападения хищников… Ответы учеников: рубила, скребки, ножи, наконечники копий. Делают вывод: животные такие изделия сделать не могли. Их сделал «человек умелый». Смотрят видео, отвечают на вопрос учителя. | Выдвижение гипотез и их обоснование; формирование представлений о ценности труда; формирование умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, интереса к предмету. |
7. Этап первичной проверки понимания изучаемого и закрепления новых знаний (6 минут) |
Цель: закрепление изученного материала, установление правильности и осознанности изучаемого материала, выявление пробелов | Предлагает ответить на вопросы: 1. Чем древнейшие люди отличались от животных? (слайд 8) 2. Чему древнейшие люди могли бы научить нас? 3. Какие орудия изображены на слайде? (слайд 9) 4. Какое значение огонь играл в жизни древнейшего человека? (слайд 10) | Называют отличия и сравнивают ответ с вариантами на слайде. Ответы учеников: умению выживать в условиях дикой природы, не вредить природе. Обучающиеся работают с иллюстрацией на слайде, называя изображённые орудия труда. Выполняют задание № 2 в рабочей тетради стр. 6. | Уметь работать с информацией, картой, применять полученные знания, грамотно использовать в речи новые термины |
Этап применения знаний (3 минуты) |
Цель: Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания | Организация деятельности учащихся по применению знаний. Использование заданий, требующих самостоятельности. Решение кроссворда | Работают с кроссвордом | Умение правильно, осознанно, самостоятельно выполнять задания. |
Этап подведения итогов урока (3 минуты) |
Цель: обеспечение развития у учащихся способности к оценочным действиям. | Создаёт условия для осмысления учеником своих действий. Слайд 11. «Оцени свои достижения» | Комментируют и оценивают свою работу на уроке. | Формирование навыков самооценки, оценивание качества и уровня усвоения изучаемого материала |
9 Этап информации о домашнем задании (2 минуты) |
Цель: сообщить домашнее задание и способы его выполнения. | Объявляет и комментирует домашнее задание (слайд 12 § 3, вопрос № 4. Рабочая тетрадь задание № 1, стр. 5 -6) | Записывают домашнее задание в дневник. | Познавательная, творческая, содействие ответственности и самостоятельности. |
Этап подведения итогов урока |
Цель; Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Подведение итогов урока. Качественная характеристика работы класса | Подведение итогов урока самими учащимися | |