СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Древнерусская живопись"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему: "Древнерусская живопись" в хронологической последовательности знакомит с этапами развития живописи на Руси.

Просмотр содержимого документа
«"Древнерусская живопись"»

Древнерусская живопись Презентацию выполнила Первушина Е.М.

Древнерусская живопись

Презентацию выполнила

Первушина Е.М.

Истоки русской живописи, как и других видов искусства, таятся в далёком X веке. Тогда Слово Божие восторжествовало на наших землях: Киевская Русь приняла христианство А вместе с новой религией пришло в самое большое на то время государство Европы и чудодейственное влияние византийской культуры.  Как оплоты христианства и места всеобщего собрания людей на службы Божии строились храмы.

Истоки русской живописи, как и других видов искусства, таятся в далёком X веке. Тогда Слово Божие восторжествовало на наших землях: Киевская Русь приняла христианство

А вместе с новой религией пришло в самое большое на то время государство Европы и чудодейственное влияние византийской культуры. Как оплоты христианства и места всеобщего собрания людей на службы Божии строились храмы.

А для того, чтобы украсить храмы, и понадобились художники Так появилась настенная живопись Киевской Руси.  Сейчас этот вид искусства росписи стен по сырой штукатурке называется фреской.

А для того, чтобы украсить храмы, и понадобились художники

Так появилась настенная живопись Киевской Руси. Сейчас этот вид искусства росписи стен по сырой штукатурке называется фреской.

Вместе с фресками стены украшали мозаики, которые выкладывали из кусочков разноцветной, переливающейся на солнце смальты.

Вместе с фресками стены украшали мозаики, которые выкладывали из кусочков разноцветной, переливающейся на солнце смальты.

Среди сохранившихся памятников живописи Киевской Руси следует отметить мозаики и фрески Собора Святой Софии в Киеве. Живописное оформление храма соответствует византийским канонам, что не удивительно: авторами мозаик и росписей были византийские мастера. Живописные композиции храма символизируют «церковь небесную» и «церковь земную».

Среди сохранившихся памятников живописи Киевской Руси следует отметить мозаики и фрески Собора Святой Софии в Киеве. Живописное оформление храма соответствует византийским канонам, что не удивительно: авторами мозаик и росписей были византийские мастера. Живописные композиции храма символизируют «церковь небесную» и «церковь земную».

Как один из последующих этапов развития древнерусской живописи необходимо отметить мозаики церкви Михаила Архангела Михайловского монастыря, которые относятся к 1111-1112 годам. Так, если сравнивать композицию «Евхаристия» - причащение Христом апостолов с аналогичной композицией в Храме Святой Софии, то заметны гораздо большая свобода в расположении фигур, более сложный и изысканный линейный ритм.

Как один из последующих этапов развития древнерусской живописи необходимо отметить мозаики церкви Михаила Архангела Михайловского монастыря, которые относятся к 1111-1112 годам.

Так, если сравнивать композицию «Евхаристия» - причащение Христом апостолов с аналогичной композицией в Храме Святой Софии, то заметны гораздо большая свобода в расположении фигур, более сложный и изысканный линейный ритм.

Важное значение в древнерусской живописи занимает иконопись.  Икона – «эйкон» (греч.) – образ, изображение.   Иконопись берёт своё начало от византийской живописи.   К XI веку относится и деятельность учеников греков, первых известных русских святых иконописцев, монахов Киево-Печерского монастыря, преподобного Алипия (Алимпия) (около 1114 г.) и его сотрудника преподобного Григория. Св. Алипий считается родоначальником русской иконописи. Искусство древнерусской иконописи – уникальное явление в истории мировой художественной культуры.

Важное значение в древнерусской живописи занимает иконопись. Икона – «эйкон» (греч.) – образ, изображение.

Иконопись берёт своё начало от византийской живописи.

К XI веку относится и деятельность учеников греков, первых известных русских святых иконописцев, монахов Киево-Печерского монастыря, преподобного Алипия (Алимпия) (около 1114 г.) и его сотрудника преподобного Григория.

Св. Алипий считается родоначальником русской иконописи.

Искусство древнерусской иконописи – уникальное явление в истории мировой художественной культуры.

К сожалению, икон XI - начала XIII веков сохранилось очень мало, основной причиной чему является уничтожение художественных центров Руси во время нашествия Батыя. Более остальных русских городов повезло Новгороду, который находится севернее, и не был взят Батыем. Именно здесь и сохранилась большая часть русских икон, относящихся к домонгольскому периоду. Великолепным образцом работ новгородских мастеров является икона «Устюжское Благовещение», относящаяся к 20-30 годам XII века .

К сожалению, икон XI - начала XIII веков сохранилось очень мало, основной причиной чему является уничтожение художественных центров Руси во время нашествия Батыя.

Более остальных русских городов повезло Новгороду, который находится севернее, и не был взят Батыем. Именно здесь и сохранилась большая часть русских икон, относящихся к домонгольскому периоду.

Великолепным образцом работ новгородских мастеров является икона «Устюжское Благовещение», относящаяся к 20-30 годам XII века .

Окончательно древнерусская живопись, как самостоятельная школа, сформировалась со второй половины XIII столетия, после того, как связи с Византией и Балканами разорвались в результате нашествия Батыя. Именно тогда сформировались собственные традиции в русской живописи. Успение Богоматери. Икона 13 века. Фрагмент В изобразительном искусстве восточных славян начиная с конца XIII века происходят определенные изменения: более разнообразной становится иконография «священных» изображений, сами композиции становятся динамичнее, более сложным становится образ человека. В целом живопись наполняется эмоциональным содержанием

Окончательно древнерусская живопись, как самостоятельная школа, сформировалась со второй половины XIII столетия, после того, как связи с Византией и Балканами разорвались в результате нашествия Батыя. Именно тогда сформировались собственные традиции в русской живописи.

Успение Богоматери. Икона 13 века. Фрагмент

В изобразительном искусстве восточных славян начиная с конца XIII века происходят определенные изменения: более разнообразной становится иконография «священных» изображений, сами композиции становятся динамичнее, более сложным становится образ человека. В целом живопись наполняется эмоциональным содержанием

В конце XIV столетия именно в Москве сосредотачивается художественная жизнь Руси. Здесь работают свои многочисленные мастера и не менее многочисленные приезжие: греки, сербы и др.  Грань XIV и XV столетий связана с именем величайшего иконописца, преподобного Андрея (Рублева), работавшего со своим другом преподобным Даниилом (Черным). Необычайная глубина духовного прозрения преподобного Андрея нашла свое выражение при посредстве совершенно исключительного художественного дара. Андрей Рублёв - Троица Ветхозаветная

В конце XIV столетия именно в Москве сосредотачивается художественная жизнь Руси. Здесь работают свои многочисленные мастера и не менее многочисленные приезжие: греки, сербы и др. 

Грань XIV и XV столетий связана с именем величайшего иконописца, преподобного Андрея (Рублева), работавшего со своим другом преподобным Даниилом (Черным). Необычайная глубина духовного прозрения преподобного Андрея нашла свое выражение при посредстве совершенно исключительного художественного дара.

Андрей Рублёв - Троица Ветхозаветная

Быстрое экономическое развитие Новгорода притягивало иноземных мастеров искусства, в частности, здесь в XIV веке работал великий византийский художник Феофан Грек. Кисть Феофана Грека свободна и непринужденна. Каждый персонаж индивидуален, что придает жизненную конкретность их переживаниям. В этом состоит особенная манера письма мастера, несмотря на то, что художник точно следует канонам иконографии. Христос Вседержитель. Фрагмент росписи церкви Спаса Преображения. Феофан Грек

Быстрое экономическое развитие Новгорода притягивало иноземных мастеров искусства, в частности, здесь в XIV веке работал великий византийский художник Феофан Грек.

Кисть Феофана Грека свободна и непринужденна. Каждый персонаж индивидуален, что придает жизненную конкретность их переживаниям. В этом состоит особенная манера письма мастера, несмотря на то, что художник точно следует канонам иконографии.

Христос Вседержитель. Фрагмент росписи церкви Спаса Преображения. Феофан Грек

Вторая половина XV и начало XVI века связаны с другим гениальным мастером, имя которого ставилось рядом с именем преподобного Андрея, - Дионисием, работавшим со своими сыновьями.           Его творчество, опираясь на традиции Рублева, представляет собой блестящее завершение русской иконописи XV века. Этот период знаменует собой большое совершенство техники, изощренность линий, изысканность форм и красок . «Спас в силах» Дионисий

Вторая половина XV и начало XVI века связаны с другим гениальным мастером, имя которого ставилось рядом с именем преподобного Андрея, - Дионисием, работавшим со своими сыновьями.

Его творчество, опираясь на традиции Рублева, представляет собой блестящее завершение русской иконописи XV века.

Этот период знаменует собой большое совершенство техники, изощренность линий, изысканность форм и красок .

«Спас в силах» Дионисий

Творчество Дионисия и его школы стало важным этапом в развитии древнерусской живописи. Среди работ художников XVI века появляется больше произведений с историческими сюжетами. Появляется новый жанр - своеобразный исторический воображаемый «портрет. В изобразительном искусстве появляется значительно больше бытовых подробностей; в иконах, росписях, миниатюре все более подробным становится архитектурный и природный ландшафт.            Все эти новые веяния просматриваются уже в росписи Благовещенского собора в Москве (1508), над которой работала артель живописцев под началом Феодосия, сыном Дионисия.

Творчество Дионисия и его школы стало важным этапом в развитии древнерусской живописи.

Среди работ художников XVI века появляется больше произведений с историческими сюжетами. Появляется новый жанр - своеобразный исторический воображаемый «портрет.

В изобразительном искусстве появляется значительно больше бытовых подробностей; в иконах, росписях, миниатюре все более подробным становится архитектурный и природный ландшафт.

Все эти новые веяния просматриваются уже в росписи Благовещенского собора в Москве (1508), над которой работала артель живописцев под началом Феодосия, сыном Дионисия.

Во время правления Ивана Грозного искусство, и, в частности, живопись, прямым образом была поставлена на укрепления государственной власти. Этот период стал своеобразной кульминацией в решении новых задач, стоящих перед живописью XVI века.            Икона Благословенно воинство Небесного Царя (Церковь воинствующая)  Так, после пожара в Москве 1547 года, стали появляться произведения, относящиеся к религиозной и светской живописи, которые имели важное значение в последующем развитии русского изобразительного искусства.

Во время правления Ивана Грозного искусство, и, в частности, живопись, прямым образом была поставлена на укрепления государственной власти.

Этот период стал своеобразной кульминацией в решении новых задач, стоящих перед живописью XVI века.

Икона Благословенно воинство Небесного Царя (Церковь воинствующая)

Так, после пожара в Москве 1547 года, стали появляться произведения, относящиеся к религиозной и светской живописи, которые имели важное значение в последующем развитии русского изобразительного искусства.

Как отдельный вид изобразительного искусства, пришедший на Русь из Византии, можно выделить книжную миниатюру. Известно, что во второй половине XV столетия в Москве существовала школа миниатюристов. Миниатюры украшали такие произведения, как Псалтирь, принадлежавшая Троице-Сергиевой лавре, и «Книга пророков» 1489 года.

Как отдельный вид изобразительного искусства, пришедший на Русь из Византии, можно выделить книжную миниатюру.

Известно, что во второй половине XV столетия в Москве существовала школа миниатюристов. Миниатюры украшали такие произведения, как Псалтирь, принадлежавшая Троице-Сергиевой лавре, и «Книга пророков» 1489 года.

Несмотря на то, что Москва в XVI веке определяла направление развитие русской живописи, существовали местные художественные школы. Свои особенные черты присутствуют в иконах, созданных в других русских городах: Ярославле, Нижнем Новгороде, Костроме, которые обладали собственными художественными кадрами. Икона Пресвятой Богородицы «Грузинская». Вторая половина XVI века. Русский Север. Дерево

Несмотря на то, что Москва в XVI веке определяла направление развитие русской живописи, существовали местные художественные школы. Свои особенные черты присутствуют в иконах, созданных в других русских городах: Ярославле, Нижнем Новгороде, Костроме, которые обладали собственными художественными кадрами.

Икона Пресвятой Богородицы «Грузинская». Вторая половина XVI века. Русский Север. Дерево