Конспект занятия «Дружба-главное чудо на свете!»
Цель: Формирование положительных межличностных отношений у обучающихся (умение дружить, беречь дружбу)
Задачи:
1) воспитательная:
- воспитывать стремление быть настоящим и верным другом; - воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
2) коррекционно – развивающая:
- способствовать коррекции речи и мышления через развёрнутые ответы на вопросы и рассуждения; - содействовать развитию коммуникативных способностей (умение работать сообща в командах, согласовывать свои действия);
3) обучающая:
- способствовать формированию навыков правил поведения и общения в коллективе сверстников.
Оборудование: конверты с буквами, ситуациями, шаблон «ромашки», ноутбук, экран, карточки с законами дружбы.
Предварительная подготовка: разучивание стихов.
Форма работы: разговор-рассуждение с презентацией и игровыми моментами.
Ход занятия:
Орг. момент.
слайд
Логопед:
Здравствуйте ребята! Как настроение? Рассаживайтесь поудобнее и начнём наше занятие. А о чем мы будем говорить, вы мне скажите, если отгадаете загадку! Вот послушайте!
Друг без друга мы скучаем,
Вместе с радостью играем.
И нам ссориться не нужно.
Ведь всего сильнее ...
слайд
Правильно! Ребята, сегодня мы будем говорить о дружбе.
На столе у вас лежат буквы (Д У Б Ж Р А). Вам нужно из этих букв составить слово. Какое слово у вас получилось?
Дети ДРУЖБА!
слайд
Звукобуквенный анализ слова «дружба»
Ребята, вам легко произносить слово «дружба»? Куда падает ударение в этом слове? Сколько слогов в этом слове. Посчитайте сколько букв в этом слове? Сколько гласных букв? А сколько согласных ?Давайте вместе ещё раз прочитаем слово «ДРУЖБА!» Итак, вы уже догадались, о чём пойдёт речь на нашем занятие?
Дети: О дружбе!
Молодцы! (Собрать карточки)
Сообщение темы:
Психолог: Да, именно о дружбе мы сегодня и будем говорить. И тема нашего занятия называется «Дружба-главное чудо на свете!»
слайд
Сегодня мы с вами узнаем, что такое дружба, когда она возникает, кого можно назвать настоящим другом и постараемся вывести основные законы дружбы, которые нам будут помогать в жизни.
Основная часть:
Для начала проведём «разминку для ума» на тему: «Дружба». Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете на вопросы:
слайд
1. С чего начинается дружба? Правильно, ведь даже в песне поётся. «С голубого ручейка начинается река ну, а дружба начинается с улыбки! »
2. С кем можно дружить? (С кем интересно играть, кто никого не обижает, кто делится игрушками)
3. Можно ли прожить без друзей? (Нет. Без друзей скучно, не с кем играть, поговорить)
4. Друзья познаются в беде или счастье? (Настоящие друзья помогут в беде)
5. Что можно делать с друзьями? (Учиться, работать, играть, шутить, отдыхать, помолчать)
(Ответы детей.)
Психолог: Ребята, а когда начинается дружба?
-в детском саду
- в школе
- часто дружба возникает во дворе (игры, прогулка с животными);
- часто дети начинают дружить, если дружат их родители;
И такая дружба может сохраниться на долгие годы.
Психолог «Игра клубок»
Ребята, вы сейчас учитесь в 4 классе. Все вы разные, но живете в одном коллективе. Можно ваш класс назвать дружным?
Дружба – это дела серьезное. Дружба зависит от наших качеств и качеств наших друзей.
- Сейчас мы поиграем с волшебным клубочком.
(дети стоят, психолог передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нитку на палец и при этом говорит свое имя и хорошее качество, передает клубок следующему)
Теперь вы связаны одним клубочком «Клубочком дружбы». В этом клубочке собраны ваши самые лучшие качества для дружбы.
Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем слова «Ребята, давайте жить дружно!»
Физминутка
«Встречаем друзей»
Давайте помашем рукой. Вот так.
Давайте помашем другой. Вот так.
Обеими вместе, дружней.
Вот так мы встречаем друзей
Давайте обнимем соседа слева. Вот так.
Давайте обнимем соседа справа. Вот так.
Давайте обнимемся вместе. Вот так.
Давайте подпрыгнем на месте. Вот так.
Давайте подпрыгнем все вместе. Вот так.
Вот так мы встречаем друзей.
Игра «Найди конец пословицы»
слайд
Логопед:
Ребята, о дружбе сложено много пословиц! Давайте вспомним их. Посмотрите на слайд. В правом столбике начало пословицы, а во втором – продолжение. Предлагаю вам составить пословицы и объяснить их смысл.
Один за всех а нашёл - береги. Нет друга ищи, все за одного. Крепкую дружбу и что дерево без корней. Человек без друзей, топором не разрубишь.
Какие вы молодцы, ребята! Давайте посмотрим, правильно ли вы прочитали пословицы.
слайд
Игра «Нелепицы»
Посмотрите, ребята, что здесь изображено. Бывает ли так?
Можно много слов прекрасных
О друзьях сказать!
Никогда не стоит, дети,
Друга обижать.
Потому что без друзей
Очень трудно жить...
Скажем вместе:
ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ!
Психолог: А сейчас мы с вами вырастим «Ромашку Дружбы».
У меня есть лепестки нашей будущей ромашки. Чтобы они сложились в цветок вам нужно назвать главные на ваш взгляд качества хорошего друга
Прочитаем, что у нас получилось. Мне нравится, хорошая ромашка получилась. И слова вы подобрали такие, которые подходят для настоящих друзей. Молодцы, ребята!
А сейчас мы встанем и немного отдохнем с пользой дела. Я буду называть качество, если оно подходит для друга, вы хлопаете, если не подходит – топаете, (слайд 10)
Качества хорошие и плохие: (честность, жадность, верность, справедливость, доброта, трусость, ответственность, сострадание, эгоизм, дружелюбие вежливость, зависть, откровенность, лень, надежность, преданность, хвастовство, равнодушие …) Молодцы!
А сейчас предлагаю вам ещё одно задание.
Здесь описаны разные ситуации. Давайте их вместе прочитаем и разрешим. (Дети работают в парах.)
1. На прогулке ваш друг отбирает игрушку у малыша. Как ты поступишь?
(Скажу ем, что ты старше, а значит умнее. Слабых обижать стыдно.)
2. Друг разбил вазу. Он плачет. Твои действия.
(Поддержу его, предложу помощь, предложу честно признаться.)
3. Твой друг обзывает других людей. Что ему скажешь?
(Объясню ему, что это нехорошо, некрасиво.Нельзя оскорблять людей, если хочешь, чтобы к тебе относились с уважением.)
4. Ты заметил, что твой друг берёт чужие вещи. Что ты ему посоветуешь? (Посоветую положить конфеты на место, и так больше не делать)
Молодцы, ребята! Я вижу, что в беде вы сможете помочь своим друзьям. Но помните, что дружба испытывается не только в больших делах, но и в обыденных мелочах. С друзьями надо быть всегда внимательными, справедливыми, добрыми. Берегите друзей! Ведь не зря говорят, что дружбой надо дорожить с детства!
слайд
Логопед: Мы много с вами смотрели сказок, мультфильмов, фильмов и везде есть сказочные герои-друзья, хотя персонажи, которые дружат, совсем разными и не похожими друг на друга. Давайте поможем героям наших любимых мультфильмов найти друг друга. Называю героя, дети называют второго героя (друга) (Слайды с 11 по 17)
1. Винни Пух и (Пятачок).
2. Крокодил Гена и (Чебурашка).
3. Карлсон и (Малыш).
4. Маша и (Медведь)
Логопед:Вот видите и в книгах, и в фильмах, и в жизни мы везде встречаем верных друзей. Давайте и мы с вами сейчас выведем законы дружбы, которые нам будут помогать в жизни (дети выходят, читают закон и прикрепляют к доске):
слайд
1. Доверять другу
2. Делиться новостями, успехами или неудачами
3. Уметь хранить чужие тайны
4. Радоваться с другом его успехам
5. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи
6. Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, а не создавать неловких ситуаций
7. Защищать друга (если кто-то говорит о друге плохо в его отсутствие)
8. Не критиковать друга в присутствии других людей (если чем-то недоволен, сказать другу об этом наедине)
9. Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя (не быть навязчивым) ;
10. Всегда выполнять свои обещания.
11. Поступай с другом так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Всегда помните, ребята, что разрушить дружбу легко, а остаться без настоящего друга - это горько и обидно! Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнёт злость, положите ему на плечи руки и добро растопит злобу без следа и обязательно победит дружба! Смотрят видео (2 минуты) (Слайд 19.)
Итог:
Педагог: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что понравилось больше всего?
Ответы детей.
Педагог: У вас, у каждого на парте лежит солнышко и тучка, если вам сегодня на занятии было грустно, неинтересно положите перед собой тучку, а если у вас было хорошее настроение, вам было интересно работать – положите солнышко и я буду знать понравилось ли вам сегодня на занятии. (Слайд 21).
Занятие окончено. Всем спасибо за хорошую работу!
Дружба — это тёплый ветер,
Дружба — это светлый мир,
Дружба — солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба — это только счастье,
Дружба — у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой — жизнь весной полна.