СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Дружина юных пожарных" программа детского объединения

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для дополнительного образования детей. Срок реализации программы 1 год, включает в себя как теоретические , так и практические занятия по пожарной безопасности. 

Просмотр содержимого документа
«"Дружина юных пожарных" программа детского объединения»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3» Г.ЛЬГОВА



Согласовано: Утверждаю:

Зам. директора по ВР Директор МБОУ СОШ №3

_____________Будникова О.Н. __________ Клемешов С.А.

«___» ________2011г «_____» _________2011г









Программа детского объединения

«Дружина юных пожарных»





Срок реализации программы 1 год.

Возраст обучающихся 10-14 лет

Автор: Щедрина Т.Г.

преподаватель-организатор ОБЖ.



г. Льгов

2011-2012 учебный год.

Пояснительная записка

В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%.

Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей. За последние пять лет в образовательных учреждениях зарегистрировано свыше 8 тыс. пожаров с материальным ущербом более 140 млн. рублей. При этом погибли 158 человек, из них 85 детей.

Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.

Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП), а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.

Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню, поражаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры, зажигают факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они выбирают самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки.

А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать элементарные правила пожарной безопасности. Задача школы - разъяснить, в чем состоит опасность пожара, научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т.д. Важно, чтобы сами учащиеся школы стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди школьников.


ЦЕЛЬ: Воспитание ребенка знающего правила поведения при пожаре. Привить учащимся элементарные знания и навыки в области пожарной безопасности.


ЗАДАЧИ:

  1. Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью;


- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;

- воспитание милосердия, взаимопомощи и бескорыстия;

- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;

- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки, умение работать в команде для достижения цели.

2. Образовательные:

- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;

- научить решать практические задания-ситуации;

- научить действовать при угрозе и во время пожара;

- научить оказывать первую медицинскую помощь при ожогах;

- научить основам строевой подготовки;

- научить пользоваться средствами пожаротушения;

- научить правильным действиям на случай возникновения пожара и чрезвычайной ситуации.


3. Развивающие:

- развитие детского технического творчества,

- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;

- развивать знания в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;

- развивать навыки по определению потенциально опасных мест при пожаре;

- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.


Срок реализации программы 1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю.

Возраст воспитанников: 10-14 лет,

Работа кружка включает в себя 2 этапа:

- Теоретический этап накопления знаний: 18 часов

- Практический этап:18 часов

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программе 10-14 лет. В этом возрасте дети очень любят общаться, расширяют круг своих знакомств и поэтому очень важно направлять их энергию в деятельное творческое, при помощи современных способов организации работы с подростками. Очень важно в этот период дать ребятам почувствовать полезность своей работы, причастность к серьезным делам взрослых.

Предполагаемый результат.

Результатом деятельности учащихся будут: участие во всех городских мероприятиях по данному направлению, выпуск агитационных листов, выступление перед учащимися школы.

Работа детского объединения нацелена на самостоятельное решение проблем, участие в общественно-познавательной жизни, как в рамках школы, так и вне ее (проведение акций, праздников, слетов, конкурсов).

Работа детского объединения «Дружина юных пожарных» может стать воспитывающей, развивающей деятельностью для школьников, помочь в организации работы по предупреждению пожаров и детского травматизма.

Работа детского объединения представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата по пропаганде пожарной безопасности. Направления деятельности в течение года зависят от времени года и местных условий.

Контроль знаний и умений.

Проверка знаний и умений проводится после изучения каждого раздела в форме тестов, зачетов, соревнований, конкурсов, олимпиад. Оценивание личностных качеств, проводится в процессе участия в практических занятиях по пропаганде правил пожарной безопасности.

Форма проведения итогов реализации дополнительной программы: участие в городском и областном смотре – конкурсе дружин юных спасателей и пожарных (ДЮСП)

В программу входят теоретические и практические знания об оказании первой медицинской помощи пострадавшим. Программа построена таким образом, чтобы учащиеся не только усвоили информацию, но и воспользовались его в реальной жизни.

Форма организации занятий.


Формы проведения занятий очень разнообразны: это и КТД, КВН, викторина, беседа, Поле чудес, ситуационные задачи.


Методы и средства обучения.


Словесные - рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные - показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, слайдов.


Практические - выполнение практических занятий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание правил пожарной безопасности, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу с целью изучения программного материала. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Для отслеживания результатов внедряются следующие механизмы оценки: тестирование, формы соревнований, выставки.

Для соблюдения техники безопасности при работе с первичными средствами пожаротушения и при работе с компьютером предусмотрено:

- собеседование с каждым ребенком;

- ведение дневника педагогических наблюдений;

- папок достижений;

- смотры знаний умений, навыков.

Предполагаемый результат:

• Умение основных правил пожарной безопасности в быту и в школе.

• Знать порядок действий на случай возникновения пожара самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим школьникам.

• Оказывать неотложную медицинскую помощь.

• Систематизировать знания по ППБ.

• Участвовать в школьных мероприятиях по ППБ.

• Участвовать в районном и областном конкурсе «Дружин юных пожарных».

Программа способствует:

  • умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам пожарной безопасности, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;

  • нравственному воспитанию - учащиеся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил пожарной безопасности, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости.

  • эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. Члены отряда ДЮП выступают с агитбригадой перед детьми и родителями.

  • трудовому воспитанию - учащиеся изготавливают необходимые пособий, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям.

  • физическому воспитанию - на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

К концу обучения дети должны знать основные правила пожарной безопасности в быту и в школе, порядок действий на случай возникновения пожара, должны уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, должны быть психологически готовы к действиям в экстремальных ситуациях.

Обучающийся должен знать:

- принципы Положения ДЮП;

- основные направления, формы и методы ДЮП;

- основные правила пожарной безопасности в жилье, в школе, в лесу;

- причины возникновения пожаров и меры предупреждения пожара при

обращении с огнем и электрическими приборами;

- основные направления работы ГПС;

- специфику применения первичных средств пожаротушения;

- порядок оказания первой медицинской помощи при пожаре;

- правила разведения костра в лесу;

- значение профилактической работы с учащимися образовательного

учреждения с целью предупреждения пожаров по вине детей, гибели и

травматизма детей при пожарах.

Обучающийся должен уметь:

- оценивать окружающие его предметы и явления с точки зрения пожарной

безопасности;

- предвидеть возможность возникновения пожара и прогнозировать его

последствия;

- оказывать первую медицинскую помощь при пожаре;

- убеждать окружающих в необходимости проведения профилактической работы и привитию им навыков пожаро - безопасного поведения;

- планировать профилактическую деятельность с ровесниками и младшими школьниками;

- применять на практике методы и формы пропаганды пожарной

безопасности;

- реализовывать свои творческие способности при проведении профилактической работы по ППБ: составлять сценарии выступлений, сочинять стихи, выполнять рисунки;

- изготовлять материалы и оборудование для проведения различных

мероприятий по противопожарной профилактике (карточки, газеты, плакаты, листовки, схемы);

- проводить игры, беседы, развлечения с детьми младшего возраста;

взаимодействовать с другими членами отряда ДЮП, с сотрудниками ГПС в процессе проведения профилактической работы.


План занятий «Дружины юных пожарных»

Занятие № 1-2

Положение об отрядах ДЮП. Цели и задачи юных пожарных. Структура: дружина, отряд, звено. Обязанности и права члена кружка.

Беседа о планах работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.

Занятие № 3-4

Цели и задачи пожарной охраны. Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.

Доклад (лекция) Пожарная охрана России, история её возникновения и развития. Значение пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина. Подвиги пожарных в Гражданской и Великой Отечественной войнах, в годы мирного строительства. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью «За отвагу на пожаре».

Занятие №5-6

Причины пожаров в жилом доме. Огонь друг и враг человека.

Что такое огонь?

Рассказать о том, какую пользу или вред приносит огонь человеку, и как человек научился управлять огнем. Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами.

Занятие №7-8

Спички - детям не игрушка. Действия при возникновении пожара.

Тип спичек. Меры безопасности при обращении со спичками. Место хранения спичек. Беседа: Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения.


Занятие № 9-10

Эвакуация при пожаре из здания школы. Первичные средства пожаротушения. Правила пользования первичными средствами пожаротушения

Предупреждение пожаров в кабинетах физики, химии, учебных мастерских, на детских праздниках и утренниках. Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды и назначение. Подсобные средства тушения пожара. Пожарный топор. Пожарный лом. Пожарный крюк.

Занятие №11-12

Виды и назначение огнетушителей. Пожарная безопасность в местах массового скопления людей. Травмы, полученные при пожаре.

Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители. Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей. Травмы, полученные при пожарах. Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током.

Занятие №13-14

Знаки пожарной безопасности. Противопожарная профилактика.

Знаки для использования на путях эвакуации.

Изготовление стенда «Уголок пожарной безопасности». Проведение бесед о пожарной безопасности с младшими школьниками.

Занятие №15-16

Что нужно делать при пожаре?

Профилактика пожаров. Как оформить памятку по правилам пожарной безопасности. Как оформить стенгазету. Проведение круглого стола.


Занятие №17-18

Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование

Оборудование, используемое при пожарах, пожарный щит, автомобили пожарных.

Занятие №19-20

Участие в конкурсе «Служба спасения 01».

Рисунок. Макетные работы. Литературные работы.

Занятие №21-22

Составление инструкций по мерам пожарной безопасности.

Проведение викторины

Занятие №23-24

Основы профессии «ПОЖАРНЫЙ».

Привить интерес и уважение к героической профессии «пожарного». Формирование волевых и морально-психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы.

Занятие №25-26

Первичная доврачебная помощь при пожаре.

Обучение правилам оказания первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Сердечно сосудистая система.

Занятие №27-28

Меры пожарной безопасности при проведении праздников.

Меры пожарной безопасности при проведении праздников. Проверка эвакуационных выходов. Изучение путей эвакуации.

Занятие №29-30

Викторина «Знаешь ли ты?»

Игра на противопожарную тему.

Занятие № 31-32

Берегите жилище от пожаров.

Правила поведения при пожаре (общие).

Правила поведения при пожаре в квартире.

Правила поведения при пожаре на даче.

Правила поседения при пожаре в общественных зданиях.

Правила поведения при лесных пожарах.

Как вызвать пожарную охрану.

Потенциальные опасности на кухне, в спальной комнате и в общей комнате.

Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным.

Что делать, если на тебе загорелась одежда.

Занятие №33-34

Пожарно-прикладной вид спорта.

Выступление (доклад): Знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета.

Занятие №35-36

Контрольные зачеты. Документы дружины юных пожарных. Документация отряда.

Противопожарная профилактика в летнее время. Проведение беседы с детьми на тему «Огонь друг и враг».












План проведения занятий ДЮП

Теоретическая часть

Практическая

часть

Кол-во

часов

Дата

1

Положение об отрядах ДЮП. Цели и задачи юных пожарных. Структура: дружина, отряд, звено. Обязанности и права члена кружка.

Беседа о планах работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.

2


2

Цели и задачи пожарной охраны. Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций..

Доклад (лекция) Пожарная охрана России, история её возникновения и развития. Значение пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина. Подвиги пожарных в Гражданской и Великой Отечественной войнах, в годы мирного строительства. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью «За отвагу на пожаре».

2


3

Причины пожаров в жилом доме. Огонь друг и враг человека.

Что такое огонь? Рассказать о том, какие пользу или вред приносит огонь человеку, и как человек научился управлять огнем. Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами.

2


4

Спички - детям не игрушка. Действия при возникновении пожара.

Тип спичек. Меры безопасности при обращении со спичками. Место хранения спичек. Беседа: Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения.

2


5

Эвакуация при пожаре из здания школы. Первичные средства пожаротушения. Правила пользования первичными средствами пожаротушения

Предупреждение пожаров в кабинетах физики, химии, учебных мастерских, на детских праздниках и утренниках. Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды и назначение. Подсобные средства тушения пожара. Пожарный топор. Пожарный лом. Пожарный багор. Пожарный крюк.

2


6

Средства пожаротушения и правила пользования ими. Огнетушители. Их типы и особенности. Травмы, полученные при пожаре.

Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители. Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей. Травмы, полученные при пожарах. Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током.

2


7

Знаки пожарной безопасности. Противопожарная профилактика.

Знаки для использования на путях эвакуации.

Изготовление стенда «Уголок пожарной безопасности». Проведение бесед о пожарной безопасности с младшими школьниками.

2


8

Что нужно делать при пожаре?

Профилактика пожаров. Как оформить памятку по правилам пожарной без-опасности. Как оформить стенгазету. Проведение круглого стола.

2


9

Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование


Оборудование, используемое при пожарах, пожарный щит, автомобили пожарных.

2


10

Участие в конкурсе «Служба спасения 01».


Рисунок. Макетные работы. Литературные работы.

2


11

Составление инструкций по мерам пожарной безопасности.


Проведение викторины

2


12

Основы профессии «ПОЖАРНЫЙ»


Привить интерес и уважение к героической профессии «пожарного». Формирование волевых и морально-психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы.

2


13

Первичная доврачебная помощь при пожаре.


Презентация. Обучение правилам оказания первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Сердечно сосудистая система.

2


14

Меры пожарной безопасности при проведении праздников.

Меры пожарной безопасности при проведении праздников. Проверка эвакуационных выходов. Изучение путей эвакуации.

2


15

Викторина «Знаешь ли ты?»


Игра на противопожарную тему. Презентация


2


16

Берегите жилище от пожаров.


Правила поведения при пожаре (общие).

Правила поведения при пожаре в квартире.

Правила поведения при пожаре на даче.

Правила поседения при пожаре в общественных зданиях.

Правила поведения при лесных пожарах.

Как вызвать пожарную охрану.

Потенциальные опасности на кухне, в спальной комнате и в общей комнате.

Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным.

Что делать, если на тебе загорелась одежда.

2


17

Пожарно-прикладной вид спорта.



Выступление (доклад): Знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета

2


18

Контрольные зачеты. Документы дружины юных пожарных.


Документация отряда.

Противопожарная профилактика в летнее время. Проведение беседы с детьми на тему «Огонь друг и враг».

2



Всего часов


36