Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации АООП НОО Стандарта ФГОС педагог-психолог Лариса Александровна Жабина КГКОУ ШИ № 3 г. Хабаровска 2015 год
Структура программы АООП НОО
Адаптированная основная образовательная программа
1 Учебный план АООП начального общего образования
2 Ожидаемые результаты освоения обучающимися АООП начального общего образования
3 Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
4 Программы отдельных учебных предметов, курсов
6 Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
5 Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
8 Мониторинг оценки достижения ожидаемых результатов освоения АООП начального общего образования
7 Программа коррекционно-развивающей работы «Мир вокруг нас»
Ожидаемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП НОО
2.Личностные
1.Предметные
3.Межпредметные (БУД):
познавательные
регулятивные
коммуникативные
Ожидаемые результаты
по письму
ЛИЧНОСТНЫЕ
положительное отношение к школе;
мотивационная основа учебной деятельности;
понимание успеха в учебной деятельности;
учебно-познавательный интерес к учебному предмету;
самоанализ и самооценка;
развитие этических чувств;
установка на здоровый образ жизни;
чувство прекрасного и эстетические чувства.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
осуществлять поиск необходимой информации;
использование схем, знаков, символов;
смысловое чтение художественных текстов;
строить речевые устные высказывания;
строить рассуждения в форме связи простых суждений.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
сотрудничество с учителем;
планирование своих действий;
адекватно воспринимать оценку учителя;
вносить коррективы в работу с учетом сделанных ошибок;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
умение слушать, понимать, учитывать мнение другого;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение;
задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства;
строить монологическое высказывание;
овладевать диалогической формой речи.
ПРЕДМЕТНЫЕ 1 четверть
ПРЕДМЕТНЫЕ2 четверть
учиться характеризовать звуки русского языка, группировать их по признакам,
развитие фонематического звука детей;
делить слова на слоги, ставить ударение;
учиться характеризовать звуки русского языка, группировать их по признакам;
различать однокоренные слова;
рисовать схему слова, составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы;
учиться списывать слова с печатного образца;
подготовка руки ребенка к письму.
учиться писать большую букву в именах собственных;
определять значение слова.
ПРЕДМЕТНЫЕ 3 четверть
ПРЕДМЕТНЫЕ 4 четверть
характеризовать звуки, группировать их по признакам,
учиться характеризовать звуки, группировать их по признакам;
делить слова на слоги, ставить ударение;
определять значение слова;
строить простые предложения(устно);
делить слова для переноса;
составлять небольшой текст (устно);
писать большую букву в именах собственных;
ставить знак препинания в конце предложения;
учиться находить и группировать слова с одинаковой орфограммой;
соотносить орфограмму с изученным правилом;
определять значение слова и словосочетания;
учиться списывать слова с печатного образца.
строить простые предложения (устно);
находить орфограммы и соотносить их с изученным правилом;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
учиться списывать слова с печатного и письменного образца.
Внеурочная деятельность
Духовно-нравственное
Экологическое КСК «Мустанг»
«Час православия»
Общекультурное
Социально-адаптированное
«Музыкальный кружок»
«Город мастеров»
Спортивно-оздоровительное
«Волейбол, баскетбол, пионербол, футбол»
Здоровьесберегающее «Спортивный туризм»
Общеинтеллектуальное «Книжная полка»
Эстетическое «Изобразительное искусство»
Расписание внеурочной деятельности
День
Время
Понедельник
12.00-
1 класс
2 класс
12.40
Экологический «Мустанг»
12.50-
Вторник
3 класс
Спортивный
13.30
Спортивный
12.00-
4 класс
Город мастеров
12.50-
Среда
Город мастеров
12.40
5 класс
13.30
Музыкальный
12.00-
Музыкальный
Четверг
Экологический «Мустанг»
12.40
Изобразительное искусство
12.50-
12.00-
Книжная полка
13.30
Спортивный туризм
12.40
Спортивный туризм
12.50-
Танцевальный
Пятница
Час православия
13.30
Час православия
12.00-
12.50-
Изобразительное искусство
Спортивный
12.40
Книжная полка
13.30
Танцевальный
Спортивный
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
- Описание ценностных ориентиров;
- Связь БУД с содержанием учебных предметов;
- Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных БУД обучающихся;
- Типовые задачи по формированию БУД
- Преемственность программы формирования БУД при переходе от дошкольного к начальному образованию для адаптации обучающихся.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
- Воспитание в детях желания заботиться о своем здоровье ;
- формирование установки на использование экологически чистого и полезного здорового питания;
- использование комплекса двигательных упражнений для детей с учетом их возрастных, психических и психофизических возможностей;
- соблюдение рекомендуемого врачами режима дня и питания;
- получение знаний о негативных факторах риска здоровью и жизни детей;
- закрепление навыков противодействия вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя и ПАВ;
- закрепление потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по вопросам здоровья, желания самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков самообслуживания и личной гигиены.
Программа коррекционной работы
Цель программы: воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи:
- Выявление и реализация особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Педагогическая коррекция отклонений в поведении и духовно-нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности.
- Реализация комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-социально-педагогического сопровождения с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития.
- Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья АООП НОО и интеграция их в учебный процесс и в социум.
- Устранение причин нравственной деформации и отклонений в поведении.
Ожидаемый результат:
Успешная социализация и адаптация воспитанников в обществе.
Направления коррекционной работы
- Диагностика и развитие познавательной сферы (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности).
- Диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля).
- Диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальной интеграции (развитие способности к эмпатии и сопереживанию).
- Формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими, повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Для создания Программы использовали:
- ФГОС
- Примерная АООП НОО
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина (А.Я.Данилюк, А.М Кондаков, В.А.Тишков)
- Образовательная программа для специальных коррекционных школ 8 вида (В.В. Воронкова)
- Программа развития КГКОУ СКШИ 8 вида 3 г. Хабаровска
- Примерные программы внеурочной деятельности
- Внеурочная деятельность школьников (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов)
Литература по ФГОС
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Целью духовно-нравственного развития и воспитания является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, сознания и поведения.
Ожидаемый результат : становление и развитие ответственного, высоконравственного, инициативного, творческого и компетентного гражданина и патриота России.
Задачи духовно-нравственного воспитания:
- Формирование личной культуры;
- Формирование социальной культуры;
- Формирование семейной культуры.
Кого мы воспитываем?
Нравственный портрет воспитанного младшего школьника
Для этого достаточно перевести основные ценности духовно-нравственного воспитания в форму желаемых качеств личности. Получатся примерно следующие характеристики личности.
Добрый, не причиняющий зла живому. Честный и справедливый. Любящий и заботливый. Трудолюбивый и настойчивый. Творящий и оберегающий красоту мира. Стремящийся к знаниям и критично мыслящий. Смелый и решительный. Свободолюбивый и ответственный. Самостоятельный и законопослушный. Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой. Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам. Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города/села, России). Толерантный (уважающий других, не похожих на него).
Надо осознавать, что постоянное и повсеместное проявление таких качеств личности – идеал, то есть эталон, недостижимый результат, к которому, однако, надо стремиться.
Личность
ФИЗИЧЕСКОЕ
САМОРАЗВИТИЕ
РАЗВИТИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УЧЕБУ И ТРУД
ОБРАЗОВАНИЕ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ
СТАНОВЛЕНИЕ
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ и СЕМЕЙНОЕ
КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
ТВОРЧЕСТВО
Формирование целостной образовательной среды, включает урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.
1) Урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия.
2) Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных встречах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков, факультативах, театрализованных играх, библиотечной и музейной работе.
3) Внешкольная деятельность – начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей (добровольное сознательное участие в озеленении школьного двора, клумб, выращивании растений в теплице, уходе за животными в КСК «Мустанг», создании книги памяти своей школы).
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- Воспитание нравственных чувств, этического сознания и нравственного поведения.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (этическое воспитание)
Принципы организации духовно-нравственного воспитания :
1. Нравственный пример педагога;
2. Социально-педагогическое партнерство;
3. Индивидуально-личностное развитие;
4. Интегративность программы духовно-нравственного воспитания.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ обучающихся
Цель : воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, уважение к родной культуре и другим культурам, историческим и духовным ценностям.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Задачи:
- элементарные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
- представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;
- уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
- начальные представления о народах России, об их общей истории, о единстве народов нашей страны;
- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, края, города, в котором находится школа;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, своего города;
- любовь к школе, своему городу, народу, России;
- уважение к защитникам Родины;
- умение отвечать за свои поступки;
- негативное отношение к нарушению порядка в школе, на улице, к невыполнению обязанностей.
Мероприятия по реализации патриотического воспитания :
1-й класс
2-й класс
Москва – столица России.
3-й класс
Конкурс рисунков «Мой город»
Хабаровск – столица края Герб и флаг края и г.Хабаровска
Гимн и флаг России и края.
4-й класс
Дети и Конституция. Кто защищает наши права?
Экскурсия «Хабаровск – дальневосточная столица».
Загадки Российской символики.
Конкурс рисунков «Мой край Дальневосточный»
Викторина «Кто лучше знает свой город»
История возникновения герба г. Хабаровска
Герб и гимн России как произведения искусства.
Уроки истории Отечества «Матушка Москва – золотая голова» (видеофильм).
Моя Родина – Россия.
Конституция – основной закон нашей жизни.
Наше Отечество.
Встреча с работником ПДН.
Книжная полка «Что мы знаем о русских богатырях?».
Библиотечный урок «Права и гарантии»
Игра «Имею право», посвященная Дню конституции
Составление фотоальбома «Исторические места Хабаровска»
Герб Хабаровского края, история создания и его символы.
Конституция России. Кто защищает права инвалидов?
Русь держава православная. Дальний Восток – история освоения.
Герои Отечества: А. Суворов и М. Кутузов, А. Невский, Д. Донской, С. Радонежский, И. Федоров.
Российская Федерация – многонациональная страна.
Диспут «Что важнее – знать или выполнять?»
Мы и закон (разбор ситуаций).
Посещение музея Истории города Хабаровска.
Диспут «От Сусанина до К.Г. Жукова»
Как обувались и одевались в старину.
Поэтическая летопись «Защитники земли Русской».
Выставка рисунков «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».
О чем расскажет народный костюм.
Беседа с работником УФМС.
Песня народная сердце радует, душу согревает.
Национальная одежда народов Дальнего Востока «Бабушкин сундук» . Посещение краеведческого музея.
Викторина «Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости».
Предполагаемый результат:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт принятия ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт социального, межконфессионального взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт межличностной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, с использованием :
- экспресс-опросы для выявления уровня самооценки, межличностной коммуникации и уровня удовлетворенности результатами деятельности ;
- анкеты, позволяющие выявлять, анализировать ценностную сферу личности;
- тестовые инструменты, позволяющие учитывать возрастные и индивидуальные особенности;
- самооценочные суждения детей;
- дневники наблюдений развития обучающихся.
Условия реализации программы : взаимодействие основного и дополнительного образования, материально-техническая база, программно-методическое обеспечение.
Спасибо за внимание !