СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Два аспекта обучения чтению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Читать - это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело". К.Д. Ушинский.

Просмотр содержимого документа
«Два аспекта обучения чтению.»

Два аспекта обучения чтению

Действительно, чтение представляет собой два взаимосвязанных процесса – восприятия и понимания текстовой информации. Уже в середине XIX века четко определены два взаимосвязанных вида чтения – техническое и смысловое. Смысловое, или как говорил К.Д. Ушинский, «сознательное» чтение определяет результаты и качество чтения: «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело2». Правда, необходимо отметить, что с середины XIX до начала XX века в отечественной науке термин «смысловое чтение» еще не используется и с целью определения предметного поля исследований в рамках методики преподавания чтения используются следующие понятия: «отчетливое чтение» (Ф.И. Буслаев) и «объяснительное чтение» (К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, Н.Ф. Бунаков, Н.А. Корф).

Смысловое чтение всегда подчинено его основной задаче – пониманию письменного сообщения. Поэтому очень важно, чтобы развитие понимания читаемого в процессе формирования чтения у младших школьников шло в тесной связи с развитием процесса восприятия.

Постепенно, по мере развития и автоматизации чисто технического навыка чтения, понимание начинает опережать процесс восприятия, что проявляется в возникновении смысловых догадок, угадывании смысла в пределах отдельных слов. На последующих этапах формирования чтения понимание читаемых сообщений осуществляется уже на основе схватывания смысла целых слов и предложений. Здесь чтение опирается на предвосхищение «последующей» мысли, относящейся уже не к слову или фразе, а к целому абзацу или даже ко всему тексту. У нормального взрослого человека такое «антиципирующее чтение» достигает высокого уровня развития. Акт чтения протекает при этом в полном и неразрывном единстве процессов восприятия и понимания читаемого.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!