Урок № 7 _________________
"Два музыкальных посвящения"
Цели урока: накомство с музыкальными образами вокальных и инструментальных произведений М.И. Глинки.«Портрет в искусстве России (Репродукции портретов)» Тип урока: комбинированный. Форма урока: фронтальная
Задачи: − анализ формы, ритма, звуковысотной линии романса и сопоставление его с образно- смысловым анализом стихотворения А.С.Пушкина − развитие вокально- хоровых навыков − расширение музыкально- интонационного словаря учащихся − воспитание слушательской культуры, чувства восхищения русской классикой ( литературной и музыкальной)
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний учащихся для подготовки к новой теме.
- Эпоха 19 века — это мир чарующих звуков романсов русских композиторов, наполненные человеческими чувствами и переживаниями, прекрасных бальных вечеров, где дамы кружили голову кавалерам, а они посвящали им стихи, поэмы, сочиняли музыкальные произведения, и изображали их образы в картинах.
Беседа по пройденному материалу
- Что такое романс? (романс – вокальное произведение для голоса с инструментом, в к-м раскрыв-ся чувства человека, его отношение к жизни, это муз. произв. о любви, о чувствах человека, о природе)
- К какому жанру относится романс по способу исполнения? (жанр вокальной музыки)
- Романсы каких композиторов слушали?
Мечта в волшебной сени Мне милую яви, Мой свет, мой добрый гений, Предмет моей любви… (А.С. Пушкин) О чём на уроке у нас с вами пойдёт речь? (о романсах на стихи А. С. Пушкина, о картинах).
Тема сегодняшнего урока: «Два музыкальных посвящения». Мы познакомимся с двумя произведениями: вокальным и инструментальным, Михаила Ивановича Глинки, которые он посвятил одному и тому же человеку. Кому? Мы узнаем чуть позже.
Исходя из темы урока, попробуйте определить цели урока? Чему мы сегодня должны научиться?
3. Работа по теме урока.
Итак, Михаил Иванович Глинка – русский композитор 19 века (1804—1857), композитор.
Уже в раннем возрасте маленький Миша чутко реагировал на народные потехи и песни. Народный фольклор произвел на мальчика большое впечатление, которое он трепетно хранил всю свою жизнь. После оперы «Жизнь за царя», композитор написал такие гениальные произведения, как «Руслан и Людмила», «Камаринская», «Ночь в Мадриде», «Вальс – фантазия». Глинка много путешествовал по Европейским странам, открывал для себя новые горизонты и просторы для полета мысли и творчества. Это был поистине гениальный человек, на произведениях которого выросло не одно поколение русских композиторов. Первое произведение, о котором мы будем говорить – это романс «Я помню чудное мгновенье», в основе которого лежит одноименное стихотворение А.С. Пушкина. Обратите внимание на портрет Пушкина и Анны Керн, той, которой великий поэт посвятил свои стихи.
- Как вы думаете, чем пленила его эта девушка? Одно из своих самых лучших стихотворений « Я помню чудное мгновенье» Пушкин посвятил Анне Петровне Керн---красавице, светской львице, которая в своём доме устраивала литературные и музыкальные салоны, а молодые писатели, поэты и музыканты исполняли свои произведения
Давайте прочитаем стихи Пушкина
Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.
А теперь подберем каждому из шести четверостиший названия, который соответствуют их образно-смысловому содержанию.
Обратите внимание— меняется ли настроение на протяжении всего стихотворения. (3 ученика читают выразительно стихотворение).
- На сколько разделов можно разбить это стихотворение? (на 3)
- Определите образный строй настроения каждой части (встреча, воспоминание, забвение, новое свидание, порыв вдохновения и счастья).
А теперь послушаем этот романс. Сколько частей вы услышите? Сколько раз музыка сменит настроение? (слушание романса «Я помню чудное мгновенье»)
- Какие характеристики можно дать этой музыке? (это исповедь сердца, это скрытая от чужих глаз «дневниковая запись» переживаний, раздумий, отчаяния и восторга)
- Какими чертами обладает мелодия на разных этапах драматургического развития стихотворения?
- Как меняется темп, ритм, динамика в каждой части? (Прослеживая за развитием музыкального и поэтического образов, необходимо обращать внимание на выразительность мелодии – ее оттенки, необычность ритма, ладовой окрас, а также на особенности фортепианного сопровождения.)
- Сколько получается частей в этом произведении? (трёхчастная форма)
- Кому же посвятил свой романс Глинка? У Пушкина стихотворение называется "К.. ." и посвящено Анне Петровне Керн. Музыку Глинка посвятил ее дочери, Е. Е. Керн, романс написан в 1838-1840 гг.
Физ.минутка
Работа по теме урока.
Второе, инструментально произведение, которое мы сегодня услышим, Михаил Иванович посвятил той же девушке – Екатерине Ермолаевне Керн, и назвал его «Валь-фантазия». Как вы думаете, почему? Ответим после прослушивания.
(звучит «Вальс-фантазия»)
Вальс – это бальный танец, характеризующийся трехдольным ритмом и состоящий в поступательном движении плавно кружащихся пар. б) Музыкальное произведение в размере и характере такого танца, предназначенное обычно для концертного исполнения.
Композитор написал этот вальс для ф-но, но вскоре он стал так популярен, что появились его оркестровые переложения.
Для какой обстановки больше подходит этот вальс – для бала, балета или симфонического концерта. Почему?Это просто вальс или что-то большее?К какой области музыки ее можно отнести – легкой или серьезной? Почему?Что же объединяет эти два музыкальных произведения?
Оба произведения раскрывают чувства к его любимой. Обязательны ли слова?
Порой музыка, ее интонации способны ярче рассказать о чувствах человека.
Работа с песней
Итог урока. РефлексияО чем говорили на уроке? Что такое романс? Музыку какого композитора с вами слушали? Я сегодня узнал…. Мне очень понравилось… Я хотел бы…
Домашнее задание.Выучить слова песни.
Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. | Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. |