СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Два музыкальных посвящения"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Два музыкальных посвящения"

Цели урока: накомство с музыкальными образами вокальных и инструментальных произведений М.И. Глинки.«Портрет в искусстве России (Репродукции портретов)»

Просмотр содержимого документа
«"Два музыкальных посвящения"»

Урок № 7 _________________

"Два музыкальных посвящения"

Цели урока: накомство с музыкальными образами вокальных и инструментальных произведений М.И. Глинки.«Портрет в искусстве России (Репродукции портретов)» Тип урока: комбинированный. Форма урока: фронтальная

Задачи: − анализ формы, ритма, звуковысотной линии романса и сопоставление его с образно- смысловым анализом стихотворения А.С.Пушкина − развитие вокально- хоровых навыков − расширение музыкально- интонационного словаря учащихся − воспитание слушательской культуры, чувства восхищения русской классикой ( литературной и музыкальной)

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний учащихся для подготовки к новой теме.

- Эпоха 19 века — это мир чарующих звуков романсов русских композиторов, наполненные человеческими чувствами и переживаниями, прекрасных бальных вечеров, где дамы кружили голову кавалерам, а они посвящали им стихи, поэмы, сочиняли музыкальные произведения, и изображали их образы в картинах.

Беседа по пройденному материалу

- Что такое романс? (романс – вокальное произведение для голоса с инструментом, в к-м раскрыв-ся чувства человека, его отношение к жизни, это муз. произв. о любви, о чувствах человека, о природе)

- К какому жанру относится романс по способу исполнения? (жанр вокальной музыки)

- Романсы каких композиторов слушали?

Мечта в волшебной сени Мне милую яви, Мой свет, мой добрый гений, Предмет моей любви… (А.С. Пушкин) О чём на уроке у нас с вами пойдёт речь? (о романсах на стихи А. С. Пушкина, о картинах).

Тема сегодняшнего урока: «Два музыкальных посвящения». Мы познакомимся с двумя произведениями: вокальным и инструментальным, Михаила Ивановича Глинки, которые он посвятил одному и тому же человеку. Кому? Мы узнаем чуть позже.

Исходя из темы урока, попробуйте определить цели урока? Чему мы сегодня должны научиться?

3. Работа по теме урока.

Итак, Михаил Иванович Глинка – русский композитор 19 века (1804—1857), композитор.

Уже в раннем возрасте маленький Миша чутко реагировал на народные потехи и песни. Народный фольклор произвел на мальчика большое впечатление, которое он трепетно хранил всю свою жизнь. После оперы «Жизнь за царя», композитор написал такие гениальные произведения, как «Руслан и Людмила», «Камаринская», «Ночь в Мадриде», «Вальс – фантазия». Глинка много путешествовал по Европейским странам, открывал для себя новые горизонты и просторы для полета мысли и творчества. Это был поистине гениальный человек, на произведениях которого выросло не одно поколение русских композиторов. Первое произведение, о котором мы будем говорить – это романс «Я помню чудное мгновенье», в основе которого лежит одноименное стихотворение А.С. Пушкина. Обратите внимание на портрет Пушкина и Анны Керн, той, которой великий поэт посвятил свои стихи.

- Как вы думаете, чем пленила его эта девушка? Одно из своих самых лучших стихотворений « Я помню чудное мгновенье» Пушкин посвятил Анне Петровне Керн---красавице, светской львице, которая в своём доме устраивала литературные и музыкальные салоны, а молодые писатели, поэты и музыканты исполняли свои произведения

Давайте прочитаем стихи Пушкина

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.

А теперь подберем каждому из шести четверостиший названия, который соответствуют их образно-смысловому содержанию.

Обратите внимание— меняется ли настроение на протяжении всего стихотворения. (3 ученика читают выразительно стихотворение).

- На сколько разделов можно разбить это стихотворение? (на 3)

- Определите образный строй настроения каждой части (встреча, воспоминание, забвение, новое свидание, порыв вдохновения и счастья).

А теперь послушаем этот романс. Сколько частей вы услышите? Сколько раз музыка сменит настроение? (слушание романса «Я помню чудное мгновенье»)

- Какие характеристики можно дать этой музыке? (это исповедь сердца, это скрытая от чужих глаз «дневниковая запись» переживаний, раздумий, отчаяния и восторга)

- Какими чертами обладает мелодия на разных этапах драматургического развития стихотворения?

- Как меняется темп, ритм, динамика в каждой части? (Прослеживая за развитием музыкального и поэтического образов, необходимо обращать внимание на выразительность мелодии – ее оттенки, необычность ритма, ладовой окрас, а также на особенности фортепианного сопровождения.)

- Сколько получается частей в этом произведении? (трёхчастная форма)

- Кому же посвятил свой романс Глинка? У Пушкина стихотворение называется "К.. ." и посвящено Анне Петровне Керн. Музыку Глинка посвятил ее дочери, Е. Е. Керн, романс написан в 1838-1840 гг.

  1. Физ.минутка

  2. Работа по теме урока.

Второе, инструментально произведение, которое мы сегодня услышим, Михаил Иванович посвятил той же девушке – Екатерине Ермолаевне Керн, и назвал его «Валь-фантазия». Как вы думаете, почему? Ответим после прослушивания.

(звучит «Вальс-фантазия»)

Вальс – это бальный танец, характеризующийся трехдольным ритмом и состоящий в поступательном движении плавно кружащихся пар. б) Музыкальное произведение в размере и характере такого танца, предназначенное обычно для концертного исполнения.

Композитор написал этот вальс для ф-но, но вскоре он стал так популярен, что появились его оркестровые переложения.

Для какой обстановки больше подходит этот вальс – для бала, балета или симфонического концерта. Почему?Это просто вальс или что-то большее?К какой области музыки ее можно отнести – легкой или серьезной? Почему?Что же объединяет эти два музыкальных произведения?

Оба произведения раскрывают чувства к его любимой. Обязательны ли слова?

Порой музыка, ее интонации способны ярче рассказать о чувствах человека.

  1. Работа с песней

Итог урока. РефлексияО чем говорили на уроке? Что такое романс? Музыку какого композитора с вами слушали? Я сегодня узнал…. Мне очень понравилось… Я хотел бы…

Домашнее задание.Выучить слова песни.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.