Двигательное развитие.
Оглавление.
Формирование умения удерживать голову
Формирование умения выполнять движения головой
Формирование умения выполнять движения руками
Формирование умения выполнять движения пальцами рук
Формирование умения выполнять движения плечами
Формирование умения опираться на предплечья и кисти рук
Формирование умения бросать мяч
Формирование умения отбивать мяч от пола
Формирование умения ловить мяч
Формирование умения изменять позу в положении лежа
Формирование умения изменять позу в положении сидя
Формирование умения изменять позу в положении стоя
Формирование умения вставать на четвереньки
Формирование умения ползать
Формирование умения сидеть
Формирование умения вставать на колени из положения «сидя на пятках»
Формирование умения стоять на коленях
Формирование умения ходить на коленях
Формирование умения вставать из положения «стоя на коленях»
Формирование умения стоять
Формирование умения выполнять движения ногами
Формирование умения ходить по ровной и наклонной поверхности, по лестнице
Формирование умения ходить на носках, пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, приседе
Формирование умения бегать, высоко поднимая бедро, захлестывая голень назад, приставным шагом
Формирование умения прыгать на двух ногах
Формирование умения прыгать на одной ноге
Формирование умения ударять по мячу ногой
Содержание.
Формирование умения удерживать голову
Ожидаемый результат:
удерживание головы:
в положении лежа на спине
в положении лежа на животе
в положении на боку (правом, левом)
в положении сидя
Методические рекомендации:
При обучении удержанию головы в положении сидя (цель обучения) рекомендуем выкладывать ребенка на спину или на живот на горизонтальную поверхность или на большой гимнастический мяч. В положении лежа на животе на горизонтальной плоскости для облегчения удержания головы под голову и плечи ребенка подкладывают валик или согнутые в локтевых суставах руки.
При выполнении упражнения на большом гимнастическом мяче для облегчения удержания головы учитель раскачивает мяч вперед/назад.
Для того чтобы ребенок приподнял и удерживал голову, учитель привлекает его внимание ярким по цвету, звучащим или светящимся (мигающим или меняющим цвет) предметом, собственным отражением в зеркале.
Формирование умения выполнять движения головой
Ожидаемый результат:
выполнение движений головой:
наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя)
повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя)
«круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки)
Методические рекомендации:
Ребенок выполняет наклоны и повороты головой в положении сидя или стоя, исходное положение головы прямо. Ребенок учится наклонять голову вправо/влево, вперед/назад. Для привлечения внимания ребенка учитель использует звучащую игрушку, например, резиновый мишка. Игрушка располагается таким образом, чтобы при наклоне головы она издала звук. Для того чтобы ребенок повернул голову, в качестве мотивации учитель использует привлекательный для него предмет. Если ребенок поворачивает туловище вместе с головой, то рекомендуем зафиксировать туловище (например, удерживать руками) перед выполнением упражнения.
«Круговые» движения ребенок выполняет по образцу, заданному учителем, в медленном темпе.
Формирование умения выполнять движения руками
Ожидаемый результат:
выполнение движений руками:
вперед
назад
вверх
в стороны
«круговые»
Методические рекомендации:
Ребенок учится выполнять движения руками в положении стоя в процессе совместных с учителем действий. Учитель располагается за спиной ребенка, берет его за запястья и выполняет движения по максимальной амплитуде. Например, подняв руки ребенка вверх, удерживает их, затем возвращает в исходное положение. Обучение «круговым» движениям начинают с выполнения синхронных движений в одном направлении (вперед/назад, вправо/влево). После этого переходят к выполнению разнонаправленных движений (руки одновременно движутся в разных направлениях).
Формирование умения выполнять движения пальцами рук
Ожидаемый результат:
выполнение движений пальцами рук:
сгибать /разгибать фаланги пальцев
сгибать пальцы в кулак /разгибать
Методические рекомендации:
Ребенок учится выполнять движения пальцами в процессе совместных действий с учителем. Учитель захватывает кисть ребенка своей кистью и сгибает фаланги пальцев рук. Если ребенок испытывает трудности при разгибании пальцев, учитель помогает ему.
Формирование умения выполнять движения плечами
Ожидаемый результат:
выполнение движений плечами:
вверх
вперед
назад
«круговые»
Методические рекомендации:
Ребенок учится выполнять движения плечами в положении стоя по образцу и подражанию. Учитель встает перед ребенком и поднимает свои плечи. После этого он просит ребенка сделать так же. Если ребенок не выполняет движения по образцу или по подражанию, то учитель располагается за спиной ребенка, берет его за плечи и поднимает их вверх. Аналогично проводится работа по обучению выполнению движений вперед, назад, по кругу.
Формирование умения опираться на предплечья и кисти рук
Ожидаемый результат:
опора:
на предплечья
на кисти рук
Методические рекомендации:
Учитель кладет ребенка на живот таким образом, чтобы его руки были согнуты в локтях и разведены в стороны. Учитель берет ребенка за плечи и приподнимает его, в результате чего локти приводятся к туловищу и ребенок опирается на предплечья. Некоторое время учитель удерживает ребенка в этом положении, периодически отпуская его для того, чтобы он самостоятельно удерживал заданное положение тела. При дальнейшем подъеме ребенка его руки выпрямляются, и ребенок начинает опираться на кисти.
Формирование умения бросать мяч
Ожидаемый результат:
бросание мяча:
двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы)
одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы)
Методические рекомендации:
Ребенок учится бросать мяч детский (среднего размера) сначала двумя руками, затем одной рукой. Рекомендуем начинать учить бросать мяч от груди. Ребенок выполняет действие вместе с учителем, который удерживает руки ребенка в своих руках и выполняет бросок.
Формирование умения отбивать мяч от пола
Ожидаемый результат:
отбивание мяча от пола:
Методические рекомендации:
Ребенок учится отбивать сначала детский (среднего размера) мяч, затем баскетбольный мяч. Обучение ребенка осуществляется через совместные действия с учителем. Количество ударов мяча о пол постепенно увеличивается. Внимание ребенка обращается на то, что при отбивании мяча кисти рук должны быть напряжены, сила удара постоянна. Мяч должен отскакивать от пола на заданную высоту.
Формирование умения ловить мяч
Ожидаемый результат:
ловля мяча:
на уровне груди
на уровне колен
над головой
Методические рекомендации:
Рекомендуем начинать работу с ловли воздушного шарика, затем
детского (среднего размера) мяча, потом волейбольного и баскетбольного мяча. Сначала ребенок учится ловить мяч на одном уровне.
Формирование умения изменять позу в положении лежа
Ожидаемый результат:
изменение позы в положении лежа:
поворот со спины на живот
поворот с живота на спину
Методические рекомендации:
Ребенок, который самостоятельно не передвигается (повышенный мышечный тонус), учится выполнять повороты туловища в положении лежа. Для выполнения поворота со спины на живот, ребенку оказывается помощь: учитель захватывает двумя руками голову ребенка и плавно поворачивает ее вокруг продольной оси туловища, стимулируя последовательное активное включение в поворот плечевого пояса, туловища, таза и ног. Учитель может оказывать помощь ребенку за счет тяги противоположной руки вбок по касательной. Для облегчения выполнения поворота используется наклонная плоскость. При выполнении поворота с живота на спину, в том случае, когда поворот осуществляется влево, учитель поднимает вперед вверх левую руку ребенка, при этом его правое плечо наклоняет в сторону поворота, стимулируя его дальнейшее активное включение в поворот. Важным условия для выполнения самостоятельного поворота является наклонная плоскость.
Формирование умения изменять позу в положении сидя
Ожидаемый результат:
изменение позы в положении сидя:
поворот (вправо, влево)
наклон (вперед, назад, вправо, влево)
Методические рекомендации:
Ребенок учится выполнять поворот туловища в положении сидя. Учитель дает образец выполнения поворота, например, в положении сидя на стуле: ноги стоят на полу, таз неподвижен (не наклоняется, не поворачивается), поворачиваются только плечи. При необходимости учитель фиксирует таз ребенка. Постепенно амплитуда движения увеличивается. Рекомендуем в течение нескольких секунд удерживать ребенка в максимальной точке поворота. При выполнении наклона таз и ноги остаются неподвижны. Учитель помогает выполнить это движение, придерживая ребенка за плечи. Все движения должны быть плавными, без рывков.
Формирование умения изменять позу в положении стоя
Ожидаемый результат:
изменение позы в положении стоя:
поворот (вправо, влево)
наклон (вперед, назад, вправо, влево)
Методические рекомендации:
Ребенок учится выполнять повороты и наклоны туловища в положении стоя. Учитель дает образец выполнения движения. Если ребенок самостоятельно не выполняет поворот, учитель помогает ему, удерживая за плечи. Внимание ребенка обращается на то, что во время наклона в положении стоя ноги не должны отрываться от пола или сгибаться в коленях. Если ребенок не наклоняется вперед самостоятельно, то учитель помогает ему выполнить движение, одной рукой придерживая колени, другой рукой наклоняя туловище. Если ребенок не наклоняется самостоятельно в сторону, то учитель помогает ему выполнить движение, одной рукой придерживая таз ребенка, другой рукой, взяв его за плечо с противоположной стороны, наклоняет туловище.
Формирование умения вставать на четвереньки
Ожидаемый результат:
вставание на четвереньки
Методические рекомендации:
Вставать на четвереньки учат ребенка, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата. Учитель кладет ребенка на живот, затем пассивно выпрямляет его руки вверх вдоль тела. У ребенка рефлекторно происходит подъем головы и сгибание ног – переход в положение на четвереньках. Если ребенок может сидеть на пятках, учитель вытягивает ребенка вверх за руки, надавливая при этом коленом на изгиб позвоночника. Для формирования умения стоять на четвереньках используются мячи, подвижную тележку и др.
Формирование умения ползать
Ожидаемый результат:
ползание:
на животе
на четвереньках
Методические рекомендации:
Ребенка учат ползать на животе следующим образом: сначала ребенок протягивает вперед согнутую в локте левую руку и приводит правую ногу к себе, сгибая в колене. Под правую стопу учитель устанавливает опору. Рефлекторно происходит отталкивание согнутой ноги от опоры с последующим продвижением ребенка вперед. Затем ребенок протягивает вперед согнутую в локте правую руку и приводит левую ногу к себе, сгибая в колене. Под левую стопу учитель устанавливает опору. Рефлекторно происходит отталкивание согнутой ноги от опоры с последующим продвижением ребенка вперед.
Для обучения ползанию на четвереньках рекомендуем использовать матерчатые носилочки (полотенце, простыня). Ребенок лежит на животе. Учитель подсовывает под грудь ребенка полотенце, выравнивает концы полотенца над спиной ребенка, приподнимает ребенка таким образом, чтобы он опирался на колени и выпрямленные руки. Приподняв ребенка, учитель раскачивает его вперед и назад, побуждая к движению. Затем он передвигает носилочки вперед, побуждая ребенка выполнять шаговые движения руками и ногами. Для того чтобы уменьшить нагрузку на руки и на ноги и облегчить ребенку выполнение шаговых движений, учитель наклоняет носилочки (вправо-влево). Для тренировки по отдельности шаговых движений рук и ног рекомендуем использовать доску на колесиках. Если ребенок выполняет шаговые движения ногами (на коленях), то кистями рук или предплечьями опирается на доску. Если выполняет движения руками, то стоит на коленях на доске.
Формирование умения сидеть
Ожидаемый результат:
сидение:
сидение на полу с опорой
сидение на полу без опоры
посадка из положения «лежа на спине»
сидение на стуле
Методические рекомендации:
Сначала ребенка высаживают на пол спиной к опоре (стене, щиту и т.д.) с согнутыми или вытянутыми вперед ногами. Опираясь руками о пол и удерживая голову в приподнятом положении, ребенок учится сохранять равновесие. Затем ребенок учится сидеть на полу без опоры. Учитель сажает ребенка (удобная для сидения поза) и помогает ему сохранять равновесие, удерживая за руки. Ребенок учится садиться из положения «лежа на спине» через поворот туловища и опору на предплечья. Учитель фиксирует бедра ребенка, берет его за руку, поворачивает на бок и тянет по направлению к себе. Начинать учить ребенка сидеть на стуле рекомендуем с использования стульев с подлокотниками, при необходимости фиксаторами.
Формирование умения вставать на колени из положения «сидя на пятках»
Ожидаемый результат:
вставание на колени из положения «сидя на пятках»
Методические рекомендации:
Ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата учат вставать на колени из положения «сидя на пятках». Учитель, отводя прямые руки ребенка назад — вверх ставит его на колени. Когда ребенок самостоятельно встает на колени из любого положения, то он опирается руками об опору (стена, стол и др.).
Формирование умения стоять на коленях
Ожидаемый результат:
стояние на коленях
Методические рекомендации:
Для тренировки удержания равновесия рекомендуем предлагать ребенку задания, например, сбивать теннисным мячом кегли. Также проводятся упражнения на сохранение равновесия на движущейся поверхности. Например, ребенок стоит на коленях на туристическом коврике, который учитель двигает по полу.
Формирование умения ходить на коленях
Ожидаемый результат:
ходьба на коленях
Методические рекомендации:
Обучение ходьбе на коленях начинается с того, что учитель использует «поводок» («вожжи», кусок ткани и т.п.) для поддержки ребенка под грудью и под мышками. Учитель приподнимает ребенка вверх, наклоняет в сторону, создавая опору на одно колено и освобождая другое для выполнения шагового движения; небольшой наклон вперед побуждает ребенка сделать шаг. Самостоятельно передвигаться ребенок учится с опорой на предметы, например, тележку на колесах, мяч, который ребенок перекатывает и т.д.
Формирование умения вставать из положения «стоя на коленях»
Ожидаемый результат:
вставание из положения «стоя на коленях»
Методические рекомендации:
Ребенка с двигательными нарушениями учат вставать из положения «стоя на коленях», опираясь на окружающие предметы мебели, стену и т.п. Если ребенок самостоятельно не встает, то учитель помогает ему: поддерживает ребенка под мышки, помогает перенести вес тела на одну ногу. Ребенок, поставив другую ногу на стопу, встает, опираясь на нее. Вставать со стула ребенок учится, опираясь одной или двумя руками о стол, стену и т.д.
Формирование умения стоять
Ожидаемый результат:
стояние:
с опорой (вертикализатор, костыли, трость и др.)
без опоры
Методические рекомендации:
Ребенка, имеющего нарушениями опорно-двигательного аппарата, учат стоять. Работа начинается с использования технического средства реабилитации «Вертикализатор». На первых занятиях ребенка на несколько минут ставят под углом 15-20 градусов, ноги разводят под углом 30 градусов. Время нахождения в вертикализаторе определяется индивидуально. В процессе стояния ребенок выполняет предлагаемые задания. По мере укрепления опорно-двигательного аппарата время вертикализации увеличивается до 30 минут и более, наклон вертикализатора уменьшают до 3-4 градусов. Не рекомендуем ставить ребенка строго вертикально, поскольку такое положение приводит к увеличению мышечного тонуса.
Затем ребенок учится стоять с опорой на костыли, трость и др., а также держась руками о стол, подоконник и т.д.
Формирование умения выполнять движения ногами
Ожидаемый результат:
выполнение движений ногами:
подъем ноги вверх
отведение ноги в сторону
отведение ноги назад
Методические рекомендации:
Ребенок стоит, держась за опору, и выполняет движения ногами. Сначала он учится двигать ногу вперед, назад, в сторону, не отрывая ее от пола. После этого ребенок учится поднимать прямую ногу в разных направлениях. При необходимости учитель одной рукой захватывает ногу ребенка в области пятки, другой рукой придерживает колено ребенка, чтобы оно не сгибалось. Поднимать согнутую в колене ногу ребенок учится до ориентира, заданного учителем. Когда ребенок учится отводить ногу назад, учитель придерживает ее за голеностопный сустав.
Формирование умения ходить по ровной и наклонной поверхности, по лестнице
Ожидаемый результат:
ходьба:
по ровной горизонтальной поверхности (с опорой, без опоры)
по наклонной поверхности (вверх, вниз; с опорой, без опоры)
по лестнице (вверх, вниз; с опорой, без опоры)
Методические рекомендации:
Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата учится выполнять шаговые движения по ровной горизонтальной поверхности в ходунках. Ходунки должны соответствовать росту ребенка, иметь достаточное количество фиксирующих приспособлений. Учитель сопровождает ребенка, поддерживая ходунки сзади, при необходимости подталкивая их вперед, поворачивая в стороны, и придерживает ходунки. При ходьбе по ровной горизонтальной поверхности в качестве опоры рекомендуем использовать брусья, расположенные с обеих сторон на уровне талии, тележку на колесах, которую ребенок катит перед собой, трость. После этого ребенок учится ходить по наклонной поверхности: сначала подниматься, а потом спускаться (пандус, пригорок).
Сначала ребенок учится подниматься по лестнице приставным шагом, располагаясь лицом к перилам и держась за них двумя руками. Если ребенок не ставит ногу на ступеньку, то учитель помогает ему это сделать. Затем ребенок учится спускаться по лестнице в том же положении. Учитель держит его за талию и направляет. Потом ребенок учится подниматься и спускаться по лестнице, стоя боком к перилам и держась одной или двумя руками за перила. Учитель держит ребенка под руку и задает темп ходьбы.
Формирование умения ходить на носках, пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, приседе
Ожидаемый результат:
ходьба:
на носках
на пятках
высоко поднимая бедро
захлестывая голень
приставным шагом
широким шагом
в полуприседе
в приседе
Методические рекомендации:
Ребенок учится выполнять движения, ориентируясь на образец, заданный учителем.
Формирование умения бегать, высоко поднимая бедро, захлестывая голень назад, приставным шагом
Ожидаемый результат:
бег:
Методические рекомендации:
Сначала ребенок учится бегать по ровной поверхности, ориентируясь на образец, заданный учителем. Учитель берет ребенка за руку и бежит вместе с ним. Рекомендуем чередовать ходьбу с бегом. При этом учитель называет выполняемое действие: «бежим», «идем». Другие виды бега ребенок учится выполнять также, ориентируясь на образец, заданный учителем. Бег приставным шагом ребенок выполняет, передвигаясь правым или левым боком вперед (это бег галопом).
Формирование умения прыгать на двух ногах
Ожидаемый результат:
прыжки на двух ногах:
на месте
с продвижением (вперед, назад, вправо, влево)
Методические рекомендации:
Обучение прыжкам начинают с выполнения упражнений на батуте, при этом учитель находится напротив ребенка и держит его за руки. Если упражнение выполняется на большом батуте, то учитель прыгает вместе с ребенком. После этого ребенок учится прыгать на полу. После того как ребенок научился прыгать на месте, он выполняет прыжки с продвижением в различных направлениях (вперед, назад, вправо, влево). На начальном этапе на пол кладут ориентир (лента, брусок, скакалка, нарисованная линия и т.д.). Внимание ребенка обращается на перепрыгивание через ленту, брусок и др.
Формирование умения прыгать на одной ноге
Ожидаемый результат:
прыжки на одной ноге
Методические рекомендации:
Сначала ребенок учится прыгать на одном месте, затем с продвижением вперед и т.д. На начальном этапе обучения для сохранения равновесия рекомендуем использовать опору (поручни, стена и др.).
Формирование умения ударять по мячу ногой
Ожидаемый результат:
удары по мячу ногой:
с места
с нескольких шагов
с разбега
Методические рекомендации:
Сначала ребенок учится ударять по мячу с места с небольшим замахом. Учитель берет ногу ребенка, отводит назад и ударяет ею по мячу. После этого ребенок учится ударять по мячу, пройдя несколько шагов. Учитель ставит ориентир, определяющий расстояние до мяча. Постепенно это расстояние увеличивается, и ребенок учится ударять по мячу с разбега.